19 мая 2025, 00:01
Боже мой, как недавно это было!
13 октября 2004 года сборную России растерзали на «Жозе Алваладе» — 7:1. Никогда еще мне не было так стыдно — хотелось провалиться сквозь землю, поскорее исчезнуть со стадиона, где только что случилось позорище. Под снисходительные взгляды коллег бригада «СЭ» спускалась из ложи прессы в подтрибунные помещения, а там уважаемые в футбольном мире люди, шушукаясь и саркастически цокая языками, ставили неутешительный диагноз: Россия стала страной третьего мира, и ее возрождения, судя по всему, следует ждать нескоро.
Боже мой, как давно это было!
Семь с лишним месяцев прошло, и вновь — «Жозе Алваладе». И никогда я еще не испытывал в жизни таких эмоций. Это были совсем другие эмоции — восторг, радость, безумная гордость за наш футбол. За то, чтобы увидеть это и прочувствовать, можно отдать все на свете. Финальный свисток англичанина Полла — и ЦСКА выигрывает для России ее первый европейский трофей!
— Последние секунды тянулись целую вечность, — вспоминал уже в самолете по дороге в Москву Евгений Алдонин, замененный под занавес встречи. — Наша скамейка ждала свистка стоя, а когда все закончилось, неведомая сила вытолкнула всех туда, на поле. Мы сделали это!!!
КАРВАЛЬЮ НЕ УЛЕТЕЛ. НО ОБЕЩАЛ ВЕРНУТЬСЯ
Потом были несколько кругов почета, объятия, поцелуи, поздравления. И — подарки болельщикам. На трибуну, с которой они, не умолкая, поддерживали команду 90 минут, летели футболки, каждая из которых уже стала раритетом. Вагнер Лав, например, рассказал, что вернулся в раздевалку босиком, отдав поклонникам ЦСКА даже бутсы и гетры. Перед награждением команда успела переодеться — и тут...
Вроде бы все было как всегда в таких случаях: организаторы оперативно собрали и тут же выкатили на поле пьедестал, к кромке доставили кубок, а первые лица УЕФА готовились поздравить победителей. Но когда действо началось — по телу пробежали мурашки. Это все — для ЦСКА! Для России! Для нас с вами!
«Мы — чемпионы!» — кричали обезумевшие от счастья футболисты и тренеры ЦСКА, передавая из рук в руки только что завоеванный кубок.
«Мы — чемпионы!» — распевал в ответ российский сектор. И даже португальские болельщики, еще не успевшие пережить не-удачу, аплодировали победителям. Как же красиво смотрелись армейцы на этом пьедестале, на фоне красно-синего фейерверка! Его предусмотрительно заготовили заранее — на случай победы ЦСКА. Был еще и бело-зеленый — цветов «Спортинга», но он, сами понимаете, не понадобился.
Перед отъездом с «Жозе Алваладе» команда ненадолго рассталась с Карвалью и Вагнером. Законный выходной бразильцы решили провести в Португалии, в Москву они вернутся в пятницу.

ГЕРОЙ ВЗЯЛ НА БОРТ ГЕРОЕВ
От стадиона «Спортинга» до лиссабонского аэропорта — всего десять минут на автобусе. По дороге армейцы спели «День Победы», а уже на летном поле слово взял Валерий Газзаев:
— Ребята, дорогие мои, вы не представляете, чего добился наш ЦСКА. Клуб не просто навсегда вошел в историю европейского футбола. Победа всколыхнула всю страну! Мне сейчас звонят из разных городов и рассказывают: люди высыпали на улицы, они поют и гуляют. Это все — ваша заслуга. Вы сделали счастливыми всю Россию.
— Так давайте радовать ее как можно чаще! — моментально отреагировал Алдонин, чьи слова утонули в буре оваций.
Под аплодисменты команда поднялась на борт Ту-154. Командир воздушного судна, герой России Владимир Юрченко поздравил армейцев, которые в ответ снова спели «День победы» и «Нам нужна одна победа». В первый салон, где расположились тренеры и руководство клуба, отнесли и сам Кубок УЕФА, который, как выяснилось, обычно транспортируется в огромном деревянном ящике.
Администратор ЦСКА Сергей Якунчиков, которому поручили отвечать за сохранность приза, по просьбе корреспондента «СЭ» открыл ящик вскоре после взлета. Рано или поздно ему пришлось бы это сделать — надо ли говорить, что пассажиры чартерного рейса жаждали сфотографироваться с кубком?
Трофей весом 15 килограммов выполнен из чистого серебра и закреплен на подставке с золотым отливом. Он совсем не тяжелый и очень красивый. Футболисты и тренеры больше часа фотографировались с кубком и медалями, которыми наградили их как победителей турнира.
— Передайте Сантьяго Канисаресу, что у меня теперь тоже есть такая медаль! — воскликнул Игорь Акинфеев. — Я читал в «СЭ» интервью с вратарем «Валенсии» и очень ему благодарен за теплые слова и напутствия. Надеюсь, своей игрой в финале его не разочаровал. В прошлом году вслед за Кубком УЕФА испанский клуб выиграл Суперкубок Европы. Почему бы нам не повторить успех валенсийцев? Кто бы ни был нашим соперником, «Ливерпуль» или «Милан», поедем в Монако еще за одним трофеем.
СПАСИБО «СПОРТИНГУ» ЗА FAIR PLAY
Врач ЦСКА Олег Ипатенко даже в праздничные моменты был озабочен профессиональными проблемами:
— Очень переживал за Олича. Он изо всех сил рвался в бой, но мы понимали: его участие в финале сопряжено с риском. Любое столкновение могло обернуться травмой и досрочной заменой. Хочу отметить футболистов «Спортинга», действовавших в рамках fair play. За весь матч с их стороны не было ни одного умышленно грубого приема, ни одного удара исподтишка! В российском чемпионате, к большому сожалению, подобное уважительное отношение к сопернику встретишь нечасто.
Оказалось, специальную маску для получившего перелом носа хорватского форварда сделали из... гостиничных пластиковых ключей. Два других варианта комиссар матча отверг, полагая, что игрок в борьбе может травмировать соперника.
— Мечтал играть и счастлив, что тренеры предоставили мне такую возможность, — признался Олич. — ЦСКА доказал, что престижный европейский трофей могут вы-игрывать не только испанцы или итальянцы, португальцы или немцы. Серьезный во всех отношениях клуб вполне реально создать и в России. Надеюсь, наш успех станет началом большого пути.
Время в пути от Лиссабона до Москвы — почти пять часов. Достаточно, чтобы хоть немного выспаться. Но разве мог кто-то из армейцев уснуть в такую ночь? Игроки постоянно возвращались к перипетиям матча, обсуждали ключевые моменты. Одним из них стал гол Алексея Березуцкого, после которого ситуация на поле кардинально изменилась.
— Почему я тогда особо не обрадовался? — переспросил у меня шестой номер ЦСКА. — Так ведь счет всего лишь сравнялся. Вот если бы мы в тот момент повели в счете — другое дело.
В разговор вступил другой Березуцкий — Василий:
— Напишите, что брат — мой кумир!
— А ты — мой! — мгновенно парировал Алексей. — Я и забил-то потому, что мне Васины лавры покоя не давали. Он же отличился в полуфинальном матче с «Пармой», а я что, хуже?
...В 8.15 по московскому времени армейский чартер приземлился в Шереметьеве-1. «Мы — дома!» — скандировала команда, которая только что привезла в Россию Кубок УЕФА. Теперь как минимум год почетный трофей будет храниться в Москве. В офисе клуба, который сделал Россию счастливой.
Максим КВЯТКОВСКИЙ
Лиссабон — Москва