После тонкой, изящной, словно ладонью брошенной диагонали Александра Головина к линии ворот и «парашютика» от головы Мариу Фернандеса Артем Дзюба в одиночку выиграл верховое единоборство сразу у двоих шотландцев, Малгру и Девлина. У капитана сборной России в этот лужниковский вечер все было в полном порядке с обработкой мяча в воздухе — вот и теперь, совершенно законно подправив себе мяч плечом, он с лета же третьим касанием проткнул его мимо голкипера Маршалла в сетку.
И вот тут, на 70-й минуте матча Россия — Шотландия, после третьего мяча нашей команды за 13 минут, фактически был подписан официальный акт о принятии сборной России в число участников Евро-2020. Потому что теперь нужно набрать одно очко в трех оставшихся матчах — а не сделать этого, имея в качестве одного из соперников Сан-Марино, невозможно в любом состоянии. Де-факто обеспечить себе выход на большой турнир в четвертом от конца матче квалификации — уже и не припомню, когда такое с нами приключалось. Не в XXI веке точно.
Отыграть три мяча за 20 минут такие шотландцы не смогли бы ни при каких обстоятельствах — это вам не 1992-й год, и не зря потом на пресс-конференции репортеры из этих колоритнейших краев укоризненно, но предельно корректно спрашивали главного тренера Стива Кларка: «Вам не кажется, что работа главным тренером сборной Шотландии оказалась несколько сложнее, чем вы изначально предполагали?» Тот грустно разводил руками: так еще и соперники, мол, такие сильные, Россия и Бельгия...
Я слушал это — и думал о том, что кто-то (и не абы кто, а человек, много лет работавший вторым тренером «Челси» в самые славные времена «синих») уже публично ставит нас с бельгийцами на одну доску. Можно ли было такое вообразить три года и два месяца назад, когда Станислав Черчесов был назначен главным тренером национальной команды? Или даже полтора года назад, весной 2018-го?
Но, начиная с домашнего чемпионата мира, у этой команды началась какая-то совсем новая жизнь. И особенно радостно, что она не ограничилась одним лишь крупнейшим турниром, потому что в этом можно было бы заподозрить какую-то потемкинскую деревню, блеск одноразового использования. Однако команда осталась командой и после ЧМ-2018, даже невзирая на перемены в составе. Если сравнить матч с Шотландией, допустим, с четвертьфиналом против хорватов, то в стартовых составах совпали лишь четыре фигуры — Мариу Фернандес, Кудряшов, Головин и Дзюба. А ведь прошло лишь год и три месяца!
Что же до слабости шотландцев, о которой тут же заговорили скептики, — она, конечно, налицо. Но разве это — наши проблемы? И разве мы сами придумали себе такую жеребьевку? Какая есть — согласно такой и играем. И вообще-то, если вспомнить, тогда о Шотландии говорили как хоть и об удачном жребии, но как о вполне полноценном конкуренте за второе место. А о том, что произошло дальше, пусть пекутся уже они сами. Пока же Россия разложила их на молекулы. И ждет — транзитом через Кипр — настоящую проверку. Бельгией.
Дзюба с Головиным под занавес встречи усладили взоры многочисленной (65 703 — зафиксируем цифры для истории), но весьма инертной публики эстетским четвертым голом. Сперва Артем проткнул мяч мимо защитника на фланг Мариу, обменялся с ним скороговоркой пасов — а после этого при входе в штрафную случился самый шик. Дзюба отдал короткую передачу Головину, тот пяточкой вернул центрфорварду. Еще одна передача тому же хавбеку «Монако» в касание, подработка, каллиграфический удар низом от дальней штанги в ворота. Такой двойной «стеночкой», приправленной еще и перепасовкой того же Дзюбы с Фернандесом, и Константин Бесков залюбовался бы!
Дзюба с Головиным в первом со времен мирового первенства матче сборной в «Лужниках» вообще солировали по полной. Капитан забил два мяча, включая первый, победный, и соорудил четвертый гол. Хавбек «Монако» окончательно сорвал маршалльские погоны четвертым голом, а до того отдал две голевые и одну предголевую передачи. То есть по системе «гол плюс пас» у них — семь очков на двоих!
Парадоксальная вещь заключается в том, что на первых минутах второго тайма у Головина игра, как мне кажется, совершенно не пошла. Началось с того, что Ионов перехватил и протащил мяч, отдал Александру, рассчитывая на ответный пас — а наш «француз» запустил снаряд в небеса. Видимо, это выбило его из колеи, и несколько минут он суетился, мельтешил — и ошибался, ошибался. Причем до перерыва такого не было. Складывалось ощущение, что после него он ступил на газон «Лужников» не с той ноги.
Такое бывает даже с самыми серьезными мастерами и в футбольной среде характеризуется выражением: «Не сразу из раздевалки вышел». Был, например, эпизод на 52-й минуте, когда после обреза Головина Семенов выдвинулся очень высоко и лишь в последний момент успел подстраховать партнеров — а если бы этого не произошло, ситуация у штрафной Гильерме могла бы сложиться крайне неприятная.
Но в том и заключается класс футболиста, чтобы с таким состоянием справиться. Головин сделал это. На 57-й минуте случился угловой (напомню, в исполнении того же полузащитника на исходе матча с Казахстаном аналогичный «стандарт» привел к победному голу Мариу Фернандеса), который с подачи Александра, положив корпус, красивым ударом с лета превратил в гол Дзюба. И понеслось. Перед вторым голом Головин сделал подбор перед штрафной после слабого выноса шотландцев и откатил мяч под пушку Оздоеву. Кстати, обратите внимание при повторе, что мяч полетел у Магомеда не прямо, а по довольно хитрой траектории — и стоявшему на пути мяча Баринову нужно было проявить недюжинную реакцию, чтобы успеть уклониться от этой пули.
Перед третьим Головин вырезал образцовую диагональ на Мариу, о чем мы поговорим чуть ниже, а о четвертом все уже сказано. Нередко говорилось о том, что полузащитник «Монако» игру команды уже ведет, но с конкретикой — голами и передачами — у него не всегда ладно. Но пару недель назад за свой клуб он исполнил «2+1» в принципиальном дерби Лазурного берега с «Ниццей», блеснул по части результативности и теперь.
Дискомфорт же на первых минутах тайма, возможно, был вызван и тем, что Головин по инерции вышел играть на тех же скоростях, что были в первом тайме, — а вся команда уже стала действовать быстрее. Диспетчер смог быстро исправиться и подстроиться, тем более что это и есть его, головинская, игра. А дальше произошло то, что хотелось бы видеть от нашего главного таланта еще чаще.
Впрочем, и этот тезис, и сетования — почему, мол, не играли на таких скоростях и не забили в первом тайме, напоминают мне старый анекдот. Хоронят два картежника третьего, обсуждают партию, во время которой у того случился инфаркт. Один: «Надо было все-таки заходить с пик» — «Да и так неплохо получилось».
Этот матч был из тех, когда надо было забить всего один — и вся эта иллюзия крепкой шотландской обороны, за которой не было ничего, кроме терпения из последних сил, рассыпалась в прах. И Дзюба в этом плане, укрыв мяч корпусом от Малгру и изловчившись скоординироваться и нанести такой классный удар, сделал большое дело.
Но это возникло не на ровном месте и не усилиями одного капитана. Потому что сила этой сборной России не в каком-то одном футболисте, а в коллективных действиях. И блеск того же Дзюбы в полной мере возможен только при том, если будет работать весь механизм.
Мы обменивались мнениями с не склонными к проявлению голых эмоций коллегами в перерыве и пришли к выводу — команда играет вполне структурно, создает систематическое давление, и что-то не получается лишь в завершающей стадии. Подходов много, чистых моментов — мало. То есть, сохранив каркас игры, нужно было добавить в скорости.
Раз система (в отличие, как мне кажется, от домашней игры с Казахстаном) работала, значит, с таким посредственным соперником, как нынешние шотландцы, должны были додавить. Что Дзюба по-капитански и сделал, после чего шотландцы незамедлительно рассыпались.
И тут необходимо остановиться на нескольких моментах. У любой команды, как известно, при подготовке к матчу должны быть планы А и В. План А, насколько мне известно, отталкивался от того, что в предыдущих матчах шотландцы оборонялись выше, чем это произошло в «Лужниках». А потому пришлось вносить корректировку на ходу. В частности, в вопросе более быстрой смены направления атак — и не только за счет длинных передач от центральных защитников или опорников, но и с помощью коротких и средних пасов. Чего во втором тайме стало определенно больше.
Многие обратили внимание на то, что сразу после первого тайма по дороге в раздевалку состоялся разговор между Магомедом Оздоевым (в самой концовке тайма опасно потерявшим мяч близ своей штрафной) и Мирославом Ромащенко. А когда Оздоев вколотил второй мяч в ворота Маршалла, он подбежал явно со словами благодарности именно к Ромащенко. Интересный сюжет, правда?
Но ничего сверхдраматичного, насколько мне известно, в нем нет. Просто грамотные сугубо игровые рекомендации в правильном тоне и верных выражениях, чтобы быть услышанными и быстро переваренными разгоряченным, но обладающим высоким футбольным интеллектом игроком. Касались они именно смены плана А на план В. Недаром после перерыва Оздоев и располагался выше, чем в первом тайме, и быстрее передвигался, и оперативнее работал с мячом, доставляя его между линиями, и зону подбора контролировал.
Вспомните его гол после откидки Головина. В первом тайме Магомед был бы слишком далеко от ворот, чтобы пробить с такой дистанции. А тут оказался в нужное время в нужном месте! Кстати, и началась та атака, шедшая аж тремя волнами, с классной диагонали Оздоева на Кудряшова.
Вообще, пара опорников Оздоев — Баринов понравилась. Хавбек «Локомотива» проводил первый матч в стартовом составе национальной команды, и какое-то время на то, чтобы унять понятное волнение ему, конечно, потребовалось. На первых минутах он даже мог заработать желтую карточку от датского арбитра, но тот его пожалел. Однако дальше все нормализовалось, и смотреть на тандем в центре поля стало одно удовольствие. Черчесов, правда, отметил, что в концовке они даже стали позволять себе лишнее, на что будет обращено внимание при разборе. Все верно, надо быть бдительным. Но лишнее начинается именно тогда, когда в целом-то все получается на славу!
Мощное эмоциональное впечатление произвел эпизод ближе к концу первого тайма, когда в центре поля Оздоев и один из шотландцев сошлись в жесточайшем стыке, наш хавбек просто с мясом, но чисто вырвал мяч у соперника. Спустя секунду оба вскочили с газона и успели хлопнуть друг друга по ладони! Это смотрелось как старый добрый английский футбол 1970-х, олдскул, когда не было места симуляциям, а было — мужеству и бойцовским качествам.
Вернемся к первым строкам этого текста, к третьему голу нашей сборной. Он состоялся в результате достаточно сложного розыгрыша углового. После двух пасов мяч дошел до Головина; тот вырезал диагональную передачу к линии ворот на заранее стартовавшего Мариу Фернандеса; бразило-россиянин головой перекинул мяч на Дзюбу — и тот забил свой восьмой мяч в цикле и 23-й — вообще за сборную. На три мяча впереди Владимир Бесчастных, на семь — Александр Кержаков. До лучшего снайпера вроде еще немало, но ведь впереди еще матч с Сан-Марино, которому дома Дзюба уже забил четыре...
Впрочем, разговор сейчас не о том.
Розыгрыш углового, обернувшийся третьим голом, сразу показался наигранной комбинацией — и в дальнейшем это подтвердилось. Мариу совершенно не случайно начал движение еще до заброса Головина, а тот на него моментально отреагировал. Все было многократно отрепетировано, и, если бы это была чистая импровизация со стороны Фернандеса, то никакого гола в этот момент не случилось бы. Эта зона как уязвимая в обороне шотландцев была определена при анализе их игры — и успешно использована.
С теми или иными вариациями все это происходит далеко не впервые. Подобные вещи случались и на чемпионате мира, и в Лиге наций. В частности, в эпизоде с первым голом в ворота Саудовской Аравии Головин забрасывал мяч на голову Юрию Газинскому почти с того же места, что и с Шотландией на Фернандеса. Пусть тогда это произошло и не сразу после розыгрыша углового, а после подбора — общие моменты тут определенно присутствуют.
Ну а две прекрасные подачи Головина в двух матчах, воплотившиеся в победные голы Мариу Казахстану и Дзюбы Шотландии, лишний раз подчеркивают громадную важность наличия в команде игрока, способного стабильно, а не один раз из пяти, доставлять мяч со «стандартов» не абы куда, а в запрограммированные зоны.
Сыгранность — то, что у этой сборной, безусловно, есть и составляет ее один из самых больших плюсов. Достаточно посмотреть на состав в течение этого отборочного цикла, чтобы понять, откуда что берется. Команда одержала шесть побед подряд с феноменальным общим счетом 21:1. Найдена ли кадровая формула успеха?
Кто сыграл из шести (первую встречу с бельгийцами не берем) в стартовом составе все шесть или пять, может безоговорочно рассматриваться как основной игрок. По шесть — у Гильерме, Мариу Фернандеса, Семенова, Джикии, Головина и Дзюбы. По пять — у Кудряшова (еще раз вышедшего на замену) и Оздоева. Эти восемь человек — стержень сегодняшней команды.
К ним, конечно, следует добавить Жиркова, у которого четыре победных матча в основе. По три — у Ионова (еще дважды менявшего партнеров), Зобнина и Антона Миранчука. Ионов — безусловно основной на сегодня правый край. Зобнину после выздоровления придется отвоевывать место одного из опорников у Баринова с Оздоевым, и, если в форме спартаковца образца нынешнего сезона не произойдет кардинальных изменений, сделать это будет сложно. Серьезно травмированному же Антону весной при сегодняшней конкуренции многое придется доказывать заново.
Пять выигрышных матчей в турнире у Ахметова — два в основе и три на замену — также позволяют включить его в обойму, где теперь пусть не статистически, но по факту даже более весомые позиции занимает Баринов (одна победа как у игрока стартового состава, трижды — на замену). Частые травмы Черышева позволили ему лишь дважды выйти в победных матчах с первых минут, и право на место левого полузащитника ему еще надо будет у того же Жиркова выгрызать, но его позиции в заявке — несомненны.
Иными словами, в воротах и обороне, где важнее всего стабильность, все ясно. Многие сомневаются в уровне Семенова, но во время матча с Шотландией с идеальной точки просмотра в «Лужниках» я обратил внимание, насколько неплохо у него поставлен первый пас, что среди прочего позволяет сборной качественно переходить в атаку. Думаю, это одна из главных причин, почему партнер Джикии по центру обороны — именно игрок «Ахмата».
В защите только на одной позиции возможны варианты — слева Кудряшов или Жирков. Впрочем, появление Караваева (которому, думаю, Черчесов даст шанс с первых минут либо на Кипре, либо с Сан-Марино) не делает актуальной недавнюю максиму: «Без Мариу — катастрофа». Скорее непонятно, кто в случае необходимости полноценно заменит центральных защитников. Остается рассчитывать на набор формы Кутеповым, который в Краснодаре выглядел уже намного лучше, чем прежде.
В опорной зоне по сегодняшним раскладам безусловное место в основе — у Оздоева, а за второе будут бороться Баринов и Зобнин. Под нападающим, понятно, Головин (дублеры — Алексей Миранчук и Ахметов, который в крайнем случае может сыграть и одним из опорников), справа — Ионов (альтернативы — Ерохин, Кузяев, Бакаев), слева — Жирков или Черышев (как вариант — Антон Миранчук). О том, кто впереди, лишний раз и говорить не стоит, а любой другой форвард, будь то Смолов, Комличенко или Соболев, при «живом» Дзюбе в его нынешнем состоянии может надеяться только на выход со скамейки.
Дзюба — это символ той стабильности, которая появилась у черчесовской сборной России. Начиная с ЧМ-2018 он держит уровень, причем это касается как сборной, так и клуба, где ему приходилось за это время играть разные роли. Но нет сомнения в одном — абсолютном доверии как Сергея Семака, так и Черчесова. А это то, что Артему нужно больше всего.
Но как же интересно будет посмотреть и на Дзюбу, и на всех остальных в ноябре на фоне бельгийцев — одной из лучшей, если не лучшей, на сегодня сборной в мире, первой из всех официально вышедшей на Евро-2020! Очень неплохой уровень, о котором пару лет назад нам (но не Черчесову, его штабу и футболистам) и мечтать не приходилось, у наших уже есть. А матч с Бельгией будет очень кстати, чтобы без суеты и лишних нервов понять, в чем надо становиться сильнее.
И очень хотелось бы, чтобы в воскресенье мы не потеряли очки на Кипре и подошли к Бельгии по крайней мере с теоретической возможностью ее обойти и занять первое место в группе. Да, в последнее верится с трудом. Но ведь интересно же, чтобы и такой соперник рассматривал игру как полноценно турнирную, а не контрольную, правда?
Сборная России по футболу: состав, новости и материалы //
Чемпионат Европы-2020: турнирные таблицы и расписание матчей, календарь и результаты игр отборочного турнира