Представляем заключительную часть интервью Жозе Моуринью, которое португальский специалист дал изданию AS в качестве будущего наставника мадридского "Реала".
- Недавно вы сказали, что не знаете, в чем заключается философия "Реала". Вы просто постарались перевести разговор на другую тему или вам на самом деле только предстоит открыть это для себя?
- Сейчас все хотят задавать мне вопросы. В день презентации на пресс-конференции их будет множество. Но на самом деле больше всех хочется спрашивать мне самому. Так много вопросов, которые требуют ответа! Как лидер своей команды, как тренер я очень авторитарен, когда наступает время принимать решения. Но я очень демократичен и открыт со всеми, кто помогает мне их принять.
- В каких вопросах вы намерены наиболее подробно консультироваться с профессионалами из клуба?
- У меня есть свои соображения насчет того, как должен функционировать, к примеру, медицинский штаб, и изменить их очень сложно. Но я хочу увидеть, как все устроено в "Реале", хочу обсудить это, понять философию клуба. Первое, что я сделаю, – поговорю с сотрудниками, со всеми проведу беседы. Но хочу внести ясность: клуб должен жить, ориентируясь на идеи тренера. Вся организация должна быть им подчинена. Но прежде чем их выдвинуть, я хочу слушать и спрашивать.
- В структуре клуба будет много перемен?
- Некоторые люди думают, что я диктатор и не уживаюсь со спортивным директором, но на самом деле все наоборот. Мне нравится работать в команде. Я открыт для всех, и если люди хотят сотрудничать со мной, то мы вместе растем в профессиональном плане и в итоге становимся друзьями.
- Похоже, что футболисты тоже в восторге от методов Моуринью.
- С самого первого дня я обещаю игрокам, что помогу им проявить все лучшее, на что они способны, и буду их защищать. Они – главный актив клуба. Я был на базе "Вальдебебас", где нам организовали что-то вроде ознакомительной экскурсии. Там великолепная VIP-зона - стены из дерева, кресла... Так вот, с сегодняшнего дня это будет зона для футболистов, а не для VIP-персон. Или построим еще одну, такую же. Самые важные люди для клубов – игроки, им должно быть максимально комфортно. Если им нужно поесть или поспать во время сиесты на базе, они должны чувствовать себя как дома.
- Ничто в клубе не укроется от вас, вы на все смотрите свежим взглядом и тщательно анализируете.
- Я хочу действовать не торопясь: наблюдать, задавать вопросы и затем предлагать решения. После того как меня официально представят, я намерен неделю поработать, чтобы запустить процесс, а потом уехать в отпуск со своей семьей. Я устал, но очень хочу поскорее начать работу в "Реале".
- Вы говорите сейчас не только как тренер, но как человек, управляющий клубом, такого рода фигуры больше привычны для английского футбола.
- Да, но остается спортивный директор. Например, в "Интере" мы работали вместе с Марко Бранкой. Очень важно иметь хорошего спортивного директора, хорошего исполнительного директора, хорошего технического секретаря. Я не хочу делать абсолютно все сам. Зона ответственности тренера – главная команда. Никто не может вмешиваться с указаниями, кого, когда и как я должен тренировать. Никто не может мне говорить, по какой схеме надо играть: 4-4-2 или 4-3-3. Никто не может зайти в раздевалку в перерыве, чтобы что-то сказать. Это моя прерогатива. Но я не куплю игрока единолично, не посоветовавшись со спортивным директором, не узнав его мнение. Если мне нравится футболист, а техническому секретарю нет, я хочу, чтобы он сказал мне об этом. Мне нравится такой стиль работы.
- То есть вы придерживаетесь мнения, что в иерархии клуба на вершине находится тренер. В отличие, например, от "Барселоны", где все подчиняется ее философии и ее стилю.
- Это так. Я разрабатываю концепцию для главной команды. Это очень просто: клуб должен решить, что делать в ближайшие четыре года, какое выбрать направление, какие обозначить приоритеты. Меня могут попросить выиграть чемпионат, Кубок, Лигу чемпионов, поставить мне задачи на ближайшее время или обозначить стратегические цели: если в клубе хотят, чтобы я подготовил структуру, которая будет служить и после моего ухода, я могу это сделать.
- С "Челси" и "Интером" вы выиграли титулы в первый же год. Думаете, это было определяющим для "Реала", когда вам предложили контракт?
- Может быть, меня пригласили потому, что знают, что я способен сразу же давать результат. Но я также способен заложить основу на будущее. Я работаю не только для себя, но и для клубов. В "Челси" продолжают трудиться сотрудники селекционной службы, тренеры по физподготовке, которые пришли со мной. То же самое и в "Интере". Я хочу не только завоевать титулы, но и оставить что-то после себя – уже на другом уровне.
- Когда говорят о вашем стиле, вспоминают два последних матча "Интера" в Лиге чемпионов: ответную встречу с "Барселоной" и финал. Это и есть стиль Моуринью? Вы готовы к спорам на эту тему?
- Споры будут всегда, это важная часть футбола. В Италии есть грубое выражение "духовная проституция", оно объясняет, что мне больше всего не нравится в подобных дискуссиях. Я говорю о людях, которые пишут предвзято, с неясными намерениями, не для того, чтобы объяснить происходящее. Я сбежал от тех, кто занимается такими вещами. Да, в Барселоне мы припарковали у своих ворот не автобус, а аэробус (Моуринью обыгрывает собственную фразу, сказанную несколько лет назад в адрес "Тоттенхэма", выбравшего оборонительную тактику в матче с "Челси": "Они бы еще припарковали перед воротами клубный автобус". - Прим. "СЭ") . Но если не объяснять почему – ведь была травма Пандева, удаление Мотты, победа 3:1 в первом матче, – то это и есть та самая проституция.
- Как вы объясните ваш выбор тактики на финал?
- Суть любого финала в том, что там надо не красиво играть, а выигрывать. Моя команда нашла слабые места соперника, а лучшим его качествам пыталась противостоять. "Бавария" быстрее "Интера". Если бы "Интер" попробовал контролировать мяч, то рано или поздно потерял бы его. А если я уступаю в скорости и теряю мяч, то я проигрываю. Поэтому мы решили отказаться от этого и расположиться компактно в обороне. Пусть мяч теряет "Бавария". Мы отработали пять вариантов на случай контратаки – так, например, был забит второй гол. Это домашняя заготовка.
- Ван Гал и Гвардьола не смогли сломать такую оборону. Мог бы сам Жозе Моуринью победить такой "Интер" в этих двух матчах?
- Да, потому что я знаю его изъяны. Важнейшее качество любой команды - хорошо знать собственные слабости. У "Интера" есть несколько недостатков, как на индивидуальном уровне, так и в коллективных действиях. Фокус в том, чтобы спрятать свои проблемы. Думаю, что в прошедшем сезоне нам это отлично удалось. "Интеру" очень мешал психологический барьер, но выиграв у "Челси", мы поверили, что способны победить кого угодно. Нужно уметь воспользоваться этой уверенностью, чтобы пройти далеко.
- Опыт и вера "Баварии" не помогли ван Галу выиграть финал...
- Я беседовал с ним. Ван Гал думал, что он меня знает, но на самом деле он знал того ассистента, которым я был несколько лет назад, а не Моуринью-тренера. Но я понимал, как он будет рассуждать. Приведу вам пример: было ясно, что в финале ван Гал даст пространство Лусиу, чтобы тот подключался к атаке. Он не самый техничный футболист, и предполагалось, что когда Лусиу перейдет центр поля, его будут атаковать сразу трое. Перед финалом я побеседовал с ним отдельно и сказал: "Вперед не ходи". Он не удержался единственный раз, когда мы уже вели 2:0, но я ему напомнил о нашем договоре.
- Ваш "Челси" играл в определенном стиле. Потом вы стали тренировать "Интер", и под вашим руководством он показывал совсем другой футбол. Чего ждать от вашего нового клуба – "Реала"?
- Нужно знать, что у тебя есть, и использовать это наилучшим образом. Если у нас есть Чех, который выбивает мяч от ворот далеко и точно, и Дрогба, который может зацепиться и выиграть борьбу впереди, почему бы не играть в "вертикальный" футбол? Зачем начинать атаку с защитников? Или у нас есть Милито, который в этом компоненте не так силен, хотя в финале ему это удалось, - тогда надо играть по-другому. У "Реала" есть Криштиану Роналду, Кака, которые кого угодно могут обыграть один в один. Но нужно искать игру, которая позволит им это продемонстрировать. Принципы игры зависят от того, какие у тебя футболисты.
- Как идут переговоры о расторжении вашего контракта с "Интером"?
- Все складывается нормально, в итоге мы придем к согласию. Хочу, чтобы там осознали, что этот этап закончен, что я хочу уйти в "Реал". Думаю, что они все понимают.
- В "Интере" настаивают, чтобы вы продолжили работу, или уже попрощались с вами?
- Я уже стал частью истории "Интера", а "Интер" стал частью моей истории. Они меня знают и отдают себе отчет, что новый контракт или лучшие финансовые условия не заставят меня изменить свое мнение. Бороться за меня бесполезно.
- То есть, как и сказал Флорентино Перес, вы абсолютно уверены, что будете следующим тренером "Реала"?
- Хотелось бы расстаться с "Интером" мирно, не хочу уходить со скандалом. Но я совершенно уверен, что буду тренировать "Реал" - по-хорошему или по-плохому.
- Это правда, что вы хотели бы видеть в качестве одного из своих ассистентов кого-нибудь из бывших футболистов "Реала"?
- Правда. Так было во всех моих командах. Со мной придут три ассистента, но, конечно, мне нужно больше помощников. Мне бы хотелось видеть кого-то наподобие Стива Кларка из "Челси" - то есть человека, который знает клуб, чемпионат, футболистов, против которых мы будем играть. Однажды Стив мне сказал перед матчем третьего тура: "Имей в виду, если "Саутгемптон" будет проигрывать, они обязательно выпустят высокого парня, игру которого мы еще не успели разобрать". Речь шла о молодом Питере Крауче.
- То есть вы рассчитываете на людей, которые сейчас работают в клубе?
- Я не хочу никого выгонять, если речь идет о тех, кто провел в "Реале" долгие годы, кто трудится для достижения наших общих целей, кто предан клубу. Как бы много я ни работал, есть вещи, которые лучше знакомы тем, кто находится в этой системе уже давно.