Все интервью
Все интервью

24 ноября 2023, 00:00

«В «Анжи» Это'О получал 20 миллионов рублей в день». Разговор по пятницам с Дмитрием Балашовым

Юрий Голышак
Обозреватель
Александр Кружков
Обозреватель
Откровенный разговор с известным футбольным функционером, который работал в «Химках», «Локомотиве», «Динамо», «Анжи», «Венеции», а с 2016 года был генеральным директором тульского «Арсенала».

Из этого интервью вы узнаете:

  • Как Артем Дзюба перешел в «Арсенал»
  • Какая была зарплата в Туле у Миодрага Божовича
  • В чем по-тренерски хорош Олег Кононов
  • Почему Анатолий Бышовец произнес: «Нет предела человеческой мерзости»
  • Из-за чего конфликтовали в «Локомотиве» Юрий Семин и Ольга Смородская
  • Сколько в «Анжи» получал Самюэль Это'О
  • Почему Роберто Карлос — Учкудук
  • Что в «Динамо» подарили Балажу Джуджаку, которого подозревали в нетрадиционной ориентации

Тула

— Вы почти семь лет отработали в Туле. Что ж ушли?

— Закончился контракт. Да я уже и не хотел оставаться. Столько лет жить на два города — это слишком! Последние два сезона были тяжелейшими. Особенно весна 2023-го. Когда осознали — никуда не выйдем.

— При всех финансовых бедах «Арсенала» говорилось, что надо вернуться в РПЛ?

— Да. Задача ставилась. Чем подкреплялась — спорный вопрос!

— Кстати — чем?

— Футболисты подобрались качественные. Хороший тренер — Сторожук. Состав позволял набирать очки. Но результата не было.

— Максимум сколько «Арсенал» сидел без денег?

— Три месяца.

— В любой команде найдется человек, который воскликнет: «Или расплачиваетесь, или я ухожу».

— У нас были поигравшие ребята. Многое строилось на личных отношениях. Кто будет предъявлять ультиматумы — Панченко? Луценко? Ткачев?

— Деспотович.

— Ну, Деспот... Другая ситуация!

— Бурчал?

— Да-а! Конфликтный парень.

— Притом что получал колоссальные деньги — четыре миллиона рублей в месяц.

— Так его подписывали в РПЛ! Когда еще ничего не предвещало вылета. Мы уходили зимовать на 12-м месте. Нужен был форвард. По просьбе Божовича взяли Деспота. Заключили трехлетний контракт. Миодраг говорил: «Ребята, теперь с нападением у нас порядок».

— Кто положил Деспотовичу зарплату в четыре миллиона?

— Переговоры с игроками вели президент клуба и спортивный директор. Аджоев и Рудаков. По срокам и суммам — только их вопросы.

— Пока «Арсенал» был в РПЛ, Деспотович считался самым высокооплачиваемым в клубе?

— Нет. Чаушич тоже хорошие деньги получал.

— Где он сейчас?

— В Таиланде играет. С ним скандал вышел. В УЕФА разбирались.

— Что такое?

— Контракт у него был до 15 июля. 25 мая закончился чемпионат, мы покинули РПЛ. Чаушич сразу улетел — и при действующем соглашении заключил контракт с таиландским клубом.

— Странно.

— Не то слово. По правилам ФИФА мог бы спокойно приостановить контракт в России. Нужно было собрать пакет документов, подписать — и все, гуляй. Чаушич ничего делать не стал. Просто уехал.

— А дальше?

— Мы отправили вдогонку письмо: «Дружище, вернись. Будем договариваться о прекращении контракта». Ни ответа, ни привета. Перечислили ему деньги по фактическому пребыванию в клубе — по 25 мая. Чаушич пожаловался в УЕФА. И нас обязали выплатить все по контракту!

— За оставшиеся полтора месяца?

— Да. Беспредел!

— Апелляция?

— Это дорого. 15 тысяч евро только за то, чтобы подать в CAS. Проще с игроком расплатиться.

Футболист Джордже Деспотович
Джордже Деспотович.
Фото Александр Федоров, "СЭ"

Деспот

— Вы знали, что Деспотович такой говнистый?

— Нет. Были наслышаны о его проблемах в «Рубине» со Слуцким. Но мало ли у кого проблемы со Слуцким? Думали об игровых качествах. Деспот — форвард опытный, забивной, Божович его очень хотел.

— Ладно, вопрос с деньгами. Но серб и как нападающий резко сдулся.

— Вот это для нас большая загадка. В Оренбурге играл здорово. Первый сезон в Казани отличный. Потом бац — и все. Мы думали, реанимируем его, поможет. Не помог.

— Еще и на понижение после вылета не пошел?

— Ни в какую! Другие игроки прекрасно понимали, что в первой лиге мы не можем платить столько же, сколько в РПЛ. Почти со всеми удалось договориться о новых условиях. Уперлись двое — он и Беляев.

— Что человек не готов идти навстречу клубу, чувствуется сразу?

— Конечно. Не люблю слово «торг», — но это действительно торг! Кто-то начинает говорить о деталях. А кто-то с порога: «Нет! У меня контракт, будьте добры исполнять».

— Деспотович вот так?

— Ага. Произнес, развернулся и ушел.

— Дальше история типичная — его отстранили от тренировок?

— В такой ситуации есть механизмы воздействия. Показываешь футболисту, что ведет себя неправильно, надо уважать клуб... Хотя бы разговаривать! Но с некоторыми это не работает. Вот и Деспот продолжал твердить: «Нет, у меня контракт». Беляев такой же.

— С ним как все происходило?

— То же самое, один в один. Говорим: «Максим, ты видишь, какая ситуация в клубе? Мы не потянем твою зарплату. В конце концов, главная вина за вылет — на футболистах».

— Что ответил?

— Выслушал, кивнул: «Я вас понял». Через час перезвонил: «Нет, я не готов».

— Беляев со стороны кажется абсолютно вменяемым человеком.

— Вот именно — кажется.

— Вдвоем с Деспотовичем бегали по кругу?

— Нет-нет, тренировались. Просто не участвовали в некоторых упражнениях, когда Сторожук наигрывал состав. Сегодня футболиста нельзя ни отстранить, ни заставить бегать по кругу! У всех адвокаты, юристы. А еще персональные водители и личные менеджеры в банке... Вот только ребята забыли, как в футбол играть, а в остальном у них все замечательно.

— В конце концов несговорчивая парочка покинула Тулу.

— С Деспотовичем через год соглашение расторгли. Правда, понимание условий расторжения у игрока и у клуба разные. Серб пожаловался в УЕФА, до сих пор тянется разбирательство. А у Беляева летом 2023-го контракт закончился. Ушел в «Ленинградец».

— Платили ему в «Арсенале» меньше, чем Деспоту?

— В несколько раз.

— Сколько получил в «Ленинградце», по вашим ощущениям?

— Думаю, 200-300 тысяч рублей. Не более.

— Футболист-то раскрученный. В свое время «Спартак» интересовался.

— Позиция дефицитная. Центральный защитник с российским паспортом. В Туле Беляев выдал несколько неплохих сезонов. Но потом начал в облаках витать, все растерял. Он такой... Вялик!

— Нам казалось, брутальный. Один причесон чего стоит.

— Поверьте, причесон точно не говорит о брутальности.

— Люди, которые начинают с ним разговаривать, моментально чувствуют ту самую вялость?

— Естественно. У Беляева еще и агент — жена. Приходится с ней обсуждать все вопросы по его карьере.

— Это она не хотела никаких компромиссов?

— Думаю, да. Мы дважды общались. Очень странная дама. С пафосом излагала: «Я с вами веду переговоры как представитель игрока сборной...»

— Хотя единственный матч за сборную Беляев провел лет пять назад.

— В том-то и дело! А жена продолжала: «Как представитель футболиста, которым интересуются зарубежные клубы». Вот такая манера разговора.

Футболист Артем Дзюба
Артем Дзюба.
Фото Александр Федоров, "СЭ"

Дзюба

— Вы же и Кокорина с Жирковым пытались затащить в Тулу?

— Да. 2019-й, оба — свободные агенты.

— Тоже вопросом занимались Аджоев с Рудаковым?

— Нет, с Кокориным и Жирковым общался я лично. Давно их знаю. Юра ответил: «Я, может, закончу. Если нет, давай позже поговорим». Его здоровье тревожило. Славный парень, неиспорченный.

— А Кокорин?

— Кокора всегда на расслабоне. Улыбочка, шутки-прибаутки. Прислал мне эсэмэс: «Ну и че по деньгам?» Я написал. В ответ десять смайлов. Ну так, несерьезно... По большому счету можно было додавить и одного, и другого.

— Если в Жиркове смущало здоровье, то что — в Кокорине? Он здоров как бык.

— Кокора не горел желанием ехать в Тулу. Ждал более заманчивых предложений. Вот о сорвавшемся Жиркове я жалею! Как показала ситуация — еще год-два он мог отыграть.

— В 2018-м «Арсенал» арендовал Дзюбу на полгода. К этим переговорам вы отношения не имели?

— Да я вообще не верил, что они возможны.

— Расскажите-ка.

— Эти переговоры вел Аджоев. Мне позвонил: «Возьмем Дзюбу». Я ответил: «Вы что, прикалываетесь?» Ну, нереально! Уровень Артема в тот момент разве для «Арсенала»? А зарплата? Так и не верил, пока меня не пригласили в Москву подписывать контракт. Дзюба даже в тот момент хохмил не переставая. Вокруг него постоянно позитив. Как только оказался в Туле — команда изменилась сразу.

— В чем?

— Совсем другая раздевалка. Выходили против любой команды — и впервые появилось чувство, что проиграть мы не можем. Есть в Дзюбе что-то необыкновенное для футболиста.

— Заряжает уверенностью?

— Абсолютно всех. Мегапозитивный парень. Ну и футболист классный. Помните, как мы сыграли с «Зенитом» 3:3? Питер прописал сумму, которую надо выложить за участие Артема в этом матче.

— Что-то с числом 10. 10 тысяч евро?

— 10 миллионов рублей! Не буду говорить, кто заплатил.

— Вы вроде обмолвились тогда, что раскошелился клуб.

— Раз говорил — подтверждаю. Но и сам Дзюба согласился заплатить. Просто мы не сочли это правильным. Артем так хотел сыграть, что готов был на любые траты: «Только допустите меня до «Зенита», умоляю!»

— Он же забил в том матче?

— Решающий гол, третий. Еще голевую отдал. Такое наслаждение вспоминать, как Артем настраивался на «Зенит», — и всей команде это передалось!

— Манчини он ненавидел.

— Дзюба готовил команду наравне с Божовичем: «Мы не слабее, не можем проиграть!» После гола он и показал что-то Манчини.

— Как «Арсенал» и «Зенит» делили расходы на гигантскую зарплату Дзюбы — около трех миллионов евро в год?

— Почти все выплачивал «Зенит». Мы — лишь небольшую часть. На уровне наших футболистов основного состава.

— Дзюба уходил в Тулу ради того, чтобы попасть на чемпионат мира. В тот момент казалось — шансы невелики. Еще и Черчесова передразнивал на камеру.

— «Усы надежды»? Помню!

— Никаких конфликтов вокруг Дзюбы у вас в клубе не было?

— Даже близко! В тот период фамилия Дзюба и слово «конфликт» вообще не монтировались. Он пахал, как на предсезонке. Когда работаешь чуть больше, чем обычно. При этом никто не гарантировал, что Артема вызовут в сборную.

— Сейчас смотрите, как он не пожимает руку Семаку. О чем думаете?

— Перебор. В «Арсенале» я видел совершенно другого Дзюбу. Да, был жест Манчини. Но в той ситуации Артема еще можно понять. Итальянец его зачехлил.

Футболист Даниил Хлусевич
Даниил Хлусевич.
Фото Александр Федоров, "СЭ"

Трансферы

— На продаже футболистов «Арсенал» зарабатывал?

— Самый выгодный трансфер — Хлусевич, за которого «Спартак» заплатил три миллиона евро. Хотя могли и подороже продать. Один клуб пытался перебить спартаковское предложение.

— Вы о ком?

— А вы как думаете? Кто в России может заплатить за футболиста больше, чем «Спартак»?

— «Зенит»?

— Естественно.

— Зачем им Хлусевич?

— Возможно, хотели насолить конкуренту. Увести игрока из-под носа, потом в аренду отдать. Но мы предложение «Зенита» не рассматривали. Уже пообещали Мележикову, что Даня перейдет в «Спартак». Слово надо держать.

— Где вы Хлусевича нашли?

— В Крыму. В 17 лет взяли в молодежку «Арсенала». Играл там за две копейки. Но потихоньку прибавлял — соответственно, и отношение к нему менялось, и зарплата росла. Причем сам он никогда ничего не просил. Первое время у него и агента-то не было.

— Удивительно.

— Хлус — идеальный пример молодого футболиста, которого деньги не испортили. Скромный пахарь, очень адекватный. Когда к основе подтянули, получал около ста тысяч рублей. Полсезона здорово отыграл — до двухсот пятидесяти повысили. Постепенно по деньгам дошел до зарплаты игрока стартового состава.

— Миллион рублей в месяц?

— Миллион восемьсот! Это ж премьер-лига!

— Вы говорите, деньги его не испортили. А у кого из молодых сносило крышу после первого контракта?

— К сожалению, таких ребят намного больше. Мне особенно обидно за Ташаева. Как он в «Динамо» начинал! Не могли нарадоваться. Я же тогда в клубе работал, пацана опекал. Прямо любимчиком моим был. А потом Сашка ушел в «Спартак» на другие деньги — и пропал.

— Сколько «Динамо» заплатило за Лесового?

— 2 600 000 евро. Интересно получилось. В арендном соглашении между «Арсеналом» и «Зенитом» был пункт о возможном выкупе Лесового за 600 тысяч евро. Сумма для нас огромная, но мы нашли деньги. Потому что уже знали о желании «Динамо» приобрести Даню.

— Ловко.

— Выкупили парня — и через пару месяцев продали. Два миллиона чистой прибыли!

— Хлусевич с Лесовым — самые денежные трансферы «Арсенала»?

— Да. Еще удалось заработать на трех легионерах. Миллион евро получили за Кангву-младшего от «Црвены Звезды». Она же в 2018-м заплатила полмиллиона евро за годовую аренду Чаушича. Ну и Банда неплохие деньги принес.

— Кто-кто?

— Ламек Банда, полузащитник сборной Замбии, земляк братьев Кангва. В Туле пробыл недолго. Уехал в «Маккаби» из Петах-Тиквы за 250 тысяч евро, плюс мы прописали в контракте 20 процентов от последующей продажи. В прошлом году парня выкупил «Лечче» за 2 400 000. Это принесло «Арсеналу» еще почти 500 тысяч евро.

Игорь Черевченко и Игорь Семшов
Игорь Черевченко и Игорь Семшов.
Фото Александр Федоров, "СЭ"

Семшов

— Мы читали, что за Кононова и его штаб «Спартак» выплатил «Арсеналу» компенсацию — 500 тысяч долларов.

— Так и есть.

— Когда Кононов уходил в «Спартак», вы понимали, что эта команда не для него?

— Аджоев понимал. Говорил: «Олег, если хочешь — иди. Но это ненадолго. В Туле я с тобой посижу после игры. Обсудим, поругаемся, помиримся. В «Спартаке» никто с тренером сидеть не будет!»

— Зарема сообщила в интервью, что отговаривала Леонида Арнольдовича от кандидатуры Кононова. Аргументировала так: «Он же вялый!» В самом деле?

— По словам футболистов, иногда Кононов повышал голос, разговаривал жестко. Хоть я ни разу не слышал.

— Значит, Зарема права?

— И все же я бы не стал так говорить — «вялый». Сформулирую иначе. Мне кажется, для тренера Кононов мягковат.

— Чем он по-тренерски хорош?

— Может достучаться! Это прямо его конек!

— Большое дело.

— Вызвать человека, один на один ему что-то втолковывать, рассказывать, в чем прибавить... Контакт Кононов находит. Он интеллигентный человек, излагает грамотно. После этих сеансов общения у людей глаза загорались, начинали пахать.

— А с командой в целом?

— Вот здесь, мне кажется, он недорабатывал. Я уверен: тут еще вопрос в штабе! Главного тренера делают помощники!

— У Олега Николаевича с ними беда?

— У Кононова ни-ког-да не было сильных помощников. Вдобавок они часто меняются.

— Лучший второй тренер, которого вы знаете?

— Семшов.

— Семшов?! Ничего себе!

— Шикарный ассистент.

— Чем?

— Может и объяснить, и показать. Футболист-то был изумительный! Я видел, как они работали с Черевченко. Семшов воспитанный, порядочный. Всегда давал понять, что Черевченко главный. В штабе это важно.

— Как попадает в телестудию — ни одного живого слова. Поток банальностей.

— Семшов застенчивый. Очень стеснительный.

— На тренерстве это не сказывается?

— Вот на поле он меняется. Его среда, Игорь в ней вырос. После тренировок мы часами разговаривали — Черевченко, Климов, Семшов... Как-то спрашиваю Семшова: «А как же фейр-плей?» Вдруг слышу: «Да клал я на ваш фейр-плей!»

— Однако!

— Говорю: «Ты же смокинг получал как джентльмен года!» — «Так я и пинки судьям раздавал. Кругом писали, что я интеллигент на поле... Да я ненавидел соперника! Девяносто минут ненавидел каждого, кто играл против меня!»

— Прекрасная история.

— Так что ощущение, будто он банальный и мямля, — глубоко ошибочное. Семшов яркий.

— Вы вспомнили фамилию Климов. Дзюба говорил: «Климов — это самые большие яйца, которые я видел в футболе». Подтверждаете?

— Вы об этом писать хотите?

— Почему нет. Это ж характеризует положительно.

— Знаю многих, готовых подтвердить.

Олег Кононов
Олег Кононов.
Фото Дарья Исаева, "СЭ"

Кононов

— Как полагаете, чем Кононов мог заинтересовать «Спартак»?

— Вы помните, после какого матча он перешел?

— Обыграли «Спартак»?

— Просто раскатали! И с «Зенитом» здорово сыграли. Очень сильную осень провели при Кононове. Знаете, в чем беда «Арсенала»?

— В чем?

— Мы рано поверили, что стали Клубом. Надули щеки: так, от арендованных отказываемся.

— Зря?

— Нельзя было этого делать! «Арсенал» выползал за счет арендованных. Надо честно признать. Дзюба, Бакаев, Мирзов, Лесовой, Джорджевич... Все приходили доказывать через «Арсенал». Удержать их потом не было возможности — такой ценник. Того же Бакаева мы пытались, но куда там! Как посыпались предложения!

— Кстати, как с Бакаевым работалось?

— Супер! Парень золотой, трудолюбивый. О переходе из «Спартака» мы договорились за три минуты. Он даже не вникал, какая зарплата, какие премиальные. Хотел играть. У нас тогда собралась ветеранская банда — Берхамов, Хагуш, Григалава. Бывало, приеду на базу, кивну в их сторону: «Ну как, Бакайчик, «старики» не обижают?» А он с умилением: «Викторыч, да что вы! Это мои братья!»

— Вы Хагуша упомянули. Тоже яркий персонаж.

— О да! Наш главный модник. То, что футболисты в брендовой одежде ходят, я давно привык. Но Анрик предпочитает самую роскошную — из коллекции Brunello Cucinelli.

— Это же дороже любого Versace!

— У Анрика и «Гелендваген» особенный. «Заряженный».

— Как это?

— Рычащий двигатель. Когда Хагуш в Тулу въезжает, на другом конце города слышно! Оказывается, в этом и кайф. Мне-то всегда казалось — чем тише машина работает, тем лучше. Но у молодых свои причуды.

— Так как вы с Кононовым расставались?

— Заканчивается матч на «Открытие Арене». Мы внизу, а Кононов поднимается в ложу к спартаковскому руководству. О чем нам тут же доложили.

— Кто?

— Люди из «Спартака». Знакомых-то полно. Сразу: «Ваш-то вон, пошел...» При действующем контракте! Вот что это?!

— Тренер не должен так себя вести?

— А вы как думаете? У него контракт с «Арсеналом»! Никого не предупредив, отправляется на переговоры с руководством «Спартака» — нормально?!

— Вы задавали ему этот вопрос?

— Аджоев задавал.

— Что ответил Олег Николаевич?

— Понятия не имею. Ясно было — для него в Туле все закончилось.

— Чувствуем — задело вас.

— Да я в шоке был! Мы с вами про Чаушича говорили, да? А этот что, лучше?

— Вы бы как действовали, если бы пригласил «Спартак»?

— Сразу позвонил бы Аджоеву: «Захарыч, вот такая ситуация. Давай подумаем, как поступить». Не сомневаюсь, он сказал бы: «Спартак» есть «Спартак», какие вопросы? Расстанемся цивилизованно». Компенсация возникла исключительно из-за поведения Кононова.

— Из-за фортеля с походами в ложу?

— Разумеется!

— Вы для себя ответили на вопрос, почему он так сделал?

— А это как раз в характере Кононова. Можно принять грамотное решение, посоветоваться... Нет! Ну, пошел и пошел.

— Мямлить начал даже внутри себя?

— Вот-вот.

Дмитрий Балашов и Гурам Аджоев
Дмитрий Балашов и Гурам Аджоев.
Фото Александр Федоров, "СЭ"

Аджоев

— Аджоев ведь не тот человек, над которым стоит смеяться?

— Не тот.

— Так расскажите же про Гурама Захаровича.

— Он сложный руководитель. Требовательный. Но главное, Аджоев из футбола! Ему не надо объяснять какие-то моменты, которые мне приходилось разжевывать другим руководителям. Далеким от футбольных процессов. Однажды Захарыч меня сильно выручил.

— Что за история?

— Я тогда заочно познакомился с губернатором Дюминым. Пришел в «Арсенал» в конце 2016-го, зимой полная смена состава. Четырнадцать человек отдали, взяли четырнадцать новых. Всеми трансферами занимался Алан Агузаров...

— В ту пору — советник Аджоева.

— Да. Мы до часу ночи каждый день сидели в офисе — с кем-то разрывали, кого-то подписывали. Титаническая работа! А на сборах Кирьяков со своим штабом пахал 25 часов в сутки. Это было что-то за гранью человеческих возможностей. Сборы заканчиваются, едем на первый матч в Оренбург. Ситуация у нас аховая, 12 очков после 18 туров.

— Сколько надо брать за весну — чтобы не вылететь?

— Восемнадцать в 12 матчах. Практически нереально. В Оренбурге нас выносят 3:0! В одну калитку! Все, думаю, вылетаем. А задача наистрожайшая — впервые в истории Тулы закрепиться в РПЛ. Приезжаем в аэропорт — звонок: «Приемная губернатора. Могу вас соединить с Алексеем Геннадьевичем?»

— История все интереснее.

— В такой момент хочется спросить: а какие еще варианты? Монолог губернатора длился минут пять. Было прям жестко-жестко. Я клянусь, потом в словаре Ожегова искал некоторые слова, которыми был назван. Не нашел! Нет этих слов!

— Какая прелесть.

— Выполоскал меня так, что я сразу вспомнил Агафью Лыкову, которая в тайге живет. Понял — в Москву не поеду. А куда тогда ехать?

— Не в Тулу же.

— Про Тулу и разговора нет. Можно забыть. Звоню Аджоеву: «Захарыч, все, я закончил. Это невозможно. У меня семья, дети... Как жить?»

— Что Аджоев?

— Пообещал шефа успокоить. Представляете мое состояние перед следующим матчем в Туле? Никогда в жизни не болел за «Арсенал» так, как в тот день!

— Надо думать, выиграли.

— Естественно — раз мы с вами сейчас сидим и разговариваем. Хлопнули «Урал» 2:0.

— В тот год чудом зацепились за РПЛ.

— С таким скрипом! В конце сыграли 0:0 с «Амкаром» и дошли до ситуации, когда от себя перед последним туром не зависим. В Тулу приезжает чемпионский «Спартак». Даже если побеждаем — не факт, что останемся.

— Где решалась ваша судьба?

— В Самаре. «Крылья» принимали немотивированный «Терек». Нам нужна была победа гостей. Поверьте — никогда в футболе такие ситуации не срабатывают в твою пользу. Народ потом намекал, будто мы договорились со «Спартаком»! Бред!

— Точно бред?

— Ну, как можно договориться с Каррерой? Что он скажет игрокам? Другое дело, «Спартак» приехал уже абсолютно расслабленный. А у нас крепкий состав — Кирилл Комбаров, Габулов...

— Выиграли же?

— 3:0! Но я второй тайм не смотрел. Мне был важнее матч в Самаре. Где «Терек» вдруг выиграл 3:1. Мы выдохнули. «Крылья» — на вылет, «Арсенал» — в стыки. Хотя и там помучились, прошли «Енисей» лишь за счет гола на чужом поле.

— Как встретились в следующий раз с губернатором после той встряски?

— В РПЛ он приходил на каждую игру.

— Пообщались, будто не было никакого разговора?

— Для Алексея Геннадьевича это рабочий момент! Показал, что будет, если мы не сможем работать как надо.

— Дюмин успел забыть про ту беседу?

— Он ничего не забывает! Может и похвалить. Дюмин — справедливый, но о-очень жесткий.

— Аджоеву губернатор тоже обещал гореть в аду?

— Нет. Там общение было в другом тоне. Чтобы гореть в аду — для этого есть Балашов, ха-ха. Пять лет Дюмин не пропускал домашних игр «Арсенала».

— После вылета ходить перестал?

— Да. В первой лиге не был ни на одном матче.

— Самому себе как это объясняете?

— Думаю, он недоволен тем, что «Арсенал» покинул РПЛ.

— Сколько весит Аджоев-младший?

— Я не доктор, не взвешивал. Но лишние килограммы присутствуют, что уж там.

— Была же история, как он долго расспрашивал Джорджевича о правильном питании. А вечером «сникерс» ел.

— Да ну, это футбольные басни, все приукрашено... Я Гурама-младшего со «сникерсами» не видел.

— Отец ему вставлял за лишний вес?

— Наверняка. Но никогда — прилюдно. Гурам — отличный парень, порядочный. С ребятами прекрасные отношения. Никто над ним не посмеивался в команде.

— Разговоры не стихали, когда он проходил мимо?

— Да что вы? Наоборот! Как случались задержки зарплаты, сразу к нему: «Гурик, ты с батей-то поговори, сколько можно ждать...»

— Божович уверял, что Аджоев-старший не просил ставить сына.

— Ни разу не было случая. Ни с Божовичем, ни с Черевченко, ни с другими. Это ж палево! Года три пройдет — тренер расскажет в интервью. Ну и смысл? Заявка длинная — туда Гурик попадал всегда.

Миодраг Божович
Миодраг Божович.
Фото Вячеслав Евдокимов, ФК «Зенит»

Божович

— Президент «Интера» Массимо Моратти говорил: из всех тренеров, с кем работал, самый человечный — Мирча Луческу. Кто был «самый человечный» в «Арсенале»?

— Черевченко мне трудно оценивать объективно, мы дружим уже лет пятнадцать. Поэтому назову Божовича.

— Пример?

— Позитивный. Роскошное чувство юмора. Вот приезжаю на базу, идет тренировка. Миодраг меня замечает, сразу свисточек: «Шеф приехал! Давайте постоим, проявим уважение». Понятно, все ржут. Обстановочка разрядилась. В этом весь Божович.

— В какой-то момент потеряли из виду Миодрага. Вдруг видим телеинтервью — у микрофона какой-то старик. Что случилось?

— Мы тоже обратили внимание — визуально начал меняться. Полысел, осунулся... Расспрашивали его — ни разу не подтвердил, что со здоровьем проблемы. Только отшучивался.

— Первый заход в «Арсенал» у Божовича был классный. Второй обернулся вылетом из РПЛ.

— Весна 2022-го была ужаснейшая. Ни одной победы, лишь четыре ничьи. Хотя осень закончили на 12-м месте, игроков не теряли. И такой провал!

— Нет ответа?

— Мое мнение — на зимних сборах Божович недоработал, где-то за футболистами недосмотрел. Вел себя мягче, чем надо.

— Команда не бежала?

— Не бежала, не играла, не эмоционировала. Ничего! «Пустая» всю весну!

— Божовичу вопросы задавали — что с командой?

— Он из тех людей, которые всегда скажут: «Да, я виноват». Так и говорил. Даже футболистов не винил. Недавно читаю его интервью: «У меня было две ошибки. Первая — не переподписал с «Арсеналом» после хорошего сезона, уехал домой. Вторая ошибка — весна, когда вылетели...» Думаю, у Божовича есть конкретный ответ. Но вряд ли озвучит.

— Вы же смотрели, как он проводит сборы. Неужели ничего не настораживало?

— В 2022-м я туда не ездил. Была куча организационных проблем. Еле успевал решать здесь. Еще и Рудаков, спортивный директор, заболел, что-то с сердцем. Потом оперировался. Так-то он всегда прилетал на сборы — а тут не смог. Там были только футболисты и тренерский штаб.

— Вы ребят потом спрашивали, что происходило на сборах? Может, не напрягались?

— В частных беседах говорили — да, не то было в смысле физической нагрузки. Недорабатывали.

— Ваш прогноз — вернется Миодраг в Россию? Еще не все команды обошел.

— Он хочет. Но я сомневаюсь, что позовут. В Туле прямо совсем неважно вышло.

— Дмитрий Шляхтин говорил, что Божович в «Арсенале» получал сто тысяч евро в месяц.

— Кто такой Шляхтин?

— Бывший председатель совета директоров «Крыльев».

— Этого человека я не знаю. Зато знаю, что никаких ста тысяч у Божовича не было. Меньше!

— Сколько?

— Порядка трех миллионов рублей в месяц. Это средняя зарплата для тренеров нижней восьмерки в России.

— Притом что в Европе ему хорошо, если положат пять тысяч евро в месяц.

— Да, там другие цифры. Вот Черевченко работает в Таджикистане, взял Кубок, в шаге от золота, играет в азиатской Лиге чемпионов. А платят Игорю на уровне наших команд первого дивизиона. Не знаю, будет ли продлевать контракт в декабре.

— Черевченко — хороший тренер?

— Как тренер — это Семин.

— ???

— Любимая фраза Игоря: «Мне плевать, красиво мы будем играть или нет. 1:0 — и я счастлив!»

Дмитрий Балашов
Дмитрий Балашов.
Фото Дарья Исаева, "СЭ"

Вылет

— По ощущениям — что такое вылет из РПЛ?

— Крушение самолета.

— Образно как.

— Сразу всё в кучу: травмы, финансовые проблемы, тренер дурака валяет... А остальные уже сплотились против тебя. Вот увидите, весной наблюдать за вылетающими будет интереснее, чем за верхней частью. Жду сюрпризов.

— Когда лично вы поняли, что вылетаете?

— Я притягиваю эти интересные моменты... Когда в «Локомотиве» работал, «Зенит» выпустил лишнего легионера — я потом в судейской сидел час, все оформлял как начальник команды. Уже с «Динамо» выигрываем 4:2 в Питере — выбегают болельщики, один бьет кулаком Граната. Я протокол оформляю. «Варежки сними» — тоже мое!

— Вы присутствовали тогда на скамейке?

— Конечно! Сидел рядом с Палычем. Когда Смородская начала учить команду играть — «впереди поуже, сзади пошире», — мое! Вот куча подобных историй. Думал, хоть в «Арсенале» проскочу. Нет!

— Там-то что было?

— Май 2021-го, замер температуры в Уфе. Неужели не помните?

— Вспомнили. Но вы еще раз расскажите. Не все такие памятливые.

— Мы таким образом и спаслись. Замер температуры — не единственный фактор, который нам позволил остаться, но помог. Последний тур, все матчи в одно время. Какая-то команда пытается попозже из раздевалки выйти... Даже пять минут могут многое решить!

— Это ясно.

— А в Уфе запредельная жара — плюс 42! Мы ничего не придумывали! С Газизовым постоянно на связи. Ну и начали эту тему раскручивать. Что уж тут обманывать? Имели же право. Было бы какое-то нарушение регламента — никто бы нам не позволил это провернуть. Ни лига, ни РФС, контроль строжайший. Судья, инспектор, делегат всё фиксировали.

— Перенесли игру?

— Сдвинули на два часа. К тому моменту «Ротор», наш главный конкурент, сыграл вничью в Казани и вылетел. А мы остались. Я подумал: на следующий год нельзя до такого доводить. Тяжело вылезать!

— И не вылезли.

— До последнего думали — спасемся. Еще за три тура до конца надеялись! С «Краснодаром» играли дома, уже и судейка прихватил. Били пенальти, Левашов взял, заставили перебить. Команды, которые рядом, всё понимают. Цепляются, начинают поддушивать.

— Бывает история: людям из клуба кто-то со стороны шепнет: «Вы в этом сезоне вылетите». Те очень удивляются. А потом так и выходит.

— Весной 2022-го нам говорили: «Тула на вылет»!

— А вы не верили?

— Да. За год до этого ничего похожего не было. В последний сезон все изменилось.

— Кто говорил-то?

— Коллеги из других клубов.

— Вы спрашивали — почему?

— Спрашивал. Мне отвечали: «Сейчас Божович слабый». Все же на сборах общаются, смотрят тренировки друг друга. Оттуда и пошло, что «Арсенал» скис. Божович не прессует, не контролирует.

— Миодраг только в последний год стал таким?

— Да.

Дмитрий Балашов
Дмитрий Балашов.
Фото Юрий Голышак, "СЭ"

«Венеция»

— Многие и забыли, что был в вашей жизни удивительный опыт — «Венеция». С чего все началось?

— 2011-й, звонит Юрий Кораблин, который был мэром Химок и президентом одноименного клуба. Мы знакомы тысячу лет — я в этой команде играл, потом стал генеральным директором. Узнаю новость — Кораблин приобретает права на «Венецию» и приглашает меня туда работать.

— Реакция?

— Говорю: «Вы смеетесь? Ну какая вам «Венеция»? На фиг надо?»

— Почему?

— Итальянцы, трехкратные чемпионы мира! Куда нам — в калашный ряд? А Кораблин воодушевлен: «Все получится!» Он хотел построить стадион, зарабатывать деньги и на это содержать команду. Не зная главной тонкости.

— Какой же?

— Землей в тех краях распоряжаются не местные градоначальники, а руководство страны. В тот момент — непосредственно Берлускони. У Кораблина были теплые отношения с мэрами Венеции и Местре. Ему казалось — они все решат.

— Как у нас решаются вопросы.

— Ага.

— Человеку запудрили мозги?

— Говорили: «Все будет, начнем зарабатывать. Приезжай и вкладывайся». Венецианцы — ребята бесшабашные, себя даже итальянцами не считают. Я порой думал: может, они искренне верили, что стадион построится? Потом встрепенусь: ну нет, вряд ли. Свои-то законы должны знать! Мне уже другие люди в Италии говорили: да вы что?! Нереально!

— Кораблину была интересна не столько команда, сколько строительство?

— Строительство без команды никто не позволил бы. Они же фанаты футбола. Если ты говоришь: «Я возьму клуб и построю стадион» — сразу: «Пожалуйста!» А стадион в Италии всегда принесет деньги. В нем и магазины, и рестораны...

— Мы наткнулись на цифры — «Венеция», болтавшаяся тогда в четвертом дивизионе, стоила Кораблину 650 тысяч евро.

— По моей информации — около пяти миллионов евро.

— Еще говорили — за Кораблиным стоял банк «Югра».

— Не исключено. Плюс какие-то инвесторы, занимавшиеся фастфудом. Целый пул. Тратил Кораблин не свои сбережения.

— Почему на роль генерального менеджера позвал вас?

— Ему нужен был человек, который знает, как работает изнутри футбольный клуб. Как надо взаимодействовать с федерацией. Вот и предложил мне. Все совпало с моим уходом из «Локомотива». Я говорю: ну... поехали!

— Итак, вы в Венеции. Что обнаружили?

— Если говорить про клуб — по уровню игры это было сопоставимо с нашими командами первой лиги. Еще увидел стадион, где можно ударить с центра поля — и мяч улетит в лагуну.

— Улетал на тренировках?

— Мы там не тренировались. В играх — да, улетал. Специальные люди на лодках за ним гребли. Обычно команды на игру приезжают на автобусе, а тут приплывали на корабликах.

— Живописно.

— Еще странность — в Италии команда четвертого дивизиона по классу неотличима от второго. Даже в низших лигах заезды в отличные гостиницы, безупречная экипировка. Уровень!

— При смешных зарплатах?

— Да, зарплаты крохотные. 400-500 евро. Причем сами считали это хорошими деньгами! Каждый в команде был уверен — скоро он «выстрелит».

— На остров-кладбище Сан-Микеле заглянули, могилу Бродского посетили?

— Разумеется. Я объездил все что мог. Поражался, как живут венецианцы. Вокруг немыслимое количество туристов! Круглый год, 24 часа в сутки! Еще и влажность постоянная.

— Наверное, привыкаешь. На себя ситуацию примеривали — могли бы жить вот так, на воде?

— Да я бы вообще в Италии жить не смог. Я абсолютно русский человек. Вот как смириться с тем, что в шесть часов вечера Италии нет?

— То есть?

— Все по домам. В Венеции это еще не так выражено, а во Флоренции живет вечерами разве что центр. Чуть в сторонку — все вымершее. В Местре, что в десяти километрах от Венеции, после шести на улицах ни души. Магазины закрыты. А у русского человека в шесть вечера жизнь только начинается. Я как раз в Местре жил.

— Почему там?

— В Венеции очень дорого снять квартиру. Да и от туристов с ума сойдешь.

Дмитрий Балашов
Дмитрий Балашов.
Фото Александр Погребняк/ФК «Локомотив»

Реликвия

— Самое интересное знакомство в тех краях?

— О, это невероятная история! Для итальянцев президент футбольного клуба — бог, и нас с Кораблиным пригласили на прием в одну из самых известных семей Венеции. Люди пожилые, за девяносто. Роскошный дом с выходом на Гранд-канал, залы... Я словно в какой-то кинофильм попал. Официанты с шампанским, серебряные подносы, у дам платья в пол, мужчины в бабочках.

— Надо же.

— Хозяин дома — удивительно бодрый старикан. В разгар вечера подзывает переводчицу: «Хочу показать русским фамильную реликвию». Ведет нас в спальню, забитую антикварной мебелью. Рядом с кроватью огромное зеркало во всю стену. Древнее, с трещинками.

— Романтично.

— Дедуля говорит мне: «Садись на кровать». Я сел. Слышу: «Ну и как тебе твое отражение?» Смотрю в зеркало — а меня в нем и нет!

— Что за чудеса?

— Я с тем же вопросом. Дедуля, довольный эффектом, улыбается. Молча прошаркав в конец комнаты, включает свет. Тут-то и выясняется — зеркало установлено под таким углом, что показывает не кровать. А то, что происходит в ванной.

— Еще романтичнее.

— Начинает рассказывать: «Я вырос в Америке. В 50-е годы получил солидное наследство и отправился путешествовать по Европе. Больше всего мне понравилось в Венеции. Решил здесь поселиться. Купил вот этот дом, стал вести жизнь молодого повесы. Однажды влюбился в гондольера...»

— Мы не ослышались?

— Да-да, в гондольера! Я тоже прифигел. А дед продолжает как ни в чем не бывало: «Красивый статный парень по имени Франческо. Мы полюбили друг друга. В Италии в те годы такое не приветствовалось. Поэтому отношения не афишировали, встречались тайно. Правда, ужинали всегда в одном и том же ресторане. Лучшем в городе. В какой-то момент Франческо запаниковал: «Я туда больше не пойду. Мы постоянно сидим вдвоем, на нас уже косо поглядывают. Да и вообще надо расходиться». Я ответил: «Не волнуйся, все решу». И купил ресторан! С мебелью, зеркалами, посудой, кухонным оборудованием...»

— Это поворот.

— Слушайте, что было дальше! Дедуля говорит: «Поскольку места в доме много, я перевез сюда весь ресторан. Расставил мебель в точно таком же порядке, как там. Сохранил не только интерьер, но и меню, персонал. Каждый вечер мы ужинали вдвоем. Нас обслуживали те же самые официанты, мы ели из той же самой посуды, повар готовил наши любимые блюда...» Я перебиваю: «Хорошо. Ну а зеркало-то при чем?» Дед усмехается: «Это я предложил повесить его под таким углом. Франческо идея понравилась».

— Ай да старикан.

— Это еще не конец! Говорю: «Вы мне рассказываете про любовь с гондольером — а как же ваша жена, дети?» Он отвечает словно герой Баталова в фильме «Москва слезам не верит». Помните? «Спокойно! Доктора наук, кандидаты, шашлык — все настоящее».

— Помним.

— Так и здесь. «Все настоящее! Жена, дети, внуки, правнуки. Какое-то время мы с Франческо жили вместе. Потом он меня бросил. Я страдал. А через пару месяцев опять влюбился...»

— В другого гондольера?

— «В девушку! Которая и стала моей женой, нарожала мне ребятишек. В первый же вечер я рассказал ей о романе с Франческо. Отреагировала так: «Ресторан завтра возвращается на прежнее место. А зеркало оставим себе».

— Потрясающе.

— Пока мы шли обратно к гостям, я подумал — оказывается, не только у человека, но и у каждой вещи своя история. И к деду, несмотря на его... кхм-кхм... косяки, даже проникся.

— Кораблин, крепкий мужик, скончался внезапно. В 56 лет.

— Говорят, оторвался тромб. Мне позвонили, сказали, что Юрий Вадимович умер, — я съездил на похороны.

— С «Венецией» он к тому времени распрощался довольно скандальным образом. Совсем по-русски — футболисты написали открытое письмо, жаловались, что не платят им четыре месяца.

— Да. Пока шла предпродажная подготовка — не платил. Насколько знаю, клуб выкупили какие-то американцы. Мне задолго до этого стало некомфортно. Мог бы сидеть, получать зарплату. Но мы проиграли решающий матч, не вышли в дивизион выше. Я понял, что еще минимум на год предстоит такая же нудятина. Сказал: «Не надо мне ни денег, ни Италии. Возвращаюсь в Россию».

— В тот момент Кораблин продолжал верить, что сможет построить стадион?

— Он долго верил. Это я понял раньше всех, что ничего там не получится.

— Ему всё обещали и обещали?

— Да, ездили по ушам. Он без конца встречался, беседовал. В Москву этих итальянцев привозил. Кормил-поил. Но до Берлускони, конечно же, не добрался.

Дмитрий Балашов
Дмитрий Балашов.
Фото Дарья Исаева, "СЭ"

Ковер

— В «Химках» времен Кораблина вы сначала были администратором?

— Сразу стал генеральным директором!

— Такое бывает?

— Кораблин за мной следил. Отмечал лидерские качества в команде. Закончил играть — сразу получил предложение. Пару лет был исполняющим обязанности. «Химки» еще выступали в третьей лиге. С Великими Луками, Псковом, Щелковом... Потихоньку дошли до первой.

— Все эти команды третьей лиги содержали местные бандиты?

— Как правило.

— Самые экзотические?

— В Химки приезжали какие-то хулиганы. От первых букмекерских контор. Пытались разговаривать. Делали предложения о сотрудничестве. Служба безопасности Кораблина с ними разбиралась.

— Бывший ваш вратарь Анатолий Рожков рассказывал — стояли братки за его воротами. Чем-то грозили прямо во время матча.

— Никакие это не «братки». Мы проиграли на Кубок «Торпедо» 0:1. Я был генеральным директором. Играли на «Новаторе», народу — тысяч пять. Ажиотаж в городе страшный. Толя забрасывает себе в ворота мяч.

— Какое несчастье.

— Ему откинули назад головой — вполне мог поймать руками. Вместо этого начал останавливать грудью и вместе с мячом завалился в ворота. За которыми стояли сотрудники городской администрации. Ну и крикнул кто-то: «Рожков, застрелись после такой игры!»

— Даже пистолет не показали?

— Да вы что?! Еще история — с нами в первой лиге играл «Терек». Перед матчем с «Химками» приехал Кадыров-старший. Вышел на поле пообщаться с командой. Весь город оцепили! Сколько было охраны! Смотрелось жутковато. Мы с Игорем Торубаровым, начальником команды, спрятались за занавеской и наблюдали.

— О, Торубаров! Это он стирал ковер Бышовцу?

— Он самый. Приехали к Бышовцу, нашему вице-президенту, в Новогорск поздравлять с днем рождения. Анатолий Федорович обрадовался (голосом Бышовца): «Ну ребятки, проходим, пожалуйста. Наташенька, достань из подпола мое любимое цимлянское...» Стоят Кораблин, его помощник, Равиль Сабитов, Торубаров и я.

— Шампанское красное?

— В том-то и дело! Кто самый молодой? Кому открывать? Мы с Торубаровым. Я-то в этом смыслю, бутылку прижал. А Игорь Викторович ка-а-к дал! Во все стороны!

— Будто на пьедестале?

— Ага. А там белоснежная гостиная. Мебель, кожаные кресла, ковер — все белое! Сразу приобрело красноватый оттенок. Полная тишина — и только траурный голос Анатолия Федоровича: «Ничего страшного, Игорь Викторович».

— А дальше?

— Торубаров ушел в себя. Неделю не выходил на работу. А когда появился, на базу приехал Бышовец. Подозвал Торубарова к багажнику «Мерседеса». Тот нагибается — видит ковер и еще какие-то накидки. Целый набор из той гостиной. Бышовец над ухом произносит: «Игорь Викторович, забирайте. Надо постирать».

— Повез в химчистку?

— А куда же? За свой счет!

— Что вам это сказало о Бышовце?

— Футболист он великий — а великим многое прощается.

Анатолий Бышовец
Анатолий Бышовец.
Фото Александр Федоров, "СЭ"

Бышовец

— Анатолий Федорович — в трех словах?

— Очень непростой. Начитанный. И... Еще раз «непростой».

— Иллюстрация к «непростому»?

— Сижу у него в кабинете, беседуем. Звонок. Бышовец снимает трубку: «Дружище, ну наконец-то! Как дома, как детишки? Мы так редко общаемся. Я обожаю тебя! На связи. Обнимаю, целую. Да-да, всю семью твою». Потом поворачивается ко мне: «Редкостный негодяй звонил...» Вот в этом — весь Анатолий Федорович.

— Главным тренером «Химок» был Сабитов. Бышовец пытался привести в клуб своего спортивного директора — сказав: «Вдруг Равиль начнет спотыкаться? А у нас готовый тренер».

— Откуда вы взяли эту историю?

— Кажется, Алексей Сафонов рассказывал.

— Да, Лешка многое знает про те «Химки». Этот момент я не помню, но Сабитова Бышовец не любил. С Бышовцем надо советоваться! Я Равилю говорил: «Даже если ты все решил, подойди, спроси: «Что вы думаете, Анатолий Федорович?» Тебе ничего, а ему приятно».

— Что Сабитов отвечал?

— «Да плевать мне на Бышовца, я сам!» Это неправильно.

— Анатолий Федорович хотел назначить главным второго тренера Виктора Лосева. А тот подкатил к офису, чуть приоткрыл окошко машины, протянул заявление об уходе — и по газам. А Бышовец так и остался стоять с этим заявлением в руках.

— Ого! И этого я не знал. Думал, уж с Лосевым-то у них отношения прекрасные. Витя должен быть благодарен за многое.

— Знаете хоть одного футболиста, кроме Лютого да покойного Кулькова, кто отозвался бы о Бышовце хорошо?

— Нет. Если бы не рассказали эту историю — назвал бы Лосева. Но и скверно не отзываются! Я же еще в «Локомотиве» с Бышовцем поработал. Не беру Евсеева с Лоськовым, которых он убрал, это истории особые. Остальные-то плохого не говорят. Ни Сычев, ни Билялетдинов. Общее мнение: Бышовец — сильный тренер.

— В том «Локомотиве» достаточно было увидеть, как Бышовец идет по коридору, чтобы понять — он здесь ненадолго.

— Я все понял, когда дома в последнем туре проиграли «Кубани» 2:3. Приехал Якунин, глава РЖД. Стало понятно — завтра Бышовца уберут. Тогда-то Анатолий Федорович и выдал: «Нет предела человеческой мерзости».

— Кстати — что имел в виду?

— Он до сих пор уверен, что не все футболисты хотели победить.

— «Сливали» Бышовца или отдавали игру «Кубани»?

— Его! Конкретно!

— Как считаете, он прав?

— Думаю, да.

— Если бы выиграли — Бышовец мог остаться на второй сезон?

— Нет. Скорее всего, решение уже было принято. Матчем с «Кубанью» просто подстраховались.

Ольга Смородская
Ольга Смородская.
Фото Александр Федоров, "СЭ"

Каша

— Когда-то вы говорили про Смородскую: «Ольга Юрьевна разбирается во всем». Помните?

— Сегодня готов подкорректировать фразу. Смородская разбирается во всем — но неточно. В «Локо» с ее появлением сразу пошли какие-то странные назначения. В качестве помощников приглашала исключительно женщин.

— Представляем, что наворотили эти женщины.

— Что далеко ходить? Эпопея с первым же предсезонным сбором при Красножане.

— Что за эпопея?

— «Мы сами найдем вам место для сборов». Дня им хватило, чтобы действительно найти. Команда улетела. Тем же вечером Ольге Юрьевне звонит Красножан: «Мы отсюда уезжаем. Делайте что хотите, но жить здесь не будем». Знаете стадиончик «Мардан» в Анталье, где сборная недавно с Кенией играла?

— Представляем.

— Стадион принадлежит гостинице «Титаник». Прямо на территории корпуса для проживания. Туда «Локомотив» и заселили. Ни нормального ресторана, ни восстановительного центра! Зато поле рядом. Единственный плюс.

— Как отреагировала Ольга Юрьевна?

— Экстренно прилетела, своими глазами увидела. Перекусила там. Все поняла: «Хорошо, переезжаем». Но можно же было до такого не доводить? Не отдавать черт-те сколько денег за расторжение этого договора, не переплачивать другому отелю...

— Еще ваша фраза про Смородскую: «Она непредсказуема». Самый яркий пример?

— История перед «Лозанной» — когда явилась на командное собрание. Это же ни в какие ворота!

— Ну, явилась. Так что?

— Рассказываю. Перед собранием Смородская меня спрашивает: «Где футболисты?» — «В зале, Семина ждут». Вдруг: «Пойдем!» Уселась перед командой, начала поучать: «Вы должны выигрывать! Что сложного? Впереди поуже, сзади пошире...» Ребята открыли рты. Тут заходит Палыч, видит все это: «Ну-ка иди отсюда! Хватит!»

— На «ты»?

— Семин с ней только на «ты». Еще смешной момент. Звонит мне Смородская на базу, накануне была игра: «Я же говорила — дать команде выходной!» А Семин вовсю проводит тренировку. Что я скажу? «Юрий Палыч, сворачивайся?»

— В самом деле.

— Смородская: «Дай-ка ему трубку». Подхожу, протягиваю — сам слушаю неподалеку. Семин ей: «Але! Да! Да-да, я король, а ты никто! Все, пока». Вот такое общение. Потом история с кашей.

— Что-то мы слышали. Давайте напомним гражданам.

— Она съездила к Джиби Фаллу в Норвегию, тот был в аренде. Смородскую долго заставили ждать. Сидела-сидела — и возмутилась: «Что происходит?!» — «Пока Джиби не съест кашу — не придет». Каша была с какими-то наполнителями. Ольга Юрьевна заинтересовалась: а зачем это нужно после матча?

— Восстановление?

— Восстановление! Возвращается в Москву, вызывает Ярдошвили и Мышалова. Двух великих. Заявляет: «Так, теперь кормим кашей». — «Какой кашей?!» Они смысл-то ухватили — но сразу включается мозг: где приготовить? Как подать? Должна же быть горячая!

— Да и как отреагирует Семин.

— Палыч, услышав про кашу, понял, откуда ветер дует: «От кого распоряжение?» — «От Смородской». — «Чего-о? Пошла она!» Вот представьте картину: эти уважаемые врачи стоят с котелками, каша остывает, Ольга Юрьевна их толкает в раздевалку — а Палыч оттуда орет: «Кто войдет — голову отшибу!» Смородская-то сдать назад не может — все-таки президент.

— На чем сошлись?

— На пицце. Палыч махнул рукой: «Ну, пицца — ладно...»

Ольга Смородская
Ольга Смородская.
Фото Никита Успенский, архив «СЭ»

Смородская

— Вам Смородская срезала премиальные.

— Не только мне — всему персоналу. Если раньше мы получали 50 процентов от общей премии, то Смородская сделала 20. Ей надо было показать, что она президент клуба. Логичными действиями, нелогичными... Она так заходила! Агрессивно, с матом! Видели бы вы, как на стадион заезжала. Вороны падали с деревьев. Вот Семин был президентом — приедет на «Бентли», сразу на футбольное поле. Все обойдет, с каждой уборщицей поговорит: «Что, муж-то пьет? А-а, тьфу...» Потом поднимается в кабинетик, занимается бумагами. А Смородская?

— А Смородская?

— Машина сопровождения, шухер по всей округе. Крики: «Первый на территории!», охранники бегают. Да кому ты нужна? Что ты выдумываешь? Ну как все это должны воспринимать футбольные люди?

— В самом деле, автомобиль с охраной?

— Да, выделили в РЖД.

— На премиальных-то большая экономия?

— Да какая экономия? У «Локомотива» в тот сезон был рекордный бюджет. Денег не жалели. Но ей надо было показать: пришел руководитель!

— Еще как показывала?

— Первое собрание, куча народа в зале. Смородская говорит: «Хочу, чтобы через год мы подводили итоги — и все вы были здесь же». Месяца не прошло — 80 процентов сотрудников уволено! Расчищала!

— На вас срывалась, кричала?

— Да. По поводу тех же сборов. В комнате сидят десять человек, ничего в этом не соображающих. Смородская спрашивает: «Кто за то, чтобы сборы провести здесь?» Девять «за». «Кто против?» Поднимаю руку. Ольга Юрьевна в ярость: «Ну, Балашов, все понятно, ты назло...» Я поражаюсь: «При чем здесь «назло»? Есть же профессиональные варианты и непрофессиональные!»

— Со временем Ольга Юрьевна стала залетать в раздевалку сразу после игры.

— Это когда ушел Палыч. При нем не смела. А после изгнания Семина приходила навеселе в раздевалку, обнимала ребят, целовала.

— При Красножане?

— При Красножане, Черевченко...

— Там же мужики голые. Не смущало?

— Они с какого-то момента привыкли. Успевали полотенцем обернуться.

— Кто у нее был любимчиком?

— Баша и Дюрица. Высокие, красивые. Она же хитрая! Понимала: если испортит отношения с игроками, все быстро вернется. Футболисты могут разные вещи вытворять. С игроками и тренерами, которых сама назначила, прекрасно ладила. Вот мой друг Черевченко говорит: «Да Смородская нормальная! День в день зэпэшка, премии...»

— Забавно. На базу Ольга Юрьевна заглядывала?

— О, про базу! Хапов мне рассказывал. Приезжает Смородская в Баковку, подходит к нему, разминающему вратарей. Спрашивает: «Труднее всего поймать где? В «девятке»?» Заур кивает. В ответ: «Так и тренируйте «девятки»! А вы над чем работаете?!»

— Когда вы поняли, что Семина она уберет?

— Когда на новогоднем банкете вышла история. Расселись, Смородская, свита ее. Встает Семин: «Вот сейчас многие говорят, что у меня конфликт с Ольгой Юрьевной. Нет! Это у Ольги Юрьевны конфликт с футболом!» Народу-то смешно, руками лица закрывают. Но понятно стало — Семин не задержится. Все, приговор!

— Ее реакция?

— Взгляд поверх очков. Каменное лицо. Ничто не дрогнуло.

— Не произнеси Семин те слова — остался бы?

— Нет. Шансов ноль. Зачем ей Семин? Ее не подпускал, спорил. Палыч и так колючий, а если еще его зажимают...

— Для нас большая загадка, как можно регулярно выпивать и при этом держать такую форму в 76 лет. У вас есть ответ?

— Качественные напитки! Семин очень любит хорошее вино. Разбирается в нем. Это не каждому дано. Палыч или не будет пить вообще, или пригубит что-то прекрасное.

— Значит, рецепт — не пить плохое?

— Сто процентов!

Дмитрий Балашов и Денис Глушаков
Дмитрий Балашов и Денис Глушаков.
Фото Александр Погребняк/ФК «Локомотив»

Кража

— И в «Локомотиве», и в «Анжи» вы соприкоснулись с Красножаном.

— Мне он нравился как тренер. И человек хороший.

— Почему же сошел с круга? В чем ошибка?

— Не представляю. Мне обидно за Юрия Викторовича. В «Анжи» все уперлось в дурацкую штангу. Но вот сейчас в «Факеле» Ташуев — у него эта штанга без конца!

— Красножан в Нальчике всех грузил.

— Да и в «Локомотиве»! Ребята нормально воспринимали. А в «Анжи» иностранцы, к такому не привыкли. Для них это немыслимо.

— Изгоняли из «Локомотива» Красножана не при вас?

— Я был в Италии. Команда проиграла дома «Анжи» 1:2. Второй гол забил Буссуфа. Вдруг поднялся шум. Я, помню, подумал: чему удивляются? Состав-то у «Анжи» мощный. Начал пересматривать матч. Клянусь — ничего подозрительного не увидел! Может, вброс — что-то нашептали Смородской?

— Для себя верите, что игра была отдана?

— (После паузы.) Да поверить можно... Теоретически — почему нет? Но не могу понять, кому это выгодно. Зачем это «Анжи»? Сезон только начинался. 11-й тур. Ни на что еще не претендовали. Зачем это Смородской — если сама назначила Красножана совсем недавно? Выгодно могло быть тем, кто заводил потом в «Локомотив» Коусейру. Но что-то я сомневаюсь.

— В 2010-м после одного из матчей у Алиева в раздевалке «Локомотива» украли дорогие часы. Нашли ворюгу?

— Нет. Но время спустя я узнал, кто это сделал. Фамилию не назову. Пусть навсегда останется тайной.

— Кто-то из своих?

— Да.

— Футболист?

— Да.

— Попробуем угадать. Клептоман? Или молодой, у которого была маленькая зарплата?

— Второе. Парень и еще два ровесника, которых из дубля подтянули к основе, все деньги просаживали в игровых автоматах. Думаю, поэтому и решился на кражу. Часы-то стоили 30 тысяч долларов.

— Как выяснилось, что именно он стащил?

— А его кто-то видел.

— Вы еще работали в «Локо», когда Сычев проигнорировал предновогодний сбор в Москве и был оштрафован Ольгой Юрьевной на сто тысяч долларов?

— Да, я Димке и звонил. В ответ: «Я не поеду». — «Тебя же оштрафуют!» — «Ну и пусть». Просто забил. Катался в это время на серфе где-то в районе Бали.

— Сумма штрафа не смущала?

— Потом-то, конечно, смутила. Не ожидал, что будет настолько большой.

— Сто тысяч — месячная зарплата Сычева?

— Я не знаю, откуда взялась сумма. Но Смородская была в ярости. Проблема даже не в том, что Дима какие-то тренировки пропустил. Главное — из-за его отсутствия сорвались съемки рекламного ролика нового технического спонсора клуба.

Футболист Самюэль Это’О
Самюэль Это'О.
Фото Никита Успенский, архив «СЭ»

«Анжи»

— Вы в разных командах поработали. Рекордные премиальные?

— В «Анжи». За победы над «Зенитом» и московскими клубами игрокам платили по 20-25 тысяч евро. Хорошие премии были и в «Динамо» за Лигу Европы. По 10 тысяч евро.

— Кто пригласил вас в «Анжи»?

— Я уже заканчивал работу в «Венеции». Позвонил Саша Удальцов, PR-директор «Анжи». Сначала я рассмеялся: «Ты с ума сошел? Из Италии в Махачкалу?!» Но стоило ему произнести цифры — и я воскликнул: «Вылетаю!»

— Сколько?

— Без комментариев.

— Переформулируем. В «Венеции» вы были генеральным менеджером. В «Анжи» занимали скромную должность директора организационного департамента. Разница в зарплате — в пять раз?

— В десять!

— Помним, как поражался гендиректор «Динамо» Дмитрий Иванов, получив от «Зенита» за Данни платежку на миллиард рублей. Когда вы были поражены цифрами?

— За всю жизнь со мной такое случилось лишь раз — как раз в «Анжи». Когда узнал сумму контракта Это'О. Вот это было оцепенение.

— Так сколько?

— 20 миллионов рублей в день! Почему я запомнил — мы немедленно достали калькуляторы и начали переводить все это в часы, минуты...

— Лахиялов рассказывал, как был ошарашен, увидев зарплатную эсэмэс Жиркова.

— Думаю, у Юры было намного меньше.

— Это'О и квартиру в Москве снимали за 80 тысяч евро в месяц.

— Да.

— С золотыми унитазами?

— Понятия не имею. Я там не был, не моя зона ответственности. Знаю, что это огромные апартаменты где-то в центре, с персональным лифтом, бассейном, сауной...

— Не считая зарплаты Это'О — первое, что шокировало в «Анжи»?

— Шок — неправильное слово. Колоссальное впечатление на меня произвел разговор с Германом Ткаченко. Официально он был просто членом совета директоров, фактически же — генеральным менеджером. Поражала его вовлеченность во все вопросы. От трансферов до экипировки. При первой встрече сказал мне: «Ты знаешь, как должно быть. А здесь должно быть еще лучше!» Через год «Анжи» по уровню обеспечения действительно был номер один.

— Какой штрих говорил об этом особенно выпукло?

— На каждый выезд — новая кофемашина.

— Зачем?

— Для Хиддинка.

— Вопрос тот же — зачем?

— Вот такая фишка. Летим куда-то, через партнеров заказываем новую кофемашину. Когда Гус заходит в гостиничный номер, она уже там. Уезжая, оставляем.

— Это у Хиддинка райдер такой?

— Нет-нет. Все знали, что он без капучино не может. Пьет по десять чашек в день. Ну и решило руководство сделать Гусу приятный бонус.

— Еще пример роскоши?

— В конце декабря главным тренером «Анжи» неожиданно назначили Красножана. А в январе у команды уже был запланирован первый сбор в Эмиратах. Прилетели — в отеле нет тренажерного зала. Без него Юрий Анатольевич предсезонку не мыслил.

— Выкрутились?

— Взяли и купили тренажерный зал! Целиком! Не просто штанги и гантели, а самые современные тренажеры. Установили под козырьком возле поля. Как раз я занимался этим вопросом.

— Цена?

— Десять тысяч долларов. Не факт, что в другой стране удалось бы организовать все быстро и качественно. А в Эмиратах — легко. Были бы деньги. Вот тогда Роберто Карлос и произнес: «Обычно команда едет в тренажерный зал. А тут он к ней приехал. Первый раз такое вижу».

— Через две недели сбор закончился. С залом поступили, как с кофемашиной?

— Ткаченко сказал: «Купили за десять — пристройте обратно хотя бы за пять». Так и сделали.

— Это'О прав — штанга футболисту не нужна?

— Ну, специалисты говорят, что вреда от нее все-таки больше, чем пользы. Начинаются проблемы с коленями и спиной. Сэм эту штангу сразу воспринял в штыки. Даже не подходил к ней.

— Аргументировал?

— Возмущался: «Что за глупости? Я играл в «Барселоне», «Интере» — ни один тренер не заставлял меня работать со штангой!» Но он и по поводу кока-колы спорил. В наших клубах она под запретом. А Сэм заявил: «Я всю жизнь ее пил и буду пить! До матча, в перерыве, после».

— Разрешили?

— Специально для него в раздевалке всегда стояло две-три бутылочки. Другие игроки посмотрели на это — и тоже начали колу дуть. Ни в одной команде такого больше не видел.

Дмитрий Балашов
Дмитрий Балашов.
Фото Константин Твердовский/ФК «Динамо»

Учкудук

— Самый высокомерный футболист из того «Анжи»?

— Карсела-Гонсалес.

— В чем проявлялось?

— Походка, выражение лица... Да во всем! Ему Роберто Карлос говорил: «Что с тобой происходит? Откуда понты? Ты же никто! Ноль! В футболе еще ничего не выиграл». Тот посмеивался.

— Это в «Анжи» его избаловали?

— Да он и приехал таким. А когда увидел, что здесь с игроков пылинки сдувают, исполняют любой каприз, окончательно возомнил себя великим футболистом.

— Роберто Карлос тоже чванливый?

— Ну что вы! Робик — классный парень. Единственный, кто не просто общался с Это'О на равных, но и мог ему напихать. Прикрикнуть: «Закрой рот! Вот когда выиграешь чемпионат мира, тогда и будешь рассказывать». При всем авторитете Это'О самым уважаемым человеком в команде был Карлос. Даже Керимов относился к нему с большим почтением, чем к Сэму. А я Робика прозвал Учкудук.

— Почему?

— История такая. Если в «Локомотиве» кто-то из ребят на поле начинал чудить, Хапов на скамейке громко восклицал: «Вот Учкудук!» Для него это было как ругательство. Я запомнил. Однажды на тренировке «Анжи» Робик замешкался, потерял мяч, и у меня вырвалось: «Учкудук!»

— А Карлос?

— Сразу уточнил: «Что это?» Я объяснил, он заржал. Слово ему так понравилось, что вскоре выговаривал уже без запинки. Всех подряд Учкудуками называл. Потом ему песню включили — «Учкудук, три колодца». Робик от нее был в полном восторге.

— Легендами обросла история в Перми, где он до семи утра выпивал в стриптиз-клубе. Но против «Амкара» в тот же день отыграл 90 минут и был лучшим.

— Ничего удивительного. У Робика здоровья больше, чем у нас с вами, вместе взятых. Просто машина!

— Как же в «Анжи» могли так проколоться? Зачем поселили футболистов в отеле, где на первом этаже стрип-клуб?

— Да там жили все команды РПЛ, начиная с «Зенита». В те годы с гостиницами в Перми был полный швах. «Хилтон» построили позже.

— Так кто из игроков «Анжи» завис со стриптизершами?

— Робик и еще несколько легионеров.

— Как вы это поняли?

— С утра — по их помятым лицам.

— А кто с бланшем явился?

— Вот этого не было.

— Как? Удальцов уверял, что драка попала на камеры, люди из «Анжи» потом изучали запись.

— Я ее не смотрел. Если заваруха и была, то без серьезных последствий. Фингала точно ни у кого не видел.

— Когда общались с Карлосом последний раз?

— Давно. У Робика дом в Испании, как-то к нему летал бывший администратор «Анжи» Марат Батыров по прозвищу Мартини. Мне переслали фото — сидят с бокалами у бассейна, где на дне плиткой выложено — Roberto Carlos.

— Что за администратор такой? Карлос его в гости приглашает, Это'О покупает квартиру в Махачкале...

— У Марата непростая судьба. В «Анжи» работал с незапамятных времен, когда там платили по пять тысяч рублей в месяц. А парень замечательный. Веселый, добрый, безотказный. В команде его обожали. И наши, и иностранцы.

— Самый памятный эпизод, связанный с Хиддинком?

— Непосредственно в тренировочном процессе он участия не принимал. Все было отдано на откуп ассистентам. Гус наблюдал со стороны. Разве что в «квадрат» с ребятами играл. Перешучивался, отвешивал пинки. Разряжал обстановку.

— Это он умеет.

— Да. А потом матч с «Динамо» Силкина. В тот сезон команда выносила всех! Атака сумасшедшая! Семшов, Самедов, Кокорин, Кураньи, Воронин... Причем их сложно было «прочитать». Постоянно импровизировали, крутили-вертели так, что у соперников голова шла кругом. Время спустя Семшов мне говорил: «Мы сами от этого футбола кайфовали».

— Хиддинк что-то заготовил?

— На установке я не был. А в раздевалке перед самым выходом на поле он подошел к макету и сказал: «Значит, так. Играть они будут...» Пауза. Все молчат. Ловят каждое слово. А Гус сгребает фишки — и в сторону! «Я понятия не имею, как они будут играть! Идите и разбирайтесь на поле».

— Сработало?

— Выиграли 1:0, забил Жусилей. Уж не знаю, какой Гус тактик, но психолог — величайший.

— Как вы уходили из «Анжи»?

—  У меня закончился контракт. Ткаченко уже не принимал ключевых решений в клубе. Убрали Удальцова, а Чистякова на посту гендиректора сменил Казиахмедов. Мне сразу сказал: «На твое место есть человек». Я ответил: «Михалыч, спасибо за честность. До свидания».

— Чувствовалось, что «Анжи» ждет печальный финал?

— Нет. В тот момент такого конца ничто не предвещало. В клуб по-прежнему вкладывались огромные деньги. Но вскоре у Керимова возникли проблемы в бизнесе, и проект свернули.

Дмитрий Балашов и Мирослав Ромащенко
Дмитрий Балашов и Мирослав Ромащенко.
Фото Константин Твердовский/ФК «Динамо»

Коштинья

— Вы работали в «Динамо», когда Федорычев собрал там кучу португальцев. Потом сказали: «Два года в той команде — сплошной стресс».

— Это правда. Тогда впервые столкнулся с капризными иностранцами. Им дали полный карт-бланш. Большие контракты. Поглядывали на всех свысока. Своего Хиддинка, к которому бы они прислушивались, не было. Бразилец Вортманн для них не авторитет. Когда «Динамо» возглавил Семин и привел Овчинникова, Хохлова, Семшова, команда вообще разбилась на два лагеря. В одном — русские, в другом — варяги. Плохие результаты только усугубляли негативный фон.

— Вортманн хоть чем-то запомнился?

— В игре с «Москвой» выпустил 11 иностранцев в старте. После чего исполком РФС ужесточил лимит на легионеров. Еще врезался в память наш диалог перед гостевым матчем с «Томью». Накануне отъезда Вортманн дает мне бумагу, где подробно расписано, во сколько подъем, вылет, тренировка. Вижу — везде московское время.

— А разница с Томском четыре часа.

— Совершенно верно. О чем и сообщаю Вортманну. Тот выпучил глаза: «Да?! Это очень ценная для меня информация». Елки-палки, ты уже три месяца в клубе! Как к игре готовишься? Куда твои помощники смотрят? В такой ситуации обычно за неделю до матча корректируется тренировочный график. Чтобы футболисты адаптировались к разнице во времени. А тут... С Вортманном все стало ясно.

— Выражаясь языком Дзюбы — тренеришка?

— Да. Откровенный «пассажир».

— Ладно Вортманн. А Семин? Неужели не мог португальцев приструнить?

— На поле — мог. Но дальше-то они были предоставлены сами себе. По-моему, в какой-то момент Палыч просто махнул рукой. Устал мирить, настраивать, уговаривать... Португальцы что хотели, то и делали. Например, отказывались питаться на базе. Уезжали в Москву, где-то в ресторане обедали и к вечерней тренировке возвращались в Новогорск.

— Это ведь была база сборной России?

— Да, динамовская еще строилась. Кормили в Новогорске отлично, из наших никто не жаловался. Только португальцы кривили физиономии: «Что за еда?» Заводилой у них был Коштинья, самый дерзкий. Он и скандал с бутсами на сборе в Израиле спровоцировал.

— Про скандал наслышаны все. Не все помнят подробности.

— Утренняя тренировка. Выстраивается команда. Коштинья босиком. Семин видит это, начинает закипать: «Ты охренел?! Где бутсы?» Тот разводит руками: «Нет бутс. Не помыли». Палыч переводит взгляд на Андрея: «В чем дело?»

— Что за Андрей?

— Он был и администратором, и сапожником. Занимался экипировкой, бутсами в том числе. Если ребята к нему обращались, никому не отказывал. Но тогда все сами готовили себе бутсы. Коштинья же в «Порту» к другому привык. В гостинице выставил свои в коридор. Молча.

— Сапожника ни о чем не просил?

— В том-то и дело! Андрей развел руками: «Палыч, если бы он предупредил, я бы, конечно, все сделал». Наказывать его Семин не стал.

— А Коштинью?

— Выгнал с тренировки. Когда тот попытался босиком пробежаться с командой вокруг поля, Палыч захрипел: «Иди отсюда!» С тех пор в «Динамо» всем футболистам моют бутсы.

— Не считая Коштиньи — самый противный из той компании?

— Младший брат Манише — Жорже Рибейру. Вечно фыркающий, с претензиями. То самолет не нравится, то отель, то еще что-нибудь. Даже Манише держался попроще. Хотя он-то реальная звезда, обошелся «Динамо» в 16 миллионов евро. Дерлей тоже нормальный. Не подленький. А Данька — вообще красавец!

— Данни?

— Ну да. Пожалуй, единственный из португальцев, кто не валял дурака, а реально хотел играть в футбол.

— Дерлей, измученный травмами, сразу заявил: «Играть могу, тренироваться — нет».

— Динамовские врачи были в шоке, когда увидели его колени. Чуть ли не все мениски отсутствовали. А контракт уже подписан. В итоге Дерлей тренировался в щадящем режиме. Но ничего, на матчи выходил — и забивал.

— Кто из наших с Жорже Рибейру подрался?

— Колодин. На тренировке жестковато подкатился, Рибейру ответил. Еще и Манише подлетел, вступился за братца. Но Колода не растерялся. Обоих затрещиной угостил.

— А Овчинников в раздевалке с Нуну сцепился.

— Было. Этот Нуну мне запомнился другой историей. В «Динамо» он получал около ста тысяч евро в месяц. Для возрастного вратаря, который почти везде был вторым, — деньги космические. После смены руководства от португальцев начали избавляться. На Нуну спроса не было, перевели в молодежный состав.

— Как отреагировал?

— Очень спокойно. Хотя тренироваться приходилось на Малой арене, где жуткий искусственный газон. Палас, уложенный на бетон. Через некоторое время приезжает туда сотрудник клуба. Предлагает Нуну расторгнуть контракт с минимальной компенсацией. Тот в отказ. Ему говорят: «Ты посмотри, в каких условиях тренируешься. С мальчишками, на ужасном поле, форму стираешь сам... Не надоело?» «Нет, — отвечает. — С таким контрактом я согласен на все!»

Сергей Овчинников и Данни
Сергей Овчинников и Данни.
Фото Алексей Иванов, архив «СЭ»

Овчинников

— Когда вы поняли, что португальский эксперимент «Динамо» закончится крахом?

— Довольно быстро. Если Данни вел себя образцово, не скулил и не жаловался, то остальные хотели просто срубить бабла. Думали, в России уровень футбола слабенький, можно играть вполноги. Столкнувшись с действительностью, приуныли. Португальцев удручало все — стадионы, поля, база, климат. Сейчас мне кажется, что их поведение — это не столько высокомерие, сколько желание спровоцировать конфликт. Чтобы добиться расторжения контракта, получить неустойку и поскорее укатить обратно.

— Овчинникова они побаивались?

— Да его и наши ребята опасались. Мог так гаркнуть, мама не горюй! При этом большой шутник, прекрасное чувство юмора. В «Динамо» над Семшовым подтрунивал. Они в Новогорске в одном номере жили. А Игорь в игровые времена форму всегда стирал сам. Вручную.

— Почему?

— Не знаю. Может, получал удовольствие от процесса. Наполнял ванну теплой водой, высыпал порошочек, замачивал. Садился на краешек и тер, тер, тер. Так Овчинников что делал? Подбрасывал в эту пену свой тренировочный свитер! Семшов, не разобравшись, и его отстирывал. Потом воду спустит, увидит — в крик: «Иваныч, опять?!»

— Зря Овчинников поддался на уговоры Семина и ушел из «Локомотива»?

— В «Динамо» тогда платили гораздо больше, чем в «Локо». Сергей понимал, что близится конец карьеры, надо успеть заработать. Другое дело, никто не думал, что в «Динамо» даже сезон не доиграет.

— Распрощался он с футболом звонко.

— Вы про матч с «Москвой»? Я ж Иваныча после удаления в раздевалку и провожал. Когда он пытался крушить все вокруг.

— Из-за чего так завелся-то?

— Мы горели 0:1. Минуте на 75-й мяч от кого-то из соперников ушел за линию ворот «Динамо», но лайнсмен показал — угловой. Овчинников сначала к нему подбежал, затем к главному арбитру, Захарову. Напихал. Тот желтую вытащил. А после короткого диалога на повышенных тонах — красную. У кромки поля я Серегу сразу перехватил, приобнял, быстренько увел под трибуны. Он был страшно зол. В раздевалке вроде оттаял. Но на улице попал в окружение репортеров и снова вспылил. Пообещал одному в лоб дать.

— Как дальше развивалась ситуация?

— Его дисквалифицировали на пять матчей, плюс условно — до конца сезона. Тем временем Семин подал в отставку, назначили Кобелева. Через пару дней говорит мне: «Сейчас на базу приедет Овчинников. Встреть его у КПП и скажи, что не надо тренироваться с командой».

— Сегодня?

— Вообще! Мне было очень неловко.

— Но сказали?

— А куда деваться? Овчинников воспринял спокойно: «В принципе я догадывался...» И поехал в клуб договариваться с новым руководством о расторжении контракта.

— Почему Кобелев сам с Овчинниковым не поговорил?

— Иваныч — фигура. Не у каждого тренера хватит духа произнести в лицо — мол, в твоих услугах больше не нуждаемся.

Станислав Черчесов
Станислав Черчесов.
Фото Алексей Иванов, архив «СЭ»

Черчесов

— Позже в «Динамо» судьба свела вас с Черчесовым. Хороший тренер?

— Очень! Штаб работал как швейцарский хронометр. Саламыч и его ассистенты Ромащенко, Паников, Стауче понимали друг друга с полувзгляда. Все четко, понятно, строго по делу.

— Тогда объясните, как «Динамо» с таким тренером и классным подбором футболистов осталось без медалей?

— Первую половину сезона-2014/15 прошли на ура. В чемпионате занимали второе место, уступая только «Зениту», в Лиге Европы одержали шесть побед. Даже на выезде, отправляясь к ПСВ или «Панатинаикосу», о ничьей не думали. Знали, что едем выигрывать. Вот такое у всех было чувство. Абсолютная уверенность в собственных силах.

— Хотя Лига Европы от вас едва не ускользнула.

— Да, могли не попасть в групповой турнир. Дома с кипрской «Омонией» закончили 2:2, в ответном матче к 90-й минуте счет был 1:1. По разнице мячей мы никуда не выходили. Еще и доигрывали вдесятером после удаления Венкера.

— Но?

— В добавленное время Самба головой вколотил мяч в ворота. После финального свистка на трибунах полыхнуло. Фанаты «Омонии» забросали нас бутылками и камнями. Черчесову в ногу здоровенный булыжник прилетел. Два часа мы сидели в раздевалке, ждали, когда полиция разгонит толпу.

— Так почему весной «Динамо» посыпалось?

— Началось со слухов, что в очередной раз может смениться руководство. Урежут финансирование. Это тут же ударило по команде. У лидеров заканчивались контракты, продлевать их никто не спешил. Все на нервах. Брожение, склоки, стычки...

— Добил атмосферу конфликт Черчесова с Денисовым?

— Ну, такие вещи не могут пройти бесследно. Меня потом вызывали в палату по разрешению споров в качестве свидетеля. Просили рассказать, как все было.

— Тогда и с нами поделитесь.

— Мои первые слова в палате: «Вы поймите, у меня в перерыве матча своя работа. Из раздевалки время от времени отлучался, поэтому всех подробностей конфликта не знаю». Дальше спрашивают: «Вы подтверждаете, что между Черчесовым и Денисовым был разговор на повышенных тонах?» Отвечаю: «Подтверждаю». Позже вычитал где-то, что прозвучала еще фраза Саламыча: «Пойдем в душ, я тебе шею сломаю».

— Об этом сам Денисов говорил в интервью.

— Я таких слов в раздевалке не слышал. На моих глазах было другое. Перед выходом на поле Черчесов всегда отбивал футболистам ладонь. Когда протянул руку Гарику, тот демонстративно прошел мимо.

— Вы на чьей стороне?

— Может, по каким-то игровым моментам Гарик и прав, но форму выбрал неприемлемую. Нужно было не при команде отношения выяснять, а переговорить с Черчесовым один на один.

— Станислава Саламовича вы охарактеризовали емко: «Очень честный». Проиллюстрируйте.

— Да возьмем ту же историю с Денисовым. Перед заседанием палаты динамовские юристы надавали Черчесову миллион советов. Как себя вести, что говорить, а что нет. Можно же было представить ситуацию в более выгодном свете — и для себя, и для «Динамо». Саламыч юлить не стал. Рассказал, как было. В итоге палата признала, что Денисов прав. Ему вернули деньги, на которые оштрафовал клуб.

— Денисов — что за парень?

— Сложный. Настроение меняется в секунду. То само очарование, балагур, душа компании. То внезапно мрачнеет, взгляд исподлобья такой, что сразу понятно — Гарика лучше не трогать.

Дмитрий Балашов
Дмитрий Балашов.
Фото Александр Погребняк/ФК «Локомотив»

Фаллос

— Кокорин откровенничал в интервью: «Венгра Джуджака в «Динамо» подозревали в нетрадиционной ориентации, и мы подарили ему огромный фаллос».

— Ага, на шкафчик в раздевалке прилепили. Балажа на эту тему ребята постоянно подкалывали. Во-первых, одевался броско, даже мажористо. Во-вторых, прическа своеобразная. В-третьих, ноги брил.

— Станком? Прямо в раздевалке?

— Нет. В салоне делал эпиляцию.

— На подколы обижался?

— По крайней мере виду не подавал. Ржал наравне со всеми.

— Еще какие шутки помнятся?

— Вальбуэна встретили весело. По официальным данным его рост — 167 сантиметров. На самом деле — меньше. Узнав, что с французом подписали контракт, Гранат по дороге на базу не поленился заехать в детский магазин. Купил стульчик для кормления ребенка, притащил в столовую. Когда Вальбуэна зашел и спросил, где можно присесть, Гранат придвинул стульчик: «Вот твое место». От хохота полегли все.

— Как из «Динамо» убирали Черчесова?

— Мы были на сборе в Австрии. Команда выглядела шикарно! Сыграли с «Аяксом» 2:2, победили «Монако» 1:0. Вдруг звонок: «Кобелев назначен спортивным директором». Сразу стало ясно, к чему все идет. Мы же не дураки. Прилетели в Москву, Черчесов отправился на заседание совета директоров. Вернулся, сказал, что покидает клуб и на прощание произнес слова, которые я запомнил на всю жизнь: «Честь имею. Чего и вам желаю».

— А Кобелев переместился на должность главного тренера.

— Да. Еще в первый динамовский заход я понял, что работать с Андреем Николаевичем не смогу. У нас никогда не было конфликтов, мы не ругались. Но мне некомфортно с ним, а ему со мной.

— В мае 2016-го вы в третий раз пришли в «Динамо». Когда Кобелева уже след простыл, а команда сенсационно вылетела в ФНЛ.

— Мне позвонил Сергей Сысоев, новый исполнительный директор. Извинился. Попросил вернуться. Спрашиваю: «Кто тренер?» — «Калитвинцев. Помогают Литовченко и Ковтун». — «Я готов! Через 15 минут буду на базе». Все трое — хорошие мужики, просто замечательные. Литовченко вообще был моим любимым футболистом.

— За что Сысоев извинялся?

— За недоразумение, которое произошло при моем увольнении. Что отличает «Динамо»? Никто ничего напрямую не говорит. Вот Казиахмедов в «Анжи» сказал мне все как есть. Да, неприятно — зато честно. В «Динамо» такого не было никогда!

— Ну и как вас увольняли?

— 10 января команда отправляется на сбор, а 9-го узнаю, что никуда не лечу. Причем чуть ли не от повара на базе: «Слышал, тебя в списках нет». Начинаешь задавать вопросы, все пожимают плечами. Едешь в клуб — там тоже не в курсе. Классическая динамовская история.

— Последний ваш заход получился совсем коротким.

— В октябре позвонил Аджоев, пригласил в «Арсенал». Я отказался. Объяснил: «Да, статус другой. В «Динамо» я начальник команды, в Туле буду гендиректором. Но по деньгам все то же самое. А в комфорте теряю, и прилично! Здесь у меня семья, дом в Химках, до базы в Новогорске — 15 минут». Потом в ход пошло секретное оружие.

— Это какое?

— Начали звонить игроки, с которыми давно знаком — Кирилл Комбаров, Габулов: «Мы в «Арсенале». Пожалуйста, приходи...» Алан Агузаров тоже звонил. Так и уговорили.

— Уже полгода вы без работы. Соскучились?

— Честно? Не особо. После «Арсенала» у меня были предложения, но всем отвечал: «До Нового года никаких переговоров. Хочу побыть с семьей». Ребята, иногда и от футбола надо отдыхать!

134
  • George___L

    Грамотный руководитель и умный мужик. Но про отсутствие обмана с Ротором, когда замеряли температуру воздуха, не соглашусь. Обман был, причем самый бессовестный. По регламенту матчи последнего тура должны были проводиться одновременно. Жарко? Выступи с предложением одновременно перенести и матч с участием Ротора. А так дождались результата матча между Ротором и Рубином, когда стало понятно, что обе команды устраивает ничья, и сгоняли ничейку. Вот только футбольный Бог таких вещей не прощает. Поэтому нет теперь в Премьер Лиге ни Арсенала, ни Уфы

    03.12.2023

  • дибилы

    пока такие деятели-аферисты-распильщики денег руководят у нас в футболе,толку еще долго не буде,.а будет только деградация

    27.11.2023

  • TAIMER 1

    что ж ты врешь-то?? Лесового купили за 1,8 а не за 2,6!

    26.11.2023

  • glyhoi94

    Ну как такое можно не плюсануть!?:thinking: Шикардос! Спасибо!!!

    26.11.2023

  • Петрович-100

    Интересно. Мы не платим зарплату по договору вовремя, а игроки, требующие выполнение договора - плохие.

    25.11.2023

  • Алексей Иванов

    Там говорится 20 млн руб в день . Значит 20 млн руб умножаем на 30 дней месяца и делим на курс доллара получается 20 млн долларов в месяц

    25.11.2023

  • spar001

    такие интервью надо разбивать на две части, слишком много для одного раза, слишком большой кусок, не заглатывается

    25.11.2023

  • Eldoctors58

    рублей!

    25.11.2023

  • Детская школа искусств 14 г. Кемерово

    Спасибо!

    25.11.2023

  • ValeraK

    Приятно читать!

    25.11.2023

  • Глядя на Смородинскую, понимаешь, что наш Повар с ней одно и то же лицо. А говорят еще, что двух полностью одинаковых людей не бывает. Внрь после этого людям!

    25.11.2023

  • Marat Akberov

    Отличное интервью, но 20.000.000 за гранью)) не думаю, что они и правда посчитали сколько это

    24.11.2023

  • Сергей Амарин

    это 7 млрд в год, даже по курсу рубля 35, 200 млн дрлларов в год тогда таких денег не было, а сейчас тока у Роналду __&&&& журналист ошибся, раньше писали что зарплата это 20 млн евро в год, это более реально

    24.11.2023

  • Spartak#05#DAG

    Было интересно...местами,но концовку не осилил...периодически вспоминая "добрым словом" Рабиновича... А зря...))

    24.11.2023

  • НavBek

    А игроки по вашему не должны уважать команду, город, где выступают?И отдать все силы, чтобы команда не вылетела.А после того как обос..лись, начинают качать, а они вылетели в лигу ниже, да плевать - платите столько же. Не осуждаю никого, у каждого своя правда. Тут у обеих сторон были претензии. Но! Разве беляев и деспот были теми людьми которые тащили команду? Вопрос как говорится риторический) Думаю они и сами этого не скажут это. В нашем футбике сейчас в том и беда, что не только леги, но и наши футболеры не задумываются, где и в какой команде они играют.

    24.11.2023

  • АндрейВасильевич

    Сдал всех..

    24.11.2023

  • malefactors

    Шикарное интервью! Просто на одном дыхании прочитал. Очень инетерсно. И без всякого грязного белья. Дмитрий рассказал, все, как было на самом деле. Браво!

    24.11.2023

  • youareuseless

    Очень интересно, но непонятно с какого хрена такие деньги

    24.11.2023

  • barsja

    Разумеется, иначе. Экономика России 11я в мире. По числу ключевой категории для науки - персонала исследователей - Россия стабильно в десятке лидеров, по числу научных публикаций - стабильно в пятерке. В политике Россия вполне самодостаточна. Та же СВО есть продолжение политики иными средствами - в полном соответствии с максимой Карла фон Клаузевица.

    24.11.2023

  • hottie

    Голышак и Кружков совместно с этим Балашовым как-то сразу с негативной стороны выставили Деспотовича и Беляева просто потому, что эти игроки отказались идти на понижение зп по причине вылета из вышки. "Показываешь футболисту, что ведет себя неправильно, надо уважать клуб." ----> Это зашквар какой-то. Они вообще-то и не обязаны соглашаться, когда у них действующий контракт. А уважение к клубу по мнению Балашова заключается в уступках со стороны футболистов. А не этот ли самый клуб с игроком такой контракт и заключил? Уважайте бумаги, которые вы с ним подписали. Не нравится обговаривать постфактум - включайте пункты в договоры с игроками заранее, что в случае вылета они в следующем сезоне будут получать уже меньшую сумму. А то как будто никто в клубе до этого не понимал, что бюджет уменьшится если выступать в пердиве. Тем более команда в основном в этом пердиве и тусуется, так что должны были представлять, что их ждет.

    24.11.2023

  • Алексей Горюнов

    Он точно арифметику правильно посчитал? 20 000 000 : 30 = 665 тыс $ в день? 665 000 *365 = 243 млн $ в год? Он ничего не перепутал раз (при самой дикой фантазии) в десять... Или у них так все бюджеты там считаются)))

    24.11.2023

  • Stilet525

    Неприятно поражает необоснованная щедрость и преклонение наших футбольных функционеров перед иностранцами. Да за те зарплаты, которые тем платили надо было спрашивать соответствующе, а не раболепствовать.

    24.11.2023

  • Garryman

    Так ведь и в науке, и в политике, и в экономике, и в других областях - как-то иначе?

    24.11.2023

  • Правдобур

    Отличное ВЬю! Читаешь и получаешь удоволствие! Особо много футбольной инфы, что встречаешь в СЭ очень редко...

    24.11.2023

  • СереХа

    Кайф!

    24.11.2023

  • Millwall82

    ГОВНО -а; ср. Грубо. 1. Кал человека, животного; экскременты. 2. Презрит. О том, что является отвратительным, скверным, гадким. Толковый словарь Кузнецова.

    24.11.2023

  • rustov

    сомнительно, в 23-м издании печатного варианта словаря от 1991 г. нет этого слова. (изд-во М.: "Русский язык", под ред чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой))

    24.11.2023

  • моро

    было интересно, спасибо

    24.11.2023

  • rustov

    в словаре Ожегова нет такого слова

    24.11.2023

  • Millwall82

    в словаре Ожегова слово "говно" есть. Но за подобное слово в лучшем случае трут, а могут и забанить.

    24.11.2023

  • rustov

    Уважаемая редакция! Слово "говнистый" стал литературным?

    24.11.2023

  • Истории из другой жизни. Как будто не десять лет назад это было, а все сто...:rolling_eyes::thinking:

    24.11.2023

  • Не согласен: он не обычный, а Русь позорящий

    24.11.2023

  • Так может они и замутили чуму!?

    24.11.2023

  • Помеч, ну чего тебе интересно? Ты ж не понял ничего.))

    24.11.2023

  • уфк

    где у нас контролирующие органы? пир во время чумы

    24.11.2023

  • А на тебе, помеч, я езжу. Каждый день. Когда приедешь в НН, я тебе седло и попону подарю.

    24.11.2023

  • Dron56

    Да в Динамо генералитет рулил... Как и у всех КГБ правду некогда не скажут прямо а попросят относится с пониманием...

    24.11.2023

  • Stormtrooper501

    Вот Маск и спалился.

    24.11.2023

  • spartsmen

    Весьма откровенно про ещё живых персонажей :grin: Кстати, автору на заметку. последним вопросом должен быть такой: а сам герой - дартаньян или таки где-то в чём-то всё-таки косячил?

    24.11.2023

  • Газ всему голова

    Балашов думает, что он бессмертный? Такого наговорил. Сейчас пойдет вал опровержений

    24.11.2023

  • Славомудр Приморский

    Ничего тебе, тупому, объяснять не буду. Всё равно не поймёшь.

    24.11.2023

  • lvb

    "... когда вью берут у древних дедов, даже если они что-то забудут, перепутают, приукрасят - это не самая великая трагедия"(с) Трагедия канешь невелика. Но молодые и не очень пользователи банально ведутся на подобную разводку, не зная матчасть. Как"хайли лайкли". А потом сами же и становятся фейкометами, разнося вранье везде где дотянутся. По мне фейки ЗЛО и не только в футболе. Но с футбольными фейками бороться можно и нужно. Что я и делаю, по мере своих скромных). И неужели тебе нравится когда кто-то откровенно врет в публичном пространстве?))

    24.11.2023

  • Док

    lvb Ну насчет менеджмента не совсем уж не обращаю внимания)). Но как сказал Афоня в легендарной комедии "Я из запаса никого не помню")). Все же Балашов не тот человек, который определяет политику клуба. Ведь ты (для примера) не обращаешь внимания на многоникового минусового придурка нетрадиционной ориентации, который пукнул под комментом)). Так и я - как-то автор прошел мимо. Хотя к примеру знаю, кто рулит в Зените и ЦСКА, Спартаке и Динамо. А насчет фейков))? Уже не раз писал, особенно когда вью берут у древних дедов, даже если они что-то забудут, перепутают, приукрасят - это не самая великая трагедия. Так и сегодня - Балашов вполне неплохо иллюстрирует футбол и страну нынешнего века

    24.11.2023

  • Да не могло быть таких денег, не могло!

    24.11.2023

  • Не только у нас

    24.11.2023

  • Я еще несколько часов назад написал, что это 240 млн евро-долларов в год! Это была бы самая высокая зп футболиста в мире!

    24.11.2023

  • Скорее всего, это преувеличение

    24.11.2023

  • Бустег

    ладно бы эти бабки были заработаны клубом - это одно дело

    24.11.2023

  • Бустег

    нда....20 миллионов в день платить Это о это было преступление.ради чего, тупое разбрасывание свалившихся на голову денег

    24.11.2023

  • По мечу

    не про вас

    24.11.2023

  • По мечу

    их есть у меня

    24.11.2023

  • Владимир Иванович

    Интересно, а 20 млн. за игровой день или за время пребывания в клубе? Допустим, что в месяце 30 дней- выходит более миллиарда руб. Кто платил...бред какой-то.

    24.11.2023

  • По мечу

    это томка после операции

    24.11.2023

  • По мечу

    томка иногда рулит махмудом

    24.11.2023

  • Millwall82

    не верю я в 20 лямов руб. в день (на тот момент это 650 к $), в неделю возможно.

    24.11.2023

  • По мечу

    вы уже всё знаете, гуру-медиум, Киркорова наверное любите..

    24.11.2023

  • Numizmat-neo

    Спасибо, было интересно...

    24.11.2023

  • Bache Gabrielsen

    Вообще неинтересны эти околофутбольные истории. Тем более, что у нас, по сути, не футбол. а разновидность шоу-бизнеса.

    24.11.2023

  • lvb

    Здаров. Да плевать на "вычленненых, самоотреченных и самозабывших"))) По мне вполне хорошее вью. Главное"без травм". Балашов довольно известен в РПЛ. видно ты на менеджмент особо не обращаешь внимания. Но самое важное.. не обнаружено практически никаких фейков. Все истории чем-то подтверждаются. Есть несколько-коих проверить нельзя)). Разве что бабло Этоо, но тут.. ничего не проверишь))

    24.11.2023

  • Bache Gabrielsen

    ... а пенсионеры дагестанские - по 10 тысяч рублей. В месяц. Что еще нужно знать о России вообще, и о Дагестане, в частности ?

    24.11.2023

  • Док

    Интересно, познавательно, очень характерно для наших футбола и страны. Что-то наверно не следовало выносить налюди, но тут уж дело вкуса. В конце концов без копания в бельишке всё будет совсем пресным)). Признамшись, об авторе до сегодняшнего дня как-то не слышал. Фамилия Литовченко удивила, оказывается это тот самый - лучший футболист Союза. Ну и цитаты великих недопустимо переиначивать, все же Ольга Юрьевна говорила не «впереди поуже, сзади пошире», а наоборот. P.S. По комментам)). Даже в таком вью вычленить только Спартак и использовать его в негативном контексте - это талант, это самоотречение и самозабвение:slight_smile::upside_down::wink:.

    24.11.2023

  • gsrvr

    Согласен полностью!

    24.11.2023

  • К2

    Двое... " Я тогда заочно познакомился с губернатором Дюминым. В Оренбурге нас выносят 3:0!.. Приезжаем в аэропорт — звонок: «Приемная губернатора. Могу вас соединить с Алексеем Геннадьевичем?» Монолог губернатора длился минут пять. Было прям жестко-жестко. Я клянусь, потом в словаре Ожегова искал некоторые слова, которыми был назван. Не нашел! Нет этих слов!... Выполоскал меня так, что..." -------- "...У Робика (Роберто Карлоса) дом в Испании, как-то к нему летал бывший администратор «Анжи» Марат Батыров по прозвищу Мартини. Мне переслали фото — сидят с бокалами у бассейна, где на дне плиткой выложено — Roberto Carlos. — Что за администратор такой? Карлос его в гости приглашает, Это'О покупает квартиру в Махачкале... — У Марата непростая судьба. В «Анжи» работал с незапамятных времен, когда там платили по пять тысяч рублей в месяц. А парень замечательный. Веселый, добрый, безотказный. В команде его обожали. И наши, и иностранцы." -------- Двое...

    24.11.2023

  • SERGEY111

    Хорошее интерьвью . Дайте парню еще поработать в Спартаке и в Зените - мы много чего интересного узнаем .

    24.11.2023

  • Грустно все это, честно говоря. Лишний раз убеждаешься, что в нашей стране во многих отраслях рулят люди глупые и надменные.

    24.11.2023

  • Dimario

    Ах, вот оно как было! А мы все думали, в футболе белые и пушистые, бабушкам и беременным место в метро уступают! :rofl:

    24.11.2023

  • инок

    Прочитал с интересом футбольные байки. Спасибо редакции за это интервью.

    24.11.2023

  • Алексей Иванов

    В то время доллар был рублей 30. Он что в месяц 20 млн долларов зарабатывал? 240 млн долларов в год да же Мессии не получает, короче выглядит как сказка

    24.11.2023

  • К2

    "Приезжает Смородская в Баковку, подходит к нему (Хапову), разминающему вратарей. Спрашивает: «Труднее всего поймать где? В «девятке»?» Заур кивает. В ответ: «Так и тренируйте «девятки»! А вы над чем работаете?!»" ------------------------------- :rofl::rofl::rofl::rofl::rofl::rofl::rofl::rofl::rofl::rofl::rofl::rofl:

    24.11.2023

  • 88005553535...КБ СЕКСТАНТ

    Коли уж Вы любите речевые штампы и с явным удовольствием поучаете их употреблению, дали бы себе труда узнать, что есть "гомофобия" на самом деле. Это банальный древнегреческий - ???? «подобный, одинаковый» ????? «страх, боязнь». К скепным ценностям имеет прямое отношение, ибо: "во дурачьё, не по-нашенски балакають!"

    24.11.2023

  • Millwall82

    круто, Илон Маск (первое фото) начинал в Анжи и Дагестане)

    24.11.2023

  • LemieuxMario3

    зато бегать лучше. сопротивление воздуха меньше)))

    24.11.2023

  • mikeV

    Если сравнить с суммами оспариваемых контрактов (миллионы и десятки миллионов евро) - то немного. Несколько новых кофеварок для Хиддинка :)

    24.11.2023

  • mikeV

    Действительно, интересно! Ничего принципиально нового про наш футбол (неадекватное бабло, бардак, гадюшник и т.п.) - но большое количество новых деталей многих известных событий и их участников.

    24.11.2023

  • Denver_72

    Классное интервью! Семин, Овчинников топчики, ещё больше уважения

    24.11.2023

  • Jean4

    Почему Илон Маск на заглавном фото? На фоне вывески Тульского Арсенала.

    24.11.2023

  • КирпичИнвест

    Спасибо авторам за этот материал:handshake: Хоть какое-то светлое пятно в сегодняшнем СЭ. Особенно, в это двухнедельное затишье.

    24.11.2023

  • Все, конечно, может быть, но не верю)

    24.11.2023

  • lvb

    Сынку, ты в футболе не волокешь. А уж в трансферах ты "минус единица". Ибо не знаешь что существует понятие"Давши слово-держи", среди порядочных людей. Хотя куда тебе,до порядочных, тебе не понять. Ибо ты обычный клован и местечковый дурачок. Написано для пользователей)

    24.11.2023

  • dimadd

    Отличное интервью, приятно читать.

    24.11.2023

  • Лёгкий ветер

    Лесового за 600 тысяч купили, за 2 млн. 600 тыс. продали, чистая прибыль 2 млн., а как же налоги?

    24.11.2023

  • lvb

    Вообще не думаю. Ибо проверить это невозможно, нет ничего более менее достоверного. Может и 240))..

    24.11.2023

  • А что думаете по поводу 240 млн. долларов-евро в год?

    24.11.2023

  • В это я могу еще могу поверить!

    24.11.2023

  • Русич Олег

    Про Володина шепотом. Он же чей? - Володин. Он, как булгаковский кот Бегемот, сидит тихо, примусы чинит.

    24.11.2023

  • Грег Хаус

    Штаб работал как французский коньяк - понимли друг друга с полстакана. Это не я, а Колобуля резвится.

    24.11.2023

  • Грег Хаус

    Дзюбу сколько не называй классным - он всё равно всё испортит.

    24.11.2023

  • svi_57

    Это'О неплохо приподнялся...

    24.11.2023

  • svi_57

    В Италии после 18 - все по домам??! Смешно...

    24.11.2023

  • ФК Зенит всея Руси

    «— Самый выгодный трансфер — Хлусевич, за которого «Спартак» заплатил три миллиона евро. Хотя могли и подороже продать. Один клуб пытался перебить спартаковское предложение.» = Смотрите, как диагностировать враньё. У человека концы не сходятся. Продавали Хлусевича - значит, вопрос денег был первоочередным. Продали Спартаку. Так это что, вы его продали дешевле, чем у вас было предложение от Зенита? Вы держите читателей за несмышлят? Если это только не публичное признание в том, что Балашов кинул родной Арсенал на деньги, подписав худший контракт -- значит,очевидно: Зенит не собирался конкурировать за Хлусевича, а Балашов здесь журналистам врёт. Уж не говоря о том, что если Зенит реально ставит себе задачей купить необходимого футболиста - то никак не спартаковская козявочка может нам препятстовать. Ни один имбецил не пойдёт в Спартак при реальном шансе попасть в клуб-чемпион. Итоги. 1. Балагов врушка, надувающий себе цену. 2. Спартак тупо перебил баблом предложение Зенита.

    24.11.2023

  • lvb

    В кое-то веки без раздражения по поводу фейков обошлось. Все случаи известные, нигде вранья не заметно. Неужели мое постоянное"Голышак, опять фейки от суперветеранов выпустил в публичное пространство, учи матчасть(с)".. наконец дошли до автора?))) Похоже Балашов-хороший мужик, может и работать гендиром и с людьми из себя ничего не корчит). А что если...?? В "Спартак" его. Вместо невнятного Малышева))) Первым буду?)

    24.11.2023

  • Angry_Beaver

    Как в грязном белье покапался. Два крайне неприятных человека. Интервьюируемый - находка. Всё выложит как на исповеди.

    24.11.2023

  • Abracadabr

    Сразу видно - проплаченный коммент.

    24.11.2023

  • Abracadabr

    ФУ! Все деньги на негра-пенсионера спустили. Чтобы тому послаще на пенсии жилось. А по факту где сейчас Анжи?: Правильно! В ...опе!

    24.11.2023

  • ПРАВДУ НЕ ЗА БАНИТЬ

    20 лямов в день! ОФИГЕТЬ! ЗА ЧТО???? Мир сходит с ума! Ученый работающий над созданием вакцины от ковида или рака меньше чем пол ляма в месяц, а тут кривоногий удот двадцать в день!!!! ПИПЕЦ у нас в мире всё перевернуто! Точно прилетят к нам инопланетяне и вломят таких люлей, мало не покажеться! :))) Пусть тогда начинают с футболёров! :)

    24.11.2023

  • Грег Хаус

    В инете накопал Для того чтобы обратиться в CAS, спортсмену или федерации нужно составить иск и оплатить пошлину в размере 1000 швейцарских франков (сумма невозвратная)

    24.11.2023

  • Грег Хаус

    Прочитал про Деспота. - 15 тысяч евро только за то, чтобы подать в CAS. Проще с игроком расплатиться. Это в футболе или везде? Удивлён суммой. Кто-нибудь дайте комментарий.

    24.11.2023

  • Грег Хаус

    Снимаю просьбу - в начале всё есть.

    24.11.2023

  • AlexKap

    Оч понравилось! Хотим ещё интересных интервью!

    24.11.2023

  • Грег Хаус

    Пожалуйста, кратко перескажите, о чём написано.

    24.11.2023

  • Грег Хаус

    Бритыми ногами - мяч тяжелее обрабатывать.

    24.11.2023

  • Valekka

    Отличное вью!!Получил огромное удовольствие.Причем второй раз за три дня : сначала Нобель порадовал Дзагой с Тошичем,теперь Голышак.Ведь могут,когда хотят.Прекрасно всё : без понтов,хайповых вопросов,намёков на вонь! Большущий Лайк!!!!

    24.11.2023

  • Avide

    Что делает Илон Маск на фоне банера тульского Арсенала?)

    24.11.2023

  • _Mike N_

    контракт был в 2011 году на 29 лямов евро, по курсу 40 руб/евро будет 2-3 ляма рублей в день, но не 20, но у старых пердунов, как этот авторитет, что дал интервью, ни мозгов, ни памяти !

    24.11.2023

  • barsja

    Коли уж вы любите речевые штампы и с явным удовольствием их употребляете, дали бы себе труда узнать, что есть "гомофобия" на самом деле. Это банальная латынь - homo phobia - боязнь людей. Ни малейшего отношения к скрепным, как вы говорите, ценностям она не имеет. Сказали бы лучше "педерастоненавистничество", и были бы в чем-то правы.

    24.11.2023

  • barsja

    Любопытное интервью. Лучший материал о футболе и околофутболе за последние годы. Вникая в хитросплетения футбольной кухни с сожалением понимаешь, что наш футбол долго еще будет прозябать где-то на задворках.

    24.11.2023

  • Philly7777

    Мда. Ох уж этот Анжи. Хотя, примерно то же самое, вот уже много лет, происходит в другом небезызвестном клубе - только не на юге, а на севере - в городе, где над вольной воют . .

    24.11.2023

  • 20 миллионов рублей в день это по тому курсу около 240 млн долларов в год! КЛАСС!!!

    24.11.2023

  • AlGer

    От А до Я.... Побольше такого материала!!! Спасибо!

    24.11.2023

  • Pele Peleevich

    :slight_smile:А вы-то, что знаете о моей жизни?

    24.11.2023

  • Шмель

    Было интересно почитать. Не со всем согласен, но интересно. Спасибо!

    24.11.2023

  • инок

    Прочитал половину опуса. Очень интересно. Завтра дочитаю, всем хорошего сна...

    24.11.2023

  • Pele Peleevich

    Хороший материал! Спасибо, ребята, получил удовольствие!

    24.11.2023

  • Pele Peleevich

    А вы, уважаемый и не читайте "старых" мастеров пера. Для вас есть Бессоновы, Егоровы и прочие... крреспонденты в СЭксе. Они, как раз, пишут коротко и ни о чем.

    24.11.2023

  • Славомудр Приморский

    Лучшее, что прочитал на сайте СЭкса в этом году. По содержательности вью превосходит всё, что наинтервьюировали Ребе и прочие Аллы, вместе взятые.

    24.11.2023

  • 88005553535...КБ СЕКСТАНТ

    В Италии в те годы такое не приветствовалось Европейские ценности... Ох уж эти современные скрепные ценности с показной гомофобией. Жаль старину Фрейда - такой Клондайк не застал:thinking:

    24.11.2023

  • Igor31966

    Красножан-Юрий Анатольевич,а не Викторович. Про Бышовца же-" В этом весь Бышовец"-супер! Балашов сам человек футбольный до мозга костей,и про людей из мира футбола,и посторонних,пытавшихся влезть в футбол читать было очень интересно! Спасибо!

    24.11.2023

  • masek13

    Всё таки прочитал. Хоть частично.

    24.11.2023

  • masek13

    Да 20 лямов в день. Чинушичьи где- то 13-14. У кого кто прокладка. Это Это,ошке доставалось немного.

    24.11.2023

  • Русич Олег

    Много инфы. Долго читать. Про Венецию, зеркало и деда противно, но забавно. Европейские ценности, твою мать. Про Дзюбу и наши страсти ничего интересного.

    24.11.2023