15 марта 2013, 00:24
НА СЛУХУ
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ
В то время как спортивный горизонт своей широкой грудью заслоняет грядущая сочинская Олимпиада, мировое первенство 2018 года представляется чем-то далеким и как будто даже не имеющим отношения к нашей реальности. Триумфально появившись в свете швейцарских прожекторов в декабре 2010-го, чемпионат мира затем спрятался в тени более актуальных событий, и сегодня, сидя в прохладных кабинетах, он тихо выжидает часа, чтобы подняться и заявить о себе уже в полный голос. Впрочем, тихий шепот доносится до широкой публики уже сейчас, и, если навострить уши, можно услышать много интересного.
Вот, к примеру, вчера по телевизору показали премьер-министра Дмитрия Медведева, призвавшего министров тщательнее следить за тем, что визируют их заместители, и в случае отсутствия доверия к ним увольнять. "Другого быть не может, - сказал Медведев. - Как и возврата к практике, когда мы на заседаниях правительства уточняли, кто из замов что визировал, а отдельные министры говорили, что они не согласны со своими заместителями".
Поводом для подобной отповеди стал, как ни странно, спорт, а точнее - обсуждение госпрограммы "Развитие физической культуры и спорта", важной частью которой как раз и станет предстоящий в России чемпионат мира.
С пламенной речью на заседании выступил Виталий Мутко. Основной посыл звучал просто: проделана большая работа, но многое еще предстоит осуществить, а для этого нужны средства. Мутко сообщил, что в стране функционируют 253 тысячи спортивных объектов, из которых 19 тысяч сданы в последние три года, правда, по сравнению с развитыми странами это только 25 процентов. Финансирование госпрограммы до 2020 года, по словам министра, составит 1 триллион 717 миллиардов рублей. С такими деньгами количество россиян, систематически занимающихся спортом, Мутко готов за семь лет удвоить.
При этом непосредственно на проведение чемпионата мира министерству могут понадобиться дополнительные средства - почти 83 миллиарда рублей. Министр финансов Антон Силуанов предложил включить их в основную программу и прописать потолки расходов, но Мутко эта идея не понравилась, так как в этом случае, по его словам, деньги на массовый спорт "съест" чемпионат. Вице-премьер Дмитрий Козак, в свою очередь, поддержал Мутко, сказав, что подходы к формированию программы согласованы на уровне заместителя министра финансов. Тогда-то Медведев и выказал недовольство по поводу бюрократической путаницы.
Госпрограмму приняли, но озвученные 83 миллиарда, судя по всему, только часть сметы. Общие затраты на чемпионат мира подсчитают позднее, а многие направления, например транспортную инфраструктуру, переложат на другие плечи. К концу апреля Мутко должен представить премьер-министру программу, в которой будет "перечень всех инфраструктурных решений и мероприятий".
О том, что чемпионат мира станет событием куда более масштабным и значимым, чем зимние Олимпийские игры, уже говорилось. Это значит, что и готовиться к нему нужно добросовестнее. Судя по нескончаемому валу противоречивых сообщений из Сочи, ошибок, на которых придется учиться организаторам ЧМ, хватает. Оптимисты могут это считать неким первым блином, после которого дела пойдут на лад. Пессимисты вправе хвататься за головы: если даже с одним городом наломали столько дров, что же будет, когда придется делать все то же самое в масштабах страны?!
Точно так же, на два подхода, можно разделить и отношение к тому, что во власти уже сейчас, за пять с лишним лет до чемпионата, нет единодушного подхода к финансированию. Одни назовут это рабочим моментом, другие - беспорядком. Кто ближе к истине, мы узнаем уже будущей зимой, когда распахнет двери Сочи. Может, без грома, после которого все наконец начнут истово креститься, тут и в самом деле не обойтись? Забавно будет, если в итоге окажется, что Россия завоевывала право на проведение Олимпиады лишь для того, чтобы превратить ее в испытательный полигон перед чемпионатом мира. Забавно, но совершенно невесело. Перекреститься все-таки лучше заранее.