6 июня «СЭ» опубликовал первую часть интереснейшей беседы с главным тренером «Акрона» Евгением Калешиным. Сегодня — окончание разговора.
— В каком возрасте и в какой момент вы захотели тренировать?
— В 2002 году, когда мне было 24. Я тогда играл за тольяттинскую «Ладу». У нас был тренер Сергей Бутенко, и, глядя на его работу, я понял, что эта профессия — для меня. Хотя у меня отец — тренер, но, только когда познакомился с Бутенко, попал под его влияние, увидел плоды совместной работы, понял, как это круто. До сих пор пользуюсь знаниями этого тренера. Двигаюсь вперед, стараюсь учиться каждый день, но глобально очень многое у него почерпнул.
Твоя тренерская идея может отличаться от исторической идеи клуба. Но тренер должен рисковать, брать ответственность за свои идеи. Если ты на такие риски идешь, то можешь встретить сопротивление, потому что исторически клуб так не играл. Например, «Кубань» исторически никогда не была доминирующей командой. В основном было влияние силового футбола, как на Украине команды играли. Такой стиль исторически там прижился. И когда я работал с «Кубанью», болельщики не могли понять игру — в их восприятии заложен другой футбол.
С этим приходится бороться. Но я не могу изменить себя сам, если в другой стиль не верю. Как я могу убедить игроков? Если бы испугался, то три года там бы не проработал. Но я не боялся. Мое воспитание, книги, которые я прочитал, музыка, которую я слушаю, и так далее формируют меня как личность и транслируют мою идею. Я в это верю и собираюсь убеждать игроков и руководство клуба.
Если же ты приходишь в сложившийся клуб, тебя обуревает страх. Ты либо соглашаешься на риски, либо идешь на поводу. Тогда лучше сразу отказаться. Тедеско пришел в «Спартак» — на мой взгляд, он вообще тренер с другого полюса! Немецкая система, контратакующий футбол. Я смотрел на эту игру и уважаю его как тренера, но это не спартаковский футбол! Мне скучно становится смотреть, зная, что это «Спартак». Если бы это было «Динамо», наверное, смотрел бы по-другому. Но я знаю, каков спартаковский футбол, и хочу эту картинку опять увидеть. Но он молодец — не испугался и дал результат.
Уход Бердыева из «Сочи» — сенсация? Только на первый взгляд — расставание могло произойти еще раньше
— Просили ли вы у брата Виталия конспекты тренеров, с которыми ему довелось работать, — того же Курбана Бердыева? Вообще чужие конспекты помогают или это не более чем бумага?
— Помогают! У меня есть конспекты Петракова, Бышовца, Ташуева. От Бышовца есть целый сбор, 14 дней. Это была летняя пауза, и мы поехали в Вентспилс. Идеальные условия — поля, отель. Я сам записывал.
С Виталием была такая история. Когда он играл в «Рубине», я был тренером в академии «Краснодара» и попросил, чтобы он поспособствовал попасть к Курбану Бекиевичу на стажировку. Но тот отказал. Бердыев вообще никого не пускал в то время. Потом я с ним общался, и он об этом очень жалел.
— Бердыев же у вас преподавал в ВШТ?
— Когда я учился, он был у нас на какой-то из лекций, проводил семинар. Я с ним был на связи, но он больше звонил и спрашивал мое мнение по игрокам. А в прошлом году он позвонил и пригласил на разговор. Я тогда в «Твери» работал, мы были в Турции на сборах. Я приехал к нему в отель, и мы с ним часа три просидели в лобби, хорошо поговорили про футбол. Конечно, глобальный человек! Это даже не тренер, а учитель.
— До сих пор не пойму, зачем «Сочи» его звал. Тем более после Гаранина.
— Стилистически абсолютно разные тренеры! Я не общался с Бердыевым на эту тему, такие вопросы неудобно задавать. Но когда после четырех туров тренер уходит, все это непонятно. Должна быть какая-то логика, а я ее не вижу. Когда вы берете такого тренера, то должны понимать — он «Рубин» строил не три месяца. Был долгий период, после которого команда вышла на топ-уровень, взяла два чемпионства, другие трофеи.
— Недавно вы дали впечатляющее интервью Леониду Слуцкому и были в нем очень откровенны. Смотрели ли другие беседы Слуцкого с его коллегами и согласны ли, что его программа «Коммент. Тренер» двигает тренерскую профессию вперед, потому что многие глубинные вещи до нее в открытую не говорились?
— Благодарен Леониду Викторовичу, что он за это взялся. Когда тренер задает вопросы тренеру, это совершенно другой диалог. Слуцкий может раскрыть любого коллегу. Естественно, он провоцировал меня на какие-то вещи. Но это был живой разговор! Слуцкий не мешает, при этом соблюдает тренерскую этику. Потому что журналист нечаянно может перейти какую-то грань.
Я все эти интервью посмотрел. Знаю, что планируются еще тренеры не из футбола — Трефилов, Алекно. Вот если бы это сохранить и отправить на соответствующие кафедры, то необязательно тренера приглашать. В этих интервью многие вещи говорятся, о которых не знают болельщики, молодые специалисты. Это очень полезная передача. Надо, чтобы этот проект продолжался.
— О чем бы вы сами в первую очередь спросили того же Романцева?
— Он на многие вопросы Слуцкому ответил. Мне больше интересно про жизнь его узнать — какой он человек. Как относился к религии, как в «Спартаке» с этим дело было. Про Старостина было бы интересно — что он от него взял. Про «Спартак» и так очень много знаю. И про тренировки в том числе — у меня в молодежной сборной был тренером Леонид Пахомов, у него спартаковские конспекты были и от Бескова, и от Романцева. Методические вопросы меня меньше интересуют, чем философские.
— Наверняка же вам интересна тема выгорания — ведь в 50 лет Романцев закончил с профессией, в которой был мегауспешен. Вспоминаю ваше открытое письмо, где вы рассказывали о своих панических атаках, тот же разговор со Слуцким, где уделили этой теме большое внимание.
— Как можно девять раз выиграть чемпионат, три раза выйти в полуфинал еврокубков и все это выдержать? Глыба! Характер стальной должен быть. Но Романцев и игроком же был таким — очень жестким.
А панические атаки — да, это проблема. Мне после того интервью Александру Дорскому, в котором я эту тему затронул, очень много комментариев на почту пришло, и через брата передавали. Это колоссальная проблема среди тренеров! Мы даже не можем представить, какой стресс люди испытывают! Но боятся сказать об этом. Здесь надо работать. Мне кажется, можно создать какую-то государственную программу помощи тренерам.
Тем, кто ко мне обращался, я помогал. И номер своего психотерапевта сбрасывал, и книжки, которые я читал. Но это сплошь и рядом, даже на детском уровне! Реальная проблема замалчивания стресса, который тренеры испытывают. Многие потому и бросают эту профессию. В будущем, возможно, и кафедра нужна, которая могла бы помогать. На Западе этим опытом пользуются. Андрей Талалаев точно пользуется у нас.
Станислав Черчесов немного удивил, когда сказал, что в сборной психологи не нужны. Ну, ему виднее, он опытный мужик. Мне кажется, это аспект, который активирует все. Голова определяет, как игрок будет играть, насколько он будет раскован. Если у него скелеты в шкафу, то от него не дождешься результата, с ним надо работать. На поле понятно, что он будет бегать. А вот когда приходит время принятия решений, спокойствие должно быть в голове. Если оно есть, тогда и на ноги это передастся.
Недавно было интервью с Егорычевым из «Урала», он сказал, что работает с психологом. Самое главное — на шарлатанов не нарваться. Здесь важно, чтобы государство процесс контролировало. Профсоюз футболистов или тренеров мог бы быть задействован.
— Вы стали первым тренером в стране, который открыто об этих вещах заговорил. Вам это не вредило с точки зрения трудоустройства? Никто из потенциальных работодателей не забраковал вас из-за этого?
— Мне никто никогда об этом не говорил, за исключением одного человека, не буду называть фамилию и страну. Меня пригласили за границу на переговоры. Это было сразу после «Балтики». Этот человек говорил на русском языке, и, пока мы ехали к владельцу, он мне несколько вопросов задал на эту тему. Я так понял, что он прощупывал меня. Я ему честно сказал, как есть на самом деле.
«Могу прожить на 25 000 рублей!» Диплом инженера, Гончаренко, Бояринцев на «Оке»: интервью уникального игрока РПЛ
— И что же вы сказали?
— Это то, что со мной останется на всю жизнь. От этого не надо избавляться. Если представить себе маятник, то это ваш страх. Если вы свой страх пытаетесь отдалить, то маятник приблизится к вам. Если вы свой страх притянете к себе, то, наоборот, маятник будет от вас отдаляться. Это одна из философских вещей. Чем ближе ты к страху, тем меньше потом будет проблем. Чем больше ты страхи отталкиваешь, пытаешься их заглушить, тем больше в будущем они доставят тебе проблем.
— Эти проблемы у вас уже позади?
— Рецидив был, но это нормально. Это не болезнь. Это ошибки поведения. Когнитивные ошибки, которые ты делаешь годами. У мужчин очень часто это результат кризиса среднего возраста. Возникают сбои из-за неправильного поведения и мышления. Говорить о том, что ты от этого избавляешься, неправильно. Ты просто должен научиться с этим жить, правильно реагировать, не бояться рецидивов.
Я пользовался услугами психотерапевта, который занимается когнитивно-поведенческой терапией. Это один из наиболее эффективных методов работы с данной проблемой. В твое детство не лезут, там немного другая тема. Никто за тебя эту работу не делает, ты должен это сделать сам. Допустим, люди, которые страдают клаустрофобией, в выходные дни ездят в лифте вверх-вниз. У каждого человека свой уровень стресса. Но если ты хочешь нормально жить, это помогает. Часто эта проблема касается перфекционистов, людей с аналитическим складом ума, тех, кто много инвестирует в свой проект.
— Почему, имея предпосылки стать своим Алексом Фергюсоном для «Балтики», за несколько лет подготовив команду для рывка наверх, вы вдруг решили уйти?
— За три года самый лучший результат был — пятое место. Одна из самых серьезных ошибок — мы провели слишком большую ротацию. Мы выжали из прежнего состава все, что можно, и не видели потенциала для прогресса команды. И летом провели сильные изменения — убрали десять игроков. Но адекватную замену им найти не смогли.
Сезон начался очень тяжело. Команда перед стартом первенства переболела ковидом. Из первых десяти матчей мы семь играли на выезде. Пока все восстановились, мы потеряли кучу очков. Но мы никогда бы оттуда не ушли, если бы руководство клуба не разочаровалось в наших идеях. Председатель совета директоров сказал, что с этим футболом мы не сможем выйти в премьер-лигу. После этого я понял, что нам надо расходиться.
Но по крайней мере он честно мне это сказал. Я за все благодарен, это был хороший период, и я сам там развился как тренер, многому научился. И губернатор лояльно относился. Про Калининград могу сказать только хорошее, но так бывает. Не смогли они дотерпеть, хотя я уверен, что мы бы все сделали.
— Вы сказали про семь матчей на выезде, а еще в интервью упоминали, что в Калининграде очень много времени уходило на перелеты. Это как-то повлияло на ваше решение об уходе?
— Нет, мы приспособились. Никогда не было чартеров. И это не такая стыковка, что из одного самолета вышел и сразу в другой зашел. Но так вся первая лига живет. И я считаю, что это хорошо. Первая лига — тяжелый турнир, надо терпеть. Здесь и тренеры должны быть подготовлены. Это хорошая закалка для футболистов. По тренировочному процессу у нас вопросов не было, очень хорошие условия для работы. Прекрасная база, стадион. Все для клуба делается!
— Артем Макарчук, который у вас в «Балтике» играл, не просто в основу «Сочи», но и в сборную уже попал. Вы говорили, что по тестированию выносливости нервной системы у него был чуть ли не европейский уровень.
— Не «чуть ли», а европейский! Сопоставимый с Шевченко, Шацких и Ребровым. Мы отправляли тогда данные в Киев, и они высылали нам сравнения.
— Вы это связываете с его дальнейшим прогрессом?
— Однозначно! Изначально нужно сделать отбор. Чтобы вырастить хорошего игрока, нужно отобрать материал. Может, звучит грубо, но материал генетический. Нужны игроки, способные перерабатывать огромный объем. Тестировать можно начинать с пяти-шести лет. И этих игроков нужно правильно обучать, воспитывать. Так живет весь европейский футбол. Если подберешь хорошего игрока и у тебя есть методики для подготовки, то надо только подождать. Но это гораздо дешевле, чем покупать.
— Вы эту систему тестирования перенесли в «Акрон»?
— Нет. Ее нужно было покупать в Киеве. А сейчас это уже невозможно.
— Как вы оказались в «Твери» после «Балтики»? И почему быстро ушли?
— Вадим Гаранин покинул команду в середине сезона, а она билась за выход в ФНЛ. Руководство приняло решение, чтобы команду не разбазарить, пригласить тренера, который мог бы убедить пацанов остаться. Они переговорили со мной, я посмотрел несколько матчей и понял: это то, что надо. Некоторых ребят я знал еще по «Краснодару». Молодая команда, готовая развиваться. Условия для второй лиги были шикарные, за исключением поля, где мы играли. А все остальное — тренировочный газон, питание, сборы в Турции — было на хорошем уровне. Мы ни в чем не нуждались. А расстались потому, что там перестали платить деньги. Рухнула команда. Спортивный директор уехал, футболисты разбежались. Обычная история провинциального футбола.
— Не пришли ли вы к выводу, что модель Сергея Игнашевича в «Балтике» — более простая игра, ставка на стандарты, борьба — больше подходит для достижения целей в ФНЛ, а на ступеньку выше ваш футбол подходит уже больше?
— Для меня есть пример «Факела». По модели это очень похожая команда. Нельзя сказать, что это простой футбол. Это агрессивный вертикальный футбол. Я не понимаю, по какой причине он не может работать в премьер-лиге. У «Факела» это работает, а эта команда сохранила практически всех игроков. Если «Балтика» пойдет таким же путем, то почему нет? Да, они не будут бороться за первую пятерку. Задача будет сохранить команду в первый год. Возможно, они сделают три-четыре приобретения. Там есть ресурсы. Вообще не вижу никаких проблем.
А мой взгляд на футбол, как и у любого тренера, субъективен. Сам же футбол — объективная игра. Надо забить гол и не пропустить. Сейчас разложу вам логическую цепочку. В правилах написано, что выигрывает та команда, которая забьет больше соперника. Чтобы забить гол, нужно иметь мяч. Чем чаще ты владеешь мячом, тем выше вероятность, что забьешь. Если играешь хорошо — а это не только владение мячом, но и умение атаковать, обороняться, — то вероятность победы еще выше. Какие команды в Европе за последние 30 лет лучшие? Те, которые владеют мячом. Сборная Греции, выигравшая Евро-2004, — исключение из правил.
— Чтобы владеть мячом, надо обладать определенными техническими навыками. На низовом уровне они не всем даны.
— Это большое заблуждение! Я работал в «Твери». Это вроде бы низовой уровень. Но мы владели мячом по 70% времени. Я в ту команду ни одного игрока не брал. Как это получилось? Они и при Гаранине владели мячом. Значит, такие игроки и во втором дивизионе есть! Мое глубокое убеждение, что мы сами игроков программируем. Вы это не можете, то не можете... Хороший тренер способен внушить человеку, который умеет только ходить, что он умеет летать.
Мы сильно недооцениваем наших футболистов. Да, если будешь играть против «Манчестер Сити», то их навыков не хватит. Но мы на сборах обыграли с «Тверью» 5:1 «Сочи». Да, это сборы, но какая разница? Мы их обыграли неслучайно, а просто раздавили футболом. Я сейчас часто смотрю ЮФЛ, топовые академии. Золотые пацаны! Как их подвести к тому, чтобы они шагнули в мужской футбол, чтобы они не повелись на агентские дела, — вот это задача. Поверьте — этот турнир лет через пять даст колоссальные плоды. Они там развиваются, играют в конкурентной среде. Но нужно заниматься их воспитанием. Смотришь сейчас некоторых людей, которые вещают на телевидении или в шоу на YouTube, диву даешься — откуда он это знает? «Я управляю карьерой игрока». Как ты можешь управлять карьерой? Карьерой игрока управляет игрок. Он трудится, рискует своим здоровьем.

Читал как-то интервью Пола Скоулза: «Агент нужен только в одном случае. Если ты из «МЮ» переходишь в «Реал». Молодым всегда говорю: «Вы с шести лет занимаетесь игрой. Вы школу пропускали, родители вас ругали, в любую погоду вы пинали мяч. Десять лет в академии. И тут приходит дядя, покупает тебе бутсы и говорит: «Тебе нужно прислушаться ко мне». А что ты делал десять лет? Ты не понял, как футбол функционирует? У тебя мамы и папы нет? У тебя нет тренера, который десять лет с тобой возился? Человек свалился с неба, и ты должен его слушать. Может, он и разбирается в футболе, но он имеет выгоду. Он зависит от твоего заработка». Тренер не ангажирован, он хочет, чтобы ты просто был хорошим игроком. А представители игроков все ангажированы.
Сейчас не очень принято звонить игрокам. Их представители сначала должны друг с другом пообщаться. Я говорю: «Бред какой-то! Кто ему объяснит, на какой позиции он будет играть? Представитель или я?» Звоню как-то игроку, не буду называть фамилию, рассказываю ему, где я вижу его в своей команде, условия тренировок и так далее. «Все понятно?» — «Да. Но вы не могли бы переговорить с моим представителем?» — «А когда будет ситуация на поле, мне тоже нужно будет представителю звонить? Или ты будешь принимать решение?» — «Я». — «Так и сейчас должен ты решение принимать, где тебе карьеру продолжить!» Я подумал, что раз этот игрок не готов сам принимать решение, то нам он не нужен.
— Слушаю я вас, внутренне аплодирую и при этом понимаю, почему у вас нет предложений из РПЛ.
— Я же говорю — мы работаем как антисистема! Мы развалим систему изнутри! Только никому не говорите, ха-ха!
Судьи чаще ошибались в пользу «Спартака», но и против него — тоже. В РПЛ в каждой второй игре неверное решение
— Вы упоминали о своих не лучших отношениях с судьями. Когда-то вы рассказывали, что умышленно наступили на ногу судье после игры. Но в последние годы пришли к выводу, что срываться на судьях бессмысленно. После интервью Слуцкого не провели с ним сеанс терапии по этой части? Ведь у него в последнее время это было выражено особенно ярко.
— Недавно задумался об этом. Понятно, что я продукт советско-российской системы, и у меня несколько предвзятый взгляд на то, что происходит в российском футболе. Иногда реагируешь неправильно, а потом пересмотришь эпизод — и стыдно становится. Но при этом приезжает сейчас в Россию Клотет и во втором туре удаляется. Тедеско в Германии никогда себя так не вел на бровке! Он эксцентричный, конечно, но так не прыгал! Несколько месяцев у нас поработал — запрыгал. Абаскаль тоже себя сначала нормально вел, а теперь запрыгал. Тренеры из-за рубежа видят, что что-то у нас происходит не то.
Понятно, что эта неадекватная реакция ничего не даст. И мне очень стыдно за эпизоды, которые у меня были. Я постарался потом принести всем судьям, с которыми встречался, извинения. Но иногда просто накрывает, и не могу ничего с собой сделать. Знаю, что это поборю.
— Судей и клубы, и игроки иногда провоцируют. Уже стало мемом выражение «пенальти Комличенко». Вы как относитесь к подходу «цель оправдывает средства?»
— У меня идет отторжение того, что сейчас происходит. Идет хорошая игра. Попадает мяч в штрафную и чуть-чуть касается руки. И раздражает не то, как судья реагирует. Меня бесит, как реагируют игроки. Маленькое касание — и начинается цирк! Это не только у нас — во всей Европе так! Футбол превращается в «Маски-шоу».
ВАР отчасти виноват в этом. Может, он недолго еще, не освоились. В баскетболе, например, со следующего года все просмотры должны быть на скорости игры. А когда ты тормозишь, игра сбивается. Коснись чуть-чуть кого-то на скорости 25 км/ч — ты потеряешь координацию! Здесь, мне кажется, больше работа с игроками нужна. Ты упал, но не надо к судье бежать. Пусть арбитры сами разбираются.
У меня есть видео, где Скотт Браун, бывший капитан «Селтика», в матче с «Абердином», когда его бьют по ногам от души специально, встает и всему стадиону показывает «да мне нормально!». Вот это подход! Если ты хочешь драться — после игры вызови, а на поле накажи голом! Удаление из-за провокаций не красят игру. Но это везде так. Даже немцы и англичане стали валяться. Это спровоцировал ВАР!

— Для вас стало полной неожиданностью, что «Акрон» в этом Кубке превратился в «народную» команду? У вас есть этому объяснение?
— Не ожидал такой реакции! Возможно, это потому, что клуб молодой и очень скромный. Все работящие — весь персонал, а не только игроки и тренерский штаб. Президент (Павел Морозов. — Прим. И.Р.) достойный — лояльный, деликатный. Видно, что он любит команду. Клуб наполнен такими людьми. Возможно, и болельщики такие. Подобное притягивает подобное. И этот маленький клуб обыграл таких грандов! Мне кажется, против «Спартака» всегда все хотят сыграть хорошо. Если «Спартак» проигрывает маленькому клубу, это гремит на всю страну. Маленькая команда смогла навязать честную борьбу большим клубам.
— Я познакомился с Павлом Морозовым в Калифорнии на стажировке в клубах НХЛ и МЛС со студентами московской бизнес-школы RMA. Он тоже мне говорил о своем желании изменить многое в нашем футболе. Про эту же антисистему, только немного другими словами.
— Это чувствуется! Да, это и тормозит команду, потому что такой человек мог бы подключать свои ресурсы — знакомства, связи, давление. Но Морозов этого принципиально не делает. Зато он хочет возродить былую славу Академии Коноплева — что о многом говорит. Будут перестелены поля, есть идеи насчет стадиона.
Есть одна история про садовника, которую пересказывал Бьелса. Есть два вида садовников, которые идут по саду. Один идет к выходу по диагонали, а другой — по периметру. Тот, который идет по диагонали, придет первым. Но он потопчет цветы. Тот, который идет по периметру, будет идти дольше, но он сохранит цветы в неприкосновенности. Морозов — это садовник, который идет по периметру. Таких людей мало. Галицкого можно вспомнить разве что. Это вызывает уважение.
— Он и говорил мне, что его идеал — Галицкий. Но при этом лично не знаком с ним. Так посодействуйте, организуйте!
— Думаю, что рано или поздно они встретятся. Возможно, уже встретились. Мы ведь недавно играли в гостях на Кубок с «Краснодаром».
— А вы себя можете представить тренером «Краснодара»?
— Наверное, это невозможно. По одной простой причине — я тренировал «Кубань». У «Краснодара» уже сложилась критическая масса болельщиков, своя культура. У них есть определенные требования к тем, кто приходит. Не говорю про Сергея Николаевича и сам клуб. Я хоть играл и работал в составе «быков», но воспитанник «Кубани», тренировал ее. И работал в «Краснодаре» по одной простой причине — оказался не нужен «Кубани».
Когда я начал работать тренером, меня тоже в «Кубань» не звали, а позвал Ташуев, возглавлявший «быков». «Кубань» и «Краснодар» — два непримиримых соперника. Тренировать сейчас «Краснодар» — это для меня плюнуть в тех, кто болеет за «Кубань». Это будет неправильно. Зачем провоцировать болельщиков лишними переживаниями? Если ты тренировал «Барселону», то не имеешь права тренировать «Реал» — неписаное правило.
— Но Гончаренко же тренировал «Кубань», а потом пришел в «Краснодар». Ташуев тоже.
— Я не тренировал «Краснодар», но тренировал в академии «Краснодара». И мне за это все время прилетало. Надо уважать болельщиков.
— Много ли осталось болельщиков в Краснодаре, которые сохранили верность «Кубани» и не приняли «Краснодар»?
— Да весь край! Это два антипода. Строение клуба, его история, философия, идеи. И это круто, что противостояние есть! Если они станут дружить, как «Интер» с «Миланом», то это смешно будет. А, допустим, «Рейнджерс» — «Селтик» — это Дерби! «Бока» — «Ривер» — это убийственное дерби! Или «Партизан» — «Црвена Звезда»! Круто, когда есть радикализм в неприятии соперника.
— Перед «Динамо» я спросил у Морозова, сколько процентов он даст на проход «Акрона». Я был в некотором шоке, когда он сказал: «Мы уверены в победе».
— Он очень верит! Этот заряд передается команде. Это одно из его сильных качеств, что он заряжен на победу.
— Обидно, что уступили по пенальти «Краснодару»? Не было ощущения, что если в этом Кубке прет, то будет переть до конца?
— Обидно! Хотелось их пройти! Но они здорово били. Мы анализировали, куда «быки» будут бить, но они меняли решение.
— Почему вы согласились идти в «Акрон», шедший одним из последних в первой лиге? Сказалось ли то, что клуб частный и в нем такой руководитель, как Морозов?
— Конечно! Сначала у нас был диалог со спортивным директором, потом с генеральным, и меня пригласили в Тольятти. Я приехал в офис «Акрон-Холдинг», где были президент и его менеджеры. Где-то час у нас была беседа, они выслушали, как я вижу ситуацию. Понял, что у клуба есть амбиции, а самое главное, что человек готов инвестировать время и финансы в развитие команды. Он был готов слушать. Мне это понравилось. Когда клуб молодой, легче какие-то вещи привнести и кого-то убедить, потому что не с чем сравнивать. Когда клуб новый, можно вместе с ним вырасти, пробовать новые вещи, рисковать.
Мы часто говорим игрокам, что каждая ошибка на поле рождает новые возможности. Те, которые мы, может, даже не тренируем. Не надо бояться ошибок, надо на них правильно реагировать. То же самое и в управлении клубом. Ошибки могут открыть новые двери. В таком мобильном клубе, как «Акрон», решения принимаются быстро. Допустим, в «Кубани» пока согласуется все, пока губернатор подпишет — проволочки сумасшедшие. А здесь в общем чате написали и всё быстро решили. А это влияет на производительность клуба, на эффективность решений. Государственный клуб — это целый аппарат. На принятие простого решения может уйти неделя. А здесь — час. В этом я вижу перспективу, потенциал у клуба огромный.
— Морозов сказал: «С приходом Калешина дисциплина повысилась, причем это касается всех сфер жизни клуба и команды». Как вы на штат воздействуете?
— Простой пример. Раздается всем фармакология — разрешенная, естественно. Прихожу на первую тренировку: «А почему витамины не все взяли?» — «Ну, игроки сами не берут». — «А доктор зачем? Доктор обязан контролировать, чтобы все взяли! Кто не возьмет — штраф!» Сейчас такого не бывает. Футболисты боятся штрафов. Сознание не у всех работает, сначала приходится жестко штрафовать, а потом приходят потихоньку к выводу, что это помогает. Кто-то из них начинает уже так жить. Но знаю, что, если ослабить хватку, все начнет рассыпаться.
— С какого момента в «Акроне» началось празднование побед под песню «Ласкового мая» «Седая ночь»?
— Не знаю, как это зародилось. Началось еще до прихода нашего тренерского штаба. Точную историю никто мне пока не рассказал. Но всем запало!
— Игра на трехтысячном стадионе в Жигулевске на синтетике — это ваш козырь или недостаток?
— Определенное преимущество есть. Так же, как и у нас есть проблемы при переходе на естественный газон. Осенью должны начать реконструкцию стадиона в Тольятти. Осталось утвердить план. Как только получим «добро», процесс пойдет.
— После победы над «Локомотивом» и ситуации с Бариновым вы сказали: «Думаю, мы никогда не приняли бы такую кабинетную победу». А как не приняли — отдали бы место другой команде?
— Мы сейчас говорим гипотетически. Но мое мнение — таких пятен у нового клуба быть не должно. Клуб заваривается на правильной закваске. Сейчас у нас хорошая пресса, хорошие результаты в Кубке. Команда прошла путь из любителей в профессионалы правильными шагами. Болельщики всегда будут это уважать, когда ты идешь честно. Никогда болельщики не будут любить, если ты чего-то добился через кабинетные решения. И такая победа могла оттолкнуть.
Почему «Спартак» называли «народной» командой? Потому что это кристально чистый клуб. Он заварен на человеческих ценностях. И поэтому народ любит «Спартак». Понятно, что «Акрон» — далеко не «Спартак». Но если он будет расти на человеческих ценностях, это вызовет уважение. А если бы мы проиграли «Локомотиву», а потом сказали: «Ничего страшного, мы прошли так», то мы бы уже «народной» командой не стали.
— Неужели вы в перерыве не узнали о происходящем?
— Не знали! В перерыве у нас запрещено заходить кому-либо в раздевалку, кроме игроков и тренеров. Смартфоны тоже запрещены — с момента, когда вернулся со стажировки у Ларионова. У него заходишь в раздевалку, и телефон кладется на полочку. На арене он запрещен. По-моему, 15 тысяч штрафа. От этого надо отучать. И со своими детьми есть такая болячка. Иногда игроки здороваются с тобой и даже не поднимают взгляд от экрана. На это больно смотреть. Здесь нужна определенная гигиена. Не зря же «Манчестер Сити» блокирует Wi-Fi, GSM-сигнал на базе. И «Ливерпуль» тоже.
— Вы подписали новый трехлетний контракт. Не допускаете, что если в это время позовут в приличный клуб РПЛ, то можете уйти?
— А как я могу? Я дал слово! Это непорядочно. Участвую в селекционных мероприятиях, разговариваю с игроками. Еще один важный момент — надо где-то сделать работу, добиться результата, а не бегать. И из «Балтики» не убегал, но мне сказали, что я не нужен. И пока меня отсюда не выгонят, буду здесь работать. Хотел бы развиваться с клубом, как Семин с «Локомотивом», Бердыев с «Рубином». Кстати, Семин моему отцу так сказал: «Игорь! Будь сначала 49-м тренером «Кубани». Не надо быть сразу главным! Потом 48-м, потом 47-м. И так ты проработаешь в «Кубани» всю жизнь! А это очень важно!» Мудрые слова мудрого человека. Не надо торопиться!
— Вы говорили, что из специалистов, с которыми вы работали как игрок, вашему формированию как будущего тренера больше всего способствовали трое, в том числе Ташуев. За «Ахматом» сейчас внимательно наблюдаете?
— Следил за Ташуевым всегда — и когда он в «Анжи» работал, и когда на Украине. У нас нормальные отношения. Он меня подтянул во взрослый футбол — взял помощником в премьер-лигу. Он бы меня никогда не взял, если бы я у него не играл. Он меня знал как игрока, знал, что никогда не предам. Хотя опыта у меня практически не было.
Представляете состав — Павлюченко, Аршавин, Бальде, Сантана из «Боруссии», и ты работаешь с этими игроками! Сильно ему за это благодарен. Я с ним даже как игрок прогрессировал, хотя мне уже 31 год был. И получал удовольствие от игры. У него очень тяжелый тренировочный процесс. Надо терпеть! Но потом пожинаешь плоды этого труда. Считаю, что он очень сильный тренер. Просто, если ты в России не играл в сборной или в топ-клубе, у тебя мало шансов туда попасть как тренеру. Нужно пробиваться через сито «низов». Но это нормально, во всем мире так. Это Пирло сразу взял «Ювентус».

— Чем запомнилась работа с Павлюченко и Аршавиным?
— Знаете, что отличает больших игроков? С ними очень легко работать. Говорил им что-то делать — они всегда делали, никогда не ворчали. Никогда не смотрели на меня свысока. С Шавой был такой эпизод. По-моему, в тренажерном зале я должен был с ним работать. Меня позвали на поле. Говорю: «Андрюха, вот это доделаешь, и все». Побежал на поле, потом вернулся к нему. «Ты сделал?» — «Не сделал. Если ты меня не контролируешь, я делать не буду!» Посмеялись. Считаю, для России это гениальный игрок.
— Что вы читаете о футболе и вообще?
— О футболе у меня огромная библиотека. В основном это иностранная литература. На русском языке хорошей литературы мало. Сейчас читаю «Братьев Карамазовых» и Библию. В такие времена надо читать что-то духовное.
— Когда все успеваете? Тренерская профессия — это 24/7, смотрите все интервью зарубежных тренеров, читаете Достоевского и Библию.
— Если сможете оторваться от экранов телефона, Telegram-каналов — у вас будет куча времени! Как только залипаешь на телефон — ни на что времени не хватает! Вечерком послушаешь что-нибудь полезное для души, почитаешь. У меня была отдельно Библия, а отдельно — Евангелие. Решил купить, чтобы все вместе было. Можно по дням читать. Один день — одно, другой — другое. Я сейчас, кроме трех раз в неделю в тренажерный зал, больше вообще никуда не хожу. Нет свободного времени.
Самая горячая учительница английского языка работает с футболистами. Жены ревнуют из-за ее фото в бикини
— Английским свободно владеете?
— Когда плотно говорю — все нормально. Сейчас с одним игроком переговоры вели на английском. Читаю, понимаю вообще хорошо. Сложности возникают, когда интервью коренных англичан слушаешь. А Почеттино, Гвардиола, Клопп на английском говорят, как я.
— Ваша мечта как тренера? В каком случае, когда будете заканчивать карьеру, вы скажете, что она удалась?
— Если смогу выиграть трофей. Не важно какой. Хотелось бы с «Акроном», конечно. Хотелось бы также, чтобы когда-нибудь обо мне сказали, что это хороший тренер. Вспоминаю Ташуева, Петракова и Бутенко. Бутенко ничего не выиграл, Петраков — тоже. Ташуев в первой лиге пару раз первое место занимал, но глобально — тоже. Но для меня это не важно, я их всегда вспоминаю. Это очень сильное достижение тренера, когда бывший его подопечный говорит, что он оказал на него влияние. Мой детский тренер ничего не выиграл, но я ему до гробовой доски буду благодарен, что он мне мозги вправил.
В карьере я никогда к бутсам не прикасался щеткой. Меня научил этому тренер один раз. Были на детском турнире в Новороссийске. Тогда еще гаревые поля были, и мои бутсы были забиты этой гарью. Я стою у раковины и щеточкой их драю. Мне такой удар по затылку! «Ты что, мальчик?! Руками их надо чистить, руками!» У меня был такой шок, я после этого боялся прикасаться к бутсам! Смотрю сейчас — бутсы у людей стоят нечищеные. Футболисты бросили и пошли. Я в шоке! Это немыслимо для меня! Бутсы — это святая вещь. Лучше руку порежь, но бутсы помой. Это со мной осталось на всю жизнь.
— А сейчас у вас в «Акроне» чистят их?
— Некоторые не чистят.
— И вы никак не добьетесь, чтоб чистили?
— На Кубок приехали играть во Владимир, там было очень размякшее поле. У всех игроков были шестишиповые бутсы. Я в шоке был! У некоторых игроков всего одна пара бутс! Реагировал: «Вы что, издеваетесь?! У вас должны быть бутсы на каждый случай! Сейчас это не проблема. Кроссовки вы можете купить пять пар, а бутсы — нет?» Я даже менял игроков в первом тайме, когда видел, что они скользят. Говорил: «Это будет уроком тебе! Команда не может из-за того, что ты скользишь, ждать, когда ты в перерыве бутсы поменяешь». Это должен объяснять тренер. Я это проходил и могу человеку вдолбить. А может этому агент научить? Он об этом даже не знает!
«Лифт резко пошел вниз... Врачи говорили: Толя не чувствовал боли». Нелепая смерть таланта советского футбола
— В бытность игрока могли вы себе позволить нарушить режим?
— Да. И нарушение режима, и непрофессионализм привели к тому, что я потерял несколько лет карьеры в низших дивизионах. Если бы мои сегодняшние знания о профессионализме были в те годы, уверен, что более круто реализовал бы себя. Очень важно в молодом возрасте не терять времени, не распыляться. Мой совет молодым игрокам — сосредоточьтесь на футболе! Не отвлекайтесь от футбола ни на секунду! Как сказал один великий тренер: «Если ты отвлекаешься от футбола, футбол отвлекается от тебя».
Я был в 20 лет в «Локомотиве» и дебютировал в высшей лиге. А в следующем сезоне уже не смог туда вернуться. «Шинник» вылетел, Семин отдал меня в аренду в Нальчик, и я вернулся в РФПЛ только спустя пять лет с Томском. Все из-за моего непрофессионального подхода к делу. Самое главное, что это длилось совсем небольшой период, несколько месяцев. Большие зарплаты, один без родителей — поплыл. Два-три месяца такой жизни привели к пяти годам каторжного труда, чтобы вернуться обратно. Стоило ли оно того? Футбол справедлив, и на ваше место всегда готов прийти кто-то другой.
Дмитрий Григорьев
Всех приветству! Странно, товарищи, но когда мы читаем интерью трезвого взрослого человека , толково излагащего свою здравую и абсолютно прозрачную концепцию развития игроков и футбола вообще - мы ловим себя на чувстве удивления! А ведь то , что Евгений пытается донести до нас и до сердец людей из мира футбола , должно быть априори очевидным и постоянно применяемым в жизни. Удачи ему и терпения! Молодец!
17.03.2024
Вячеслав Шипилов
Все сказанное от души, кремень. Но что смартаг "народная" каманда-клуп это фуфу. Если бы не журналюги от "народца" бесконечно "славящие" клуп хрен бы он был в топе. Средненькая каманда.
09.01.2024
АндрейЕвгеньевич
Интересный человек! Понравилось, что честно отвечал на все вопросы. Даже неприятные. И его профессионализм удивил. Насколько погружён в мелочи, которые совсем не мелочи..
24.06.2023
STal
все равно на вас сру, не страшно
20.06.2023
Knight Rider
По поводу агентов не согласен. Футболист не должен думать ни о чём, кроме футбола. Быт, условия контракта и т.д. - это на агенте. Хотя игроки, не имеющие агентов, вызывают уважение
14.06.2023
Diamond Diamondov
Ага. Зашел в камменты именно за этим. Вроде читаешь-читаешь, нормальный такой тренер. Говорит складно. А потом раз и "Спартак - кристально чистый клуб". А, ну все ясно.
14.06.2023
zoolord
Так, и Родригао, дважды получив по морде от Николсона, никуда не падал и ничего не изображал, а полез дальше драться!!!
14.06.2023
RRR
не обосрись
11.06.2023
RRR
Нормальный человек, с мозгами!
11.06.2023
верю тебе бро! Кукуян не прыгал, Кукуляк не прыгал, Семак не прыгал иииии резултат налицо. Великий Зенит на первом месте!
10.06.2023
"Мне кажется, можно создать какую-то государственную программу помощи тренерам", бедняжки страдают за свои миллионы, почти как судьи. Да им всем молоко за вредность надо бесплатное!!!
10.06.2023
sewsky.george
Калешин молодец! Спасибо ему за Балтику!
10.06.2023
URMA
Юноша вас плохо воспитали!. Мне бы было более приятно людей смешить. Чем оказывать сопротивление такому зомбированию людей. Который в окружении Спартака просто зашкаливает. И если бы я был вначале своего пути,то возможно просто не обратил бы внимание на такие сектантские явления. Поэтому и хочется предостеречь молодое поколения от всего этого непотребья.
09.06.2023
lvb
БГГГ Ага, спартаковское глорище- свидетель церкви "Атутти Аванти".. Сектант с поврежденными данными в кукухе.. Которые даже не знает историю ФК СМ)).Спасибо, более такого клоуна мне не треба. Я же болела ФК СМ со стажем 55 лет. Такие как ты.. моему клубу и на.. не нужны, они презираемы. Более точно не побеспокою, покедова, ущерб)
09.06.2023
Я болела Спартака, а уже потом Амкара. Советы оставь себе. Абсолютно фиолетово что ты там думаешь и уж точно не тебе решать как мне называться. Сам для начала придумай больше трёх букв в никнейм себе. Поэтоу душни сам с собой и не суетись под ногами.
09.06.2023
lvb
Ладно, Раби.. Я и сам его критикую нещадно, за фейки, "сказки", книжки, тенденциозные, за псевдоболение за ФК СМ, Верхний Ларс, Манаку, Пенсильванию, статьи-"простыни" и прочая. Но ты-то кто, "Хата Кошаков", на фоне Яклича и даже меня?. Ноунейм облезлый. Сначала просто писать за футбол научись..затем жди что кто-то из местных ветеранов тебя заметит)). Научись писАть литературно.. а уж потом вылазь со своими "потоками сознания". Пока ты пустое место, "кошачок")
09.06.2023
Jean4
Хорошо, что ты уже прошел свой долгий путь познания. Все знаешь, все видишь. Продолжай смешить народ, клоун. =))))
09.06.2023
URMA
Во как!. Не знал такие подробности. Но тем не менее. Изгнанный с позором И.Я. продолжает любить свой Спартак. Может здесь все дело в том,что у него не со всеми в клубе конфликт,а только с несколькими лицами. Тогда все становится на свои места. Надежда умирает последней!. А И.Я. наверное надеется вернутся на свое потерянное место. Ладно, мне это не мешает. Пожелаю ему удачи. Но все таки хотелось бы от опытного журналиста более рациональной оценки. А то похоже на юношеский максимализм,с элементами идеализированной любви. При таком возрасте это кажется перебором. Человеку,нельзя делать из предмета идола. А это у многих поклонников Спартака прослеживается. И вам всего доброго!.
09.06.2023
ladafan
томкин муж это сильно)))
09.06.2023
lvb
" Тогда и в клубе ты будешь всегда на почетном месте"(с). Добрый день. Этот аргумент не работает. Ибо Яклича с позором изгнали из ФК СМ аж ЧЕТЫРЕ года назад, летом 2019. Ноне для ФК СМ он токсичен и нерукопожат) Вы за это время хоть раз видели Раби на"Открытии"?)). Он более не спартаковский и никогда не будет, "черная метка " от клуба. И вот уже 4 года Яклич ну ни как не может устроиться на работу в клуб РПЛ.. Как Вы думаете-почему?))
09.06.2023
Koshkin Dom
Если сможете оторваться от экранов телефона, Telegram-каналов — у вас будет куча времени! РабиБог едва удержался,чтобы не напомнить о своём канале с изумительным названием "РабиНерв". К слову,писал в первой части интервью,скажу и во второй — Калешина можно было публиковать в форме монолога,убрать эти жалкие потуги-вопросы журналиста. Раби,не блокируй это "интервью" в сознании,не забывай о нём намеренно из-за того,что оно показало,насколько ты слабый журналист,привыкший общаться "с невероятно умными и начитанными" Смоловым и Лещуком.
09.06.2023
lvb
Клоун, то что Папик у клуба богатый.. далеко не означает, что оный клуб в "золоте" купается и там немеряное бабло на з/п. Примеров масса) , Не зря Док говорит шо ты алкаш и балабол) Нет пруффов? Просто промолчи)
09.06.2023
Koshkin Dom
Хорошо сказано.
09.06.2023
lvb
Таки Вы болела почившего в бозе "Амкара"? Сочувствую. Тогда зачем вот такой никнейм выбрали, еще и фейковый(шо, опять?(с)). Справка. Среди косвенных предшественников ФК СМ (кстати, то что эти клубы-предшественники ФК СМ.. вызывает большие сомнения. ибо основной аргумент"Там играли несколько игроков, в дальнейшем игравшие в "Спартаке" ... не выдерживает критики))). Однако названия " Пищевик" среди косвенных не было)))). Был лишь " «Пищевики» (Центральная команда имени Томского «Союза пищевиков»)"(с)...))) Так что меняйте на "Пищевики"))) Кстати, до открытия "Открытия" ФК СМ к Тушино никакого отношения не имел. Только к Тарасовке). Она не относилась к Тушино. Вот ее адрес: Московская область, городской округ Пушкинский, дачный посёлок Черкизово. Так что и здесь меняйте. На "Пищевики" тарасовские.. или даже черкизовские))
09.06.2023
Молодец. Зачёт. Нет я из Перми. Отдыхал тогда на море и не мог не съездить поболеть за Амкар. На человек 5 было на стадионе за Амкар болеющих.
09.06.2023
ФК Зенит всея Руси
Вашим бы языком, Пищевик Тушинский, дворы подметать -- не было бы чище дворов на планете. А вы просто затеяли врать впустую; такой талант зря пропадает. Пустомеля и есть. - Сколько вы уже ждёте, ждуны -- четверть века? Ну, осталось ещё лет семьдесят-сто, и Тимошка объянит нам всё, что вы себе тут намрияли в сладкой, но глупой дрёме.
08.06.2023
serZheo
Ну, да... У Пахи Морозова, владельца заводов, газет, пароходов, денег -то нет совсем. То ли дело в бюджете Уфы, или Твери. Вот где бабла немерянно. Иди, ищи свои пруфы сам, дядя.
08.06.2023
URMA
Конечно слабо!. Потому что придеться говорить о реальных проблемах в клубе,в команде. Показать некоторые моменты,негативно влияющие на результат команды. Покритиковать не только футболистов,но и руководство. А зачем?. Проще ведь хвалить и делать ставку на теорию заговора. Тогда и в клубе ты будешь всегда на почетном месте. В ресторане посидишь с нужными людьми. А все это называется тусовкой. Зачем себя этого всего лишать?. Поэтому будет слабо!.
08.06.2023
URMA
Ну,что тут сказать?. Браво!.:clap:
08.06.2023
lvb
Шипилкин это клоун, над ним посменяться.. как два пальца. А вот мой ник имеет прямое значение. Это ФИО, малыми буквами на латинице и у него есть своя история.. Вскоре после того как я купил комп.. мне нуно было зарегиться на одном из геймерских сайтов.. А я в компе еще был натуральным нубом) Не проходит регистрация, как не стараюсь. Позвал сына, вот он и придумал этот ник. Сайт принял ник. И через менее чем полгода я стал известен в геймерском мире. И известен до сих пор). Тогда я решил что этот ник мне подходит и использую везде, где нуно региться. Его даже японцы признали и даже придумали прозвище для меня "Russian gamer"(c)). Я оценил и поменял там свои три буквы на их креатив)))
08.06.2023
URMA
:rofl:
08.06.2023
URMA
А это у некоторых людей на генетическом уровне заложено. "Кукушка хвалит петуха,зато что хвалит он кукушку":wink:. Вроде бы, как к избранной касте относятся. Вот и тащатся от этого.
08.06.2023
URMA
Правильное замечание!. Именно это в Спартаке так плачут и скачут!:grin:. Но не только лишь в Спартаке..... :joy:. В ЦСКА Гончаренко тоже похожие номера выкидывал. Правда не всегда так талантливо.:relieved:
08.06.2023
URMA
С такими выводами трудно спорить!.
08.06.2023
nekony
Естественно, прежде чем писать вам, я поинтересовался значением слова, поэтому и написал в конце, что вы тоже без имени, как и я (в смысле, только ник). И размещал этот коммент под высказыванием одного неадеквата, который не учил, видимо, русский язык. Но вот только, в тот момент, комментарий был размещён таким образом, как-будто он адресован вам. Сейчас, я посмотрел, он, как и положено размещён под испражнением Вячеслава Шипилова.
08.06.2023
lvb
Хмм, проверим, проверим(с)) Славолюб Муслин . Тренировал "Краснодар", 29 декабря 2010 — 9 августа 2013 Станислав Черчесов. Пришел в "Амкар" 14 июня 2013. Совпадает один матч. Краснодар-Амкар. 2:1. 29.07.13. Вот только никакого "полного стадиона народу" не было.) Копия, протокол. "Краснодар" (Краснодар) - "Амкар" (Пермь) 2:1 (0:1) 29 июля 2013 года, понедельник. 20:00 мск. 3-й тур. Краснодар. Стадион Кубань. 9700 зрителей (вместимость - 35200). Так что удалите последнюю строчку, она фейковая) Вы из Краснодара? Тогда земляк))
08.06.2023
GeoMaS
Давно такого интервью не было, очень давно. Спасибо.
08.06.2023
Владимир Соколов
Чтобы не было споров, надо играть, как раньше во дворе играли: любая рука - пеналь!
08.06.2023
lvb
Сынку, ты считаешь что в "Акронии" много платят? Тогда ты нуб голимый. Пруффы у тебя есть? Давай, показывай, я посмотрю.. А если пруффов нема.. то отползи, молча)
08.06.2023
lvb
Ноунейм, Вы бы ошибку сначала в своем нике исправили)) А то прям сопливый поц из 4 класса церковно-приходской.) Томка это кто, ваша личная домашняя клоунесса?Заведите хотя бы енота или павиана.. Вам это поможет лучше осознать свою неполноценность)
08.06.2023
Против зоофиллв
когда лгб ругается, напоминает, томку
08.06.2023
Против зоофиллв
эх зоя, зоя, молчал бы, томкин муж.
08.06.2023
URMA
Даже думающий человек может неправильно думать. Я о "народной команде и и кристально чистом клубе". Возможно при создании клуба Спартак и в начале пути,он и отвечал этим оценкам. Но сейчас говорить о кристально чистом клубе,когда были вскрыты случаи допинга(броматана),когда идет такая истеричная кампания поклонниками Спартака в настоящее время. Вызвало у меня сомнение в адекватной оценке Калешиным. В этой оценке он точно был с повязкой на глазах. Не видеть явное,или просто игнорировать такое говорит о том,что Евгению предстоит еще долгий путь жизненного познания. И не факт,что он этот путь пройдет успешно.
08.06.2023
serZheo
Такие персонажи всегда забавны. Читать такое мнение интересно, как приключения Шерлока Холмса, или графа Де ля Фер. Борцы с ветряными мельницами всегда интересны. Есть одно - "но". Прочитал и забыл, а борцы остались... Он так и будет бороться. Непонятно зачем и кому это надо, но будет. Что это даст борцу? Да, в общем, ничего. Боролся бы он с системой, находясь в топовом клубе? Нет, конечно. Он борется с системой именно потому, что система его отторгнула и он туда не входит. Войдет ли он в систему, благодаря своей непримеримой борьбе? Да нет, конечно. Маятник качнет его еще дальше от цели. Почему борец борется не в Твери, а там где платят? Вопрос риторический. Там где платят сподручнее бороться. Сытнее борьба проходит. Не верю я таким борцам. Они напоминают мне оппозицию, которая борется за власть, потому что у неё нет этой самой власти, а не потому, что хочет создать мир с молочными реками и кисельными берегами. Да и борется не за свои кровно заработанные, а за дядины...
08.06.2023
Стас
Интересное вью.
08.06.2023
lvb
Не знаете шо есть "ноунейм"? Это "без имени " на аглицком.. в русском языке используется как "новичок"))Жесты надо адресовать конкретно. Вот и напишите возле так сказать .. жеста-кому он предназначен). Меня назвать ноунеймом может только местное нубище(поинтересуйтесь что есть "нуб"))). Я здесь более 10 лет, гляньте профиль. Последние лошары и то узнают)
08.06.2023
Rastan
Очень интересная личность, грамоттный, эрудированный. думающий человек и очень хороший тренер.
08.06.2023
kontentchik
Почему «Спартак» называли «народной» командой? Потому что это кристально чистый клуб. Он заварен на человеческих ценностях. ====================================== Сейчас это увы отдельно от команды существующий миф к сожалению. Если быэто реально существовало не было бы травли Карреры в которой подавляющее большинство ветеранов поучаствовало, нытья о судействе, мании величия.
08.06.2023
Sehrgut
Игрь Яклич прими диаграмму срочно :exclamation::exclamation::exclamation: ХВАТИТ УЖЕ гонять словесный Порожняк.., давай займёмся делом, - Пиши :writing_hand:?... : Что нужно Сделать Спартаку чтобы стать Чемпионом?! Пиши свои мысли :thought_balloon:.., а мы тебе своими поможем.. :exclamation::exclamation::exclamation::thought_balloon: Слабо?!
08.06.2023
nekony
Прекрасно сказано.
08.06.2023
nekony
Мне жаль, что вы приняли на свой счёт этот жест. Он не вам был адресован. А вот почему компьютер считает по своему - не знаю. ( кстати вы тоже, как бы сами себе отвечаете). И по поводу ноунейма. Не знаток импортных выражений, но и вы, как бы тоже без имени.
08.06.2023
Никогда не думал что это скажу но " Спасибо светочь за это интервью. И за то что много не Якличал. а дал человеку спокойно всё рассказать"
08.06.2023
Vlafy
Ромбоголовый сектант с библией наперевес. Откуда вы его вынули? Верните взад.
08.06.2023
Так все знают что Зенит это не Россия. Вы сами по себе Россия сама по себе. Причём на деньгич всей России развлекаетесь. Но бог не Тимошка он вам объяснит кто вы и где ваше место. Подождите. Накроет мало не покажется. Ещё и медали заберут как у Ювентуса. Потом расскажешь где это " У нас"
08.06.2023
Таких тренеров сейчас надо в красную книгу тренеров заносить. Кристально честный. Где-то слишком наивный. Думаю больших успехов он конешно не добъётся в плане медалей хотя буду рад ошибится. Но для юношей и молодёжи джек пот как тренер. Про Кубань и Краснодар конешно он перегнул что весь край за Кубань но это простительно. Патриотизм форева. Я был на игре Краснодар Амкар ещё когда Краснодар тренировал Муслин а Амкар Черчесов. Полный стадион народу
08.06.2023
Gordon
Нигде не было. О том речь, что Романцев выигрывал не за счёт приобретения и тренировки мастеров высокого уровня, а за счёт поиска талантов среди наших и усовершенствования их игры. И до поры у него это уникально получалось.
08.06.2023
Фирсыч
"Много ли легионеров было дорогущих?" Ну да, в других клубах их было навалом.
08.06.2023
Gordon
Ого! Тем более благодарствую, тем более прочту.
08.06.2023
lvb
Тут еще более забавно). В 2013 году на СЭ появилась рубрика "Напиши Романцеву", через журналиста Алексеева А(не местного "шефа")). Я взял и нацарапал. Тема- тренер-консультант для Карпина и и еще кое-что. Написал , отправил на нужное "мыло" и забыл об этом)). Через пару неделю оьткрываю "мыло" а там письмо.. От ОИРа . Я был в шоке. Ему понравилась моя писанина и он ответил)) Завязалась вялая переписка, через Алексеева, она продолжалась до зимы 15/16. Последнее мое письмо было с критикой Аленя, жесткой, и вопросом ОИРу"Почему Алень не работает по Вашим конспектам"?)) (по памяти). ОИР не ответил, и я не стал настаивать, переписка оборвалась. Всего я получил 11 писем, за 2,5 года, сам отправил вроде поболе. Могу уверенно сказать, что тема 1996 года у нас один раз всплыла, но Иваныч написал "Все в книжке будет"))
08.06.2023
Пров Фомич
Аватарку смени, не соответствует базару.
08.06.2023
Gordon
Благодарю за наводку, почитаю. Мне информацию свидетель тех событий, работавший тогда в клубе, рассказывал. Интересно сравнить.
08.06.2023
lvb
Никаких предположений) Книжку ОИРа читал? Нет? Таки почитай, там довольно подробно и понятно, про 1996 год)
08.06.2023
Gordon
Главное - побольше коверканий фамилий и названий нелюбимых клубов, теории заговора и хамства - так гораздо понятней и, главное, правдоподобней :))))))) Объясни только, как при помощи якобы денег и власти (это особенно смешно) из дублёра ЦСКА Карпина, из ярославского никому не известного защитника Попова, из одесситов Цымбаларя и Никифорова и далее по тексту игроки европейского уровня получились? :)))))))))))))))))))))))))))))))))) Много ли легионеров было дорогущих? Много ли игроков из клубов-конкурентов выдёргивали? Только честно :))))))))))))) И особенно забавно когда человек пишет о финансах и власти, обвиняет других в завываниях о заговорах и скандалах :))))))))))))
08.06.2023
Gordon
То есть если ОИР был президентом, то из этого следует, что Ярцев, будучи главным тренером только поэтому принимал все решения по игрокам на поле и по их позициям по согласованию с ним? Ну пусть так ) Хорошо, предположим, что ты всё знаешь, ладно )
08.06.2023
Морская свинка_1979
Однозначно нестандартно. Не со всем могу согласиться. Но в целом понравилось. Удачи тренеру и команде.
08.06.2023
lvb
Гордон,что касаемо "ключевых решений".. то они Ярцевым принимались по согласованию с ОИРом. Ибо ОИР не перестал быть ПРЕЗИДЕНТОМ ФК СМ, на этой должности он был с 1993 года, коли ты не в курсе. Ярцев самостоятельно проводил тренировки, но по"лекалам ОИРа", он предлагал игроков из второго состава, и много чего еще.. Но решающий голос был все-таки у ОИРа. Я же говорю, ты не все знаешь)
08.06.2023
IQ-87%
Как в одном ролике-вы хомо сапиенс-нет -я русский
08.06.2023
lvb
Мелкая планетка, а может это у тебя.. проблемы с головой? Судя по твоему бреду.. у тебя поврежденные данные, в кукухе. Давно у психотерапевта не обследовался? Сходи, проверься. Вон, даже субулька в Кащенко постепенно в чуйство приходит)
08.06.2023
Ю.Ю.
Так же и в 90-е. Пока властвовал Колосков о честном футболе никто и не помышлял. Ушёл Колосков - Спартак перестал чемпионствовать.
08.06.2023
lvb
У Вас нет слов, ноунейм? Общайтесь с помощью азбуки Брайля.. Все равно толку от немого и слепого в Вашем лице...не будет)
08.06.2023
lvb
Малограмотный и ущербный невменос "Шипилкявичюс".. брысь отсюда. Тебе нечего здесь делать, я не переношу нубов и пациентов Кащенко, а так же экспонатов Кунсткамеры. Выбери сам.. кто ты есть, бедолага)
08.06.2023
ФК Зенит всея Руси
Хрена себе, как ты, поборник европейских ценностей, тут раскрепостился.
08.06.2023
Ganimed77
Я в курсе этого...Но удивлен его высказываниям,человек так преобразился:blush:
08.06.2023
ФК Зенит всея Руси
Значит, не слишком умный. Умный бы сообразил, в какой момент лучше жевать -- чем каркать во всё воронье горло.
08.06.2023
Ganimed77
Кстати и высказался ПО ДЕЛУ, насчёт насчёт Народной команды:wink:Читка Библий и Евангелий,зря никогда не проходит...Человек приходит к Истине...А ИСТИНА в футболе-это :flag_at:
08.06.2023
ФК Зенит всея Руси
Оно даже не задумывалось как косвенное. Только как прямое.
08.06.2023
Рюрик 9
Лобановский тоже не был великим игроком.
08.06.2023
ФК Зенит всея Руси
«Тедеско в Германии никогда так не прыгал. Абаскаль вначале тоже. Зарубежные тренеры понимают: у нас происходит что-то не то». = НЕ У НАС. А в Спартаке. Это разница.
08.06.2023
Ganimed77
Калешина помню как игрока,дубина дубиновна...:blush:Сейчас прочитал 3/4 четверти его вью и просто поражен...Такая реинкарнация:fearful:Высказывания такие,как будто В.Лобановский воскрес сам...:scream::blush:
08.06.2023
Expert
Тренер с Библией в руках - не создаст команду убийцу.
08.06.2023
Expert
Рекомендую посмотреть семейный религиозный сериал «Благие знамения». Не пожалеете.
08.06.2023
Гамбитов
Я бы на месте РФС отправил Калешина в глубинку, в новый региональный центр подготовки, чтобы набрал там генетически правильный материал, учил и воспитывал детей. На взрослом уровне Женьке ничего не выиграть...
08.06.2023
SP2
А серьезно, товарищ Рабинер. Вы считаете, что другие клубы «заварены» на каких-то других, «нечеловеческих» ценностях? Очень странное утверждение, по сути - косвенное оскорбление других команд.
08.06.2023
Expert
Чего вспомнил Эсфирь? У нас всё споры идут 8 марта в честь неё или нет.
08.06.2023
Expert
В Библии самое интересное - это Книга Эсфири.
08.06.2023
fedland
калешин себя возомнил пепом...
08.06.2023
Expert
Все тренеры занимаются мифологизацией сознания детей - в России это часто приводит к допингу.
08.06.2023
Владимир Иванович
Откуда вы вытаскиваете этого недотренера, библию читающего ?
08.06.2023
sargon
Конебомжатские сектанты в бой ))) он похвалил Спартак ))
08.06.2023
Expert
Лучшее тестирование детей и спортсменов было в ГДР - как давно это было.
08.06.2023
Гамбитов
Про подготовку технарей-пешеходов в топовых академиях говорят уже много лет, а воз и ныне там!? Не случайно лучший российский игрок Головин - сибиряк, способный перерабатывать огромный объем беговой работы, не забракованный в детстве из-за недостатка в технике. В отдельных матчах с пешеходами можно пошуметь, но на дистанции с ними ничего не выиграешь...
08.06.2023
Expert
Задачи тренера и религиозная мифология плохо совместимы - Юра Нагорных не даст соврать и Таня Лебедева подтвердит.
08.06.2023
Expert
Мы думали, что Евангелие - входит в состав Библии.
08.06.2023
Гамбитов
Оболванили Женьку пропагандой из книжек про Спартак! Сеансы психотерапии от Рабинера для Калешина не прошли даром! Как следствие - бред про "народный, кристально чистый клуб", тяжелое заболевание...
08.06.2023
nekony
:thumbsdown:
08.06.2023
ЗЛ
Тедеско с Абаскалем в своих Швейцариях никогда и борщ не кушали. А ведь из чего готовят его в Свинарне - тайна, покрытая мраком.
08.06.2023
nekony
Абракадабра какая-то. Нормальному человеку не прочитать. У тебя с мозгами всё в порядке, или короткое замыкание?
08.06.2023
Фирсыч
Дык в других клубах и таких не было.
08.06.2023
Комсомолец 70-х
Ты - дикарь.
08.06.2023
АлександрД
Я не европеец, я - русский.
08.06.2023
Комсомолец 70-х
Со знанием дела рекомендуешь.
08.06.2023
Вячеслав Шипилов
Главное что абласкали были в смартаге твоем родном, "народном".
08.06.2023
Комсомолец 70-х
ВАР губит.
08.06.2023
SP2
Даже и не знаю что сказать. Калешин - умный человек, хороший тренер. Зачем в его интервью вставлять «рекламу» своего любимого Спартака? Да еще в такой гипертрофированной форме. Как будто спорт и футбол «заварены» на каких-то других, нечеловеческих ценностях. Как не стыдно в любой текст вставлять восхваления своего любимого клуба…
08.06.2023
АлександрД
Еще одному не тот народ достался. Может тебе не мучиться в этой России, а свалить туда, где твоей пятой точке будет приятно?
08.06.2023
Вячеслав Шипилов
СКОЛЬКО БЫЛО ИНОСТРАННЫХ ТРЕНЕРОВ В ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБАХ РОССИИ??? Всех не перечислить, много! Но таких тедесок-абласкалей с оскаленными ро...лицами от бешенства или от "закидок" ни у кого не было. А, есть и будут в смартаке, всегда." народные" кто придумал ?
08.06.2023
Вячеслав Шипилов
Изначально атец -аснаватель клупа БЫЛ АБСОЛЮТНО КРИСТАЛЬНЫЙ ТИП, !!!!!!!!!
08.06.2023
Вячеслав Шипилов
Интервью хорошее, честное. Замечательно.!!!! Но вот это " смартак кристальная каманда-клуп" все перечеркнуло. Изначально грабинер твой "народец" был придуманный. Прикупая тедеско-абласкалей это подтверждение твоей "народности". абласкаль убегает в раздевалку только потому что бы не приветствовать россиян ГТ. Ну так и он с бешенным оскалом скачущий на бровке никому не тарахтел.
08.06.2023
STal
"Почему «Спартак» называли «народной» командой? Потому что это кристально чистый клуб. Он заварен на человеческих ценностях." давно так не смеялся
08.06.2023
Gordon
Перед ним ставилась задача? Ставилась. Он её выполнил? Выполнил. Кстати, в одном из матчей фактически лишил чемпионства ЦСКА, сыграв с ним 0:0. Можешь и дальше изыскивать какие-то оправдания своим нелепостям :)
08.06.2023
Zohr Vad
Действительно - отличное интервью. Интересно читать. Не замыленеые вопросы и такие-же ответы. СПАСИБО И РАБИНЕРУ И КАЛЕШИНУ!
08.06.2023
Gordon
Я, как раз, в курсе более чем, роль Романцева огромна несомненно. Но во-первых, именно Ярцев принял ряд ключевых решений по составу и по позициям ряда игроков, за что они до сих пор ему благодарны, а во-вторых, относительно пионеротряда выше упомянут только Романцев, а это неправильно.
08.06.2023
Uncle Бенсий_
Да, в Динамо с 45 португалами не вылетел.))
08.06.2023
lvb
Гордон, ты не в курсе,очевидно. После ЧЕ-96 Романцев вернулся в ФК СМ.. и руководил командой и клубом. Ярцев же с этого момента был лишь формально аки ГТ. На деле он стал помощником Романцева. Именно Романцев привел ФК СМ к титулу в 1996. Но ради порядка надо вот так"Тренерский тандем Ярцев/Романцев". Вот так оно по факту было.
08.06.2023
Gordon
Всё так, но с пионеротрядом выиграл Ярцев. А легионеров тогда в "Спартаке" вообще было минимум.
08.06.2023
Gordon
Во-первых, в "Динамо" он выполнил задачу. Во-вторых, одного "Спартака" с лихвой достаточно, особенно с учётом того, что каждый год уходили игроки. В третьих, он не только выигрывал трофеи, он ещё и мастеров растил. Ни у одного тренера столько игроков высочайшего уровня не воспиталось.
08.06.2023
ёzhic8
"Почему «Спартак» называли «народной» командой? Потому что это кристально чистый клуб. Он заварен на человеческих ценностях. И поэтому народ любит «Спартак»." Подозреваю, шо вот ЭТО Раби добавил от себя
08.06.2023
lvb
А вот как раз трактовок быть и не должно) И не должно быть судейских методичек, допускающих трактовки. А у ИФАБ это сплошь и рядом. То "любая рука в атаке-фол". Отлично! Просто и думать не надо. А сейчас"Не всякая рука в атаке фол".. и куча трактовок.. причем в самой методичке) "Рука в штрафной-пенальти, но не всякая". И куча"трактовок" " Мяч попадает игроку в руку, отскочив от него самого.. Это технический брак. Продолжить игру".. ПОЧЕМУ?))) Технический брак-ошибка игрока. Это игра рукой и фол. И вот такой хрени в правилах полно. Я могу кучу примеров привести. Вот он, бардак. И не судьи и Каманцев с ЭСК и ДСИ в этом виноваты.
08.06.2023
Gordon
Очень яркий и интересный человек. С чем-то можно соглашаться, с чем-то - нет, но это факт. Давно таких не было.
08.06.2023
J. P.
я думаю, бардак неискореним. потому что всегда есть трактовка правил, а это уже - путь к бардаку :slight_smile::upside_down::wink:
08.06.2023
ёzhic8
Шварц не прыгал Николич не прыгал Божович не прыгал Манчини не прыгал Адвокат не прыгал Так что "не то" не "у нас", а в конкретной команде
08.06.2023
andy1962
правиьно. вар гадит
08.06.2023
TokTram_
Кто из отечественных тренеров был более успешен?! Не фанат Романцева, но тот же результат с пионеротрядом - эт очень сильно было. Как и результаты клуба с такими крайне отстойными легионерами, как Робсон и Маркао.
08.06.2023
TokTram_
Много букофф. Но заголовок - явный троллинг
08.06.2023
zidan_
Тоже приведу цитату, с которой полностью согласен: "Изначально нужно сделать отбор. Чтобы вырастить хорошего игрока, нужно отобрать материал. Может, звучит грубо, но материал генетический. Нужны игроки, способные перерабатывать огромный объем. Тестировать можно начинать с пяти-шести лет. И этих игроков нужно правильно обучать, воспитывать." Да, в детском футболе обязательно должны быть углубленные тестирования! Не просто "поглядеть на маму и папу". И выявлять детей, которые по своей прерасположенности могут в дальнейшем справляться с высокими нагрузками.. Кто-то от природы уже не станет супер быстрым и сильным. Понятно, что на каком-то этапе многое можно компенсировать за счет "светлой головы", но настоящей звездой сможет стать только игрок, у которого нет ограничений по физиологии, чьи (выдающиеся) физические качества вовремя выявили и уделили такому игроку с детства повышенное внимание в плане футбольного образования.
08.06.2023
lvb
Отторжение этт здорово.. Но дело в том что виноваты НЕ наши судьи, которые, как и во всем мире, запутались в изменениях Правил, которые каждые 3 месяца в ДСИ присылает ИФАБ). И попробуй не сработать по методичке)) Тут же отстранят и накажут. Тут "или крестик снять или труселя надеть",. Или терпеть и ждать, когда оный ИФАБ наконец успокоится и Правила станут адекватными и стабильными.. Или выходить из ФИФА и УЕФА, и идти своим путем, выработав свою версию Правил. И то и то-нереально. Так шо терпите))
08.06.2023
AlAr
Правильный человек!
08.06.2023
lvb
Кубань - Родина. 0:1. Первая лига.29.10.22 Стадион Кубань (Краснодар, Россия) 3 088 зрителей Вместимость 31285 " Много ли осталось болельщиков в Краснодаре, которые сохранили верность «Кубани» и не приняли «Краснодар»? — Да весь край! Это два антипода. Строение клуба, его история, философия, идеи. И это круто, что противостояние есть!"(с) Это все что следует знать о "противостоянии" "Кубани" и "Краснодара")) За "Кубань" болеют люди, бесспорно.. Но в возрасте 45+ и более, их немного. Остальные болелы за "Краснодар". Можно еще)). Очевидно что игры "Кубани" и "Краснодара"-2 в пердиве должны быть аки дерби, стадион битком и прочая. А как же)) Посмотрим. "Кубань"- "Краснодар"-2. 4:0. 01.10.22 Стадион Кубань (Краснодар, Россия) 6 927 зрителей Вместимость 31285 Калешин=хороший тренер, искренний...но увлекающийся человек, бравирующий своей честностью, но при этом до сих пор не работал в РПЛ. Его ответы не убедительны) 45 лет. Получил ПРО в 2017. Прошло 6 лет..
08.06.2023
Uncle Бенсий_
Романцев был мегауспешен, да. Особенно в Динамо и Сатурне.))
08.06.2023
echo2011
Пока кажется,что это скорее теоретик от футбола,а не тренер.Если бы не победы в Кубке,то,разумеется,не было бы и этого интервью.Но кто в Кубках разных стран не добивался локальных успехов!
08.06.2023
J. P.
У меня идет отторжение того, что сейчас происходит. Идет хорошая игра. Попадает мяч в штрафную и чуть-чуть касается руки. И раздражает не то, как судья реагирует. Меня бесит, как реагируют игроки. Маленькое касание — и начинается цирк! =========== ЗОЛОТЫЕ СЛОВА! :blush::blush::blush:
08.06.2023
IQ-87%
Можно соглашатся или нет -но это живой -думающий человек -кому не все равно-а не пустое бла-бла
08.06.2023