Чемпионат мира. ЧМ по футболу 2018. Статьи

Допинг

12 мая 2018, 04:00

Чемпионат мира избавили от Зеппельта. Это санитарная мера

Олег Шамонаев
Шеф отдела спорта
Является ли запрет на въезд в Россию во время чемпионата мира одному из самых яростных журналистов-русофобов "наступлением на свободу слова"?

Немецкие СМИ возмущены информацией о том, что автору огромного количество фильмов о русском допинге Хайо Зеппельту якобы запрещен въезд в нашу страну во время чемпионата мира по футболу в июне-июле этого года. Официального подтверждения данной информации и комментариев по этому поводу МИД России пока нет. Но есть заявление телеканала ARD, на котором работает знаменитый автор-разоблачитель. Телеканал называет возможные визовые проблемы своего внештатного сотрудника "вопиющим случаем в истории спортивной журналистики". Если представить, что этот запрет существует наяву, а не только в сознании Хайо (что также вполне вероятно), является ли это поводом для скандала?

ПРАВИЛА ИГРЫ

Выглядит все со стороны действительно не слишком красиво. Главному правдорубу спортивных СМИ запретили лично освещать главное спортивное событие четырехлетия. Любой организатор крупнейший соревнований в последние годы де-факто соглашается с тем, что медийная составляющая проекта перестает быть внутренним делом страны, принимающей турнир – будь то Олимпиада или чемпионат мира по футболу. Подобное положение дел обычно выходит организаторам боком – в поисках ярких сюжетов журналисты поднимают на поверхность тонны нечистот, которые есть в каждом государстве. Это сильно снижает положительный имиджевый эффект от соревнований, но таковы правила игры. Менять их глупо и бесполезно.

Однако ситуация с Зеппельтом – особенная. В первую очередь из-за личности этого журналиста. Практически любые авторы "скандальных" публикаций и сюжетов о России в частных разговорах ведут себя адекватно и доброжелательно, подчеркивая, что "ковыряние в нечистотах" - это всего лишь их работа. Хайо не такой, в чем "СЭ" убедился на собственном опыте, опубликовав с ним интервью на первых стадиях саги с "русским допингом", когда работу немецкого журналиста еще не затмили откровения беглого информатора Григория Родченкова. Так вот – в отношении Зеппельта к собственным расследованиям нет ни тени цинизма. Для него все умопомрачительные интриги и скандалы существуют наяву.

ПРОПАГАНДИСТ

С одной стороны – это дополнительный плюс. Материалы Хайо выходят более искренними, причем ему доверяют не только зрители, но многие ньюсмейкеры. У Зеппельта сотни добровольных информаторов, в том числе – в России. Причем, не ради денег, а "ради правды". Журналист ARD не всегда справляется с обрушивающимся на него потоком компромата, так что некоторые сравнивают его со "сливным бачком" спортивного мира, но это не самая большая проблема. Есть и другая сторона "искренности" немецкого разоблачителя – никакими фактами и убеждениями его невозможно "выдернуть" из внутреннего мира. Если Хайо во что-то поверил – он умрет, но не отступится.

При этом в Зеппельте есть одно качество, делающее его действительно великим среди похожих "чудиков от СМИ" – он очень тонко чувствует конъюнктуру. Объектами расследований и разоблачений этого журналиста становились многие страны, федерации и функционеры. Но только его сюжеты о России привели к глобальным последствиям. Поэтому он настолько прикипел к "теме русского допинга", что многие его действия и высказывания в этом направлении начали приобретать клинические русофобские черты. Тех же, кто пытался вернуть Хайо в рамки приличия, он уверенно клеймит как "агентов Кремля". И здесь самая слабая сторона сторонников того, чтобы пустить немца в Россию во время чемпионата мира ради идеалов "свободы слова" – и пусть делает что хочет.

Конечно, один медиа-ассенизатор, даже такой как Зеппельт, не способен изменить общее впечатление от такого большого турнира как чемпионат мира по футболу. Даже если к его голосу добавятся голоса других говноедов помельче. Но в нынешних обстоятельствах нет и никаких сомнений в том, ради чего Хайо собирается приехать в Россию. Это точно никак ни связано ни с футболом, ни с освещением предстоящих соревнований. Ни один здравомыслящий человек не станет пускать в дом ядовитую змею только ради поддержания своего хорошего имиджа. И это не та ситуация, при которой страна-организатор соревнований пытается поделить представителей СМИ на лояльных и нелояльных. Зеппельт давно перешел в разряд пропагандистов, даже если и продолжает считать себя журналистом.

СКАНДАЛ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ

В очень многих странах мира, какие бы ценности они не пропагандировали, есть "черные медиа-списки". В том числе – на Западе, где сейчас так возмущаются "ущемлением прав" Зеппельта. По нынешним временам информационная политика является политическим вопросом, и любой журналист должен осознавать, что, если он пишет гадости про какую-то страну, его там могут перестать встречать хлебом-солью. Желающих подставлять под удары все новые щеки, больше не осталось. А в случае с Зеппельтом даже возникает проблема личной безопасности – нет гарантии, что кто-то из наших радикалов не захочет разобраться с немецким правдорубом лично. И по-хорошему, если Хайо и пускать в Россию на чемпиона мира, к нему здесь надо приставлять охрану.

В интересах общего спокойствия, самым оптимальным вариантом был бы просмотр Зеппельтом чемпионата мира-2018 из собственного дома по телевизору. Увы, это безосновательные мечты. ARD изначально настаивался на скандал. И, если не получилось устроить его непосредственно на турнире, то немецкий канал пытается отыграться хотя бы на визовой теме. И здесь, быть может, лучше не запрещать Хайо въезд в Россию, а наоборот – сделать ему персональное приглашение на соревнования. Но сделать так, чтобы он все время находился в России в центре всеобщего внимания. Суперзвезда журналистики наверняка опять будет кричать про атаку на свободу слова, но лучшее противоядие против разоблачителей – сделать так, чтобы они оказались в роли своих жертв – под лупой.

125