17 июня 2014, 21:28
Спецкор "СЭ" поговорил с участником матча Япония – Россия (1:0) на ЧМ-2002, после которого в Москве была разгромлена Манежная площадь.
Дмитрий СИМОНОВ
из Иту
Накаяму я повстречал в медиацентре сборной Японии, когда наша бригада приехала проведать Кейсуке Хонду и вдохновить его на гол в ворота Кот-д'Ивуара. Естественно, я ни за что не узнал бы японскую знаменитость, если бы Накаяма не устроил фотосессию возле плаката с изображением сборной-2002. Той самой, которая победила Россию 9 июня. Ветеран показывал на самого себя 12-летней давности. С тех пор он, надо сказать, не сильно постарел.
Оказалось, что участник двух чемпионатов мира (ездил во Францию в 1998-м) – личность действительно для Японии легендарная. Пока Европа восхищается долгожительством Гиггза, а мы в России славим 40-летнего Аджинджала, Накаяма пылил в национальном чемпионате до 45 лет, пока не ушел в отставку в декабре 2012-го, будучи обладателем рекорда – 157 голов в J-лиге и 207 за карьеру (в среднем гол за две игры). Для сравнения: Валерий Карпин, которого мы вспомним вместе с Накаямой, на год младше японца, но карьеру завершил еще в середине 2000-х. На семь с половиной лет раньше.
Бывший форвард обладает и другим почетным рекордом – ему посвящена самая длинная кричалка, которую когда-либо болельщики сочиняли про игроков. Фанаты всегда обожали Накаяму за лучи добра, отзывчивость и блестящее, по японским меркам, чувство юмора. Эти качества Накаямы оказались востребованы в послефутбольной жизни, когда он стал зажигательным экспертом на ТВ, этаким японским Бубновым. Потому в Бразилию и прилетел.
Первое, что Накаяма сказал мне, когда я обратился с просьбой поговорить:
– В том матче судья должен был назначить в наши ворота пенальти.
А после этого вызвал свою съемочную бригаду с переводчицей (по-английски общаться Накаяма отказался наотрез) и велел навести на нас камеру. В результате наше интервью превратилось в беседу. Я спрашивал Накаяму про Японию, он меня – про Россию.
– Это из-за вас наши болельщики устроили погром в центре Москвы после поражения! – сразу предъявил я претензии Накаяме.
– Из-за меня?! Я не виноват! – замотал головой телеэксперт. – Я вышел в самом конце матча на замену и гол не забивал.
– А у нас потом фанаты громили автомобили.
– Японские? – испугался Накаяма.
– Да все подряд! Кого вы знаете из нынешней сборной России и кого помните из команды 2002 года?
– Из нынешней, признаться, никого. А из той команды помню игрока под номером 8. Самый сильный, опасный. Его не забыть. Длинные светлые волосы. Бегал вот так, зигзагами – ших-ших-ших, – Накаяма показывает руками. – Его звали Хар...Харвин...
– Карпин! – воскликнул я. – Теперь он тренер московского "Спартак". Был...
– Карпин! Карпин! – закивал Накаяма. – Надо же, тренер "Спартака"!
– Уже уволили.
– Надо же! – расстроился Накаяма. – Ой-ой-ой!
– Какая сборная Японии была сильнее: та ваша, что победила Россию и вышла в плей-офф чемпионата мира или нынешняя, с Кагавой и Хондой?
– Нынешняя, за исключением одной детали.
– Какой?
– Меня! Ха-ха! Если серьезно, то разница в том, что сейчас гораздо больше игроков выступают за рубежом, и приезжая в сборную, они привозят с собой невероятный опыт игры в ведущих чемпионатах. Это делает команду сильнее. А почему никто из сборной России за границей не играет?
– Наших футболистов и в России неплохо кормят. Зарплаты дома выше, иностранный язык знают немногие, кого-то пугают проблемы с адаптацией. Нет резонов уезжать. А расскажите о роли Хонды в коллективе.
– Во главе угла в нашей сборной стоит командная работа. Ни Хонда, ни кто-то другой не могут стоять выше команды. Бесспорно, Хонда – очень большой игрок. Но я не хочу выделять его среди остальных. Что он за человек, сказать не могу – мы близко не знакомы. Среди болельщиков, особенно молодых, Хонда невероятно популярен.
– Он правильно сделал, что перебрался в Италию?
– Время покажет. Пока я не могу однозначно оценить его игру в "Милане". Но окажись я на месте Хонды, тоже непременно использовал бы шанс переехать в Италию. А там уж как получится. Да и российским футболистам не помешало бы пойти по тому же пути.