Кажется, про Михайлова написано все. И рассказано тоже. Изданы книжки.
6 октября великому хоккеисту ХХ века – 70. Перед юбилеем мы отправились к нему на дачу в Поварово, на многое не рассчитывая. Уже там выяснили, что историй у Бориса Петровича еще на один том…
* * *
– Мы навестили Анзора Кавазашвили накануне 70-летия. Он вздыхал: "Ужасный юбилей". У вас отношение к цифрам другое?
– Меня это не тревожит. Иногда супруга говорит: "Загляни в паспорт". Открываю: елки-палки, 70! В душе-то мне чуть за пятьдесят.
– Образ жизни активный?
– Лопату уже не беру. Зато в Москву выезжаю каждый день. Здесь зовут выступить, там… В ЦСКА на всех матчах бываю.
– Как насчет пробежек?
– Набегался уже, хватит. Никогда этого не любил.
– Предложения тренировать поступают?
– После Новокузнецка еще года три приглашали. Причем в одно место так настойчиво, что почти сломался! Но решил жене позвонить: "Конопуль, контракт два плюс один. Думаю – что делать-то?" Татьяна отвечает: "Приезжай в Поварово, я тебе подпишу контракт!" Ясно, говорю, вопрос закрыт. Официально заявляю: с тренерской карьерой я закончил. Пусть молодежь себя проявляет.
– Сколько лет вы женаты?
– 48.
– Это же очень много.
– Вы хотите, чтоб я развелся, что ли? Хорошо, Татьяна Егоровна не слышит. Сейчас бы высказалась!
– У вас было три брата. Как сложились судьбы?
– В живых уже никого нет. На одного шпана в Москве напала. Просили деньги – а денег не было. Забили до смерти. Со старшим в 90-е – приблизительно та же история. Средний скончался от сердечного приступа, когда похоронил жену.
– Юность у вас была боевая?
– Все помню… 1954 год. Сейчас эта улица около вашей редакции называется Гашека, а тогда – Тверской-Ямской переулок. Там была фабрика "Дукат", напротив жили мы, в полуподвале. Когда началось строительство чехословацкого посольства, дома отселили. Я за три червонца продал сарай. На эти деньги мама мне же первые "гаги" купила, коньки. Она на 45 рублей всех тянула. Ели черный хлеб да чеснок. Если суп сварит – счастье. Котлету по праздникам видели.
– Пока отец был жив – доставалось?
– Да, человек строгий. Задницу мог надрать так, что не сядешь. На час отпросишься погулять, придешь раньше – по шапке получишь. Опоздаешь – ремнем. Если я понимал, что время просрочил, то уж не являлся дотемна. Все равно всыплет.
Помню, как прикрепили к нам секретаря партийной организации. Он устроил музыкальный кружок. Дали мне балалайку, научился играть: "Светит месяц, светит ясный…" А разве могу забыть, как я, 12-летний, на открытии Лужников в 1956-м совершал круг почета?
– За что такая честь?
– Был капитаном дворовой команды. Статья вышла с заголовком – "Останется память на всю жизнь". Так и случилось.
– С Евгением Мишаковым вы же с детства знакомы?
– В одном дворе жили! Дом в дом! Сами сооружали хоккейную коробку – стащили доску со стройки и деру. За нами милиционер. Кричу: "Женя, догоняет" – "Попробуй брось! Убью!" Но оглянулся, видит – тот почти настиг. Меняет тактику: "Кидай! Врассыпную!" Через час вернулись на то же место, доску забрали. Милиционера уже не было – не будет же ее караулить.
– Почему не унес?
– Шесть метров длиной. Но он знал, куда тащим – вечером явился: "Наконец-то я вас поймал!" – "Дядя Вань, ну прости…"
А Мишаков в моей судьбе сыграл огромную роль. Всюду меня рекомендовал – от хоккейной команды ремесленного училища до ЦСКА. Кулагину сказал: "Присмотритесь к Михайлову". Когда пригласили, я первым делом отправился к ветеранам своего "Локомотива": как быть-то? Только квартиру здесь получил. Ветераны посовещались: "Иди".
– Знакомство с Тарасовым вышло у вас неординарное.
– Точно. Для встречи он выбрал заправку на Ленинградском проспекте. Ему по пути было из дома на тренировку. Тарасов с Кулагиным едут на 21-й "Волге" – я стою на обочине. Уши от мороза багровые. Анатолий Владимирович говорит: "Ничего на площадке делать не умеешь. Ничего у тебя нет, кроме характера. Но я научу. Если будешь спать на клюшках, думать только о шайбах". Я хотел сообщить, что у меня сын маленький, жена, но не рискнул. Тарасов смотрит: "Согласен?" – "Да!" А Кострюков, тренер "Локомотива", из-за этого со мной года два не разговаривал.
– Он жив?
– Даже бодр. Жду на юбилей. Когда отмечали его 90-летие, спрашивают: "Анатолий Михайлович, вам налить?" – "Конечно. Желательно что-нибудь покрепче". Молодец!
– На эту тему у Тарасова для вас был прекрасный совет.
– 1969 год. После чемпионата мира традиция: игрок садился за стол – а напротив, как вы сейчас, Тарасов с Чернышевым. Мы, молодые, зашли втроем. Принялись благодарить за то, что доверили, взяли. Старшие товарищи меня научили: "Бери".
– Что брать?
– Вот и я гадал: что? Купил бутылку сухого. Тарасов не выдержал: "Что у тебя за спиной?" Вытаскиваю – вот, вино. И стеснительно, и страшно. Тарасов поглядел с тоской: "Н-да… Ребята, если вам когда-нибудь придется пить – только водочку!"
В соседней комнате прохаживался заместитель руководителя делегации. Тарасов кричит: "У нас что-нибудь есть? Неси!" Тот приносит зеленую бутылку водки за 2,87. Наливают мне. Я хлоп – осушил стакан. У Тарасова глаза расширились: "Адя! С первого раза!" Мне-то уже 25 лет – говорю спокойно: "Да я привык". Потом корил себя: кто ж меня, дурака, за язык тянул? Что-то мы тему выбрали спорную.
– Тогда меняем. Какие еще советы Тарасова помнятся?
– После какой-то игры так по спине и почкам настучали, что мелькнула мысль: ну чего я буду лезть на пятак? Три матча не обострял. И все три не мог забить!
Вызывает Тарасов. Не поднимая головы: "Садись. Думай, почему тебя вызвал". Голову ломаю – где ж я завалился? Вчера если и выпил – чуть-чуть. С утра жену попросил принюхаться – нет выхлопа? Не было!
Тарасову ждать надоело, прервал мои размышления: "Что, надумал?" – "Нет". – "Значит, скажу я вам, молодой человек…" А если Тарасов произносит "молодой человек" – жди подарка.
– Каким был подарок?
– "Хоккеиста Михайлова, который работает на пятачке, я знаю. Хоккеиста Михайлова, который лазает по углам, не знаю и знать не хочу. Усек?" Вот пристал, думаю. Но стараюсь на лице это не отобразить – иначе сомнет в крошку. Затем дошло: я же три игры не ходил на пятак. И что? Ноль голов! В следующей полез – сразу забил. Понял, что Тарасов наставляет правильно.
1973 год. Капитан сборной СССР Борис МИХАЙЛОВ получает "Приз "Известий". Фото - Анатолий БОЧИНИН
– Ваш рекорд – 428 шайб в чемпионатах страны не побит до сих пор. Какая из них самая тяжелая?
– Четырехсотая. Ребята уже на пустые выкладывают – а у меня все мимо летит! Руки трясутся, ничего поделать с собой не могу. Это тянулось семь матчей. Катастрофа! Наконец в Риге выкатываемся с Гусевым на динамовского вратаря Василенка. Шайба у меня, думаю: "Прости, Гусь, не отдам! Либо гол будет, либо Василенку хана". Под планку обычно не бросал, а тут ка-а-ак дал от ушей – тащи!" Вы даже не представляете, какое облегчение испытал.
– Смешные голы были?
– Не помню, с кем играли, – я спрятался за чужими воротами. Присел, киперу меня не видно. В отличие от Петрова, который выезжает на пятак. Пасует, я выскакиваю и укладываю шайбу в уголок. Вратарь в шоке озирается: "Ты-то здесь откуда?!" А меня смех душит: "Вася, не зевай!"
– Третьяк нам про вас говорил – вся игра Михайлова перед воротами. Нигде так не бьют, как там.
– Это правда.
– Как били в те времена?
– Как и сейчас. Но амуниция нынче другая. Раньше спина практически голая. Получали и в позвоночник, и по почкам, и по печени. Спина после матча синяя. В игре с американцами дважды засадили в нос. Но ничего – мне туда натолкали…
– Вату?
– Вату потом не вытащишь. Надо бинт, делали полумаску. Поиграл в ней немножко – запотевает. Отбросил, играл так. Ну попадет в третий раз – и что? Все равно нос сломан! Или вот про Мишакова история. Играем в Швеции. У него кисть раз и согнулась. Намертво, не распрямить. Кое-как выправили на скамейке, забинтовали – снова вышел на лед. Все обалдели.
– А вы на Олимпиаде в Саппоро поразили мужеством.
– Зацепились с финским защитником. Ножки у него оказались сильнее. У меня надрыв левого колена. Все опухло. В тот же вечер собрался консилиум хоккейных врачей. Постановили – на лечение потребуется не меньше месяца.
И тут явился Тарасов. Взглянул из-под бровей на доктора Белаковского: "Через день Михайлов должен стоять на коньках!" И я через день играл со сборной Польши! Но чувствую – невмоготу. Подъехал к Чернышеву: "Аркадий Иванович, умираю…" Тот меня снял с матча. Следующий, со шведами, пропустил – а в финале на чехов вышел. Даже гол забил. Ногу мне перетянули и сверху, и снизу.
– Уколы не помогали?
– Для меня они хуже любого удара. Как и финалгон. Очень уж жжет.
– Вратарей били по рукам?
– А как же? У-у-у! И Пашкова, и кого угодно. А вот с Зингером был уговор: если моя нога во вратарской площади, бьет, как хочет. Если я за пределами – не трогает. Все время напоминал: "Войдешь – сразу врежу!"
– По почкам лупил?
– По голени. Как-то в Воскресенске играем с "Химиком". Стою перед Зубаревым. Вдруг он мне между ног засадил клюшкой! У меня глаза чуть на лед не выскочили.
– Отомстили?
– В перерыве говорю своим – братцы, нужен прострел. Кто-то исполнил, я бегу – и не по воротам бросаю, а врезаюсь в Зубарева. Якобы случайно – а на самом деле так, чтоб побольнее! Сейчас это называется "удар в голову". Эпштейн от бортика голосит: "Шпану со льда!" Дали всего две минуты. Меня до конца матча вообще ни разу не удаляли.
– В драки ввязывались?
– Вы посмотрите на меня – могу я драться? Но спуску не давал. Если меня обидите, найду момент и сделаю вам так же больно. Был в любительской сборной Канады центрфорвард, шустренький. Замучил – бьет и бьет. Публика канадская, хлопает. Все, думаю, пора его ликвидировать. Вижу – едет на меня. На противоходе – в голову ему хоп! До свидания!
– Эспозито говорил: "В сборной СССР уважаю всех, кроме Михайлова". Задело?
– Наоборот. Значит, что-то я стою. Эспозито считал, что он здоровый и только сам может больно делать. Удивлялся, когда в ответ получал. У Фила под мышкой было незащищенное место – туда и тыкал ему.
Вспоминаю первое собрание в Канаде накануне Суперсерии. Выступил Бобров. Следом – руководитель делегации Рагульский: "Ребята, надо проиграть сегодня достойно". Выкатываемся, оглядываем канадцев. Те бросают раз, другой, снова… Уже 0:2 "горим". Сижу на лавке: "О-о, полетели". От Боброва слышим: "Играйте быстрее. Не ногами, а головой! Уходите от столкновений!"
– Это и помогло?
– Сразу начали забивать! 7:3 выиграли. Потом думаем: а где ж эти канадцы-то?! Переезжаем в Торонто. Тот же Рагульский берет слово: "Вы не имеете права проиграть!" Выходим – и получаем 1:4.
* * *
– Кроссы у Тарасова были?
– Нет. Это Тихонов налегал на бег. А у Тарасова ни кроссов, ни игровых упражнений. Разве что такие: ты садись на Вову, Витя на Колю. Будем играть в "двухэтажный" баскетбол. Мы с Петровым пришли в ЦСКА, в нем 80 кг, во мне – 60. А блины в руки суют одинаковые! Еще и на спину мне Володьку сажают!
– Сегодняшнего-то Петрова на спине страшно представить.
– Я через пять минут задыхался – а он меня хоть полдня мог таскать. Я ж муха для него. В 1967-м неделю на сборе в Кудепсте выдержал – и к Кулагину. Ночами перестал спать от нагрузок. С 7 до 8 первая тренировка, вторая с 11 до половины первого, третья с пяти до полседьмого. И еще одна – для тех, кто "плохо тренируется". Кулагин покосился на меня насмешливо: "Выживешь – заиграешь. Нет – сами тебя отправим…"
– Вы плохо тренировались?
– Я – нормально. Но были люди, которые задавали много вопросов.
– Говорят, Петров постоянно ввязывался в споры с Тарасовым. Перечил.
– Было. Некоторые тоже отваживались – но не в такой форме, как Володька. Ему все твердили: ну успокойся! Промолчи!
– А он?
– "Не буду". Ему удавалось серьезно разозлить Тарасова.
– По словам Петрова, с вами чаще всего он ссорился из-за форточки.
– Это да! Я захлопну – он встает и открывает. Никто не хотел уступать. Харламов заглянет: "Да хватит вам, детский сад какой-то…" – и уйдет. А мы снова начинаем. Потом выходили на лед и все забывали. Чтоб неделю не разговаривали – ни разу не было.
– Чем Петров особенный?
– Упрямство. Характер невероятный. Тарасов про него говорил: "Да я бы давно его выгнал! Но – играет!" Произнести "Я с тобой согласен" Пете в молодые годы было невыносимо. Нужны были сильные аргументы. А сейчас он покладистый, хороший, рассудительный! Уже меня учит: "Ты не спеши, подумай".
– Почему в 1976-м Кулагин отцепил его и Гусева от чемпионата мира?
– Вы меня спрашиваете? Игрока? Объявили – "в воспитательных целях". Кулагин не сомневался, что выиграет чемпионат мира… Это все равно, что спрашивать, почему Тихонов не взял в Канаду Харламова.
– Так спрашивали.
– И что ответил?
– "Харламов сдал, уже был не тот".
– Вот и Кулагин – так же. Шаг, который привел к его же снятию из сборной.
– В одном интервью вы сказали: "Петров был единственным, кто мог мой рекорд побить. Но его искусственно убрали из хоккея".
– Нет, переформулирую: искусственно ему не дали побить рекорд дяди Вени Александрова. Володька наколотил 50 шайб за сезон, а у дяди Вени – 53, кажется. Сезон к концу, и Тарасов перестал выпускать Петрова центральным нападающим. Только защитником. Все делал, чтоб до рекорда не дотянулся.
– Смысл?
– Думаю, из-за упрямства. Володька слишком много спорил. Могли бы сходить к Тарасову, попросить, но Петров и здесь уперся: "Не пойду!"
– Годы спустя Петров едва не расстался с жизнью в гостинице "Прибалтийская". Знаете, что случилось?
– Нет. Приезжал к нему в больницу. Володька на эту тему вообще не говорил, как бы я ни пытался вытащить подробности. Молчал. Я его знаю: если первый раз не ответил – второй можешь даже не обращаться. Зачем буду лезть? Он до сих пор не оклемался после той трагедии.
2001 год. Борис МИХАЙЛОВ в редакции "СЭ". Фото - Дмитрий СОЛНЦЕВ
У дверей появилась Татьяна Егоровна.
– Идет, идет разведчица! – оживился Борис Петрович. – Что, скучно? Послушать хочется?
– Кто из вашей тройки первым женился?
– Я. Потом – Володя. Валерка последним. Прежде звонил, бывало: "Я к вам приду". Татьяна говорит: "Скажи ему, что ужин на кухне, спать пусть ложится в большой комнате". Вот такие были отношения. Но когда он женился, многое изменилось. С Петровым продолжали общаться, а с Харламовым связь прервалась. Как-то Валерка от нас отошел.
– Вычитали в вашей книжке, что Харламов встретил девушку, которую долго не видел. Спросил: "Ира, где пропадала?" Та ответила, что родила мальчика, назвала Сашей. "Чей же он?" – "Твой". И вскоре они расписались.
– Однажды он пригласил нас к Ире домой на Авиамоторную: "Вот жениться собираюсь, ребенок от меня… Но надо посмотреть…" Мы с Таней приехали, глянули на парня: "Вылитый Харлам! Такой же черненький, носатый".
Татьяна Егоровна: – Сашке тогда было месяцев шесть. До этого матери Харламова постоянно обрывали телефон девицы, уверяли, что рожали от Валеры. Та реагировала спокойно: "Покажите ребенка. Если наш – проблем нет, примем, воспитаем". После чего звонки прекращались. Показывать-то нечего. А здесь Валера сам рассказал ей про сына. Мама говорит: "Где же он? Привози". И на 8 марта познакомил Иру с родителями. А потом мы вместе отправились в загс, они подали заявление.
– Отец Харламова Борис Сергеевич последние годы жил у вас. Рассказывал, синиц всех прикормил…
– И синиц, и кошек! Зверушек обожал, лес, природу. Любимая передача – "В мире животных". Когда начиналась, бежал к телевизору, забывая обо всем. Я вообще больше не встречала человека с такой душой. Дядя Боря часто повторял, что все люди – добрые. В каждом видел только хорошее, никогда ни на кого не обижался.
– Про сына с ним говорили?
– Обходили эту тему. Старались отвлечь теплом, заботой. Татьяна, дочка его, регулярно приезжала.
– Как сейчас у нее дела?
– Сын ушел из жизни, осталась одна. Героическая женщина. Боль держит в себе. Наоборот, нас заводит.
– Что тебя-то заводить? – Борис Петрович посмотрел поверх очков.
– Дядя Боря меня замучил своими птицами: "Тань, дочка, надо бы уже семечки купить и сальца", – улыбнулась Татьяна Егоровна. – Выставлял кормушку, синицы слетались со всей округи. Мне смешно: "Дед, самим бы семечек наесться!"
– У него же здесь собака была?
– Да, Харлик. Ни разу не залаял, совершенно беззвучный. А у нас на крыше флюгер, петушок. И вдруг пес на него уставился: "Гав! Гав!" Дед обомлел: "Ой, а кто это?" – "Кто-кто, Харлик твой!" Дед целую диету ему составил. Прихожу – а Борис Сергеевич на газовой плитке готовит для собаки, заливает оливковым маслом. Потом йогуртами его кормил.
Помню, был проливной дождь. У нас работяги на участке копают. Дед рядышком с Харликом сидит. Мужики говорят: "Что-то собака у вас смирная" – "Да. Одна проблема – бананы не кушает. А вот йогурты – с удовольствием!" Те переглянулись, сплюнули…
– Сколько Борис Сергеевич у вас прожил?
– Десять лет. Жена Бегония умерла, ушел на пенсию – и мы его сразу забрали сюда. Сначала предложили переехать на лето. Затем дом стали топить соляркой, воду подвели. Говорю: "Дядя Боря, поедем на дачу?" – "Конечно!" С моим Петровичем очень сдружились, парой ходили. Дом вместе красили, что-то прибивали… А как у них косилка сломалась!
– Все секреты рассказала! – вспыхнул Михайлов.
– Нет, про косилку – это важно, – не согласилась Татьяна Егоровна. – Косилка рижская, еще в 80-е достал Хельмут Балдерис. А дядя Боря – общительный, на станции с мужиками познакомился. Говорят ему: "Да приноси!" Разобрали на две части, потащили с Петровичем. Исправили!
– Так от вас Борис Сергеевич и не съехал.
– Решили остаться до октября, дня рождения Петровича. Потом – до Нового года. Говорит: "А что мы поедем? Скоро посевная…" На полном серьезе. Будто мы здесь что-то сажаем. В ту зиму сильно мело. Мы с Дедом так чистили дороги, что приятно смотреть.
Я иду с лопатой до угла – а Петрович кричит: "Трактор!" Я обрадовалась – трактор пустили по улице. Лопату бросила. А оказывается, это он меня "трактором" называл. Весело жили.
Наши дети Бориса Сергеевича полюбили. Егорка спать не ложился, пока он массаж ему не сделает. А у Деда ладони холодные. Приговаривал: "Руки холодные, сердце горячее". Когда племянник поселился, спрашивает: "Кирюха, тебя-то размять?" С того момента как вечер – оба лежат. Ждут дядю Борю.
* * *
– Представляете Харламова 70-летним? – спрашиваем Михайлова.
– Да! Он и в 70 был бы шебутной. Открытый и бодрый. Даже представляю, как балагурил бы. Нам говорил: "Я взрослым тренером никогда не буду. Стану детьми заниматься".
– Харламов ехал по Ленинградке в тот трагичный день…
– Из Покровского, от тещи. Это километрах в тридцати от нас. Их дом на 86-м километре, а разбился он на 78-м. Валерий только выехал из поселка, потом за руль села Ирина.
– Борис Сергеевич рассказывал, как следователь разложил перед ними фотографии с места гибели. На Харламове – почти ни царапины.
– Я как раз была здесь, – вспомнила Татьяна Егоровна. – Сразу кинулась на место аварии. В морг ездила. Разбитую "Волгу" при мне грузили. Ира немножко пожила, сердце билось. Ее из машины вытащили на обочину, уложили на траву. А Валерка скончался сразу, разрыв всех внутренностей. Наверное, об стойку ударился, чуть-чуть голова была пробита. А внешне – будто спит! Мы на похоронах поражались!
– Погиб в аварии и брат Ирины.
– Тоже мгновенно. Он сидел за водительским креслом. Весь был переломан, его хоронили отдельно.
– Борис Петрович, сколько раз вы видели "Легенду №17"?
– Шесть. Премьера, закрытый показ в Сочи с президентом Путиным накануне юниорского чемпионата мира и четыре раза на каких-то мероприятиях. Приглашают выступить, начинается фильм – я же не могу уйти из зала. Не поймут. Сижу перед экраном, дальше со зрителями обмениваемся впечатлениями. Рассказываю, что правда, что – нет.
– На шестой сеанс ваше отношение к картине изменилось?
– Нет. Я понимаю, это кино, что-то приукрашено. Хотя висеть на тросах, по-моему, даже в художественном смысле перебор. Циркачество! Но главное, там все перепутано. Харламов попал в аварию не в 1972-м, а позже. Когда Тарасов увел команду с площадки, ЦСКА играл со "Спартаком", а не со сборной… Подобных нестыковок много. Они бросаются в глаза тем, кто разбирается в хоккее. Могли бы достовернее снять. Что ж, такой был консультант.
– Александр Харламов.
– Когда погиб отец, ему было шесть лет. Что он может помнить?! Откуда что-то знает про первую аварию Валеры, например?
– Вам предлагали стать консультантом?
– Да. С Петровым приехали на киностудию, познакомились со съемочной группой. Часа три нас расспрашивали. Володя попросил сценарий, а я сказал, что читать не буду, зато отвечу на любые вопросы. Предупредил: "Раз фильм о Валерке, готов помогать без всяких коврижек". Но потом началось – "Саша говорит это… Саша советует то…" Извините, отвечаю, тогда работайте с Сашей. А мы отошли в сторону.
– С сыном Харламова обсуждали "Легенду"?
– Нечего мне с ним обсуждать. Неинтересно. Саша, между прочим, хотел на Петрова в суд подать, когда тот несколько лет назад снял фильм про его отца!
– За что?
– Финансы. Но еще был жив дядя Боря. Сценарий он утвердил, на каждой страничке специально расписался. Поэтому Саша не мог качать права. Главную роль в картине исполнил Алексей Чадов, а я по просьбе Петрова в эпизодике мелькнул. Плюс организовал им для съемок лед в Клину.
Что касается "Легенды №17", то меня с Петровым часто спрашивают, дескать, почему вас в фильме почти нет? Это к сценаристам. Я воспринял без обид. В кино на месте Валерки мог оказаться кто угодно – Мальцев, Якушев, Третьяк, Петров, Михайлов, другие ребята… Но решили снять о Харламове и Тарасове, рассказать, каким трудом хоккеист добился славы и всенародной любви.
– Людям фильм нравится.
– Так это замечательно! На шести показах каждый раз в конце стоя аплодировали. Причем не только те, кто помнит нас на льду, но и молодежь. У многих в глазах были слезы.
– А у вас?
– Нет. Я очень редко плачу. И стараюсь, чтоб слез моих никто не видел. Так правильно.
2010 год. Москва. Борис МИХАЙЛОВ и его внучки. Фото - Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
– Как в 1980-м вас выдавливали из ЦСКА?
– Если расскажу всю правду, у вас волосы дыбом встанут! Но это заденет других людей, а я не хочу. Все мы в возрасте… Зачем ворошить?
– Хотя бы вкратце объясните, почему вы оказались не нужны Тихонову?
– Наверное, мой авторитет в команде мешал главному тренеру. Еще в сентябре я был капитаном сборной, а уже через месяц не проходил в основу ЦСКА. Удивительно, да? Врезался в память гадкий момент. Харламов и Петров травмированы. Перед матчем со "Спартаком" Тихонов мне вдруг заявляет: "Сегодня не играешь. Но будешь на лавке поддерживать, помогать…" И я окончательно понял, что дни мои, как хоккеиста, сочтены. В декабре 1980-го меня проводили.
– Сколько вы не доиграли?
– Уж год точно. Да, 36 лет, но я режимил, чувствовал себя прекрасно. На тестах в ходе предсезонки у меня был второй результат в команде!
– Со временем с Тихоновым помирились. Чья инициатива?
– Я в Ленинграде работал, когда он неожиданно предложил вернуться в ЦСКА вторым тренером. Моисеев ушел в московское "Динамо", Тихонову срочно понадобился ассистент. Я приехал к нему домой на Тишинку, поговорили. Слышу: "Давай все забудем" – "Давай". Пожали друг другу руки.
– Чем вы прогневили группу хоккеистов ЦСКА во главе с Фетисовым, которые вскоре открыто выступили против вас?
– Надоела моя требовательность. Есть ассистенты, которых легко подмять, они молчат, со всем соглашаются. Это не в моем характере. Впрочем, игроков в той ситуации не виню. За ними стоял один человек из клуба, с его подачи и организовали бучу. Когда же в присутствии Тихонова я произнес несколько слов, Фетисов сразу дал задний ход: "Петрович, извини". Инцидент был исчерпан.
– Правда, что в СКА 80-х за победы дарили книжку о Ленинграде на французском языке?
– При мне такого не случалось. Но допускаю. СКА был одним из беднейших клубов высшей лиги. Содержался за счет Ленинградского военного округа. Для командующего выписать премию 25 рублей – и то проблема. Проще отдать все, что на балансе – часы, фотоаппараты, бинокли… Помню, маршал Гречко как-то пошутил: "Дарю хоккеистам черте что. Может, лучше танк?! Продадут – хоть деньги будут…" Но не рискнул.
– Ленинград – ваш город?
– Да, раз отработал там в общей сложности лет пятнадцать. Хотя привыкал долго. Тяжелый климат, не слишком доброжелательное отношение к москвичам. Ленинградцев за свой город переполняет такая гордость, что иногда это переходит в гордыню.
– Они для вас по-прежнему ленинградцы?
– К тем, кого давно знаю, обращаюсь шутя: "Привет, блокадники!" Никто не сердится. Я ж любя.
– Из армии в запас уволились подполковником?
– Да. После того как на чемпионате мира-2002 сборная заняла второе место, мне присвоили полковника. Но особой категории, когда звание на размер пенсии не влияет. Ну и ладно.
– Почему тот чемпионат стал для вас последним в сборной?
– А я вам расскажу. Работу эту я очень любил и ценил. Мечтал со сборной выиграть Олимпиаду. Но перед Нагано и Солт-Лейк-Сити начиналась закулисная возня, в результате которой команду на Игры везли другие тренеры (в 1998-м Юрзинов, в 2002-м – Фетисов. – Прим. "СЭ"). Я понял, что в Турин мне поехать не дадут. Что-нибудь обязательно придумают – и вновь отцепят. В третий раз наступать на грабли не желал. Своих помощников, Крикунова и Белоусова, заранее предупредил: "Это для меня последнее первенство. Как бы ни сыграли". Заняли второе место. Мне предложили работать со сборной дальше – и я ответил: нет! Всё! Сейчас смотрю на это уже глазами хоккейного пенсионера и понимаю – правильно сделал.
– В золоте чемпионата мира-1993 большая заслуга Быкова?
– Громадная! В нас же не верила даже родная федерация, которую возглавлял мой друг Петров. Слишком много молодых было в команде. Быков с Хомутовым тогда считались суперзвездами, но себя не выпячивали. Ни на льду, ни за его пределами. Пахали наравне со всеми.
– Дружбы между ними уже не было?
– В 1993-м они еще дружили. Дороги их позже разошлись. Я с разными хоккеистами поработал в сборной, были среди них и звезды НХЛ, но по отношению к делу до Быкова с Хомутовым не дотягивает никто. Они сцементировали коллектив. С каждым днем мы становились сплоченнее. Ребята на площадке бились так, что это не могло не принести результат. Защитник Димка Фролов сломал большой палец на ноге – и все равно вышел в финале!
– Когда вы впервые увидели Дацюка?
– В Ленинграде проводили финал молодежного чемпионата России. Пашке было лет 17, играл во втором звене за "Автомобилист". Я хотел оттуда забрать в СКА человек шесть. Но тренер взмолился: "Петрович, ты что? Меня уволят!" В итоге позвал не Дацюка и Симакова, который тоже приглянулся, а троих ребят постарше.
– Прогадали.
– Увы, те не раскрылись. Дацюка планировал на следующий год взять, но закрутился и… Просто забыл. Вспомнил, когда уже ЦСКА принял. Звоню своему другу Крикунову: "Васильич, служит у тебя рядовой. Фамилия Дацюк. Давай обойдемся без армейских директив – сам пришли паренька".
– Прислал?
– Куда ж он денется? С армией шутки плохи. Но у Пашки травма колена, на операцию нужно три тысячи долларов. Как ни странно, деньги руководители клуба не нашли.
– Еще и чучелом огородным Дацюка обозвали, как рассказывал ваш ассистент Игорь Тузик.
– А-а-а! – Михайлов горестно махнул рукой. – Вот такие попадались начальники. С болью в сердце отправил Пашку обратно. Он восстановился, через год уехал в "Детройт" и стал хоккеистом, которым по сей день восхищается весь мир. Но заложил основу и развил его качества Крикунов.
* * *
– Фидель Кастро каким запомнился?
– В 1976-м он был с визитом в Москве. Маршал Соколов, большой любитель хоккея, привел его на матч ЦСКА. После игры Фидель спустился на лед, получил клюшку, сфотографировался с нами. Всю команду пригласил на Кубу отдохнуть. Но никто не поехал.
– Почему? Адрес не оставил?
– Напрасно смеетесь. Этим занимался его брат Рауль, министр обороны. Сказал: "Ребята, ждем в любое время. Достаточно одного звонка – встретим, все организуем…"
– До сих пор ждет.
– Наверное. Интересно, конечно, на Кубе побывать. Но слишком далеко. С Володькой любили отпуск под Ялтой проводить. В санатории для офицеров стран Варшавского договора. Рядом совхозы, куда постоянно зазывали выступить.
– Чем угощали?
– Крымскими винами, чем же еще?! Стандартный вопрос той поры: "У вас канистры пустые есть?" Мы хохочем: "Не-а, берем напрокат". Как-то со всего побережья собрали мощную бригаду – Харлам, Петя, Лутченко, Волчков, я… Побеседовали с народом, потом нам столько канистр с вином подарили, что еле унесли. Отказываться бесполезно. Любые наши доводы разбивались об ответ: "Ребята, мы же от чистого сердца…"
– В Канаде вас помнят?
– Последний раз был там лет пять назад. Узнают в основном люди моего возраста или чуть моложе. То есть те, кто видел Суперсерию, матчи ЦСКА с клубами НХЛ. А в Торонто на улице окликнул какой-то старичок-эмигрант: "Товарищ Михайлов, дайте, пожалуйста, автограф".
– Давно вас так не называли?
– "Товарищ Михайлов"? Да уж. Ну и не надо.
– Нам рассказывали, как в начале 70-х на базе в Новогорске вы с Петровым и Харламовым встретили легендарного спринтера Валерия Борзова. И спросили…
– Я понял, о чем вы. История такая была – только без Пети и меня. Не в Новогорске, а на БАМе. В те годы после завершения сезона спортсмены шли в народ. Те, кто играл за ЦСКА и "Динамо", мотались по воинским частям, гарнизонам. На БАМ же решили послать Мальцева и Харламова, еще холостых. Там они столкнулись с Борзовым. Заспорили, кому бежать в магазин. До закрытия оставалось минут пять. Малец говорит: "Чего я-то? Вон, Борзов – самый быстрый человек на планете. Он точно успеет!"
– С Высоцким были знакомы?
– Артисты часто приезжали на базу в Архангельское. На сборах дуреешь от нагрузок, сидишь вечерами, смеешься на луну. Нам любой концерт в радость. Но когда объявляли, что будет Высоцкий, в зале были забиты все места. И вот, выходит он с гитарой, тушит сигаретку... После выступления общались. Он на Таганку приглашал. К сожалению, при жизни Высоцкого так туда и не дошел. Я вообще не театрал, но сейчас с женой изредка выбираемся. Из последнего безумно понравился спектакль "Песни нашего двора" в театре "У Никитских ворот". Атмосфера удивительная, как будто на два часа вернулся в детство. Если не были – сходите обязательно!
Анатолий Николаевич
"6 октября великому хоккеисту ХХ века – 70." Почему не 60, или даже 55?
20.10.2024
OLDKNIGHT
Борис Петрович,спасибо за отличное интервью.Здоровья Вам и счастья!Для меня весь наш хоккей докапиталистической эпохи как что то большое,хорошее и светлое,а наши великие хоккеисты,как былинные русские богатыри.Я понимаю,что вспоминается со временем только хорошее,что перемалывали жернова системы людей в пыль,а на их место вставали другие,но всё же...Слава нашим Великим спортсменам,ценой своего здоровья приносившим радость своими победами советским людям!А нам стоит задуматься,насколько всё изменилось вокруг,какая наша национальная идея.Купить бентли и домик на Капри?Ради этого нужно жить?Русские объединяли вокруг себя народы,противостояли агрессии,побеждали , казалось,непобедимые армии,выжили в ситуациях,когда всё было против...И Михайлов,капитан той сборной СССР,показывал нам как и почему это было.Только гол Ковальчука вернул мне уже подзабытую гордость и веру в нашу Великую нацию,до сих пор спокойно не могу смотреть Ильюхин гол и постные канадские рожы.Сорри за много букв
05.10.2014
SportsMan
Хорошая статья. С удовольствием прочитал. Спасибо! )
04.10.2014
Termin79
Монте-Кристо (Мститель)... 04 Октября 2014 | 08:53 Все, теперь понял))) Еще раз спасибо.
04.10.2014
Монте-Кристо (Мститель)...
Termin7904 Октября 2014 | 08:24 . Ты интервью читал ? Там все написано. Напишу подробно, мама Харламова умерла в конце 80-х. И Борис Сергеевич остался один. Я не знаю подробностей, но очевидно, что дочери Татьяне, сестре Валерия, он не был нужен рядом. А двум внукам и внучке тем более. Молодость часто глуха и слепа. И вот когда ему стало за 70 лет, в конце 90-х его Михайловы и взяли к себе жить. Тем более у Михайловых был тогда жив и отец либо Бориса, либо его жены. Вот старики и общались друг с другом.
04.10.2014
Termin79
Монте-Кристо (Мститель)... 04 Октября 2014 | 05:06 Termin7903 Октября 2014 | 20:49 . Все очевидно. Они отца Валеры Харламова от одиночества спасли. Плюс жизнь на природе. Плюс готовили, стирали, не надо мыть полы. Да и пенсия в начале 0-х была маловата. Короче, огромное спасибо чете Михайловых за Бориса Сергеевича. ----------------------------- Так вроде же и жена была у него и внук... Но смысл понял, спасибо за разъяснения.
04.10.2014
Монте-Кристо (Мститель)...
Termin7903 Октября 2014 | 20:49 . Все очевидно. Они отца Валеры Харламова от одиночества спасли. Плюс жизнь на природе. Плюс готовили, стирали, не надо мыть полы. Да и пенсия в начале 0-х была маловата. Короче, огромное спасибо чете Михайловых за Бориса Сергеевича.
04.10.2014
Монте-Кристо (Мститель)...
banchik103 Октября 2014 | 21:03 . Когда же вы либерасты заднеприводные из России слиняете ? Вас ждут грязные унитазы и биде Европы...
04.10.2014
Tomson_Boy
Вай-вай, такое прекрасное интервью и такие дебильные комментарии...
03.10.2014
1st~Tornado
социалисту Сафронову в совке ничего кроме чистки унитазов не доверяли, сам признался на вопрос о своей антипатии совка и "ваты". "Вата" чмырила его и опускала как хотела. А вы тут спорите с ним)
03.10.2014
pitersam
социалист Сафронов03 Октября 2014 | 07:31 Вот так и жили совковые "победители". Что и кого они победили?- Кроме себя, никого. . Сначала думай, потом пиши! И расскажи нам, чего ты лично добился в жизни, чтоб свысока глядеть на других?
03.10.2014
чуфар
Великий игрок и великий капитан!
03.10.2014
Весёлый cancels War-Sheep
Хороший человек Борис Петрович. Какой-то правильный русский типаж, со всеми недостатками и годной упертостью.
03.10.2014
banchik1
Опять мракобесный Монте-Кристо выполз. Когда ж ты, выползок скудоумный,уже заткнешься,а?
03.10.2014
Termin79
Монте-Кристо (Мститель)... 03 Октября 2014 | 11:06 Объясните мне, какой смысл был жить отцу Харламова у Михайловых? Поступок очень красивый для Михайловых, не спорю, но почему он у них поселился? У него не было жилья или что?
03.10.2014
Уго Чавес-С
..ты меня
03.10.2014
Уго Чавес-С
Монте-Кристо (Мститель)...каждая маленькая девочка,мечтает о большой любви)песня такая есть..ну,темя поймёшь)
03.10.2014
Монте-Кристо (Мститель)...
Уго Чавес-С03 Октября 2014 | 19:38 . Его отца звали Кириллом Нагибиным. А Маркович он по отчиму, которого сослали в Коми. А вообще отчимов у него было несколько. А Нагибины - древняя дворянская фамилия.
03.10.2014
gekochuk
"...Но у Пашки травма колена, на операцию нужно три тысячи долларов. Как ни странно, деньги руководители клуба не нашли..." М-да! Широка страна моя родная!;)
03.10.2014
Уго Чавес-С
Монте-Кристо (Мститель)... да Марка он сын-МАРКА)
03.10.2014
Уго Чавес-С
далеко ..о нет,тут не подлость,а заслуженное наказание всяким отморозкам,которые куражились при попустительстве судей,а то и просто запуганных судей
03.10.2014
далеко
На противоходе – в голову ему хоп! До свидания! --------------------------------------------------- У Фила под мышкой было незащищенное место – туда и тыкал ему. ----------------------------------------------------------------- -- Он что, типа гордится этим ? Подленькая душенка оказывается у товарища.
03.10.2014
Монте-Кристо (Мститель)...
T-9603 Октября 2014 | 19:06 Хорошее интервью! Борис надо написать книгу! Для потомков!... --------------------------------------------------------- ------------- Книга Михайлова называется "Такова хоккейная жизнь". Я ее сегодня скачал и прочитал. Почти все из этого интервью, изложено в книге.
03.10.2014
Монте-Кристо (Мститель)...
Тут цитируют Юрия Нагибина. Кто он ? Сын потомственного дворянина, расстрелянного в 1920 году большевиками. Его отчима большевики уже в 1926 году сослали в Коми. Нагибин в Отечественную был сильно контужен, после чего его признали негодным к строевой службе. Нагибин был шесть раз женат. Это говорит о его моральной нечистоплотности. Рассказы Нагибина талантливы. Моя мама любила его прозу. И покупала его книги. Я их осилил только годам к 18. Тяжело читаются. Но для эстетов они хороши. Но ничего значительного Нагибин не написал. Рассказы нельзя считать чем-то серьезным. Представляю какие комплексы бушевали у него в душе. В том, что он не сумел реализоваться в литературе, он считал виновным СССР. Якобы, ему мешала цензура. Все это и повлияло на то, что Нагибин в душе ненавидел СССР, да и всю Россию. Отца расстреляли, писать мешают. У таких все виноваты, кроме них самих. Вот поэтому он и поливал страну, как мог.
03.10.2014
T-96
Хорошее интервью! Борис надо написать книгу! Для потомков!...
03.10.2014
Der23St545
социалист Сафронов 03 Октября 2014 | 18:44 Уго Чавес-С03 Октября 2014 | 18:31 У меня иконостасов нет, я не верующий. И в категорию "любимые" выше названные писатели тоже не входят. Но, ведь они правы, и с ними трудно, да что там говорить- невозможно, спорить. Более того, Юрию Нагибину вообще грех жаловаться, он был обласкан властью, как никто другой. Так что- всё в молоко, любезный. Цельтесь точнее.)) ----- Попал он точно, вы утонули ))
03.10.2014
чимуренга
«...По вечерам он сидел в Мюнди-баре и говорил легкомысленным девушкам: - Настоящий эстонец должен жить в Канаде! В Канаде, и больше нигде...»(с)
03.10.2014
Уго Чавес-С
Не пойдёт такая дешёвая отмазка.Они твой иконостас.Более того,судя по всему,их "маститое"нытьё подменяют в твоей голове то,что разумом могло зваться,сынок
03.10.2014
Уго Чавес-С
Сафронов. какой ты впечатлительный)Эти сомнительные"классики"искалечили твою неустойчивую психику напрочь
03.10.2014
Der23St545
социалист Сафронов 03 Октября 2014 | 17:04 Бегущий человек03 Октября 2014 | 16:29 Дуралей! А ты не задумывался кто её(войну) сделал ТАКОЙ!?)) Или ты думаешь, что так и должно быть? Ну, тогда ты, извини, кретин. "... И мне вспомнилось как наши "грабили" магазин какого-то еврея возле бульвара Пуассонье. Тюками выносили шубы из заменителей, нейлоновые рубашки и носки, дамские костюмы из поддельной замши и кожи, а платили как за один галстук. А когда мы уезжали из Гренобля, они с корнем вырывали выключатели, штепсели и проводку в отведенных нам квартирах, совали в рюкзаки бутылки из-под шампанского, оборудованные под настольные лампы, отвинчивали дверные розетки, замки, пытались выламывать унитазы. До этого они обчистили столовую, не оставив там ни солонки. " Ю.Нагибин "Дневник" 1968г. ------------------------------------- "У нашей жизни есть одно преимущество перед жизнью западного человека: она почти снимает страх смерти." Ю.нагибин "Дневник"1960. ---------------------------------- Это твоя Родина, сынок! Хочешь быть скотом?- Флаг тебе в руки. ----- Вах, шестеренка капитала цитирует своего куратора )
03.10.2014
Монте-Кристо (Мститель)...
Бегущий человек03 Октября 2014 | 16:29 . Это новыми деньгами 45. Старыми 450 рублей. Это же очевидно. Просто эти объяснения в интервью лишние. Хотя 450 очень маленькая зарплата. Стипендия 250 была у студентов. Но в Москве во времена СССР зарплаты были невысокими, факт. И на эти работы шла только лимита.
03.10.2014
Док
BattleFish! 03 Октября 2014 | 16:31 Ну вообще-то тренеров я не учитывал (это по поводу Фергюсона), так что если ошибся, то только по Голдсуорси. Извиняйте. Кстати, по поводу суперсерии - тогда, 40 с лишним лет назад, может по малолетству, может по неофициальности турнира, может по триумфу мюнхенско-олимпийскому, но переживания большого не было. А вот с годами, когда вдруг стала проявляться эпохальность-историчность тех матчей, то боль, горечь, разочарование, даже бессильная злость-обида от того, что ничего не вернешь, не поправишь, стали проявляться все больше и больше... Оттого последние три матча стараюсь не пересматривать.
03.10.2014
Монте-Кристо (Мститель)...
Тут некоторые пишут, что игра Михайлова и Петрова без Харламова скукоживалась и тускнела. Это полуправда. Да игра тройки тускнела. Но не скукоживалась. Михайлов и Петров и без Харламова были также результативны. А если учесть, что в 1976 году Харламов получил тяжелейшую травму в аварии и стал своей тенью, а результативность Михайлова и Петрова только выросла, то это говорит одно, что они к тому времени в мастерстве значительно превзошли Харламова. Но до лета 1976 года, начиная с 1970 года, Харламов был лучшим игроком звена. В сезоне 1968/69 в звене еще не было явного лидера. И я считаю, что к Олимпиаде 1980 года Харламов, как игрок, кончился. А к Кубку Канады 1981 умер. Он стал тенью себя прежнего. Балластом не только в сборной, но и в ЦСКА. 1979 год был последним, что он сыграл сильно. Но повторю, что с лета 1976 года это уже был не тот Харламов. Лучшие два сезона у Харламова 1971/72 и 1972/73. Лучшие сезоны Михайлова с 1972/73 по 1979/80. То есть с сезона 1976/77 Борис Михайлов стал лучшим игроком звена. Вторым был Петров, а лишь третьим Харламов. И Михайлову он уступал очень много. Михайлов играл просто бесподобно. Киллер на льду, иначе и не скажешь.
03.10.2014
BattleFish!
социалист Сафронов03 Октября 2014 | 16:33 Не, спину беречь надо, иначе три базовых упражнения уже не сделать!) а 13-15 это ледниковый период, я сам не люблю когда жарко, но это уже перебор я бы дубу дал!)))
03.10.2014
чимуренга
"Просто чуть-чуть мерзопакостный ватно-партяночный мир потроллил.))" социалист Сафронов, твой дорожно-шоссейный промискуитет , судя по писанине , отражается на мозге. Прям ,как у вождя пролетариата :) Не обижайся ,кекс .Просто фильтруй слова ,когда пишешь об участниках войны.
03.10.2014
BattleFish!
Док_03 Октября 2014 | 15:40 Загугли кто и когда умер у канадцев! Гэри Бергман — скончался 08.12.2000 Билл Голдсуорси — скончался 29.03.1996 Джон Фергюсон — скончался 14.07.2007 Наших же аж 13 человек набирается!
03.10.2014
Эрик Рыжий
banchik1 03 Октября 2014 | 16:16 А что будет с людьми без государства?
03.10.2014
Эрик Рыжий
социалист Сафронов 03 Октября 2014 | 15:09 г-н "социалист" вот Вы даже не понимаете, что это была за война, а беретесь делать какие-то выводы. Да мир получал победитель. МИР, пусть и на короткое время. Вы можете себе представить, что такое мир после ТАКОЙ войны? И я не могу, хоть и стараюсь. Далее по жизни Михайлова. Сначала сам ужаснулся детству Бориса Петровича, но потом, немного поостыв, задумался: а не попутал ли что Борис Петрович? Какая зарплата 45 рублей, какой сарай за три червонца? Это в 54-м-то году, когда буханка ржаного хлеба стоила около 1 рубля, а килограмм масла около 30-ки, а килограмм макарон, к примеру, около 4,5 рублей? А средняя зарплата в 1954 году была 740 рублей.Уборщица получала 250 рублей. А оплата жилья в Москве в среднем (на 1951 год) 1,27 рублей за квадратный метр. И еще у меня бабушка в 1952 году уезжала из деревни в город (все в Поволжье) и ничего про голод того времени не говорит. Хотя с жильем проблемы были. Так что, где-то что-то перепутал Борис Петрович.
03.10.2014
Монте-Кристо (Мститель)...
banchik103 Октября 2014 | 16:16 . Ты такой же недоумок, как и этот дефективный социалист.
03.10.2014
BattleFish!
banchik103 Октября 2014 | 16:16 Вообще то Михайлов рассказывал про свое детство, как они бедно жили, а не про то, когда он был олимпийским чемпионом и крушил всех подряд на льду при этом кушая котлету только по праздникам!) Не всем повезло родиться в обеспеченной семье!
03.10.2014
BattleFish!
социалист Сафронов03 Октября 2014 | 15:12 Здарова!) Не дают они тебе покоя я смотрю, не спишь по ночам думаешь о них!) Как в качалке дела!?
03.10.2014
banchik1
А на социалиста Сафронова зря накинулись, есть и правда в его словах, к сожалению. С людьми у нас в стране никогда не считались, ради государственных интересов. Как по мне, то к сожалению, именно люди куда важнее любого государства.
03.10.2014
banchik1
Док_03 Октября 2014 | 15:40 Спасибо, тот редкий случай,когда комментарий такой же интересный, как и вью.
03.10.2014
Док
Как и всегда, приятно окунуться в годы юности сопливой)). По Борису Петровичу скажу, что технарем он никогда не считался, скорее наоборот, весьма корявенький был хоккеист, действительно - боец для пятачка. Отсюда, в силу тотального дефицита в Союзе игроков такой специфики, большое количество заброшенных шайб. Бил как правило исподтишка (он кстати, это не особо и скрывает), отсюда негативное отношение Эспозито)). Драчуном не был, у нас их вообще не было, кроме разве что Васильева - так того еще надо растревожить, но в суперсерии Борис Петрович запомнился тем, что в потасовке по-хулигански пустил в дело ноги)). Признаюсь, больше такого вроде и не встречал. Также выскажу мнение, что изюминкой первой тройки был конечно же Валерий - в те нечастые моменты, когда Харламов отсутствовал по хвори или как в 1972-м его переводили в другую тройку (он и в ней феерил), то игра Петрова и Михайлова скукоживалась и тускнела. Кстати, по поводу выдавливания из ЦСКА - после Лэйк-Плэсида Тихонов (видимо) понял, что без "резания мяса" не обойтись. И скорее всего справедливо. Больше в серьезных турнирах они практически не участвовали - вызов Петрова на ЧМ-81 объясняю скорее всего отсутствием центра для Макарова и Крутова, Ларионов в голове главкоуча к тому времени не отложился. Как тренер наш герой запомнился (что в клубе, что в сборной) тем, что объяснял победы и поражения своих команд очень просто и очень одинково: выполнили мою установку (при победах) и не выполнили (при неудачах))). Кстати, в 93-м никто не мог даже представить, что та победа на долгих 15 лет станет последним успехом нашего хоккея. P.S. Ну и еще махонький момент, если хотите информация - лысый Бергман, которого Борис Петрович хотел пнуть ногами (коньками) в 1972-м, на сегодня (где-то слышал) единственный канадец из участников той серии, который умер - остальные здравствуют. Наших же, покинувших этот мир, набирается на целую футбольную команду....
03.10.2014
Noodls
Любимый игрок моего детства Борис Петрович! Из той Великой тройки нравился больше всех. Никогда не забуду, как в конце 70-х на "Известиях", он просто выгрыз победу на пятачке у чехов ! Долгих лет Борис Петрович!
03.10.2014
Монте-Кристо (Мститель)...
Pele Pelevich03 Октября 2014 | 13:37 . В том же матче Михайлов вырубил чеха. Это 100%. И это было в другом эпизоде, раньше. И по-моему в предыдущем периоде. И если мне память не изменяет, то он его не кулаком, а головой ударил. Лбом по носу. Руками Михайлов чеха не бил.
03.10.2014
Упёртый русский
социалист Сафронов03 Октября 2014 | 07:31 Вот они, жители славной постсоветской Прибалтики! Интересно, зачем здесь такую бяку написал, покрасоваться? И будешь говорить, что живёте сейчас хорошо, а мы плохо? Как думаешь? Я, правда житель Москвы, и бывал в нынешних Прибалтике (Каунас) и Польше (Варшава, для сравнения с Москвой). Ну сравни по благосостоянию любой город Евросоюза Восточной Европы и Москву? Просто интересно послушать.
03.10.2014
Pele Peleevich
А вот Саша Харламов разочаровал еще больше. И хоккеист - никакой, и человек, видимо, не очень Его отец - ИКОНА мирового хоккея. Таких не было, нет и думаю, не будет. Понимаю, что быть таким же - не возможно, но надо соответствовать званию - СЫН ВАЛЕРИЯ ХАРЛАМОВА!
03.10.2014
Pele Peleevich
Монте-Кристо (Мститель)...03 Октября 2014 | 11:06 ---------------------------- Чеха того вырубил Гусев, а удалили, по моему, Лутченко. Гусев еще показывал разбитые костяшки пальцев, а на одном пальце был здоровый перстень. Тогда еще не заставляли игроков все с себя снимать на игру. Но играла первая пятерка.А Михайлов дрался, конечно. И когда Харламова канадец ударил, да были редкие моменты.
03.10.2014
чимуренга
"Но это заденет других людей, а я не хочу. Все мы в возрасте… Зачем ворошить?@ Уважение только за это... "Вот так и жили совковые "победители". Что и кого они победили?- Кроме себя, никого" Сафронов -вы дурак ,хоть ,вроде как , и социалист. Кавычки оставь для своей совести. Логика "отдаться за жратву и зрелища" в России не работает . И т.н. совок притянут за уши . Так было и в 1812 г.
03.10.2014
Гаттузо крут!!!
Какая глыба! Какой матерый Человечище!(с) Великий хоккеист и прекрасный Русский человек! Спасибо за все Борис Петрович. Здоровья и оптимизма. Хорошее вью. Без излишеств и лишней помпы. Все по делу. Кто следил за Михайловым тот и так знает всякие др. истории и случаи. Я кстати по причине Харламова(мой любимый спортсмен навсегда), но без Петрова и Михайлова его трудно представить, до определенного возраста болел и в футболе за ЦСКА, а не за Зенит. А в хоккее безоговорочно за ЦСКА, а СКА и рядом не стоял.
03.10.2014
Гаттузо крут!!!
Какая глыба! Какой матерый Человечище!(с) Великий хоккеист и прекрасный Русский человек! Спасибо за все Борис Петрович. Здоровья и оптимизма. Хорошее вью. Без излишеств и лишней помпы. Все по делу. Кто следил за Михайловым тот и так знает всякие др. истории и случаи. Я кстати по причине Харламова(мой любимый спортсмен навсегда), но без Петрова и Михайлова его трудно представить, до определенного возраста болел и в футболе за ЦСКА, а не за Зенит. А в хоккее безоговорочно за ЦСКА, а СКА и рядом не стоял.
03.10.2014
proug
действительно, что можно путного говорить про фильм "Легенда 17", если в нем нет постоянных партнеров Петрова и Михайлова?
03.10.2014
Санта_Клаус
чуть-чуть бы пооткровенней... Но и так интересно! А Михайлову - здоровья и долголетия!
03.10.2014
Монте-Кристо (Мститель)...
А Михайловы жили тяжело в 1954 году, ибо одна мать четверых тянула. И теперь такие семьи живут в нищете. Хотя, конечно, в 1954 году страна еще не отошла от войны. Она надрывалась, приходилось не только разрушенное восстанавливать, но и новое строить. Ракеты, бомбы, чтобы капиталисты не начали бомбить СССР, как Хиросиму и Нагасаки в 1945. Строили атомные электростанции, заводы, города. Ибо СССР от царской России не достались гигантские нефтяные месторождения и трубопроводы в Европу. Мой отец в те же годы жил в достатке. Ибо дед зарабатывал хорошо. Дед работал начальником, так как в 30-х учился на рабфаке, потом заочно окончил техникум, а после войны заочно институт.
03.10.2014
BattleFish!
Блин Сафроныч как громоотвод общественного гнева!) ИМХО не стоило так говорить про легенду отечественного хоккея, это был явный перебор!
03.10.2014
Монте-Кристо (Мститель)...
Интервью при чтении пробирает до мурашек. Только интервью Саши Мальцева произвело большее впечатление. Михайлов в хоккее - наше все. Какая эпоха, какие имена. А во главе стоял настоящий капитан - Борис Михайлов. Лучший капитан сборной за всю историю. Азартный, злой, но голову не терял. Так и в этом интервью, контролирует четко, что говорит. Но и привирает. Не дрался он. А кто чеха вырубил с одного удара на "Призе Известий" в сезоне 1974/75 на том, который был самым длинным. За это Михайлова удалили до конца матча. Хотя я и не уверен в этом полностью. А потом скандалище случился, там еще Гусев одного чеха вырубил. Чехи потом протест в ЦК КПСС послали. Эти двое вынуждены были долго лечиться, как писали сами чехи. Перелом носа у одного, сотрясение мозга. Михайлова и Гусева не хотели на ЧМ 1975 брать. А в том матче наши продули 3:9. Это я написал до того момента, пока в интервью не появилась супруга Михайлова. И сразу все пошло комом. Ушел накал, ушла душевность и все скатилось до уровня скучных сплетен. Увы. Довлеет Татьяна Егоровна над Борисом Петровичем. Она главная в доме. Но не могу не отметить то, что отец Харламова жил остаок жизни у Михайловых. Я сие не знал. Это говорит только об одном, что Михайловы настоящие русские люди. Об их душевной доброте. Респект. Еще больше стал Бориса Петровича уважать.
03.10.2014
Papa-psix
Сафронов паходу из поколения пепси, победителей по жизни, те за айфон и терамису любому очко подставят..
03.10.2014
prosvet81
обдолбанный с утра походу сидит сафронов этот
03.10.2014
Der23St545
социалист Сафронов 03 Октября 2014 | 07:31 "Все помню… 1954 год...жили мы, в полуподвале. Она на 45 рублей всех тянула. Ели черный хлеб да чеснок. Если суп сварит – счастье. Котлету по праздникам видели." ------------------------------------------------------------- -------- Вот так и жили совковые "победители". Что и кого они победили?- Кроме себя, никого. ------ Мразь ты подколодная .
03.10.2014
Привет от дилетанта!
социалист Сафронов03 Октября 2014 | 07:31 ---------------------------------------- Не нужно выставлять себя глупым человеком. А Борис Петровичу здоровья и спасибо ему за его игру.
03.10.2014
mrazotka
социалист Сафронов 03 Октября 2014 | 07:31 Алень? нет?
03.10.2014
Pele Peleevich
Да! В семидесятые на Михайлова-Петрова-Харламова, как в театр ходили. ВЕЛИКАЯ была тройка! На троих почти две тысячи шайб наколотили, во всех турнирах. Долгих Вам лет и крепкого здоровья, Борис Петрович! Большое спасибо за Ваш хоккей!
03.10.2014
mrazotka
Думал будет по интересней вью с такой глыбой. Но все равно спасибо авторам.
03.10.2014
авторитет
Великий! Могучий! Долгих лет жизни!
03.10.2014
Sssr
Здоровья Борис Петрович !!!
03.10.2014
banchik1
Отлично!
03.10.2014
Упёртый русский
Боря - великий спортсмен и человек! Долгих лет жизни и здоровья!
03.10.2014
Андрей
Интересно рассказывает.
03.10.2014
Аnаtоliсh
Просто нужно про него книгу читать, ребят)) Богатырского здоровья Борису Петровичу и долгих лет жизни!
03.10.2014
Крестный
Первый, какое то сюси пуси интервью, не понравилось если чесно
03.10.2014