6 июня 2014, 12:45
По неофициальным подсчетам (официальные – затея чрезвычайно сложная из-за размытых критериев обобщения), едва ли не каждый десятый из 736 игроков, заявленных на чемпионат мира, будет выступать не за родную страну. Причем футболисты, сменившие гражданство, есть, как известно, и в передовых сборных – Испании, Голландии, Португалии, Германии, Франции. "СЭ" рассказывает о некоторых из них.
ПЕПЕ (Португалия)
Пример защитника "Реала" – бронебойный аргумент в споре с теми соотечественниками, кто против привлечения в сборную России иностранцев, выступающих в премьер-лиге. В Португалию бразилец приехал в 18-летнем возрасте. Начинал карьеру в "Маритиму", затем перебрался в "Порту" – уже после того, как этот клуб выиграл Лигу чемпионов. В течение трех сезонов стал для легендарного клуба ключевой и незаменимой фигурой, но бразильскую сборную не заинтересовал, а потому решил поменять паспорт и пробиться в состав вице-чемпионов Европы-2004 и полуфиналистов ЧМ-2006.
Прознав об этом, Дунга завел-таки разговоры о возможном вызове Пепе, но было уже поздно. Летом 2007-го – в 24 года – игрок почти синхронно перешел в "Реал" и дебютировал в сборной Португалии.
Надо заметить, что не только бразилец, и не только такого масштаба может быть привлечен в португальскую национальную команду. Несмотря на то что страна богата футбольными дарованиями, под ее флагом есть место и, скажем, Эдеру – уроженцу Гвинеи-Бисау, не игравшему пока ни в одной команде круче "Браги".
Диегу КОСТА (Испания)
Чемпионы мира и Европы тоже не брезгуют натурализованными игроками. На Euro-2008 важнейшую роль играл в команде бразилец Маркос Сенна, а недавно стал испанцем и один из героев прошедшего сезона из "Атлетико". Удивительнее всего в этой истории, что Коста успел засветиться прошлой весной в сборной Бразилии, а затем отказался выступать за нее, оперативно сменил подданство и вот уже летит на бывшую родину отстаивать интересы новой.
В последнее время Диегу преследуют травмы и неприятности. Поговаривают, это метафизически связано с его отказом от Бразилии, за которое он получил тысячи проклятий, в том числе от Луиза Фелипе Сколари, игроков сборной родной страны и неисчислимой торсиды. Но Косту ничто не останавливает: даже с травмой он готов биться за Испанию. И в том числе против бразильцев. Хорошо ли это, плохо ли – каждый решает сам для себя.
Тиагу МОТТА (Италия)
Еще один бразилец, надевавший на себя желтую майку пентакампеонов, а затем сменивший цвета. Ситуация Мотты по-житейски абсолютно понятна и проста: получив вызов в "команду-мечту" в 21 год, в дальнейшем он тщетно ждал нового приглашения и расцвет карьеры пережил исключительно на клубном уровне. После того как Тиагу роскошно проявил себя в "Интере" и сообщил о том, что его дедушка по отцу был итальянцем, "Скуадра адзурра" ухватилась за эти сведения и в кратчайшие сроки организовала футболисту гражданство и право выступать за Италию, чему бразилец совершенно не противился. В 29 лет он обрел новую родину и новый смысл карьеры, а Италия – классного игрока в середине поля.
Случаев, аналогичных Моттиному или схожих с ним, в современном футболе полным-полно. За сборную США выступает Миккел Дискеруд, по папе норвежец, заигранный за сборную этой северной страны, но затем воспользовавшийся американским происхождением матери. Миико Альборнос, наоборот, поначалу предпочел мамину родину Швецию, но чилийские гены отца со временем взяли свое.
Рио МАВУБА (Франция)
Родился в семье африканских беженцев. Его отец Мафуила "Рикки" Мавуба выступал за сборную Заира и даже съездил в ее составе на ЧМ-74, пусть и не выходил там на поле. Заканчивал карьеру в Анголе, женился на местной девушке. Но в стране шла гражданская война, не совместимая с нормальной жизнью, и когда супруга Рикки забеременела, чета решила перекочевать в Европу. Да только переезд все время откладывался из-за того, что корабли в Старый Свет ходили нечасто и были переполнены. Выехать во Францию удалось, лишь когда жена была уже на позднем сроке, и в итоге Рио появился на свет практически на палубе океанского лайнера.
Когда через 20 лет Мавуба-младший заявил о себе как талантливый футболист и федерация ДР Конго (переименованный Заир) предложила ему выступать за свою сборную, родителей Рио давно уже не было в живых и с родиной отца его не связывали ни воспоминания, ни добрые рассказы взрослых, ни сердечная тяга. Вполне логично, что игрок, считавший себя французом в первом поколении, отказался и вскоре дебютировал в европейской сборной. И пускай путь от первого матча до крупного турнира занял у Мавуба ровно десять лет, тогда как конголезцы относительно регулярно участвуют в Кубке Африки, Рио ни разу не пожалел о своем выборе.
Патрис ЭВРА (Франция)
Игроков, оказавшихся на чужбине в раннем возрасте, с детства занимавшихся в футбольных школах новой родины и автоматически заигранных за юношеские, а потом и за первые сборные этих стран, не перечесть. На ЧМ-2014 таких будет целый легион, возглавляемый поляками Мирославом Клозе и Лукашем Подольски. Еще больше тех, кто в итоге предпочел историческую родину, хотя связан с ней лишь генеалогически. В сборной Алжира таких почти вся команда, а Хорватия с Боснией состоят из них чуть меньше чем наполовину. Есть и совсем необычные случаи. Ашкан Дежага родился в Тегеране, вырос в Германии, прошел все немецкие сборные юниоров, а два года назад восстановил иранское гражданство.
Судьба Эвра выделяется своей изысканностью: Патрис – сын сенегальского дипломата с гвинейскими корнями, а его мать родом с островов Зеленого Мыса. Будущему защитнику "МЮ" не исполнилось и года, когда его отца делегировали на работу в посольство Сенегала в Бельгии. Через пару лет последовало новое назначение – в Париж, где семейство Эвра и осело.
Считать Патриса натурализованным игроком можно лишь с огромной долей условности, ведь он провел во Франции всю сознательную жизнь и с юных лет считается гражданином этой страны. Но право выбора сборной у него все же было.
Джонатан ДЕ ГУЗМАН (Голландия)
В этой семье все закручено узлом: папа филиппинец, мама с Ямайки, дети родились в Канаде, но занимались не хоккеем, а баскетболом и футболом. Старший брат Джулиан в 16 лет оказался в "Марселе", затем выступал в бундеслиге и примере, но всегда оставался канадцем и поет перед матчами сборных гимн своей родины. Джонатан же, еще подростком попав в школу голландского "Фейеноорда", очень скоро уразумел, видя перед глазами пример Джулиана, что при всех талантах и достоинствах большой славы в команде Канады не снискать и успехов не добиться. Поэтому, как только возникла возможность принять голландское подданство (шел ему в ту пору 21-й год), тут же ею воспользовался.
В прошлом году младший де Гузман впервые был вызван ван Галом в первую сборную и успел за год завоевать место в основном составе. Правда, в Бразилию он летит с травмой – на одной из последних тренировок Джулиан повредил подколенное сухожилие. Не исключено, что ему придется пропустить стартовую игру с Испанией.
САММИР и ЭДУАРДУ ДА СИЛВА (Хорватия)
Истории этих бразильцев совершенно не похожи. Эдуарду приехал в Хорватию 16-летним, в молодом возрасте стал звездой местного чемпионата и не имел ничего против выступлений за сборную этой страны, что и делает с успехом уже целых десять лет. Саммир же очутился на Балканах в 20, будучи уже задействованным юниорской сборной Бразилии. Но поскольку хорватское первенство котируется невысоко, пять успешных сезонов футболиста в загребском "Динамо" остались на родине незамеченными. Меж тем мастерство Саммира располагало к мыслям, что он может быть полезен на национальном уровне. Хорваты предложили ему место в их сборной, бразилец согласился и вскоре после Euro-2012 дебютировал в "шахматной" форме.
ФАКТ
Всего семь сборных ЧМ-2014 на сто процентов укомплектованы уроженцами своей страны – Бразилия, Мексика, Колумбия, Эквадор, Корея, Гондурас и Россия.
Капелло предлагает идти по пути Италии и Германии // Нужен ли нашей сборной Вандерсон? // Гастарбайтеры государственной важности // Граждане мира