РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ
30 марта – 16 лет со дня смерти великого футболиста Игоря Нетто. А 1 апреля его брату Льву, фронтовику и узнику ГУЛАГа, исполняется 90.
Юрий ГОЛЫШАК, Александр КРУЖКОВ
Лев Александрович подписывает свою книгу: "На добрую память…"
Осекается:
– Кому подписывать? Вас же двое!
Мы молчим. Он идет в соседнюю комнату – и возвращается со второй книжкой.
В той комнате со скромной тумбочкой и диваном в конце 90-х жил Игорь Нетто. Отсюда многолетнего капитана "Спартака", олимпийского чемпиона-1956 и обладателя Кубка Европы-1960 "Скорая" увезла в последнюю больничную палату его не самой счастливой жизни.
ПРОКЛЯТИЕ
– Нетто – эстонская фамилия?
– Итальянская. Родители – из Эстонии, а прапрадедушка в XVIII веке приехал туда из Италии работать садовником. Женился на местной девушке и остался. Мама перебралась в Москву в 1917 году, папа – чуть раньше.
– Он же входил в отряд латышских стрелков?
– Совершенно верно. В 1915-м государь взял их на службу. Но и революции пригодились. Им доверили охранять Ленина. А мама устроилась в канцелярию Наркоминдела. В какой-то момент ее начальником был Троцкий. И кумиром. Меня назвали в его честь.
– А брата?
– Мама все говорила: "Теперь у нас есть князь Игорь!" Он и держался всегда как князь.
– В семье на каком языке общались?
– На русском. Но эстонский и латышский я знаю. А Игорь по-эстонски выучил лишь пару слов да поговорку, которая переводится так: "В лесу покакай быстро, а то придет медведь и схватит за голую задницу". Кстати, в отличие от меня, его в паспорте записали русским.
– Почему?
– В 1939-м была перепись населения. На вопрос: "Национальность?" – я, как и родители, ответил: "Эстонец". А девятилетний Игорек внезапно заявил: "Я – русский!" У него даже в детстве на все было собственное мнение. Девушка, заполнявшая анкету, растерялась. Затем воскликнула: "Раз гражданин сообщил, что он русский, так и запишем".
– Латышских стрелков революция не пощадила. Но отца репрессии минули?
– Это чудо! В нашем доме на Сретенке жили шесть семей бывших стрелков. Постепенно люди начали пропадать. Мама рассказывала, что всякий вечер проходил в страхе, тряслись как осиновые листы.
В соседней квартире поселился латыш, однофамилец отца. Никакого отношения к стрелкам не имел. Как-то услышали разговор у их дверей: "Собирайся!" – "Это ошибка". – "Там разберутся!" Увели.
– С концами?
– Да. Получается, вместо отца. Его так и не тронули. Наверное, где-то фамилия значилась как "отработанный".
– Дом вашего детства уцелел?
– Снесли лет пятнадцать назад. С ним связана мистическая история.
– Мы такие любим.
– В 1918-м там расселяли латышей. Прежних жильцов они не разгоняли, этим занимался ЧК. Квартира, куда заехали мы, принадлежала старому служащему. Советскую власть не одобрял. За ним пришли чекисты. Домработница не хотела пускать чужих – пулю всадили прямо в коридоре. На шум выбежал хозяин. Застрелили его, двух сыновей и жену, которая успела крикнуть: "Будьте прокляты!"
Трупы протащили через коридор, свалили в подвал у черного хода. Там была то ли яма, то ли колодец. Прикопали землей.
– Что ж мистического?
– Лично я верю, что проклятие осталось. Поэтому и обрушились несчастья на нашу семью.
РОМАНЫ
– Сколько раз брат был женат?
– Один – на актрисе Ольге Яковлевой. До этого были девушки, с которыми Игорь хотел сыграть свадьбу. Не сложилось.
– Девушки-то хорошие?
– Замечательные! Ольге Чернышевой пришлось аборт сделать. Брат страшно переживал. Разошлись по вине ее отца, фронтового генерала. Тот кипел: "Нашла себе жениха! У футболистов весь ум в ногах!" Хотя позже стала женой Численко… А Лиля сама Игоря бросила.
– Вот так новость.
– Роман был серьезный. Брат на "победе" ездил к ней в поселок Клязьма. Это рядом с базой "Спартака" в Тарасовке. Девушка простая, Игорь ее учил вилку правильно держать. Все шло к свадьбе.
– И что?
– Думаю, внушили ей, что с футболистом лучше не связываться, ненадежный спутник жизни, для него это игра. Нетто вся Европа знает, а ты – кто? Девчонка испугалась, что Игорь ее бросит, и ушла сама!
– Хоть она ребенка от Нетто не ждала?
– Ждала. Аборт делать не стала. Только Игорь о ребенке не подозревал. Годы спустя мне все рассказала сестра Лили, Ольга.
Лиля на втором месяце беременности вышла замуж за другого. Мол, ребенок от него. После соврала, что Ирина родилась недоношенной, в семь месяцев.
– Поверил?
– Да, пока Лиля не проговорилась. Скандал, развод. Ему обидно, конечно.
– С этой девушкой ваш брат больше не виделся?
– Никогда. Если б знал, что у него растет дочка, – был бы самый счастливый человек на свете!
– Вы-то как узнали?
– Однажды Лиля по телефону дала понять дочери, кто ее настоящий папа. Ирина дотошная, стала докапываться. Хотя фамилия Нетто ей ни о чем не говорила, от футбола далека. Просто интересно было найти отца. Когда Лиля умерла, отыскала меня через Ольгу, свою тетку. Та бодра по сей день.
– Уверены, что все это правда?
– Ни секунды не сомневаюсь. Во-первых, лицо – один в один молодой Игорь. Во-вторых, провели генетическую экспертизу. В 30 тысяч обошлось, мне еще льготу сделали как участнику Великой отечественной. У Ирины даже форма рук такая же, как у всех в нашем роду… Моя племянница!
– После Игр в Мельбурне брат ухаживал за Галиной Шамрай, олимпийской чемпионкой по спортивной гимнастике. А та стала женой Анатолия Ильина.
– Наслышан. Но подробности мне не известны. С Ильиным всю жизнь у Игоря отношения были великолепные. Когда заболел, Толя опекал его в ветеранских поездках.
ЯКОВЛЕВА
– Где брат познакомился с Ольгой Яковлевой?
– В 1955-м после победы над чемпионами мира, сборной ФРГ, Игорю дали квартиру на набережной Шевченко. Соседка по площадке – Зоя Федорова, знаменитая актриса. В той же квартире ее потом убили. А как Яковлева очутилась у Федоровой, понятия не имею. Вроде дружила с ее дочкой, Викой.
На свадьбу Игоря и Ольги наша мама не пришла. Была категорически против брака. Считала, ему нужна жена, которая будет ждать дома, а не мотаться по гастролям. Единственный случай в жизни, когда Игорь не послушал мать. Да и футболистов на свадьбе практически не было. Они тоже не поняли этот брак: 17-летняя девчонка из Запорожья, актриса. Но красивая.
– Театр брат любил?
– Обожал. Премьеры в Москве не пропускал, сохранилась куча программок. Знаком был с лучшими артистами… А вот в личной жизни преследовала какая-то черная сила.
– Мемуары Яковлевой читали?
– Какие-то куски. Сплошные письма своему режиссеру Эфросу. Все про него. Когда хоронили Игоря, к нему на кладбище не подходила. А на похоронах Эфроса пыталась того пледом укрыть, об этом говорила вся Москва.
Зимой наткнулся на ее интервью – столько вранья… Покажу вам записку, которую получил от Яковлевой в 1996-м – о том, что с Игорем ей трудно и вообще они уже девять лет чужие друг другу люди. Я был в шоке, узнав о разводе.
Мы постоянно приглашали Игоря в гости. Он отказывался – дескать, загружен работой с ветеранами, матчи, поездки… В наших семейных праздниках участия почти не принимал. Но мы были спокойны – все-таки в семье. А тут выясняется, что и семьи нет.
– Зато есть кошмарный диагноз – Альцгеймер.
– К тому времени болезнь Игоря дошла до такой стадии, что потерял разум. Его же прежде не лечили. Когда кто-то из близких проговорился в газете, что он заболел, Яковлева закатила скандал: "Вы его опозорили!" Мы забрали Игоря к себе, жил с нами последние три года.
– А квартира на набережной?
– Оставить бы в ней брата, но Яковлева съезжать отказалась. До сих пор там живет. Обратились к Симоняну. Тот говорит: "Понятно, что Ольге в театре квартира не светит. Буду просить Пал Палыча Бородина, он Игоря знает, поможет".
– Помог?
– Да, выделил двухкомнатную в Бескудникове. При встрече спросил: "Как новая квартира, Игорь Александрович?" Брат уже слабо ориентировался, что происходит вокруг. Пожал плечами: "А у меня никакой новой квартиры нет". Сразу мертвая тишина. Не представляю, как сидевший рядом Симонян это перенес. Потом-то Бородину всё объяснили.
– У Игоря были большие провалы в памяти?
– Он отлично помнил, что было пятьдесят лет назад. Как война началась, например. Имена друзей тех лет. А спроси, что вчера делал, – не скажет.
Когда я приехал к Яковлевой за его вещами, консьержка шепнула: "Слава богу, он уезжает. Будет себя спокойно чувствовать. Я видела – в одних кальсонах ночью выскакивал, бегал по двору, а за ним гналась Ольга, орала матом, пока не загонит обратно…"
Ольга в интервью обмолвилась, будто Игорь ее называл исключительно "Яковлева". Но я-то помню, что иначе.
– Это как же?
– Звонит она по телефону. Брат у нас, подходить отказывается: "Что этой Петлюре от меня надо? Да пошла она…" Вот история, которая характеризует отношение к Игорю. Это было еще до переезда. Яковлева уезжала в театр, а мы с братом выходили прогуляться во дворик. Неожиданно Игорь разволновался: "Лева, где машина? Я же сюда ее ставил!"
– Какая машина?
– "Москвич", который ему подарили на 60-летие в "Олимпийском". Ответил: "Выброси из головы. Ты все равно уже не ездишь". Вечером поинтересовался у Ольги, куда автомобиль-то делся. "О-о! Давно уж разобрали на запчасти" – "А документы?" – "Игорь запрятал, никак не найду".
Я и забыл. Позже один из друзей Игоря удивился: "Ты что, не в курсе? Машину я продал за 2 тысячи долларов, Ольга попросила!" На эти деньги отремонтировала квартиру, когда Игоря выпроводила к нам.
ВАГАНЬКОВО
– Последний день брата?
– 25 марта на "Скорой" увезли в реанимацию. Профессор рассказал: "Состоялся консилиум. Болезнь вступила в конечную стадию, удержать Игоря Александровича способна только его сила воли и желание бороться". Но он не смог заставить себя жить.
29-го меня на пару минут пустили в реанимацию. Поразился, сколько аппаратуры. Но где же Игорь? Врач снял с него кислородную маску, он тут же открыл глаза. Я обрадовался: "Игорек, Игорек!" Говорил что-то ободряющее. Брат кивнул, но сил ответить уже не было. И 30-го рано утром скончался.
– На Ваганьково у брата бываете?
– С футбольными ветеранами – два раза в год: 9 января, в день рождения Игоря, и 30 марта. Кто может, тот приходит. Однажды увидел на кладбище Галину, сестру Яковлевой.
– Поговорили?
– Спрашиваю: "и Ольга здесь?" – "Да, цветы покупает у главных ворот". А мы там обычно собираемся. Шагаю туда – Яковлева возвращается. Сталкиваемся возле храма. Как, думаю, поведет себя?
– Ну и как?
– Отвернулась, прошла стороной. Ни слова, ни полслова. Мы с футболистами постояли немножко, кого-то дождались и двинулись к могиле. Уже никого. Ольга ни с кем общаться не пожелала. Впрочем, она всегда избегала встреч с футболистами. Ее и на юбилее Игоря в "Олимпийском" не было.
– За что на вас Яковлева обижена?
– Загадка. До сегодняшнего дня никому не говорил о том, как над братом издевалась, о продаже машины. Не порочил. Тем более Игорь ее очень любил.
– Где его награды?
– В прихожей. Я этот шкаф называю "домашний музей Игоря Нетто". Вон, орден Ленина, олимпийское золото. Самая маленькая медалька – за Кубок Европы 1960-го. Со "Спартаком" пять раз выигрывал чемпионство, но одна медаль пропала. Брат дал кому-то из знакомых.
– В его книжке описан эпизод – на чемпионате мира-1962 в матче с Уругваем наша сборная забивает гол через дырку в сетке ворот. Игорь указывает на нее судье – и тот отменяет гол…
– Да! Было!
– Мы разговаривали с Виктором Понедельником…
– С Понедельником у нас прекраснейшие отношения!
– Он уверяет – не было такого случая.
– Не было? Странно. Не думаю, что Игорь обманывал. Ему это несвойственно. Не шел ни на какие махинации, потому и в тренерах не задержался. Для него только честность, честность и честность.
– Ладно, пусть с дырявой сеткой разбираются историки. С кем Игорь дружил?
– С Парамоновым, Ильиным. В мое отсутствие для него Толя Коршунов был как брат. Когда я вернулся в Москву, часто гостили у Коршунова. Последняя фотография Игоря как раз с такой встречи. Там же был Бесков. С Игорем обнялись и долго-долго стояли, глядя друг другу в глаза. Молча. Жить брату оставалось месяц.
– В ГУЛАГе вы отсидели восемь лет. Он вам писал?
– Нет – ни брат, ни отец. Письма приходили лишь от мамы.
– Хоть раз откровенно поговорили с Игорем о том, что пережили?
– Да он вообще не спрашивал про плен, ГУЛАГ! Жена моя, кстати, тоже. И в своем кругу Игорь никогда эту тему не афишировал. В сборной СССР подобные беседы ему бы вряд ли помогли. А его футбольным друзьям я все рассказал на столетии Андрея Старостина. Прямо на кладбище.
– Как отнеслись?
– Настороженно. Не понимали, что я за птица. Не из их гнезда – это точно. Я написал книгу о сопротивлении в ГУЛАГе, о легендарном норильском восстании. В 1948-м на Красноярской пересылке вступил в подпольную Демократическую партию России, дал клятву: посвятить жизнь освобождению родины от коммунистического насилия. Поэтому книга называется "Клятва".
ВОЙНА
– Где вы были 22 июня 1941-го?
– На даче в Звенигороде. Когда с братом услышали по радио, что началась война, обрадовались. Да все мальчишки ликовали. Мы же росли на песне: "Если завтра война, если завтра в поход…" Была уверенность, что Советский Союз сильнее всех, любого врага разобьем в пух и прах. На следующий день я с отцом отправился в Москву, а мама и Игорек вернулись поздней осенью.
К тому времени я уже год учился в специальной артиллерийской школе. Сразу послали на строительство оборонительных сооружений. Копали на окраине города траншеи, устанавливали противотанковые "ежи". 16 октября нас со школой собирались эвакуировать. Утром пришли с дружком – никого. Школа почему-то раньше умотала, без предупреждения. Отец сказал: "Остаешься в Москве". Маме предлагал уехать с Игорем в эвакуацию, но она ответила: "Не надо разлучаться".
– Голодали?
– Не особо. Отец – в Наркомате среднего машиностроения. Я выучился в ФЗО на токаря и работал на заводе, обтачивал болванки для артиллерийских снарядов. Мама на машинке шила солдатское белье. У всех были продовольственные карточки. Плюс полмешка картошки, которую привезли из Звенигорода. Пекли с Игорьком лепешки из картофельных очисток. 31 декабря 1941-го кто-то из приятелей отца принес маленькую елочку. Отпраздновали Новый год. Между прочим, до 1936-го в домах запрещалось ставить елки – считалось, буржуазный пережиток.
– У вас была "бронь"?
– До марта 1943-го. В первые дни войны из моих друзей человек двадцать записались в ополчение. Погибли все. На немцев-то сначала шли с голыми руками. Оружия не хватало, командиры говорили: "Нет винтовки? Ладно, бери палку. Когда кого-нибудь убьют, возьмешь его винтовку…" А повестку я получил за две недели до 19-летия.
– Куда направили?
– В эстонскую стрелковую дивизию. Таскал 32-килограммовую станину пулемета "Максим". Задача – отвлекать немцев, не позволить им перебросить основные силы на Орловско-Курскую дугу. Палишь из "Максима" минут десять и резко меняешь позицию, пока не накрыли минометным огнем. Как-то на моих глазах замешкались двое, их обстреляли из миномета. Кроме ног да покореженного пулемета ничего не осталось.
Вскоре приехали вербовать добровольцев в партизаны. Я согласился и оказался в Москве – в эстонском штабе партизанского движения. Носил депеши в центральный штаб, которым командовал Ворошилов.
– Маршала видели?
– Ни разу. Если приказывали дождаться ответа, пакет вручал кто-нибудь из его адъютантов. Через несколько месяцев перевели на курсы партизанских кадров. В группу подготовки инструкторов минно-подрывного дела. Ставили учебные мины на железной дороге, снимали часовых.
– Как правильно снять часового?
– Лучше всего – финкой в шею. Тихо и надежно. Правда, в реальной жизни этот навык применить не довелось… Наш отряд разбили на четыре боевые группы по 20 человек, повезли в Ленинград. Оттуда должны были десантироваться в тыл противника. Но все затянулось. Скрашивала ожидание водочка, которую выменивали в городе на буханку хлеба.
Дважды приезжали ночью на аэродром, садились в "дуглас", однако в воздух не поднимались. Возвращались на базу и продолжали валять дурака. Последние беззаботные деньки.
– Когда они закончились?
– В феврале 1944-го. С третьей попытки улетели. В хорошем настроении, с песнями…
– Под водочку?
– Только так! К моменту, когда с парашютом надо шагнуть в бездну, протрезвели. Для меня это был первый прыжок. Успокоили, что за кольцо дергать не нужно. Цепляешься в самолете за тросик – и парашют раскрывается сам. Приземлился нормально.
Сюда же, на берег озера Выртсъярв, другим самолетом планировали сбросить грузовые парашюты с боеприпасами, взрывчаткой, продовольствием. Но мы ничего не нашли. Рации тоже нет.
– Почему?
– Она полагалась лишь одной из четырех групп, с которыми так и не встретились. А у нас – автоматы ППШ, пять запасных дисков, пять "лимонок" и сухари в вещмешке. Командир принял решение немедленно уходить.
– Куда?
– В лес. Продержались почти месяц благодаря двум эстонцам, которые в 1940 году вылавливали "лесных братьев" и изучили местность. Продукты брали на хуторах, днем отсиживались в сараях, подвалах. Однажды услыхали, как в лесу кто-то громко ругается матом.
– По-русски?
– Конечно. Ринулись в ту сторону: "Наши!" Подошли ближе и обнаружили, что "наши" в немецкой форме. Каратели.
Голос командира: "Ложись! Огонь!" Укрылись за валунами. Нас обстреливали разрывными и трассирующими. Силы неравны, патроны быстро кончились. Смотрю – командир приподнялся, метнул гранату с криком: "За Родину! За Ст…" Договорить не успел. Очередью разрывных снесло голову. Рядом эстонец, вздохнул: "Лео, всё". Спустя мгновение залился кровью, фонтаном била из раны.
– А вы?
– В ладони последняя "лимонка". Выдергиваю чеку, думаю: "Сейчас сделаю то же самое, что командир". Закрываю на долю секунды глаза. И вижу, как плачет мама, провожая меня на фронт. Понимаю, что выпрямиться не могу.
– А "лимонка"?
– Отшвырнул за камень. Каратели окружили, подняли. Заметил, что один из них, контуженый, в меня целится. Между нами метров шесть. Но руки ходят ходуном, винтовку еле держит. Подскочил другой каратель, выбил ее ногой: "Своих перестреляешь!"
Следом вопль: "Дайте мне этого молокососа!" Расталкивая всех, бежит старый эстонец в ушанке. Злющий, с топором. Гадаю: обухом ударит или лезвием? Лицо знакомое, к нему на хутор, кажется, ходили за продуктами. Спас немецкий офицер, появившийся с ротой солдат. Рявкнул: "Прочь!" Старик исчез. А я опять со смертью разминулся.
ПЛЕН
– Что было в плену?
– Тарту, тюрьма. На допросе эстонский полицейский зачитал полный список нашего отряда. Уточнил, кто погиб, напротив фамилии проставил галочки. Меня осенило: нас ждали! Фашисты об операции знали всё!
– Откуда?
– В эстонском штабе партизанского движения был предатель. Я даже догадываюсь кто. Пожилой старшина по фамилии Кук – "петух" по-эстонски. Неприятный тип.
Из Тарту отвезли в Даугавпилс. К лагерю военнопленных нашу колонну вели через город. Шли по пятеркам, крепко держась за руки. Со всех сторон осыпали проклятиями.
– Кто?
– Женщины. Плевали, закидывали камнями, палками. Орали: "Сталинские бандиты!" Партизан в тех краях ненавидели.
– Сколько там пробыли?
– Недолго. Оттуда в Каунас, затем – Франкфурт, Эйзенах, Плауэн… По утрам отправляли на работы в город. В основном расчищали улицы после налетов авиации союзников. Стерегли нас четыре вялых старика с винтовками XIX века. Я сдружился с литовцем Ионасом и ленинградцем Володей, у которого не было правого мизинца – оторвало разрывной пулей. Втроем совершили побег.
– Поймали?
– Через полторы недели. Офицер что-то сказал двум автоматчикам, те повели к оврагу. Ионас побелел. Он знал немецкий, перевел: "В овраге отдыхает колонна пленных. Передайте беглецов конвоирам. Если там уже никого – расстреляйте". Но судьба снова хранила.
А в марте 1945-го в Плауэн вошли американцы. Я тогда впервые увидел негров. Они, как безумные, гоняли на джипах и были очень дружелюбны. Нас обнимали, целовали: "Рус! Рус! Вы свободны!"
– Что дальше?
– Город забит военнопленными. Многие русские, которых в начале войны увезли на работу в Германию, за эти годы обзавелись семьями, нарожали детишек. В Союз возвращаться желанием не горели, уезжали в Канаду и Австралию. Французы звали в Париж: "У нас такие девчата! Не пожалеете!"
– Устояли?
– С Ионасом и Володей сразу определились: только домой! Потянулась бумажная волокита, списки формировались долго. И мы решили податься на немецкие хутора. Договорились, что каждый подыщет себе хозяйство. Весна, посевная, везде требуется рабочая сила. Меня взяла фрау Эльза. Муж погиб на фронте, дочке Айне – 16 лет.
– Симпатичная?
– Красавица! Белокурая, голубоглазая. Честно, я влюбился. Чувствовал, это взаимно. Эльза говорила: "Лео, оставайся, хозяином будешь. У нас все есть. Куда ты рвешься? В Сибирь?" Но я был одержим идеей вернуться. Хотел увидеть маму. 19 мая 1945-го на студебеккере перевезли в советскую оккупационную зону.
– А барышня?
– О ней ничего не знаю. Мелькнула когда-то мысль разыскать Айну, выяснить, как сложилась судьба. Но подумал: зачем душу бередить? У меня чудесная семья, две дочери. С Ларисой в апреле 1957-го расписались. Это ж сколько лет мы вместе? 58!
ГУЛАГ
– Когда вас арестовали?
– В 1948-м. Беды ничто не предвещало. Третий год дослуживал в армии. Из Плауэна до украинского городка Ковель наш стрелковый полк дошел пешком. Уже считал дни до демобилизации, как вдруг загремел в контрразведку. Начались допросы: "Рассказывай, как завербовали американцы? Какое задание? Кто резидент? Думаешь, поверим, что ты добровольно покинул Западную зону?!" Видите след на пальце?
– Ломали?
– Пытали каждую ночь. Зажимали пальцы дверью. Но в тот раз не рассчитали – я потерял сознание. Кожа лопнула, торчала белая косточка. Меня оттащили обратно в подвал, к двум таким же "американским шпионам". Дней десять не трогали. Палец зажил, обмотанный грязной тряпкой. Никакого врачебного вмешательства.
– Какие еще были методы, чтоб расколоть "шпиона"?
– Майор Федоров любил ребром ладони врезать по печени. Сажал в холодный карцер в одном белье. Надевал "шверниковские" наручники. Особенность их в том, что при малейшем движении впиваются в руки еще сильнее. До тех пор, пока штаны не станут мокрыми…
– Сколько это длилось?
– Три месяца. Наконец, озвучили приговор: 25 лет лагерей. Когда в створках окна, словно в зеркале, увидел собственное отражение, отшатнулся. Вместо крепкого парня с пышной шевелюрой на меня смотрел лысый старик. И поехал по этапу: Киев – Москва – Свердловск – Красноярск – Норильск.
– Самый жуткий холод, который испытали на себе в ГУЛАГе?
– Минус 50. Пахали в две смены без выходных. Киркой и ломом долбишь слой вечной мерзлоты до скального грунта. В 12-метровый шурф, как в ледяной колодец, спускаешься вдвоем. Еще двое наверху, потом меняетесь. В эти шурфы заливали бетон и возводили дома, которые стоять будут вечно.
В Норильске в первый же день сказал себе: "50-градусный мороз, "черная пурга", усталость, отчаяние – плевать! Нужно работать, несмотря ни на что. Только так смогу выжить…"
– Что такое "черная пурга"?
– Поток ветра со снегом, обжигающий, сбивающий с ног. Зимой в Норильске обычное явление. Чтоб не обморозить лицо, надо обязательно прикрываться фанеркой. Если заметил, что у товарища оно побелело, сразу берешь снег, растираешь. Главное в лагере – обзавестись друзьями, которые в любой момент придут на помощь. Иначе ты обречен.
– Правда, что некоторые кололи себе керосин – лишь бы в стужу откосить от работы?
– Таких было немало. Обкалывали руки-ноги какой-нибудь дрянью, все опухало. Попадали в санчасть, где их не лечили. Оттуда была одна дорога – под гору Шмидта.
– ???
– Это кладбище, "Норильская голгофа". С 30-е по 50-е годы там хоронили заключенных. Сколько их – никто не знает. Точных цифр нет. К тому же территорию частично закатали асфальтом, понастроили дома. На трупах, представляете?! Об этом нигде не пишут.
– Помните день смерти Сталина?
– "Черт умер!" – так передавали друг другу новость, с трудом скрывая радость. Казалось, жить станет легче, но не тут-то было! Наоборот, в лагерях начался открытый террор.
– Почему?
– В МГБ стремились показать, что не зря едят свой хлеб. Режим ужесточили. Заключенных расстреливали, как дичь. Конвоиры, охрана на вышках убивали беспричинно. Оформляли как "попытку побега" и получали дополнительный отпуск либо премию. В мае 1953-го терпение лопнуло.
– Вы о норильском восстании?
– Да. Хотя более подходящее слово – забастовка. У нас же не было оружия. Просто объявили, что в таких условиях работать не будем. Держались до августа. С забастовщиками расправлялись жестоко, много прекрасных ребят полегло. Причем, где их могилы, до сих пор неизвестно.
– Когда вышли на волю?
– В феврале 1956-го. Спустя два года реабилитировали. Помог отец. Он был знаком с генеральным прокурором СССР Руденко. Написал письмо, просил пересмотреть дело. А я сначала отработал токарем на заводе, потом поступил в МВТУ имени Баумана на факультет приборостроения. И до пенсии служил в главном вычислительном центре Минсудпрома.
– Вы пережили войну, плен, лагерь. Как же удается сохранять потрясающую форму в 90 лет?!
– Боженька бережет. Много раз был на волосок от гибели. На моих глазах умирали часто, меня смерть давно не страшит. Поверьте, ребята, бояться нужно не смерти, а людей, которые хуже зверя.
BoRussia
16 лет как Игоря нету ? я думая он бы офигел увидев распад СССР
22.04.2015
индеец_Джо
Георгий1958, т.е. вы уже стали использовать в качестве аргумента впечатления от просмотра TV ? Мои поздравления. Йа тоже не так давно посмотрел в очередной раз сказку для взрослых "Кубанские казаки" и мне даж кое-что понравилось:) " Но вот так беспробудно и так массово не было! " В каких единицах измеряете "беспробудность", дядя ? Читаем ликбез и пытаемся ответить на простой вопрос : почему так квасили в самый пик развитого социализма и при полном отсутствии безработицы ? Подсказка: а) с радости ;б) от скуки :) «Согласно данным государственной статистики, в 1960-е годы советский человек в среднем потреблял 4,6 литров алкоголя в год на человека. К началу «брежневских» 1970-х этот показатель возрос до 8,44 литра и продолжил устойчивый рост в течение десятилетия, достигнув исторического пика к началу 1980-х — 10,6 литров алкоголя, выпитых человеком за год. Время с 1976 по 1984 год можно назвать самым «пьяным» периодом отечественной истории. В этот же период Госстат начинает фиксировать незаконное самогоноварение и потребление самодельного алкоголя. Этот показатель рассчитывался, прежде всего, на основе статистики проданного сахара. Потребление самогона было еще выше, чем у официального алкоголя: в 1984 году советский гражданин в среднем выпивал 13,8 литров самогона в год». " Показывали и причалы,где ржавеют корабли.." Ага ...На Арале ,усохшем в социалистические времена, та же картина была уже в 19888-1989гг.
07.04.2015
Георгий1958
индеец_Джо-------------Да пили и раньше! Это национальная традиция,к сожалению. Но вот так беспробудно и так массово не было! Недавно по ТВ показывали про Сахалин,про рыбный промысел. Показывали и причалы,где ржавеют корабли...да какие там уже корабли? останки кораблей. И диктор говорит: они ещё при СССР были кораблями. И рыбпром нормально работал. А сейчас-развал.
06.04.2015
Thomas Boy
Ну, похоже, в этой теме мы не договоримся.)
06.04.2015
ig-3000
Монтя е6лан
05.04.2015
Уго Чавес-С
Thomas_Boy..от себя в завершение..) На мой взгляд,народ вообще никого долгими и продолжительными не приветствовал,этим баловались на различных съездах именно партийцы(пардон!они,тоже люди)) выказывая свою лояльность очередному кумиру.Ничего собственно за минувшие 80 лет не поменялось.. нигде в мире.Посмотри,к примеру очередное сборище,каких-нибудь штатовских республиканцев) Ну,какая мне разница,где жила отдельно взятая,пусть и твоя бабушка,уж извини?Мои старики,тоже,как получили дом в 60х без излишних удобств,так и прожили.Мне раннее детство пришлось провести в бараке,который пленные немцы слепили,и что?Ежу(не Ежову)понятно,что не все жили одинаково.Что благосостояние улучшалось поэтапно,по мере появления новых квадратных метров жилья.Но простые работяги,коими и мои родители были,жили с ясной перспективой,что пусть 10 лет спустя,но государство отблагодарит(прочую социальную лирику опущу).Мало строили?Сдаётся мне,именно столько,сколько могли в тех обстоятельствах.И опять же..блин,ну ты осознаёшь,что коммунисты отстраивали после войны европейскую часть страны ЦЕЛИКОМ.А это не только жилфонд,это вся инфраструктура.Повторюсь,всё что ты сейчас видишь вокруг себя на 90 с хвостом% построено тогда. И да!я не мало материалов о событиях тех лет изучал.Как и безусловно наслышан(начитан)о"легендарных"маршалах.А в чём по ним вопрос?То,что одно время были гордость и краса,а потом в расход?Заслужили-получили.Просто,каждый выбирает свой угол зрения на определенные события.
04.04.2015
индеец_Джо
Георгий1958 пишет :" И вижу,как спиваются люди"... Ага...Видимо, антиалкогольная кампания 1985 г. началась от скуки и чрезмерного счастья. В качестве наглядного материала фильм Говорухина 1989 г. "Так жить нельзя".
04.04.2015
Thomas Boy
Уго Чавес-С___ Все мимо, похоже... Мне нравится жилье, даже хрущевки, которые сложно назвать жильем. Мне не нравится то, что его было МАЛО, жилья этого. Что люди в коммуналках жили. А моя бабушка в 60-е была военврачом и жили они, страшно сказать, на территории Кремля. Горьковского. Только в такой убогой хибаре, что я вообще не понимаю, как там вчетвером можно было жить. Таки да, строили дома и города. А жили в коммуналках. И все-таки предлагаю немного изучить вопрос партийных чисток 30-х годов, а то прямо даже неудобно рассказывать всем известные факты. Партийно-армейские ряды - это тоже "многострадальные народные массы". Ибо они тоже народ. Как врачи. Как учителя. Как директора заводов. Им тоже сильно доставалось в те годы. Про доносы - это, конечно, все выдумки 90-х, не было этого, я понимаю. Только почему-то архивы говорят об обратном. Я ничего не пытаюсь выдать за истину. Только факты. Были такие маршалы: Тухачевский, Егоров, Блюхер. Их, как писал ВДКД, "немножечко расстреляли". Но перед этим они были уважаемыми людьми, принимали парады, стояли рядом со Сталиными на трибуне Мавзолея. Про них регулярно писали газеты. А потом оказалось, что они враги. Еще ярче история с Ежовым. О нем стихи писали. В его честь город назвали. Это как, тоже анекдот перестроечного пошиба? Народ встречал Ежова "долгими и продолжительными", типа "спасибо, Ежов, что, тревогу будя, стоишь ты на страже страны и вождя". А потом он стал врагом. И это не я придумал. Это исторические факты. Ежов - киллер 30-х. Попользовались им и убрали.
03.04.2015
Уго Чавес-С
Thomas_Boy..уж не знаю,чем тебе показалось не приличным жильё построенное советами?Учитывая,что 99% россиян до сих пор живут в построенном тогда,у меня напрашивается вопрос,как ты читаешь,что бы писать следующее:-И за сорок лет СССР, занятый собственной безопасностью, так и не сподобился найти время на строительство. Это сильно, конечно...опять же учитывая,что ниже я писал : ..и тем не менее,дома,да города строили в том числе,не смотря на сумасшедшие траты на оборонку. Если тебе нравится спор ради спора,то ради бога,конечно. И кто там,кого восхвалял,да проклинал в те времена,вот это точно анекдот перестроечного пошиба,который ты пытаешься за истину выдать.А чистили в 30х годах именно партийно-армейские ряды,а не многострадальные народные массы.
03.04.2015
Георгий1958
индеец_Джо----------------Любопытный у нас с Вами разговор)). Букв мы оба немало уже написали. Но убедить друг друга не получается. Хочу только сказать,что я-то,как раз прекрасно знаю,что такое,когда есть деньги,а купить нечего. Но это ничем не лучше,когда купить есть чего,а денег нет,ибо безработица. Или получка мизерная настолько,что еле-еле на еду хватает. В первом случае хоть "колбасные электрички" могли выручить. А когда ни денег,ни работы-тогда что? Я,Джо,знаю "что". Каждый год в село под Астрахань езжу. И вижу,как спиваются люди. А студентом-дневником я был недолго. Всего лишь год. А потом женился,дочь родилась и я на заочный перевёлся,чтоб работать и семью свою кормить. У меня мать неплохо зарабатывала,но от её денег я и до армии не хотел зависеть и в 16 лет уже работал. Ну,а "парад суверенитетов" в Средней Азии,как и в других республиках,устроили отнюдь не простые работяги,коих,на самом деле,большинство. Просто,этим работягам-не до парадов,не до революций. Им надо работать,чтоб семьи кормить. В общем,думаю,нет смысла продолжать этот спор. Каждый видит этот мир со своей колокольни. Напоследок расскажу одну вещь-это уже не Вам,и не для спора с Вами. Это просто БЫЛО. В общем,в 95-96-м (где-то так,по-моему) в России выборы проходили (не помню год,не придирайтесь). И с кем я только не разговаривал в Волгоградской и Астраханской области,все в один голос говорили: мы голосуем за коммунистов. У нас,говорили мне,все поголовно за коммунистов. Они,наивные,думали,что Зюганов и К способны им прежнюю жизнь вернуть. Ту жизнь,где они не сидели на пособии по безработице. И вот по телеку показывают карту России,и там в разных цветах нарисовано,в какой области за кого голосуют. Допустим,красным цветом-за коммунистов,синим-за ЕдРо...и так далее. И,оказывается,вся Волгоградская и Астраханская области поголовно...за ЕдРо)))). Было бы смешно,если б не было так грустно.
03.04.2015
Thomas Boy
Ага. То есть строить приличное жилье нам мешала капиталистическая угроза. И за сорок лет СССР, занятый собственной безопасностью, так и не сподобился найти время на строительство. Это сильно, конечно. Такого я еще не слышал. Что касается власти, которая чистила сама себя, то уж извините, это анекдот. Власть на самом деле как бы нанимала людей, исполняющий грязную работу, а потом их устраняла. Как с киллерами в 90-е. Ягода, Ежов, потом Берия. И, будь жив Сталин, так продолжалось бы до бесконечности. Людей в СССР было много, но постоянно нанимать-стрелять... Это политика достойная уважения, факт. Слава и Ура. Мне искренне жаль людей того времени. Утром они восторгались Тухачевским, как учили, а вечером проклинали его. Как учили. Сочиняли стишочки про славного батыра Ежова, а потом батыр оказывался вовсе не славным. Как жить, когда сегодня тебя учат любить что-то, а вечером это же ненавидеть?
03.04.2015
Уго Чавес-С
Thomas_Boy..начнем с коммуналок.Учитывая,что вся европейская часть страны лежала в руинах,конечно первым делом необходимо было всех участников войны обеспечить отдельной квартирой и по"Волге" в придачу.Подумаешь ,вчерашние союзнички объявили о создании единого фронта супротив тебя (и разгоняли гонку трат на вооружение вплоть до сдачи страны горбатым),конечно стране вдов и калек(по выражению Эйнштейна)нужно было плюнуть на собственную безопасность и строить,только дома для"ветеранов". ..и тем не менее,дома,да города строили в том числе,не смотря на сумасшедшие траты на оборонку. Отвечу и Джо,почему до них очередь до всех не дошла в эпоху недоразвитого социализма?Начнём с того,что когда воевала вся страна(образно,конечно),рассматривать всех за героев никто не собирался.Война была тяжёлым,необходимым трудом.Закончилась она и все вчерашние победители превратились в простых людей,со всеми своими недостатками и проблемами.Строили,учили-учились,женились-разводились,судились,спивали сь они же.Подросли их дети и,тоже оженились,и квартирками необходимо было и их обеспечивать..и т.д,и т.п. Ну и человеческий фактор отбрасывать не будем.Как только убили Сталина с Берия,была разрушена контролирующе-карающая надстройка государственная,которая чистила ту самую саму-себя,т.е .власть(во что так трудно Томасу поверить).И начала снова образовываться властная сословность,где у"генерала есть свои внуки",которая начала употреблять свои властные полномочия прежде всего на удовлетворение непомерных потребностей своего окружения,своих друзей,знакомых,знакомых своих знакомых и т.д.Когда же тут думать о всё ещё прозябающих в трущёбах героях войны и труда?И естественно,эту "элиту" очень скоро утомила обуза из соц.обязательств для населения,которому по конституции всё в этой стране почему то принадлежит.Ну и свернули они эту конторку
03.04.2015
индеец_Джо
Георгий1958, а не надо так много букв...Житие в Москве всерьёз отличалось от жития вне Москвы ( признак "колбасные электрички"- далее мысль развиваете самостоятельно). Как понял, стипендия в 40 руб. использовалась вами ,как карманные деньги ( проживание совместно с папой-мамой). Поэтому "браво" за трогательный рассказ о студенте, который мог себе позволить на эти деньги ходить в пивбар на Горького. "я вовсе не считаю,что в СССР ВСЁ было хорошо"- сумневаюсь, судя по текстам. Но 31 марта 1-й же фразой Индеец согласился,что не всё тогда было плохо. " Вашей любимой нынешней дерьмократии"- да нет уж: нелюбимого социализма советского толка. "теперь,ошалев от радостей, которые принес в их жизнь развал Союза, они заполонили Москву,работая на самых грязных,тяжёлых работах"- во-первых, в Ср. Азии везде прошёл парад суверенитетов в конце августа 1991 г.; во-вторых- прекратились дотации в их экономику из союзного бюджета , за счёт которых они жили порой даже лучше, чем РСФСР (как если бы в той же Европе Германия жила хуже Греции?).Что же здесь несправедливого? "у него работают деньги"-в этом нет ничего плохого. Хуже, когда деньги не работали или работали только с квази-дополнением в виде талонов. Ещё раз: вы, вероятно, незнакомы с ситуациями, когда деньги есть, а купить нечего. Типа, Владимирская обл. конца 80-х-1990 : пустые магазины, в продаже только чёрный хлеб и большие пачки турецкого чая ( цвет упаковок-жёлтый и лиловый). Ура.. "тогда квартирами пытались обеспечивать всех по максимуму, а не только ветеранов" Уго Чавес, а почему упомянутые ветераны не попали в "максимум", тем более, что по своему тогдашнему возрасту они были самые что ни на есть работяги? Могу сослаться на известные мне примеры, когда работяга к концу трудовой карьеры не имел ничего ,кроме общаги.
03.04.2015
Георгий1958
Thomas_Boy----------------Я родился напротив Парка Горького,где мы до недавнего времени собирались с братвой 2-го августа на день ВДВ. Мои родители жили в каких-то бараках,но после моего рождения им дали комнату в коммуналке на 1-й Строительной,недалеко от нового цирка. Вот там мы жили до моих 6 лет. Соседка была-сумасшедшая старуха. Когда родители уходили куда-то,она садилась под нашей дверью и выла,изображая волка. Меня пугала) А когда мне стукнуло 6,в 1964-м,мои родители купили квартиру (выплачивали потом 15 лет) в кооперативе. Это была уже не "хрущёвка". Одноподъездная "коробочка"-девятиэтажка. Бог мой! у меня была СВОЯ комната...8 квадратных,но СВОЯ!!! Это было счастье! И почти всю жизнь я в ней прожил.
02.04.2015
Георгий1958
А внукам,господин Индеец Джо,я рассказал уже,что (просто к примеру,не более!) килограмм картошки стоил тогда 10 копеек. И на пенсию в 36 рублей бабушка в деревне жила не так уж плохо. По-крайней мере,гораздо лучше,чем в нынешние времена. И учителя,врачи и прочие бюджетники жили не так уж плохо,хотя и не богато. А сейчас выживают! Господин Джо,это разные вещи-небогато ЖИТЬ и ВЫЖИВАТЬ!!! И слово "БОМЖ" мы узнали примерно в те же времена,как и слово "РЭКЕТ". Эти понятия принесли ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ преобразования Горбачёва. Или вот ещё пример Вашей любимой нынешней дерьмократии: среднеазиаты. Это ведь жители бывшего СССР. И в ТЕ годы,их можно было увидеть только на рынках,продающими урюк. А теперь,ошалев от радостей,которые принес в их жизнь развал Союза,они заполонили Москву,работая на самых грязных,тяжёлых работах. И беспредел ребят с Кавказа-это тоже примете нынешних времён,а не прежних. Есть у меня друг. Мой бывший ученик. Ему сейчас 35. Он не работает в общепризнанном смысле этого слова. Он работает с "чёрным налом",у него работают деньги,а сам он занимается дочерью,занимается "покатушками" (богатенькие хлопцы пробиваются по болотам на машинах),ездит ко мне на дачу зимой-просто так,от скуки. Покидает снежок-и домой возвращается. Он говорит: да,я НАВОРОВАЛ. И в СССР меня посадили бы наверняка. Понимаете,Джо? Ему (вот именно ему! и таким как он!) хорошо сейчас. И плохо было бы в СССР. А вот простым работягам и колхозникам,как ни крути,а лучше было в СССР. И вот этих простых работяг гораздо больше,чем тех,кто смог как-то приспособиться,как-то работать на себя,открыв какое-то своё дело.
02.04.2015
Thomas Boy
Что касается квартир, то таки да, никто не жил на улице, а вот в коммуналках - это пожалуйста. И воспоминания о такой коммуналке у меня на всю жизнь сохранились. Еще с родителями жили. Правильно, на улице не очень уютно. Было бы хоть чуток уютнее, жили бы на улице. То есть, квартирами, конечно, старались обеспечить всех, но не получалось. А сейчас ипотека - это гадость и пошлость, да. Но все же лучше, чем в коммуналке.
02.04.2015
Thomas Boy
Уго Чавес-С___ Власть? Себя карала беспощадно? Это что за идиоты, которые карают сами себя? Что-то вы путаете. Власть других карала, никак не себя. И сказки про "нетрясущийся народ" оставьте для дураков. После начала перестройки, конечно, осмелели, "у свете новых реалий, так сказать". Но если бы посадили (расстреляли) пару тысяч "по настоящему гражданских" в 90-ом, например, я бы посмотрел, кто и как поднял народ. Быдлом людей 30-х и 40-х я не считаю. Но власть старательно делала из них доносчиков и моральных уродов. К счастью, до конца не вышло.
02.04.2015
Георгий1958
индеец_Джо----------------Я никогда не был партийцем. Даже в комсомол в ВДВ вступил,и то на втором году службы. Я тренером по волейболу был. Детей тренировал. До 93-го года. Пока не наступили благословенные (для Вас) времена и в школе зарплата стала не просто смешной,а вообще,никакой. И я ушёл. А ведь у меня дети только золото брали на Москве дважды...а уж серебра и бронзы... Вы можете подумать,что я лгу. Но у меня в гостях на даче бывали ребята с СЭ,которых я однажды собрал в ВКонтакте. И они видели,сколько медалей пылятся на стенках в предбаннике сауны у меня на даче. Но в прославляемые Вами времена, я уже не мог работать там,где всегда хотел. Демократия,оказывается,не предусматривает достойной зарплаты для детский тренеров в спортшколах. А вот при злых коммунистах мне хватало 140-160 рублей на то,чтобы периодически забегать на Черёмушинский или Москворецкий рынок и покупать там и мясо,и рыбу,и фрукты с овощами. Это,по Вашему,унылый набор продовольствия??? Интересно,что же Вы едите... Повторяю ещё раз...вдруг Вы не поняли с первого раза...я вовсе не считаю,что в СССР ВСЁ было хорошо! Допустим,книги были в дефиците. В загранку непросто было поехать...хотя,мать моя съездила в Венгрию,а брат жены дважды в Югославию. Но советские шмотки,автомобили,бытовая техника,сервис,мебель-всё это было убого.Но вот если перед Вами будет выбор: не иметь жвачку и не ездить в Анталию,но не знать безработицу...Вы что выберете? Ну,и последнее. Выше упомянутые ребята с СЭ могут Вам подтвердить,что я никогда не хамлю первым. Но хамства и пафосности от других не оставляю без внимания. Вы обратите внимание: я к Вам лично не обращался и не комментировал. Прокомментировали написанное мной именно Вы. И начали со слов: "согласен только отчасти. Остальное ваше ерунда ,мягко говоря." Ну,то есть,то,что пишу я-это ерунда...мягко говоря. А вот написанное Вами-это,стало быть,образец человеческой мудрости. Ну? и кто пафосен после этого?
02.04.2015
Уго Чавес-С
индеец_Джо..тогда квартирами пытались обеспечивать всех по максимуму,а не только ветеранов.Да и не помню я,что бы на улице,вообще кто то жил в те времена,в отличии.. Набор продовольствия,может и был уныл,да жизнь веселее у народа была..парадокс,однако Thomas_Boy..наказание за преступление,это не беспредел,это хорошо.Удивительно,как одну и ту же публику не устраивает в равной мере и та власть,что карала беспощадно ,как себя,так и народ,и ...что сама не гнушается,и народу даёт Ну и трясущееся немое быдло из людей советских делать не надо.Их и поднимали"на раз",что в 91м,что в 93м,потому,как общество было по настоящему гражданским
02.04.2015
индеец_Джо
Георгий1958! Кстати, а почему кое-кто из ветеранов ВОВ, которым по 85-90 лет, так до сих пор не обеспечен жильём ? Почему им "по социальной справедливости" коммунисты не отдали жильё в период 1945-1991 гг.? "пенсия колхозников..... получала 36 рублей " - ага, достойная пенсия проработавшего всю жизнь человека (на уровне стипендии московского лоботряса). О покупательной способности тех денег внукам своим рассказывайте: унылый набор продовольствия. "Штанов много .В случае катастрофы их хватит на всех Нет только подходящих мне..."(с). М.Жванецкий. Йа вас поздравляю, если вас устраивало всё , особенно "получать право на покупку по спискам". "всё-таки по-лучше,чем сейчас". Это кому как. Дело вкуса. "те,кто сумел приспособиться и вовремя нахапать,сейчас жить комфортнее." Ё...А менее пафосно и более корректно никак? А то ведь напрашивается аналогичный вывод о вас -приспособленце /партийце.
02.04.2015
Георгий1958
индеец_Джо----------------Если честно,вашу ерунду тоже обсуждать не хочется. Вы давно в районной поликлинике были? Если чё,зайдите,посмотрите на эти очереди. А так же на аппаратуру,которая там с ненавистных Вам совковских времён стоит. Несколько лет назад моя бабка 90-летняя пошла к окулисту,попросив меня проводить её до поликлиники...в пол-третьего ночи! Я подумал,что она совсем выжила из ума,но пошёл. И мы там были 6-ми! А на улице минус 35. И старики стоят в очереди! Я тогда сходил к дому,завёл машину,подогнал её прямо ко входу в поликлинику и сажал грел по очереди этих людей до 8 утра. Да будь проклята такая демократия!!! Вы,конечно,скажете,что можно ходить по платным врачам? Это можно. Если деньги есть. Пенсия колхозников? Да о чём Вы говорите-то? Вы хоть какое нибудь знание вопроса проявите...у меня сейчас напротив сидит 85-летняя теща,которая большую часть жизни провела в деревне под Рязанью. Тогда,при колхозах,пенсия БЫЛА. Её мать получала 36 рублей (я в 79 получал стипендию в 40 р. и мы ухитрялись с однокурсниками на Арбате в пивбар Жигули закатываться,и это в доргущей Момкве,а уж в рязанской деревне...). А сейчас тёщина сестра там,в деревне,получает 8 тысяч. Вы покупательную способность ТЕХ и ЭТИХ денег не знаете,или просто не хотите знать? А вот одежду шить не научились,это Вы правы. Как и делать автомобили. Кстати,об автомобилях. В 88-м я покупал квартиру. В нашем ЖСК,в нашем же доме можно было (ТОГДА! но не СЕЙЧАС!) встать на очередь,и когда она походила,купить квартиру,если у вас было,как бы,две семьи (в моём случае-мать с отцом-и я,великовозрастный сын). Я получал тогда в спортшколе 140р. Квартира стоила 2400. Мне помогла мать и её братья. К чему это я? А к тому,что Жигули,на тот момент,стоили 6800. А Волга около десятки. Понимаете? Я не говорю,что хорошо то,что Жигуль стоил так дорого,это,как раз плохо. Но квартира стоила в три раза дешевле! А вот теперь-наоборот. Но скажите,для молодой семьи что нужнее-квартира или машина? Я сейчас могу купить машину. А квартиру-подумать страшно. Или залезать в кабалу-ипотеку-это,по Вашему,здорово?))) Повторяю: в СССР ДАЛЕКО НЕ ВСЁ БЫЛО ХОРОШО! Но всё-таки по-лучше,чем сейчас. Впрочем,те,кто сумел приспособиться и вовремя нахапать,сейчас жить комфортнее.
01.04.2015
индеец_Джо
Георгий1958, согласен только отчасти. Остальное ваше ерунда ,мягко говоря. Уйма пустых неотовариваемых денег, невнятная бесплатная медицина в очередь ( результаты той стоматологии до сих пор носит ст.поколение). Бесплатное образование? Дык, сейчас высщее, увы, более доступно,чем тогда : есть и бесплатное-были бы мозги, есть и за деньги. Короче, даж обсуждать это не хочется. Thomas_Boy всё в красках описал. Жора1958 ,поинтересуйтесь пенсиями колхозников, может проймёт. ""Серп и Молот" выпускал станки. Которые до сих пор работают" Возможно. А что ж одежду, которую хотелось бы носить, так и не научились шить?
31.03.2015
Эрик Рыжий
Несколько штрихов к портрету. Дедушка, действительно, много не договаривает. В своей книге Лев Нетто пишет, что после суда подал апелляцию и все статьи обвинения в шпионаже были с него сняты. Оставили только одну, согласно которой он выдавал немцам пытавшихся сбежать из плена товарищей. Далее по Сталину.Все-таки до чего же наивны и сталиноненавистники и сталинолюбы. Неужели возможна ситуация, когда ОДИН человек держит в своих руках ВСЕ ниточки и дергает их когда вздумается ему поиграть с судьбами мира? Подумайте хорошенько. Все свое воображение задействуйте. Сволочей и рвачей хватало всегда, во все времена. А тогда и времена были ох какие мутные. Одних заговоров в верхушке не меньше 4-х, плюс постоянная военная тревога. А у ИВС, если что и было, то это авторитет. Сначала внутрипартийный, а когда партия взяла власть и начала хозяйничать, то и народный. Да его многие не любили, многие ненавидели, но уважало все же больше. Потому что дяденька умел работать, как никто до него. Ни один правитель в мире, за всю известную историю не решал таких задач, какие решал бывший семинарист. При этом, всю свою карьеру на вершине Олимпа он пытался противодействовать образовавшей партийной номенклатуре, не желавшей самообразовыватся и самосовершенствоваться, но и власть выпускать из рук тоже не хотевшей. Он проиграл, но успел поставить такой каркас, что мы до сих пор (а прошло уже 62 года с его смерти) его проживаем. К сожалению те, кто шел следом за ним не хотели строить. Они хотели только жить. Жить не напрягаясь.
31.03.2015
Георгий1958
Thomas_Boy----------------Томас,чтобы спиться-денег много не надо. Конечно,в селе есть пара-тройка семей,которые сумели приспособиться к нынешним реалиям,сумели как-то объединиться и работать на себя. Но это единицы. Поверьте,я знаю пол-села. Но даже те,кто сумел выжить и найти работу для себя,они все как один мечтают вернуть СССР и колхоз. Главное,конечно,колхоз. "Серп и Молот" выпускал станки. Которые до сих пор работают...а если их и заменяют,то на импортные. Ибо нынешняя дерьмократия не способна сама создать ничего надёжного. В принципе,у нас не было социализма. Был псевдосоциализм. Так же,как сейчас псевдодемократия. И если взять всё хорошее из нынешнего и всё хорошее из прошлого,то получится очень симпатичный строй. Такой,как,допустим,в Швеции))
31.03.2015
Thomas Boy
Георгий1958___ Я не москвич. Но про "Серп и Молот" слышал. Простите, а что он тогда выпускал? Почему он вдруг стал никому не нужен? У нас в Горьком нет заводов, которые выпускали бы что-то толковое, а потом вдруг стали никому не нужны. Проблема в том, что большинство товаров, выпускаемых во времена СССР были не особо хорошими. Начиная с одежды, заканчивая автомобилями. Танки были хорошие, это да. Про 80-е - да, согласен, просто 70-е я не застал. А 80-е помню хорошо. И СССР при Горбачеве тоже, знаете, не переставал быть СССРом. Да и перестройка началась не потому, что все было отлично, а решили сделать лучше. Началась она как раз потому, что все было плохо. Деревни, конечно, сейчас угроблены. Согласен. Но я всегда поражался людям, которые находят деньги на то, чтобы "спиваться" из-за того, что нет денег и работы. Это удивительно. Что касается дружбы народов, то это сложный вопрос. В Прибалтике, например, к нам всегда относились не особо. То, что сейчас происходит - заслуга политиков.
30.03.2015
Thomas Boy
Уго Чавес-С___ Я как бы работал в суде, имел возможность поизучать дела 30-х годов. Впечатление произвело. Огромное. Когда мужик продал (потерял) с грузовика сноп сена, ему восемь лет тюрьмы впаяли. Такая же история и такой же срок за мешок яблок. Восемь лет. Это нормально? Это беспредел! От дедов "скулежа" не услышать, факт. Только деды до середины 90-х боялись громко в квартире разговаривать - вдруг подслушивают и доносят? Вот счастливая жисть при Сталине была! Враг тот, кто старается, условно говоря, убить тебя или твоих родных. Мою прабабку НКВДшники расстреляли за недоносительство в 41-ом в Ленинграде. Она финка была. А финнов не жалели тогда. Виноват - не виноват, всех под одну гребенку. И кто мне Сталин с его НКВД?
30.03.2015
Георгий1958
Thomas_Boy------------------Вы несколько путаете времена. Когда тележку вывозили и люди бросались-это уже конец 80-х,начало 90-х. Правление господина Горбачёва. А в 60-е и 70-е,да и в первой половине 90-х никто не бросался за едой. Скорее уж,за джинсами... И да. Это унизительно. Но знаете...я Вам могу приводить пример за примером того,как унизительно жить в наши времена. Я под Астрахань езжу каждый год с 82-го начиная. Там,в селе Пришиб,при коммунистах был колхоз. И,хотя в магазине ни черта не было (это унизительно,согласен),но деньги у людей были и они могли сесть в автобус и через пять часов купить в Волгограде всё,что им надо. Волгоград снабжался лучше Москвы. А что теперь? Колхоз развалили,в селе повальная безработица,живут на пособие по безработице (подаяние,лучше сказать),магазинов теперь пять,в них всё есть,магазины держат представители Кавказа,люди бегут из села или спиваются. Знаете...Вы этим людям в селе только не скажите,что ТОГДА унижались больше,чем СЕЙЧАС. Не поймут. И в Орджоникидзе,куда я приезжал каждый год к бабушке на каникулы на всё лето,в нашем дворе люди садились за общие столы во дворе,когда была свадьба или похороны-все нации за один стол. Не запирали двери. Любой сосед мог вытереть мне сопли,перевязать коленку и накормить,пока бабка моя работала в ресторане до часа ночи. И в нашей общей стране строились Днепрогэсы и заводы,и в космос первыми полетели. Это,по Вашему,унижение? А может,унижение для моей страны-это когда о неё вытирают ноги господа из ЕС и НАТО? Когда клоун-президент спьяну дирижирует оркестром? Когда пытаются (и не без успеха!) поссорить тех,кто раньше вполне мирно жил в едином государстве? Когда наркота разъедает молодое поколение? Вы вот сами москвич? Если да,то должны знать завод Серп и Молот. Гигантская территория в районе шоссе Энтузиастов. Когда-то там работало много людей,получая зарплату,кормя свои семьи. Теперь там разрушенные цеха с выбитыми стеклами,ржавеющий паровоз с теплушками...и таких заводов по всему бывшему СССР полным полно...демократия,епт! Это ж не унижение для страны....это ж так и надо,по Вашему?
30.03.2015
Уго Чавес-С
Thomas_Boy Уго Чавес-С___ А кому судить тогда? Может, и у Гитлера не было вариантов? Может, его мы тоже судить (осуждать) не можем? Я имею право судить. У меня семья пострадала знатно в те годы. 17:17 Самое главное,что все страдали НЕЗАСЛУЖЕННО) тенденция однако.У меня,к счастью таких прецедентов семейных нет.Просто переносили тяготы той поры,как и большинство. Что до суда..а что ты реально можешь знать о тех событиях?Жизнь и 30ти летней давности,ныне представляется юрским периодом,и оценки современности совершенно не накладываются на ту действительность.Ты же,какими то стандартными лекалами оцениваешь,вообще иную вселенную.От дедов,для которых та жизнь была реальность,обвинений и скулежа не услышишь,а вот внуки головастые,сомнительных книжек начитавшись,слюной ядовитой,так и брызжут.Не корректно это А Гитлер..гитлер нам враг,вот эта роль универсальна во времени.Врагов смертельных не судить,а убивать надо.Чем наши предки и занимались,собственно
30.03.2015
Thomas Boy
Георгий1958___ Вроде бы да. У всех все было. Достал холодильник - счастье. Стенку румынскую - большое счастье. Цветной телевизор по блату - огромное счастье. Купил колбасы, отстояв в очереди час, так хорошо на душе! Вам все это не кажется унизительным? Я сейчас, увидев очередь в десять человек в магазине, ухожу в другой. Стоять в облом. А раньше за сыром час стоял. Вывозили тележку и люди к ней бросались, как звери. Я помню СССР. И скучаю по тем временам, ведь это было мое детство. Много было в СССР хорошего. Но плохого больше. Хотел бы я вернуться в те времена? Ни за что.
30.03.2015
Thomas Boy
Уго Чавес-С___ А кому судить тогда? Может, и у Гитлера не было вариантов? Может, его мы тоже судить (осуждать) не можем? Я имею право судить. У меня семья пострадала знатно в те годы.
30.03.2015
Thomas Boy
Der23St545___ Ты что ли мрешь, муха-работяга? До 2014-го жили весьма прилично.
30.03.2015
Георгий1958
Когда развалился Союз,кто-то стал жить лучше,кто-то хуже. Тех,кто хуже-явно больше. Особенно,если брать не только Россию,но и другие бывшие республики. В СССР был дефмцит товаров? Был,не спорю. Но как-то так получалось,что всё у всех было) Зато не было безработицы. И моя бабка получала пенсию 80 рублей. А мать сейчас получает 15 тысяч. Те,кто жил в СССР знает,что это несопоставимые цифры. В СССР была жесточайшая цензура? Да! И в загранку съездить было тяжело. Зато бесплатно лечили и учили. И не было такого беспредела-слово "рэкет" пришло к нам только в конце 80-х. В СССР была ущербная,само себя пожирающая экономика. Делать железные урны,когда на них нет спроса и ими забиты склады,да ещё перевыполняя план,чтобы дали премию...это,конечно,бред. Зато не было войн между своим собственным народом. И русский сидел рядом с чеченцем за одним столом. Как и азербайджанец с армянином,грузин с осетином. А уж помыслить о войне с братской Украиной...это только в психушке. Ну,а Сталин...это сложно всё. Он стоял во главе народа,который победил фашистов и поднял за короткий срок страну из аграрной в индустриальную. Рубя,при этом,лес и не замечая щепок-людей. А ведь каждый человек-он хочет жить,и жить нормально. Так,чтоб не оказаться "щепкой". Знаете...легко судить сейчас,сидя в теплой комнате за компом,и отвечая,по жизни,только за свой участок работы. А не за всю страну.
30.03.2015
djavdet
Неплохо. Словно документальное кино глянул без морализаторства.
29.03.2015
индеец_Джо
Der23St545, тельце своё красно-идеологизированное попытайся хоть чуть-чуть потереть хозяйственным мылом на общей кухне: может, что-либо осознаешь И старайсо реже посещать политзанятия/партейные сходки, иначе ничего не поможет. "Надеюсь вы отдаете прибавочную стоимость своим рабочим" Жалкий лузер, не зацикливайся на пересказах первого тома "Капитала", написанного полтора века назад. Можно подумать, что социалистическая бюрократия " отдавала прибавочную стоимость" рабочим...Бгг.
29.03.2015
Электросталец
не договаривает дед, избирательная память, с палками немчуру победили... Сафрика порадовали эстонские женщины (о сталинских бандитах)
29.03.2015
Der23St545
Thomas_Boy Уго Чавес-С___ Когда есть выбор, надо выбирать тот вариант, который достижим при меньшем кол-ве жертв. Отправь сейчас Монтю на Великую Стройку ради процветания Родины - он не пойдет. Хотя достижения страны ему шибко важны. // О, слезинка ребенка пошла. Надеюсь вы отдаете прибавочную стоимость своим рабочим, благодетель наш, а то ,что-то при вашем капитализме, людишки мрут, как мухи (((
28.03.2015
Der23St545
индеец_Джо Всё-таки очень зловонно смердит компания из грязных комми , вроде Монте-Кристо и Der23St545, и новоявленного арийца, вроде социалиста Сафронова. ------- Так вам помыться голубчик надо, чай не средневековье, и прислуга буржуа все-таки ее лицо ))
28.03.2015
Уго Чавес-С
Thomas_Boy..надо выбирать! золотые слова) а как с наших"высот" судить,был ли выбор тогда? По сеньке ли шапка судей истории,для нынешнего поколения?сомневаюсь Ну,а на благо Родины все мы способны силы отдать..если Родина настойчиво попросит)может и доживём до светлых времён
28.03.2015
Thomas Boy
Уго Чавес-С___ Когда есть выбор, надо выбирать тот вариант, который достижим при меньшем кол-ве жертв. Отправь сейчас Монтю на Великую Стройку ради процветания Родины - он не пойдет. Хотя достижения страны ему шибко важны.
28.03.2015
Уго Чавес-С
Thomas_Boy Монте-Кристо (Мститель)...___ Только у полных кретинов цель оправдывает средства Я понимаю,что всё это писалось,дабы оскорбить оппонента,но..я надеюсь,ты на самом деле понимаешь,что сей девиз рулевой этого мира,а вовсе не удел кретинов.А совестливые и с тонкой душевной материей,рыдают над слезой ребёнка в хвосте обоза
28.03.2015
Thomas Boy
Монте-Кристо (Мститель)...___ Только у полных кретинов цель оправдывает средства. Ты по сути кретин.
28.03.2015
Уго Чавес-С
Нефан..А насчет "куков"... насчет Прибалтики у меня как-то сомнений нет А при чём тут сомнения?Как раз,то что этот Кук и вёл себя так,что Нетто он был нелицеприятен,практически гарантирует его невиновность.Предатели(либо агенты),как правило улыбаются шире всех и вообще прекрасные ребята,на столько,что на них подумаешь в последнюю очередь )
28.03.2015
индеец_Джо
Монте-Кристо- сын йюриста, выколи себе на известной части тела "Ленин чиж,Ленин пыж, Ленин тотанхамыш" и наслаждайся. Предыдущий твой пост, кстати, противоречит принципам интернационализма . Иль ты уже в маразме ?
28.03.2015
Монте-Кристо (Мститель)...
индеец_Джо... А что в резервации интернет провели ? Зачем он вам дикарям ? Ваше дело скакать на лошадях и стрелять из лука...
28.03.2015
индеец_Джо
Всё-таки очень зловонно смердит компания из грязных комми , вроде Монте-Кристо и Der23St545, и новоявленного арийца, вроде социалиста Сафронова.
28.03.2015
Нефан
Уго Чавес-С ------- Меня больше взбесило начало - про аборты. Ну, даже если дед на старости лет что-то "этакое" вспомнил, то зачем это в печать нести? Есть же родственники, потомки и т.д. Им-то это зачем знать? Знать-то именно им - ладно, но зачем всем-то про это? А насчет "куков"... насчет Прибалтики у меня как-то сомнений нет, но вот в Калужской области бывали случаи... один сельчанин остался в селе перед уходом. Не буду врать - вроде из партийцев-комсомольцев, а, может, нет. И остался старостой при "новых властях". После войны, разумеется, его много лет в селе, мягко говоря, не любили. А так вот оказалось почти случайно, что на нем держалась вся связь (продуктовая, информационная и т.д.) между деревней и партизанами. И немцев потихоньку отстреливали, и партизанам было что жрать зимой. Вроде обычный сельчанин, а если в американском формате раскрутить... Просто человек решил делать то, что он должен... для себя должен. И делал. Почему не раскрылся перед односельчанами? Так... громко говоря, кем-то должен был пожертвовать, чтоб спасти других. Но это ж не объяснить...
28.03.2015
Монте-Кристо (Мститель)...
Thomas_Boy...Дауненок, мне плевать на ГУЛАГ. Я смотрю на достижения страны...
28.03.2015
Монте-Кристо (Мститель)...
социалист Сафронов... Либеральное толерантное животное, я не стану обсуждать твою сексуальную ориентацию, и твою секту Бори Моисеева, но речь о том, что твоя логика хромает, большинство народа хвалит СССР и ругает либеральную Россию,
28.03.2015
Thomas Boy
Der23St545______ Ну да полно, полно. При товарище Сталине Монтя обличал бы и требовал покарать. То есть, был бы выразителем праведного народного гнева. В итоге скорее всего закончил так, как большинство таких выразителей-болтунов. То есть, не пальцы бы ему защемили, а язык. Что касается меня, то в Аризону мне тоже путь был бы заказан.
28.03.2015
Der23St545
Монте-Кристо (Мститель)... Сталин - самый Великий человек в истории России. А чернят его унтерменши... // Какие унтерменши, обычные любители пожить за чужой счет, классовую борьбу никто не отменял, несмотря на все попытки ее скрыть одним известным классом ))
28.03.2015
Der23St545
Thomas_Boy А тебе Монтя, если пальцы дверью зажали, ты бы про Сталина другое писал. И в шпионаже в пользу Америки признался наверняка. В ГУЛАГе бы стишки пописывал. // Монтя бы при товарище Сталине спокойно работал на заводе, ездя каждый отпуск в санаторий под Алуштой. А вот у вас каждый вечер был бы забег на перегонки с койотом. Днем же великая стройка автомагистрали 66 за бульончик с сухарями под палящим солнцем Аризоны.
28.03.2015
Thomas Boy
социалист Сафронов___ Ну чего мне твои объективные экономические показатели? Где катастрофа к весне? Где? Может, твои ОЭП говорят, что в Москве летом людей жрать будут, так это еще ни о чем не говорит. Опять "личные впечатления"... Ну не бред ли? Команда вообще бросила играть, когда лишилась шансов на повышение, а вылет не грозил. А ты - вот посещаемость, вот стоимость билетов, вот удобная и красивая форма, вот бутсы с крепкими шипами... Ты в курсе, не снизилась ли посещаемость на стадионе "Транмера" после пяти подряд поражений? Так вот: по 4 тысячи ходили. А вместимость 16 тысяч. Разговор там был о том, что закрытая лига - идиотизм. Ну а про Эстонию и переезды...) Если в США х...во будет, то что, перестанешь восхищаться развитой цивилизованной страной?))
27.03.2015
социалист Сафронов
Thomas_Boy-----1) проблемы есть везде, разве что в раю их нет. так и рая нет.2) есть объективные экономические показатели и только идиот не может их не замечать. 3) Чемпионшип- мне не надо его смотреть, есть те же самые показатели: посещаемость, стоимость билетов...случаи "дураковаляния"- это твои личные впечатления, я их обсуждать не собираюсь. Я опираюсь на цифры. 4) Я вообще не об этом писал, а о принципах существования клубов, ты не муя не читаешь а берешься судить! 5) я смеялся не над Нетто, а над своим 2-дным дедом, это ещё раз говорит, что ты не читаешь. 5) Да, место жительства- это там где хорошо , удобно и безопасно. Государство- это средство для обеспечения нормальной жизни или ненормальной, кому как. Будет х-во в Эстонии,разумеется уеду.
27.03.2015
Thomas Boy
А тебе Монтя, если пальцы дверью зажали, ты бы про Сталина другое писал. И в шпионаже в пользу Америки признался наверняка. В ГУЛАГе бы стишки пописывал.
27.03.2015
Уго Чавес-С
уместно,не уместно,данное вью..оно ,уже имеет место быть. Не сужу деда ни за слова,ни за поступки в жизни.Не известно,как каждый из нас поступил бы на его..а время было суровое. Но!авторы!разве можно публиковать дедовские домыслы,кто на его взгляд был предателем?!Этот человек по фамилии Кок,возможно был честнейший гражданин,и быть может геройски голову сложил,не смотря на то,что нашему"герою"он был не приятен.
27.03.2015
Thomas Boy
социалист Сафронов___ Да помню я твои прогнозы. Типа, сейчас плохо, а к весне вовсе амба. Я далек от патриотического маразма, но как-то не видно той жути, которая прогнозировалась. При всей развитости США, там куча всяческих бюрократических проблем, свойственных и России. Просто ты там не жил никогда. И не сталкивался с этим. Да и вообще ты часто берешься рассуждать о том, чего не знаешь. Вчера писал про Чемпионшип, где вроде как нереально валять дурака - играют-то для зрителей. Так вот там масса случаев дураковаляния. И в Лиге-1 тоже. Один "Транмер"-2012 чего стоит. Последние матчей 8-10 вообще не напрягался. Ну и по интервью: самое удивительное, что ты ржешь на Нетто, вот дурачок, гы-гы-гы, в солнечную Филадельфию не поехал. А мужик четко написал, что рвался домой, к матери. Тебе этого, видимо, не понять. Сегодня Эстония, завтра Германия, потом, может, Индонезия с Камеруном.
27.03.2015
социалист Сафронов
Thomas_Boy---во-первых, я не писал что рашка загнется весной, я писал немного другое; во-вторых, "добро" и "зло" относительные, условные категории я ими никогда не оперировал. Я лишь говорил о том, как по-разному могут влиять разные системы на развитие общества; в-третьих, Штаты действительно супер-развитая держава, а рашка- супер-неразвитая, это очевидно по всем параметрам.
27.03.2015
Thomas Boy
социалист Сафронов___ Все верно: на черное и белое, только это у тебя. СССР - зло и кошмар, США - добро и развитая держава. Вот так ты и мыслишь. Всё, больше у тебя ни единой мысли нет. Ты тут уси...ался, что к весне РФ загнется. Ну? И где?
27.03.2015
социалист Сафронов
inachipoch------если бы меня говносовок обидел, я бы не такое писал.))) Мне жаль поколения сильных, талантливых людей, энергия которых была сведена на нет. Гора родила мышь. Великая Страна превратилась в сырьевой придаток и банановую республику... а лично у меня обид нет, всё это дерьмо вовремя закончилось, я почти не пострадал.))
27.03.2015
inachipoch
социалист Сафронов---------------------- Сафрон, чем же тебя советская власть так обидела? Джинсы не мог фирменные купить или гомосечить открыто не мог?
27.03.2015
социалист Сафронов
Thomas_Boy--------Мой двоюродный дед, к слову, умер в должности зам.нач.управления капитального строительства усср. Ты, как обычно, ни муя не понял. У тебя, как и у любого совка, мир делится на две половины, на черное и белое, ты и мыслишь так. Про Монтю молчу, он болен, что с него взять.
27.03.2015
Монте-Кристо (Мститель)...
Сталин - самый Великий человек в истории России. А чернят его унтерменши...
27.03.2015
Thomas Boy
А интервью как всегда интересное. Спасибо.
27.03.2015
Thomas Boy
Все как всегда... Мститель - о тварях, мерзостях и личных кумирах, Сафронов - о советском Аду и солнечной Америке, где счастлив даже таракан.
27.03.2015
Монте-Кристо (Мститель)...
Брат Нетто врет и не договаривает. В ГУЛАГ после плена попало 15% из числа военнопленных. Те кто сотрудничал с фашистами. Значит брат Нетто сотрудничал. И врет, прикрываясь мамой. Яковлева - тварь. Мерзость. Но это месть судьбы Нетто за понты. Жена актриса... Ну-ну. Нетто - человек и футболист выдающийся. Легенда. Но и алкаш. А кто не пьет. Но пить он не умел. В город моей юности в конце 70-х приехала сборная ветеранов. Был там и Нетто, сыграли 2:2. В первые 30 минут ветераны возили наших, как хотели, повели 2:0, один гол забил Сальников (100%), второй кто не помню, по-моему Численко, так вертится в голове, но потом сдохли, и наши стали их возить, как хотели. Но и ветераны уперлись. Но последние 10 минут у пенсионеров сил не осталось и пенсионеры встали. Наши сравняли счет. Но главное не это. После матча началась гигантская пьянка. Начали на стадионе, в спортпавильоне, потом в гостинице. У моего отца друзей и знакомых полгорода. Он работал следователем ОБХСС, Ему рассказывали, что Нетто уже ходить не мог и ползал по коридору гостиницы на четырех конечностях. Все игроки сборной ветеранов напились, но в таком состоянии находился только Нетто. Я был в шоке. В шоке был и мой отец. Он всю жизнь болеет за Спартак. Нетто его кумир. А вообще главным кумиром моего отца был и есть Слава Старшинов. А лучшим игроком нашего хоккея считает Толю Фирсова. Моего Мальцева тоже считает Великим.
27.03.2015
социалист Сафронов
"И поехал по этапу: Киев – Москва – Свердловск – Красноярск – Норильск."----Вот не ожидал! Это ж как моего двоюродного деда везли. Тот, дурачок, в Филадельфию отказался ехать!!!))) поехал в солнечный Норильск. ничё страшного, нынешний постсовковый скот такой же, аминь.
27.03.2015
dijeridoo
Да, мне тоже интересно какая латышская фамилия у отца Нетто была, если его эстонская фамилия - итальянская. Это ж какая Эстония в 18 веке зажиточная страна была, что у них садовниками итальянцы работали. Не то что сейчас. Видать приехал поучаствовать в Северной войне. Вообще что-то много чего понапутано, и отец знаком с генпрокурорм, и брат капитан сборной СССР, в общем жив-здоров и слава богу.
27.03.2015
.BattleFish.
Начались допросы: "Рассказывай, как завербовали американцы? Какое задание? Кто резидент? Думаешь, поверим, что ты добровольно покинул Западную зону?!" Видите след на пальце?------------ я ж говорю идиот! Просто ему повезло, что Бог столько раз его спасал и дал в конечном итоге жену с детьми, а иначе бы помер уже в лагере от тубика с мыслями об Эльзе!
27.03.2015
.BattleFish.
Красавица! Белокурая, голубоглазая. Честно, я влюбился. Чувствовал, это взаимно. Эльза говорила: "Лео, оставайся, хозяином будешь. У нас все есть. Куда ты рвешься? В Сибирь?" Но я был одержим идеей вернуться. Хотел увидеть маму. 19 мая 1945-го на студебеккере перевезли в советскую оккупационную зону.--------------- мдаааааа без комментариев, все есть, девушка есть, хозяйство есть, европейская жизнь есть, а его в родное болото потянуло где его бы куда нибудь в лагерь упекли из за плена, а сам при этом антисоветчик, или он таким стал уже потом, пожив в СССР, не понимаю я таких людей!
27.03.2015
.BattleFish.
Крокодилыч------------- просто всем воздается за свои заслуги я считаю! Если ты несколько лет занимался тем, что возомнив себя богом выносил расстрельные приговоры бедным людям, то в последствии ты должен будешь получить адекватную плату и не только по части репрессий в обраточку! Возможно кто то из них и жил спокойной жизнью, но при этом не мог иметь детей или жена его была шалава о чем он знал например, а так с виду все спокойно!!!
27.03.2015
Крокодилыч
.BattleFish. я вот все думаю, что потом, по прошествии многих лет стало с теми кто выносил эти приговоры и судил таких людей как этого несчастного мужика!? -------------------------- Мне кажется, что кому как повезло, тут все очень индивидуально и без какой-то явной закономерности. Кто-то попал под волну послесталинских репрессий, когда были осуждены и казнены Берия, Абакумов, Кобулов и прочие энкавэдэшные чины. Тронули же не одну верхушку, но и нижестоящих сотрудников тоже. А кто-то под эту волну не попал, благополучно дослужился до пенсии и умер своей смертью в собственной постели...
27.03.2015
доктор Фишер
Яковлева - гениальная актриса, которую вылепил Эфрос, хотя закидонов у нее хватает. Как человек - сволочь, что выгоняла из дома старого, неадекватного мужа. Но это история давно известна. Снова парни не в форме, интервью не айс. Чувствуется, что ребята устали. Саша Кружков - толковый жур, но на фоне отца, похоже, пока слабоват.
27.03.2015
.BattleFish.
В соседней квартире поселился латыш, однофамилец отца. Никакого отношения к стрелкам не имел. Как-то услышали разговор у их дверей: "Собирайся!" – "Это ошибка". – "Там разберутся!" Увели.------------------- я вот все думаю, что потом, по прошествии многих лет стало с теми кто выносил эти приговоры и судил таких людей как этого несчастного мужика!?
27.03.2015
Гаттузо крут!!!
Ну так сяк. После Колымских рассказов Шаламова и повести "Саночки" Жженова не интересно читать про керосин и прочие прелести зоны и ГУЛАга. Там и про это и как по спец. методе бревно на руку скатывали чтобы был перелом, но нестрашный..... Жаль ,что о спорте мало. А историю своей страны надо помнить и знать никто и не спорит. Только зачем такое на спортивном портале непонятно. Тогда можно и про Петра-1 он же тоже ледяные горки устраивал, саночник он такскать бобслеист.....спортсмен.
27.03.2015
индеец_Джо
"так понимаю, герой так никого и не убил за все годы войны?------------ это просто коммент дня" Да уж согласен... Кекс,вероятно, перепутал, фишки пейнтбола/виртуальных сражений с реальной войной.
27.03.2015
advo_cat
Рубрика эта не только про спорт, это биографии, связанные со спортом, в ктом числе не только от самих спортсменов, но и от их близких... Так что всё по теме. Если хочется только о спорте, можно другие рубрики читать, а лучше вообще статистику.
27.03.2015
.BattleFish.
Я так понимаю, герой так никого и не убил за все годы войны?------------ это просто коммент дня!) Всех с пятницей друзья!)
27.03.2015
inachipoch
Вторая пятница подряд - мимо. То интервью со средним игроком бразилушкой, то с 90-летним дедушкой-антисоветчиком, который ничего толком о своём великом брате не рассказал.
27.03.2015
KuziakaPm
Termin79 - что за хамство? Ваш вопрос и ответ выглядят именно так. Эдакая издёвка. Если ошибаемся - простите. . Отличное интервью. Блин, уже 3 великих человека оказывается умерли в мой день рождения.
27.03.2015
Зильберштейн (сторож)
И, конечно, громадное уважение к людям с такой судьбой. Все круги ада прошли и выжили - кремень, железо! Желаю Вам, Лев Александрович, дожить до 100 и больше. Здоровья!!!
27.03.2015
Зильберштейн (сторож)
Таки и надо было оставаться у этой симпатичной немачки, фрау Эльзы. Ведь не было особых иллюзий-то, как я понимаю, относительно сталинской власти, особенно после пережитого террора в конце 30-х. Нет, попёрся навстречу смерти обратно. Ладно, в рубашке родился, большинство таких-же, как он, просто не пережили лагеря.
27.03.2015
Крокодилыч
Юрий, Александр, огромное спасибо за это интервью. Полезно будет прочесть ностальгирующим по временам СССР и считающих Сталина героем. Льву Александровичу - здоровья!
27.03.2015
Крокодилыч
igomir Думал узнаю больше о своем кумире Игоре Нетто, а вышло в основном про Льва. Трудно требовать многого от памяти 90-летнего и все-таки не смогли выжать больше сведений о футболисте. Или не посчитали нужным зафиксировать. В итоге - повесть об неудачливой легенде советского футбола и о поразительном счастливчике судьбы, его брате. 13:30 ================== ????????????????? Вы интервью-то читали? Человек ни за что отсидел в ГУЛАГе восемь лет - это поразительное счастье?!..
27.03.2015
Dzho Blаck
Сталин-Черт.)
27.03.2015
Jean4
Кстати, на фотографиях дочь очень похожа на отца(Игоря), одно лицо и без экспертизы видно.
27.03.2015
igomir
Думал узнаю больше о своем кумире Игоре Нетто, а вышло в основном про Льва. Трудно требовать многого от памяти 90-летнего и все-таки не смогли выжать больше сведений о футболисте. Или не посчитали нужным зафиксировать. В итоге - повесть об неудачливой легенде советского футбола и о поразительном счастливчике судьбы, его брате.
27.03.2015
Jean4
Было интересно. Со спортом конечно не так много связано, но это однозначно лучше чем Хулк в разговорах по пятницам.
27.03.2015
glazun.de
а, уже поправили. Ну хорошо. Осталось поправить "не известны"
27.03.2015
glazun.de
Откуда пробел прилетел?
27.03.2015
glazun.de
Странный сайт: я написал "Великойотечественной"
27.03.2015
glazun.de
Редакторы, поправьте, пожалуйста: «Но подробности мне не известны.» В данном случае «не» пишется слитно------------------------------------------------ «Великойотечест венной» пишется раздельно
27.03.2015
glazun.de
Хорошее интервью, но не для СЭ.
27.03.2015
Док
Среднеохтинский 29 Док_ Что бы помнили. 11:47 ================== Кого? Великого футболиста, капитана национальной сборной? Так о нем тут только не очень хорошо пахнущая бытовуха.
27.03.2015
.BattleFish.
Вот пуканы то повзрывались!
27.03.2015
pitersam
Revolf нетто - это кто? двоюродный брат брутто? 01:17 . Ты дурак?
27.03.2015
pitersam
Termin79 Я так понимаю, герой так никого и не убил за все годы войны? 09:40 . Камрад, таким не всегда хвастают... Даже если врага. И даже если не убил, в моих глазах это не делает Льва Александровича хуже других фронтовиков...
27.03.2015
Kakhankov
Другое дело, а то глянув на выбор героя предыдущей публикации, подумал плохо об авторах рубрики.
27.03.2015
Долой 37-ой!
НеСпорт-Экспресс .
27.03.2015
Алексей Х
Док, зачем это интервью в спортивном издании? Ну да, вопрос...
27.03.2015
Док
Признаюсь, наверно впервые по прочтению возник вопрос - зачем?
27.03.2015
Алексей Х
Термин Он вносил свою лепту другим...
27.03.2015
Termin79
vyakhir3 Где ты увидел ля-ля? Я задал вопрос, т.к. из статьи было не очень понятно. Если тебе показалось, что в моих словах сквозила ирония или негодование- это твои проблемы.
27.03.2015
Быстрые руки
Крепкого здоровья Льву Нетто!
27.03.2015
vyakhir3
2 Termin79 Ты проживи его жизнь сначала, а потом будешь языком ля-ля.
27.03.2015
Санта_Клаус
Жутковато...
27.03.2015
Levbereg
Revolf нетто - это кто? двоюродный брат брутто? Молодец какой. Знаете такие слова!!! Это определенный жизненный успех. Теперь Вам нужно поставить основную задачу на следующие лет десять жизни выяснить в чем разница между брутто и нетто. Так что мы можем поздравить Вас с окончанием девятого класса и советуем учить матчасть. Еще побольше общайтесь с нормальными людьми, у которых мозги есть. Может и ум придет с опытом жизненным.
27.03.2015
tanya_l
самая любимая рубрика! спасибо большое за прекрасные материалы!
27.03.2015
Termin79
Я так понимаю, герой так никого и не убил за все годы войны?
27.03.2015
Easycure
Нетто – эстонская фамилия? – Итальянская ....В соседней квартире поселился латыш, однофамилец отца
27.03.2015
zverg
Да, впечатляет... Но, чувствую, здесь опять разгорится ругань "советикусов" и "антисоветикусов"... Почему-то обеим сторонам трудно признать, что то был период весьма неоднозначный. Было и много хорошего, было и много страшного... И что предпочесть - день текущий или день тогдашний - это только дело вкуса...
27.03.2015
joleger
Эхх, были же времена...
27.03.2015
vyakhir3
Какое хорошее интервью. Когда книжку ваших интервью выпустите уже, ребята?
27.03.2015
Басмач от Ф
Revolf Очень смешно
27.03.2015
timson
Revolf кретин!!!
27.03.2015
timson
эхх вот судьба у человека! Здоровья Льву Нетто и спасибо авторам! Не надо Халков разных)))
27.03.2015
Revolf
нетто - это кто? двоюродный брат брутто?
27.03.2015
priova
Здоровья вам, Лев Александрович! Сэ - спасибо!
27.03.2015