10 января 2017, 01:00
ЗАЧЕМ ЭТО ДЕЛАЮТ
СОВСЕМ НЕ ДЕТСКИЕ ЗАБАВЫ
На первый взгляд, от проделок Джанни Инфантино попахивает инфантилизмом. Он похож на ученика младших классов, который познает мир через примитивные, порой шаловливые эксперименты, чтобы исследовать свойства вещей и природу существ. Не так давно ему попался на глаза чемпионат мира – и любопытный президент со свойственным пытливому уму энтузиазмом решил проверить опытным путем, сколько команд в него можно напихать, пока он не треснет и не лопнет. Для начала попробовал 40, но так увлекся, что натолкал уже 48, и если чемпионат выдержит, Джанни наверняка добавит туда еще сколько-нибудь.
Оно, конечно, чем бы дитя ни тешилось… но что, если предел будет достигнут на числе, допустим, 53 или 61? Их ведь потом ни по три команды на группу, ни по семь, вообще никак не поделить!
Еще эта широта инфантиновой души напоминает подход ребенка к созыву гостей к себе на праздник. Весь класс плюс весь двор и еще нескольких знакомых ребят. Ну а чего, веселее же будет, и подарков больше! Да и родителям какая разница, на тридцать ртов раскошеливаться или на полсотни?
И все-таки президентские затеи – лишь с виду детские забавы. Ведь цель их – не обогатиться новыми знаниями и не получить удовольствие от общения и внимания, а чисто и конкретно срубить денег по максимуму. Так и было заявлено, прямым текстом: больше матчей – больше доходов от телеправ и рекламы. Коммерция и только коммерция, никаких сантиментов и высоких помыслов.
И вот тут уже все по-взрослому. Судите сами: ФИФА хочет расширить и без того чрезмерно раздутый чемпионат мира до немыслимых пределов – иначе говоря, увеличить его футбольный контент. И не за счет классных команд и качественной игры – их негде взять; все, что способно таковой генерировать, целиком и полностью укладывалось в рамки чемпионатов мира из 24 сборных. Восемь второсортных резко разбавили этот уровень начиная с 1998 года, когда их стало 32, – точно так же из концентрата в жижу постепенно превращался Euro – и минувшим летом у всех на глазах расплылся тонким пятном на футбольной поверхности. Теперь в ЧМ досыплют шестнадцать третьесортных и еще хуже. Может ли из всего этого получиться хоть что-нибудь хорошее, культурное, высокохудожественное, стильное? Риторический вопрос.
КАК ЭТО БУДЕТ
БАЛАГАН ЛИМИТЕД
Достаточно бегло разобрать две спортивные составляющие нового проекта ФИФА, чтобы убедиться в его неприкрытой ущербности. Первая – календарь группового турнира. По замыслам чиновников 48 команд разделят на 16 троек, каждая сборная гарантированно встретится с двумя соперниками, потом – либо в плей-офф, либо домой. Поверхность идеи вроде бы гладкая. Но ковырнешь – и всюду ухабы да ямы. Получается, что сборная, пропускающая второй тур, будет вынуждена 7 – 8 дней сидеть без дела, тренироваться да изнывать от скуки на закрытой базе в чужой стране. Та, что со второго тура только вступит в игру, в случае, если жребий определит ее в "хвостовую" группу, начнет турнир не раньше чем через неделю после его торжественного открытия, причем к тому времени некоторые сборные из "головных" групп уже проведут по два матча и, не исключено, уедут восвояси.
Наконец, у тех, кому доведется выступить в первом-втором турах, а третий пропустить, может возникнуть ситуация, что их дальнейшая судьба будет зависеть от соперников. И придется им, сидя на месте несколько дней в подвешенном состоянии, ничего не предпринимая, дожидаться, куда эти двое их определят – в 1/16 или в зону таможенного досмотра. А у них, в свою очередь, появится известный жгучий соблазн…
Если же организовать 12 групп по 4 сборные, мало того, что это всех страшно утомит и внимательно следить за командами и событиями будет нереально из-за банального "футбольного переедания", так еще и состав этих групп наверняка окажется балаганным. Вы и сами можете на досуге определить 12 "маток" и прикинуть, какой ширпотреб и неликвид сгрузят во вторую, третью, четвертую "корзины". Как вам такой квартет: Колумбия, Словения, Мали, Таиланд? А их таких будет несколько.
ЕСТЬ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВА
И ТОГО, И ЭТОГО
Второй спортивный абсурд – квоты на вновь открытые вакансии. Согласно циркулирующим данным, Европе дадут 3 дополнительных места, Южной Америке – 1, Северной – 2, Азии и Африке – по 4 – 5 и одно полноправное – тихоокеанским островам. Нетрудно заметить, что ущемлены будут регионы, где есть реальная конкуренция за попадание на чемпионат мира, а облагодетельствованы те, что и при 32 участниках заполняют выделенный резерв по максимуму и даже с некоторым усилием.
В самом деле, глядя на игру – точнее, ее потуги – в исполнении большинства африканских команд на последних ЧМ (особенно смешон всякий раз Камерун, да и перехваленный Кот-д’Ивуар ничуть не лучше) и всех без исключения азиатских (Япония где была, там и осталась; Корея сверкнула разок – и снова не видать), меньше всего можно предположить, что где-то на просторах этих континентов затерялись еще четыре сборные, сильнее и достойнее. Да за примерами и ходить не надо: в Германию-2006 каким-то дивным образом проникли Того с Анголой – без слез на них смотреть было невозможно. Там еще Тринидад и Тобаго отметились, из своей штрафной вылезти не могли. Вот этого добра нам теперь хотят всучить аж целых 16 экземпляров.
По итогам всего обдуманного и высказанного возникает одно резонное недоумение: если уж ФИФА до такой степени настигла жажда расширить контингент участников чемпионата и максимально увеличить их количество, то почему, вместо того чтобы его коверкать и похабить, не разделить турнир на два дивизиона? И пусть те, кто ниже среднего футбольного роста, определяют своего победителя и заслуживают себе именные приглашения в "элитную лигу".
А не так, как предлагает Инфантино, – по объявлению.