18 ноября 2018, 19:45
Клуб из столицы Дагестана может сняться с чемпионата России по окончании первой части сезона из-за огромных финансовых проблем. Футболисты, тренеры и персонал несколько месяцев не получают зарплату и премиальные, у команды не запланирован и не оплачен ни один зимний сбор.
– Какие чувства сейчас испытывают болельщики "Анжи"? – вопрос Газиеву.
– Не радостные. Люди расстроены, ведь команду в Дагестане любят. Тысячи и тысячи выросли на футбольном клубе, потом у них появились дети, которые тоже начали проникаться любовью к "Анжи". Это все передается из поколения в поколение. Но, к сожалению, все меньше поводов для оптимизма.
– Не получается найти инвесторов, власти республика не выделяют средства. Может быть, "Анжи" просто никому не нужен?
– То, что клуб нужен – это факт. Об этом свидетельствует акция "Анжи, живи" – очень многие приняли в ней участие. Команда – флагман дагестанского футбола. В регионе много взрослых и детей постоянно играют, все поля заняты, строятся новые площадки. Давайте не забывать об академиях, детских коллективах – им нужен лидер, в состав которого могли бы попадать таланты. Детям нужно к чему-то стремиться. Возможно, руководству клуба пока не удается объединить всех, кому небезразличен "Анжи", показать насколько это большая сила. Но тех, кто любит команду, десятки тысяч.
Это бренд Дагестана, который знают во всем мире. Даже если "Анжи" покинет РПЛ, нужно за него будут болеть и поддерживать. Уверен, что через некоторое время клуб возродится. Сейчас есть некоторое разочарование, апатия из-за того, что на протяжении многих лет у "Анжи" проблемы – кризис уже воспринимается как данность. Болельщикам нужны результаты, к тому же дагестанцы – максималисты и хотят, чтобы команда не просто жила, но и развивалась, побеждала.
– Если бы "Анжи" выступал в первом дивизионе, где оказался по итогам сезона-2017/18, легче было бы пережить непростой период?
– К премьер-лиге приковано огромное внимание, к ФНЛ только 10-15 процентов от этого. Поэтому ажиотажа вокруг возможного снятия "Анжи" с первенства не возникло бы. Хотя шум тоже фактически не помог – финансы в клуб не потекли. Хотя в первой лиге было бы легче, согласен. Может, в таком случае на поле выходило бы больше местных воспитанников и меньше легионеров, что разгрузило бы бюджет.
Когда "Анжи" в прошлый раз вылетал из РПЛ, то в ФНЛ достаточно приличная посещаемость была, команда побеждала. Не вижу здесь проблемы. Главное, чтобы "Анжи" жил, а в каком дивизионе на данный момент неважно. Если мы хотим выступать в премьер-лиге, надо каким-то образом профинансировать клуб. Но есть сомнения, что найдется много желающих делать это на уровне РПЛ.
– В болельщицкой среде есть претензии к нынешнему руководству?
– Наверное, раз денег нет. Мне нравится тренер Магомед Адиев. Он очень хорошо справляется со своей работой, учитывая все обстоятельства. Сумел слепить добротный коллектив. Жаль, что не пришел раньше. Магомед – молодец. А за действиями руководства пристально не слежу – смотрю на команду, на то как она играет.
– Вам нравится самоотдача, с которой бьются футболисты?
– Да. Обычно без денег случается наоборот. Здесь можно выразить только слова благодарности игрокам и тренерам, которые несмотря ни на что бьются за клуб и не бросили его в тяжелый момент.
Хочется, чтобы руководство республики обратило больше внимания на профессиональный и любительский футбол в регионе. Ведь чем сильнее будут любители, тем больше шансов, что кто-то из них пробьется в профессионалы. Если у людей появится постоянная соревновательная практика на любительском уровне, то какая-то часть игроков попадет в "Анжи". И мы придем к тому, что у нас начнут играть местные воспитанники, которым нужно платить меньше, чем дорогостоящим во всех смыслах легионерам.
Нужен фундамент в виде хорошего менеджмента, тренерской базы, развития академии – долгосрочный проект. Без него поднимаемся в премьер-лигу – и постоянно происходит какой-то надлом. Когда вылетали в ФНЛ, то руководство говорило, что заново соберем состав и молодые, голодные до футбола поднимутся наверх и начнут побеждать. А в итоге опять вокруг клуба возникли разные агенты, "Анжи" накупил футболистов на стороне и все пошло по-старому. И появились те же проблемы.
– После эры Сулеймана Керимова клуб не может обрести стабильность. Почему не удалось найти достойного преемника?
– Тут вопрос не в преемнике, а в деньгах. Разве нет? Керимов финансировал клуб, а руководили управленцы. Мы говорим о денежной составляющей. Не знаю, почему так вышло. Наверное, не так много предпринимателей, которым интересен футбол.
– Есть какой-то выход из данной ситуации, чтобы не расформировывать клуб?
– Только если найдутся деньги. Какой еще может быть выход? Предприниматель должен купить или профинансировать "Анжи". Или республика должна помочь, но с финансовым контролем в клубе – это должен быть кто-то из заслуженных болельщиков. Мы со многими ситуациями сталкивались за эти годы. Средств в "Анжи" вложено немало, но в итоге получается, что ничего не осталось. Значит нужен общественный контроль. Когда частный инвестор финансирует, это другая история, он сам принимает решения. А когда присутствуют государственные вложения, нужна отчетность.
– Вам не кажется, что Хабиб Нурмагомедов, у которого большое влияние, мог бы активнее поддерживать клуб?
– В смысле? Он многое сделал. Написал о ситуации в "Анжи" в своем аккаунте в Инстаграме, который просматривают миллионы, постоянно приходит на матчи и помогает всем, чем может. Что еще от него надо? Должен сам финансировать "Анжи"? Нет. Хабиб делает даже больше, чем нужно.
Многие знают о ситуации именно благодаря Нурмагомедову. Никаких претензий к нему нет, и быть не может.
– Пока тенденций на исправление ситуации нет. На что остается надеяться болельщика?
– Жизнь не заканчивается. Пока в сердцах и головах людей есть имя "Анжи", клуб будет жить – в той или иной форме.