29 января 2019, 11:05
Гоша Чернов
из Дохи
Все это выглядит очень странно и напоминает антиутопию. Представьте, что вы оказались в безжизненной пустыне, посреди которой растет гигантское сооружение. Вокруг только песок и гостиницы для рабочих, а внутри каменной махины – строительный кран и кирпичи. И вам говорят, что тут пройдет финал главного турнира самого популярного вида спорта на планете.
Стадион называется "Лусаил Айконик", город – просто Лусаил. Хотя и строители, и живущие тут русские, и куратор стройки англичанин Джон (а Катар до 1970-х находился под протекцией Британской короны) называют его чуть иначе – "Лусэйл". Этим словом именуют растение, которое растет только на севере Дохи. Поэтому так назвали и город.
Города нет. Вообще нет. Вам даже Википедия скажет, что Лусаил – это "запланированный" город. Тут сейчас живут только те, кто воздвигают арену – филиппинцы, палестинцы, малазийцы и прочая дешевая рабочая сила. А она действительно дешевая – средняя зарплата простого рабочего на стадионе составляет 400 долларов. И это в самой богатой стране мира!
В 2015 году население Лусаила официально составляло полторы тысячи человек. Сейчас – в три раза больше, ведь число рабочих на стадионе увеличилось (сейчас там трудятся 4300 человек, а скоро их количество дорастет до 8 тысяч). Но к 2022 году население города составит 250 тысяч. Как?
Вокруг арены строятся элитные дома, причем цены на жилье тут в полтора раза ниже, чем в соседней Дохе (до центра столицы 20 километров). Люди, которые не могут позволить себе квартиру в главном городе Катара, переезжают в Лусаил. Город потенциально – суперсовременный. В нем все будет автоматизировано. Например, если на дороге произойдет ДТП, это сразу же увидят в центре управления городом, и на место происшествия отправится полиция и, может быть, бригада скорой помощи. Электричество, водоснабжение – все будет работать в автоматическом режиме.
А еще жилье в Лусаиле выделяют строителям стадиона, так что "Лусаил Айконик" – градообразующее предприятие.
При этом стадион полностью перестроят после чемпионата мира. Ожидается, что его вместимость составит 83 тысячи зрителей, но самому Катару такой гигантский стадион совсем не нужен. Зачем? Сейчас в Дохе живет 600 тысяч, и мало кому из них интересен футбол. Тут гораздо популярнее соколиная охота и верблюжьи бега.
Поэтому стадион даже не строят, а собирают. "Лусаил Айконик" – это гигантский конструктор. После окончания чемпионата мира его частично разберут и отправят куски в бедные страны, а вместимость арены уменьшится до 20 тысяч.
Добраться до стадиона можно будет даже на метро, хотя на данный момент в Катаре нет ни одной станции, ни одной ветки, и ни один пассажир не проехал на поезде. Но уже в 2019 году в Дохе запустят полноценную сеть метрополитена, и одна станция будет с выходом на Лусаил. Правда, какой будет судьба метро после окончания мирового первенства – неизвестно. В Катаре даже автобусов почти нет, все передвигаются на машинах из-за дешевизны бензина (сейчас литр 95-го стоит около 25 рублей).
Сам стадион готов примерно на 30 процентов – очертания поля уже видны, и даже понятно, куда Головин будет целиться во время исполнения штрафных ударов. Готова нижняя часть трибун, но второй ярус еще не вырос. Занятно, что внешний вид арены утвердили только в декабре, а само строительство началось полтора года назад. Но организаторы уверены: "Лусаил" будет готов ко второму или третьему кварталу 2020 года.
В общей сложности чемпионат мира примут восемь стадионов. Один из них ("Халифа") уже готов – под боком у него проводятся матчи турнира с участием "Спартака", "Локомотива", "Зенита" и "Ростова". На "Халифе" всего две недели назад даже тренировался "ПСЖ" – парижский клуб контролируют катарцы и лично эмир Аль-Тани, так что Неймар и Мбаппе в Дохе часто гостят. Но даже "Халифа" пока не готова принимать гостей чемпионата мира – внутри нее продолжаются работы по отделке помещений.
До конца 2019 года должны быть сданы три арены, до конца 2020-го – оставшиеся четыре. Правда, только "Халифа" после окончания турнира останется в том же виде, что и сейчас. Вместимость большинства стадионов будет сокращена, а "Рас Абу Абуд", что на берегу Персидского залива, разберут целиком. Катару просто не нужно такое количество больших стадионов.
Зачем тогда чемпионат мира этой маленькой стране? Катар развивает туризм. Когда-нибудь нефть в государстве закончится, а жить на что-то нужно будет. А сейчас туристы в Катар едут неохотно, да и предложить стране нечего – пляжей почти нет, алкоголя найти почти невозможно.
Но крупные спортивные мероприятия привлекут к себе людей из самых разных стран, и в Катаре надеются, что он станет таким же центром притяжения туристов, как и ОАЭ. Так что чемпионат мира для страны – это не желание развить футбол в стране. Он все равно не наберет бешеную популярность за такой короткий срок. Чемпионат мира для Катара – это реклама самих себя.