Александр Ширвиндт
Родился 19 июля 1934 года в Москве.
В 1956 году окончил Театральное училище имени Щукина.
Актер, режиссер, сценарист.
Народный артист России. С 2000 года — художественный руководитель Те-
атра Сатиры.
Снимался в фильмах: «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Двенад-
цать стульев», «Трое в лодке, не считая собаки», «Вокзал для двоих»,
«Самая обаятельная и привлекательная», «Миллион в брачной корзи-
не» и многих других.
— Ой, сколько вас, — взглянул со смятением Ширвиндт.
— Это фотограф, — кивнули мы в сторону коллеги Успенского. — Он пять минут пощелкает, и мы его выгоним.
— Десять, — шепотом произнес фотохудожник.
Глаза Александра Анатольевича потеплели.
— Валяй! — благословляя, махнул рукой.
Фотокор так и не ушел до конца разговора, зачарованный обстановкой в кабинете худрука Театра Сатиры. Где мило соседствуют граммофон, крошечный автомобиль «Победа» и портрет Ольги Аросевой.
Уже прощаясь, спросили про гримерку Андрея Миронова — может, сделали мемориальной?
— Мы бы вам показали, — искренне огорчились в приемной Ширвиндта. — Но она сейчас занята, спектакль скоро. Табличка есть, а вот устраивать музей из гримерки не в наших силах. Места не хватает.
До спектакля действительно оставалось всего ничего — оттого и выпроводил нас сам Ширвиндт, проговорив ровно час.
Единственный спектакль, в котором играет он сам.
Мы уходили молча. Надеясь про себя, что настроили беседами про футбол и любимое «Торпедо» артиста на добрый лад. А что о многом не успели... Так что ж. В другой раз.
Заглянули в книжный на Тверской. Открыли что-то увесистое о Москве. И здесь наш герой!
Нам еще повезло — с теми авторами Ширвиндт был исключительно лаконичен. Вот вопрос: «Место, в которое я все время собираюсь, но никак не доеду».
— Кладбище, — отвечает Александр Анатольевич.
Или следующий: «Мое отношение к Москве за те годы, что я здесь живу».
— Очень хорошее.
Мы, познакомившись ближе, даже представляем выражение лица Ширвиндта. Отвечающего на все это. Наши вопросы тоже не всегда были блистательными — и артист смотрел на нас иронично, поверх очков...
Покачав головами, пошли утешаться к стеллажу с литературой спортивной. А там утеха так утеха — книжка Алексея Мишина. Где одна из глав называлась «Альмаматор».

Мы вспомнили недавний юбилей Елены Чайковской в Доме актера, где встречались с Ширвиндтом. Собственно, там и договаривались об интервью.
— Вот вы произнесли — «Чайковская», — и у меня сразу тепло внутри, становится хорошо, — улыбнулся Александр Анатольевич. — Мы дружим серьезно, по-настоящему! Семьями!
— Семья там удивительная.
— Не то слово. У Лены каждая веха великая, да? Толя немножечко на втором плане. А я бы говорил не о Ленке, а о Толе! 50 процентов ее успеха — это Анатолий Михайлович. Редкий же случай, чтобы талантливый журналист, литератор и вообще личность бросил себя, так сказать, на алтарь любимой жены.
— Не проиграв. Прекрасная судьба.
— Конечно, не проиграв — это же не меркантильная история. А творческая. Но амбиции-то всегда существуют! Особенно в отношениях мужчина — женщина. Чтобы так отдаться женскому полу, должна быть архилюбовь! Толя совершенно уникальный книгочей. Энциклопедически образованный человек. Мне нужно что-то узнать — тут же набираю ему...
— Именно вы придумали название для школы Елены Анатольевны — «Конек Чайковской». Люди голову ломали — а вы за секунду.
— Все гениальное — спонтанно! У меня как-то выплюнулось.
— Теперь и книжка так называется, и документальный фильм.
— Да, да, да... А авторские не платят, суки!
— Поставим Анатолию Михайловичу на вид. Вот был у Чайковской юбилей. Что нужно дарить такой женщине?
— Я ничего не дарил. Моя жена, подруга Лены, вручила какое-то колечко.
— Вы тоже прошли не так давно через испытание юбилеем. Удивительные подарки были?
— Мамед Агаев, директор нашего театра, очень растрогал. На блошином рынке отыскал граммофон, мне притащил. Вон стоит. Я ведь обожаю старые пластинки! Но прослушивать их надо не на гениальной технике — на древнем-древнем граммофоне. Только на нем! Чтобы с шипом, треском.
— Самая крутая пластинка, которая побывала в ваших руках?
— Ну, спросили... Хотя была! Разбирал на даче закрома старых пластинок. Еще со времен бабушек и родителей. Нашел кожаный альбом. Думаю — это что ж за сокровище? Протер — золотом проступает надпись: «Доклад товарища Сталина на таком-то съезде...» Пластинок двадцать!
— С ума сойти.
— Сам доклад — 18 пластинок. Последние две — аплодисменты. Я не шучу. Не дай Бог — не дописать! Сколько шли, столько и намотали.
— Прослушали?
— Доклад-то? Конечно. Аплодисменты — мельком.
— Кстати! Самая невероятная овация в вашей жизни?
— Да всегда хорошо принимают. Но двух пластинок не было точно!
— К разговору о подарках. От Андрея Миронова в вашем доме что-то сохранилось?
— Вы знаете чудесную историю про батарею?
— Что-то вспоминается. Но нетвердо.
— Марк Захаров, Гриша Горин и Андрей шли ко мне на день рождения — а во дворе подхватили ржавую батарею. Доперли эту тяжесть до третьего этажа.
— Еще и речь наверняка заготовили.
— Горин увязал как-то батарею с теплом сердец. «Несите теперь обратно», — говорю. Понесли! Я наблюдаю. А потом что уж им в голову пришло — не знаю, но решили довести ситуацию до полного абсурда.
— Притащили обратно?
— Да. Тут уж я принял. Куда деваться. Может, и стоило ее сохранить. Для музея.
— Вот это выдумка.
— Захаров с Мироновым могли проводить меня на вокзал, посадить на поезд в Харьков. Затем помчаться во Внуково — и прибыть в Харьков раньше меня. Спрятаться где-то и «пугануть», как Марк выражался. Чтобы я подумал — допился, видения...
— А вот книжку мне на днях принесли, — Ширвиндт издалека показал нам. — Знаете, кто это?
— Александр Павлович, наш друг, — прищурились мы.
— Какой еще Александр Павлович? — поморщился от нашего невежества артист.
— Александр Павлович Нилин. Автор.
— Тьфу! Да не автор. На обложке кто?
— Валерий Воронин.
— А-а-а! — даже обрадовался Ширвиндт. — Вот! Мы дружили. Я же торпедовец.
— Это всей Москве известно.
— Воронин — фигура трагическая... Красавец, помесь Алена Делона непонятно с кем. Когда Валера на улице Горького заходил в ресторан ВТО, где после спектакля сидела актерская шпана, артисточки забывали обо всем! Затихало все — такой красоты это была морда! Только слышишь откуда-то: «Ой...»
— Хоронили Воронина на Даниловском. Вы были?
— Нет. Так я опять про книжку. Издательство хорошее, но смотрю тираж — 350 экземпляров! А почему? Не надеются, что кто-то будет покупать. Просто подарочные экземпляры. Для своих. Это забвение! Воронин теперь никому не нужен и не интересен. Начинаешь рассказывать про него сегодняшним торпедовским болельщикам — они кивают рассеянно. Я чувствую — нет огня! Для них Воронин — все равно что для меня англо-бурская война. «Вы слышали?» — «Да». А что слышали — не помнят... Совсем другая шпана!
— Какой-то матч Воронина до сих пор перед глазами?
— Против Пеле. Но это за сборную... Вот говорят — раньше футбол был другой. Действительно, другой!
— В чем?
— Скорости были поменьше. Распасовка не такая филигранная. Сейчас что-то цирковое! Особенно длинные передачи — для меня это вообще за гранью понимания. Но дриблинг исчез. Индивидуально футболисты были намного сильнее. Сегодня сам термин «проход» ушел. Тогда-то ходили от ворот до ворот!
— Чей проход жив в вашей памяти?
— Почему-то запомнился защитник Демин из ЦДКА. Маленький, толстенький — подхватил мяч в своей штрафной и рванул через все поле. Народ встал — это был аттракцион!
— Много лет назад мы звонили Георгию Менглету, великому актеру Театра Сатиры. Тот не отпускал полтора часа — рассказывал о футболе и любимом ЦСКА. Сегодня в вашей жизни есть человек, с которым можете говорить о проходе Владимира Демина — и быть понятым?
— Да. Вы.
— А еще?
— Пожалуй, не осталось... Георгий Палыч был удивительный! Шел у нас спектакль «Фигаро». У Менглета — роль судьи. В это же время трансляция футбольного матча. Менглет что-то говорит, сцена у него длинная. А сам озирается на кулису, щурится. Там помреж держит крохотный рижский телевизор. Чтобы, не дай бог, не пропустить гол.
— Невероятный был актер.
— А память какая! Как-то на гастролях в Ташкенте сходили на игру «Пахтакора», дальше пьянка. Менглет не пил. А мы все поддали, поспорили, потом разругались и помирились. В час ночи идем к Георгию Палычу, стучим в номер. Тот сонный открывает: «Что надо?» — «Пищевик» — «Буерак», 1926 год. В Казани«. Менглет зевает: «2:1 в пользу «Пищевика». Разворачивается, ложится и моментально засыпает. Можно не проверять — точно будет 2:1.
— Мы общались с Аркадием Аркановым. Тот начал вдруг вспоминать совсем забытого торпедовца Ленева: «Ах, какой футболист!» У вас был любимец — из малоизвестных?
— У меня ощущение, что в том «Торпедо» все были звезды! С Козьмичом общались плотно, Эдика Стрельцова тоже хорошо знал. Биография-то у меня очень длинная, понимаете? На «Торпедо» сейчас зовут как старейшину, таких осталось-то... Давайте считать.
— Давайте.
— Познер — торпедовец. Входит в этот круг. 90-летний Чапчук, бывший директор Новодевичьего и Ваганьковского. Еще Колька Сванидзе. Тоже за «Торпедо». Всё! Поэтому мы — такие хоругви.
— Как сформулировали.
— Я мучаюсь с этой командой сколько десятилетий... (постукивает трубкой по книжке.) Слава богу, хоть стадион скоро начнут строить.
— Нам передавали — на презентации вы рассказали анекдот про крематорий.
— Да? Сейчас лишь один вертится в голове: сотрудник крематория чихнул на рабочем месте и теперь не знает, где кто. Но как это относится к нынешнему «Торпедо» — уже не помню. Зато применимо ко всем, кто был «архи»!
— Евгений Евтушенко описывал нам самый памятный матч из собственной юности: 1955-й, СССР — ФРГ. К стадиону «Динамо» съезжались со всей Москвы ампутанты на тележках — их звали «танкисты»...
— А я еду домой мимо новой динамовской «капсулы» и вспоминаю, как первый раз в жизни оказался на футболе. Двоюродный брат, прошедший всю войну в артиллерии, привел меня на стадион в 1946 году.
— Господи.
— Мне было 11 лет. «Динамо» играло с «Торпедо».
— 74 года назад.
— Представляете? Стаж! Сейчас прихожу на стадион — с соседней трибуны полтора часа на морозе орут: «На ***! На ***!» Не закрывая рта. Вот кого надо в театр-то.
— Сами поражаемся — какое должно быть самообладание.
— Сколько же нужно ****? Но дело не в этом. Фанатов теперь рассаживают по разным трибунам, чтобы избежать мордобоя и отстрела. А прежде у стадиона «Динамо» был уличный клуб. Даже в те дни, когда не было матча, стояла толпа. Люди темпераментно обсуждали игру — но морды не били...
— Называлось место «брехаловка». Мы застали.
— Верно! Это потрясающе!
— С Евтушенко, вашим соседом по высотке на Котельнической набережной, о футболе говорили?
— Мало. Расскажу другую историю. В нашем доме до сих пор есть подземный гараж. В советские времена въехать туда было практически нереально, мы с Женькой долго стояли в очереди. Когда умер архитектор Чечулин, эту высотку и проектировавший, одно место в гараже освободилось. Внепланово. Мне шепнули, что комиссия выбирает между мной и Евтушенко. Я понимал, что шансов у меня никаких. Евтушенко — популярнейший поэт, глыба. Но тут он опубликовал стихотворение «Тараканы в высотном доме».
— Про Котельническую?
— Нет, писал про страну — аллегорически. Но тараканов в доме действительно было несметно, гаражная комиссия обиделась. В гараж въехал я.
— Когда последний раз были на футболе?
— На Восточной наши играли с «Шинником», победили — 2:0. Но это не прошлый год, 2018-й. Главным тренером еще был Колыванов.
— Если «Торпедо» выйдет в премьер-лигу, будете чаще на матчи выбираться?
— Ну, крест-то у меня пожизненный. Так что готов ходить на «Торпедо» вне зависимости от того, в какой лиге команда играет. К сожалению, не всегда время позволяет.
— С Романом Авдеевым, новым хозяином клуба, знакомы?
— Нет. Предыдущее поколение я знаю — а нынешних разбираю с трудом. Когда у «Торпедо» дела были совсем плохи, мы ходили по газетам, что-то клянчили, рассказывали... Наш ностальгический ретро-стадиончик буду помнить всегда. Эту потешную «правительственную ложу», похожую на скворечник. С красным бархатным закуточком. Анекдотическая по сегодняшним временам! Милота же?
— Еще бы.
— Как-то смотрим футбол с Толей Бышовцем, зашли в ложу по рюмке хлопнуть. Мороз страшный. Вдруг он произносит: «Давай выйдем, сейчас гол забьют». Только высунулись — точно, гол! Это же какое звериное надо иметь чутье. Бышовец потрясающий!
— Артистичный человек.
— Очень его люблю...
— Нынешние торпедовские перемены радуют?
— А я все понимаю. Поначалу восторг: «О, наконец! Отняли землю у Прохорова, построят стадион!» Потом всмотрелся — рядом с ареной огромный жилой массив. Ммм... Ну, не важно! Главное, что стадион все-таки будет.
— Евгений Леонов однажды наблюдал за игрой «Торпедо» со скамейки запасных. У вас такой опыт был?
— Разумеется. И с Козьмичом сидел на лавочке, и с Лобановским, когда тот еще в первой лиге «Днепр» тренировал. И за воротами Левы Яшина стоял рядом с Лешей Хомичем, легендарным голкипером и прекрасным фотокором. А иногда кто-то из комментаторов брал с собой в кабину. За 74 года, что хожу на футбол, смотрел матчи из всех возможных точек.
— Слышали мы историю: Одесса, гастролирует Театр Сатиры. Там же играет «Торпедо». Вечером вы с Андреем Мироновым приходите в номер Валентина Иванова — где пьете водочку и запиваете кефиром. Все понимаем — но почему кефиром-то? Что за изуверство?
— Во-первых, это очень полезно...
— А во-вторых?
— Значит, нечем было закусить! Вы Козьмича вспомнили. Была у нас история. Играли в Лондоне матч за звание чемпиона мира Карпов с Каспаровым. Меня от ЦК комсомола приютили в группе поддержки Каспарова.
— Какое везение.
— Это чистый случай — в то время попасть в Лондон! Какой год — посмотрите в Google. Тогда шаг влево, шаг вправо — расстрел. За границей советские граждане передвигались табуном, взявшись за руки. Только мы с Толей Местечкиным махнули на всех и ходили, как хотели. Живем один раз!
— Это что ж за артист такой?
— Не артист, а директор ЦУМа. Фанат шахмат! Был «куратором» в команде Карпова. В общем, вышли мы из-под надзора, отправились бродить по вечернему Лондону. Там же в те дни находилось «Торпедо». Мы гуляли-гуляли — и набрели на какой-то рынок. Два часа ночи. Глядим: откуда-то крадется Валька...
— Иванов?
— Да! В одиночестве! Он же начальник — всех запер в гостинице и пошел по Лондону. Я из-за угла протяжно: «Козьми-и-ич!» Он дернулся, будто вилкой ткнули, обернулся — глюки?! Продолжения нет. Выдохнул: «Уф-ф, ***». Отпустило. Померещилось. Тут я снова: «Козьми-и-ич...»
— Ну и дела.
— На третий раз я понял — Валька сейчас умрет от инфаркта. Пришлось вскрыться.
— Козьмич мог и матом обложить.
— Знали бы вы как! Я однажды оказался на торпедовской базе в Мячкове на разборе игры у Иванова. Это дельфиний язык. Ультразвук. Но все его прекрасно понимали, даже какой конкретный эпизод матча Козьмич имеет в виду. Хотя там не было ни единого приличного слова.
— Вы тоже в этом деле профессор. Насколько знаем.
— В матерщине-то? В театральном мире многие могут. Но теперь же запретили. Дума разобралась и постановила.
— Кто-то не послушал.
— Всего четыре слова под запретом. Правда, основополагающих. Вот, например, «херня» и «мудак» — это не мат. Так что можно выкрутиться, можно.
— Очутившись в команде Каспарова, с Карповым отношения не поддерживали?
— Почему? С Толей отлично ладили. Хотя приходилось выворачиваться. Если ты нейтральный — на хрена поехал? Вот и крутись!
— Надо было болеть за Каспарова?
— Должен был!
— Самый комичный случай с Каспаровым?
— Жили мы в английской квартире, один подъезд. Как-то спускаюсь вниз — а Гарик собирает вещи. Случайно положил ему руку на голову. А волосы у него... Представьте щетку, которой краску с машины сдирают...
— Железная?
— Вот-вот. Он и сам железный по характеру. Волосы такие же. Кто еще Каспарова за волосы брал? Только я!
— Говорят, в театральном мире на него сильно обиделись — после того, как бросил Марину Неелову с ребенком. Валентин Гафт восклицал.
— Я что, сейчас в это влезать буду? Хотите, чтобы у нас «Секрет на миллион» был?
— Ну и не будем. К хоккею вы равнодушны?
— Однажды играл в настольный.
— С кем?
— С Михал Михалычем Державиным. Причем в день концерта. Он, помню, потерял голос, хрипел. Как выступать? Отвлеклись от хоккея, полезли в аптечку. Нашли какие-то огромные таблетки, надпись на английском. Державин обрадовался: «Наверное, от горла».
— Угадал?
— Выпил одну — дыхание сперло, пошла пена. Я участливо спрашиваю: «Пробивает?» «Ага», — отвечает сквозь слезы и икоту. А пена лезет, все больше и больше. Я полотенцем смахиваю.
— Что оказалось?
— Сестра Державина потом перевела — пенообразующее противозачаточное. Надо принимать непосредственно перед актом.
— Земфира обмолвилась в интервью: «Если б к нам на Землю прилетели инопланетяне и попросили показать им образец спортсмена, я бы выбрала Серену Уильямс. Видела много ее матчей, которые было совершенно невозможно вытащить. А она вытаскивала. Характер фантастический». Кого бы назвали вы?
— Катю Гамову. Гениальная волейболистка. Когда выходила на площадку, я не мог оторваться от экрана. Безумно жаль, что так и не выиграла Олимпиаду.
— И в Сиднее, и в Афинах завоевала серебро.
— Ну что поделаешь... Все равно величайшая!
— Знакомы?
— Конечно. Она супруга ребенка моих друзей, Светы Дружининой и Толи Мукасея. В общении производит очень приятное впечатление. Умная, необыкновенно цельная дама. Еще давно дружу с баскетболистом Алексеем Саврасенко. Игрок был классный, сейчас в РФБ работает.
— Периодически камера выхватывает вас на матчах Евролиги с участием ЦСКА.
— Да, мне нравится баскетбол. Когда время есть, хожу с удовольствием.
— На прошлой неделе закончился чемпионат мира по биатлону. Смотрели?
— Ну а как же! Биатлонные трансляции стараюсь не пропускать. Порадовался за Логинова, который взял две медали, золотую и бронзовую. Правда, после победы была жуткая картина, когда он сидел на пресс-конференции и со всех сторон неслось: «Допинг, допинг, допинг». Плюс непонятная история с обыском в день эстафеты...
— Отношение к Логинову в мире биатлона после дисквалификации за эритропоэтин, мягко говоря, неоднозначное.
— Когда при мне начинают обсуждать тему допинга, сразу затихаю. Все понимают, что без серьезной фармакологии в современном спорте не обойтись. Так к чему самообман, какие-то игрища, инкриминирование? Да пусть жрут, что хотят! Лишь бы добежали и прыгнули.
— Интересная логика.
— Ну а что? Честнее сказать: «Хочешь жрать допинг — пожалуйста! Только на десять лет раньше помрешь». Возможно, кто-то ответит: «Нет, я такой препарат придумаю, от которого не помру». Что ж, тоже интрига. Главная проблема, на мой взгляд, в чем?
— В чем же?
— Вместо того чтобы искоренить допинг, все пытаются изобрести новый. Тратят бешеные деньги, стремятся друг друга опередить. Не по итогам соревнований, а по придумке всяких веществ.
— Бесконечные допинг-скандалы интереса к биатлону не подточили?
— Ну... Надеюсь, вы понимаете — то, о чем говорил выше, не стоит воспринимать буквально. Это грустная шутка. Вообще я не верю, что таблетка способна глобально улучшить результат. Разве что на какие-то микросекунды. Хотя все индивидуально. Как в театре. Вот были замечательные артисты, которые перед спектаклем неизменно выпивали 50 граммов коньяка. Не будем называть фамилии.
— Почему же не будем? Юрий Яковлев!
— Например. Но вы учтите — он не пьяный был. Принимал чуть-чуть, для куража. И его неповторимый тембр становился еще бархатистее. А есть артисты, для которых алкоголь до спектакля — табу. В их числе и я. Не потому что ханжа. Просто чувствую — мешает. Зато после спектакля — с удовольствием.
— Самая фантастическая биатлонная гонка, которую видели?
— Одну выделить трудно. Димка Губерниев часто орет в репортажах, мол, Ширвиндт сейчас, наверное, весь искончался... Кошмар! Он сделал из меня полного фаната. Я, конечно, полюбил биатлон. Но не до такой степени.
— Лет семь назад мы спросили Губерниева: «Ширвиндт «подсел» на биатлон благодаря вам?» В ответ услышали историю: «Как-то Елена Анатольевна Чайковская, моя хорошая знакомая, сказала: «У Шуры Ширвиндта супруга — большая фанатка биатлона. Сходи в театр, пообщайся». Зашел к Александру Анатольевичу в кабинет. Первое, что он произнес: «Да-а, у моей жены ужасный вкус. Она твоя страшная поклонница!»
— Так и было. Я и про знакомство с Димкой, и про то, что мое увлечение биатлоном началось именно с жены.
— Губерниев предлагал вам вместе комментировать биатлон?
— Нет. Да я бы и не согласился. У меня рядом с ним патриотизма не хватит. Знаете, что еще люблю помимо футбола, биатлона и баскетбола?
— Что?
— Снукер! Невероятно тонкая штука. Ночью смотрю часами под чудесный, милейший комментарий Владимира Синицына. Благостного эрудита с бархатным голосом, он бы мог в Большом театре петь.
— Серьезно?
— Абсолютно. Его репортажи — как спектакль. Говорит нараспев (пародирует Синицына): «Н-да-а, тут, конечно, от двух бортов — это все-е-е... Кэ-э-эннон (случайное или рассчитанное столкновение битка с шарами. — Прим. «СЭ»). Ну-у, утопия...» Пару секунд спустя: «Не-е-ет! Получилось...» Или: «А здесь вообще сумасшедший дом, никаких шансов...» Потом опять: «Не-е-ет!»
— Забавно.
— Порой думаю — зачем нужны комментаторы? Выключаешь звук и... Уже не то. Не хватает этой лабуды. Consuetudo est altera natura: «привычка — вторая натура». Я ведь застал времена, когда латынь учили в школе, представляете?!
— Мы потрясены.
— Так вот про тот же снукер я знаю все. Кажется, ну на хрена мне комментатор? Нет, нужно, чтобы он говорил, играл голосом, не угадывал... Иначе не цепляет.
— Вы-то в снукер играете?
— Близко не подхожу! Предпочитаю русский бильярд. Когда-то в Парке культуры слева от центрального входа был длинный-длинный ангар. Самая большая в Советском Союзе бильярдная. Столов немерено! Злачных мест тогда было мало. К примеру, тотализатор работал только на ипподроме. Да и его бы прикрыли, если бы не маршал Буденный, который это дело курировал. Бильярдную тоже хотели ликвидировать. Поскольку там играли на деньги — разумеется, неофициально.
— Мы в курсе.
— Публика собиралась разная — от шпаны и фарцовщиков до подпольных миллионеров. В общем, там была своя мафия, бильярдная. Я туда заглядывал с Гришей Гориным. Из непрофессионалов нашего круга он играл лучше всех.
— А вы?
— Неплохо, но до уровня Гриши не дотягивал. В этой бильярдной королем считался Ашот. Видите, даже имя помню, хотя прошло лет сто. Плотный, небольшого росточка, он со всеми играл одной рукой. Не потому, что не было второй...
— Это мы понимаем.
— Чтобы уравнять шансы! Ашот играл «пистолетом». Или по борту. Каждому давал несусветную фору — и все равно побеждал.
— Вы с ним тоже играли?
— Не рискнул.
— А Горин?
— Вот Гриша в этой компашке смотрелся достойно.
— И уходил с полными карманами денег?
— Не-е-ет!
— Вы Буденного вспомнили. Михаил Державин, его зять, рассказывал, как хотел подцепить Семена Михайловича. Уточнил, читал ли тот «Войну и мир». Буденный ответил: «Молодой человек, первый раз — еще при жизни автора».
— Было. Я познакомился с Буденным, когда он был уже совсем стареньким. Приезжали к нему на дачу в Баковку отмечать Новый год, дни рождения. Вокруг Семена Михайловича бегали внуки и правнуки, а он сидел благостный.
— С Георгиевскими крестами, полученными во время Первой мировой? Говорят, надевал по особому случаю.
— При мне — ни разу. Сейчас любят принижать все, что было раньше. Вот и Буденного рисуют монстром, размахивающим шашкой. А мне он запомнился как очень интеллигентный, милый человек. Прекрасно знал поэзию, на гармошке играл.

— Свою первую машину — «Победу» — вы приобрели вскладчину с родителями у легендарного мхатовского артиста Виктора Станицына. В древнем интервью уверяли, что за 22 года она прошла 850 тысяч километров.
— Я пошутил. Зимой «Победа» напоминала огромный ржавый сугроб и заводилась уникальным способом. Жил я тогда в Скатертном переулке, дом 5а. Напротив, в доме 4 — Комитет по физической культуре и спорту. У входа всегда стояли ребята, трепались. Чаще почему-то боксеры — Володя Енгибарян, Боря Лагутин, Олег Григорьев, Андрей Абрамов... Окликал их, и эти замечательные парни дружно впрягались в мой сугроб, специально припаркованный носом к Мерзляковскому переулку. Чтобы наклончик был. Благодаря чему с толкача удавалось завести. Дальше в районе Никитской из милицейского стакана ко мне бежал инспектор Селидренников. Размахивая палкой, орал: «Ширвинг, ты у меня доездишься — сымай номер!» Угроза была символическая.
— Это почему?
— Оторвать номерной знак от моего сугроба можно было исключительно автогеном. Откуда он у инспектора ГАИ?
— Судьба «Победы»?
— Совсем уж последних ее дней не знаю. А продал по иронии судьбы именно Селидренникову. Вон «Победа», смотрите.
— Где?
— Да на столе. Что, нету? Неужели ********? (Через несколько секунд поисков игрушечная «Победа» коричневого цвета обнаруживается под календарем.) А-а, вот она. У меня была точно такая же.
— Коричневая?
— С завода вышла серая. Но ее первоначальный цвет для многих оставался загадкой, потому что машина всегда была покрыта толстым слоем грязи. Кстати, в 90-е меня как бывшего владельца «Победы» пригласили поучаствовать в финале автопробега. На Воробьевых горах дали прокатиться.
— На «Победе»?
— Ну да. Было ей лет 50 — но все родное! Хозяин — шикарный мужик, умелец. Я сел и обалдел. Ничего не видно! Сзади — крохотное окошко. Руль не повернешь. Спросил: «Заблокирован?» Оказалось, нет. Просто руки забыли, как крутили руль без гидравлики. Подумал — как же я раньше-то пьяный, да с десятью артистами ночью на такой «Антилопе-Гну» по Москве колесил?! Между прочим, я не только на «Победе» гонял. Еще на лошади.
— Где?
— В Молдавии снимали фильм «Атаман Кодр» — так я километров 15 скакал до ближайшего села. Потом обратно.
— Зачем?
— Как это — зачем? За выпивкой! На съемках мы с лошадей не слезали. Я так уверовал в свои кавалеристские способности, что годы спустя во время фестиваля «Золотой Остап», где был президентом, подписался выехать на сцену на белом коне. Кое-как на него меня взгромоздили. Слезть оказалось сложнее.
— Снимали вручную?
— Ну разумеется. Я хватался за гриву, пытался сползти без ущерба. Вместо торжественного открытия вышел фарс.
— Вы говорили, что на обратном пути с рыбалки неоднократно засыпали за рулем. Последствия?
— Иногда я в жопу шлепал, иногда — меня. До серьезных аварий, слава богу, не доходило. Причем для водителей постоянно придумывают новые средства, не дающие уснуть, — пищалки, жужжалки, дрожалки... Это все ерунда. Даю совет — если в дороге начинаешь клевать носом, немедленно сворачивай на обочину. Чтобы прийти в себя, достаточно подремать десять минут. А вот ехать и продолжать бороться со сном чревато.
— Кто из ваших друзей уважал рыбалку?
— Горин. Великий Николай Крючков к старости соглашался на съемки только при условии, что рядом будет водоем и можно закинуть удочку. Леня Дербенев, поэт-песенник, затянул меня на подледную рыбалку. Мотыля засовывал в презерватив и держал за щекой, чтобы не замерз.
— Андрей Миронов ловил?
— Абсолютно равнодушен. На съемках фильма «Трое в лодке» прикрепили к нам водолазов. Чтобы мы не утопли в Темзе.
— Снимали же не на Темзе?
— Темзу играл Неман у города Советска. Бывшего Тильзита. Так мы уболтали водолазов тихонечко прицепить к удочке Миронова гигантского окуня. Магазинного, естественно. Видели бы вы восторг Андрея: «Это я поймал!»
— В вашей жизни было много потерь. Чью смерть переживали особенно тяжело?
— Ох... Снаряды рвутся все ближе. Не хватает уже ни сил, ни слез. Уходят целые поколения! Я-то смерти не боюсь. Страшно умирать постепенно. Из красивого старика превращаться в беспомощного. Собственный возраст, написанный на бумаге, хочется заклеить. В календаре Дома кино начиная с 80 поздравляют даже с некруглыми датами. Потому что надежды поздравить со следующей круглой мало.
— Вычитали, что вы ведете дневники. Давно?
— Нет-нет. Если что-то записываю, это не дневник.
— А что же?
— Антисклероз!
— Как-то вы рассказывали: «Ночью не спалось, решил пересмотреть «Крестного отца». Оторваться невозможно!» Последнее, что так пересматривали — и не могли оторваться?
— Сегодня многие тянутся к ретро. Потому что там другая система взаимоотношений со зрителями, с искусством. Говоря актерским языком — больше «сливочного масла». Правда, когда начинаю рассуждать об этом, сразу ловлю себя на старческом брюзжании. Но возьмем «Крестного отца». Вроде знаешь фильм наизусть — а все равно не оторваться. Вот что такое настоящее кино. Фуфло-то пересматривать не захочется.
— В кино вас зовут до сих пор. Предложение, над которым особенно смеялись?
— По-моему, режиссеры и продюсеры уже отчаялись затащить меня на съемочную площадку. Не из-за того, что я кокетничаю или торгуюсь. Просто материал однообразный. Боевики, олигархи... Мне это физически неинтересно.
— В вашем кабинете хоть раз вставали на колени?
— Бывало. В основном шутливо.
— Кто-то из артистов просил не выгонять?
— Да это я падаю перед ними на колени и прошу не увольняться. Ха! Шучу. Все, ребята, ******! Скоро начинается спектакль, мне нужно готовиться. Я и так вам уже на семь серий нарассказывал.
— Александр Анатольевич, позвольте еще два вопроса?
— Валяйте.
— Когда-то вы про себя говорили: «Я мягкий, добрый, вялый». С возрастом что-то добавилось?
— К 85 годам я стал еще более мягким, еще более добрым и... Совсем вялым.
— Другая ваша цитата: «Иногда мне 100 лет по ощущениям, иногда — 20». Последний случай, когда чувствовали себя на 20?
— Хм... Вот сегодня — примерно на 77. Бывает и на 120. А вчера вечером казалось, что мне уже лет 400.
— О, Господи. Что стряслось? Давление?
— Не знаю. Совершенно дохлый был. К утру отпустило. Ну а сейчас у меня спектакль — значит, через полтора часа буду вынужден быть молодым.
Валерий Афанасьев
УШЕЛ ШИРВИНДТ ШУРА... Печально страшный грустный день, От нас ушел сегодня Шура!... Всех, кто любил, накрыла тень, Ушла великая натура. Он был паяц не по рожденью, Он свет иронией разил, Он был далек от угождений, Но как страдал! Но как любил! Ума безмерная палата Растила мудрость в нем и смех, Шутя ушел он без возврата, Без веры в смех оставил всех. 15.03.2024.
18.03.2024
Бура Шалаганов
Трудно не согласиться.
04.07.2020
Serghei Dmitriev
=== Фейк: Настоящая его фамилия Швырниндт === В журнале "Русская речь" я подловил Менглета на неточном цитировании ВМ. Вместо увеличивающее стекло он написал увеличительное. Он прислал мне трогательное извинение и сообщил, что сам заметил ошибку и помчался в издательство, "но птичка улетела", - тираж уже отправили. === Когда работал мастером по окраске павтомобилей в АвтоЦентре ВАЗа, один клиент пригнал обшарпанную "Победу" и сказал, что покрасьте в какой-нибудь цвет по вашему усмотрению. Меня дёрнуло покрасить в цвет хаки. Когда "Победу" вывели из сушилки, все ахнули от недовольства. Меня особенно не корили и перекрасили в светлый цвет.
19.03.2020
Рита Иванова
редкого ума и самоиронии человек
16.03.2020
Myrd
Надо было спросить - не стыдно ли было ему ходить в свите и славить владельца Черкизона...
10.03.2020
suiss
Вы о ком? Все равно никто не поверит. Лейбниц - это глыба! Менделеев - это наше достояние! А ДТ - это просто трактор.
02.03.2020
MICHAIL FILIPOV
Александр Анатольевич - aктёр и ЧЕЛОВЕК старой закалки. Сцена - залог его долголетия и смысл его сушествования. Но кто-то из несистемных оппов ему постоянно и интенсивно дует в уши, очень уж формулировки похожи. Скорее всего - упомянутый им в интервью Сванидзе. Хотя он - либераст "в законе", его при государстве для запаха держат. А Ширвиндту -- до 120-ти, по старой доброй еврейской традиции.
01.03.2020
НикПетров
Рядом с Губерниевым никто не согласился бы. От него жн запах.
29.02.2020
Марина
Отличное интервью с интереснейшим человеком, актёром, собеседником. Любовь к нему не умрёт никогда. Долгих лет жизни славному Александру Ширвиндту!!!
29.02.2020
freud-2
Снаряды рвутся всё ближе и дату рождения хочется заклеить -это в точку.Умного всегда читать интересно, да ещё и с юмором.Потрясающий дядька.
29.02.2020
rizo
Ширвиндт органичен во всем. Последний из могикан.:whale:
29.02.2020
Отчасти.))) Я не беру модели ICV. Они бессовестно дорогие и к тому же материал - смола, а я люблю металл. Может, только "Волгу" двадцать первую куплю со временем. Но если у Ширвиндта ICV... Ну маэстро эстет, ага.))
28.02.2020
glass99
нашёл родственную душу?)
28.02.2020
DRAGA
Браво, Александр Анатольевич!!! Один толко заголовок точно в мишень.
28.02.2020
МБ
МНОЖЕСТВО - это ЯМА, а не ГЛЫБА.
28.02.2020
Изабелла Штуцер
Не человек - а глыба! Таких в России МНОЖЕСТВО!!!! во всех социальных слоях России. Мы гордимся ими и их честным трудом во славу России и нашего народа.
28.02.2020
Изабелла Штуцер
Один из многочисленного МНОЖЕСТВА, кто вызывает респект, ПОЧЁТ и уважение...
28.02.2020
Изабелла Штуцер
Если у человека есть патриотизм, его ХВАТИТ на ВСЁ!!! Патриотизм не зависит от личностей, а зависит от силы ума и разума. Что и как сказать и преподнести. У меня хватит патриотизма комментировать вместе с Дмитрием. Мы любим спорт и у нас есть, что сказать зрителям и как преподнести. Желаем Дмитрию и Александру больших творческих и патриотических успехов.
28.02.2020
Пятый битл
нет дружище, так не пойдёт. Кто то же должен тебе объяснить базовые истины. Вот ты пишешь - да пошёл (нам) на... . Как это понять, родной? Даже если предположить, что у тебя есть чувчтво юмора, всё ровно не сходится. Моё восприятие бунтует и угрожает покинуть корабль. Давай начнём с простого, а? Попробуй не врать для начала и не коверкать слова. Я понимаю, тебе кажется, что это остро и ты даже получаешь от этого удовольствие. Но надо переступить через свои, как ты говоришь "зачатки", и купить себе уже зеркало. Ты пиши давай, а я буду тебе подсказывать
28.02.2020
Спринт
Да пошел (нам) на.... . Ежели бы были (зачатки) то тогды бы, могёт, и понял куды. Тобой же, недалёкий, никто не интересуется. С этим и оставайся. Примитивен, зануден и не интересен ни кому. Адью, лтибёнок.
28.02.2020
Пятый битл
Ладно, давай серьёзно. Ты позволяешь себе часто и ни к месту унижать уважаемых людей от спорта, которые добились много больше тебя. Это само по себе плохо. К тому же косвенно указывает на твой возраст. Не знаю где ты там работаешь, учишся или ходишь в сад, но за речью надо следить. Особенно, когда говоришь о людях, которые в разы достойнее тебя. Вообще то это мама с папой тебе должны говорить. А про работу можешь не говорить. Я не особо и расчитывал)
28.02.2020
Пятый битл
где и на какой должности. Нам, это потому что не только меня интересует. Не с глаголом пишется раздельно, мальчик
28.02.2020
Спринт
Энто точно, у тобе и зачатки мозгов не появятся. Только недалёкие идиоты себя называют во множественном числе (нам). А в спорте неработали), а работаю с 1978 года по сегодняшний день.
28.02.2020
Пятый битл
зачатки не могут объявиться, милый вы мой. Лучше расскажите нам кем и где вы так долго работали на благо нашего спорта. А главное в какие годы
28.02.2020
Спринт
Мелкий лтибёнок, в отличие от тобе, мне есть что и как сказать. Следи у дальше (пристальней), могет зачатки мозгов объявятся. Хотя энто сомнительно.
28.02.2020
Пятый битл
Кстати, ты говорил что 500 лет в спорте. Назови пожалуйста организации в которых ты работал, должности и годы. А то сам Ватутин тебе не брат, который 9 финалов евролиги имеет.
28.02.2020
Пятый битл
Я бы на твоём месте не обольщался. Те кто тебя поняли, примерно одного с тобой уровня. А это скорее повод поплакать. Пристально слежу за твоим творчеством, ибо ты не оставляешь выбора, везде вставляя свои буквы (словами я бы это не назвал). Это провал, чувак. Спасайся, пока не поздно.
28.02.2020
Scallagrim
Я тоже. Смотрю с удовольствием. Правда, теперь вместо Синицина часто этот, как его?... Даже и не помню фамилии. 100% УГ.
28.02.2020
Спринт
У тобе мозгов нет - считай калека. Остальные поняли.
28.02.2020
Scallagrim
Отличное интервью. Мастерское.
28.02.2020
Пятый битл
при том же, при чём ты и Ширвиндт
28.02.2020
Спринт
Номерной лтиб, ты то, недалёкий, сдеся причем. Сбрысни.
28.02.2020
Владимир Пономарёв 2
Шутки затёртые до дыр, ходит по разным передачам и рассказывает одно и тоже, уже лет 10. Дядька хороший, душа компании, и здоровье на зависть. Но и у него скелетов в шкафу немало. Гуляки ещё те были с Мироновым. Миронов так вообще жизнь искалечил своим жёнам. А нафига тогда семью заводить, если ты по любовницам прыгаешь, из койки в койку? Это отвратительно и непорядочно прежде всего по отношению к своей жене. Про Воронина показательно, у каждого времени свои герои. Вот сейчас носятся с этим Овечкиным, а ведь его также забудут через 50 лет и покроют нафталином.
28.02.2020
Пятый битл
пожалуйста
28.02.2020
Iron Beast
Робяты, факты все-таки стоит проверять: Саврасенко давно не работает в РФБ.
28.02.2020
micha576
Вся соль в последней фразе - "Так полезно ведь!"
28.02.2020
хурма(сельдерей)
нескончаемый родник ума и юмора
28.02.2020
nikolasSM77
Суперское вью. посмеялся от души. жаль очень мало. Особенно повеселило про Козмича в Лондоне и пену от лекарства
28.02.2020
Eldoctors58
все разговоры по пяятницам следует начинать со слов: "У нас здесь не Секрет на миллион", а то многие грязь льют и путают
28.02.2020
Бетонанет
клёвый мужик,настоящий без напускной хрени,всегда что думает то и говорит...
28.02.2020
Станислав Сурин
....тот случай, когда "ПЛОХО, ПОТОМУ ЧТО МАЛО"!!!!!
28.02.2020
IQ-87%
Без обид- но тут было интервью ММешника- церьковь-патриотизм ну и так далее-я там тарзаном зачитывался -почувсвуете разницу
28.02.2020
cheral3
Один из последних великой эпохи....
28.02.2020
freud-2
Крупнейший театральный деятель и очень обаятельный человек..Такие интервью нужны, потому что в них связь поколений.Она реализуется именно через таких уникальных по своему масштабу долгожителей.Сколько же Ширвиндт повидал на своём веку, сколько интересного может рассказать нынешнему поколению.Молодец чрезвычайный.В полном уме и здравии.Юмор свидетельствует о незаурядном уме. Мало про Стрельцова и Воронина рассказал.Ведь очень немногие из нынешнего поколения их знают, ещё меньше видели их игру.Я помню только Стрельцова после отсидки и Численко, Яшина.Я их видел.Журналисты жаль, что о них подробно не распросили.Было бы ещё инереснее.
28.02.2020
sv-glazunov
Александр Анатольевич - Человечище ! Здоровья ему и еще раз здоровья ! Журналисты - молодцы, читал в захлеб.
28.02.2020
freud-2
Это же старый приём против быстрого опьянения.Кефир адсорбирует алкоголь и частичнно его нейтрализует.Опьянение относительно лёгкое даже после довольно большой дозы.Но кефир жидкий, поэтому не очень комильфо.Гораздо удобнее творожный сырок.Иногда требуется выпить и не захмелеть.Испытанное средство.
28.02.2020
svnest
Теперь таких не делают.
28.02.2020
Vovanpiter
Да Лучше сразу звук трансляции отключить, чем слушать голос этого путриота!
28.02.2020
Док
Так-то про футбол (спорт) конечно интересно. Мужик умен, мудр, остроумен. Как артист особыми свершениями не запомнился, но по любому, это наша жизнь, наша страна. Да и где, как не над такими вью, старперам попускать ностальгические сопли? Воронина, можно сказать, практически не помню - во-первых, позиция не бросающаяся в глаза для ребенка, а во-вторых, все же рано он закончил. Правда, уже в этом веке при пересмотре игр ЧМ-66 заметил, что великого класса и понимания игры был "Ален Делон". А вот Стрельцова получше - до сих пор перед глазами картинка, как 30 летний мужичок с животиком обгоняет на Уэмбли муров и прочих чемпионов мира. P.S. Насчет засыпания за рулем - категорически согласен. Особенно если с морозца, да в теплую машину и путь не короткий...
28.02.2020
Vitaliy Kholkin
"Просто материал однообразный. Боевики, олигархи... Мне это физически неинтересно." Вот это очень точно. Спрашивают, зачем все эти бесконечные ремейки? Где новые глубокие книги, фильмы, песни? А откуда им взяться в нынегнем построении страны? Что будет вдохновлять, что воспевать, чем гордиться?
28.02.2020
Александр Белоус
Я Воронина не забыл! Воронин, Стрельцов, Месхи, Кипиани, Черенков, Нетто... Боже мой, какие же были люди в нашем футболе!
28.02.2020
Юрий Орлов
Прекрасно! Статья - наглядное пособие для нынешних молодых журналистов и тн "звезд" спорта и эстрады " Как не страдать "херней" и не выглядеть "мудаками."
28.02.2020
Шикарно!
28.02.2020
batia5
можно бесконечно смотреть на огонь, воду и слушать Ширвиндта...Александру Анатольевичу здоровья и еще раз здоровья...журналистам спасибо за интервью..кстати , снукером заразился благодаря комментатору Синицыну лет 12 назад, случайно увидел и уже не мог оторваться...
28.02.2020
Slim Tallers
Ширвиндт - это глыба. Может рассказать столько всего,хоть на тысячу интервью.Не зря же его всегда приглашали тамадой на все мало-мальские значимые сабантуйчики. А журналист не нашёл ничего лучшего,чем спрашивать про его Победу,хотя в книгах Ширвиндта про это 100 раз написано.Александр Анатольевич по-прежнему остёр на язык. "Красавец, помесь Алена Делона непонятно с кем" просто блеск!
28.02.2020
echo2011
"Пьем водочку и закусываем кефиром...Почему кефиром-то?" Невольно вспомнился анекдот.Бей жидов и велосипедистов! А велосипедистов-то за что?
28.02.2020
Рэп
Спринт Да лан тебе, плывешь как оно по течению, главное с большинством. Губерниев реально не плохо передает эмоции в своих комментах. А если тебе не нравится, можешь выкл звук, и смотри в тишине, либо на евроспорте, кто тебе мешает.
28.02.2020
Спринт
Дуракам закон не писан. Вот такие тобе и ндравятся. Жаль тобе.
28.02.2020
Рэп
По мне, так побольше б таких губерниевых, гусевых, уткиных, орловых... Веселые ребята, а губерниев так ваще прорыв среди комментаторов.
28.02.2020
Спринт
Вы, Александр, всё исключительно точно рассказали. И про то "Торпедо" и про допинг (как профессонал в спорте преклоняюсь за очень правильное понимание сути проблемы) и про своих друзей просто и ёмко. Вот только с Губером не так - это напыщенный, хамоватый индюк, с которым спорт становится немым (потому, что его ахинею не слушают) . Здоровья Вам, долгих лет и почаще рассказывайте ваши истории, они чрезвычайно интересны и поучительны. Спасибо авторам за профессиональную работу..
28.02.2020
Kimi_
Потрясающий мужик.
28.02.2020
srgy11
Один из немногих, кто вызывает уважение...
28.02.2020
garrye95
Один из немногих кто не вызывает раздражения.
28.02.2020
Trezvy
Не человек - глыба! Теперь таких уже почти не осталось...
28.02.2020
Хидетоши Наката
Немного рваное интервью, то про одно то резко про другое. А так конечно здоровья старикану! P.s. про патриота губерниева надеюсь троллинг.
28.02.2020
ОЛЕГОГО
Отличное интервью с остроумнейшим человеком! Честное.
28.02.2020
Кадыркулов-легенда ЦСКА!
На одном дыхании. Читать воспоминания футболистов неинтересно, а тут другой уровень. Заголовок! Ребята-журналисты- это очень примитивный ход.
28.02.2020
Фигасе... "Корчневая игрушечная "Победа" - это, вероятно, модель от ICV. Если не такси, конечно. Ширвиндт крут, однако.
28.02.2020
Рифмоплёт Ermak-Rasputin
Типа того.
28.02.2020
mayorsgb
Отличное вью...Голышак и Кружков практически не опускаются ниже определенной планки. И Ширвиндт хорош.
28.02.2020
goreotuma
интересно прочитать было, но заголовок...
28.02.2020
sergey stepanov
По снукеру полностью согласен!
28.02.2020