23 февраля 2020, 14:15
Новость о выделении «Газпромом» 660 миллионов рублей «Томи» вызвала приличный резонанс в футбольном мире. Начали говорить о том, что сибирский клуб будет бороться за премьер-лигу. Так могут рассуждать только люди, которые не следят за ФНЛ вообще и ее томским представителем, в частности. Судя по всему, таких немало, поэтому проведем небольшой ликбез и развеем ряд мифов.
Для начала предыстория. В свое время «Томь» была заметным игроком на футбольной карте. В 2009-м руку помощи ей протянул даже Президент РФ. С тех пор всех гостей стадиона «Труд» встречал плакат с изображением Владимира Путина и надписью «В Томске должен быть футбол».
Тогда призыв услышали семь крупных компаний, они выделяли средства, но постепенно эта практика сошла на нет. А в 2012-м году сайт правительства РФ процитировал председателя правительства РФ Владимира Путина по поводу финансирования «Томи»:
"Год прошел, из кризиса вроде начали выковыриваться, выходить. В 2010 году такого же рода просьба. Я помог. Теперь опять просят помочь. Они раз, потом два, потом три, потом в четвертый раз попросили о помощи. Ну когда это закончится?
Я сейчас не хочу ни обвинять никого, ни выносить какие-то приговоры: это не мое дело, пусть там разбирается следствие, если до суда дойдет — суд разбирается. Надо с деньгами разбираться, куда там они уходят. Павлюченко, да, в «Зенит» переходит? Погребняк. Перекупили, допустим, футболиста Погребняка, да? «Зенит» купил его? За сколько его купили? «Томь» за сколько купила его, вы знаете?
Вам неизвестно, я вам могу сказать. Купили за одну цену, в «Зенит» перепродали минимум в 5 раз дороже. Не на какие-то проценты, а в 5 раз! «Где деньги, Зин?» Это все подлежит внимательному изучению".
По сообщению «Известий», тогда по факту хищения денег в «Томи» при трансфере Павла Погребняка уже было заведено уголовное дело.
Последний всплеск случился в 2016-м году, когда по итогам стыковых матчей сибиряки вернулись в премьер-лигу. В клубе ждали финансовую помощь от спонсоров — «Газпром нефти» и «Роснефти» — по 400 миллионов рублей от каждой. Из этих представлений руководители и расходовали средства. Но если первая компания свою часть перечислила, то от второй средства так и не поступили. В интервью «СЭ» еще в феврале 2015 года вице-губернатор Томской области и член совета директоров «Томи» Ченгиз Акатаев заметил, что «Роснефть» не будет участвовать в финансировании клуба.
Сейчас уже нет смысла разбираться, на каком этапе случился сбой. Важно другое: с 2017-го на клубе «повис» долг примерно в полмиллиарда рублей. И с тех пор отравлял жизнь «Томи».
Клуб каждую зиму в январе получал очередной транш, пытался заткнуть какие-то дырки, выплатить зарплату за последние месяцы работникам клуба и футболистам, рассчитаться по набежавшим процентам. Выделенная на год сумма быстро испарялась, после чего сибиряки начинали накапливать новые долги. И так по кругу.
При этом «Газпром» и его дочерняя «Газпром нефть» не очень-то скупились. Нынешние 660 миллионов вызвали резонанс. Но в 2018-м, например, гендиректор «Томи» Татьяна Смирнова в интервью vtomske.ru поведала, что газовые компании выделят 600 миллионов рублей. А в прошлом году губернатор Томской области Сергей Жвачкин заявил ТАСС, что клуб получит от «Газпрома» 400 миллионов рублей.
Что же касается нынешнего увеличения суммы, то оно никак не связано с возросшими амбициями. Объяснение совершенно простое. И оно прямо указано на сайте Администрации Томской области по итогам рабочей встречи 18 февраля губернатора Сергея Жвачкина и председателя правления ПАО «Газпром» Алексея Миллера.
«В ходе встречи Алексей Миллер и Сергей Жвачкин также договорились о продолжении участия «Газпрома» в двух социально значимых проектах в Томской области. Так, глава компании принял решение выделить 1,5 миллиарда рублей на финансирование проекта «Томские набережные» — вторую очередь реконструкции набережной реки Ушайки. Также «Газпром» продолжает поддержку футбольного клуба «Томь»: на эти цели выделено 660 миллионов рублей (360 млн из этой суммы составит финансирование текущей деятельности клуба со стороны входящей в группу «Газпром» компании «Газпром нефть», 300 млн рублей —погашение долга ФК «Томь», эту сумму направит «Газпром»).
«Поддержка инициатив жителей Томской области — это знак благодарности «Газпрома» всем томичам за успешную реализацию проекта «Сила Сибири», заказчиком которого выступил «Газпром трансгаз Томск», а у истоков стоял нынешний губернатор Сергей Жвачкин», — отметил на встрече Алексей Миллер".
«Силу Сибири» в декабре прошлого года торжественно запустили Владимир Путин и его китайский коллега Си Цзиньпин, а Алексей Миллер назвал тогда газопровод самым масштабным проектом компании. Сами понимаете, какое значение имел запуск.
В итоге он помог и «Томи». За прошедшие три года долг с полумиллиарда сократился до 300 миллионов, но было важно наконец-то с ним разделаться, чтобы нормально функционировать. Теперь это произошло, в дальнейшем клуб должен жить исключительно в рамках выделенного бюджета и пытаться зарабатывать сам.
На текущий год бюджет указан в пресс-релизе — 360 миллионов рублей. Это на уровне лидеров ФНЛ. Владелец «Торпедо» Роман Авдеев в редакции «СЭ» называл свой бюджет — 330 миллионов. «Ротор» официально объявлял о 300 миллионах, хотя неофициально говорят, что сумма повыше. Вряд ли кто-то еще дотягивает до этих показателей.
По логике, вроде, можно побороться за РПЛ. Да вот незадача — нынешний стадион «Томи» не соответствует требованиям премьер-лиги. Так что пока даже в теории эта тема не может подниматься. Ситуация в Томске не лучше, чем в Тамбове: одна из центральных трибун уже десяток лет закрыта на реконструкцию. И перспектив расконсервирования не наблюдается.
В прошлом году в мае пресс-служба Сергея Жвачкина привела слова губернатора: «Работаем над проектом нового футбольного стадиона». Знающие люди уточняют, что дело это точно не быстрое. В ближайшие пять лет стадиона, а значит и РПЛ, Томску точно ждать не стоит.
Хотя, на мой взгляд, именно на создание инфраструктуры сибирякам стоит бросить все силы в первую очередь. Есть же недорогие проекты. Скажем, стоимость строительства современной турецкой «Сивас Арены» на 28 тысяч мест оценивается в 21 миллион долларов. У нас так дешево не выйдет, конечно. Погодные условия тоже надо учитывать. Но и такой большой вместимости Томску не требуется.
Учитывая, что перспектив повышения в классе сейчас нет, логично было бы по паре миллионов долларов в год «отщипывать» от бюджета — тратить не на дорогостоящих футболистов, а направлять на финансирование арены. При таком подходе наверняка и федеральный центр помог бы со своей стороны.
А то у нас получается, что «Тамбов» выходит в РПЛ, но играет то в Саранске, то в Нижнем Ногороде. А на следующий сезон рискует не получить лицензию из-за отсутствия стадиона, о чем президент РПЛ Сергей Прядкин говорит открыто — больше в соседних областях принимать соперников не получится. В схожей ситуации и «Томь». Бюджет есть — подходящей арены нет.
Есть и обратные примеры. Как, скажем, «Мордовия». В Саранске стадион шикарный, но команда не может на нем играть даже в ФНЛ — нет денег. Задержки по зарплатам достигли полугода. Так что новому президенту федерации футбола Мордовии Александру Егорову будет над чем поломать голову.