12 мая 2020, 17:00
ЧМ-1998. Финал
Бразилия — Франция — 0:3 (0:2)
Голы: Зидан (Пети — угловой), 27 — 0:1. Зидан (Джоркаефф — угловой), 45 -0:2. Пети (Дюгарри, Виейра), 90- 0:3.
Наказания: Жуниор Байяно, 34. Дешам, 38. Десайи, 48. Карамбе, 56 (предупреждения). Десайи, 68 (удаление).
Судья: Белкола (Марокко).
12 июля. Сен-Дени. «Стад де Франс». 80 000 зрителей (вмещает 80 000).
Бразилия против Франции. Сложно было представить лучшую пару в финале чемпионата мира-1998. Главный фаворит турнира с Роберто Карлосом, Ривалдо и Роналдо в составе встречался с хозяевами первенства, в обойме которых были Зидан, Дешам и Тюрам. Однако такого исхода, пожалуй, не ожидал никто. На переполненном «Стад де Франс» французы разгромили своего соперника со счетом 3:0.
Франция действительно смотрелась лучше: создавала больше моментов, забирала подборы и классно реализовывала «стандарты». Зинедин Зидан, являвшейся главной креативной силой хозяев в атаке, забил сразу два гола после розыгрыша угловых. А на 90-й минуте разгромную точку в матче поставил Эммануэль Пети, открывшийся между двух защитников соперника.
В составе Бразилии выделялся только подключавшийся к атакам Роберто Карлос и голкипер Клаудио Таффарел. Если бы не он, то счет мог бы быть и 0:5. Одной из главных звезд Селесао считался 21-летний Роналдо. Он блестяще смотрелся по ходу всего турнира: забил четыре гола, включая мяч в полуфинале против Голландии. Однако в решающем матче оказался выключенным из игры: как в скоростном плане, так и во взаимопонимании с партнерами.
Что же произошло с Роналдо? И могла ли Бразилия проиграть специально, договорившись с ФИФА о дальнейших выгодах?
Вот что сам бразилец рассказывал о своем состоянии перед финальным матчем ЧМ-1998 в интервью FourFourTwo:
— Я решил отдохнуть после обеда, и последнее, что я помню, как ложился спать. После этого у меня начались судороги. Рядом были игроки, а также доктор Лидио Толедо. Они не хотели рассказывать мне, что происходило.
Я попросил их уйти, потому что хотел спать. Затем мы вместе с Леонардо прогулялись по саду, прилегавшему к территории отеля. Он объяснил мне всю ситуацию, сказав, что я не будут играть в финале.
Но все необходимые медицинские осмотры не показали, что со мной что-то было не так. Доктор Толедо давал мне «зеленый свет». Тогда я подошел к главному тренеру Марио Загалло и сказал: «Я в порядке. Вот результаты осмотра. Я хочу играть».
Я не дал ему альтернативы. Он принял мое решение играть. Я вышел на поле и, вероятно, повлиял на всю команду. Потому что эта судорога была чем-то очень страшным. Вы не каждый день встречаетесь с подобным.
В любом случае, у меня был долг перед страной. Я не хотел пропустить финал, чувствуя, что могу играть. Очевидно, это был не лучший матч в моей карьере. Но мне нужно было сыграть свою роль.
Бразильские журналисты выдвинули свою теорию, объяснявшую невзрачную игру Роналдо в финале. Газета Folha de S. Paulo писала о нервном срыве нападающего, случившемся прямо по ходу турнира. Признаки депрессии проявились у Роналду за неделю до финала — якобы он разбил о стену велосипед. Доктор Толедо не стал решить игрока из-за возможных осложнений на допинг-контроле.
Еще одно необычное объяснение провала Роналдо в решающем матче связано с любовной историей. Форвард мог нервничать из-за того, что его тогдашняя девушка Сюзана Вернер, по информации некоторых источников, вступила в связь с бразильским телевизионным журналистом.
Бразильский телеканал Globo получил от своего источника электронное письмо, в котором говорилось о намеренной сдаче финала ЧМ-1998. Сообщалось, что Бразилия «продала» матч за 23 миллиона долларов, которые должна была выплатить ФИФА. Это было связано с двумя причинами:
1. Желанием угодить новому президенту ФИФА Зеппу Блаттеру;
2. Стремлением помочь французам забыть о социальных проблемах.
В обмен на поражение в финале ФИФА пообещала Бразилии более легких соперников во время ЧМ-2002, а также право на принятие мирового первенства в следующем десятилетии.
Следующая теория заговора связана с одним из всемирно известных производителей спортивной экипировки. Она также касается наличия Роналдо в составе на матч с Францией.
Бразильский нападающий Эдмундо рассказывал, что его партнера по команде действительно отвезли в больницу для сдачи анализов. Однако на возвращение Роналдо в состав повлияли не медики и не тренерский штаб, а... экипировщик.
— Их люди находились там 24 часа в сутки, будто бы они были техническим персоналом. Это огромная сила. Это все, что я могу сказать, — приводит слова Эдмундо FourFourTwo.
В 2000 году была создана следственная комиссия для расследования контракта между экипировщиком и Бразильской футбольной ассоциацией. Ее задачей было выяснения влияния спортивной транснациональной корпорации на появление Роналдо в стартовом составе. Комиссия решила, что эта история является надуманной.
Можно посмотреть на финал ЧМ-1998 и с другой стороны. К примеру, отметив гениальную игру Зидана, в тот день превзошедшего с технической точки зрения всю бразильскую сборную. Или оборону сборной Франции, не позволившую сопернику практически ничего создать даже после удаления Марселя Десайи на 68-й минуте.
Скорее можно поверить в запредельный настрой французов, подогретых домашними трибунами, чем в сдачу матча бразильцами. В конце концов — Роналдо сам решил играть. А тренерский штаб не нашел оптимальной замены.
Это был просто не день Бразилии.