Мелбет-Первая Лига. Новости

21 сентября 2001, 15:54

Первый дивизион глазами Андрея Анфиногентова. Дорогой Владимир Алексеевич, или В трусах и без галстука

Андрей АНФИНОГЕНТОВ
Специальный корреспондент

     Вот и не верь после всего, что случилось с "Газовиком-Газпромом" во втором круге, в приметы. Ижевский клуб, мало того что довел свою беспроигрышную серию до шести матчей, он по ее ходу практически не сорит очками, подарив лишь ничью "Рубину" в Казани. А еще во второй половине первенства уральцы проиграли лишь дважды, набрав при этом за десять игр на 4 очка больше, чем за весь первый круг. По ходу своего беспрецедентного путешествия по турнирной таблице ижевчане окончательно похоронили интригу на верхних ее этажах. Не далее как в последнем туре, уложив на лопатки "Амкар". Словом, парадокс. Особенно если вспомнить, что недавно команда, как говорится, стояла на вылет. Искать причины преображения "Газ-Газа" можно долго. Их много, но есть главная. Уральцам удалось заявить 55-летнего форварда Владимира Тумаева.

     Пузатый и седовласый, не всегда эстетично бегающий, он со своей страстью к игре, желанием выйти на поле и попытаться забить вызывал не только иронию. Случалось даже, что над Тумаевым откровенно смеялись. На одной из столичных пресс-конференций работавший в ту пору с командой Александр Ивченко не выдержал, едва ему начали с издевочкой задавать один за другим вопросы об играющем президенте. Дескать, а что ж вы не решились выпустить своего главного ветерана, поразить избалованную столичную публику экзотикой? Ивченко предложил задавать вопросы по игре, а когда его снова спросили про Тумаева, хлопнул дверью.

     Сам Тумаев к подобным разговорам относится куда спокойнее. Наверное, длительная закалка сказывается. Его ведь еще во времена партийных билетов и обкомов песочили за страсть побегать в трусах и без галстука с подчиненными. В итоге, добившись персонального разрешения от самого Черномырдина, патрон ижевского "Газовика" не только стал со спокойной совестью бегать по полю, но и начал шагать с командой вверх по лестнице профессионального мастерства. В итоге добрался до первого дивизиона, где забил самый "старый" гол в истории нашего футбола, огорчив пару лет назад голкипера нальчикского "Спартака". Он периодически появлялся на поле в матчах, когда интрига была исчерпана, и у тренеров была возможность подпустить шефа "Газовика" к празднику большой игры. В остальных случаях дело ограничивалось включением играющего президента в заявочный список. Тумаев, выходящий за час до матча из джипа, а не клубного автобуса, стоял за воротами или в форме восседал на лавочке, отведенной его команде. Жизнь текла по привычному руслу, которое нарушили этой весной. Итоговая заявка "Газовика-Газпрома"-2001 фамилии "Тумаев" не содержала.

     Злые языки винят в том лично главу ПФЛ Николая Толстых. Он, дескать, был против того, чтобы в профессиональной команде был форвард, чей год рождения - 1946. "Газовик", называвшийся зимой в числе возможных претендентов если не на путевку в элиту, то хотя бы на место в тройке-пятерке лучших, без своего патрона забуксовал. И слова Владимира Алексеевича, который вечно твердил про ауру, создаваемую собственным присутствием, сразу вспомнились. Ведь пять лет назад Тумаев (в жизни - глава дочернего предприятия "Спецгазавтотранс" РАО "Газпром") также вот оставил детище в сложный момент. Он улетел в северный Игрим, где грозили забастовать рабочие его предприятий. А надо бы лететь в Иркутск, где играл "Газ-Газ", стоявший на пороге высшего дивизиона. Забастовку в Обской губе Тумаев сорвал, уговорив работяг потерпеть пару дней до прилета чемоданов с зарплатами из Москвы. Вот только радости от этого ему не было никакой - "Газовик" бездарно проиграл на Байкале, а потом потерял очки еще и в Чите, расставшись с мечтами об очередном повышении в классе.

     "Когда я рядом, футболисты сами говорят, что им играется лучше. Они уверенней себя чувствуют. Знают, что никто не обидит, что шеф рядом, и, если что, в обиду не даст", - философия Тумаева была уж очень простой, а потому верилось в нее с трудом.

     Теперь верить придется. На второй круг текущего сезона Тумаева заявили. "Газовик", "усиливший" состав 55-летним футболистом, моментально заиграл так, что остается разводить руками и удивляться.

     Хотя, конечно, причины взлета "Газ-Газа" не только в этом. Двум медведям в одной берлоге ужиться, как гласит народная мудрость, нереально. Тумаев же зимой решил, что в его берлоге поставить эксперимент вполне возможно. Виктор Слесарев, много лет работавший самостоятельно, в феврале вернулся из Китая. Он предпочел расстаться со страной, где неплохо платят. Причина прозаична: для тренера, имеющего за плечами только первый российский дивизион, пост главного в клубе получить невозможно. Работать с дублем, который играл не в элитной лиге, Слесарев отказался. Как отказался быть ассистентом у поляка с французским паспортом и со звонкой в мире футбола фамилией - Касперчак. Парадокс, если учесть, что при этом предложение Тумаева он принял. Сам он объясняет, что для него "Газовик" команда не чужая, а Тумаев почти брат названный, с которым все прошли: и победы, и неудачи, и ссоры, и примирения. Убедительно, хотя все равно странно. При живом-то главном тренере идти в клуб! Слесареву, правда, в Ижевске отвели роль вице-президента, но сути это не меняло.

     Ивченко это знал, понимая, что в клубе решили найти ему замену, хотя причин для расставания со своей персоной он вроде бы не давал. Однако дублер - вот он, ходит по клубу, звонит куда-то, что-то делает… Словом, атмосфера в уральском клубе в начале года была далека от нормальной. Скорее наоборот.

     Ивченко сейчас работает в Омске. Слесарев стал главным тренером "Газовика-Газпрома". Команду он принял, когда у нее было мало очков, а все в голос называли небогатый уральский клуб одним из главных претендентов на вылет. Однако ошиблись.

     К счастью, ошиблись. Хотя бы потому, что за пять лет Тумаев и его сподвижники превратили ужасный и разграбленный стадион в центре столицы Удмуртии в спортивное сооружение, а не гигантскую бетонную чашу, в центре которой почему-то играют в футбол. Для ремонта табло, которому было очень много лет, они нашли не только документацию на этот архивный экспонат. Они отыскали в Грузии тех, кто когда-то это табло в Ижевск привез и смонтировал. Оказалось, что предприятие живо, а наладчики готовы приехать в далекую северную республику России. Табло, кстати, нынче работает.

     А полузащитник Кобозев, которого зимой сватали наперебой в несколько более состоятельных клубов, снова попадает в символические сборные "СЭ", составляемые после очередного тура. Заиграл здесь Хакимов, которого зимой "Шинник" вывез из Узбекистана. Начал забивать Бурдин, мучившийся в Казани целый круг и разводивший руками, когда мяч летел куда угодно, но не в цель. Играет, впрочем, вся команда, которую жаль было терять, хотя бы в силу ее перспективности и приверженности местным кадрам. Ради этого стоило включить в заявку президента, который никак не набегается по полю в трусах и без галстука. Пусть бегает, если ему так сильно хочется. Лишь бы польза была.