"СЭ" продолжает серию публикаций, напоминающих об истории чемпионатов мира по футболу.
Сегодня – рассказ о седьмом турнире, состоявшемся в Чили.
ЧМ-1962 В ЦИФРАХ
ОТБОРОЧНЫЙ ТУРНИР
Команд: 49 (заявок – 56; Бразилия и Чили как действующий чемпион и организатор турнира вошли в число финалистов автоматически; отказались от участия Румыния, Канада, Судан, Египет, Индонезия).
Матчей: 92.
Голов: 323.
Средняя результативность: 3,51.
ФИНАЛЬНЫЙ ТУРНИР
Команд: 16.
Матчей: 32.
Голов: 89.
Средняя результативность: 2,78.
Всего зрителей: 896 172.
Средняя посещаемость: 28 005.
Бомбардиры: В.ИВАНОВ (СССР), Гарринча, Вава (оба – Бразилия), Л.Санчес (Чили), Альберт (Венгрия), Еркович (Югославия) – 4 гола.
Хет-трик: Альберт (Венгрия). Венгрия – Болгария – 6:1 (1-я, 6-я, 54-я мин.).
Пенальти: 8 (реализовано 8).
Автоголы: не было.
Удаления: 6.
Бледноватый, прямо скажем, вид имеет этот чемпионат по сравнению с предыдущими. Помните, какую голевую феерию устроили участники ЧМ-1954 в Швейцарии? Четыре года спустя в Швеции пыл бомбардиров заметно поугас – хорошо хоть Жюст Фонтэн феноменальным своим рекордом подправил их репутацию. В Чили же и вовсе впору было заговорить о том, что забивать в футболе разучились: средняя результативность недотянула и до трех мячей за матч.
Не порадовал чемпионат 1962 года и открытиями из тех, что остаются яркими вехами в футбольной истории. Очередной тактической новинкой порадовали лишь бразильцы: пока остальные по их же примеру осваивали схему 4-2-4, они уже предложили новое построение: 4-3-3. Не обнаружилось нового Пеле, столь громко заявившего о своем явлении миру четырьмя годами ранее в Швеции. Не нашлось и снайпера, который хотя бы приблизился к Кочишу (11 мячей в 54-м) или тому же Фонтэну (13 в 58-м): лидерами в споре бомбардиров оказались сразу шестеро (!) игроков, забивших по четыре гола каждый.
Так что же – взять да и вычеркнуть Чили-62 из истории мировых первенств? Ни в коем случае! Во-первых, любой турнир такого ранга – сам по себе веха. Во-вторых, о любом найдется что вспомнить – да столько, что не на газетную публикацию, а на добрую книгу наберется.
62-й – не исключение. Хозяева турнира, чилийцы, наверняка до сих пор с законной гордостью вспоминают о том, что именно их стране, ни в число развитых индустриальных держав, ни в когорту футбольных грандов не входившей, было доверено его провести, и о том, что справились они с задачей вопреки прогнозам многочисленных скептиков не хуже других. Первоначально претендентов было трое – помимо Чили принять у себя чемпионат предлагали Аргентина и ФРГ. Немцы сошли с дистанции первыми: проводить третий подряд турнир в Европе ФИФА не захотела и, более того, решила впредь попеременно избирать хозяев из числа стран, представлявших два главных футбольных региона планеты – европейский и американский. Так было до 1996 года, когда ЧМ-2002 отдали Азии. Позже принцип ротации распространили и на Африку.
Из двух южноамериканских кандидатов фаворитом выглядела, естественно, Аргентина. Но не было, как говорится, счастья... Несчастье же в виде мощного землетрясения, унесшего пять тысяч жизней, обрушилось на Чили в мае 60-го. Казалось, это автоматически означает победу Аргентины, но, как ни удивительно, вышло все ровно наоборот. ФИФА откликнулась на просьбу президента Чилийской федерации футбола Карлоса Диттборна: "Теперь у нас нет ничего – отдайте нам хотя бы чемпионат мира!" и сделала выбор в пользу пострадавших. К чести последних, все работы они успели завершить в срок.
Чилийцы гордятся и результатом, которого добилась на турнире их сборная: 16 июня 1962 года весь Сантьяго гулял ночь напролет, отмечая первую, и до наших дней единственную, награду чемпионатов мира своей команды – бронзу, добытую последним ударом по мячу в матче с Югославией. Большинство предрекало чилийцам вылет еще на стадии четвертьфинала, где их соперником была сборная СССР: пусть речь шла о хозяевах чемпионата, к тому же остановивших на групповом этапе итальянцев, наша команда котировалась выше. Но мяч, забитый на 29-й минуте в ворота Яшина автором будущего бронзового мяча Эладио Рохасом, стал победным для сборной Чили. Солидную ложку дегтя в бочку меда чилийцы, однако, сами себе подбросили. А заодно и имиджу организованного у них в стране турнира: он оказался отмечен одним из самых скандальных матчей в истории мировых первенств. Игру Чили – Италия окрестили "битвой при Сантьяго": 66 тысяч зрителей на столичном "Насьонале" увидели не столько футбол, сколько череду нарушений и стычек, в результате которых, по признанию арбитра встречи Астона, игра вышла из-под его контроля. Удалил англичанин всего двоих, причем только с итальянской стороны, но, по совести говоря, изгнанных с поля должно было быть куда больше. Это стало наиболее одиозным, но далеко не единственным проявлением жесткости, переходящей в грубость, которая после ЧМ-62 впервые заставила ФИФА с тревогой заговорить об угрозе чистоте игры.
С гордостью могут вспоминать Чили-62 и в Чехии и Словакии: команда ЧССР стала одним из немногих открытий турнира, дойдя до финала, а ее лидер Йозеф Масопуст в тот год удостоился "Золотого мяча" лучшего футболиста Европы. Путь чехословаков к серебру отнюдь не был устлан цветами: путевку в Чили им пришлось добывать в дополнительном матче против шотландцев в Брюсселе, а из группы они вышли, имея отрицательную разность забитых и пропущенных мячей. Зато там же, в группе, стали единственной за весь турнир командой, которую не смогли обыграть бразильцы. Для того чтобы одолеть чехословацкую сборную, чемпионам мира потребовалась вторая попытка – в финале. И там они своего уже не упустили.
Игра бразильцев в Чили оставила менее яркое впечатление, чем их же выступление четырьмя годами раньше в Швеции, хотя костяк чемпионского состава они сохранили. Правда, вскоре после старта из него выбыл травмированный Пеле, приехавший на свой второй чемпионат уже не безвестным юнцом, а признанной звездой. Тем больше, возможно, у кудесников мяча оснований гордиться вторым подряд золотом, которое они сумели завоевать без своего лидера. "Отряд не заметил потери бойца", поскольку его место немедленно занял другой: в этой роли выступил Гарринча, с полным основанием признанный лучшим игроком чемпионата.
"С какой планеты Гарринча?" – гласил заголовок в чилийской газете Mercurio наутро после полуфинала, в котором бразильцы разделались с хозяевами. Гарринча, как и в четвертьфинале англичанам, забил в ворота сборной Чили два мяча. Правда, схлопотал и удаление – а это означало, что в финале Бразилии придется играть без него. И тут ФИФА приняла беспрецедентное решение: уступив настойчивым просьбам бразильцев, сняла с их лучшего форварда автоматическую дисквалификацию! На финал Гарринча вышел, что соперника, надо сказать, нимало не смутило: чехословаки не позволили ему блеснуть так же, как в предыдущих встречах.
Но сдержать Бразилию, в отличие от матча групповой стадии, сборной ЧССР на этот раз не удалось. Правда, четверть часа спустя после стартового свистка Николая Латышева гол Масопуста вывел ее вперед. Но, как говорила статистика предыдущих финалов, ничего хорошего чехословакам это не сулило: в решающих матчах чемпионатов 34-го, 50-го, 54-го и 58-го открывавшим счет в итоге доставалось только серебро (в том числе и самой Чехословакии в 34-м).
Так произошло и в Сантьяго. Две минуты хватило Амарилдо, заменившему в сборной Бразилии Пеле, чтобы сравнять счет: неожиданную ошибку допустил надежно отыгравший весь турнир вратарь Шройф, пропустив мяч с острого угла. Во втором тайме ударом головой после навеса того же Амарилдо бразильцев вывел вперед Зито. А за 12 минут до конца все стало ясно: второй ляп Шройфа – и Вава, первым подоспев к выпущенному голкипером из рук мячу, забил во втором своем финале подряд.
Бразильцы – как русские: долго запрягали, зато поехали быстро. Только на шестом чемпионате мира они, наконец, стали первыми, но уже на следующем догнали Уругвай с Италией, став двукратными чемпионами мира. На чем, как известно, не остановились и останавливаться, похоже, не собираются.