Черчесов пообщался с бывшим пресс-атташе сборной, колумнистом «СЭ» Ильей Казаковым для эфира телеканала «Россия 24». В первой части они затронули недавнее интервью в эфире «Матч ТВ», а также обсудили другие ключевые вопросы.
— Вы дали резонансное интервью несколько дней назад. С какими эмоциями вы шли в студию и ожидали ли вы такой неоднозначной реакции? Как кажется, люди до конца не поняли, что вы хотели сказать.
— Я сам туда напросился, потому что хотел живой эфир. И сам попросил, чтобы был Губерниев. Хотелось, чтобы наша беседа была не сфабрикованной, а живой и эмоциональной. Рассчитывал, что будет эмоциональный разговор — и что-нибудь мы вскроем. Мы после каждого сбора общаемся, и когда спокойно говоришь — это так и воспринимается. А когда добавляешь в разговор эмоций, драйва и нерва, то тогда — да, до наших болельщиков и журналистов что-то доходит. Поэтому что по большому счету хотел, то и получил.
— Многие посчитали, что в этом интервью вы перешли границы и вели себя недопустимо. Говорили даже, что в перерыве между эфирами были громкие фразы и выпады в адрес журналистов. Как вы это прокомментируете?
— Я еще раз повторю: что хотел, то и получил — немножко эмоций. Когда спокойно говоришь, то тебя не всегда слышат. Я и там это несколько раз сказал. С вашими коллегами у нас были дискуссии и в перерывах, и после. Огромное им спасибо за то, что они поддержали тот эфир, который получился таким, каким хотелось. После него мы еще все обсудили. Конечно, были эмоциональные разговоры. Переговорили с Денисом Казанским. Он пригласил меня на передачу, которую ведет вместе с Сычевым. Но сказал, что пока не приду, у нас игры, надо готовиться к чемпионату Европы. А попозже на чай приду. Я почти все передачи смотрю, они достаточно интересные. Но там надо рассказывать истории, а я пока хочу заниматься насущными делами.
— Тема эфира получилась гораздо более широкой, чем последние неудачи сборной. Вы на это тоже рассчитывали? И что вы хотели донести не только до экспертов, но и до простых болельщиков?
— Я пришел и не знал, о чем будут спрашивать. И не хотел знать. Отвечал на то, о чем меня спрашивали. Повторю: для меня были важны эмоции. Если вы сегодня об этом говорите, значит, определенной цели добился. Чуть-чуть футбол всколыхнул.

— Не кажется ли вам, что этот эфир вызвал чересчур сильные эмоции? Учитывая то, что большие клубы выступили с ответными заявлениями, фанаты ЦСКА кричали в ваш адрес не самые приятные вещи. Насколько реакция ЦСКА была для вас неожиданной?
— Честно говоря, очень спокойно к этому отнесся. Говорю абсолютно искренне. У них есть свои взгляды на вещи. Если бы не было никакой реакции, это для меня бы было более болезненно. А что касается болельщиков, не знаю, как РФС может повлиять, но буду просить, чтобы никаких санкций УЕФА на ЦСКА и болельщиков не накладывал. Это эмоции, тем более болельщиков. Там неправильно, особенно мне, на это реагировать. Надеюсь, тема будет закрыта. Нам надо решать свои задачи.
— Защитил ли вас как-то РФС после этого эфира?
— Во-первых, меня не надо от чего-то защищать. Есть результат, за который отвечает тренер. Я подвергся критике, по-моему, абсолютно справедливо. В этом плане вопросов не должно быть. Критика бывает и после победных матчей, а после поражений, тем более таких резонансных, это нормальное явление. Это тот случай, когда все стрелы заслуженно попали в меня.
— Все-таки кажется, что эта тема не закрыта. Вы и ЦСКА лицо в лицо мнениями не обменялись. 18 декабря будет исполком, где будет встреча руководства клубов и руководства РФС с вашим участием. О чем вы будете говорить? ЦСКА на сайте намекает, но не подписывается, что тренер сборной — физрук. Это для вас оскорбление?
— Не до конца понимаю вопроса, в чем проблема. Это хорошая профессия. Повторю: я не вижу вообще никаких проблем, говорю искренне. Со всеми тренерами я на связи. Вот позавчера разговаривал с Гончаренко. Мы минут тридцать обсуждали кандидатов в сборную. Обсудили, как они себя вели, какие нюансы подметил, обсудили игру с «Фейеноордом», как мы дальше будем работать.
С Мусаевым тоже общались по прямой линии. По поводу Сафонова, как у него здоровье, какие планы. Он с теми же вопросами столкнулся, что и я на последнем сборе. У нас практически с каждым тренером есть коммуникация. Поэтому, повторюсь, если с моей стороны есть эмоциональное высказывание или ответ, то тема закрывается.
— Серия сборной России из 6 матчей без побед и серия наших клубов из 16 матчей без побед в еврокубках как-то связаны? Это же не стечение обстоятельств? Это системный сбой?
— Не думаю, что сейчас стоит жонглировать какими-то словами и значениями. Чемпионат, Лига чемпионов и Лига Европы продолжаются. Убежден, что каждый клуб сделает для себя определенный анализ. Каждый по-своему сталкивался с подобной ситуацией.
«Зенит», «Локомотив», «Краснодар» и ЦСКА также без паузы начали сезон, но на них ложится дополнительная нагрузка. Плюс игроки в сборные уезжают. У других — немножко по-другому. Невозможно сказать, что в условной команде икс, которая не участвует в еврокубках, и в тех, кто поставляет футболистов в сборные и играет в Лиге чемпионов или Лиге Европы, схожая ситуация. Она совершенно разная. Нужно определенный анализ сделать, разобраться.
Что касается сборной, то мы с этим столкнулись. Не встречались девять месяцев. И помню наши ощущения, когда мы увиделись в первый раз после этой паузы. Сейчас после поражений от Турции и Сербии эмоции схлынули, и начинается спокойный анализ. Сейчас он может быть недостаточно глубоким, поверхностным. Здесь много нюансов — и спортивных, и медицинских. Мы с этим столкнулись и, думаю, еще столкнемся.
— Сейчас многие ожидают третью волну коронавируса, которая может протянуться до лета. Как быть с тем, что в любой момент из списка с 23 футболистами за день до игры может остаться и 20, и 19? УЕФА что-то на эту тему говорит?
— Когда мы в первый столкнулись с этим в октябре, то на ноябрьский сбор мы вызвали уже 24 футболиста. Трех пришлось оставить в Москве. Потом мы за них поборолись, они долетели. Насчет этих нюансов пока нет предписаний. Убежден, УЕФА над этим думает. И мы в РФС тоже об этом думали, обсуждали.
Вот сейчас у нас было три игры подряд, и что нам было делать — взять 50 человек? Некоторые наши люди до сих пор сидят в Молдавии. Какие? Из нашего административного штаба. Игроки вернулись, а приболевшие люди из штаба там остались. Есть много нюансов, о которых простой болельщик не знает и с которыми приходилось сталкиваться.

— Все ждали, а вы планировали, что Сафонов сыграет один из матчей на этом сборе?
— Естественно, планировали. Другое дело — мы внимательно смотрим, кто в каком состоянии приезжает, кто сегодня готов сыграть. На него выпала большая нагрузка — много матчей и в чемпионате, и Лиге чемпионов. Тоже, кстати, с этими травмированными, ковидными сыграли. В «Краснодаре» понимают, о чем говорю.
Сафонов был немного подуставшим, а к Турции уже плюс-минус выглядел соответствующе. Мы с ним, конечно, на эту тему разговаривали, он все знает, был у меня в номере с Гинтарасом Стауче. Когда произошла эта ситуация, мы пожелали ему скорейшего выздоровления, определенные напутствия он от нас получил. Он точно знает, чего и как мы ждем.
Играл бы или нет он в Сербии, сейчас могу сказать что угодно. Другое дело, что мы внимательно планировали: дебютировать надо вовремя, когда ты в хорошем состоянии.
— Было ощущение, что Гильерме не готов играть с Сербией. К нему были вопросы раньше, в сборной место в воротах занял Шунин. Сейчас Гильерме был готов к роли первого номера?
— Он сыграл полный отборочный турнир за нас. Сейчас знал, что Сафонов приболел, эти матчи хорошо провел. И после Сербии он сыграл хороший матч за «Локомотив».
Так бывает, что вратарь проводит плохой матч, поэтому пришлось его поменять. Ошибок у него не было, он просто не выручал. Сейчас выручал с «Атлетико», свой уровень подтвердил. Плохие таймы бывают у всех: не он первый и не он последний. Другое дело, что для нас это был не его уровень.
— Вся эта история с Соболевым: если есть хроническая проблема с коленом, почему не было операции раньше? И почему не сказали сразу после матча, что у него защелкнуло колено и он не смог принять участие по этой причине, чем были возмущены многие болельщики, в том числе «Спартака», и обрушились на Заболотного?
— Ну если тебя не спрашивают, то ты и не отвечаешь. Мне вопросы задают на пресс-конференции — я отвечаю. Абсолютно нормально, логично. У него с коленом так случилось, когда вставал с кресла в раздевалке. Щадящий режим тренировок у него был, хотя никаких проблем не было. У кого какие проблемы есть — мы их освобождаем сразу. У Зобнина, кстати, в одном упражнении они были, он покинул тренировку. Два дня дали отдохнуть. А он (Соболев) играл, дальше тренировался, потому что у него проблем не было. Но раз такая ситуация, футболист тоже иногда должен чувствовать все. Еще раз повторяю: он два раза был у меня, мы говорили про какие-то перспективы, как работать, что делать, пятое-десятое. Мы многие вещи обсуждали — у него проблем не было.
— Вы говорили, что были удивлены молчанием Соболева — тем, что он никак не высказывается на этот счет. А потом после операции сказал, что не читает новостей и сосредоточен полностью на восстановлении. Вас это устроило?
— Это правильно. Еще раз повторяю, это его высказывание. Созвонимся. Пускай пока занимается своим коленом. Он же точно знает, что было, поэтому это его касается.

— Насколько сложно было выбрать капитана на этом сборе? По ощущениям, капитаном должен был стать Джикия — Дзюба уже передавал ему повязку. Но вы говорили: «Нет». Были альтернативы — тот же Жирков, который сотый матч сыграл, может быть, Кудряшов или кто-то еще? Когда вы решили, что капитаном будет Джикия и почему?
— Накануне. Вы абсолютно правильные фамилии называете. С Юрой (Жирковым) я разговаривал, поделился своими соображениями. Юра в этом плане открытый парень и абсолютно четко дал понять, что ему было некомфортно в этой роли. Для меня его мнение было важным.
Естественно, остались Кудряшов, Джикия — более опытные футболисты. Так как Кудряшов матч с Молдавией не играл, приняли решение, что будет Джикия. А так как не хочется, чтобы каждую игру назначать нового капитана, Джикия этот сбор отработал как капитан. Кстати, после матча с Сербией, как настоящий капитан, вышел и ответил на какие-то вопросы.
Сбор мы с ним еще не обсуждали: как он себя чувствовал и что еще нам можно было сделать, чтоб команда выглядела все-таки не фрагментарной, а постоянной. Эту тему мы еще с ним поднимем. Ну а что касается Юры — жалко, что сотый матч его вот так прошел, про это никто не говорил. После прилета, естественно, мы еще поговорили в аэропорту, обнял его и напутствовал дальше.
— В этом туре «Зенит» на матч с «Арсеналом» снова вывел Дзюба. Вы говорили, что он не отстранен, а просто пропускает этот сбор. Если Дзюба будет здоров и будет играть на приличном уровне, он вернется в сборную в качестве капитана?
— Он вернется в марте в сборную и вернется в качестве капитана. Мы опять возвращаемся к тому, что есть вопрос и на него есть ответ, причем есть ответ абсолютно правдивый. Потому что, когда эта ситуация случилась, мы уже были на базе. Мы собрались и встал вопрос: «Что нам делать?» Скажу откровенно, некомфортно было, наверное, и ему, и мне звонить. Я попросил (главного врача сборной Эдуарда) Безуглова: «Позвони ему, пожалуйста, узнай, как у него там ситуация, какое состояние, чтобы мы определенное решение приняли, потому что он там, наверное, тоже в какой-то прострации». Мы ему позвонили, от моего имени приветы передали, сказали, чтобы он успокоился.
Понятно, эта история не самая приятная. Но и мы это знали, и он — чтобы спокойно готовился к вечернему матчу и спокойно после него оставался дома, и эту ситуацию закрыл. Мы пару дней назад с ним общались, причем не по телефону, а по скайпу, по видеосвязи, чтобы мы друг друга видели. С первых секунд то решение, что мы приняли, было выдержано. Говоришь одно, а потом читаешь про себя другое.
— Ну да, казалось, что вы предали Дзюбу, чуть ли не отреклись от него.
— Ну как же мы предали Дзюбу, если мы сразу же пошли на контакт? И когда он вечером гол забил «Краснодару», может быть, это ему и помогло, чтобы он не в прострации какой-то был. Он знал нашу реакцию и спокойно готовился к игре. Он знал, что в сборной все знают и главный тренер просил передать приветы и чтобы спокойно готовился. Когда пару дней назад мы разговаривали — естественно, разговор мы передавать не будем, — как он сам сказал, по-отечески я его немножко пригладил. Ответ у меня достаточно четкий: в марте здоровый Дзюба у нас на поле — капитан команды. Вопросы еще есть какие-то?
— Вы часто говорите о количестве спринтов в команде, как это важно. Есть мнение, что статистика спринтов вообще ничего не говорит об интенсивности игры. И намного большее, чем у соперника, число спринтов говорит только о том, что у команды плохая структура игры и приходится таким образом латать дыры, когда футболист совершает такой рывок. Вы говорите о том же?
— Мы, наверное, не об одном и том же говорим, потому что интенсивность игры зависит от того, на какой скорости и с какой частотой ты играешь. Если ты один спринт за один час делаешь — это не интенсивность, а если сто за один час — то это уже другая... Здесь не согласен, даже объясню почему. Чтобы не быть голословными, у «Лацио» плохая структура игры?
— Судя по счету, не очень.
— Я это и хотел сказать. Играют «Лацио» и «Зенит», и «Лацио» на 600 метров спринтовой работы вообще и в частности сделал больше, чем «Зенит». Это о чем говорит? Что у них плохая структура? Кстати, и «Севилья», но там, конечно, меньше дистанции, тоже пробежала больше, чем «Краснодар». И та, и та команды выиграли — значит, со структурами у них нормально. И я не говорю, что количество спринтов является критерием хорошей игры. Во-первых, спринты надо делать вовремя, потому что в футболе есть такое понятие, как «тайминг», можно бегать куда угодно, но не туда. Другое дело, если готовность есть, ты правильно готов и можешь эту работу выполнить.
А вот, кстати, про игру России на чемпионате мира это подходит: потому что там нам надо было бегать, чтобы нашу структуру латать, потому что соперник на порядок выше. Здесь я полностью согласен.

— Кажется, что критерий успешности любого нападающего — голы. Заболотный из пяти голевых моментов в матче против Сербии не реализовал ни одного. Он остается игроком стартового состава сборной России?
— Вы мне вопросы задаете на какую-то далекую перспективу. Мы даже иногда завтра не знаем, что у нас будет.
— На следующий сбор вы его вызовете?
— Следующий сбор у нас в марте, это настолько далеко, что тут говорить нечего. Кстати, я три дня назад с ним разговаривал тоже, мы стараемся не по телефону говорить, а по видео, чтобы легче было. Естественно, эту ситуацию мы тоже обсудили, наметили определенные моменты, над которыми он должен поработать. У него есть тренер (в клубе), который ему подскажет, во всяком случае, он знает наше мнение, что мы хотели, с одной стороны, чтобы он забивал, а с другой — мы спокойно к этому отнеслись, насколько это возможно, чтобы он сам себя не загонял в какие-то рамки и не переживал.
Но есть большой плюс — у него есть моменты, он работает на команду. Та же игра, которую мы сами правильно организовали в Турции. Он реально много помогает нам в создании большинства и определенный прессинг, давление оказывает на соперника. Есть у каждого игрока и плюсы, и минусы: у него есть моменты, он работоспособный — это хорошо. Но теперь те моменты, которые он иногда сам себе создает, иногда партнеры помогают, надо реализовывать. Тогда он выйдет на другой качественный уровень, тогда у нас будет еще один нападающий.
— Формула, когда мы можем рассчитывать на успех сборной, такая: долгий и изнурительный сбор, как было в 2008-м при Хиддинке, как было в 2018-м перед чемпионатом мира, все футболисты здоровы и немножко везения?
— Наверное, слово «изнурительный» я бы не стал употреблять. Я бы сказал «правильно организованный и подводящий, с впрысками изнурительных тренировок», потому что надо реально команду подводить. Чтобы там хорошую работу провести, надо, чтобы футболисты были к этому готовы. Я думаю, что это не только нас касается, но и многих сборных. Что там говорить, мы знаем свою силу, мы знаем, где она есть. Мы с Никитой Павловичем Симоняном пару дней назад обсудили сбор, он мне свои высказывания передал, как он это видел. Слово «онли» он знает, что означает. А значит оно, что только хорошая подготовка может нам дать возможность быть теми, которыми мы должны быть.
— Вам пришлось что-то менять в своей работе после чемпионата мира? Чем та методика отличается от нынешней?
— Конечно, мы меняем стратегию. К чемпионату мира мы готовились через контрольные матчи, а после него уже были отборочные. Это разная философия, разный подход. Сейчас, после того как я несколько раз пересмотрел все игры отборочного турнира, могу сказать, что мы прошли серьезный путь.
— Остался один вопрос. На фотографии вымпела в руках Джикии в матче с Молдавией было написано Friendly game — товарищеская игра, а не контрольная. УЕФА с вами не согласен?
—Могли написать и Control game, есть же такое в английском? (Улыбается.) Значит, надо менять. Не думаю, что это принципиальный момент. Главное, что эти игры ударили больно по нам и по мне, в частности, особенно последний матч с Сербией. Будем делать заметки.
Кстати, похожее состояние у меня было после Катара, когда мы проиграли 1:2. Думаю, в Катаре до сих пор слышен мой эмоциональный всплеск, который был после игры. (Улыбается.) После этого сделали шаг вперед, игры пошли от ножа. И такие последние результаты — исключительно мое упущение.
Скоро узнаем своих соперников в отборе ЧМ-2022, проведем два сбора и будем работать дальше. Сделаем правильный анализ. Мы работаем, чтобы давать результат, — за нас это никто не сделает.
Анатолий Дягилев
Молодец, Саламыч, так держать!!! :handshake: Победы придут обязательно :flag_ru::v:?
01.12.2020
Анатолий Дягилев
Молодец, Саламыч, так держать!!! :handshake:
01.12.2020
Евгений Кладов
Каким поподробнее?
30.11.2020
Вяземский
И всех ботов активизировали))
30.11.2020
Ветер Северный
Что бы кто ни говорил - всё равно за результат отвечает Черчесов... Если у него контракт до конца ЧМ в Катаре, значит и оценивать будут за результат на ЧМ, если команда туда попадёт. Не попадёт - значит, раньше выводы будут сделаны...
30.11.2020
Eldoctors58
эх, стасик, стасик, расскажи лучше на сколько тебя штрафанули, что ты так побежал к Казакову "Выпускааай"""", а тот и рад стараться сидит
30.11.2020
Eldoctors58
РФС: срочно нужно новое инетрвью загладить этот помет на матч тв, эх, стасик, стасик, расскажи лучше на сколько тебя штрафанули, что ты так побежал к Казакову "Выпускааай"""", а тот и рад стараться сидит
30.11.2020
Eldoctors58
......и главный тренер просил передать приветы и чтобы спокойно готовился
30.11.2020
Iron Beast
Интервью одному из главных лизоблюдов? Ну-ну...
30.11.2020
Холодно
Пробовал. За такие результаты, как у Черчесова, меня бы давно уволили с работы. И если бы 9 месяцев не появлялся на работе, то не заплатили бы ни гроша. Расскажи, как ты вырос таким холуем?
29.11.2020
Евгений Кладов
Свои деньги считать не пробовал?Или на диван не носят?
29.11.2020
ertt 13
Бердыева в сборную!!!
29.11.2020
Binturong
Представляете: сборная, гимн, все дела - а на главное табло стадиона - этот "клип". ВОТ РЖАТЬ БУДУТ НАШИ "ПАРТНЕРЫ". Может они с Задротом вместе ужиков душили?
29.11.2020
Sparta
Хорошо отмазался на счёт своих эмоций ))
29.11.2020
Marat B
А мы его любим, мы не россияне?
29.11.2020
Спартак-ВПЕРЁД
Тот случай, когда лучше молчать. Усатый пробил последнее дно. Уходи из сборной!!! Тебя ненавидит вся Россия!!!
29.11.2020
Холодно
"Что касается сборной, то мы с этим столкнулись. Не встречались девять месяцев." 9 месяцев пинал балду. Зарплата - 2.4 млн. евро. Деньги за что получал? За 6 матчей без побед? За 0-5? За Молдавию?
29.11.2020
Рифмоплёт Ermak-Rasputin
Недели не прошло - и рябь в пруду сравнялась, Ввинтился омут на круги своя... - Ну, психанул я им на радость малость - Иначе ж не вкурили б ни ***.
29.11.2020
Angeldust
Что ты там всколыхнул? Ты лишний раз всех убедил, что у тебя давно потек бак и ты потерял контакт с реальностью
29.11.2020
nio16
Повторил почти то же что было в эфире, для упоротых, чтобы дошло.
29.11.2020
Исрапил Калянов.
черчесов ты отстой
29.11.2020
Если это не футбольный АдЪ, а Черчесов не черт из этого ада, тогда не знаю. Он ОТКРЫТО признался, что НИЧЕГО не делал в сборной весь цикл. И просто тупо собирается надраконить физику перед чемпом, как перед ЧМ. Все. Ничего нового в принципе. Никакой игры, никакой работы в плане тактики. Это же полный провал! Главный тренер сборной страны просто тупой физрук!
29.11.2020
serkonol
не вижу смысла читать - всё что нужно мы увидели на матч тв пару дней назад.
29.11.2020
unfan
Судя по тому, что удалили полностью адекватный комментарий и без мата, хотя у людей ниже куда хуже, всё делают чтобы очистить великого... Позор газете!
29.11.2020
Jearom
поздно сдавать задом..
29.11.2020
Nord fox
Сверху дали понять , что надо погасить волну , вот и делает вид , что все так и было задумано . Всколыхнуть он хотел , после трех поражений от не бог весть каких сильных команд итак все на взводе были. Так что пусть не лепит эти отмазы.
29.11.2020
Muck Mcclane
ах .....ть можно от его болтовни ! иди паси овечек если доверят !
29.11.2020
LemieuxMario
чабан врубил заднюю)))
29.11.2020
Рабинер лизал лизал а усы дал интервью Казакову
29.11.2020
Он уже может ничего не говорить. Все он сказал Казанском и показал свою истинную сущность.
29.11.2020
инок
Кто будет в лучшей форме в марте, тот и должен играть в сборной. Может, и Дзюба. Но это точно не должно решаться в ноябре...
29.11.2020
NickNikls
я вспотел - эту болтологию читать!!!...ща 3-я волн короны начнется...и опять появится, повод, на что свалить все неудачи...и в спорте и в экономике!!!...но журналистом в студии, выбрал Губастого жопализа - шо бы не перечил, только подмахивал!!!
29.11.2020