Чемпионат мира

20 августа 2014, 00:30

Прессинг ФИФА - угроза или уловка. Сколько стадионов примут ЧМ-2018?

ЧМ-2018

Международная федерация футбола рассматривает варианты сокращения – с 11-ти до 9-ти – числа городов, которые будут принимать ЧМ-2018. Этот вопрос обсуждался в ходе рабочего визита в Россию президента ФИФА Йозефа Блаттера: в минувшие выходные он встретился в Сочи с президентом РФ Владимиром Путиным и министром спорта Виталием Мутко.

Что происходит
со стадионами ЧМ-2018

Александр ПРОСВЕТОВ

A maximis ad minima – любили повторять древние римляне. От большого – к меньшему.

В заявочной книге России, напомним, значились 16 стадионов в 13 городах – при том что Подмосковье рассматривалось как часть столичного региона. Но осенью 2011 года Московская область от идеи строительства арены в Подольске отказалась.

Впоследствии с ФИФА был согласован формат "11 городов, 12 стадионов": в сентябре 2012-го международная федерация произвела обрезание – и под нож попали Ярославль с Краснодаром, хотя Виталий Мутко незадолго до церемонии оглашения городов-хозяев ЧМ-2018 выразил мнение, что город на Кубани, как и Самара, с большой долей вероятности примет футбольный форум.

В аутсайдерах у министра наряду с Ярославлем числились Саранск, Волгоград, Калининград и Ростов. Однако было расценено, что два города для одного субъекта федерации (а Краснодарский край представлен еще и Сочи) – это перебор. Кроме того, "лишним" был признан московский стадион "Динамо", уступавший по темпам строительства арене "Спартака".

И вот теперь ФИФА рассматривает варианты дальнейшего сокращения городов-участников ЧМ. Почему?!

***

В Бразилии таких городов было 12, так что наш проект даже скромнее. Да и компактнее: до Манауса, что в Амазонии, от Сан-Паулу и Рио-де-Жанейру – 2700 и 2800 километров. У нас три тысячи от Калининграда до Екатеринбурга, но от Москвы до столицы Урала меньше двух тысяч.

Очевидно, однако, что опыт Бразилии, где в отсутствие скоростных железных дорог вся футбольная и околофутбольная братия моталась между городами на самолетах, побуждает ФИФА к сжатию турнира.

Меньше городов – меньше переездов и, соответственно, расходов. Для всех: болельщиков, журналистов и… самой ФИФА. Кроме того, чем меньше объектов, тем выше вероятность, что все будет возведено в срок, без ажиотажа и нервотрепки, которые сопровождали подготовку к мировым первенствам в ЮАР и Бразилии.

Но проблема в том, что в городах, определенных ФИФА еще два года назад, уже запущены механизмы подготовки. Какие-то проекты еще только разработаны (что, кстати, тоже стоит денег), а какие-то уже вовсю осуществляются. Речь не только о стадионах, но и об объектах в области транспорта и коммуникаций, дорогах и гостиницах.

Очевидно, что все это развитие нужно не столько для футбольного чемпионата, сколько для последующей более комфортной жизни населения. В этом смысле мировое первенство – лишь прекрасный повод. Но, согласитесь, это еще и кнут, без которого, бывает, стройка не кипит, а томится на медленном огне. Да и жестоко убивать надежду (понятно, мы имеем в виду не тех, кто рассчитывал нажиться нечестным путем).

***

"Концепция, при которой матчи чемпионата мира примут 12 стадионов в 11 городах, пока не меняется, но президент Блаттер рекомендует сокращение списка, – заявил вчера Мутко. – И уже завтра делегация ФИФА прибудет в Россию, чтобы проинспектировать каждый из 11 городов".

Пока ФИФА лишь как бы предлагает, хотя, как известно, бывают рекомендации, обязательные к исполнению. Возможно, российская сторона и переубедит мировое футбольное правительство. Целиком или частично, предложив убрать из списка один город, а не два. Но не исключено, что наверху, публично посетовав на превратности бытия, потихоньку вздохнут с облегчением: два города с возу – бюджету легче!

***

По словам Мутко, под сокращение, если решение о нем будет принято, попадет тот, кто на сегодняшний день готов в меньшей степени.

Ясно, что Москва, Санкт-Петербург, олимпийский Сочи и Казань, где с минувшего воскресенья на новой арене заиграли в футбол, в полной безопасности. Остается семерка городов, которые в новой ситуации впору опять именовать претендентами.

Месяц назад, когда Блаттер поднял вопрос о сокращении, СМИ называли аутсайдерами Калининград и Екатеринбург, где строительство стадионов рискует не уложиться в предлагаемую правительством смету в 15 миллиардов рублей, а также Волгоград, где имеются проблемы с транспортной и гостиничной инфраструктурой.

Мутко в ответ посредством интервью ИТАР-ТАСС подчеркнул, что кандидатура Волгограда "даже не обсуждается". "Можно представить только в страшном сне, что мы не задействуем город с такой культурой и историей", – сказал министр.

Словом, политический фактор крепко стоит на защите бывшего Сталинграда. Вот только кто будет определять менее достойных среди наидостойнейших? Если инспекция ФИФА, то ей еще придется объяснить, что город-герой – это наше всё.

В Екатеринбурге реконструкция Центрального стадиона пока не начата, но местный клуб "Урал" уже собрался проводить домашние матчи в Тюмени. Кроме того, как отказать городу на границе Европы и Азии? Должна же быть хоть какая-то связь с восточной частью страны, раз в Сибирь чемпионат изначально не отправляли!

В Самаре строительство стадиона началось в марте. Весьма твердыми представляются также позиции столицы Поволжья – Нижнего Новгорода и Ростова, который спорит с Краснодаром за право называться столицей Юга. Как в условиях, когда город на Кубани нелепо остался без ЧМ, лишать его жителей еще и возможности съездить на матчи "по соседству"?

Вот Саранск был и, с точки зрения некоторых обозревателей, остается под вопросом, хотя в нем сейчас есть клуб премьер-лиги и прилагаются усилия, чтобы сделать его ее завсегдатаем. Но кто-то не вышел ростом, а главный город Мордовии – размерами, которые в данном случае все-таки могут иметь значение.

Наконец, Калининград. На портале местного оргкомитета вчера разместили сообщение о том, что на площадку будущего стадиона начали завозить оборудование для производства свай. Между тем в городе многие не верят, что удастся избежать отчисления.

***

Впрочем, повторим вечный вопрос, которым мы уже задавались выше: а судьи кто? Если будет создана эдакая совместная "экзаменационная" комиссия с участием приезжих инспекторов, то Мутко, в отличие от выборов городов два года назад, на этот раз, возможно, и придется "резать мясо".

Но вполне вероятна и другая высказываемая сейчас в кулуарах версия: ФИФА и Оргкомитет просто-напросто подстегивают все регионы к более интенсивной работе. Как говорят в таких случаях в шахматах, "угроза сильнее исполнения".

Виталий МУТКО: "НА СЕГОДНЯ КОНЦЕПЦИЯ НЕ МЕНЯЕТСЯ"

Вчера вечером министр спорта прокомментировал для "СЭ" ситуацию со стадионами.

– Мне кажется, что пресса делает из мухи слона: концепция проведения чемпионата мира не меняется. Да, у ФИФА есть вариант, при котором количество городов будет сокращено. Но мы уже проделали большую работу в каждом регионе, и не учитывать ее нельзя. На сегодня у нас 11 городов, и мы идем именно по этому пути. Говорить о каких-то изменениях в концепции, на мой взгляд, сейчас абсолютно не стоит.

90