Почему среди ведущих европейских арбитров нет россиян? Где и как готовить судейские кадры? Каким должен быть возрастной ценз? Об этом размышляет председатель судейского комитета РФС Николай Левников.
– По сути, в стране есть лишь два учебных заведения, которые готовят судей, – московский "Центр-"Футбольный арбитр" и ваша – питерская – Академия спортивного арбитра. Есть шанс, что заработают и другие?
– Появились возможности. Сужу об этом по тому, как была воспринята новая стратегия развития судейства, – и прежде всего та ее часть, где поставлены задачи открытия школ, центров и академий по подготовке арбитров. Руководители РФС подчеркнули: предоставьте сметы – и они будут обеспечены. Сейчас самое главное – подготовить преподавателей. Каждый инспектор должен понимать: он будет работать на матчах премьер-лиги, первого и второго дивизионов, если начнет передавать знания молодым рефери в качестве преподавателя.
– А вы уверены, что нам нужно больше арбитров, что на них есть спрос?
– Уверен. Соревнований достаточно.
– Число желающих учиться в вашей Академии спортивного арбитра растет или падает?
– В первый год – это был 2007-й – пришло 15 студентов. А в 2012-м – 80. К сожалению, всех принять не могли. Пришлось отсечь 20 человек.
КАРАСЕВ МОЖЕТ ПОПАСТЬ НА EURO-2016
– Много ли выпускников футбольных школ "Смены" и "Зенита" приходит в вашу академию?
– Не так уж. В общей массе они до 26 – 27 лет играют в футбол. Почти всем удается устроиться хотя бы в команды КФК и второго дивизиона. Очень важно, что судейский комитет принял решение, позволяющее таким ребятам попадать во вторую лигу в возрасте 31 – 32 лет. И судить они могут до 45.
Но я выступаю за то, чтобы повысить этот возрастной лимит. Ничего страшного, если, к примеру, арбитры будут начинать судить премьер-лигу в 35, а заканчивать в 48. Нужно молиться на людей, которые приходят из команд, – у них особое понимание футбола, единоборств.
– Вы о таких, как Игорь Егоров и Игорь Захаров?
– А еще Валерий Шавейко, Юрий Чеботарев, Владислав Безбородов и многие другие. Кстати, не пойди мы в свое время навстречу Владиславу, не вырос бы он до уровня Лиги чемпионов.
– Вы член судейского комитета УЕФА, а потому логичен вопрос о перспективах наших судей на международной арене. Судя по всему, ставка сделана на Сергея Карасева – он получает назначения на игры Лиги чемпионов. А каково будущее Безбородова?
– Нужно понимать, что каждый матч – настоящий экзамен. Чтобы получить следующее назначение, чтобы перейти из группы в группу (в УЕФА несколько групп рефери вплоть до элитной. – Прим. А.Б.), необходимо такой экзамен сдавать на "отлично". Карасев последние игры проводит удачно, потому ему дают назначения. Сергей – кандидат на переход в более высокую группу. А вот Николаев и Безбородов, к огромному сожалению, несколько игр по линии УЕФА провели неудачно.
Что же касается наших позиций в списках УЕФА… Тут просто катастрофа. На последнем семинаре судей топ-класса было пять итальянцев, по несколько арбитров из Германии, Франции, Англии. И всего лишь один наш, приглашенный в виде исключения из первой группы.
– Правильно ли я понимаю, что первый официальный турнир, куда могут попасть наши рефери, это...
– ...чемпионат Европы во Франции в 2016 году. У Карасева есть шанс войти в число кандидатов.
– Кто определяет, как должно развиваться судейство в Европе?
– Судейский комитет УЕФА, в том числе три офицера – Пьерлуиджи Коллина, Марк Батта и Хью Даллас.
НЕЛЬЗЯ БЫТЬ КАРАТЕЛЕМ
– На что обращается особое внимание судей в этом году?
– На январском судейском семинаре в Риме Коллина и Даллас рассказали о требованиях, предъявляемых рефери топ-класса. Эти требования касаются трактовки игры рукой, лишения очевидной возможности забить гол и срыва перспективной атаки, а также вынесения санкций и управления игрой.
– Есть что-либо новое?
– Удалось, надеюсь, устранить недопонимание относительно защиты лица рукой. Если игрок правильно закрывает лицо, не увеличивая площадь тела, считать его действия игрой рукой нельзя. Вот так можно (закрывает лицо рукой, локоть которой направлен вниз. – Прим. А.Б.), а вот так нельзя (локоть направлен в сторону).
Что касается вынесения санкций, то сначала судья должен вести профилактику, а применять желтые карточки, когда его попытки вразумить оказались безуспешными. Если нарушение пограничное, лучше футболиста не удалять. Нельзя быть карателем и разбрасываться карточками.
– Насколько мы далеки от введения в премьер-лиге оплаты труда, подобной английской, когда арбитр получает фиксированную зарплату, бонусы, гонорары , а затем и пенсию?
– Этот вопрос мы впервые поставили перед РФПЛ еще в 2005-м. При заключении контракта с телевидением можно, к примеру, считать судей 17-й командой. Тогда из взносов клубов не нужно будет вычитать деньги на оплату судейских расходов.
Считаю, судья должен получать зарплату – не самую высокую, но дающую возможность при травме или дисквалификации вести подготовку, лечиться, – допустим, 2000 у.е. в месяц. Помимо этого должна полагаться фиксированная плата за проведенную игру независимо от качества судейства. Плюс необходимо установить серьезные бонусы за качественную работу после окончания сезона.
– Где-то еще так платят?
– В Испании судьи получают очень хорошие бонусы по окончании сезона. Там, правда, нет заработных плат. В Англии зарплата арбитра достигает 100 тысяч фунтов, каждый матч приносит по 700 фунтов плюс бонус.
– Потому они и судят до 50 лет.
– А что в этом плохого? Если судья сдает все нормативы, получает хорошие оценки, имеет прекрасную репутацию, почему он не может судить после 45 лет? Это не каждому дано – таких будут единицы. И не нужно делать никаких исключений – все регулируется рейтингом и сдачей нормативов.
КТО ВО ГЛАВЕ ПИРАМИДЫ?
– В первое время у вас с Розетти не все шло гладко. Сейчас, кажется, ситуация улучшилась. Это так?
– Вы правы. Розетти начинает понимать, что, каким бы великим арбитром ты ни был в прошлом, нельзя принимать решения исключительно в одиночку. Потому-то и не было возражений против создания экспертно-технической и дисциплинарной комиссий, куда войдут по два представителя от комитета и департамента. Судьи будут четко понимать, что им дозволено в соответствии с дисциплинарным кодексом, а что нет. Экспертно-техническая комиссия займется определением правоты арбитров в спорных ситуациях. Дисциплинарная оценит поведение рефери вне поля.
– Раньше было проще: все знали, что стрелы следует метать в Хусаинова, Левникова, Зуева. А кто сейчас стоит во главе пирамиды, кто возглавляет судейско-инспекторский корпус – вы или Розетти?
– Полномочия четко разделены. Оперативное управление (подготовка, отбор арбитров, назначения, оценка качества их работы) в ведении руководителя департамента. Сегодня это Розетти. Он и несет ответственность за профессиональное судейство в России. А вот за разработку программ развития, утверждение документов, по которым работают ДСИ и СК, а также списков судей и инспекторов, за связь с регионами, с международными организациями отвечает судейский комитет. То есть Левников.
Александр БОБРОВ
Как вы оцениваете судейство в нынешнем сезоне?
Валерий РЕЙНГОЛЬД, бывший нападающий "Спартака":
– Откровенно говоря, у меня по первым двум после каникул турам претензий к арбитрам нет, хотя просмотрел все матчи. Даже по игре "Терека" с "Рубином", омраченной неожиданным вмешательством Кадырова. А вот по прошлому году имелись претензии. Причем немалые. Были даже моменты, которые настоятельно требовали вмешательства Розетти. Не знаю, правда, проводил он с провинившимися беседы или нет, но обращали внимание на допущенные ошибки многие мои товарищи из числа бывших футболистов.
Сергей ХУСАИНОВ, бывший глава Коллегии футбольных судей:
– Нам остро не хватает качественного судейского образования. Мало знать правила игры, теорию, английский язык – первична практика. Умение правильно применять полученные знания. Омоложение судейского корпуса, согласно инструкциям УЕФА, – это хорошо. Но обратите взоры на английский чемпионат, где специальная компания, в которую входят бывшие рефери ФИФА, занимается отбором и рекомендацией судей. У нас же резкое омоложение привело к дисгармонии между уровнем подготовки футболистов, особенно легионеров, выступающих в нашем чемпионате, и качеством практической судейской деятельности. Разрыв очень большой – отсюда ошибки, проблемы, скандалы.
Андрей ЧЕРВИЧЕНКО, бывший президент "Спартака":
– После перерыва, мне кажется, судейство стало более адекватным, чем было до него. А в период смены футбольной власти, в течение пары месяцев, было видно, что судьи творят нечто совершенно невообразимое. Но сейчас ситуация, слава богу, более или менее выправляется. Причем судейство Вилкова в Грозном, вокруг которого разгорелась вся эта словесная баталия (не беря во внимание другие матчи, в которых этот арбитр действительно чудил), было, на мой взгляд, отличным.