17 декабря 2019, 22:30
Ориентировались на международный опыт, подходит пример Испании.
— 3 декабря состоялось собрание клубов лиги. Основная тема, которая волновала и клубы, и болельщиков, — как планируется в перспективе организовывать и проводить соревнования, — начал Соколов. — Сейчас, в этом и предыдущих сезонах, они проводятся в пяти зонах. Это берет начало еще с решения исполкома РФС от 2001 года. На тот момент во втором дивизионе выступало около 100 команд. Среди них было множество клубов из небольших городов, но со временем некоторые прекратили свое существование в силу тех или иных причин. Возникла необходимость пересмотреть существующую структуру. Мы понимаем, что в среднем у нас 60 — 62 команды, меньше, чем в 2001 году, когда принимались решения.
Очевидно, причина тому — проблемы, которые мы имеем с клубами с Дальнего Востока и из Сибири. Также есть проблемы и в группе «Урал-Приволжье». Сейчас там 12 клубов, но совсем недавно было девять, мы видим непостоянство в количестве участников. Недостаточно количество матчей, особенно в зоне «Восток», из-за чего приходилось проводить соревнования в два этапа, вводя дополнительный круг.
Также недостаточное у нас и количество команд. Мы рассматривали вопрос учреждения трех или четырех групп в ПФЛ. Этому предшествовала аналитическая работа, мы изучили международный опыт, ориентировались на него. Нам в этом плане подходит пример Испании, поскольку у этой страны есть не только материковая, но и островная часть. В сегунде Б командам приходится преодолевать приличные расстояния, чтобы добираться на матчи. Вообще, во многих странах — Италии, Португалии, Испании — в основном четыре группы на уровне второго дивизиона.
Проведя аналитическую работу, мы поняли, что не будет болезненным, если мы остановимся на варианте с четырьмя группами: «Юг», «Запад», «Центр», «Урал-Приволжье». Пять групп, как сейчас, — это неэффективно. Это решение — не антикризисная мера, мы исходим из реалий, которые есть сейчас. Тем не менее мы же не можем обойти стороной клубы с Дальнего Востока, которые доходят в том числе и до премьер-лиги, как, например, «Луч». РФС и лига не оставляют без внимания то, что, например, в сборной России были и есть представители Дальнего Востока и Сибири — Головин, Зобнин, Ещенко, Гранат, Кудряшов, Газинский.
— Каковы были изначальные варианты реформы?
— Сначала мы рассматривали два варианта: переход на систему с тремя или с четырьмя группами. Исходя из количества существующих команд — а их чуть более 60, мы в случае перехода на три группы закладываемся примерно на 18 команд в каждой группе. Этот вариант не позволяет рассматривать потенциальное увеличение дивизионов в будущем, а также нарушает привычную локацию клубов, что приводит к увеличению затрат с их стороны. Соответственно, это не позволило бы достичь показателей, что обозначены в стратегии развития футбола-2030, поскольку ПФЛ стала бы несколько закрытой лигой. Вариант в четыре группы позволяет расширять количество участников до 18, а в некоторых регионах, например в группе «Юг», и больше. Клубы премьер-лиги смогут включать в соревнования свои вторые команды, кроме того, у клубов из регионов появится шанс в перспективе попасть в ФНЛ. Также вариант с четырьмя группами является более экономным.
— Клубам из группы «Восток» придется тратить больше денег...
— Обрисую затраты на сезон в клубах Сибири и Дальнего Востока: в сезоне-2018/19, да и в текущем тоже, они составляют около 5,5 — 6 миллионов рублей. Представим, что в группе «Восток» было бы 14 команд, а не шесть, как сейчас. Это тоже привело бы к увеличению затрат. Да, клубы с Востока будут больше тратить, но почему? Потому что возрастет количество команд в той группе, где они будут выступать. Затраты на полет в Москву или Братск будут сопоставимы. Тратить больше придется вследствие увеличения матчей, то есть футболисты будут получать больше практики, а это поможет игрокам развиваться. Со своей стороны лига постарается сделать удобный календарь, чтобы клубы не переплачивали. К тому же можно окупить расходы на выездные матчи благодаря проведению домашних встреч. Больше матчей — значит, больше возможностей привлечь новых спонсоров. В общем, затраты на транспорт — не критическая история. Из-за этого команды не снимаются и не должны сниматься. Главное — позитивное внимание, любая лига должна выглядеть цельно. Клубы группы «Восток» заинтересованы в этом решении, их руководители заинтересованы в участии в эффективных соревнованиях. Шесть команд в чемпионате, как сейчас, — это ненормально. Кроме того, все шесть команд группы «Восток» имеют потенциал участвовать и в вышестоящих турнирах, потому что располагаются в региональных центрах — Омск, Сахалин, Новосибирск, Чита, Барнаул, Иркутск.
— Сейчас широко обсуждается вопрос возвращения к проведению соревнований по системе «весна-осень». Что вы думаете по этому поводу?
— Система «осень-весна» не является причиной расформирования клубов или снятия с соревнований. Количество клубов-участников не изменилось с момента реформы. Если бы сегодня в ПФЛ было достаточно команд с хорошей инфраструктурой, мы могли бы играть в феврале, ноябре, декабре. Пример вам: хоккей. Там играют круглый год, потому что этот вид спорта ушел под крышу. Если бы футбол располагал такой же инфраструктурой, то без проблем играли бы круглый год. Если бы у нас везде были такие спортивные стадионы, как «Газпром Арена», на которой задвигается крыша.
— Может ли ПФЛ самостоятельно вернуться к старой системе?
— Что касается непосредственно ПФЛ, то мы не можем сами вернуть старый формат, потому что находимся в системе лиг. К тому же нет идеальной модели перехода клубов из лиги в лигу при разных календарных условиях. Переход на систему «осень-весна» или «весна-осень» не приводит к ухудшению или улучшению ситуации. Почему-то после неудач российских клубов в еврокубках нашли проблему в системе, но для начала нам нужно сравнить составы наших команд образца 2005 или 2008 года с теми, что есть сейчас.
А если бы кто-то из наших дошел в этом сезоне до полуфинала еврокубка? Разве мы говорили бы, что система «осень-весна» помогает? Мы просто сказали бы, что у нас конкурентоспособные спортсмены.