Чемпионат мира

4 июня 2010, 03:35

ЧМ-1990. Никто не хотел пропускать

Конечно, чемпионат мира по футболу неинтересным быть не может. Конечно, каждый такой турнир достоин того, чтобы войти в историю. Конечно, он непременно дает пищу для размышлений специалистам и повод для переживаний болельщикам. И все же если и было среди состоявшихся мировых первенств такое, к которому подходит определение "скучное", то это, конечно, ЧМ-1990 в Италии. Турнир, где большинство команд думало не столько о том, как поразить ворота соперника, сколько о том, как не пропустить в свои, и даже бразильцы три матча из четырех начинали с пятью номинальными защитниками.

Немудрено, что самая низкая в истории финальных турниров результативность - 2,21 гола за игру - "компенсировалась" обилием желтых и красных карточек. Удалений (16) в Италии набралось больше, чем на двух предыдущих чемпионатах (в 82-м - 5, в 86-м - 8). На предупреждения судьи тоже не скупились - 173 (против соответственно 99 и 140). Впервые удаленным с поля оказался участник финального матча - первопроходцем стал аргентинец Педро Монсон. Мало того, 22 минуты спустя за товарищем по команде последовал и Густаво Дедзотти. Финал ФРГ - Аргентина, кстати, вышел под стать всему турниру: вспомнить по большому счету не о чем, а судьбу чемпионского золота решил за пять минут до конца пенальти, исполненный Андреасом Бреме.

Пенальти применительно к Италии-90 - тема особая. 18 одиннадцатиметровых, назначенных в игровое время, - само по себе немало. Но еще 38 раз удары с "точки" исполнялись в послематчевых сериях. Для выявления победителей они потребовались в четырех матчах, в том числе в обоих полуфиналах. Еще в четырех соперникам пришлось играть дополнительное время.

Стоит добавить, что в нескольких случаях именно пенальти, пробитые по ходу встреч, оказывались решающими. О золотом, исполненном в финале Бреме, мы уже упомянули. Но еще раньше были победный удар итальянца Скиллачи в матче за третье место с англичанами; единственный гол немца Маттеуса в ворота чехословаков в четвертьфинале и, наконец, два пенальти англичанина Линекера, оставившие за чертой призовой четверки сборную Камеруна. Команду, которая, по мнению многих, заслужила медали хотя бы тем, что показывала яркий, веселый футбол, диссонировавший с общей уныло-оборонительной атмосферой на полях Италии.

Камерунцы начали удивлять с самого начала финального турнира: уже в матче открытия гол Омам-Бийика принес им победу над действующими чемпионами мира аргентинцами. Добились ее африканцы к тому же, играя в меньшинстве: забили вдесятером, а заканчивали встречу и вовсе имея на двух игроков меньше. В следующем матче, с румынами, беспроигрышная серия "Неукротимых львов" (в 82-м, напомним, они покинули Испанию непобежденными после трех матчей) продолжилась. А удивлять пришел черед лучшего футболиста в истории Камеруна Роже Милла.

38-летний ветеран ехать в Италию вообще не собирался (или говорил, что не собирается) и мирно доигрывал свой футбольный век в заштатном "Сен-Пьерруазе" с острова Реюньон. Но вернулся в сборную по настоянию общественности - и стал одним из главных героев ЧМ-90. В игре со сборной Румынии, выйдя на замену, Милла провел на поле всего полчаса, что не помешало ему сделать победный дубль. Позже, в матче 1/8 финала с Колумбией, он повторит содеянное, попутно установив рекорд мировых первенств: в таком возрасте в финальных турнирах не забивал еще никто. Достижение будет закреплено - теперь уже, надо полагать, навеки - четыре года спустя в США, где Милла сумеет отличиться в 42-летнем возрасте.

Статистику камерунцам подпортила только сборная СССР, которой они, уже обеспечив себе выход в 1/8 финала, уступили под занавес первого этапа - 0:4. Но разгромное поражение не помешало Милла и его партнерам стать победителями группы, пусть при отрицательной разности мячей, и не слишком поколебало их авторитет. Самой малости - семи минут - не хватило камерунцам для того, чтобы увенчать свои подвиги завоеванием медалей. Их упомянутый выше четвертьфинал с англичанами, вероятно, можно признать лучшим матчем турнира. Но на 82-й минуте, ведя в счете - 2:1, они упустили реальную возможность снять все вопросы о результате, а минуту спустя Массинг сбил в своей штрафной Линекера. Пенальти, 2:2 - и в дополнительное время история повторилась: после четырех голевых моментов у ворот Шилтона Линекер вновь заработал пенальти - и вновь сам же его хладнокровно реализовал.

Наградой Камеруну стала не только всеобщая симпатия: успехи "Неукротимых львов" вкупе с удачным выступлением сборной Египта подтолкнули ФИФА к увеличению квоты для Африки - в финальном турнире 1994 года Черному континенту было выделено уже три места. Нас же взлет камерунцев порадовал еще и тем, что состоялся под руководством советского тренера - Валерия Непомнящего.

ЧМ-90 не зажег ни одной новой звезды первой величины: его героями стали те, от кого этого не ожидали. Наряду со "старым львом" Милла к ним можно, например, отнести запасного аргентинского вратаря Серхио Гойкоэчеа. На поле он появился на 11-й минуте второго матча своей команды (против сборной СССР), чтобы заменить "номера один" Нери Пумпидо, выбывшего из строя из-за тяжелой травмы - перелома ноги. Но проявил себя резервный вратарь блестяще: отразив по два послематчевых пенальти в сериях с Югославией и Италией, втащил свою команду в полуфинал, а затем и финал.

Сюрпризом стоит признать и два главных индивидуальных приза итальянца Сальваторе Скиллачи, ставшего лучшим бомбардиром и лучшим игроком турнира. Не попадая поначалу в стартовый состав "Скуадры адзурры", он пару раз удачно вышел на замену, а начиная с третьего матча окончательно закрепился в основе, вытеснив из нее Джанлуку Виалли, которому по идее отводилась роль главной ударной силы хозяев. Скиллачи забил шесть голов, получил "Золотую бутсу" и "Золотой мяч", но после ЧМ-90 ничем особым свое достижение не подкрепил.

Борис БОГДАНОВ


ЧМ-1990 В ЦИФРАХ

ОТБОРОЧНЫЙ ТУРНИР

Команд: 102 (заявок - 116. Италия и Аргентина как организатор турнира и действующий чемпион вошли в число финалистов автоматически; Мексика дисквалифицирована, Белиз, Маврикий, Мозамбик не допущены к соревнованиям из-за задолженности перед ФИФА, Лесото, Руанда, Того, Мальдивы, Бахрейн, Индия, Южный Йемен снялись с соревнований до начала игр, Ливия - по ходу турнира).
Матчей: 313. Голов: 732. Средняя результативность: 2,34.

ФИНАЛЬНЫЙ ТУРНИР

Команд: 24.
Матчей: 52. Голов: 115. Средняя результативность: 2,21.
Всего зрителей: 2 525243. Средняя посещаемость: 48 562.
Бомбардир: Скиллачи (Италия) - 6 голов. Хет-трики: Мичел (Испания). Испания - Корея - 3:1 (23-я, 60-я, 80-я мин.). Скухравы (Чехословакия). Чехословакия - Коста-Рика - 4:1 (11-я, 62-я, 81-я мин.).
Пенальти: 18 (реализовано 13). Удаления: 16. Автоголы: не было.

РЕЗУЛЬТАТЫ МАТЧЕЙ
ФИНАЛЬНЫЙ ТУРНИР: 
группы А, В, С / группы D, E, F / плей-офф

Вагиз ХИДИЯТУЛЛИН: ОТШЕЛЬНИКИ ИЗ ЧОККО

32
  • John Kidd

    Вечно то голландцев судьи "убили", то аргентинцев. А если Марадона играет рукой, то это как бы... ну, ему же можно... "Убили" - это в 2002 г., когда команду им. Хиддинка целенаправленно вытащили в полуфинал.

    04.06.2010

  • John Kidd

    Немцы все равно были лучше.

    04.06.2010

  • genry2012

    А ВООБЩЕ ПРИЯТНО,ЧТО ТАК МНОГО ЛЮБИТЕЛЕЙ ПОМНЯТ ТОТ ТУРНИР И УЧАСТВУЮТ В ОБСУЖДЕНИИ С ЗНАНИЕМ ДЕЛА.Я В РАЗГОВОРЕ С ДРУЗЬЯМИ РЕДКО ВСТРЕЧАЮ ТАКОЕ ПОНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ.ВСЕМ ЧЁ ТО НЕ ДО ФУТБОЛА,ТЕМ БОЛЕЕ ТЕХ ЛЕТ...

    04.06.2010

  • genry2012

    Я что хвалил аргентинцев!?Кучка перворазрядников плюс Гойкоечеа Марадона и Каниджа.Я судейство и ругал.Вам запала рука Марадоны,а мне левый пеналь за пять минут до свистка...И то и другое недопустимо.

    04.06.2010

  • deshaml

    Ответ - "Историк": Я вообще-то говорил об Аргентине, а не о Германии... по тому финалу и вообще чемпионату Аргентина не заслуживала победы на том ЧМ, в финале Германия была лучше...Вообще я болел за СССР, по ЧМ 86 и 90 сделал вывод одним можно играть руками, а другим забивают с оффсайдов, дают пенальти которых не было и т.д.На счет моей логики вы ошиблись - она у меня не такая как вы написали, но соглашусь с вами что к счастью футбол не так прост.

    04.06.2010

  • Wannarocks

    историк 11:16 | 04 Июня 2010 За все нужно платить, за игру рукой тоже. В финале аргентинцы почти не переходили на поле сборной ФРГ. Немцы победили по делу. Как и четырьями годами ранее аргентинцы

    04.06.2010

  • genry2012

    Ответ - "De": Оставим вопрос с "убириранием" Каниджи перед финалом.(Хотя с ним финал бы был другим). Итак Германия отлична команда! "Аргентина - никакая;Марадоны не видно было"...А что ж отличные немцы им тогда голов 5 не насадили,а за два тайма и ворот распечатать не могли!?Где логика в ваших словах?Я то всё понимаю - по вашей версии все турниры должна выигрывать Барселона и сборная Голландии,но к счастью для футбола - он не так прост!

    04.06.2010

  • genry2012

    Ответ - "De": Оставим вопрос с "убириранием" Каниджи перед финалом.(Хотя с ним финал бы был другим). Итак Германия отлична команда! "Аргентина - никакая;Марадоны не видно было"...А что ж отличные немцы им тогда голов 5 не насадили,а за два тайма и ворот распечатать не могли!?Где логика в ваших словах?Я то всё понимаю - по вашей версии все турниры должна выигрывать Барселона и сборная Голландии,но к счастью для футбола - он не так прост!

    04.06.2010

  • alexmet

    Историк,скорее всего ты прав.Да так и было.Еще помню как Мы на том ЧМ проиграли сначала Румынии ,а потом еще и Аргентине(ох уж эта божья рука) И все можно было ехать домой.Устраивала только победа над Камеруном с крупным счетом и поражение Румынии или Аргентины во встрече друг с другом.И если с Непомнящим наши договорились,ну не говорите мне ,что команда победившая Аргентину с Румынией могла безвольно проиграть СССР с разницей в 4 мяча,то второй матч закончился не в нашу пользу,вничью..и мы поехали домой.прошло уже 20 лет после тех событий..Приятно читать коментарии людей помнящих ту непростую эпоху.

    04.06.2010

  • DDG

    футбол вообще не всегда справедлив, Тотальная команда вообще курнула с ЧМ, великая Венгерская машина была сломлена тевтонцами, премеров еще десяток , причем только на моей памяти и в моем понимании тех событий, кто то еще сможет что-то вспомнить. хотя тот ЧМ был для меня вторым виденым мною воочию, но его я уже смотрел более осознанно и были кое-какие симпатии. про никакущую Аргентину стоит промолчать, даже Бразилия против них играла от обороны, ФРГ ...... Линикер сказал про них наиболее точно, про судейство не хочется упоминать, оно всегда субьективно. Юги были хороши, Италия достадочно убедительна была, остальный команды на том ЧМ были лишь участники при всем уважении к ним... мне тогда был ЧМ очень интересен, но сейчас даже бы не стал смотреть матчи с него, очень он уж скучноватым был)))

    04.06.2010

  • shirmax

    Самый первый мой чемпионат мира, мне было 8 лет, во время этого чемпионата воспылал любовью к футболу и сборной Англии...до сих пор теперь у меня в сердце только одна....думаю, может из-за того, что это было беззаботное детство, мне те чемпионаты как 90 или евро 92 было интересней смотреть, чем нынешние.....сейчас все футболисты приезжают уже измотанами более тяжелым календарем, да и интресно было открыть для себя новые имена, а сейчас с развитием ТВ , уже знаешь всех игроков, знаешь что уже ждать от них.

    04.06.2010

  • deshaml

    Да никто Каниджу не убирал, а вот Марадона играл руками и судьи видели и молчали - это факт....да и в финале его видно не было как и всю Аргентину...а если бы не Фредрикссон то вообще могла из группы не выйти...

    04.06.2010

  • genry2012

    В том то и дело,что это Райкаард наплевал в лицо Фёллера,да ещё и за ухо его оттаскал.Оттого у Фёллера и была истерика когда и его заодно удалили с обидчиком.Самое интересное,что до игры они считались друзьями)))

    04.06.2010

  • genry2012

    Именно Каниджа и воплощал все задумки Марадоны на поле-кто спорит то!?Его и убрали в полуфинале,чтоб ненароком немцам банан в игре за золото не загнал - три вторых места подряд не пережила бы не Германия ни ФИФА...

    04.06.2010

  • genry2012

    Олег Дмитриев - респект!Всё так и было!Сразу видно когда человек знает о чём пишет.

    04.06.2010

  • alexmet

    А я помню как Феллер плюнул в Райкаарда а тот его за ухо оттрепал:)

    04.06.2010

  • deshaml

    А Гойкоэчеа и Каниджа совсем ничего не делали)))))

    04.06.2010

  • komazec

    первые комментаторы наверное игры и не смотрели. Арги весь чемпионат отсиживались в оборне и надеялись только на контратаки, где был хорош Каниджа и вратаря, который пенальти тащил. В 1/8 они прошли Бразилию, была одна контратака с Каниджей на острие, он и забил. Югов в 1/4 прошли просто потому что дотерпели до пенальти, весь в оброне просидел. Итальянцев в полуфинале так же прошли, дотащив до пенальти. В финале сразу окопались в штрафной. Немцы атаковали, но безрезультатно. Если бы дело дошло до пеналей, аргентинцы бы выиграли, уверен.

    04.06.2010

  • genry2012

    Отдельно хотелось бы затронуть тему "лучшего игрока" этого чемпионата мира Скиллачи. При живом Марадоне чуть ли не в одиночку вытащившему свою сборную в финал, только ненормальный может отдать титул лучшего кому то ещё!глупая привычка называть лучшим того кто больше мячей забил.Она простительна в школе или во дворе, но не на чемпионате мира!И где этот шаровик Скиллачи!?Кто о нём вспомнит!?

    04.06.2010

  • qqq1112

    До этого чемпионата я не интересовался футболом вообще. Мне было 14 и я считал что смотреть футбол это просто идиотизм, 22 дурака бегают по полю за мячом, что интересного? Дома было делать нечего, на улицу идти не хотелось, по телевизору открытие чепмпионата в Италии и какая-то скучная передача по другому каналу (а всего их было два, в моём-то небольшом городе) и я решаю посмотреть открытие, на это красочное действо. Мне открытие понравилось, хотя телевизор был и черно-белым. А после открытия стал играться матч Аргентина - Камерун. Я стал болеть за аутсайдеров и Непомнящего. Матч жутко понравился. Один проход Каниджи чего стоил, когда его останавливали трое камерунцев по очереди, и последний просто по хоккейному взял аргентинца на корпус и заработал красную карточку, а двум другим спокойно можно было давать желтые. Как же я болел за Каниджу, за Камерун, но при этом против Аргентины ( рука Божья всему виной) Чемпионат мира произвел на меня настолько неизгладимое впечатление, что в тот год я не пропустил ни одной спортивной трансляции, не только футбольной. С тех пор я болен футболом и спортом вообще. Жду новый ЧМ и новых героев.

    04.06.2010

  • SportsMan

    Вообще да, согласен - скучный был чемпионат, оборонительный футбол доминировал...А у нас вроде неплохая команда была, вице ЧЕ-88. А Румынию нужно было обыгрывать самим и никто бы нам не помешал пройти дальше.

    04.06.2010

  • genry2012

    Судья в финале целенаправленно привёл немцев к золоту.Думаю судья и сам был марионетка в этом деле.Сначала он удалил аргентинца,потом дал пенальти на ровном месте.Надо добавить, что в полуфинале необоснованно дали Канидже вторую жёлтую карточку,обескровив тем самым аргентинскую атаку в финале.Только ботаник от футбола может считать голевые моменты рассуждая о "кто достоин победы,а кто нет".Все настоящие знатоки футбола в тот день затаив дыхание и не веря своим глазам. наблюдали как Великий Марадона,которого немцы изломали ещё в первом тайме,в одиночку бьётся с немецкой машиной,а она буксует...Это была футбольная драматургия,а не просто игра.А судья(вернее те кто за ним стоял)всё убили.

    04.06.2010

  • Spezeffekt

    про каниджу ни слова, а ведь он там блистал.

    04.06.2010

  • deshaml

    Автор вообще этот Чм смотрел??? СССР тогда в первых 2-х играх судьи засудили, с Румынами пенальти поставили в метре от штрафной, а с Аргентиной Марадона вынес мяч рукой из ворот и Фредрикссон якобы в метре не видел еще и удалил нашего игрока (он же в 86 с Бельгией судил)...Аргентина вообще не заслуживала финала, она вообще там и до ворот толком не доходила, да и в случае с пенальти в финале защитник там в мяч не играл - он его не коснулся...А так по именам на том чемпионате в каждой приличной команде звезд очень много было, сейчас столько и близко нет.

    04.06.2010

  • HarryAngel

    Именно с Италии начались судейские скандалы: Марадона - второй раз рукой. Камерун в 1/4 засудили, Немцев при всех их силе, тащили до финала и просто отдали им кубок путем выдуманного пенальти. Да, чуть не забыл. Помню матч Аргентина-Югославия. Пожалуй самый остросюжетный и зрелищный на том ЧМ. Но и там свистки были в одни ворота. А у Югов была мощная сборная...

    04.06.2010

  • Самосвалофф

    Дв ладно не поставят. Итальянцам с австралами спокойно такой пеналь поставили, они так и вышли в 1/4

    04.06.2010

  • Sobol

    На том ЧМ немцы были на голову сильнее любой из команд, поэтому победили заслуженно. Аргентина объективно не могла победить в том матче

    04.06.2010

  • alex2

    Где отборочные турныры?

    04.06.2010

  • Kwinto

    О! Это был первый ЧМ, который я сморел полностью. Мне тогда было 12 лет. Сильно преживал за нашу сборную СССР. Радовался четвёртому голу в ворота Камеруна. И впервые почувствоовал что такое "догворняк". Это кода в нашей группе сыграли вничью Аргентина против Румынии, которые уже знали рультат СССР-Камерун. Ведь при проигрыше любой из команд Аргентины, либо Румынии проигравший не проходил в 1/8. И имено тогда впервые со злости на договорняк, я мячом дома разбил люстру.))) А этот танец у флажка Роже Милла после хабитоо мяча тоже никогда не забуду.

    04.06.2010

  • Totenkopf

    Симба Вы читать не умеете? "Нас же взлет камерунцев порадовал еще и тем, что состоялся под руководством советского тренера - Валерия Непомнящего".

    04.06.2010

  • Симба

    правильно..аргентина должна была выиграть!и потом тут автор написал про камерун..но вот про то что их тренировал наш Валерий Непомнящий забыл..

    04.06.2010

  • MichelNumberTen

    Самое главное в статье отсутсвует,ФИФА просто не могло допустить третье подряд поражение немцев в финале и вторую подряд победу Марадоны,в то время Диего уже начал что называется "бузить",на финал назначили (вдумайтесь) МЕКСИКАНСКОГО арбитра,который поставил архисомнительный пенальти за несколько минут до конца матча,такой пенальти сейчас даже в обычной проходной игре никто не поставит,вот так убили Аргентину

    04.06.2010