24 сентября 2022, 15:00
Я вылетал в Бишкек на следующий день после объявления о частичной мобилизации в России — и на паспортном контроле аэропорта Шереметьево уже творился хаос. Проходить через границу всем мужчинам младше 60 лет приходилось минимум дважды, а временные промежутки между проверками растягивались порой более чем на час.
Корреспондентам «СЭ» повезло: мы пришли к гейту за 10 минут до его закрытия. А минимум двое наших коллег опоздали на самолет из-за гигантских очередей. И добирались до Бишкека вместе со сборной России — там вошли в положение и впустили журналистов в свой чартер.
Хотя не самые приятные беседы с пограничниками коснулись и футболистов с тренерским штабом.
— Накануне у журналистов были проблемы с вылетом из России. Как обстояли дела у делегации сборной? Может, просили показать военный билет? — спросили Карпина на пресс-конференции.
— Военный билет показать не просили. Все прошло нормально, все вовремя. Так понимаю, на границе всем задают вопросы: служили ли в армии, куда летите, давно ли брали билет... Кто-то напрягся даже. Такие дела.
Киргизия, несмотря на недавнее обострение ситуации на границе с Таджикистаном, встретила очень дружелюбно. Никаких тебе дополнительных мер безопасности или усиления контроля. Все вокруг говорят на русском, вывески и надписи практически везде также дублируются на наш язык. В общем, никакого дискомфорта. Ну а уровень цен позволит чувствовать себя комфортно даже человеку со средней по российским меркам зарплатой.
После недолгой прогулки по городу создалось впечатление, будто бы мы вернулись в Советский Союз. Здесь, в отличие от некоторых других бывших республик, не стремятся уничтожить все наследие СССР. По сути, практически все большие здания и монументы Бишкека являются наследием той эпохи. На иных можно увидеть и серп с молотом, и красные полотнища.
Символично, что, когда сборная Киргизии вышла на тренировку на стадионе «Спартак» имени Долона Омурзакова, работники арены включили песню «Стоят девчонки». А после крутили различные шлягеры из советских кинофильмов.
На улицах практически все прекрасно говорят по-русски. Причем очень позитивно относятся к приезжим россиянам. Хотя накануне в кафе две местные девушки громко шутили, что в связи с резко возросшим количеством гостей из России неплохо бы делать в объявлениях о сдаче квартир к Бишкеке пометку: «Сдаем только азиатам».
Возвращаясь к языковому вопросу, местные рассказали, что около 10 процентов школ в Киргизии ведут обучение на киргизском языке, изучая русский как иностранный. В остальных 90 процентов ситуация противоположная. Отсюда и поголовное знание русского языка всеми — от стариков до детей. Кстати, большинство школьников тут ходят в форме: белый верх, черный низ. И выглядит это очень красиво.
Матч с Россией в Бишкеке особо не рекламируется — и, видимо, не нуждается в дополнительной раскрутке. За три дня не удалось увидеть ни одной афиши. Но, по словам представителей Киргизского футбольного союза, билеты раскупаются очень хорошо — на стадионе ожидается аншлаг.
При этом сборную России болельщики практически не беспокоят. Напротив отеля Orion, где остановилась наша команда, тишина. Нет никого, кроме редких желающих раздобыть автографы и продавцов мороженого — они пригнали аж четыре автофургончика!
Сотрудники отеля даже с трудом идентифицируют футболистов — один из них признался, что очень хотел увидеть в Бишкеке Дзюбу, но не дождался.
Дзюба (вместе с Оздоевым и Кудряшовым) остался в Турции. Головина с Миранчуком решили не дергать из Европы и не нагружать логистикой. А Валерий Карпин сегодня начнет строительство новой команды, которая собралась впервые за 10 месяцев и пропустит два ближайших турнира — ЧМ-2022 и Евро-2024.