3 июля 2010, 00:26
Кого на чемпионате мира в последнее время вспоминают чаще, чем футболистов и тренеров? "Во дворе их что ли набирают?" - порой слышишь от болельщиков. Поверьте, не во дворе. Чтобы стать судьей на чемпионате мира, нужно пройти длительный отбор.
Первый вопрос, который возникает при виде списка арбитров: по какой системе в нем оказались, например, судьи из Гватемалы. Ведь страна-то не очень футбольная. Да и рефери из Европы намного выше по уровню. Оказалось, что в ФИФА для арбитров, точно так же, как и для сборных, существует определенная квота каждого континента. Из Европы нужно пригласить 10 бригад, Южной Америки - 6, Северной и Центральной Америки - 4, Азии - 4, Африки - 3, Океании - 2.
Как обычно вообще начинается международная карьера судьи? Сначала национальные федерации рекомендуют своих арбитров ФИФА. Выбранные рефери отправляются на первый сбор, где сдают тесты по физподготовке и знанию языка. После семинаров и теоретических занятий их включают в четвертую группу судейской градации и назначают на какой-нибудь юношеский турнир, туда же отправляется и ментор, следящий за каждым движением новичка. Арбитры находятся под пристальным вниманием различных опекающих вплоть до попадания в первую группу, которая дает право обслуживать матчи чемпионатов мира и конфедераций (например, Европы).
Определение круга судей, которые получат работу на первенстве мира, начинается задолго до его старта и проходит в несколько этапов.
- Четыре года отбора - стандартный срок для оценки работы судей, - рассказывает российский арбитр и инспектор Алексей Спирин. - В течение этого времени каждый из рефери многократно наблюдается инструкторами, другими арбитрами, наблюдателями, членами судейского комитета соответствующей конфедерации. Выстраивается своеобразный рейтинг. По сути, судьи представляют не мир в целом, а отдельные конфедерации.
Дорога на чемпионат мира в ЮАР началась в 2007 году. Исполнительный комитет ФИФА принял программу судейской взаимопомощи для подготовки арбитров, претендующих на участие в первенстве-2010. Достаточно быстро определились 53 бригады: те, кто работал на турнирах ФИФА, ходил на семинары новой программы и имел к тому моменту определенное число матчей национального чемпионата. Среди соискателей звучали имена Роберто Розетти и Карлоса Амарильи. Но, как уверяли в ФИФА, у них не было никакого преимущества перед остальными.
В 2008 году число бригад сократилось до 38. Для этого в сентябре арбитрам организовали неделю испытаний в Цюрихе. Проверялась техническая, физическая и психологическая подготовка. Недельный курс состоял из теоретической и практической части. Но для начала всех дружно взвесили. А затем устроили пробежки на короткие и длинные дистанции. Тесты включали в себя забеги сначала шесть раз по сорок метров. Потом - на 150. И так 10 раз! Но на этом мучения не закончились. Всех дружно отправили в зал, где арбитры изучали видео, анализировали принятые решения по различным игровым ситуациям. Подобная практика продолжалась неделю. А закончилось все письменным тестом на правила игры и устным экзаменом по английскому языку. Дальше – лишь томительное ожидание сокращенного списка.
Ключевым в плане подготовки и выбора кандидатов, конечно же, стал 2009 год, который был насыщен событиями ФИФА и семинарскими программами. Каждый арбитр, входивший в предварительный список, был назначен по крайней мере на одно календарное мероприятие: Кубок конфедераций, молодежный Кубок мира или юношеское мировое первенство. Работа каждого была оценена членами судейского комитета и департамента ФИФА, а также рабочей группой, состоящей из международных экспертов в области судейства, физической и психологической подготовки.
- Каждый рефери был вынужден еще раз показывать все свои способности на поле, - рассказал руководитель судейского департамента ФИФА Хосе Мария Гарсия Аранда. - Наша работа состояла в оптимизации технической, физической и психологической подготовки арбитров. Важным было, чтобы они верно интерпретировали правила игры, решения Международного совета футбольных ассоциаций, а также положения о соревнованиях ФИФА.
В последние годы основной упор в подготовке судей делается на тактику и психологию. Углубленные знания внутренних технических и тактических деталей игры позволяет арбитрам не только понимать, что происходит на поле, но и предвидеть передвижения футболистов, их поведение в неожиданных и спорных ситуациях. Психологи же пытаются корректировать стратегию поведения судей, чтобы они легче справлялись с давлением и критикой, которая обрушивается на их головы до и после матчей, и не допускали влияния событий на поле на личную жизнь. Для удобства кандидатов в арбитры чемпионата мира ФИФА организовала им специальную виртуальную платформу для общения с коллегами и преподавателями, также судьи получили доступ к разнообразным учебным и справочным материалам.
- Если и есть разница по уровню между арбитрами из разных конфедераций, - говорит Спирин, - то, как правило, она не слишком заметна. Все-таки та система подготовки, которая утвердилась в мировом футбольном сообществе, позволяет за четыре года найти действительно лучших и методически обучить их некоторым приемам. Может, они и будут уступать своим коллегам с других континентов, но говорить про "небо и землю", как было на первых чемпионатах, не приходится. В этом политика ФИФА: растут не только команды-участницы, развиваются и судьи.
Последним шагом в отборе стал нынешний, 2010-й год. В феврале был объявлен окончательный список арбитров, и все его фигуранты незамедлительно были отправлены на полное медицинское обследование, которое включало в себя общий физический осмотр, исследования крови, ортопедические экспертизы, ЭКГ и многое другое. Судей готовили к тому, чтобы выдержать нагрузки равноценные тем, что выпадают на долю футболистов. Ведь на поле они проводят то же количество времени.
Но и после этого арбитры не смогли вздохнуть спокойно. Обязанности по последнему тестированию физических возможностей кандидатов ФИФА делегировало конфедерациям. Эту проверку не смогли пройти египетская и парагвайская бригады, и в последний момент список пополнил уругваец Мартин Васкес Брокетас и его ассистенты Пасторино и Ньевас.
Екатерина БРЕДИНА