После своего первого репортажа специалист поделился впечатлениями с «СЭ» и рассказал о состоянии игроков национальной команды
— Иногда видел текстовые трансляции матчей — начал Безуглов после первого комментария. — Раз в три минуты объявляют, кто ударил по воротам. Такое и бот банальный может сделать. Умом понимал, что даже у меня, врача, получится бодрее. Сказал: «Давайте попробую!». Сейчас комментируют все, кому не лень. Подумал, что если подготовлюсь к матчу и отнесусь к этому серьезно, то смогу, как минимум, не опозориться.
Конечно, труд наших ведущих комментаторов очень сложный и до них мне как до космоса. Это тяжкий труд: держать внимание публики все девяносто минут, готовиться к матчу. Но как любитель — почему бы не попробовать?
— Как вы считаете, у вас получилось держать публику?
— Очень критично к себе отношусь. Понятно, что комментирую отвратительно. Как можно делать это хорошо в первый раз в жизни? Надеюсь, никого не стошнит от моего комментария. Задача-минимум такая.
— Продолжать собираетесь? Как-то вы говорили, что не хотели бы до 65 лет работать спортивным врачом.
— Конечно, планирую в 65 лет немного другими вещами заниматься. Но я за любые эксперименты. Если будет время, готов и комментировать. С удовольствием продолжил бы. Например, не против был бы вести колонку в каком-нибудь СМИ.
А насчет комментирования в 65 лет — если кому-то будут нужны мои старческие вопли, то почему бы и нет?
— Кто для вас пример идеального комментатора?
— Мне нравится Кривохарченко. Елагин — с его голосом с самого детства ассоциируется чемпионат Англии. Нравится интеллигентная манера Ильи Казакова. Слышал один репортаж Леонида Викторовича Слуцкого. Тот, после которого все закончилось. Это была отличная работа. С чувством юмора, всегда в теме. Вообще большинство футбольных комментаторов сейчас очень хорошего уровня.С большим интересом как экспертов слушаю Андрея Аршавина, Владимира Быстрова.
— Как вам Марат Сафин?
— Только из-за него начал смотреть финал US Open с Медведевым. И только ради него досмотрел до конца, несмотря на то, что был на сборе, да еще и ночью. Это было фантастически — отличный неклассический комментарий. Все-таки, чтобы просто называть теннисные термины, достаточно посмотреть в правила игры. А эмоциональный репортаж Марата был безупречен.
— У каждого комментатора своя фишка. У вас какая была бы?
— Постарался бы быть максимально раскрепощенным и очень тщательно готовился бы к матчам. Досконально разбирал бы все: от породы собак запасного защитника до имени его первой девушки, которая была у него в первом классе и бросила его из-за десятиклассника. (улыбается)
— Кто из футболистов так тщательно готовится к матчам и так хорошо знает свое тело?
— Сергей Игнашевич! Александр Самедов, братья Березуцкие, Игорь Акинфеев. Из нынешней сборной много ребят: например, Далер Кузяев, Роман Зобнин. Назвал только тех, кто первыми пришли в голову. С каждым годом их количество только увеличивается. В 2012 году и сейчас в этом плане футболисты очень сильно изменились.
— Тренерские успехи Игнашевича — следствие правильного подхода к работе над собой?
— Не удивлен, что у него получается. Он — думающий человек. Желаю Сергею Николаевичу только успехов в очень непростом тренерском деле.
— Как проявляются эти отличия у спортсменов, если сравнить 2012 и 2019 годы?
— Все следят за собой, за питанием, нет проблем с лишним весом. Легко работать, почти не нужно ничего объяснять, рассказывать, что такое холодовые ванны, зачем нужны протеиновые коктейли и компрессионный трикотаж. Игроки все прекрасно понимают и сами во всем разбираются. Все-таки подобный профессионализм продлевает футбольную жизнь.
— История из 2012-го, которая показывает разницу.
— Нет чего-то конкретного. Просто приходилось прилагать больше усилий, чтобы делать все правильно. Например, ребята любили жирный соус «Болоньез». При Фабио Капелло в сборной приходилось жестко пресекать его употребление. Но после разъясняющих бесед с предоставлением научно обоснованной фактуры никаких проблем, обычно, не бывает. Не помню, чтобы кто-то нарушал режим или отказывался приезжать в сборную.
— Лишний вес?
— Сейчас в ведущих командах не бывает такого, чтобы человек приезжал из отпуска с пятью килограммами сверх нормы.
— В «Локомотиве» такого не было?
— Может, единичные случаи. Например, Заза Джанашия. Но я его в «Локо» почти не застал. Сейчас все понимают, что лишний вес повышает риск травмироваться, увеличивает нагрузку на суставы. К тому же опытные и статусные Крыховяк и Хеведес сейчас подают пример молодым.
— В «Анжи»?
— Там были ребята, которые в отпуске набирали вес, просто если смотрели на еду. Например, Расим Тагирбеков. Расположенность у него была к лишнему весу, но очень жестко следил за этим. Да и вообще, иногда бывают, ребята, которые на голову сильнее всех, но жестко не режимят и тренеры дают некоторые послабления.
— Это про Роберто Карлоса?
— Он сухой. У него бедро было, как у меня туловище. И это за счет мышц. Самюэль Это'О мог выпить «Кока-Колу» в течение обычной жизни, не только после игры, но он сам не видел в этом проблемы.
— Фарфан. Неужели у него не было лишнего веса, когда он приехал?
— Следующий вопрос.
— В книге Юрия Семина описаны разные точки зрения на состояние Фарфана. Приведены мнения как самого тренера, так и Ильи Геркуса с Эриком Штоффельсхаусом. Функционеры считают, что проблем не было, тренер — иначе.
— В книге высказываются мнения таких авторитетных людей. Кто я такой, чтобы это комментировать?
— Вам какой из этих кусков книги больше понравился?
— Не читал еще книгу Юрия Павловича . Но обязательно куплю и прочитаю.
— Что произошло в ситуации с Дмитрием Тарасовым?
— Он мог проходить реабилитацию в клубном медицинском центре, но выбрал другое место. Что касается выбранного способа лечения — у Дмитрия было несколько вариантов, он выбрал операцию. Мы все желаем ему только здоровья и скорейшего восстановления.
— Ваше мнение — не оперировать?
— Медицинский штаб команды после консультаций с рядом профильных зарубежных специалистов был за консервативное лечение. Итальянские коллеги считали, что стоит делать операцию. Дмитрий сделал свой выбор, который мы уважаем и не можем оспаривать. Это его здоровье и карьера.
— Братья Миранчук сыграют в групповом этапе Лиге чемпионов?
— У Алексея Миранчука повреждение мышцы задней поверхности бедра. Он восстановился, а сыграет ли с «Зенитом», решать только тренеру. У Антона была операция, надеемся, что он успеет сыграть до конца года, в том числе, в Лиге чемпионов.
— Есть ощущение, что в этом году «Локомотив» «бежит» лучше. С чем это связано?
— В команде работают опытные тренеры. В прошлом году многие уезжали в сборные, плюс тренеры всегда вносят коррективы в подготовку . Меня не удивляет, что «Локо» хорошо готов. Команды Юрия Павловича Семина всегда хорошо готовы. В этом году красно-зеленые будут реальными претендентами на чемпионство или место в Лиге чемпионов за счет, в том числе, отменной физической подготовки.
— Вернемся к сборной. Расскажите, как у Юрия Жиркова получается сохранять такую форму в 36 лет?
— Юрий не перенес ни одной операции на суставах за всю карьеру. В «Зените» сейчас он игрок ротации, ему дают отдохнуть. Уверен, что Жирков в ближайшие пару лет будет оставаться в фантастической форме. Мы видим анализы и данные его тестов. Нет предпосылок к тому, чтобы его данные ухудшались. Перед чемпионатом мира у него были лучшие показатели за карьеру. Они и сейчас остаются на очень высоком уровне. В клубе, как и в сборной, к нему индивидуальный подход. На Евро-2020 он точно может помочь. Если острых травм не будет, то уверен, что сыграет и в отборе на чемпионат мира в Катаре. Он отыграл два полных матча с Шотландией и Казахстаном, уверен в себе, находится в хорошем настроении.
— Французские коллеги отмечают особенную форму Александра Головина.
— Саша всегда отличался отменными физическими кондициями. Всегда выполняет огромный объем работы на поле. Больше просто некуда. Меняется он и ментально. Это бросается в глаза. В ближайшие годы он будет одним из лучших на своей позиции не только в России, но и в Европе. Помимо технической оснащенности, у него есть еще одна особенность — феноменальная выносливость. Небольшой, компактный, лишнего веса нет.
— У Зобнина такая же ситуация?
— Согласен. Хороший пример. Очень много схожего. Хотя у них есть отличия из-за отличия в позиции на поле. Другое дело в том, что Саша играет в другом чемпионате с другим тренировочным процессом. Думаю, Роман Зобнин мог бы играть в любом клубе из первой пятерки чемпионатов. Их физические кондиции почти не отличаются. Негативных изменений в физических кондициях у Зобнина с течением времени мы не видим.
— У болельщиков много вопросов насчет его формы.
— Фанатам, конечно, виднее. Но могу сказать объективно: его показатели хуже не стали.
— У Чалова прогресс заметен?
— Мы его видим не так часто. Понятно, что он одарен, но где его максимум не знает пока никто, как мне кажется. Но он уже игрок высокого уровня и есть все возможности для роста. На длинном сборе можно будет увидеть его физиологические показатели на максимальном уровне. Все-таки именно на крупных турнирах футболисты показывают, на что они способны против серьезных команд.
— В британских СМИ появлялась информация, что сборная России может пропустить чемпионат мира в Катаре в случае отстранения РУСАДА.
— В национальной команде России по футболу за время моей работы с 2012 года проблем с допингом не было, нет и, гарантирую, не будет! Никаких претензий со стороны ФИФА и УЕФА к РФС нет. РФС — одна из немногих федераций, которая подписала соглашение с РУСАДА, и мы проводим огромную работу в сфере противодействия нарушениям антидопинговых правил в российском футболе и эти плоды видны: нарушения носят единичный характер и их в разы меньше чем в странах, наиболее активно нас критикующих.