Испания

24 января 2014, 09:47

Уход Росселя: как пилят в "Барселоне"

Александр ВИШНЕВСКИЙ
Собственный корреспондент в Испании

Сандро Россель покинул пост президента "Барселоны" в результате обвинений в мошенничестве на трансфере Неймара.

Александр ВИШНЕВСКИЙ

Летом 2010 года, когда Сандро Россель занял пост президента "Барселоны", он уже грезил покупкой Неймара. Тогда еще 18-летний бразилец уже успел стать звездой, и СМИ сообщали, что "Челси" предлагает "Сантосу" за вундеркинда 20 миллионов евро. Но это был трансфер для Росселя.

Бывший топ-менеджер компании Nike выиграл в "Барселоне" президентские выборы, используя образ эффективного футбольного переговорщика с обширными связями в первую очередь на бразильском рынке. Россель в то время чуть ли не в каждом интервью напоминал, что именно он, будучи еще ранее вице-президентом "Барсы", организовал покупку Роналдинью, и давал понять, что с его влиянием в Бразилии можно привести в Барселону хоть статую Иисуса из Рио-де-Жанейро. За цену ниже стоимости стройматериалов, конечно же.

Россель не скрывал, что собирается сделать курс на образиливание "Барселоны", но такая ставка очень не нравилась давнему другу Росселя – Хосепу Гвардьоле, который как раз и указал тому самому Роналдинью в сторону барселонского аэропорта, только придя в клуб. В каталонской прессе много писалось, что Гвардьоле в принципе не нравятся типичные бразильские футболисты, которым недостает работоспособности, дисциплины и желания вписываться в командную игру. Более того, Гвардьола, согласно слухам, категорически не хотел видеть в "Барселоне" именно Неймара, тогда как Россель уверял Пепа в целесообразности этого трансфера. При Гвардьоле (с учетом его колоссального авторитета) покупка Неймара была невозможной. И путь к трансферу южноамериканской звезды лежал для Росселя через расставание с тренером.

Сыграло ли это роль в уходе Гвардьолы из "Барсы", можно только предполагать. Но факты заключаются в том, что тренер ушел из клуба в творческий отпуск и позже публично переругался с Росселем, а президент сине-гранатовых назначил новым тренером новичка, которому уже вполне мог диктовать свою волю. Между тем еще в декабре 2011 года, при Гвардьоле, газета El Mundo Deportivo объявила, что "Барселона" уже выплатила "Сантосу" аванс за Неймара в размере 10 миллионов евро, а в случае срыва сделки бразильский клуб обязался вернуть аванс в двойном размере. Позже этот платеж был отражен в годовом финансовом отчете "Барсы", а бразильская газета O Globo даже публиковала фото денежного перевода из офиса "Барселоны" на счет "Сантоса". Совершенно очевидно, что переход Неймара в "Барсу" был согласован с семьей футболиста и с "Сантосом" аж за полтора года до трансфера.

Каталонская пресса ставила это в заслугу Росселю – дескать, президенту благодаря своим связям и деловой хватке удалось договориться со всеми владельцами прав на Неймара, и в результате восходящая звезда достается "Барселоне" за низкую цену, а всем конкурентам (читай – "Реалу") утирается нос. Но ожидания несколько разошлись с реальностью. Да, по документам "Сантос" продал Неймара очень дешево – за 17 миллионов евро. Но вот только с банковского счета "Барселоны" при этом исчезли 95 миллионов евро.

Болельщики "Барсы" минувшим летом были очень удивлены, что анонсировавшийся как "супердешевый" трансфер в итоге был объявлен аж 57-миллионным. Из них 17 миллионов евро были заплачены "Сантосу", а 40 миллионов – фирме, возглавляемой отцом Неймара и владевшей большей частью прав на футболиста. Россель до сих пор утверждает, что стоимость трансфера и составила официально объявленные 57 миллионов – и ни евроцентом больше.

Вопросом, почему папе игрока досталось 40 миллионов евро, озаботился обычный болельщик "Барселоны" Жорди Касес, отправивший Росселю соответствующий запрос. Президент "Барсы" отказался отвечать по существу, указав на пункт контракта о неразглашении конфиденциальных условий сделки. После этого любознательный Касес обратился в испанский суд, который уже официально затребовал документы из "Барселоны", и тут-то и выяснилось, что сумма расходов на приобретение Неймара на деле составляет аж 95 миллионов благодаря сопутствующим расходам.

Так, "Барселона" потратила подозрительно много (9 миллионов евро) на организацию двух товарищеских матчей с "Сантосом" (едва ли нужных "Барсе"). С весьма странной целью каталонский клуб перевел "Сантосу" еще 7,9 миллиона евро – якобы за передачу приоритетного права на покупку трех футболистов в будущем. После этого уже как-то не удивляет, что еще 8,5 миллиона евро "Барселона" перечислила семье Неймара под видом комиссионных. Помимо них, еще 10 миллионов составили "подъемные" самому Неймару, хотя практика выплаты "подъемных" в Испании совсем не распространена. И, наконец, еще 2,6 миллионов евро со счетов "Барсы" ушли снова отцу Неймара под видом каких-то особенных комиссионных.

Итог – 38 миллионов евро дополнительных расходов, не включенных в первоначально названную сумму трансфера. Сколько из этих денег реально достались "Сантосу" и счастливой семье Неймара, а сколько – не достались, теперь будет разбираться суд, и Росселю угрожает солидный тюремный срок за мошенничество. Обвинения в "распиле" денег Сандро назвал "несправедливыми и безумными", вот только произнес он это в своей прощальной речи, в которой объявлял об отставке. Свой уход Россель объяснил, разумеется, "заботой о своей семье", якобы страдающей от "угроз и нападок" после начала судебной тяжбы. Едва ли в такую причину могли поверить даже жена и брат Росселя, сидевшие в зале.

Тем не менее, журналисты по итогам прощальной речи устроили уже бывшему президенту бурную овацию, расчувствовавшись его долгим рассказом о достигнутом мировом доминировании "Барселоны", начавшемся "в парижском финале Лиги чемпионов благодаря Роналдинью". Россель не мог упустить последнего шанса напомнить, что когда-то у него были действительно безупречные трансферы.

Вот только в Париже героем был совсем не Роналдинью – ту игру против "Арсенала" вытащил Хенрик Ларссон, оказавшийся в клубе уже после того, как вице-президент Россель вдрызг рассорился с тогдашним своим начальником Жоаном Лапортой, впоследствии ставшим главным критиком всех решений нового президента. Поводов для критики хватало – это и некрасивое расставание "Барсы" с Эриком Абидалем, и снятие должности почетного президента "Барселоны" с Йохана Кройфа – просто потому, что легендарный голландец был и остается соратником Лапорты.

"Кройф не может быть почетным президентом, потому что его не выбирали члены клуба", – объяснял Россель, после чего… сделал еще одного человека, которого socios не выбирали, уже настоящим президентом клуба. Это 50-летний Хосеп Бартомеу, ранее занимавший пост вице-президента "Барселоны" по спортивным вопросам. Он будет являться президентом "Барселоны" вплоть до июня 2016 года – до конца полномочий самого Росселя.

Такое решение принял заседавший два с половиной часа совет директоров "Барселоны" во главе с Росселем. Вторым вариантом для хунты "Барсы" было назначение на лето 2014 года досрочных президентских выборов. Это дало бы шанс вернуться к власти в "Барселоне" Лапорте, и, возможно, из опасений такого развития событий совет директоров и решил, что уж пусть лучше Бартомеу будет дорабатывать президентский срок Росселя, правой рукой которого он являлся. Это обеспечит клубу относительную стабильность (без громких предвыборных кампаний), а все нынешние члены хунты сохранят свои посты. Кроме самого Росселя, которому теперь предстоит защищаться в суде.

Барселона

12