Все интервью
Все интервью

30 сентября 2011, 03:30

Валерий Непомнящий: удар током в КПЗ

Александр Кружков
Обозреватель
Юрий Голышак
Обозреватель

РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ

В Валерия Непомнящего мы влюблены. Болеем за все его команды. От бесшабашного Камеруна до несчастной "Томи".

Он дожидался нас в кафе на "Динамо". Сидел один в маленьком зале, смотрел поверх очков. Кофе, два телефона, записные книжки. Полумрак.

- Вы прямо дон Карлеоне…

Валерий Кузьмич рассмеялся.

- Я бы вас домой пригласил, но там неуютно сейчас. Жена в больнице, я наездами бываю. С тех пор как из Томска вернулся, больше на даче время провожу.

* * *

- У вас нет ощущения, что стоило уехать из Томска раньше?

- На год? Или на несколько месяцев?

- Вам виднее.

- Знаете, ведь последний контракт я не сразу подписал. Не было уверенности, что решится вопрос с финансами. Я даже не о зарплатах думал, а о возможности комплектоваться. Тянул долго, но тут появился новый президент - фигура для Томской области серьезная. Купили Баженова и Сабитова, пусть с опозданием. Старались брать как можно дешевле.

- В какую сумму обошлись экс-спартаковцы?

- По миллиону за каждого. На Тигарева потратили раза в три меньше. Остальных взяли в аренду - Баляйкина, Канунникова, Песьякова, Старикова..

- Когда-то Валерий Нененко тренировал "Факел" и говорил журналистам: "Я самый низкооплачиваемый тренер высшей лиги". Нынче самым-самым были вы?

- Едва ли. Меня представляли одному из руководителей области, тот спросил: сколько зарабатывает наш тренер? Гендиректор "Томи" Степанов ответил: "Точно знаю, Валерий Кузьмич входит в первую двадцатку тренеров российского чемпионата". На третий сезон мне зарплату повысили. Было очень неприятно, когда журналисты написали - мол, команда денег не видит, зато Непомнящему жалованье выдают регулярно…

- Не было такого?

- Конечно, нет! Наоборот, первым делом получили ребята. Тренеры и персонал - позже.

- Команда прочитала?

- Наверняка ребята обсуждали. Прежде был похожий эпизод. Из Москвы летал бизнес-классом - клуб оплачивал билеты в эконом, разницу в цене покрывал сам. Однажды возвращаюсь в Томск, горничная мне говорит: "Команда страдает, а Непомнящий бизнес-классом пользуется". Это было так оскорбительно!

- Может, не стоило?

- Рейсы ночные, в Томск прилетал около семи утра. Вот-вот тренировка. Отсыпался в самолете, иначе никак… А расстаться с "Томью", думаю, надо было месяца на два раньше. Ребята отговорили: "Валерий Кузьмич, не порите горячку". Но важнее для меня было другое: еще не адаптировались игроки, которых позвал лично я - Бояринцев, Нахушев. Только пришли - а я ухожу? Как-то неудобно. Плюс все эти прокурорские дела. От моей отставки мог случиться такой резонанс, что сыграло бы против клуба.

- Кто-то сказал: "Непомнящий поступил порядочно. Боялся уходом спугнуть инвесторов. Но как пошли деньги - собрал вещи…"

- Так и есть. Деньги еще не пошли, но договоренности достигнуты.

- Как вы уходили?

- Получили 0:4 дома от "Краснодара". Футболисты подавленные. Да и сам такой же. Сказал в раздевалке: "Ребятки, послушайте меня внимательно, не говорите ничего…" А накануне отъезда зашел перед тренировкой попрощаться. Сначала комок к горлу подступил, потом смешно стало.

- Почему?

- Когда направился к выходу, игроки зааплодировали. И у меня вырвалось: "Так обычно артистам хлопают - когда в последний путь провожают…" Команда грохнула от смеха.

- В офисе "Томи" проходили обыски. Вас к следователю вызывали?

- Нет. Обычно утром приходил в клуб, встречался с руководством и докторами. В тот день у нас была тренировка на стадионе. Пообедал, смотрю - на крыльце наши сотрудники с озабоченными лицами. Водители, охранники. Спрашиваю: "Вы что такие напряженные?" - "Валерий Кузьмич, у нас обыск!"

- А дальше?

- Иду в свой кабинет на втором этаже - гляжу, в учебно-спортивном отделе сидит спортивный директор, начальник команды и какой-то молодой человек в галстуке. Говорю: "А где наручники? Вы что до сих пор не закованы?" Оказалось, никаких обысков и опечатываний нет. Следователь в те же минуты беседовал со Степановым. Испугало то, что подъехали они на нескольких машинах.

- Виталий Мутко высказался резко: "Хватит "Томи" платить завышенные зарплаты, пусть набирают своих воспитанников и играют".

- К нам все без исключения приходили с понижением. При том что сибирская надбавка быть должна. Мало какая жена столичного игрока пожелает в Томске жить. К примеру, у Парейко появляется вариант в Шотландии - и мы ничего не можем сделать. Климов и Скобляков остались в "Томи", согласившись на уменьшение оклада. У половины футболистов - зарплаты до 15 тысяч долларов.

- Зато у 34-летнего корейца Ким Нам Иля - полтора миллиона за сезон.

- Не знаю, откуда всплыла информация. Неправда. Я прочитал об этом, сразу выяснил: а сколько он получает? Миллион двести - и это его совокупный доход за полтора года, включая все бонусы.

* * *

- За последние три года много у вас претензий к самому себе?

- Начинаете раздевать, ребята… Много претензий. Вот говорят, Непомнящему не хватает жесткости. Давно за мной тянется этот шлейф. Почему-то в первый томский сезон жесткости мне хватало, во второй тоже. А ребята были более матерые. Сейчас же в Томске идеальная команда - не на кого ругаться. Поэтому иногда думаю: может, действительно стоило создать в команде конфликт? Завести? А то я успокаивал их, они - меня. Все было очень нежно. И доуспокаивались.

- Вы говорите словами чешского тренера СКА Милоша Ржиги: "Все настолько хорошо, что хочется устроить какую-то провокацию".

- В 1979-м в "Колхозчи" меня сменил Арсен Найденов. Потом рассказывал: "Валерка, после тебя трудно тренировать. Ребята тебя так любят!" Он работал иначе - орал игроку: "Ты - дурак, вообще ничего не умеешь". Тот выходит злющий на поле, забивает - и тренеру показывает жест. А Найденову больше ничего не надо. В таких методах есть резон.

- Не в Ашхабаде ли Арсен Юдильевич срезал ворота и продал?

- Нет, не у нас. До Ашхабада он работал в шестнадцати командах. Хоть и моложе меня на год.

- "Драки в командах - это нормально" - ваши слова. В "Томи" до такого доходило?

- За три сезона игроки дрались три раза. Били друг друга по морде.

- Сильно?

- По-разному. Однажды потерпевший оказался в нокауте. Но потом мирились. Впервые с этим столкнулся еще в "Колхозчи". Игровой момент, первый сзади зацепил - второй развернулся и ударил. Тут же получил в ответ. В Томске один не подстраховал, другой накинулся с претензиями. И вспыхнуло.

- Штрафовали?

- За все время в "Томи" я не выписал ни единого штрафа. Как-то стал невольным свидетелем разговора нашего администратора с футболистом. Тот к самолету прибыл без фирменного костюма. "Смотри, оштрафуем!" Игрок ответил: "Только попробуйте. Встретимся в суде". Где-то он вычитал: если у предприятия задолженность перед работником - штраф накладывать не имеет права.

- Это легионер козырнул знанием?

- Наш, конечно.

- Последний футболист, заставивший вас сорваться на мат?

- Матом я мог ругнуться тихонько на скамейке, повернув голову влево. Там как раз мой помощник Вася Баскаков сидел, все выслушивал.

- Игроки говорили про Юрия Красножана - самое жесткое, что слышали от него, это "дешевые фраера". Что слышали от вас?

- А-а, помню! Знаете анекдот про Чапаева?

- Расскажите.

- Василий Иванович спрашивает Петьку: "Как меня бойцы называют?" - "Что-то птичье…" Вспоминал-вспоминал - не сокол, не орел. Не беркут. "Да который все время стучит" - "Дятел?" - "Нет, долб…б". Вот одного игрока я так в сердцах назвал.

- Как правильно работать с Дзюбой?

- А что с ним не так? Нормальный парень. Да, хамоватый. Да, несдержанный. Но умный! Что-то ляпнет - я одерну: "Тема, так нельзя" - "Да-да, Валерий Кузьмич, понимаю".

- Примером проиллюстрируете?

- На тренировке футболист, который старше Дзюбы лет на восемь, сделает неточный пас. Артем сразу громко комментирует: "И это игрок премьер-лиги? Да он на три метра передачу дать не в состоянии!" Или кто-нибудь ошибется, он кричит: "Ты - преступник!" Меня особенно забавляли его сражения с Мичковым в теннисбол - на ужин в ресторане. Причем отношение к этому у них разное. Димке сам процесс нравится, а Артему обязательно нужно победить. Иначе не успокоится. В итоге Мичкову порой до пяти ужинов проигрывал.

- Канунников "Зениту" пригодится? Или "Томь" для него - потолок?

- Интересный мальчишка - но его проблема: игра без мяча. Почему на фланге-то использовали? В центре не может открыться. Отодвинули Канунникова на край. Пусть подрабатывает под правую ногу - когда пробьет, когда пролезет. Но очень уж однообразен. Сказал: "Макс, у тебя этот сезон, по сути, пропал. Только ты не дергайся…" Ему нужно было провести 5 - 7 игр в первом круге, столько же - во втором. А он выходил на каждый матч - поэтому не было куража. Полета.

- Никогда не ловили себя на мысли, что команда ваша отдает игру?

- Наверное, это самый острый момент в нашем разговоре?

- Пожалуй.

- За период в "Томи" сомнения возникли лишь раз. Матч против Нальчика. Игроки мне после сказали: "Это была ничья по умолчанию". Детьми и внучками клянусь, больше не было подозрений! Хоть предложения поступали, ребята говорили: "Валерий Кузьмич, к нам обращаются" - "Спасибо. Что будем делать?" - "Играть". И все время играли.

- Верите?

- Дважды потом были намеки со стороны некоторых товарищей: "Вот эти игроки - то-то и то-то…" Одного футболиста я даже пригласил, объяснялись. Другого заменил в первом тайме. Но только для того, чтоб на него не было лишней нагрузки - когда игрок догадывается, что есть подозрения, начинает "пороть". Допустим, после матча с "Краснодаром" мне шепнули: "Знаете, сдавала целая группа…" Не верю! Мне кажется, в этом составе "Томи" нет подлецов.

- Сергей Хусаинов говорил: "Для меня первый признак договорного матча - отсутствие коммерческих предложений судье". А что для вас?

- Сережа молодец. Для меня таких признаков нет. Могу сказать - нас два раза просили, чтоб упирались против какого-то соперника. Стимулировали. Я отвечал: "Спасибо, мы и так будем упираться. Если есть желание доплатить, обращайтесь к ребятам. Чтоб рядом со мной и не возникало подобных разговоров".

- Обращались?

- Знаю, что один случай завершился скверно.

- То есть?

- Нас "стимулировали". А когда сыграли с нужным счетом, обманули. Ничего не заплатили. Если б я участвовал в этих делах, оказался бы перед командой в дурацком положении. А так - пусть сами разбираются.

- Сколько обычно предлагает стимулирующая команда?

- Доходит до 10 тысяч долларов каждому. Таких официальных премий в "Томи" сроду не было. Есть у меня смешная история про "стимулирование" из советского прошлого. В "Колхозчи" заплатили премиальные - 60 рублей. Подходит ко мне недовольный футболист: "Почему так мало? Тофик перед матчем объявил, что сегодня праздничные".

- Праздничные - это двойные?

- Ну да. А Тофик - администратор. У меня глаза на лоб. Зову Тофика: "Что за самодеятельность?" - "Хотелось ребят получше настроить" - "Тогда выдавай деньги, если уж обещал" - "Где ж их взять-то?" Игрок тоже напирает: "Мы и жен предупредили - как теперь выкручиваться?"

- Что администратор?

- В Ашхабаде уже в то время были получастные забегаловки. Одну из них с кем-то на паях держал Тофик. Давай, говорю, зарабатывай там. Через неделю прибегает: "По 60 рублей не получается - но по 20 я каждому добавил".

* * *

- Что скажете потенциальным работодателям через "СЭ"? Сколько вас не тревожить - месяц, два?

- До декабря. Пока попользуюсь свободой.

- Последнее предложение, которое вы отмели, - "Жемчужина"?

- Кроме "Жемчужины" было еще два, в том числе - из премьер-лиги. Я очень жалел, что не мог принять команду из Сочи. Обратились бы на пятнадцать дней раньше - был бы там.

- Что помешало?

- Я еще не подписал контракт с Томском. Но дал слово.

- Правильно сделали?

- После одного из отказов услышал: "Валерий Кузьмич, надо пользоваться моментом". А я ответил - у меня такое было и в прошлой жизни. Но я фаталист, чувствую - меня кто-то ведет, оберегает от необдуманного.

- В сочинском проекте ничего не насторожило?

- Абсолютно ничего - я был настолько увлечен! Президент Якушев подробно мне все описал - замышлялось приблизительно то же, что сейчас делает "Краснодар".

- Были приглашения, к которым возвращаетесь памятью?

- Сборная Камеруна на чемпионате мира играла в Бари - так меня клуб из этого города и зазывал. Говорили: "Посмотрите, какой у нас собор Святого Николая! Он же вас ведет по жизни!" Тогда же позвали в "Тулузу". Я уверен - правильно сделал, что отказался.

- Почему?

- Репутацию разрушил бы до основания. Ни с итальянскими, ни с французскими журналистами ладить бы не смог. Даже в Камеруне мне приходилось непросто. Перед чемпионатом мира начались серьезные дебаты - брать ли Непомнящего в Италию? "Он в таких турнирах не участвовал, языка не знает. Н’Коно, Белл и Милла его съедят с потрохами. Нужно приглашать француза". Меня отстоял министр по делам молодежи.

- Вам предлагали сборные США, Кореи. Тоже не стоило браться?

- Таланта к языкам у меня нет - а в Штатах требовали, чтоб за четыре месяца освоил. Я на французском заговорил года через полтора - что-то мог объяснить ребятам. Но не журналистам, боже упаси. А в Корее должен работать исключительно корейский тренер.

- Хиддинк работал.

- Его успех в Корее - это чудо. Такое иногда случается. Хотя над Гусом там висел топор задолго до чемпионата мира. Я в это время был в Корее на сборах со своей китайской командой. Журналисты мне рассказывали: "Хиддинк так себя ведет…" После чемпионата мира говорю им: "Вот видите?" - "Гус ушел, и у нас футбола не осталось. Все рухнуло" - "Это уже ваши проблемы, не его…"

- Хиддинка тоже отстоял министр?

- Его личным патроном был президент федерации. Персона настолько важная, что баллотировался на пост президента страны.

- Представим, что вы очутились около Моуринью. Три вопроса, которые ему задаете?

- К личности Моуринью я отношусь не очень - но он гений, это несомненно. Я удивляюсь ему, как удивлялся когда-то Капелло. Первый вопрос - как он "строит" звезд такого уровня? Как они, даже рассорившись с Моуринью, его признают? Второй вопрос - почему он постоянно ищет конфликт в отношениях? Это его мотивирует? А третий попроще - нравятся ли российские футболисты?

* * *

- Посещение томского кардио-центра - это звонок?

- Уже пять-шесть лет наблюдаюсь по поводу аритмии. В Москве лежал в бакулевском центре, в Томске тоже лег в перерыве между играми. А потом загремел по собственной глупости. Кардиолог сказал: "С одной стороны, вы умный человек, а с другой - нет. Знаете же, как быстро у вас выводится препарат…" А я прекратил пить лекарство. Отлично себя чувствовал. Вот и получил. Кстати, за две недели до этого супруга попала в кардиоцентр с сильнейшей аритмией.

- У нее же инсульт был?

- В декабре 2008-го. Я прилетел в отпуск из Томска, был на даче - а жена в московской квартире принимала родственников. Звоню: "Как ты?" - "Нормально, но постоянно хочется сесть. Только встану - тянет назад". Возвращаюсь домой - жена лежит. Вызвали "скорую" - повезло, приехал опытный врач. Едва глянул: "Милые мои, это ж инсульт". Сразу в больницу, вовремя успели. Пронесло.

- Что такое 68 лет?

- Когда-то сказал вам же в интервью - в 60 чувствую себя на 60. Жена стыдила за эти слова: "Разве так можно?" Это было после Китая, подустал за границей. Еще молодым составил себе план - со свистком работаю до пятидесяти. Потом стану завучем в школе. Дожил до этого возраста - и в "квадрате" с молодежью на равных, и кроссик пробежать в радость. Тут читаю слова Бышовца: "Тренер способен активно работать до 60 лет…"

- Это Анатолий Федорович к 60-летию Лобановского высказался.

- Ладно, думаю, буду тренировать до шестидесяти. В 60 на одной ноге легко приседал 20 раз. С ребятами спорил в Корее и Китае - делал больше, чем они. Но главное, с удивлением замечаю - мозги работают!

- Подтверждаем ваше наблюдение.

- Считается, с возрастом происходят какие-то процессы - но у меня никаких проблем. Есть на эту тему история. Идут два человека. Один вздыхает: "Стареем мы с тобой. Девчонки на нас не смотрят…" - "Ничего подобного. Постареем, когда сами на них смотреть не будем". Я не устал ни от футбола, ни от ребят. Вроде уехал из Томска, закончил работу - а все равно каждый день разговариваю с томичами. То одно, то другое. Самого себя убеждал: футбол по телевизору смотреть не буду. Но смотрю. Все матчи.

- Под джин-тоник, как и прежде?

- Вчера - да! Приехал в московскую квартиру, один - налил джин и развел апельсиновым соком. Тоники сейчас, мне кажется, фальшивые все. Суррогаты.

- Как правильно разводить?

- Один к трем. Это в Африке меня научили. Но там швепс был нормальный.

- Было хоть раз такое - настолько увлеклись джином, что концовка матча прошла мимо вас?

- Я вообще никогда не был пьяным. Очень этим горжусь. Больше 150 граммов выпить не могу - словно ограничитель внутри.

- У вас в сборной Камеруна пьющие люди были?

- Да что вы! Ни одного! Вон, Роже Милла - до сих пор не пьет, не курит. В идеальном состоянии, хоть завтра за сборную сыграет. Сигаретами некоторые баловались, но после одного эпизода мне на глаза в такие минуты старались не попадаться.

- Что за эпизод?

- Прилетели в Анголу, заполняем декларации. Я еще не всех футболистов знал. Вдруг подходит парень с сигаретой, что-то уточняет. Переводчик говорит: "Это Ндиора, он во Франции играет". - "Скажи, чтоб с сигаретами его не видел. Пусть за углом дымит". Ндиора удивился: "Коуч, во Франции спокойно курю - и никто из тренеров не делает мне замечаний". Больше в сборную его не приглашал. А в последний день перед отлетом на чемпионат мира отчислил Мбиду. Между прочим, в Камеруне он стал национальным героем - после того, как забил единственный гол сборной на испанском первенстве мира.

- За что отчислили-то?

- За самоволку. Ночью с Массингом рванули по девочкам. Потом мне рассказывали, будто одежду надо было где-то постирать.

- Может, девчонок попросили заодно и простирнуть?

- Я уж не вникал. Накануне строго всех предупредил: "В 11 - отбой, из гостиницы никому не отлучаться. В 7 утра отъезжаем в аэропорт". Я и второго хотел домой отправить, но команда отстояла. Причем сам же Мбида вступился: "Коуч, он не виноват, я его потащил с собой. Я готов понести наказание. А молодого - простите".

- Это не Массинг в стартовом матче с Аргентиной засадил ногой в грудь Канидже?

- Он. К стыду своему признаюсь - именно я настоял, чтоб играли максимально агрессивно. Понимал: в этом наш шанс. Аргентинцы - фавориты, настроены дойти до финала, а значит, в первом же матче убиваться не будут. Если сразу их встретить жестко, запугать - может сработать. Так и вышло. Хотя получили в том матче две красных и кучу желтых. Что до Массинга, то он не собирался ломать Каниджу - просто ногу не успел убрать.

- Реальный возраст африканских футболистов редко совпадает с датой в паспорте. Как им это удается?

- Не знаю, как сейчас, но когда работал в Камеруне, там с документами царил полный хаос. Приглянулся мне игрок в матче молодежных составов. Решил к сборной его подтянуть. Спрашиваю: "Сколько лет мальчишке?" - "Шестнадцать". - "Принесите паспорт". - "Нету паспорта". - "Как?" - "Его выдают при выезде за границу. Но парень пока никуда не выезжает, вот и не оформлял". Мне говорили, что в паспортном столе африканцы называют любую дату рождения - и никто не проверяет. К тому же половина населения Камеруна - мусульмане. У них свое летоисчисление. Так что в этом плане все очень запутанно.

- Полагаете, Это’О действительно родился в 1981-м?

- Думаю, он соответствует своему возрасту. В каком-то интервью Это’О говорил, что никогда меня не видел. О русском тренере, при котором сборная Камеруна здорово выступила на чемпионате мира-90, ему рассказывал отец. А уже после приезда Самюэля в "Анжи" узнал, что он хочет со мной встретиться. С удовольствием пообщаюсь.

- На встречу с Это’О нацепите орден Почетного легиона, который вам вручили в Камеруне?

- Еще чего! Хотя стал вторым белым, которого таким орденом наградили. До меня был французский атташе, остановивший межнациональный конфликт.

- На вашего помощника Льва Броварского в Камеруне напали с ножом четыре бандита. Отняли часы и 200 долларов. Через какие опасности прошли вы?

- Я страху в воздухе натерпелся. В Камеруне тогда было всего три самолета, которые выполняли два рейса - в Гвинею-Бисау да в Париж. Поэтому на стыковые матчи в Тунис мы добирались военным бортом, приспособленным для перевозки десанта. Где вместо кресел - сетки, подвешенные к потолку. Лететь через пустыню не имели права, но министр, который отправился с нами, приказал - и полетели. А там такая болтанка началась - мама дорогая! У камерунцев же особенность: если куда-то присядут - моментально отрубаются. И вот все спят - один я переживаю. Главное, надеялся сразу из Туниса в Париж махнуть - и домой. А мне говорят: "Денег нет". Пришлось обратно через пустыню лететь. Еще четыре часа мучений… Но в такие ситуации, как бедный Левушка Броварский, к счастью, не попадал. Камерунцы относились ко мне прекрасно. По-моему, из африканцев они - самые милые люди. Ленивые, правда, избалованные.

- Почему?

- Потому что в этой стране от голода умереть точно нельзя. Всегда что-то с дерева можно сорвать и съесть. Многие тренеры отмечали - с камерунцами приятно работать. Я поражен, что Бикей и Бранко оставили о себе в России дурную славу. Но это - исключение. Кстати, Бранко мне регулярно эсэмэски шлет. Вот, смотрите. Мечтает, чтоб когда-нибудь взял его на работу помощником: "Мы с вами таких дел наворотим!"

- Он же еще играет?

- Да. То ли в Польше, то ли в Швейцарии.

- Сегодняшний тренер Непомнящий сильнее того мсье Валери, который тренировал Камерун?

- Честно, не знаю. Условия, которые были в Камеруне, даже сравнить не с чем. Настоящее везение. А с появлением Миллы меня словно сверху кто-то наградил. Так что нет у меня ответа на ваш вопрос, молодежь. Давайте поедем дальше.

* * *

- Про какую мечту своей юности можете сказать: "Слава богу, что не сбылась"?

- Сначала дипломатом хотел стать, затем - журналистом. Пока после сочинения не услышал от учительницы по литературе: "Непомнящий, если б ты сам это написал, я бы сказала - у тебя есть дар. Но я же вижу, что каждое предложение - перепевы хрестоматии и учебника". Хоть я не списывал. А после школы решил военным летчиком стать. 1961 год, освоение космоса, Гагарин… И отправился в Челябинск поступать в высшее военное училище штурманов. По здоровью не приняли.

- Что стряслось?

- Проблемы с почкой. Через девять лет операцию сделали. Врачи говорят - у многих так, кто долго жил в Средней Азии. Водичка не та, фильтров не было, начинались нехорошие обменные процессы… Из Челябинска вернулся домой, устроился на работу. Первая запись в трудовой книжке - ученик электромонтера.

- Руки помнят?

- Помнить-то помнят - только не из того места растут. Дома все смеются - если берусь за молоток или отвертку, обязательно какая-то напасть приключится. То палец отобью, то порежусь, то что-нибудь сломаю. Но мальчишкой был - как-то справлялся. Хотя разок током шибануло будь здоров.

- Где?

- В КПЗ.

- ???

- Вызвали в отделение милиции - поменять в камере выключатель. Монтер Василий Иваныч, у которого числился учеником, ушел обедать. Мне сказал: "Валерка, тут ерунда, сам управишься". Стою на стуле, зачищаю провод. Был почему-то уверен, что выключатель уже не под напряжением. А ножик у меня - с металлической ручкой…

- Вот и зачистили.

- Да уж. В камере в это время сидел городской сумасшедший. Дядька тихий, но как напьется - караул. И его сразу закрывали в КПЗ - пока не протрезвеет. Тем более жил он прямо напротив отделения. Так вот, от удара током я резко выпустил нож, который воткнулся сантиметрах в десяти от его носа.

- Повезло. И городскому сумасшедшему, и вам.

- Не то слово! Хотя он был в невменяемом состоянии, даже не понял, что произошло. Кстати, уже после чемпионата мира-90 меня в Ашхабаде пригласили выступить перед заключенными.

- Согласились?

- Почему нет? Набрал сигарет, чая, мячей - и поехал в колонию. Захожу в зал, со всех сторон несется: "Кузьмич, салют!" Выяснилось, что там отбывают срок несколько знакомых. В том числе Юра Имамов, бывший администратор "Кубани". Вручил я подарки, со сцены речь толкнул. А теперь, говорю, задавайте вопросы. Кто-то подал голос: "Кузьмич, на машину-то в Камеруне заработал?" - "Нет. Да и какой смысл покупать? Вы же и угоните".

- Оценили шутку?

- Посмеялись. Отвечают: "Не бойся, Кузьмич, - твою не тронем". На прощание подарили нарды ручной работы. Красивые. До сих пор дома лежат.

- Когда последний раз были в Туркмении?

- В 2004-м. К сожалению, никак не складывается. А поехать надо. Там похоронены мама, теща.

- Ваш отец погиб на войне?

- Да, в 1943-м на Курской дуге. Он был танкистом. Вот и все, что о нем знаю. Не осталось никаких документов. Пытался найти хоть какую-то информацию, делал запросы, обращался в Книгу памяти - тщетно.

- Письма сохранились?

- Ни писем, ни фотографий. Я никогда не видел отца. Даже на фото… Дело в том, что в 1949-м маму репрессировали. Она работала на строительстве железной дороги. Там завели дело на шпионов и вредителей - посадили и ее. Освободили и реабилитировали в 1953-м после смерти Сталина. Я же эти годы провел в детском доме.

- Что помните?

- Знаете, несмотря на весь этот ужас, не могу сказать, что у меня было убитое детство. К нам хорошо относились воспитатели. Мы учились в обычной школе. Я играл в духовом оркестре. Сперва на альте, потом на трубе. Именно детский дом научил меня понятию "мужская дружба". Мы все были дети "врагов народа". Еще одно воспоминание - как прятал под деревом кусок хлеба, присыпал снежком. Вечером вынимал и ел. Вы не представляете, насколько это вкусно - когда хлеб вытаскиваешь из снега! Да-да, попробуйте когда-нибудь. Но вдруг хлеб стал пропадать. Как ни приду - его уже нет. Это продолжалось несколько дней. Наконец не выдержал, рассказал ребятам. "Эх, ты, дурень, - говорят, - хлеб на ветке нужно прятать! Из снега его собаки достают".

- Вы про себя как-то сказали: "Я очень сомневающийся и закомплексованный". Последние сомнения?

- Да вот, размышлял, соглашаться на интервью с вами или нет. Вообще сомнения постоянно со мной под руку. И недостатком это не считаю.

- Почему?

- Тренер обязан сомневаться! Это предполагает анализ, необходимо все продумать, просчитать. Но если уж принял решение - все, назад дороги нет. Говорю исключительно о профессии. В обычной жизни я ничего не просчитываю. Куда судьба ведет, туда ведет. Что касается комплексов, то я бы очень хотел быть посвободнее, пораскованнее. Конечно, не как Моуринью, но что-то близко к этому.

- Долго можете не разговаривать с женой, поссорившись?

- Часа полтора. Ну, два. Не больше. Потом сразу начинаю мириться. Иногда напихаю, в ответ тоже получу. Но долго друг на друга сердиться не можем.

- Со стороны кажется, что если и бывают идеальные союзы, то это - ваш.

- Пожалуй, соглашусь. Мы с 1968 года вместе. Ровно столько же я и тренером работаю.

- Кстати, сорок три года назад долго сомневались, прежде чем сделать предложение Полине Павловне?

- Вы же в курсе нашей истории? Я - студент, она - преподаватель, да еще замужем. Ну и как вы думаете? Конечно, сомневался! Резонанс, город небольшой, весь гудел.

- Так вы чужую жену увели, Валерий Кузьмич? Однако!

- Это любовь, ребята…

Юрий ГОЛЫШАК, Александр КРУЖКОВ

67
  • Дмитрий Григорьев

    Всех приветствую! Удачи и здоровья Валерию Кузьмичу!

    10.01.2023

  • kormega

    Интервью великолепное! Посмотрел бы я как Карпина зеки встретили в рваных на попе джинсах и с кудряшками)

    02.10.2011

  • Dixen

    Спасибо за то, что Вы есть , Валерий Кузьмич

    01.10.2011

  • shuralev

    Жаль что не дают добавить комент.Валерий Кузьмич -лучший!!!

    01.10.2011

  • Валий

    leostalker 11:36 | 30 Сентября 2011-----А сейчас в сборной не каста неприкасаемых? Те же бесконечные грабли. А Кузьмичу пора в ЦСКА.

    01.10.2011

  • geo06

    Спасибо большое, я узнал что есть такой тренер от папы "Он военный, и говорит мы в Африке комунизм прививаем, а он футбол, он один из нас там только полезным делом занимался", и рассказал о Валерии Кузьмиче, ДОЛГОЕ ЛЕТО ВАМ

    01.10.2011

  • romy4_84

    спасибо за интервью с удивительным человеком

    01.10.2011

  • вперёд Спартак!

    Здоровья Вам, Валерий Кузьмич, и удачи!!!

    01.10.2011

  • sssmol

    Мне искренне жаль Дедушко, что отдавал свои силы такой грязненькой команде, как Томь. Работал в гнилом клубе, а репутацию реально не подмочил. Как можно заметить, не стал наотрез опровергать продажные игры. Возможно, он действительно не верит в такие варианты, о котором Кузьмичу сказали после Краснодара. А про Нальчик он вообще напрямую сказал. Хорошо, что он ушел. Значит он остался. Остался в футболе, откуда Томь скоро исчезнет... Болел томских жаль, там любят футбол.

    01.10.2011

  • dr.ashrafoff

    тренер которого уважают фаны всех клубов!!!Хороший Человек!!!

    30.09.2011

  • ZreitdFD

    Кузьмич, крепкого Вам здоровья! Бог в помощь!!! Жизнь продолжается!

    30.09.2011

  • BRAMBY

    Очередное классное интервью "по пятницам". Кроме него и читать ничего в газете не хочется. Молодцы, ребята! А Кузьмич без работы и внимания не останется. Такие люди всегда были в дефиците.

    30.09.2011

  • 1 2 3

    Кузьмич, здоровья!!!!! Таких, как ты власть имущих списала в расход, а МЫ верим в ТЕБЯ!!!!

    30.09.2011

  • ozion

    Прекрасное интервью!Настоящий мужик Валерий Кузьмич, неравнодушный!В сборную бы его, тогда и стадионы на матче национальной команды забиты бы были до отказа. Э..эх

    30.09.2011

  • geoserge

    Валерий Кузьмич - Человек с большой буквы.

    30.09.2011

  • r1sp

    хороший человек

    30.09.2011

  • Sashik

    отличный человек. отличное интервью. Здоровья!

    30.09.2011

  • r1sp

    классный мужик

    30.09.2011

  • Zenit-Piter

    SNAP1188 14 : 49 Этого достойного мужика всегда будут обманывать , пока он не вышибет двери в кабинетах Гершковичей . ЗДОРОВЬЯ , Кузьмич !

    30.09.2011

  • bog-alibek

    Огромное уважение и благодарность Валерию Кузьмичу просто за то, что он есть! Я лично его очень сильно уважаю! Хороший мужик!

    30.09.2011

  • SNAP1188

    Насколько же достойный мужик,многим надо у него поучиться!!!

    30.09.2011

  • Gavrilove81

    Хорошая статья

    30.09.2011

  • ska_rostov

    !

    30.09.2011

  • ska_rostov

    ПЯТЬ++++++++++++++++++++++++++++++++++ Спасибо!

    30.09.2011

  • Bazil_Kerby

    Вот это интервью, вот это я понимаю. Читается на одном дыхании. Авторитет этого человека безграничен!!! Валерий Кузьмич, до декабря, понятное дело, отдых, а потом ждем Вас в большом клубе!!! Здоровья Вам и счастья, а еще удачи и больших побед.

    30.09.2011

  • leostalker

    Простите, почему-то два раза текст залился

    30.09.2011

  • leostalker

    Romezz. Конечно, Вы правы. Тогда мы сотворили феерический матч с Францией, а потом та драматичная ошибка Филимонова за 3 минуты до конца... Конечно, были хорошие матчи и у "Спартака", и у сборной. Но я говорил о клановости в эпоху Романцеаа, когда никакой "чужой" игрок или тренер не мог оказаться в сборной ни при каких заслугах. В итоге мы со старой обоймой игроков опозорились в Японии, а Романцев только и лепетал, что, мол, это были лучшие (опять же примеры действительно лучших игроков я уже приводил в том посте). И выиграй Непомнящий мундиаль с Камеруном, все равно его бы на пушечный выстрел не подпустили к сборнойRomezz. Конечно, Вы правы. Тогда мы сотворили феерический матч с Францией, а потом та драматичная ошибка Филимонова за 3 минуты до конца... Конечно, были хорошие матчи и у "Спартака", и у сборной. Но я говорил о клановости в эпоху Романцеаа, когда никакой "чужой" игрок или тренер не мог оказаться в сборной ни при каких заслугах. В итоге мы со старой обоймой игроков опозорились в Японии, а Романцев только и лепетал, что, мол, это были лучшие (опять же примеры действительно лучших игроков я уже приводил в том посте). И выиграй Непомнящий мундиаль с Камеруном, все равно его бы на пушечный выстрел не подпустили к сборной.

    30.09.2011

  • PlamBEER

    Статья хорошая, а заголовок как обычно, желтушно-тошнотворный.

    30.09.2011

  • Jean2

    Это любовь, ребята… =) Хорошее интервью хорошего человека.

    30.09.2011

  • Romezzzq

    leostalker: Вы так с сарказмом пишите, что команда Романцева типа добилась. Напомните мне как дело было, а то я видимо запамятовал и ошибаюсь, что в отборочных играх, когда Романцев принял команду после Бышовца с тремя поражениями подряд, Олег Иванович выиграл подряд 6 игр(один из которых был действующий чемпион мира) и была одна злополучная ничья. Если не так, может тогда поправите?

    30.09.2011

  • Pele Peleevich

    Побольше таких ЛЮДЕЙ нашему футболу - цены бы ему не было (футболу, конечно)! Валерий Кузьмич, здоровья Вам и Вашей супруге!!! Долгих Вам лет жизни, новых команд и новых успехов!!!

    30.09.2011

  • Местный

    Один из тех ...из Великих. Долгих лет и огромного здоровья, Вам и Вашим близким!

    30.09.2011

  • Asmiral2011

    Господа администраторы, это что за дела? Почему меня "забанили"? Ведь я ничего не нарушал! Где справедливость?

    30.09.2011

  • avisms

    Отличное интервью. Отличный человек! Валерий Кузьмич, здоровья и удачи!

    30.09.2011

  • fifa77

    Отличный тренер и порядочный человек. Здоровья Вам Валерий Кузьмич!

    30.09.2011

  • leostalker

    Дим-дим. Глубоко согласен насчет сборной, но ты же прекрасно помнишь, какие тогда времена были. Когда Непомнящий произвел фурор с Камеруном в Италии (чуть не выйдя в полуфинал, едва не обыграв англичан), наша славная сборная сначала устроила ультиматум насчет отказа ехать на ЧМ-94, где благополучно вылетела. Потом после тренерской чехарды наконец ее возглавил Романцев, с которым все знают, чего мы "добились". Потребовался провал на ЧМ-2002 в Японии, чтоб кончилась его монополия, а также его бессменнных Онопко, Никиифоровых, Бесчастных и пр. Путь Непомнящему, да и любому "чужаку" был в сборную заказан, если б даже он выиграл чемпионат мира. Вы все помните, как из сборной (а чуть ранее из "Спартака") был выгнан Тихонов, как не приглашался в сборную наш лучший голеодор за всю российскую историю Веретенников, как не приглашался лучший бомбардир чемпионата России (не помню год) торпедовец Вязьмикин. То есть царила каста своих неприкасаемых, как бы бездарно они ни играли. Поэтому мечты о Непомнящем в нашей сборной были изначально обречены

    30.09.2011

  • tuta09

    Вы забанены на сайте или пытаетесь добавить дублирующийся комментарий.

    30.09.2011

  • tuta09

    Вы забанены на сайте или пытаетесь добавить дублирующийся комментарий.

    30.09.2011

  • tuta09

    эх

    30.09.2011

  • Фыва13

    Жаль нашу сборную ему ни разу не доверили. Здоровья и скорейшего трудоустройства!!!

    30.09.2011

  • чимуренга

    Pele и Иркутск , зачем тему политизировать ? Не будьте примитивными тормозами.

    30.09.2011

  • il3333

    Уважаю!

    30.09.2011

  • leostalker

    Ну вот, когда не надо, сразу два моих почти одинаковых коммента вылезли:) Раз пять пытался отправить. Простите, если еще всплывут:)

    30.09.2011

  • Tedas

    Спасибо за интервью. Прочитал с большим интересом. Вы бы,Валерий Кузьмич, книгу бы написали.Даю 100% - был бы бестселлер! Здоровья и долгих лет жизни Вам и Вашим близким.

    30.09.2011

  • Ега

    Мега Мужык!

    30.09.2011

  • leostalker

    Присоединяюсь ко всем добрым словам в адрес СЭ, сумевшего так душевно разговорить тренера,и, конечно, самого Валерия Кузьмича! Его работа, подход к жизни - чудесный пример мужества, благородства, мудрости!

    30.09.2011

  • zmey86

    Прекрасное интервью! Самый уважаемый тренер России! Карпин срочно забираем Валерия Кузьмича в Спартак!

    30.09.2011

  • Алексей Х

    blue-white 10:01 | 30 Сентября 2011 Побольше таких людей в Правительство, тогда бы страна расцвела...-- Такие люди не вписываются в вертикаль "суверенной демократии".

    30.09.2011

  • matala

    Непростая судьба, здоровья и удачи!

    30.09.2011

  • doki

    Благородный дядька, уважаю!

    30.09.2011

  • maxbmv

    СЭ, впервые за очень долгое время выражаю респект за хорошее интервью с ТАКИМ ЧЕЛОВЕКОМ!!! Валерий Кузьмич, здоровья Вам и удачи!!! P.S. А может к нам, а?....:)

    30.09.2011

  • Pele Peleevich

    Это что? возрождение цензуры от правящей партии? Господа, на каком основании вы баните комментарии, если в них нет нецензурных выражений, намека на межнациональную рознь и террористических призывов? Как же быть со свободой слова и мысли? Или в СЭ таких понятий уже не существует? Печально все это!

    30.09.2011

  • blue-white

    Побольше таких людей в Правительство, тогда бы страна расцвела...

    30.09.2011

  • Milord_Goal

    Спасибо, СЭ за интервью с таким Человеком. И Вам, Валерий Кузьмич, огромное спасибо, за душу, которую Вы вложили в работу с командой и часть которой навсегда останется в Томске!!! Удачи Вам в дальнейшем и здоровья!!!

    30.09.2011

  • Milord_Goal

    Спасибо, СЭ за интервью с таким Человеком. И Вам, Валерий Кузьмич, огромное спасибо, за душу, которую Вы вложили в работу с командой и часть которой навсегда останется в Томске!!!

    30.09.2011

  • Vlаdimir

    Может Кузьмич окажется в ЦСКА?

    30.09.2011

  • gnum79

    проблемы с комментами уже неделю. Непомнящему здоровья и удачи. Томь как то про...лась

    30.09.2011

  • shuralev

    пытаюсь коммент вставить - его нет ,а потом говорит ,что я забанен.

    30.09.2011

  • MiceRus

    Руководство и игроки "Томи" сами виноваты. Таких тренеров поискать надо. Посмотрим куда нас заведет новый тренер, хоть и играл он у нас.

    30.09.2011

  • mikele

    "дон Карлеоне" это прикол что ли ? вообще пишется "Дон Корлеоне"

    30.09.2011

  • MiceRus

    Че за фигня? пытаюсь коммент вставить - его нет ,а потом говорит ,что я забанен.

    30.09.2011

  • Марио66

    Хорошее интервью, интересный дядька. Очень хотелось бы посмотреть как у него получилось бы тренировать что-то серьезнее Томи.

    30.09.2011

  • rossoneri

    Светлый человек! Хорошее интервью

    30.09.2011

  • howard

    Пока ещё не читал, предвкушаю. Но это похоже вторая беседа с этим интересным человеком.

    30.09.2011

  • Алексей Х

    На одном дыхании прочел, глубокий человек. Удачи, а главное, здоровья ему.

    30.09.2011

  • Zloy_ekb

    Глыба! читаешь про достижения - диву даешься. Да и интервью супер получлось

    30.09.2011

  • DM

    Молоток мужик! Удачи в дальнейшем и побольше порядочных людей на пути жизненном!

    30.09.2011