Сборная России. Статьи

7 декабря 2009, 12:00

Александр Бородюк: "За все годы работы Аршавин не сказал мне ни одного грубого слова"

Игорь Рабинер
Обозреватель

На вопросы корреспондента "СЭ" ответил старший тренер сборной России Александр Бородюк.

- Ваше имя в последнее время упоминалось в связи с Андреем Аршавиным. Якобы наутро после затянувшегося похода группы игроков сборной на презентацию клипа Филиппа Киркорова вы сделали ему замечание, а капитан сборной в резкой форме попросил вас замолчать.

- Все это чушь и бред. Во-первых, Гус Хиддинк уже озвучил в прессе, что сам отпустил их на эту презентацию, а я могу подтвердить, что вернулись футболисты оттуда без опозданий. Во-вторых, за все годы работы с Аршавиным он не сказал ни мне, ни кому-то другому из членов тренерского штаба сборной ни одного грубого слова. Главное качество этого человека – он не врет. И эта прямота кого-то против него настроила, и был найден момент ему элементарно отомстить.

Понятно, что самое удобное – найти кого-то виноватого из числа всей команды. Но это абсолютная ложь! Мне бы очень хотелось посмотреть в глаза так называемым "очевидцам", которые не называют своих имен. Пусть скажут это все нам с Андреем в лицо.

Таков наш менталитет: когда Аршавин забивал голы на чемпионате Европы или блистал в других матчах, им везде восхищались. Но стоило ему один раз оступиться – и сразу на него, а также и на других ребят полились потоки грязи. И почему-то никто не вспоминает, как здорово Аршавин провел весь отборочный цикл, как вышел с травмой на матч в Уэльсе и отдал блестящий голевой пас. Поймите: матч не может проиграть один футболист, даже если выдался не его день. Матчи проигрывает, как и выигрывает, команда.

Мы проиграли – и полилась грязь. У нас всегда стремятся найти крайних и заклеймить их так, чтобы было уже не отмыться.

- Вас удивляет вакханалия на телевидении, где футболистов сборной обвиняют во всех смертных грехах?

- Не надо обобщать: в этом были замешаны две-три программы, а многих их тон возмутил своей желтизной и цинизмом. Сейчас обнаружилась масса людей, желающих "пропиариться" на беспроигрышной теме, набрать вес в глазах общественности. Это манипуляция общественным мнением, и выглядит она низко. Могу заверить: все игроки абсолютно профессионально готовились к матчам. И тренерский штаб вообще ни в ком из них не разочаровался. Мы с футболистами единое целое – как в минуты больших побед, так и в минуты самых тяжелых поражений.

Да, мы проиграли, и критика в нашу сторону обоснованна, но подчеркиваю: критика должна быть сугубо футбольной. Мы проводим тщательную работу и делаем выводы.

Это поколение ребят сделало для российского футбола очень многое. Оно добилось бронзы чемпионата Европы, о чем сборная в очень приличном порой составе не могла и мечтать 20 лет. ЦСКА и "Зенит" выиграли Кубок УЕФА. Да и этот отборочный цикл был пройден ровно: когда еще такое было, чтобы третью команду группы мы дважды обыграли со счетом 3:0? На рядовые матчи сборной стали ходить по 70 тысяч зрителей, как на Азербайджан. Я ездил по регионам и знаю, что по сравнению с прежними временами в футбольные школы записываются в разы больше мальчишек. Вот что сделала национальная команда. И лично мне как тренеру приятно и комфортно с ним работать, я горжусь, что у меня есть такая возможность.

Люди, которые сейчас пустились во все тяжкие, не хотят понимать одной простой вещи. Этим ребятам сейчас по 25-26 лет. Им еще играть и играть за сборную, защищать честь страны. Чего можно добиться всей этой клеветой? Да, надо разобраться, что произошло на поле, но нельзя добивать их за его пределами. И убивать в них желание играть за национальную команду. Можно споткнуться и упасть, но нужно встать и идти дальше. Их же хотят добить. Это тяжелое испытание, которое нужно пережить достойно. А что получается у нас?..

А тем бывшим футболистам, которые на каждом углу клеймят сборную, я бы посоветовал взглянуть на себя. Кстати, настоящие звезды ведут себя корректно и слова подбирают очень тщательно. Парадокс: чем большего человек в футболе добился, тем он менее категоричен. А тех, кто этого не достиг, гложет зависть. Типичное, увы, чувство для нашей страны.

- По-вашему, судейство Терье Хауге в Мариборе сильно повлияло на исход поединка?

- Норвежский арбитр в прессе извинился перед сборной России за удаление Кержакова, и мне к этому добавить нечего. Тем не менее никто из нас не собирается винить судью в нашей собственной неудаче. Которую каждый из нас переживает очень тяжело. Тут надо еще вот о чем сказать. Судить матч с Германией был назначен Массимо Бузакка, у которого уже была далеко не лучшая история обслуживания матчей нашей сборной. Мы попытались "отвести" его кандидатуру, но нам ответили, что это невозможно. Прошу только не воспринимать это как оправдание за ту неудачу. Просто факт, не более того.

- К РФС у штаба сборной есть претензии?

- Я бы не назвал это претензиями, но вот о чем хотел бы сказать. Сейчас отовсюду слышим: дескать, команда не может серьезно готовиться к матчам в отеле в центре Москвы. Почему-то, когда мы выиграли в отборочном турнире шесть матчей подряд, об этом никто не вспоминал. И когда обыграли два года назад англичан – тоже.

Но к чему вообще обсуждать эту тему, если Гус на протяжении всех трех лет твердил о необходимости построить базу для сборной – но при массе обещаний этого так и не произошло? Где нам было готовиться? В "Бору", от которого нужно полтора часа ехать на игру – что немыслимо ни в одной серьезной команде, - и где всего одно поле, которое поздней осенью и ранней весной непригодно для использования? Мы жили там, где это только и было возможно, не имея своего дома.

- Был ли заключительный разговор между Виталием Мутко и штабом сборной после матча – к примеру, в самолете?

- Нет, не было.

- Если так выйдет, что Хиддинк не продолжит работу со сборной, вы можете согласиться остаться помощником у кого-то еще?

- Надеюсь, что Хиддинк продолжит работу со сборной. Полагаю, нужно дождаться 3 февраля, когда будет избран новый президент РФС. Разговор между Гусом и новоизбранным главой футбольного союза, думаю, расставит все точки над i.

- Если Гус уйдет, и вам предложат стать главным тренером сборной, как отреагируете?

- Пока у сборной есть главный тренер, и его зовут Гус Хиддинк, отвечать на этот вопрос неэтично.

- Насколько верна информация, что вы вот-вот возглавите "Крылья Советов"?

- Еще раз повторяю: у меня контракт со сборной, и я его отработаю. Неверную информацию о том, что я якобы уже практически подписал контракт с "Крыльями", подают под таким соусом: мол, судьба Хиддинка еще не решена, а его тренерский штаб уже разбегается, как крысы с тонущего корабля. Кому-то, видимо, так все нужно преподнести.

Но это неправда. Действительно, предложение от такого клуба, как "Крылья Советов", я бы счел за честь. Самара, в которой я заканчивал карьеру, - футбольный город с великолепными болельщиками. Плюс к тому у команды появился такой спонсор, как "Ростехнологии", во главе с футбольными людьми. Сейчас там работает прекрасный специалист Юрий Газзаев, которого я знаю еще со времен совместного выступления за московское "Динамо". Если же предложение мне последует, то я готов к его обсуждению только после завершения контракта со сборной. Что же касается моих долгосрочных планов, то я готов готов к самостоятельной работе.

- Если вы вместе с Хиддинком останетесь в сборной, представительство в ней игроков чемпиона – "Рубина" - будет расширено?

- Во-первых, поздравляю "Рубин" с заслуженным золотом. И не могу не сказать о великолепной работе Курбана Бердыева. Что же касается игроков, то все зависит от их выступлений. В Казани есть ребята, на которых нужно обратить внимание. Помимо Семака, четверо из них входят в расширенный список кандидатов в сборную.

- Поддерживаете ли вы идею о натурализации лучшего снайпера чемпионата-2009 Веллитона?

- По моему личному мнению, за сборную страны должны в первую очередь выступать игроки, которые в ней родились. Наверное, другая точка зрения тоже имеет право на существование.

Еще раз хочу подчеркнуть: мы с футболистами сборной всегда вместе – и при победах, и при поражениях. И всегда будем на этом стоять, потому что команда есть команда.