20 ноября 2010, 00:07
"СЭ-Воскресенье" рассказывает о знаменитой академии "Барселоны" La Masia, выпускниками которой являются Гвардьола, Пуйоль, Месси, Хави и многие другие великие футболисты.
Победа на минувшем чемпионате мира расколола Испанию на два лагеря. Одни настаивали, что южноафриканский триумф - дело рук каталонского большинства сборной: Пике и Пуйоля, Хави и Иньесты, Вальдеса и Педро. Именно эти футболисты, по мнению всего испанского севера, сделали самый ощутимый вклад в завоевание трофея. После финального матча против голладцев они вместо традиционно кастильского "Viva Espana!" на каталонский манер пели "Visca Barca!" и размахивали сине-гранатовыми знаменами, устроив на ночной Рамбле (главная пешеходная улица Барселоны) стихийное шествие в поддержку независимости от Испании.
Их более лояльные соседи были уверены, что исторический триумф - заслуга всей страны: не только Барселоны, но и Мадрида, Валенсии, Бильбао, Сан-Себастьяна. Верность красно-желтому кастильскому знамени - вот что стояло во главе угла у лоялистов, однако их аргументы разбивались о железобетонные факты кастильцев. Разве можно оспорить тезис о том, что Испания в ЮАР играла в футбол "Барселоны"?
И все-таки ни тех ни других до конца правыми назвать нельзя. Каждый из двух лагерей топчется где-то посредине. Ключевых футболистов испанской сборной воспитала футбольная академия La Masia, появившаяся на свет в 1979 году по инициативе знаменитого голландца Йохана Кройффа.
Все началось с того, что в 1954 году "Барселона" купила под мастерскую для архитекторов будущего стадиона "Ноу Камп" старое здание, похожее на дом зажиточного фермера (La Masia так и переводится - "фермерский дом", кто-то еще переводит как "резиденция"). Вскоре громадную арену сдали, архитекторы перешли на другую работу, а дом стали использовать как клубную штаб-квартиру. В этой роли древняя La Masia просуществовала с 1966 по 1979 год, пока голландский новатор Кройф не предложил использовать в Каталонии голландский опыт и открыть юношескую академию по типу той, что существовала при "Аяксе". Идея была встречена с энтузиазмом, и вскоре на полную катушку заработала "фабрика" по производству футболистов, одним из первых продуктов которой стал Пеп Гвардьола.
Дальше - больше. С каждым выпуском мир получал все больше новых звезд. Через несколько лет появились Луис Гарсия, Пуйоль, Тиагу Мотта, Хави, Иньеста, Вальдес, Месси, Кркич, Педро… В общей сложности La Masia подготовила 400 профессиональных футболистов. Конечно, звездами становятся не все, но в сравнении с другими академиями "процент попадания" удивительно высок. Те же, кому не удалось реализовать себя в спорте, в жизни не теряются - La Masia уделяет огромное внимание и основному образованию.
По каким же критериям селекционеры "Барсы" отбирают юных талантов? Разумеется, это секрет. Но, как говорят сотрудники академии, например ее директор Карлес Фольгера, в первую очередь обращают внимание на человеческие качества: "Главное, чтобы ребята понимали, что такое чувство локтя и товарищество. Именно от этого, а не от природных данных зависит будущее".
Каждый год около тысячи мальчишек от 6 до 8 лет пытаются поступить в академию. Берут 200 лучших, но это еще не значит, что они стали частью "Барселоны". Они зачисляются на платной основе, и вопросами проживания занимаются их родители. Лет в 11-13 становится понятно, быть ребенку футболистом или нет. Те, кому не дано, могут либо продолжить учиться в академии по линии обычного школьного образования и заниматься футболом, что называется, в свое удовольствие, либо выбрать другое учебное заведение. Для оставшихся же начинается самое интересное - собственно La Masia. Теперь они считаются футболистами юношеской команды "Барселона", а значит, все расходы лежат на клубе. "Мы платим за все: проживание, еду, учителей, книги. Кроме того, ученики получают карманные деньги, которых хватает на минимальные развлечения - сладости, водичку", - говорит Фольгера.
Сегодня в "основном составе" академии примерно 60 человек. 12 живут в главном здании La Masia, остальные - неподалеку. Инфраструктура на высшем уровне - поля, спортивный зал, бассейн, библиотека, но обстановка самая простая. Никаких отдельных спален, будущие футболисты живут в больших общих комнатах. Всего их на 60 человек четыре штуки.
Про жесткие, почти спартанские правила барселонской академии ходят легенды. Ее выпускники, однако, на строгие порядки никогда не жаловались.
Вот примерный распорядок дня 13-14-летнего футболиста сине-гранатовых. По такому жили Иньеста, Хави и Месси.
7:00. Подъем.
7:30. Завтрак.
8:00. Отъезд на автобусе в городскую общеобразовательную школу.
14:00. Возвращение из школы. Обед.
14:30. Послеобеденный отдых. Выполнение домашнего задания.
16:00-18:00. Тренировка.
18:30. Спортзал либо реабилитационные мероприятия.
21:00. Ужин.
22:00. Отбой. Еще час можно читать книги, слушать музыку в плеере или готовиться к школе, затем выключается свет.
Последними выпускниками академии стали молодые футболисты "Барселоны"-Б бразильский полузащитник Тиагу Алькантара - сын чемпиона мира-1994 Мазинью, израильский форвард Гай Ассулин и центральные защитники Марк Муньеса и Марк Бартра. Всех их Гвардьола старается время от времени привлекать к матчам основы. Только играя плечом к плечу с признанными мастерами, они сами вырастут в больших футболистов.
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ