26 января 2020, 21:05
— «Химки» отказались от борьбы за выход в РПЛ. Экономические реалии нашего времени?
— Я бы не стал сейчас говорить об экономических реалиях. Наверное, задачи должны ставиться заранее. Людям нужно все рассчитать еще перед началом сезона. Надо прогнозировать ситуацию не на один месяц, а минимум на три года. К сожалению, в нашей стране этого не происходит. А превалирует шараханье из стороны в сторону. Сегодня хотим — выходим, а завтра уже не желаем. Все это, конечно, мешает развитию футбола.
— Понимаете Андрея Талалаева, который покинул «Химки»?
— Конечно, понимаю. Наверное, надо договариваться на берегу. А когда задачи меняются во время плавания...
— При этом «Химки» предпринимали в последнее время попытки найти спонсоров.
— Опять-таки — нужно искать спонсоров заранее, до начала чемпионата. Вся эта ситуация доказывает, что порой в России система «осень-весна» наносит вред.
— Почему?
— Потому что бюджеты у нас принимаются 1 января. Это не дает клубам поставить серьезную задачу хотя бы на год и выполнять ее.
— «Ротор» теперь главный претендент на выход в премьер-лигу?
— Я думаю, в РПЛ будут выходить те города, которые имеют стадионы, построенные к чемпионату мира-2018. Вот они окажутся в приоритете.
— Еще «Нижний Новгород» и «Балтика»?
— Вполне возможно. «Нижний» сделал сильные ходы, пригласив тренера Роберта Евдокимова и грамотного спортивного директора Игоря Кудряшова. Но посмотрим, как нижегородцы и калининградцы проявят себя на трансферном рынке.
— «Балтика» идет на 7-м месте, «Нижний Новгород» — на 11-м. Допускаете, что уже в этом сезоне команды выйдут в РПЛ через «стыки» или кто-то даже напрямую?
— Я не исключаю такого варианта. Ни в коем случае не исключаю. Эти города со стадионами. Но опять же, возвращаясь к началу разговора, надо было думать, как их в дальнейшем использовать, еще в 2010 году. Когда мы только получили чемпионат мира.
— Чего ждете от «Торпедо»?
— В лице «Торпедо» мы сейчас имеем частный клуб. Все-таки расходы на премьер-лигу для частника — весьма серьезные вложения. Если мы возьмем чистый футбол, то в России он убыточный. И кто бы там что ни говорил, реально наш футбол содержится государством. Или через госкорпорации, или через бюджеты областей. Здесь не стоит себя обманывать.
— Есть Галицкий.
— Это исключение из правил. И потом — давайте посмотрим, на сколько его хватит. Почти все наши клубы привязаны к государству. И в этой ситуации частнику очень сложно конкурировать с остальными. Поживем-увидим. Мне бы хотелось, чтобы «Торпедо» вышло в премьер-лигу. Но есть и объективные сдерживающие моменты.
— Иными словами, вы думаете, что владелец «Торпедо» сядет, посчитает деньги и поймет, что выступление в премьер-лиге слишком дорогое для него удовольствие?
— Да. Там люди очень хорошо считают. Средства все-таки свои. Поэтому и подход к ним довольно взвешенный. В любом случае, я с пониманием отнесусь к обоим вариантам развития событий.
— Поймете, если «Торпедо» решит не выходить в РПЛ?
— Конечно, пойму. Человек взял клуб, сделал для него достаточно много. Вернул болельщиков на трибуны, повысил интерес к команде. Сейчас «Торпедо» находится в лидирующей группе, сохраняет интригу. Уже за это новому владельцу надо сказать спасибо.
— Ждете ли сюрпризов от «Чертаново»? Молодая команда может замахнуться на решение серьезной задачи?
— Не знаю. Посмотрим. Все-таки я больше жду положительных результатов от тех команд, которые имеют стадионы.
— В «Луче» уже пять месяцев не платят зарплату, но команда все-таки продолжит выступления в сезоне. Отличительная черта ФНЛ последних лет?
— Надо жить по средствам. Я только что столкнулся с этой ситуацией в «Новосибирске». Первые полгода приходилось очищаться от всех этих дел. Считаю, нужно смотреть на то, насколько прозрачно ведет деятельность клуб, можно ли ему открывать трансферное окно. Порой на контрактах висят игроки с непонятными суммами. Такие вещи надо прекращать. Отделу лицензирования РФС нужно внимательнее следить за проблемными командами. Пусть люди наведут финансовый порядок. А то какой-то аврал, ей богу. То снимаются, то возвращаются.
— В свете того, что сейчас происходит в ФНЛ (с «Химок» снимают задачу по выходу в РПЛ, «Луч» испытывает серьезные финансовые проблемы), как относитесь к идее расширения премьер-лиги до 18 команд?
— Я считаю эту меру несвоевременной. Сейчас у нас нет достаточного числа клубов, которые могут конкурировать в РПЛ. Ну и надо учитывать экономические аспекты. Мы все говорим о лимите на легионеров и потолке зарплат. А почему бы не рассмотреть другую идею.
— Какую?
— Лимит бюджетов клубов. Тогда, возможно, мы получим более интересное соревнование. А когда у одной команды годовой бюджет в 10 раз больше, как с ним конкурировать?
— А как можно ввести лимит бюджетов?
— Все просто. Высчитывается среднее арифметическое среди всех бюджетов. Получаем цифру. Клубы могут ее увеличить на 20-25 процентов. Не выше.
— Не так давно вы заявили: «Наш футбол деградирует. До сих пор пользуемся остатками советского багажа». Выхода нет?
— Почему же? Выход всегда есть. Просто нужно определиться, чего мы хотим? Какие цели ставим? Не проводить рекламные акции, а определиться с задачами. Пока я, вот честно, не могу понять, к чему мы идем. Звучат слова «реформы». А в чем они заключаются? Я сейчас столкнулся с ситуацией в детско-юношеском футболе. Что у нас поощряет государство?
— Что?
— Массовость. А где качество?
— И как его добиться на детском уровне?
— Нужно определить, за что поощрять тренеров. Мой брат работает старшим тренером в «Красногвардейце». Так некоторых детей, скажем, уже пытаются переманить в школу «Чертаново». Кто-то скажет: «Все правильно, в «Чертаново» лучшие условия, и есть возможность быстрее вырасти».
— Это не так?
— Нужно подходить к этим вопросам очень аккуратно. Ведь переманивая детей, вы в то же время бьете по рукам тренерам, которые их воспитали. Пару раз утащите игроков, и у людей исчезнет мотивация. Где им ее брать? Зачем им воспитывать молодых футболистов, если они в итоге уйдут в другую школу? Где им получать моральное удовлетворение? И что мы имеем на выходе? Целую армию тренеров, которые получают деньги за попусту проведенное время. Вот здесь надо принимать меры. Например, до 14 лет запретить переходы из школы в школу. Как-то так. Зачем отбивать охоту работать у главного производителя талантов — детского тренера? На что тогда рассчитывать?
— Зарплата детских тренеров — тоже серьезная проблема?
— Не сказал бы. Не стоит упираться только в деньги. Хотя тренер сейчас получает меньше, чем учитель физкультуры в школе. На мой взгляд, это тоже неверно. Иначе тренеры будут уходить в школы. Критерии работы детских тренеров тоже нужно четко прописать.
А то я, допустим, могу переманить парня из одного места, из другого. Потом выиграть турнир с сильнейшими ребятами. Выходит, я хороший? А те, кто этих ребят подводил? Плохие? Давайте в этих вопросах сначала наведем порядок, а потом будем заявлять о реформах.