Глушаков вернулся в РПЛ, и не скрою, что очень этому рад. Слишком колоритная это для нашего сегодняшнего футбола личность, чтобы тихо закончить в годы, когда силы и готовность еще позволяют не пылить в низших дивизионах, а играть и решать исходы матчей в премьер-лиге. В летнем отрезке прошлого сезона в «Ахмате» 33-летний капитан чемпионского «Спартака» последнее доказал.
Денис вызывал и будет вызывать яростные споры. Из-за отношения к нему вдрызг ругались, а иной раз могли и подраться даже фанаты красно-белых на одной и той же трибуне В «Открытие Арены». Посредственность такой поляризации мнений вызывать не может. А нам с вами ведь и нужно, чтобы в футболе было как можно больше ни на кого не похожих личностей, а не роботов, правда?
Когда сезон начался уже почти два месяца назад, до конца трансферного окна — совсем не вечность, а человек в возрасте за 30 ни с кем не подписывает контракт, мысли закрадываются всякие. Пропуск половины чемпионата в такой ситуации может стать фатальным. Потому-то, например, когда в НХЛ был годовой локаут в розыгрыше-2004/05, разом закончили играть столько ветеранов.
Пока-то пауза оказалась невелика, она не превосходила обычный зимний перерыв. Не станем ведь забывать, что РПЛ стартовала почти сразу после окончания предыдущего чемпионата, и первый месяц отдыха таким опытным футболистам, как Глушаков, вообще мог пойти только на пользу. А дальше (да и до того), насколько знаю, он всерьез готовился, имея в виду любое возможное развитие событий. С пузом вы его точно не увидите. Но сейчас пора уже было определяться.
«Химки» уже казались неизбежными, когда команда, которую только что принял Игорь Черевченко, вдруг обыграла «Динамо», и уже там уволили главного тренера. А если бело-голубых возглавит Курбан Бердыев или Юрий Семин, вероятность прихода опытнейшего ветерана-лидера стала бы гораздо выше. Чемпионские аналогии с Сергеем Семаком в бердыевском «Рубине» и Игорем Денисовым в семинском «Локомотиве» напрашиваются.
Но вопрос с будущим главным тренером «Динамо» подвис, идти к и.о. Александру Кульчию означало играть в рулетку — а вдруг уже к следующему туру придет Мистер Х, которому Глушаков окажется не нужен? К тому же, учитывая, что закрытие трансферного окна не за горами, а у аутсайдеров из «Химок» каждый матч на счету — Дениса там наверняка торопили. В итоге ждать развития событий у бело-голубых он не стал и подписал договор с подмосковным клубом.
Главное — подписал. Хотя повторяю высказанную на днях в колонке мысль: и «Динамо» опыт Глушакова в центре поля и в молодом коллективе нужен, и самому экс-капитану «Спартака» намного интереснее не биться за выживание, как было в «Ахмате» и стало в «Химках», а решать более серьезные задачи.
Не сомневаюсь, что Денис на это способен. Первые полсезона в Грозном ушли у Глушакова на психологическое восстановление после спартаковских перипетий и борьбу с травмами, мучившими его на завершающем этапе в Москве. А к июню он подошел в полной боевой готовности — что, кстати, еще раз говорит о кондициях (ведь команды провели всего три матча за полгода!). И во многом именно усилиями Глушакова «Ахмат» остался в РПЛ — ведь его голы и передачи сыграли решающую роль во встречах с прямыми конкурентами, «Крыльями Советов» и «Сочи».
Позже Игорь Шалимов непостижимым образом сдвинул на фланг человека, все определявшего в центре поля и дававшего не только энергетику и опыт, но и намного больший пробег, чем все молодые. Иногда тренеры оказываются способны перехитрить самих себя и в стремлении сделать все еще лучше ломают то, что работает. В итоге закончилось все двумя крупными поражениями на финише сезона и отставкой Шалимова. А Глушаков уехал домой, в Москву.
Мог ли остаться в Грозном? Сильно сомневаюсь. Для него чеченский период, насколько понимаю, заранее был ограничен годом и стал скорее временным побегом от прежней адской реальности, чем решением всерьез и надолго. Хотя с творческой точки зрения мне жаль, что Глушакову не довелось поработать с Андреем Талалаевым, исповедующим футбол смелый и агрессивный. Сошлись ли бы они как две сильные и доминирующие личности — вопрос другой, но Денис в оптимальной форме и на правильных эмоциях этому тренеру точно был бы нужен.
Не сомневаюсь, что пройдет время — и тот негатив, который есть по отношению к Глушакову у части (подчеркиваю, именно части) фанатов красно-белых, минимизируется, а в памяти останется то, что он — единственный на данный момент за 19 лет капитан чемпионского «Спартака». Тем более, даже спустя 15 месяцев после ухода из команды, он не словом, а делом доказывает свое неравнодушие к главному клубу своей карьеры.
Вот по этому поводу одна весенняя история, о которой я уже в апреле писал в «СЭ», но это тот случай, когда нужно повторить.
Объединение спартаковских фанатов Supporters Group с началом карантина запустило благотворительную акцию — его волонтеры развозили продуктовые пакеты ветеранам красно-белых, которым в силу возраста не разрешалось покидать дома, и вдовам тех, кого уже нет в живых. И сразу же финансовую помощь оказали футболисты, среди которых был и Глушаков. Мы разговаривали с заводящим фанатской трибуны Валерием «Амиго» Бевзом, и он рассказывал:
— Первым обратился Георгий Джикия. Сам набрал: «Парни, чем помочь?» Рассказ о нашей акции он выложил у себя в соцсетях — и, как я понимаю, пошла цепная реакция. В частности, Денис Глушаков и Дмитрий Комбаров, хотя уже и не выступают за «Спартак», позвонили, спросили, чем помочь. Сказали: «Находимся на изоляции, но деньгами поддержать можем». После чего скинули значительную сумму и серьезно помогли.
На мой вопрос, была ли неожиданной реакция Глушакова с учетом того, мягко говоря, сложного периода, который случился в его взаимоотношениях с фанатами, Бевз отреагировал так:
— Не было никакой неожиданности. Он всегда по мере возможности помогал нам во всяких социальных акциях. Например, всегда давал нам майки на благотворительные аукционы. И свои, и — когда он был капитаном — других игроков. Ни в чем плохом не замечен. А в сложные, как вы выражаетесь, времена мы и еще ряд коллективов, представляющих как минимум половину трибуны В, выпустили заявление, что не лезем в эти конфликты и интриги, поскольку нет доказательств правоты как одной, так и другой стороны. Мы остаемся верны только поддержке «Спартака». Поэтому у нас все было и остается нормально.
Я попросил прокомментировать эту ситуацию Артема Реброва, и один из немногих осколков чемпионского «Спартака», по сей день остающихся в команде, высказался лаконично, но емко: «Кто бы что ни думал и ни говорил, мы знаем, что они (с Комбаровым) наши люди, «Спартак» (Москва)!»
Так что если кто-то думает, будто вся красно-белая торсида после конфликта Глушакова с Массимо Каррерой дружно ненавидит бывшего капитана, — это неправда, навязчиво внушаемая одной из сторон, которой выгодно представить все в таком однозначном свете. На самом деле все далеко не столь однозначно, и рассказ одного из самых известных активных болельщиков «Спартака» — тому доказательство.
Как нет черного и белого, безоговорочно правых и виноватых, в самом этом конфликте. Я не раз уже говорил, что каждая из сторон в нем не проявила достаточной мудрости, чтобы не делить чемпионскую славу и не слушать советчиков-подстрекателей, а остаться единым ядром. Руководство же клуба не погасило разногласия в зародыше — что, по моему убеждению, было возможно — и позволило им перерасти в нечто большее.
В конце 2019 года я разговаривал с Олегом Кононовым, уже бывшим главным тренером «Спартака», подводили итоги его работы с красно-белыми. Затронули, конечно, и тему Глушакова, которого в этот период с трибуны В травили, травили и все-таки вытравили.
— В конфликты, лайки и прочее я не вникал, — сказал Кононов. — Глушаков провел очень хороший чемпионский сезон и неплохой, хотя и неоднозначный, бронзовый. Я видел, как он относится к работе. Для меня главное — как игрок работает на тренировке и в матче. Если он приносит пользу, то должен выходить на поле. Когда ставил его, руководствовался и этим, и тем, что он — капитан команды, и я видел, что он имеет вес в глазах футболистов. Позитивно влияет на команду. Хотя ему было сложно.
— Думаю, что он переживал (слыша все, что неслось в его адрес с трибун. — Прим. И.Р.). И это чувствовалось, — продолжил Кононов. — Но Денис находил в себе силы для того, чтобы продолжать играть и приносить пользу команде. До последней встречи, которую он за «Спартак» провел. В какой-то момент Денис получил травму, и я перестал его ставить — с ней ему тяжело было играть. Решили расстаться все вместе. Совместно с самим футболистом. Приняли общее решение, пожали руки, поблагодарили друг друга и разошлись.
Так что и с этой стороны никакого негатива не прозвучало. Как не было и со стороны бывших партнеров, а тот же Квинси Промес, культовый герой «Спартака» и его болельщиков, в пору выступлений в Испании через российских коллег передавал Глушакову привет и говорил о нем очень теплые слова.
Более того, даже уходя, Глушаков ни слова не сказал о врагах, а через соцсети только поблагодарил болельщиков «Спартака». Хотя уж столько всего мог бы на прощание рассказать...
Впрочем, все это — уже часть истории, о которой уже многое сказано и написано, а будет еще намного больше. Сегодня же у Дениса наступает новый день в биографии. «Химки», конечно, не клуб-мечта для того, чтобы в него сейчас вливаться, — но уж что есть, то есть.
Не знаю, как самому Глушакову «Химки», — но Денис «Химкам», считаю, нужен чрезвычайно. В Подмосковье собралась большей частью молодая команда, большая часть которой не имела или имела минимальный опыт выступлений в РПЛ, — а уж этого у экс-капитана «Спартака» за глаза. Привнесет он в «Химки» и качества вожака, и высокие амбиции, и неприемлемость любого поражения, даже от топ-клубов.
Все это вовсе не означает, что с Глушаковым «Химки» полетят в футбольный космос. Но то, что гармонии здорового коллектива с ним у пришельцев из ФНЛ станет намного больше, и с теми же «Тамбовом» и «Уфой» конкурировать за выживание в РПЛ окажется куда реалистичнее, — на мой взгляд, однозначно.
Не сомневаюсь, что максимум с зимы, а вероятно — еще раньше Денис станет в «Химках» капитаном.