17 июня 2020, 10:40
55-летний Ханс-Дитер Флик вернулся к роли главного тренера впервые с 2005 года, и какое-то время он вообще не входил в какой-либо штаб, будучи директором в Немецком футбольном союзе. Известен он стал как правая рука Йоахима Лева в великой сборной Германии в 2006-2014. И проблемы немцев после победы на ЧМ кто-то связывает не только с потерей мотивации и сменой поколений, но и с уходом из штаба полезного Флика.
Немногие помнят сейчас, что именно Флик являлся в 2016 году (после отказа Леонида Слуцкого продолжить работу в связи с провалом на Евро-2016) одним из серьезных претендентов на пост главного тренера сборной России для Кубка конфедераций и ЧМ-2018. Важно — Флик не просто был в каких-то списках. Его кандидатуру лоббировала так называемая «партия иностранцев» из окружения Виталия Мутко — сторонники идеи, что отечественная тренерская школа просто не способна выполнить задачу государственной важности. Это был интересный ход одного близкого к Мутко и правда очень умного человека — словно Петр Первый, он всегда считал лучшей дорогой окно в Европу, где есть чему поучиться и есть кого позвать к нашим русским ванькам-дуракам для повышения их уровня. Предполагалось также, что Флик, готовый к работе на новом уровне в другой стране и в роли тренера, мог принести с собой не только стильные рубашки, но и всевозможный опыт развития футбола из Германии, которая на тот момент считалась суперпередовой.
Еще раз — из всех иностранцев основным был Флик (кажется, также упоминался Лоран Блан).
Но Флика в тот момент никто особо не помнил и не знал. Все выглядело изящно, небанально, не слишком дорого, но несколько авантюрно. Однако причиной отказа от идеи с его приглашением стало не это. Сверху пришел сигнал — возглавить сборную великой страны на домашнем турнире должен свой человек. Наш. Россиянин. По схожей причине, кстати, свернулась идея с Курбаном Бердыевым — где-то в высоких кабинетах посчитали, что будет не совсем верно, если после игр с Саудовской Аравией и Египтом представлять образ России всему миру станет мрачный человек в кепчонке, с четками, через слово повторяющий «Слава Аллаху». Кроме того, возможно, в тайне ото всех Мутко делал прямое предложение возглавить сборную еще одному сильному российскому кандидату. Но, скорее всего, это был хитрый ход, намеренный обман, и из этого ожидаемо ничего не вышло.
В итоге все, что ни делается — к лучшему. В лице Станислава Черчесова, выбор в пользу которого в 2016-м не казался суперочевидным, сборная получила великолепного тренера, который не только обеспечил эмоциональный и спортивный результат два турнира подряд (финальная пулька ЧМ и отбор на Евро-2020). Он еще и создал из набора посредственных в большинстве своем игроков настоящую команду, собрал профессиональный штаб, совершал небанальные ходы (Игнашевич, рокировка Дзюба — Смолов, доверие Черышеву, смена схем, да много что еще) и, что особенно важно, стал настоящим олицетворением сборной России по футболу. Черчесов, как говорят, мечтает о бундеслиге (после завершения работы в сборной, конечно) — и если честно, единственным поводом для скепсиса тут может служить наше общее традиционное неверие в тех, кто рядом. «Да разве мы, россияне, на это способны?» Но объясните, чем Черчесов по своему тренерскому уровню уступает возглавлявшему «Баварию» Ковачу, за исключением факта игры за Мюнхен из биографии хорвата.
У нас, к счастью, нет повода переживать, что сборную в свое время не возглавил Флик, Бердыев или кто-то еще. Черчесов стал для команды «русским Йогги Левом» — но в будущем всех тренеров станут сравнивать именно с Черчесовым и мерить по нему, как раньше сравнивали с «Гусом Ивановичем».
Тем не менее, глядя на свежие успехи Флика, надо признать, что в тот момент в 2016-м у РФС действительно был качественный выбор из нескольких достойных кандидатов.