30 сентября 2012, 12:34
В Москве состоялась пресс-конференция, посвященная объявлению городов, которые примут чемпионат мира-2018. На ней выступили президент ФИФА Зепп Блаттер, руководитель оргкомитета турнира Виталий Мутко и генеральный директор оргкомитета "Россия-2018" Алексей Сорокин.
Борис ЛЕВИН
из Москвы
- Мы благодаря ФИФА смогли ускорить процесс выбора городов, сделав это фактически на год раньше, что дает возможность быстрее приступить к решению многочисленных организационных проблем, - начал Мутко. - Могу сказать, что до конца года Государственной Думой будет принят специальный закон о чемпионате мира, который подтвердит все наши гарантии - правительство его уже внесло. А уже на следующей неделе мы подпишем решение о начале проектирования 4 стадионов из 7, которые предстоит построить. Речь идет о Волгограде, Ростове, Нижнем Новгороде, четвертый город пока обсуждается. В проекте бюджета на следующий год на данные цели заложено миллиард рублей.
- Мы можем чувствовать себя комфортно, поскольку действительно опережаем график на год, - взял слово Блаттер. - Это далеко не первый мой чемпионат мира, но такое происходит впервые - мы начинаем работу за 6 лет до стартового свистка. Сейчас мы должны закрепить поддержку российского государства. Я очень доволен тем, как работают руководители проекта - Виталий Мутко, Алексей Сорокин.
Вчерашняя церемония выбора городов меня впечатлила, а реакция городов была такой, словно их выбрали хозяевами Олимпиады - я наблюдал просто поразительный энтузиазм. Увы, нам нужно было выбрать лишь одиннадцать "игроков". Кто-то не попал в окончательный список - это тоже спорт. Могу сказать, что выбор был связан и с решениями российских организаторов.
- Почему в списке не оказалось Краснодара, который представлен сразу двумя клубами в чемпионате России?
- Всех нельзя было оставить. А по этому вопросу я хочу передать микрофон господину Мутко.
- Городов должно было остаться 11, а их выбор был основан на концепции проведения чемпионата, во-первых, и инспекционных поездок, во-вторых, - пояснил министр спорта РФ. - Мы хотели показать все многообразие России и исходили из того, что в каждом субъекте РФ должен быть один город, принимающий соревнования. И еще один важный момент: накануне чемпионата мира должен быть проведен Кубок Конфедераций, и все стадионы к нему должны быть готовы, а в этом плане Москва, Санкт-Петербург, Казань и находящийся в Краснодарском крае Сочи надежнее всех остальных. В них мы уверены. Отсюда, кстати, и решение по стадиону "Спартак". В любом случае непопадание в список - не трагедия. Еще раз подчеркну то, что сказал президент страны: они так или иначе будут включены в проект: как города пребывания участников и места проведения мероприятий, входящих в культурную программу турнира.
- Но Краснодар, по вашим словам, не входил в группу риска. Что изменилось? И по каким критериям Саранск опередил Ярославль?
- Абсолютно готовых регионов на сегодня нет, поэтому сравнивать их сейчас бесполезно. А главный момент - насколько город вписывается в концепцию проведения чемпионата, о чем я уже говорил.
- Господин Блаттер, вас не беспокоит поведение фанатов на российских стадионах? - задали вопрос президенту ФИФА.
- Футбол - зеркало общества. К нему сейчас подключено 300 миллионов человек в мире из всех слоев общества. И насилие, увы, та проблема, которая сопровождает футбол - игру, генерирующую огромное количество эмоций. Это не прерогатива России - в Швейцарии, к примеру, она тоже существует.
Полтора года назад президент России, Мишель Платини, Виталий Мутко и я встречались с вашими фанатами. Встречался я с одним из фанатских лидеров и вчера, и мы подчеркивали, что клубы и фан-движения вели соответствующую воспитательную работу с болельщиками. Мы знаем о существовании проблемы и будем стараться ее решить.
- Вы говорили о новом подходе к организации чемпионата мира. Учитывая, что в Бразилии сейчас много проблем с подготовкой турнира, в чем она состоит? - поинтересовался бразильский журналист.
- Подход состоит в учете особенностей каждой страны. Корея и Япония взялись за организацию так, что могли провести два чемпионата вместо одного, в ЮАР, выиграв конкурс, целый год танцевали, и их пришлось подталкивать к работе. В Бразилии тоже есть проблемы, но они решаются. Наш генеральный секретарь Жером Вальке бывает там постоянно. Россияне же включились с самого начала и полным ходом пошли вперед. Именно поэтому мы на год опережаем график.
- Окончательная финансовая оценка проекта? - очередной вопрос Мутко.
- За год после того, как ФИФА принял решение отдать нам чемпионат мира, мы смогли проанализировать ситуацию, понять, что нужно сделать и составить предварительный прогноз. 600 миллиардов рублей, 50 процентов из них - частные инвестиции. 200 миллиардов - ресурсы федерального бюджета, еще 100 - бюджетов субъектов федерации. При этом только 40 процентов расходов уйдет на непосредственно спортивные траты, а 60 - на создание необходимой инфраструктуры, отелей, аэропортов, дорог, обеспечение безопасности и так далее.
- Проект реконструкции "Лужников" уже имеется?
- Концепции всех стадионов уже известны, у "Лужников" в том числе.
- Сейчас начнется стадия проектирования всех стадионов, проект "Лужников" пока тоже не одобрен, - добавил Сорокин. - Реконструкция там будет значительной, в частности добавится количество лож и посадочных мест.
- Могу сказать, что все арены будут отвечать требованиям ФИФА по вместимости, но не везде такая вместимость нужна будет потом, - снова слово взял Мутко. - Мы это учитываем, и ряд стадионов проектируется с учетом того, что после окончания чемпионата мира они будут уменьшены.
- Где пройдут матч открытия и финал?
- Матч открытия - в Москве, полуфиналы - в Москве и Санкт-Петербурге, финал - в Москве. Исключительно из прагматических соображений - "Лужники" будут вмещать 90 тысяч, не хотелось бы строить еще один такой же стадион, скажем, в Саранске.