22 мая 2010, 01:00
29 июля 1930 года армада больших и малых судов, суденышек и просто лодок двинулась через залив Ла-Плата, врезающийся на три сотни километров в глубь южноамериканского материка на границе Аргентины и Уругвая. Им предстояло преодолеть несколько десятков километров от Буэнос-Айреса до Монтевидео, где на следующий день сборные двух соседних стран должны были впервые в истории разыграть золото чемпионата мира.
Обратный путь аргентинской флотилии сутки спустя выйдет грустным: 35-сантиметровая серебряная с позолотой статуэтка, которой будет суждено стать одним из самых драгоценных трофеев мирового спорта, останется в Монтевидео. Первым в истории ее поднимет над головой капитан сборной Уругвая Хосе Насацци, чья команда в присутствии 80 тысяч зрителей на стадионе "Сентенарио" обыграет заклятых соперников с того берега Ла-Платы - 4:2.
Так закончится первый чемпионат мира по футболу. Кажется смешным сравнивать его по масштабам, бюджету, резонансу, всеобщему вниманию с нынешними. С теми, что происходят сейчас, грандиозностью могут соперничать разве что летние Олимпийские игры. Но первый есть первый. Никто не станет спорить с тем, что в июле 1930 года в истории футбола началась новая эра.
Вообще-то поздравления со званием чемпионов мира уругвайские футболисты впервые принимали шестью годами ранее: именно в таком качестве их чествовали на родине после возвращения с Олимпиады 1924 года в Париже, где "Селеста" завоевала для Уругвая его единственную награду тех Игр - золото футбольного турнира. Четыре года спустя результат был в точности повторен на Олимпиаде в Амстердаме. И, строго говоря, называя олимпийскую команду мировым чемпионом, уругвайцы не слишком грешили против истины. Еще на конгрессе ФИФА 1914 года была принята резолюция: "При условии, что олимпийский турнир будет организован в соответствии с уставом ФИФА, последняя готова рассматривать его как чемпионат мира среди любителей". Кстати, большинство тех, кто в 30-м защищал цвета Уругвая на первом чемпионате мира, выступали на нем в ранге олимпиоников, а четверо (Андраде, Сеа, Насацци и Скароне) - двукратных олимпийских чемпионов. Или, в соответствии с той давней резолюцией, чемпионов мира среди любителей.
При всем успехе олимпийских футбольных турниров 20-х от главной задачи - начать проводить собственные чемпионаты мира - ФИФА и ее третий президент Жюль Римэ, возглавивший федерацию в 1921 году, отказываться не собирались. Решение об организации первого всепланетного турнира было принято на конгрессе ФИФА, который состоялся во время амстердамской Олимпиады 28 мая 1928 года.
Желающих войти в историю в качестве хозяев первого чемпионата хватало: свои кандидатуры предложили Венгрия, Италия, Голландия, Испания, Швеция. Но фаворитом с самого начала был признан Уругвай. И не два олимпийских золота стали самым весомым аргументом в его пользу. Гораздо важнее было то, что в год 100-летия своей независимости южноамериканская страна гарантировала участникам первенства оплату всех расходов. Уругвайцы обязались взять на себя и возможные убытки от проведения турнира, причем в случае если он принесет прибыль, были готовы поделиться ею с остальными. Это было "предложение, от которого нельзя отказаться", - и в 1929 году Уругвай получил чемпионат.
В Азии и Африке, не говоря уже об Океании, в те времена в отличие от нынешних ни о каком мировом первенстве не только не помышляли, но даже и не слышали. Отборочного турнира не проводилось, к участию в чемпионате были допущены все желающие. Таковых набралось 13 команд, из которых 9 представляли американский континент, 4 - европейский. При этом за два месяца до начала турнира из Европы еще не поступило ни одной заявки! Далеко не все в Старом Свете с энтузиазмом отнеслись к перспективе путешествия на край земли, ради которого футболистам и тренерам предстояло в общей сложности на два месяца оторваться от клубов, от дома, а многим - и от работы, поскольку в ту пору футбол еще не стал профессиональным. В Румынии, например, потребовалось вмешательство короля Кароя, который лично утвердил состав сборной и обратился к работодателям игроков с просьбой предоставить им оплачиваемый отпуск.
Четыре европейские сборные, которые в итоге отважились отправиться в Уругвай, проделали путь до Монтевидео на одном пароходе, прихватив по дороге пятую - бразильскую, и 13 июля 1930 года матчем Франция - Мексика летопись чемпионатов мира была открыта. 100-тысячный "Сентенарио", сооружение по тем временам грандиозное, полностью подготовить к турниру уругвайцы не успели, и начинать пришлось на более скромном "Поситос". Лишь пять дней спустя главная арена чемпионата, наконец, смогла принять первый матч. Естественно, с участием хозяев, собравших на игру с перуанцами аудиторию, которая и в наше время выглядела бы внушительной - 70 тысяч зрителей.
Подробно останавливаться на ходе турнира нет смысла - есть статистика всех матчей, которая расскажет о нем лучше. Оговоримся сразу: хотя статистика - наука точная, в ту пору она, как и чемпионат мира, делала первые шаги, и данные, которые приводятся о ЧМ-30 различными источниками, порой расходятся кардинально. Так что при всех проверках и перепроверках, которым они были подвергнуты, прежде чем попасть на страницы "СЭ", претендовать на стопроцентную точность мы не беремся. Скажем так: не имея возможности установить абсолютную истину, сделали все, чтобы максимально к ней приблизиться.
Из тех, кто мог бы поделиться личными впечатлениями о событиях 1930 года, в живых остался один-единственный человек - нападающий сборной Аргентины Франсиско Варальо. Тогда ему было 20, в сборную, выступавшую в Уругвае, он попал из любителей, а после чемпионата мира перешел в профессионалы, играл за "Бока Хуниорс", стал трехкратным чемпионом Аргентины, победителем чемпионата Южной Америки, лучшим бомбардиром в истории клуба (181 гол в 209 матчах) и обладателем красноречивого прозвища Каньонсито - Пушечка.
"На финал с Уругваем мы шли, как на войну, - вспоминал Варальо. - До сих пор не могу пережить поражение".
Кстати, автор первого гола в истории чемпионатов мира, француз Люсьен Лоран, ушел из жизни только в 2005 году в возрасте 97 лет. Крепкое было футбольное поколение...
Борис БОГДАНОВ
ЧМ-1930 В ЦИФРАХ
Команд: 13
Матчей: 18 Голов: 70 Средняя результативность: 3,89
Всего зрителей: 629 300 Средняя посещаемость: 34 961
Бомбардир: Гильермо Стабиле(Аргентина) - 8 голов
Хет-трики: Патенауд(США).США - Парагвай (10, 15, 50 мин.).
Стабиле(Аргентина).Аргентина - Мексика - 6:3 (8, 17, 80 мин.).
Сеа(Уругвай).Уругвай - Югославия - 6:1 (18, 65, 72 мин.)
Пенальти: 4 (реализован 1) Автоголы: 1
Предупреждения: не было Удаления: 1