ЧЕМПИОНАТ МИРА-2018. Финал. ФРАНЦИЯ - ХОРВАТИЯ - 4:2
Игорь РАБИНЕР
из Лужников
В момент, когда Дешам собирался начать пресс-конференцию, в зал вдруг вбежала вся сборная Франции и с удовольствием облила главного тренера шампанским, заодно потанцевав на столе. То же самое делали год назад после победы на Кубке конфедераций немцы – и, видимо, "Трехцветные" это запомнили и не упустили шанса повторить такое шоу. "Уже три раза сегодня переодевался. Поверьте, я не всегда бываю так плохо одет, как сейчас", – заявил Дешам под смешки журналистов.
– Многие чемпионы прошлого влияли на футбол по-разному. Какой вы хотите оставить в памяти людей свою команду? Как он должен повлиять на футбол?
– Франция – чемпион мира. Значит, мы что-то сделали лучше, чем другие. У меня была очень молодая команда. 14 человек никогда не играли на чемпионатах мира, но показали замечательное качество игры. Испытываю в связи с этим огромную гордость. Команда проявила замечательный дух на турнире и продолжала бороться до конца.
Мне не о чем жалеть. У нас были недостатки, но высокое качество игры, и хорошее состояние – как ментальное, так и физическое – стало решающим. Некоторым командам более высокого уровня этого не хватило. Сегодня в первом тайме с точки зрения атаки было сделано, к сожалению, немного, и тем не менее мы повели – 2:1. Вы спрашиваете, хороший ли мы чемпион? Мы – чемпион мира. На следующие четыре года. И вот это следует запомнить.
- Что для вас значит поднять второй раз Кубок – сначала игроком, потом тренером? После Загалло и Беккенбауэра вы третий человек, который выиграл чемпионат мира как игрок и как тренер.
– Моя история – это приключение не личное, а командное. Большой привилегией было выиграть чемпионат мира как игроку, тем более это произошло во Франции. Сегодня – тоже здорово. И важно для молодежи. Моему сыну 22 года, и он увидел, как его сверстники выигрывают чемпионат мира. Поколению, которому сейчас 10-15 лет, тоже очень важно это прочувствовать. То, что сделано сегодня, скажется на будущем.
Парни еще не отдают себе отчет, что они чемпионы мира. Эти 23 игрока связаны друг с другом неразрывно, и после сегодняшнего вечера они не будут такими, как раньше. Это изменит их жизнь. Они будут выигрывать другие титулы, но чемпион мира – главный титул для профессионального футболиста.
Да, испытываю личную гордость, что попал в один ряд с такими великими людьми, как Беккенбауэр и Загалло, но искренне говорю – это не на первом плане. Гораздо больше рад видеть счастье на лицах моих игроков. Кильяну Мбаппе – 19 лет, и я ему желаю всех возможных успехов в футболе. В 98-м у нас были молодые Тьерри Анри и Давид Трезеге, которые добились многого. Больше всего испытываю радость за то, что вижу ребят такими.
– Раньше Франция выигрывала с великой "десяткой" – Платини или Зиданом. Теперь ее нет, а символ поколения – Гризманн.
– Футбол развивается, и Антуан – замечательный игрок. Но сейчас самое главное – это коллектив. Есть, однако, таланты, которые делают разницу. Гризманн, Мбаппе, Погба, Умтити. Мы прекрасно провели это время вместе. И всегда делали все вместе. И на поле, и вне его. Говорил им, что убежден – именно благодаря коллективу раскрываются индивидуальные способности игроков. Сегодня это дало им основания победить.
Помимо футбольных качеств, для нас очень важны человеческие, мы ориентировались и на них в выборе заявки. Надо было соблюдать не только баланс на поле, но и в жизни. Рядом со мной в штабе работают еще 20 человек, и их роль очень важна. Я же не могу общаться со всеми одновременно. Мой штат сотрудников – уникальный, это пример для игроков. Иногда я могу быть жестким, очень жестким. Но делаю это не потому что мне это доставляет удовольствие, а для их блага. Хоть они и очень молоды, но слушают, реагируют. По мере того, как продолжался турнир, мы набирались уверенности в себе. Скоро выйдет фильм, и вы это увидите.
– Это был странный турнир. Мы видели, как большие футбольные державы вылетели рано. Что Франция сделала по-другому по сравнению с ними? И в какой степени на вашей стороне была удача?
– Не люблю говорить об удаче. Но никогда не видел такого чемпионата мира, как этот. Действительно, все команды, которые были на бумаге маленькими, приехали сюда суперподготовленными. И это нанесло удар по крупным футбольным державам. Еще одна особенность – то, что команды, обладавшие более высокой техникой, больше владевшие мячом, были наказаны быстрыми атаками. Если вы умеете хорошо защищаться, то должны быть уверены, что в каждом матче у вас будет два-три шанса забить в результате контратаки. Были хорошие голы, замечательные сюжеты, но было очень сложно с точки зрения интенсивности. Не было никакой разницы между маленькими и большими командами.
А что сделали мы? После матча с Данией журналисты говорили, что мы не очень хорошо играем. Однако наша команда вышла в плей-офф с первого места в группе. Понятно, что нельзя было продолжать играть на таком уровне. Надо было наращивать мощь, и мы постарались это сделать.
– Вы сказали, что после Дании повысили уровень. Что сделали между групповым этапом и плей-офф?
– Не следует забывать, что у нас был очень сложный матч против Перу (Франция победила со счетом 1:0. – Прим. "СЭ"). Против Дании важно было хорошо сыграть и хорошо отдохнуть. А затем начался совершенно другой чемпионат мира. И вот тут нам противостояли сильные команды. Победа над Аргентиной много чего изменила и вселила в нас психологическую уверенность. Этот матч стал для нас переломным. Забили мы немало – тогда четыре, сегодня четыре. Но на таком уровне недостаточно иметь талант. Помимо него, нужен психологический настрой. Дух.
– После победы над Аргентиной (со счетом 4:3 в 1/8 финала чемпионата мира. – Прим. "СЭ") вы поверили, что стать чемпионом мира возможно?
– Это стало ключевым моментом. Прекрасная команда, с Лео Месси, мы проигрывали ей по ходу матча, но перевернули ситуацию. После этого и поверили. У нас было достаточно дней, чтобы подготовиться к Уругваю, с которым мы сыграли хорошо. Появился победный аппетит, который только возрастал. Но только после второго тайма я сказал: "Да, мы чемпионы". Я всегда смотрю вперед. Было очень больно упустить шанс стать чемпионами Европы, но, стань мы ими тогда, может, не выиграли бы чемпионат мира.
– Какие воспоминания от Москвы и России у вас останутся?
– Это был прекрасный чемпионат мира. Во-первых, все было организовано здорово. Полные стадионы, абсолютная безопасность и, кстати, хорошая работа арбитров. Это был прекрасный футбольный фестиваль, и для нас было большим удовольствием находиться здесь, в России.
Чемпионат мира по футболу. Все о турнире – здесь //
ЧМ-2018: сетка плей-офф – здесь, расписание и результаты матчей – здесь