10 июля 2014, 19:59
Валерий БУТЕНКО
СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ "СЭ"
Новость о том, что узбекский арбитр Равшан Ирматов, единственный представитель постсоветского пространства в судейском корпусе чемпионата мира, является одним из кандидатов на проведение финального матча, не скрою, порадовала.
В Советском Союзе коллегия футбольных арбитров из Узбекистана была едва ли не лучшей в Средней Азии. Наиболее известные ее представители Борис Белозеров, Григорий Багдасаров успешно обслуживали матчи команд высшей лиги.
Ирматов - претендент на финал ЧМ-2014
После развала СССР о среднеазиатских арбитрах почти ничего не было слышно, и когда Ирматова пригласили на чемпионат мира-2010 в ЮАР, я посчитал это авансом, жестом расположения ФИФА к азиатскому континенту. Но на самом деле узбекский арбитр сначала хорошо зарекомендовал себя в азиатских турнирах, а потом работал на клубном чемпионате мира-2008. И продемонстрировал высокий уровень квалификации, так что уже тогда был в числе кандидатов на судейство финала Голландия – Испания, которое в итоге доверили более опытному англичанину Ховарду Уэббу.
Вынужденный оставить футбол где-то лет в 18 из-за серьезной травмы Ирматов занялся судейством с раннего для арбитра возраста, став со временем настоящим профессионалом. Весь образ его жизни, насколько я знаю, подчинен профессии, поэтому он быстро вышел на международный уровень, и в свои 37 лет высоко котируется в мировом судейском корпусе.
Узбекский арбитр понимает футбол достаточно глубоко, хорошо разбирается в единоборствах, дает футболистам поиграть, хотя порой и пропускает отдельные нарушения. Но идеального судью при нынешнем высоком темпе игры трудно себе представить. Во всяком случае, эталонов, характерных для второй половины ХХ века, я давно не встречал. Но Ирматов обладает многими необходимыми для успешной работы качествами: высокой психологической устойчивостью, за прошедшие годы оброс необходимым опытом, прекрасно физически подготовлен, очень спортивно смотрится и в течение всех 90 минут матча сохраняет хладнокровие. Отличная физическая форма, дистанционная скорость и взрывные рывки позволяют ему вести непрерывный поиск наилучшей позиции для оценки ситуации на поле, и постоянный эффект присутствия арбитра рядом оказывает влияние на чистоту игры футболистов, авторитету у которых также способствует его подходящий рост – 183 сантиметра и хорошее знание английского языка.
Для Ирматова на поле не существует сбивающих факторов, как то "хозяева – гости", на чем, считаю, погорел в матче открытия чемпионата японский арбитр Юити Нисимура. Последовательность в принятии решений, в применении дисциплинарных санкций позволяет ему в течение всех 90 минут не выпускать из рук бразды правления, делает его работу убедительной для игроков и публики, апелляций на его решения почти нет.
Может быть, у меня повышенные требования к арбитрам, такие, которые применял и к себе в свои лучшие судейские годы, но и о недостатках не могу умолчать. Ирматову, как и большинству даже самых лучших арбитров мирового футбола, отличная физподготовка, как ни покажется странным, порой несколько вредит. Обычно арбитр при начале атаки одной из команд должен пропускать ее вперед, сопровождая. А на чемпионате мира то и дело видишь, как судья несется рядом с игроками, а то и впереди них, в желании быть ближе к мячу, мешает перепасовке, завязыванию комбинации.
В целом же считаю, что Равшан Ирматов достойная кандидатура для проведения финала чемпионата мира. Его шансы повысились после того, как стали известны участники финала Германия – Аргентина, представители Европы и Южной Америки. Если бы второй полуфинал выиграла Голландия, на решающий матч мог быть назначен европейский арбитр. Теперь же представитель Азии, да еще и столь квалифицированный – самое оно, Ирматов в такой ситуации, считаю, на вес золота.
Валерий БУТЕНКО
арбитр ФИФА, один из лучших советских футбольных судей.