9 октября 2013, 12:45
Глава Ассоциации защиты ценностей "Реала" в интервью испанской газете AS раскритиковал финансовую политику президента клуба Флорентино Переса.
Небольшая предыстория к интервью. Ежегодно в Мадриде происходит собрание делегатов-представителей. Как известно, "Реал" принадлежит болельщикам, а именно примерно 93 тысячам владельцев абонементов. Именно они выбирают 2000 делегатов, которые представляют их интересы на ежегодных собраниях, отчетных и выборных мероприятиях и т.п. Помимо этого вокруг клуба существует масса различных обществ: хранители истории, любители музея и много других. Однако самое большое, чья сила официально признана, – Ассоциация защиты ценностей "Реала". На прошедшей недавно конференции случился большой скандал – президент Перес в грубой форме прервал выступление критиковавшего его Мендосы и чуть ли не за шиворот стащил со сцены.
– Вы выглядели весьма озабоченным на собрании делегатов-представителей. В чем причина?
– Мы изучили счета и бюджет клуба, причем делали это специалисты – профессиональные аудиторы, работающие в крупных испанских и иностранных компаниях. Мы нашли много несоответствий с тем, что нам рассказывает Флорентино Перес. И это нас пугает.
– Что именно вы сказали на собрании?
– Я озвучил, что долг клуба составляет 541 миллион евро, это так называемые долгосрочные долги и обязательства. Почему-то о них наш президент не говорит ни слова, рассказывая лишь о чистом долге перед банками, но ведь заемные средства это далеко не все расходы клуба. У "Реала" есть задолженность перед игроками, другими клубами, сторонними организациями – как раз те самые 541 миллион евро. Замечу, что это вдвое больше того, что Флорентино получил в наследство от своего предшественника Лоренсо Санса. При этом человек заводит речь о реконструкции "Сантьяго Бернабеу", которая обойдется минимум в 400 миллионов, рисует какие-то формулы, хочет каким-то образом брать новые кредиты.
– И каков же предел роста этого долга?
– Мы зарабатываем много, больше всех в мире, но и тратим больше всех. Вот только если в последнее десятилетие наши доходы ежегодно росли на 12 процентов, то за минувший год они увеличились лишь на один процент.
– С чем связано такое падение?
– С рыночной конъюнктурой в целом. Если есть общая финансовая неопределенность, ввязываться в проект по реконструкции стадиона стоимостью 400 миллионов по меньшей мере странно. И еще один момент. Не так давно были открыты две кредитные линии, а в качестве финансовых гарантий были использованы доходы от рекламных контрактов и продажи билетов. Понимаете, о чем это говорит? Банки не доверяют больше "Реалу". И, очевидно, взяли они это не из воздуха, а из бухгалтерского баланса. Теперь, если по каким-то причинам Флорентино не справится со своими обязательствами, банки будут иметь право претендовать на часть рекламных доходов и деньги от продаж сезонных абонементов.
– В баланс включены расходы на приобретение Бэйла и Ильярраменди?
– Нет. Баланс сводится на 30 июня, эти футболисты будут фигурировать в документах уже следующего года. Причем так называемая стоимость футболиста раскладывается по количеству лет контракта. Скажем, стоит Бэйл 100 миллионов, соглашение рассчитано на пять лет – каждый год в финансовой отчетности будет указана сумма в 20 миллионов. И тем не менее трансферная стоимость Бэйла нам кажется безумной.
– Продажа Езила и Игуаина нисколько не улучшает общую картину?
– Фактически их невозможно было не продать, теперь картина трансферных доходов и расходов имеет хоть сколько-нибудь приличный вид. Контракт Кака, у которого еще два года амортизации, Бэйл, Ильярра, Иско, повышение зарплат – все это надо как-то покрывать. Езила мы купили задешево, а продали дорого. Впрочем, это не спасает ситуацию.
– Расскажите подробнее про Кака…
– В прошлом году "Милан" предлагал 15 миллионов, а мы не согласились, в этом сезоне его уже пришлось отдавать за деньги, которые итальянский клуб был в состоянии заплатить. Чувствуете разницу? Вместе за зарплатой футболиста этот трансфер стоил "Реалу" 120 миллионов евро за 120 матчей, что сыграл бразилец.
– То есть можно сказать, что трансферная модель "Реала" абсолютно неэффективна…
– Судите сами, после того как ушел дель Боске, Перес потратил на трансферы 800 миллионов евро. 800 миллионов! Чтобы выиграть один чемпионат и один Кубок. Эффективно ли это?
– Если долг продолжит расти, может ли "Реал" превратиться в общество с ограниченной ответственностью?
– Такой риск, безусловно, существует. Если размер задолженности станет неподъемным и необходимо будет дополнительное привлечение капитала. Вторая же возможность такого исхода – принятие поправок в закон о спорте (в Испании закон обязал почти все спортивные общества перейти в форму ООО для увеличения прозрачности бюджета. Исключения коснулись лишь "Барселоны", "Реала", "Осасуны" и "Атлетика". – Прим. "СЭ"). Помимо этого, не забывайте, что в Европейском суде открыто дело о растрате, у которого тоже могут быть свои последствия.
– Что известно об этом деле?
– Пока немного. Известно, что было подписано соглашение между клубом и мэрией Мадрида о реконструкции "Сантьяго Бернабеу". По этому соглашению клуб должен был получить определенную сумму денег. Любопытно другое – реконструкция еще не началась, а сумма в бюджет заложена была уже давно и уже давно израсходована. И клуб не показывал убытков вплоть до самых выборов президента Переса.
– Что говорит президент о возможной смене форме собственности? Ведь "Реал" может перестать принадлежать своим болельщикам…
– Поначалу Флорентино сказал, что эта информация попросту недостоверна. Когда вопрос прозвучал вновь, он ответил, что такой вариант развития событий возможен, если "нас заставят". Что он имел в виду – загадка. Правда, президент добавил, что у каждого из "сосиос" тогда будет акция, которую невозможно будет продать. Тоже странно – по испанским законам такое невозможно. В свое время Перес говорил: "Я хотел, чтобы Моуринью остался, но приняли совместное решение расстаться. Уверен, так будет лучше для команды…". Боюсь, что в итоге мы услышим что-то вроде: "Я очень хотел, чтобы клуб принадлежал болельщикам, но…".
– К слову, включает ли бюджет компенсационные выплаты Моуринью?
– Нет, и это дополнительная причина его не утверждать. Сейчас наша Ассоциация рассматривает контракт с компанией "Эмирейтс". Издание "Форбс" считает нас самым дорогим футбольным брендом в мире и пишет, что реальная стоимость контракта с авиакомпанией значительно ниже номинала. Вот и расследуем.
– Сколько они платят?
– Примерно 25 миллионов в год… Я не понимаю, с чем связаны столь скромные условия сделки. Может, контракт согласовывался "под Моуринью", от которого в арабском мире все в восторге? Или он должен был быть лицом рекламной кампании? Все эти вопросы нам на ассамблее так и не разрешили задать.
– А что еще?
– "Реал" – мощнейшая компания и сильнейший бренд, однако часть расходов, на наш взгляд, можно было сократить. Эффективно ли иметь в штате более 30 топ-менеджеров, средняя зарплата которых составляет 270 тысяч евро в год?
– А ведь было еще множество "наполеоновских планов", которые так и не были реализованы…
– Совершенно верно. Презентация отеля "Real Madrid Resort" прошла с большой помпой, а в реальности "Реал" вынужден был вернуть два или три миллиона евро за использование бренда. Затем был тематический парк. Что получилось? Ничего. Однако реконструкция стадиона беспокоит всех куда больше, начиная с самого главного из вопросов: зачем? Перес сказал, что хочет сделать из арены мировую спортивную достопримечательность. Нужно ли это? Два года строительства со всеми причитающимися неудобствами, непомерные расходы, которые не окупятся. Хочется, чтобы "Реал" был достопримечательностью благодаря своим достижениям и истории, а не новомодной стекляшке.
– На протяжении последнего времени вас называют антифлоринистами за то, что вы неизменно в оппозиции действующей власти.
– Это не так. Мы ни за, ни против Переса – вообще ничего личного. Пусть вся его работа будет прозрачной.