Украина

14 января 2013, 00:54

Украина: готова только "Ворскла"

У подавляющего большинства украинских футбольных специалистов идея объединенного чемпионата для клубов постсоветского пространства понимания и поддержки не находит

ВОЗ ДАЛЬШЕ, ЧЕМ "ТАМ"

На уроках истории в советской школе принципиальную разницу между понятиями "повод" и "причина" чаще всего почему-то объясняли на примере событий, приведших к началу Первой мировой войны. Кто забыл: убийство австрийского эрц-герцога Франца Фердинанда сербским студентом-террористом боснийского происхождения Гаврилой Принципом 28 июня 1914 года в Сараеве историческая наука назвала поводом к объявлению войны. Причина же четырехлетнего кровопролития заключалась в желании перекроить на новый лад карту Европы, с которой в итоге исчезли сразу несколько империй. Просто, понятно, доходчиво.

Футбольным историкам, которым лет через сто предстоит копаться в наших сегодняшних реалиях, будет труднее. Особенно если они попробуют объяснить вдруг возникший на 1/6 части суши призрак чемпионата СНГ, благополучно заполнивший собой значительную часть информационного пространства в межсезонье-2012/13.

С поводом еще куда ни шло: за него вполне может сойти приснопамятное техническое поражение "Зенита" в матче с московским "Динамо" в Химках, после которого у Алексея Миллера, главного спонсора "Зенита", возникла идея организации чемпионата СНГ как более прогрессивного и справедливого соревнования, нежели существующее первенство отдельно взятой России.

Правда, если до конца соблюсти историческую справедливость, получится в некотором смысле плагиат. Потому что ровно девять лет назад, 14 января 2004 года, в "СЭ" было опубликовано мое интервью с президентом "Шахтера" Ринатом Ахметовым, в котором на казавшийся вполне дежурным вопрос об уровне украинского чемпионата босс горняков ответил не только пространно, но и весьма неожиданно.

- По моим наблюдениям, разговоров о "прогрессе" пока больше, чем собственно прогресса, - сказал тогда Ахметов. - Между тем существует вполне достойный и, главное, близкий нам ориентир, на который можно и нужно равняться. Имею в виду чемпионат СССР, справедливо считавшийся одним из сильнейших в Европе. Никому об этом еще не говорил, вам первому: в глубине души я даже надеюсь, что придет время, и сильнейшие клубы на постсоветском пространстве вновь почувствуют тягу к объединению в суперлигу, которая, разумеется, должна вписываться в регламентные нормы УЕФА. Пока не знаю, как это сделать, нужно всем вместе хорошенько подумать, но интуиция подсказывает: может получиться престижное коммерческое соревнование, по уровню организации и зрительскому интересу мало в чем уступающее еврокубкам.

Как видите, идее, реанимированной теперь главой "Газпрома" и его единомышленниками, как минимум девять лет от роду, однако в плане реализации, что называется, воз и ныне там. Даже дальше, чем "там", если судить по реакции, с которой перспектива чемпионата СНГ воспринимается теперь в Украине.

Сам Ахметов, кстати, дипломатично называет озвученное в России предложение "заманчивым", не сомневается, что такой турнир "станет в один ряд с ведущими европейскими чемпионатами", однако при этом оговаривает обязательное условие, при котором "Шахтер" присоединится к проекту: "Будет украинскому футболу выгоден такой чемпионат - мы станем в нем участвовать, не будет - откажемся, невзирая на коммерческую привлекательность".

САБО ПРЕДЛАГАЕТ "НЕ СМЕШИТЬ ЛЮДЕЙ"

Если судить по настроениям в футбольных кругах Украины, то вряд ли "Шахтер" или любой другой ведущий клуб, который потом, кровью и дорогостоящими трансферами торит себе дорогу к еврокубкам, захочет променять такую судьбу на некий объединенный чемпионат, где на смену посезонно-переменчивым "Челси", "Барселоне", "Баварии" и "Манчестер Юнайтед" придут ежегодно-обязательные "Зенит", "Анжи", "Рубин" и ЦСКА.

- Ничего иного, кроме ностальгии, подобная идея лично во мне вызвать не может, - признается президент киевского "Динамо" Игорь Суркис. - Чтобы объединенный чемпионат пошел на благо украинскому и российскому футболу, необходимо садиться за стол и думать. Прежде всего нужно спрашивать у болельщиков - будет ли им интересно. Разрешат нам проводить подобный чемпионат, не разрешат - мы можем рассуждать сколько угодно. Естественно, к отдельным матчам, таким как "Спартак" - "Динамо" Киев, может быть повышенный зрительский интерес. Однако будет неверно ориентироваться только на мнение людей нашего возраста. Ведь выросло новое поколение болельщиков, которому уже не дано ностальгировать по поводу таких матчей.

Правоту наблюдений динамовского президента, как мне кажется, косвенно подтвердил Кубок Первого канала по футболу, который пережил на полях Израиля всего три зимы. Официальной причиной смерти был объявлен мировой экономический кризис. Однако и без него турнир, на который зажиточные российские и украинские клубы гоняли чартеры с болельщиками, был обречен, поскольку ностальгические надежды на Земле обетованной не оправдались: "на четверть наш народ" почему-то не спешил вернуться в советское футбольное прошлое и заполнить стадионы в Тель-Авиве, Иерусалиме и Хайфе.

Йожеф Сабо - одно из ярких олицетворений славного прошлого. Выдающийся советский футболист, бронзовый призер чемпионата мира 1966 года в Англии, заслуженный тренер Украины. 72 года от роду - и никакой ностальгии.

- Чемпионат СНГ? - переспрашивает Сабо, работающий футбольным экспертом на телевидении. - Думаю, что все это пустые разговоры, которые ни к чему не приведут. Турнир не оправдает своего названия уже потому, что только Россия и Украина смогут делегировать по несколько боеспособных клубов. Ну добавят пару команд белорусы. И это весь чемпионат СНГ, ради которого кто-то готов пожертвовать национальным первенством? Давайте не смешить людей, а развивать футбол в своих странах.

Единственное, о чем готов полемизировать ветеран, так это о Кубке СНГ, и то с серьезной оговоркой: если УЕФА непременно выделит победителю этого турнира место в еврокубке, лучше - в Лиге чемпионов. "При таком раскладе главам национальных федераций, возможно, стоит сесть за стол переговоров и попробовать отыскать "кубковые" окна в своих календарях", - полагает Сабо.

КОНЬКОВ В ИДЕЮ НЕ ВЕРИТ

Президент Федерации футбола Украины Анатолий Коньков любые разговоры вокруг чемпионата СНГ называет "бессмысленными" и весьма кстати напоминает, что четыре украинских клуба вышли в весеннюю часть еврокубков, а это значит, что отечественный футбол развивается в правильном направлении. "В идею чемпионата СНГ я не верю, - откровенно признается президент ФФУ. - Как проводить этот турнир? В каком формате? С какими ресурсами? Комментировать неведомое не хочу, а философствовать ни о чем не собираюсь!"

Почти как личное оскорбление расценил гипотетическое слияние российского и украинского чемпионатов наставник харьковского "Металлиста" Мирон Маркевич. "Ни о каком объединенном чемпионате не может быть речи, - уверен один из самых авторитетных украинских тренеров. - Если эта бредовая затея вдруг станет реальностью, то я сразу заканчиваю с работой. В Украине точно больше работать не буду".

Едва ли не единственным украинским футбольным функционером крупного калибра, безоговорочно поддержавшим идею чемпионата СНГ, оказался почетный президент полтавской "Ворсклы" Константин Жеваго. "Если чемпионат будет действительно сильным, то почему бы это не сделать?" - заявил одному из информационных агентств хозяин клуба, который зимует на 13-й строчке в турнирной таблице украинской премьер-лиги и на днях продал в киевское "Динамо" двоих своих лучших игроков.

Что тут скажешь? Трудно предположить, что люди, нашедшие повод реанимировать полузабытую идею чемпионата СНГ, жаждут видеть в этом турнире украинские команды, равные по мастерству и амбициям "Ворскле". Да и сам повод вопреки исторической логике, с которой мы начали, в данном контексте обернется пшиком: у клубов, определяющих авторитет и лицо украинского футбола, наверняка не найдется весомых причин, чтобы свернуть на обочину со столбовой дороги, ведущей к европейским трофеям. О которых грезят "Шахтер", "Днепр", "Динамо", "Металлист". Достойная компания, чтобы уважать собственный чемпионат, никому не завидуя.

23
  • Wolfsschanze

    Интересно посмотреть на этот чемпионат без Российских и Украинских команд! Можно попробовать в высшей лиге чемпионата СНГ 18 эстонских команд, а в первой лиге например 18 молдавских. Поверьте - интерес будет!!!

    31.01.2013

  • Sokratis Larry Teobald Diamantidis-Papanikolau

    WhiskeyTime 14 Января 2013 | 12:36 УКраина не согласна?? Газпром перекроет трубу! --------------------------------- Смешно читать идиотов. Трубу перекроит, газ, нефть. На месте пентюха Толстых , уже давно пора связаться в руководителем ФФУ, Платини и Блаттером и выступить единым фронтом, что клубы- революционеры не получат доступ в лигу -чемпионов и евролигу. Они могут играть свой чемпионат и зарабатывать на нем, но будут исключены из всех европейских соревнований. А также из всех соревнований под эгидой ФИФА и УЕФА, включая сборные. Все арбитры , которые будут судить эти матчи , не получат аккредитации в системе УЕФА и ФИФА. ВСе тренеры команд будет лишены лицензий ПРО. А там если кайф - то проводите. Только будьте в курсе последствий. Так этот пентюх будет сидеть и ждать пока хозяин за него не спуститься к кретинам и не стукнет кулаком по столу.

    21.01.2013

  • Sokratis Larry Teobald Diamantidis-Papanikolau

    Я с советских времен говорил, что футбол в россии всегда был слабее украинского и будет всегда слабее. Здесь много факторов и все они не в пользу россии. Украина же со временм может стать грандом европейского футбола. Им бы денег еще, как в англиии, да хотя бы как в россии и украина точны бы обогнала и францию и германию. Нам же со своими корытами, расстояниями , холодиной и чемпионатом мос.области никогда не догнать нашего западного соседа.

    21.01.2013

  • Тупорылый КАЦАП

    Рейтинг сильнейших футбольных лиг по версии IFFHS за 2012 год: 1. Испания - 1283,0 балла; 2. Бразилия - 1057,0; 3. Германия - 1037,0; 4. Италия - 1034,0; 5. Англия - 1007,0; 6. Аргентина - 919,0; 7. Франция - 880,0; 8. Голландия - 738,0; 9. Парагвай - 712,5; 10. Чили - 711,5; 11. Украина - 701,0... 19. Россия - 626,0. России надо дорасти до Украины - вот может Украина и захочетт обьединится.

    14.01.2013

  • Снежик

    9 лет назад приведенные мысли Ахметова соответствовали тому, что было 9 лет назад.

    14.01.2013

  • svldmr

    Хоть и "динамовец", в этом вопросе полностью поддерживаю КБ Спартак (11:52)

    14.01.2013

  • transtrap

    Докажите с формулами, что закрытая система эффективнее открытой, и за это получите нобелевскую премию.))

    14.01.2013

  • samsam

    transtrap на пальцах можно дулю показать, сиречь кукиш. а чтобы показать заработки нужны серьезные расчеты. а их нет. нет даже опроса болельщиков. но зато уже гинер уверен что 70 тысяч на шахтер и динамо придет. да в москве 70 тыс реал и барселона не всегда собрать способны. на милан с интером приходило столько что хватало вместимости маленького стадиона локомотив. на локомотив-металлист больше придет? с какого перепугу? ТАК ЧТО ВАМ ГИНЕР НА ПАЛЬЦАХ ПОКАЗАЛ КОМБИНАЦИЮ ИЗ ТРЕХ ЭТИХ САМЫХ ПАЛЬЦЕВ.А ВЫ ПОВЕРИЛИ.

    14.01.2013

  • Aspeed

    Во-первых никто еще ничего не предлагал Во-вторых комментари Сабо навели на мысль о том, что человек не может во всем разбираться хорошо.

    14.01.2013

  • WhiskeyTime

    УКраина не согласна?? Газпром перекроет трубу!

    14.01.2013

  • transtrap

    ЛЧ чистой воды пиар и бизнес(деньги). Убери последние и все разбегутся. Гинер на пальцах показал, что можно зарабатывать гораздо больше.Но для некоторых тяжело перестать рефлексировать и избавиться от хронического комплекса неполноценности с придыханием и подвизгиванием Стогниенко, глядя на Барселону и Реал.))

    14.01.2013

  • Lexys1

    Очень хорошо. Отличные щелчки по носам газовых боссов.

    14.01.2013

  • КБ Спартак

    Миллеру и Ко нужно провести "марш обиженных"... А если серьёзно, вон, украинцы чихать на нас хотели! У них полная самостийность, во всём!!!! Зачем рисковать и отдавать каким-то зенитам и цска места в ЛЧ и ЛЕ? Одни только наши, с упорством баранов...

    14.01.2013

  • LLL71

    Ладно хоть у хохлов с головой все в порядке. А у наших деятелей от футбола крышу окончательно сорвало.

    14.01.2013

  • Новый логин

    > Даже дальше, чем "там", если судить по реакции, с которой перспектива чемпионата СНГ воспринимается теперь в Украине. Автор безграмотный? _На_Украине_ Учите русский язык.

    14.01.2013

  • transtrap

    Любая открытая система имеет больший потенциал. рад за хоккей. видимо на футболистов негативно влияет игра головой))

    14.01.2013

  • нищий российский болeльщик

    >Прежде всего нужно спрашивать у болельщиков - будет ли им интересно глупые хохолы) да при чём тут болельщики?! это вообще не для них делается))

    14.01.2013

  • нищий российский болeльщик

    >Прежде всего нужно спрашивать у болельщиков - будет ли им интересно глупые хохолы) да при чём тут болельщики?! это вообще не для ни делается))

    14.01.2013

  • нищий российский болeльщик

    >Украина: готова только "Ворскла" офигели что ли?! не готовы? а ну-ка стройсь за баландой!!

    14.01.2013

  • dem896

    Никому нафиг ненужен этот чемпионат,во при хорошем роскладе в 1/4 сойдутся наши клубы,играй нехочу,а всякую. утопию надо забыть.

    14.01.2013

  • alexansf

    да всё будет зашибись...бабки решают всё!!! а УЕФА нищета перед газпромом.....это счас они кудахчут , что против...., а как бабки увидят запаришся их в очередь ставить....а нормальному болеле нужен нормальный чемп... и если там небудет всяких амкаров томей и сибирей, то только плюс

    14.01.2013

  • BETA

    Как только произойдет соитее, сразу перестану болеть за Рос. и Укр. Придется поболеть за Албанию и Исландию.

    14.01.2013