Лига наций. Дивизион B. Группа 2. 1-й тур. Турция – Россия – 1:2
Правофланговая команда
В статье, вышедшей накануне, мы с коллегами по "СЭ" полностью угадали стартовый состав нашей сборной, но немного ошиблись с функциями двух игроков – Кузяев, который, казалось, мог расположиться справа, занял высокую позицию под Дзюбой, тогда как край был отдан Ерохину.
Сейчас, зная итог и характер матча, можно с уверенностью сказать, что выбор тренерского штаба себя оправдал. С Далером, успевающим и в атаке, и в разрушении, центральная зона не потеряла в мобильности. Полузащитник "Зенита" отлично находил свободные зоны, смещался в разные стороны, обеспечивал второй темп, до перерыва дважды выходил на опасные ударные позиции, поучаствовал в первом голе, продлив в штрафной полет мяча после подачи с бровки.
Ерохин же помогал эффективно выходить из обороны – вдвоем с Мариу Фернандесом (а зачастую и втроем – вместе со смещающимися Дзюбой или Кузяевым) они перегружали правый фланг, пользовались постоянными недоработками Хакана Чалханоглу, попросту не возвращавшегося назад, и спокойно, со своими-то габаритами и умением выпрыгнуть с места, цеплялись за высокие диагонали. Забитый гол стал наглядной иллюстрацией командного плана: два российских игрока остались вдвоем против одинокого Хасана Али, мяч перелетел через Ерохина и оказался у Фернандеса, после чего последовал навес.
Схожих по геометрии атак в первом тайме набралось у нашей сборной немало. Они могли развиваться верхом или низом, но суть была одна: создание численного преимущества, легкое преодоление сопротивления, рывок к лицевой линии или в полуфланг – и выход на перспективную позицию. Правая бровка стала главным оружием российской команды в этом матче.
Джикия – диспетчер
Спартаковскому защитнику при данной тактике была отведена особая роль – он должен был разворачивать атаки направо длинными диагоналями со своей рабочей левой ноги. В первом тайме Георгий справился на "5+", выполнив пять точных передач в эту зону (еще одну сделал Лунев) и став главным диспетчером команды. Как раз его своевременный перевод и привел к первому голу.
Но после перерыва картина серьезно изменилась. Переговорив в раздевалке с тренером, турки перестали давать Джикии время для спокойного приема мяча и поиска партнеров, принялись его агрессивно прессинговать и вынуждать скорее отыгрываться с ближним или вовсе играть на отбой. Как результат, за вторые 45 минут Георгий выполнил всего-навсего шесть передач. И ни одной точной диагонали. Правда, нужно отметить, что и Мариу Фернандес стал гораздо реже оказываться на чужой половине поля в подготовительной стадии атаки.
Осознанное управление турецкими атаками
В оборонительной фазе российская команда использовала схему 4-4-2 – самую популярную и действенную формацию прошедшего чемпионата мира. Первую линию защиты обеспечивали Дзюба и Кузяев, игравшие близко друг к другу по двум центральным защитникам. Опорная зона стабильно помогала в прессинге из глубины, перекрывая центральных полузащитников соперника. До перерыва пространства в середине не было, как и разрывов между линиями, поэтому туркам оставалось направлять атаки на фланги.
Этим объясняется большое количество навесов в исполнении команды Луческу. За 90 минут она насобирала их аж 29 (включая 6 угловых), из которых точными стали лишь 10. У России – 16 (6). В первом тайме неподготовленные подачи стали чуть ли не единственным для Турции способом проникновения в штрафную. Правда, пропустила наша сборная как раз после фланговой передачи и плохой работы в зоне подбора. Но то был быстро разыгранный стандарт, к которому российские футболисты попросту не успели подготовиться, потеряв концентрацию.
В остальном с оборонительной точки зрения команда Черчесова выдала идеальный первый тайм, не пропустив ни одной атаки по центру и допустив лишь два удара по воротам.
Дисбаланс на бровках
Очень понравилось, что до перерыва сборная России предстала разносторонней командой, которая умеет проводить как резкие контратаки, так и позиционные наступления (пример – комбинация на 25-й минуте с перепасовкой Фернандеса, Зобнина и Газинского и проникающей передачей последнего на ход Ерохину в штрафную). Немного расстраивал лишь один факт – недостаточная вовлеченность в процесс левой бровки.
Отчасти это объясняется изначальным тренерским замыслом и умышленным креном на противоположный край, однако кажется, что еще дело и в слабой поддержке от Кудряшова. Защитник "Рубина" часто ошибался при развитии атаки и не выполнил за 90 минут ни одной точной передачи в штрафную. Если до перерыва хоть как-то создавать активность удавалось Черышеву, за счет скорости и настырности (в частности, Денис выполнил отличный навес на Дзюбу), то после перерыва хавбек "Валенсии" откровенно устал – и фланг окончательно отключился.
За весь матч Россия провела 18 атак через центральную зону, 15 – через правую бровку и только 4 – через левую. Слишком ощутимое проседание, над которым нужно задуматься. С Жирковым такую ситуацию представить было бы сложно. В надежности сзади Кудряшов, вероятно, прибавит (в Турции он отыграл слабо – три раза позволил обыграть себя один в один, что стало худшим показателем в команде), а вот в вероятности его атакующего прогресса есть сомнения.
Турция - Россия: все голы матча Лиги наций //
Турция - Россия: разбор голов
Замены Луческу усилили игру хозяев
Точно неизвестно, по каким причинам главный тренер Турции в перерыве решил убрать с поля центрального защитника и автора гола Сердара Азиза. Возможно, причина кроется в неважном исполнении прямых обязанностей, но не исключено, что Луческу захотел улучшить выход в атаку. Появившийся на поле Каан Айхан, футболист немецкой "Фортуны", привнес хозяевам стабильный первый пас. За 45 минут он выполнил 57 передач (54 точных), тогда как его предшественник за аналогичное время – 23 (20). Айхан открывался ближе к правой бровке и несколько раз здорово направлял мяч на чужую половину поля, разбивая высокий прессинг и оставляя по 5-6 россиян не у дел. Это помогло туркам провести парочку быстрых атак по центру.
Еще одной сработавшей перестановкой Луческу стал выход Огузхана вместо инертного Юсуфа. Хавбек "Бешикташа" намного лучше искал пространство между линиями и острее пасовал в штрафную. За свои полчаса он выполнил две передачи под удар и создал один Big Chance.
Правда, во многом из-за замены турки и пропустили – все тот же Каан Айхан в начале второго тайма не вышел за линию офсайда вместе с партнерами и позволил Дзюбе выскочить один на один. Гол получился простым, стал следствием нескольких единоборств, хаотичных отскоков и глупой ошибки хозяев. Нужно признать, что с ним сборной России немного повезло.
В целом же второй тайм Турция провела намного мощнее. Наша команда через раз справлялась со смещениями в центр Хакана Чалханоглу (в первой половине левый хавбек делал это гораздо реже), стала терять концентрацию из-за усталости, постоянно уступала в единоборствах, не справлялась на левом фланге. Наглядными получились последние 15 минут, за которые Россия выиграла всего-навсего 19 процентов микродуэлей и допустила по своим воротам шесть ударов (из суммарных турецких 11).
То, что удалось отстоять победный счет, – прежде всего заслуга Лунева.
Сборная России против Турции*
|
1 тайм |
2 тайм |
Владение мячом |
51% |
28% |
Точность передач |
81% |
76% |
Уровень выигранных единоборств |
40% |
25% |
Атаки в минуту |
0,48 |
0,3 |
Удары (в створ) |
8(5) |
4(1) |
Допущенные удары (в створ) |
2(1) |
9(4) |
*Данные WyScout
Резюме
Самое главное – мы увидели очень приличный и цельный футбол в первые 45 минут, который позволяет надеяться, что серьезного отката в качестве после чемпионата мира не будет. Вторую половину спишем на усталость и банальное желание отстоять победный счет. У нашей команды есть потенциал для роста, особенно если вспомнить про исполнителей, способных усилить состав в дальнейшем, – Кокорина, Смолова, Головина. Придумать бы еще что-нибудь и с левым флангом обороны.