Чемпионат мира

15 августа 2013, 15:31

Россия в Белфасте: и вот опять…

ЧМ-2014. Отборочный турнир. СЕВЕРНАЯ ИРЛАНДИЯ – РОССИЯ – 1:0

Специальный корреспондент "СЭ" подводит грустные итоги матча в Белфасте.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
из Белфаста

Северная Ирландия забыла вкус побед. Россия при Фабио Капелло к нему чуть ли не привыкла. Хозяева, еще не начавшие свой чемпионат, были обязаны играть плюшево. Гости, напротив, приехали показать пиковый функционал. У островитян безобразная инфраструктура и организация, неумение бороться с мартовским снегом, древний стадион с ржавыми железными лестницами и мертвым интернетом. Представители большой и богатой страны четыре дня оттачивали мастерство в одной гостинице с Томом Крузом, что само по себе характеризует ее ценовой уровень. К матчу их готовил Фабио Капелло. Хозяев – Майкл О'Нил.

И хозяева выиграли.

Какая в этом может быть система? Ровно никакой. Случайность, дураковина, нелепое стечение обстоятельств. Проехали, забыли, смотрим вперед. Броня крепка и танки наши быстры.

В этом месте обычно добавляют: "Сыграй мы с Северной Ирландией еще десять матчей, она бы не выиграла у нас ни разу". Но я такое добавлять не стану. Ведь эта фраза характеризует не математическое соотношения, а намекает на случайность поражения фаворита. Но вот игра, которую показала в Белфасте сборная России, напротив, ни на какие случайности не намекает. С таким футболом в принципе нельзя выиграть. Ни один раз, ни десять. И поскольку причины до конца не ясны, давайте-ка мы станем использовать слово "случайность" поаккуратнее.

Чем же нахлобучило сборную России в Белфасте? Куда делись азарт и яркость, которые мы успели в ней разглядеть? Почему им на смену пришла смертная тоска?

Капелло, конечно, велик, но в трудную минуту не чурается придерживаться линии поведения большинства тренеров мира вне зависимости от их статуса и зарплаты. После поражений он не объясняет, а констатирует:

– На поле была команда, которая играла намного быстрее сборной России. У нас не получилось продемонстрировать те же качества.

- Почему ваши подопечные не нанесли ни одного удара в створ чужих ворот?

– Это правда. Защитники соперника всякий раз опережали нас, блокируя удары.

- Денисов, по-вашему, играл так, как подобает капитану? Может, стоило выпустить на поле Глушакова?

– Давать оценки после матча, а не до него, очень легко. Я никогда так не делаю. И не оцениваю отдельных футболистов.

- И все же хотелось бы конкретики. Где именно провалилась команда, в каких линиях?

– Речь идет обо всех зонах и позициях. Мы играли медленнее соперника. И уступили ему в агрессивности.

Пересказывая ход матча своими словами, итальянец, однако, инициирует рождение целого букета вопросов. Проиграли в скорости от того, что россияне вообще медленнее британцев? Быть такого не может. Медленнее в этом матче? Но мы ведь готовились к нему особым образом, называя при этом самым важным в отборочном цикле. Выходит, не так готовились? Физически, интересно знать, или психологически?

Хорошо, в скорости уступили. Причем как в персональной, так и в комбинационной, тут и подтверждения Капелло не требуется. Учили – но не выучили. Однако если выяснилось это лишь в результате поражения, значит, у тренеров не существует системы превентивной, доигровой оценки команды? Что-то должно сигнализировать о потенциальных слабостях сборной перед матчем? И если да, то что? А если нет – правильно ли это? Все-таки перебегала нас не банда ямайских спринтеров, а летние британцы категории B. И предугадывать подобные конфузы легче, нежели исход противостояния близких по рейтингу соперников.

Кое-что, впрочем, свидетельствует о том, что особых волнений за исход поездки в Белфаст Капелло не испытывал. Это "кое-что" – стартовый состав сборной России. Логичный, как впадение Волги в Каспийское море. Нехитрый, как e2 – e4. Что вовсе не означает – слабый. Когда все нормально, именно такие составы и формируют тренеры для извлечения из взрывчатой смеси максимальной убойной силы. Только вот Белфаст показал: наша команда была далека от нормы. В той конфигурации, в которой она вышла на поле, и в том своем состоянии родить футбол сборная России оказалась не в силах. И Капелло, избравший самый очевидный вариант состава, об этом не знал. Не догадывался. Не подозревал.

Он вообще, мне кажется, впервые столкнулся с одним специфическим свойством нашей команды. При любом тренере, с любыми соперниками сборная умеет выкидывать неожиданные коленца. Прикинувшись понятным механизмом, она вдруг начинает вместо штамповки деталей жарить на баяне. Или впадает в меланхолию. Или отстегивается от троллейбусных проводов и едет на кудыкину гору.

Редкость подобных завихрений с лихвой компенсируется их диковатой амплитудой и полной непредсказуемостью. Не успел расслабиться – получай. Только обрел гармонию – взъерошивайся. Никогда такого не было, и вот опять.

Капелло, судя по всему, об этот угол и стукнуло. На сборе под Лондоном те же ребята точно так же бегали, то же самое ели, традиционно спали. Кровяных телец, быть может, кое у кого даже прибавилось за последние месяцы. Опыт и знания – ну, это само собой, они у нас растут неуклонно. Нервная система? Здесь сложнее, все-таки российский футбол – не самое спокойное соревнование на планете. Одно неловкое движение – и ты совсем не в той команде, которую в данный момент ужинает и танцует очередной достойный человек. Надо поспевать и думать. А это излишние волнения и далеко не пустые хлопоты.

Однако в сборной у нас – профессионалы. Они умеют отделять личное от общественного, абстрагироваться от обстоятельств, подчинять себя единой цели. И потому Капелло, вооружившись логикой, сыграл в элементарный конструктор. Отобрал знакомые детали, выпустил на поле. Эта работа, пожалуй, стоит меньше, чем ему платят в России, но она приносит результат! Должна приносить, по крайней мере. В большинстве случаев. Но не в нашем.

Фаталистское толкование, уверен, – всему голова. Хотя оно и не исчерпывающее. Помимо мистики, нам помешало не проиграть Северной Ирландии (какое нелепое сочетание слов) еще кое-что. Дзюба и Широков говорили в микст-зоне после матча: установка подразумевала высокие скорости и игру флангами. А у меня из головы не идут два или три эпизода, в которых Быстров, получив и обработав мяч на правом крыле атаки, бил в ноги защитнику и терял мяч. Что есть в таком случае – игра флангами? Недоставленный в штрафную мяч – та еще игра. Либо подай мимо защитника, либо обыграй его. Бить в ноги – такой установки фланговым игрокам не дают, хоть тресни.

Только ведь и успешный дриблинг у чужой штрафной сложно припомнить хоть справа, хоть слева. Быстров и Дзагоев в первом тайме играли споро, самоотверженно, но не слишком созидательно. Акценты были смещены в центр, а там у нас по ряду причин не ладилось. Итог – ноль ударов в створ и выход Черышева, с помощью которого Капелло планировал исправить неосуществленное – расширить фронт атаки. Чем все кончилось, мы помним. Чем усугубилось – знаем: невнятным центром поля; ошибками Д. Комбарова на левом краю обороны; зевком мощной игры хозяев на втором этаже, о чем все отлично знали; нестыковкой Кержакова, а после перерыва Дзюбы с обслуживающим их персоналом.

Что до Капелло, то после матча он пошел проторенной дорожкой еще в одном: завел неоригинальную песнь своих предшественников насчет скудного подбора исполнителей.

– Кержаков соответствует уровню сборной России? – спросили дона Фабио.

– Я не могу придумать вам новых нападающих, – был ответ. – Играют те, кто есть в наличии.

Эти слова Капелло глубоко правдивы. Но отсылают они, однако, не только и не столько к российскому лимиту на легионеров, то ли губящему рост новых талантов, то ли помогающему главному тренеру найти для сборной хоть кого-то. Эти слова вообще не про лимит. А про чахлую систему подготовки, слабые и малочисленные школы, неумение довести юные таланты до зрелых мастеров европейского уровня. В России просто нет достаточного количества хороших футболистов, хоть с лимитом, хоть без. Не взрастили, не подготовили.

Богачи сейчас склонились над телом "Анжи", отщипывая и меняя на деньги куски пожирнее. Потому что купить легко, а воспитать – тяжко. От ужесточения либо полной отмены лимита этот подход не изменится. Чего же мы ждем и требуем в таком случае от собственной сборной?

При этом было бы не совсем верно видеть в белфастской дураковине только минусы. Капелло – мужчина обучаемый. Дважды в одно и то же вляпаться не должен, даже если не до конца понимает, как с этим бороться. Может, оно и к лучшему, что холодной водой его окатило сейчас, когда все еще поправимо. Удвоит бдительность, повысит тщательность. Попытается выявить причины. После чего скажет себе и команде не дежурно, а искренне: "Проехали, забыли, смотрим вперед. Броня крепка и танки наши быстры".

 

И

В

Н

П

М

О

1. Португалия

7

4

2

1

12-6

14

2. Россия

6

4

0

2

8-2

12

3. Израиль

6

3

2

1

15-8

11

4. Сев. Ирландия

6

1

3

2

4-7

6

5. Азербайджан

7

0

4

3

3-9

4

6. Люксембург

6

0

3

3

3-13

3

6 сентября: Израиль – Азербайджан, РОССИЯ – Люксембург, Сев. Ирландия – Португалия.

10 сентября: РОССИЯ – Израиль, Люксембург – Сев. Ирландия.

11 октября: Португалия – Израиль, Люксембург – РОССИЯ, Азербайджан – Сев. Ирландия.

15 октября: Израиль – Сев. Ирландия, Азербайджан – РОССИЯ, Португалия – Люксембург.

89