28 января, 02:30
Не успел футбольный мир переварить грядущее прощание Юргена Клоппа с «Ливерпулем» и, возможно, с футболом, — получите новый шок. После кошмарного матча с «Вильярреалом» (3:5) — несмотря на решение руководства воздержаться от крайних мер — свой уход из «Барселоны» анонсировал Хави. С тренерской точки зрения он и Клопп, бесспорно, несопоставимые величины. Но в плане значимости для мирового футбола их вполне можно поставить в один ряд. Только немец уходит на пике и выиграв все золото мира, а Хави прощается с родным клубом, не пройдя и половины пути, который ему был предначертан.
Причем сначала каталонская легенда даже не намекнула на такое решение. Первые комментарии по горячим следам — даже с поправкой на безумно эмоциональную игру — получились почти стандартными. Хави говорил про эмоциональный коллапс команды, свою персональную ответственность, готовность продолжать работу, а также о том, что «Барса» выходила из более тяжелых ситуаций.
Дальнейшее стало ушатом холодной воды. «Хочу заявить, что с 30 июня я больше не буду главным тренером «Барселоны». Мы обсудили это решение с президентом клуба, с персоналом. Команде нужна смена направления. Футболистам будет спокойнее. Клуб выше меня. Я думаю, это поможет успокоить ситуацию. Я чувствую, что ответственен за это. Была проделана хорошая работа, но мой проект завершится 30 июня этого года.
Футболисты почувствуют себя свободнее. В каком-то смысле свободнее буду и я. Я желаю «Барселоне» только лучшего, и лучшее решение — это не продолжать работать с командой после завершения сезона. Мы достигли точки невозврата», — заявил Хави.
А потом признался, что его решение отнюдь не спонтанное: «Быть тренером «Барсы» сложно. Ты видишь, как тебя критикуют, и это влияет на тебя. В какой-то момент задаешься вопросом: а стоит ли оно того? И все. Мои близкие это знают. Я принял решение уйти некоторое время назад. Раньше вы спрашивали меня, хочу ли я стать для «Барсы» Алексом Фергюсоном? Правда в том, что здесь никогда не будет Фергюсона. Это невозможно. Вы этого не допустите».
В этих словах — вся боль человека, который не должен был покидать «Барселону» так, как покидает. Но это очередное сильное решение Хави-человека. Один раз он отказал сине-гранатовым, и не так важно, что стало причиной — нежелание связываться со скандальным Жозепом Бартомеу, обязательства в Катаре или слова о том, что он еще не готов для такой ответственной работы. Это Роналд Куман ради своей мечты бросил голландскую сборную после выхода на Евро-2020. Сказать «нет» тоже нужно уметь.
Смелый поступок номер два — принять «Барселону» в один из самых мрачных периодов в ее истории. С миллиардными долгами, подмоченной бесконечными и неутихающими скандалами репутацией, началом новой эры без Лионеля Месси. Да еще и посредине сезона, по ходу которого Хави поднял команду с девятого места на второе. А потом — скорее вопреки — выиграл первый кризисный чемпионский титул.
И это, и прошлогодний Суперкубок, и даже первый без Месси выход из группы в Лиге чемпионов — это Хави. Забывать об этом и мазать все черными красками — неправильно. Это же самое простое — сказать вслед уходящему тренеру, что он неплох, но все же не орел. И говорить только о недавнем унижении в класико, забыв, как «Барса» размазывала «Реал» на «Сантьяго Бернабеу» (4:0). Все это было, а сколько всего еще могло быть! И от этого становится немножечко больно даже тем, чье сердце отдано Мадриду.
Хави, конечно, не безгрешен. Даже в сложнейшей экономической ситуации он регулярно требовал усиления состава. И, надо сказать, имел на это полное право, так как результат требовали с него. Левандовски, Гюндоган, Рафинья, Кессье, Кунде, Кристенсен, Ферран Торрес... Не всякий тренер имеет возможность работать с такими игроками. И не всякому выпадет счастье получить целую россыпь молодых талантов уровня Педри, Гави, Бальде и Ямаля.
Хотя стоп. Последнему всего 16 лет. Чуть меньше, чем 17-летнему Кубарси, который дебютировал в центре обороны неделю назад накануне своего дня рождения. Все это круто, но разве нормально, когда фланг обороны закрывает такой же 17-летний Форт? Так что текущий сезон для «Барсы» — это одновременно и время открытий новых имен, и почти бесконечный кадровый кошмар. Такого количества травм ключевых исполнителей припомнить невозможно, и по большому счету мы даже не имеем представления — что такое оптимальный состав по версии Хави.
Мы должны были это узнать, но, к сожалению, не получится. В своих решениях Хави тверд, и нынешнее, как он сказал, не изменится, даже если «Барса» выиграет Лигу чемпионов. Собственно, ради этого Хави и возвращался туда, где он должен был стать легендой уже в качестве тренера.
Пусть это и рассуждения о некоем идеальном мире. Возможно, Хави даже переоценили, но ответа на этот вопрос мы уже не получим. По крайней мере в «Барселоне», которая с ее чудовищным уровнем давления безжалостно перемолола очередную жертву. От этого тоже очень грустно, потому что «Барса» и Хави были словно созданы друг для друга. Во всяком случае в это очень хотелось верить и верилось. Отсюда и ощущение чудовищной несправедливости, но футбол жесток, а про каталонский клуб Хави еще давно сказал, что это самая сложная работа в мире.