14 января 2016, 07:00
ЧМ-2018
– Уже пошли громкие заявления, что ФИФА меняет свое отношение к правилам, перестает быть консервативной. Якобы в недалеком будущем арбитрам разрешат использовать видеозаписи. Так ли это?
– Такой вопрос действительно обсуждался. Возможно, в марте на заседании Международного совета (ИФАБ) примут решение провести подобный эксперимент. Речь идет об одной из европейских ассоциаций – скорее всего, Англии. Арбитрам разрешат просматривать видео в двух случаях – связанных с назначением 11-метрового удара и определением взятия ворот.
– С помощью видеоматериалов они смогут убедиться, пересек ли мяч линию ворот?
– Да, а также посмотреть, не были ли нарушены правила игры. Еще раз подчеркну, что технический комитет только предложил изменения, а решение примут в начале марта.
– Почему, на ваш взгляд, пошли подобные разговоры?
– Мне кажется, ФИФА хочет вернуть доверие к арбитрам. Сегодня на крупных международных турнирах используются от 18 до 22 телекамер. Судья порой не может увидеть то, что видят миллионы телезрителей. И в ФИФА хотят, чтобы восторжествовала истина. В то же время решение техкома выглядит весьма спорным. Непонятно, как проводить эксперимент. И даже если его осуществят, не факт, что в дальнейшем результаты одобрят. Например, недавний эксперимент в Италии, когда в поле работали два арбитра, признали неудачным.
– Речь идет об ограниченном числе просмотров спорных эпизодов?
– Пока официальных разъяснений нет. Как я понимаю, конечно, их ограничат. Но вопрос в другом. Можно посмотреть и убедиться, правильно ли назначен пенальти. А как быть в случае, когда 11-метровый не назначен и игра продолжилась? Например, мяч вышел за пределы поля, и его быстро ввели вбрасыванием из аута или ударом от ворот. В соответствии с современными правилами нельзя возвращаться к моменту, связанному с неназначением пенальти.
Если все-таки совет даст добро на эксперимент и он принесет положительные результаты, то ИФАБ затем внесет соответствующие изменения в правила и они станут законом для всех федераций. Независимо от их отношения к поправке.
– Как вы думаете, о каком периоде времени идет речь – год, два, три?
– Эксперименты проводят перед крупными международными соревнованиями, чтобы решить, можно ли использовать на них те или иные новшества. Думаю, сейчас речь идет о чемпионате мира 2018 года в России.
– Активную работу, как и прежде, ведет бывший английский судья Дэвид Эллерей, славящийся стремлением изменить правила. Вот и в этот раз он рассказал много интересного.
– Он входит в технический комитет и участвует во всех заседаниях. На самом деле обсуждалось очень много предложений. Знаю, к примеру, что на случай недисциплинированного поведения игроков по отношению к арбитру предлагалось наказывать желтой карточкой капитана команды. Пока с подобным изменением не согласились, и вопрос сняли с повестки дня.
– Предложено изменить процедуру выполнения начального удара: разрешить посылать мяч в любом направлении, а не только вперед.
– Наверное, в этом есть смысл.
– Хотят разрешить игроку, покидавшему поле, чтобы поправить экипировку, возвращаться, не дожидаясь остановки матча. Как вы к этому относитесь?
– Тоже реальная поправка. Потому как полномочия четвертого арбитра значительно расширились по сравнению с тем, когда вводилось это правило.
– Как появляются подобные изменения? Кто чаще всего их инициирует?
– Федерации вносят свои предложения. Долгие годы обсуждается возможность отмены "тройного наказания", когда за нарушение правил в штрафной площади игрока наказывают пенальти, удалением и дисквалификацией. Национальные ассоциации уже давно просят от этого отказаться и ограничиться назначением пенальти и предупреждением. В прошлом году к ним присоединилась и одна из конфедераций – УЕФА. Он тоже обратился в ИФАБ. Но тот считает, что пока не время менять это правило.
– Как ИФАБ принимает решения?
– Голосованием. Четыре голоса у ФИФА и столько же – у британских ассоциаций.
– Если не возражаете, перейдем к ситуации в нашем судейском корпусе. В конце прошлого года стало известно, что Сергея Карасева включили в списки арбитров чемпионата Европы-2016. Определился ли состав его бригады?
– Пользуясь случаем, поздравлю и Карасева, и всех наших судей с тем, что российские арбитры спустя десять лет вновь будут работать на крупном турнире. Отмечу фартовость президента РФС Виталия Мутко. При нем игры чемпионата мира-2006 судил Валентин Иванов, и при нем сейчас назначили Сергея.
Сегодня есть три кандидата в ассистенты Карасева – Антон Аверьянов, Тихон Калугин и Николай Голубев. Они названы самим Сергеем и приглашены на сбор УЕФА, где сдадут тесты. Из троих оставят только двух. Окончательного решения по дополнительным ассистентам пока нет, но ими станут те судьи, кто чаще других работал с Карасевым. Речь о Сергее Иванове и Сергее Лапочкине.
– То есть у Алексея Еськова, Виталия Мешкова и Владислава Безбородова шансов нет?
– УЕФА очень деликатно подходит к этому вопросу. Требуется практика судейства в роли дополнительного арбитра.
– Во времена Роберто Розетти существовала комиссия, просматривавшая спорные моменты матчей чемпионата и Кубка России. Она существует до сих пор и работает?
– На 99 процентов она рассматривает моменты игр второго дивизиона.
– Почему?
– Так решил департамент судейства и инспектирования РФС (его возглавляет Валентин Иванов. – Прим. А.Б.). Только у руководителя департамента, возглавляющего комиссию, есть право выносить на рассмотрение те или иные эпизоды.
– Как в целом оцениваете работу судей в первой части чемпионата-2015/16?
– Качество осталось на том же уровне, что и несколько лет назад. Меня это беспокоит. Есть ряд арбитров, кто довольно хорошо проводит сезон. Но хватает и тех, к кому много замечаний. К сожалению, судейский комитет РФС не получает от департамента информацию ни об оценках, полученных судьями, ни о рейтинге арбитров. А ведь очень важно, чтобы рейтинг существовал и подсчитывался ежемесячно. Арбитры должны знать, на каком месте они находятся. Такая система помогла провести объективную ротацию между лигами и повысила бы конкуренцию.