Чемпионат мира. ЧМ по футболу 2018. Статьи

1 апреля 2016, 12:30

Апрельский вброс. Что немецкие СМИ готовят против России

Дмитрий Зеленов
Обозреватель
Министр спорта Виталий Мутко предупреждает: 7-8 апреля немецкая пресса расскажет, что Россия купила право проведения чемпионата мира

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ

Предупреждать общественность о вбросах со стороны иностранных СМИ становится тенденцией. Министр спорта шагает в ногу со временем – накануне он сам сообщил, что журналисты из Германии покажут не то фильм, не то серию заметок касательно ЧМ-2018. Будьте, мол, готовы.

А мы и так готовы. Потому что ничего нового ни немецкие, ни английские, ни какие-либо еще другие репортеры нам не расскажут.

Даже не дожидаясь выхода киноленты на экраны, могу предугадать ее примерное содержание.

2 декабря 2010 года. Цюрих. Чемпионат мира-2018 - у России! Фото REUTERS
2 декабря 2010 года. Цюрих. Чемпионат мира-2018 - у России! Фото REUTERS

Нам, конечно, покажут кадры из Швейцарии, где в мае и декабре 2015 года прошли массовые задержания высокопоставленных чиновников ФИФА. Затем последует рассказ о Зеппе Блаттере, о системе, которую он выстроил, о коррупции и круговой поруке. Обязательно покажут Блаттера в одной компании с Владимиром Путиным, плавно подведут к тому, что у двух президентов – ФИФА и России – сложились доверительные отношения. Тут создателям фильма очень пригодятся кадры с церемонии подписания соглашения между ФИФА и "Газпромом" осенью 2013-го (на ней были и Путин, и Мутко).

Ну, и так далее.

Изящно соединяя факты с домыслами и предположениями, снабжая повествование правильной картинкой и чудесами монтажа, зрителя подведут к выводу, что свой чемпионат мира Россия получила не совсем честно. Или – совсем нечестно. Все зависит от степени воинственности журналистов и тех, кто за ними стоит. Вполне возможно, что никто не стоит, люди могут искренне верить в то, что хотят рассказать остальным.

В то же время я прекрасно понимаю, по каким каналам Мутко получил информацию о грядущих публикациях. И если бы расследование было продиктовано исключительно журналистским интересом, то и соответствующие структуры вряд ли бы что о нем узнали. Деятельность авторов просто не попала бы в разработку.

Впрочем, кто бы ни стоял за этим и другими расследованиями (их еще будет немало, скандальные материалы будут появляться вплоть до финального свистка финального матча чемпионата), сам турнир, уверен, не станет уязвимее. Чтобы отнять у России чемпионат мира, нужно нечто большее, чем разоблачения в газетах, интернете и по телевидению. ФИФА должна хотя бы инициировать расследование – и ведь одно уже такое было, но "состава преступления" специальная комиссия не нашла.

Экс-глава УЕФА Мишель ПЛАТИНИ хотел нанести удар по Зеппу Блаттеру, но оказался сам в эпицентре самого громкого конфликта в истории футбола. Фото REUTERS
Экс-глава УЕФА Мишель ПЛАТИНИ хотел нанести удар по Зеппу Блаттеру, но оказался сам в эпицентре самого громкого конфликта в истории футбола. Фото REUTERS

Имиджевые потери – другой вопрос, но к ним, как мне кажется, мы уже должны привыкнуть. Вспомните подготовку к сочинской Олимпиаде, вспомните то, что писалось во время Игр. Сплошная клюква, сплошной набор затертых штампов – начиная с переодетых "офицеров КГБ" за каждым кустом, заканчивая отравленными собаками и сдвоенными унитазами в отелях.

"Ну ведь были же унитазы!", – скажет иной прогрессивный пользователь фейсбука. Были, конечно. Как и куча всего другого. Но на первые полосы попадали почему-то унитазы.

А ведь все это было еще до Украины, до обострения отношений с западными странами. Так чего же ждать сейчас, когда пропаганда и контрпропаганда работают ошеломляющими темпами?

Нет, товарищи. Как ни старайся, западным дядям мы не понравимся. Как бы здорово их тут ни встречали, какие бы убедительные доказательства ни предоставляли, сколько бы волонтеров ни учили английскому языку. Чемпионат мира в России – слишком заманчивая цель, чтобы обойти ее стороной.

Но это не значит, что нужно на все плюнуть. В конце концов, мы проводим этот чемпионат не только для других. Мы его проводим в первую очередь для себя. И если стараться только для того, чтобы нас похвалили в Европе, ничего путного не выйдет. Все равно не похвалят.

100