Мы дожидаемся коллегу Арустамяна у открытого окна редакции — и видим, как проходит мимо. Не отрывая трубку от уха. Прошел туда, обратно, снова туда.
Отворяем окно — и голосим:
— Но-о-бель!
Оборачивается не только он. Возможно, по Партийному переулку курсировало разом десяток Нобелей.
Мы еще не знали, с кем он разговаривает. Знали бы — удивились, что вообще оторвался от такой беседы на какой-то там крик.
— Галицкий позвонил, — улыбнулся поднявшись. — С ним всегда очень интересно.
Мы, мечтающие об интервью с Галицким уже десяток лет, способны оценить, насколько это может быть увлекательно.
«У Галицкого с «Краснодаром», как пел отец, своя колея, с которой они не свернут!» Интервью Никиты Высоцкого
— График у вас жесткий: съемки то в Италии, то на Кипре, то в Южной Америке, плюс эфиры в «КШ» — «Коммент.Шоу». На что сегодня не хватает времени?
— На себя. На личную жизнь. На родителей и друзей. Впрочем, я не жалуюсь. Наоборот, мне повезло — занимаюсь любимым делом. Давно перестал разделять себя и работу. Могу в час ночи кому-то позвонить, написать, обсудить что-то... Получаю от этого удовольствие!
— Последний человек, которому звонили среди ночи?
— Не помню. Могу сказать, чьему погружению в вопросы футбола поражаюсь.
— Чьему же?
— Галицкого! Знаете, о чем мы только что говорили? Обсуждали первую лигу! Причем в мельчайших деталях. Начали с «Краснодара-2» — и понеслось. Он погружен в процесс невероятно, просто живет футболом и своей империей! От академии до главной команды!
— Денис Казанский нам рассказывал, что приход Галицкого в «КШ» — исключительно ваша заслуга.
— Спасибо Денису. Но я бы не называл это словом «заслуга».

— Три года Галицкий вообще интервью не давал.
— Я очень дорожу этим фактом — что Сергей Николаевич пришел к нам. Для меня каждое общение с ним — новый мир. Я понимаю, что он — гений. Какая-то необъяснимая работа мозга. Мы много говорили и о футболе, и о жизни. Я повторял: «Хотим сделать с вами большое интервью». Галицкий отвечал: «Нет». Думаю, личные причины. Но в какой-то момент произнес: «Я готов».
— Специально прилетел из Краснодара ради интервью?
— Кажется, тогда он был в Москве. Примерно месяц мы согласовывали дату. Размышляли, как корректно провести съемки. Особенный для нас человек, особенный разговор!
— У Галицкого онкология?
— Без комментариев.
— В той студии только вы уже были наслышаны о его недугах? Казанский говорил — до встречи понятия не имел.
— Я не знал, какие проблемы. Просто был в курсе, что они есть. Никогда не лезу в личную жизнь.
— Сейчас проблемы позади?
— Не знаю.
— Но чувствуете — Галицкий чуть ожил?
— Отвечу так. Я очень рад, что он погружен в свой клуб. «Краснодар» — абсолютно уникальный проект. Есть истории про Старостина и создание «Спартака», про Сантьяго Бернабеу и «Реал», Джанни Аньелли и «Ювентус». Все это уходит куда-то в начало прошлого века. Вдруг то же самое — на наших глазах! Галицкий оставил наследие на века! Думаю, через 50 лет стадион будет носить его имя.
— Парк уже.
— Неформально. А однажды назовут официально.
— Кто-то будет выходить с лицом Сергея Николаевича на плакате: «Он все видит».
— Я не исключаю. Галицкий станет легендой.
— В его прежних интервью на бизнес-темы полно колючих мыслей. Соображения, которыми удивлял вас?
— Когда обсуждаю с ним свои медиапроекты, вижу, насколько глубоко он в теме. Зачем ему это, для меня загадка. Или вот случай. Галицкий только строил академию. Узнал про тренажер, который появился в дортмундской «Боруссии». Мячи вылетают.
— Пушка?
— Что-то вроде. Так Галицкий лично разобрался, как все работает — и улучшил! Он уверен, что удар можно натренировать. Будешь бить по тысяче раз в год — придешь к совершенству. Взгляните на пример Сперцяна.
— Про Галицкого говорят как про человека, которого невозможно переспорить. Вам удавалось?
— 2018-й. Мы жарко дискутировали на тему прихода Криштиану Роналду в «Ювентус».
— Что услышали от Сергея Николаевича?
— Что Роналду — не для этой команды. Что «Ювентус» допустил огромную ошибку, предал свою философию. Затраты на такой трансфер могут убить клуб — чистая экономика!
— Вы думали иначе?
— Я как болельщик был воодушевлен переходом Роналду. В итоге Галицкий оказался прав. Хотя Аньелли, конечно, подкосила пандемия. Не было бы ее — не случилось бы у «Ювентуса» такой катастрофы.

— «Гость мечты» Казанского — писатель Пелевин. Ваш «гость мечты»?
— Месси.
— Реально?
— Почему нет? 2017-й. Альфа-Банк был спонсором чемпионата мира — и подбирал амбассадора. Предлагали разных футболистов. Я сказал: «Может, Месси?» — «Тяжело...» — «Давайте попробуем!»
— Что было дальше?
— Лео стал лицом банка на год чемпионата мира — мы сделали это вместе с Марко Трабукки.
— Невероятно.
— В феврале отправились в Барселону снимать рекламный ролик. Посмеивались с Марко: «А помнишь, как все над нами ржали? Говорили, что нереально?» Полгода прошло!
— Заходили через кого-то из агентов Месси?
— Это была долгая история. Вообще-то агенты Месси — его братья. Делами Лео занимается специальное агентство. Потому что рекламные контракты многомиллионные. Месси — не просто футболист. Рядом постоянно папа, два брата, еще куча людей... Главный вопрос — как добраться?
— В какой момент почувствовали, что горячо?
— Когда Марко прислал мне фотографию — он стоит на фоне агентства Месси. Я понял: может срастись!
— Как вам Лео вблизи?
— Скромный! Сам сидел за рулем, когда приехал на съемки. На какой-то маленькой машинке — вроде Audi A3. Естественно, до этого он лично не участвовал ни в каких переговорах. Только его представители. Вот теперь появляется — в такой кепке, что я даже не понял, кто это...
— Был любезен?
— Крайне! Со всеми общался, шутил, фотографировался. Несколько часов в Барселоне шла съемка. Наверное, интервью с Месси получилось бы не очень интересным. Он человек закрытый. Зато самая культовая фигура в современном футболе.
— В России есть «герой-мечта»?
— Нет. Но есть идеи, которые хочу реализовать. Сегодня такой момент, когда интереснее говорить о прошлом российского футбола, чем о настоящем. А будущее вообще непредсказуемое. Например, было бы любопытно снять про 20 лет Гинера в ЦСКА.

— Роскошная идея.
— С деталями, героями. Там много легенд. В программе «Инсайдеры» Гинер подтвердил одну историю, на которую мало кто обратил внимание. Футбольный клуб ему достался как подарок на день рождения!
— Ай да подробность.
— Гинеру исполнялось 40 лет. Его партнеры решили сделать вот такой презент и отдали в управление ЦСКА. А пакт с «Зенитом» — чтобы не перекупать друг у друга игроков? Это гениально! Сейчас-то уже не актуально, но тогда! Понятно же, что «Зенит» может приобрести кого угодно — а у ЦСКА подобных возможностей нет. Про Гинера миллион историй, очень интересный человек. А Федун? Тоже ярчайшая личность! Правда, не горит желанием со мной общаться.
— Почему?
— До Леонида Арнольдовича часто доносили информацию, что я едва ли не врагом его являюсь. Полная ерунда! Но вот образ сложился — будто я в оппозиции. Хотя когда-то критиковал Федуна вовсе не потому, что кто-то меня об этом просил.
«Позвонил Гинер: «Есть предложение от «Зенита». Если хочешь — можем отпустить». Истории от Игнашевича
— Где сейчас живет Леонид Арнольдович?
— Понятия не имею. Еще Миллера я бы хотел расспросить. Только не в стиле сайта «Зенита»: «Поздравляю сине-бело-голубых с триумфом, Петербург — футбольная столица».
— Вот это задача.
— Очевидно — Миллер обожает футбол. Откуда такая любовь к «Зениту» и ненависть к «Спартаку»? Это же прямо читается!
— Да?
— Знаю, у «Зенита» всегда две цели на сезон — завоевать золото и обыграть «Спартак». Думаю, это исходит от первого лица «Газпрома». Вот интересно: как принимаются решения в «Зените»? Что ждет клуб, когда сменится руководство «Газпрома»?
— Какие яркие вопросы.
— Еще, конечно, Керимов интересен. Но, как я понял, он вообще интервью не дает.

— На каком фильтре оборвалась попытка добраться до Керимова?
— На первом. Герман Ткаченко сказал сразу: «Сулейман с журналистами не общается».
— Так давайте зададим вопросы здесь. Наверняка прочитает.
— Главный вопрос — что же случилось летом 2013-го, когда Керимов ушел из «Анжи»? Все выдвигают версии — и у каждого своя! Три основных направления: проблемы в бизнесе, здоровье и разочарование в проекте. С Хиддинком-то команда так ничего и не выиграла.
— Особенно обидное поражение — в финале Кубка по пенальти.
— Да. Я помню хронологию: новые приобретения, Денисов, Кокорин... В августе проигрывают «Крыльям» — и меняют Хиддинка на Меленстена из «МЮ». Тогда, говорят, Керимов и разочаровался.
— Помните, как вы узнали, что он заходит в «Анжи»?
— 2011-й, я в Милане в гостях у Трабукки. Говорит: «Скоро Буссуфа переедет в Россию». Да, отвечаю, я слышал. Про «Терек» как раз много писали. Трабукки с усмешкой: «Не думаю...» — «А куда?» — «В «Анжи». Я поразился: «Какой еще «Анжи»?!» Марко посмотрел на меня внимательнее: «Скоро весь российский футбол взорвется».
— А дальше?
— Через две недели Буссуфа переходит в «Анжи». Потом приезжает Роберто Карлос. Два года эйфории. Это'О, Виллиан, Диарра...
— Что все рухнет, вы знали до официального объявления?
— События развивались стремительно. Было лишь одно совещание, представляете?! Керимов пригласил всех директоров клуба, сказал: «Проект закрывается, продавайте футболистов». Я много писал про «Анжи», кто куда уходит...
— Самая чумовая деталь в момент распродажи?
— Вы же помните, как оптом отправили пять человек в «Динамо»? Самба, Денисов, Кокорин, Жирков и Габулов. Мои источники донесли: «У Керимова и Ротенберга бизнес-интересы. Футболистов включили в часть какой-то другой сделки». Хотя с трудом верится до сих пор.
— В 90-е «Ростсельмаш» и «Ротор» футболистов меняли на комбайны.
— Возможно, здесь произошло то же самое. Еще смешно говорили про Кокорина. Вот он ушел в «Анжи» — получил бонус. Не сыграл ни секунды. Теперь переходит в «Динамо» — снова получает бонус? За одно окно два раза? Это рекорд!
— Вы имели недавно возможность спросить лично.
— Я спрашивал. Кокорин только смеется. Не отвечает.

— Попытки добраться до Абрамовича предпринимали?
— Кстати, еще одна давняя идея для YouTube-канала Nobel — Роман Аркадьевич!
— Когда-то было близко?
— Кажется, 2007-й. Кубок Первого канала в Израиле. Устраивал все Абрамович. Я еду в составе журналистов. Кое-как пробираюсь в ВИП-ложу. К Абрамовичу!
— Пообщались?
— Сфотографировался с ним. Пытался что-то сказать насчет интервью — но он проигнорировал, пошел дальше. Вот тут место для иллюстрации: какой же гений Леонид Трахтенберг.
— Мы в курсе.
— Машет издалека Абрамовичу: «Роман Аркадьевич, здравствуйте!» Тот, видимо, Трахтенберга знал — махнул в ответ. Леонид Федорович напряг горловые связки: «Кто выиграет турнир?» Абрамович пожал плечами. Не знаю, мол. Так на следующий день в газете выходит первая полоса с аршинным заголовком: «Роман Абрамович: «Я не знаю, кто выиграет Кубок Первого канала». Блеск!
«Абрамович сделал «Челси» сексуальным. Было тяжело наблюдать за его уходом из клуба». Откровенный Малуда
— А вы отчаялись?
— Да, с мыслью разговорить Абрамовича попрощался. Зато потом возникла новая цель — Марина Грановская!
— Это даже лучше. Яркая какая женщина.
— К тому моменту, когда Абрамович продал «Челси», я вышел на финишную прямую.
— Что для вас «финишная прямая»?
— Прямой контакт с Грановской. За что большое спасибо Леониду Слуцкому. Мы были вместе на каких-то матчах «Челси». Ходили в ложу к Абрамовичу. Я там побывал трижды — в этой легендарной десятой ложе!
— К Роману Аркадьевичу подходили?
— Не везло — его там ни разу не оказалось. Зато познакомился с Грановской. Успели чуть-чуть пообщаться. Начали обсуждать возможность большого интервью — думаю, со временем удалось бы воплотить.
— Может, сейчас договориться легче?
— Сейчас, как я понимаю, тема вообще закрыта. Но мне интересно — что будет дальше с Абрамовичем? Попрощался с футболом навсегда? Или купит команду в России? Я слышал, что были у него мысли насчет Турции, Бразилии, Аргентины. Его страсть к футболу не пропала.

— С вашими перемещениями по планете — момент самый тяжелой физической усталости за последнее время?
— На фоне того, что происходит в мире, мои проблемы мало кого должны волновать и это вряд ли можно назвать проблемами. Сейчас период дикого дискомфорта с точки зрения логистики. Раньше были прямые перелеты в любую точку, Москва крупнейший европейский хаб. А сегодня — через Ереван или Дубай. Вот надо было съездить в Краснодар, снимали там большой проект. Знаете, сколько добирался?
— Сколько?
— 10 часов! Два в Москве до аэропорта, четыре часа летел до Минвод, оттуда до Краснодара еще четыре на автомобиле. Затем обратно столько же. Теперь прекрасно понимаю, насколько сложно играть «Ростову» и «Краснодару».
— За последние месяцы — самый жуткий нервяк? Когда все шло не так?
— К сожалению, это бывает часто.
— Что первое приходит в голову?
— Снимали проект в Италии. Там много разных героев, один из них — Матерацци. Я с ним договорился. Пообещал, что уделит время. Прислал сообщение: «В 10 утра в отеле Melia». Это был день полуфинала Лиги чемпионов «Милан» — «Интер». Понятно, что творилось в городе. Полное сумасшествие! А там два отеля с похожим названием — Melia Me и Melia Milano.
— Не разобрались?
— Пишу Матерацци: «Melia Milano?» Отвечает: «Да». Потом присылает еще одно сообщение: «У тебя 15 минут на весь разговор, я спешу».
— Этого хватило бы?
— Вполне. У меня 5-6 вопросов. Наутро приезжаю в отель. Ребята выстраивают свет, я договариваюсь с директором отеля: «Дайте нам шанс снять, Матерацци — такая звезда...» Ждем. Вдруг вместо Марко от него эсэмэска: «Ты где?» Как где?! Отправляю ему фотографию.
— Не угадали?
— Сообщение: «Я в другом отеле!» В другой Melia!
— Ну и как быть?
— Оправившись от шока, пишу — бегу, лечу, мчусь. Быстро перебазировались, выставили камеры. Ждали часа четыре, когда Марко освободится после обеда и подойдет на 15 минут.
— Кажется, Артур Согомонян рассказывал, как Матерацци приехал на выставочный матч в Ереван. Сразил всех гонором. Особенно на фоне простецкого Гаттузо.
— Согомонян устраивал матч в честь 60-летия Хорена Оганесяна. Это 2015 год. Много было звезд советского футбола, которые играли с Хореном. Нужны были европейские звезды. Позвонил мне: «У тебя хорошие связи в Италии, давай попробуем привезти кого-то из топов». Мы сделали с Марко Трабукки.
— Кого привезли?
— Матерацци и Гаттузо. Но это совершенно разные истории.
— В чем?
— Матерацци — прямо звезда-звезда. Но никаких номеров люкс не требовал. Может, просто был уставший. Сейчас из Еревана есть рейсы в Милан и Рим, а тогда добирались через Москву или Доху.
— А Гаттузо?
— Даже фотография сохранилась — сидим после матча в лобби отеля, пьем армянский коньяк. Трабукки, Джеван Челоянц, Гаттузо и я.
— Оценил?
— Дженнаро так понравился коньяк, что попросил ящик отправить ему в Милан. Когда получил, был счастлив!
— Ну а Матерацци?
— Если Гаттузо до четырех утра пил и обсуждал футбол, то Матерацци пошел спать. Но в этом не было никакого неуважения.
— Что за коньяк оценил Гаттузо?
— Кажется, 20-летний «Арарат».
— Это самый-самый?
— Нет, на мой взгляд, лучший сейчас — 25-летний Charles Aznavour. Мне безумно нравится. Причем сам Азнавур за год до смерти принимал участите в создании этого аромата, все выбирал. Коньяку дали его имя. Когда умер — стали выпускать серийно.

— Армянский коньяк, который продается в России, можно пить?
— Можно. Но я не фанат коньяка, честно скажу. С удовольствием его пью только в Армении. Да и то в качестве дижестива — 50 граммов после ужина.
— Самый древний коньяк, который пробовали?
— 63-летний, французский. Это осень 2021-го, я был в Мариборе на матче Словения — Россия. Обратно летел с Челоянцем и его друзьями на джете. Наши выиграли, у всех эйфория. Казалось, еще шаг — и попадем на чемпионат мира в Катар. На радостях Джеван Крикорович предложил открыть уникальную бутылку, которую ему подарили на день рождения. Коньяк был на год старше самого Челоянца!
— Ну и как на вкус?
— Офигенный! А в Ереване однажды угостили 50-летним армянским. Тоже изумительный. Но больше поразил цвет — даже не темно-коричневый, а прямо черный. Сейчас в Армении набирают популярность винные фестивали. Проходят часто — в мае очень популярный. Открываются новые винодельни и таверны. Приезжайте, я вас приглашаю!
— Спасибо. Расскажите, с кем еще из футбольных звезд могли по рюмке хлопнуть?
— О, с этим проблем не было никогда — полно историй! Например, за два дня до старта ЧМ-2018 отвели в русский ресторан Гаттузо, Трезеге и Дзанетти. Все пили водку!
— Не стаканами, надо думать.
— Поначалу вообще не понимали, что нужно делать. Как правильно пить водку?
— Залпом.
— Вот! А они пытались маленькими глотками. Был небольшой дисконнект. Но мы им объяснили.
— Это ведь Трезеге в 2018-м познакомил вас с Марадоной?
— Да, как раз во время чемпионата мира. Марадона на групповом этапе так активно болел за сборную Аргентины, что сначала чуть не выпал из ложи ВИП, а потом прихватило сердце, вызывали скорую. После третьего матча Диего уже не выходил за пределы гостиницы. Туда Трезеге и провел меня с Тимуром Гурцкаей.
— Сколько продлилась аудиенция?
— Полчаса. Может, чуть больше. Марадона в мятой футболочке сидел в окружении шести соотечественников. Был спокоен и умиротворен. Ел пасту, запивал ее пивом. Я не собираю автографы, но тут-то момент особенный, хотелось запечатлеть. Диего взял салфетку и написал: «Нобелю от Марадоны».
— Салфетка сохранилась?
— Конечно! Лежит дома в специальной коробке. Там же билеты с самых памятных матчей, на которых я побывал. Чемпионаты мира, Европы, финалы Лиги чемпионов.
— О чем вы не спросили Марадону — и сейчас жалеете?
— Я же не на интервью пришел. Мы обсуждали трансферную политику «Наполи». Например, покупку вратаря Мерета.
— Ну и тема.
— Так Марадоне это действительно было интересно! Ворчал: «Что творит «Наполи»?! Зачем вместо Рейны берут Мерета, а не Перина?» Я ответил, что Мерет как минимум не хуже. И ростом повыше, и моложе. Марадона на меня покосился: «Эрмано («брат» на испанском. - Прим. «СЭ»), ты не прав». Ну а что я должен был спросить? Про «руку Бога»? Или допинговый скандал 1994-го? Да об этом уже столько написано...

— Вы снимаете документальные фильмы для своего YouTube-канала. Сколько это стоит? И как отбивается?
— По-разному. Логистика стала очень дорогой. Первые три выпуска я сам бегал с камерой. Потом понял — не мой формат. Теперь у меня классный оператор Саша Демочкин. Ну а что касается денег, то, конечно, не все выпуски окупаются.
— Печально.
— Если говорить о футбольных проектах — рекламный рынок маленький. Без букмекеров было бы сложно.
— В серьезный минус попадали?
— Вот записали интервью с Черчесовым. Сняли, смонтировали — и не смогли с героем итоговую версию согласовать. Выпуск ушел в корзину.
— Потеряли на этом 150 тысяч рублей?
— Приблизительно. Могло быть и больше — хорошо, что съемки проходили в Москве.
— Когда в следующий раз пойдете на интервью к Станиславу Саламовичу, какие мелочи обязательно учтете? Что сделаете иначе?
— Мало шансов, что у нас еще будет с ним интервью.
— Нет желания?
— Я-то готов! Мне интересно! Но сам Черчесов сурово смотрит на YouTube как на площадку. Мы планировали пригласить его в «КШ». Но он выбрал позицию — «Я YouTube интервью не даю». Хотя это все равно что сказать: «Я не разговариваю с телевидением». Или «с газетами».
Я объяснял, что YouTube — не конкретный автор, а площадка. Все эволюционирует! Сначала было радио, потом пришло телевидение. Сегодня YouTube и соцсети — важнейшее средство получения информации. Но Черчесов уперся!
— Интервью с ним — единственное, которые было записано, но не вышло? Или случалось еще что-то?
— Да случалось, конечно. Например, снимали детского тренера. Вдруг понимаем — сюжет не клеится. Банально — что-то не то! Все отменяем. Потому что слишком непонятная история. Не зацепит аудиторию.
— С Черчесовым все уперлось в два небольших кусочка?
— Да. Первый — про YouTube и соцсети. Второй — про участие в ролике в поддержку поправок в Конституцию.
— Без этих эпизодов интервью настолько проигрывало — что не стоило выпускать?
— Мне показалось — разговор получался слишком рафинированный. Было важно с разных сторон посмотреть на Саламовича. Я вообще понять не могу: в чем проблема-то? Ну не смотрит он YouTube. Не беда! Таких людей тысячи. Та же история с роликом в поддержку поправок. Ну, снимался. Это медицинский факт. О котором все знают. Как можно скрыть?
— Ставим себя на ваше место. Куча затрат, задействовано много людей, вы арендовали музей космоса. Столько времени ушло. Вдруг все упирается в пару эфирных минут. Неужели нельзя было пожертвовать?
— Решения мы принимаем внутри команды. Тогда обсудили и поняли — не выпускаем. Имеем право.
— Что еще герои просили вырезать?
— Я могу сказать, кто — но не скажу, что. Потому что была договоренность.
— Хорошо.
— Оздоев попросил вырезать кое-что про одного молодого футболиста. Обидно — тема крутая. Могла задеть некоторые умы. Направить карьеру в правильное русло. Но Магомед настоял: «Я сам все скажу этому человеку лично». Что ж, пусть будет так.
— Люди любят цифры. Во сколько обошелся фильм про Оздоева?
— С учетом перелета в Турцию и монтажа — около полумиллиона рублей.
— Это ваши личные полмиллиона?
— Да. Но там были две рекламные интеграции, все в порядке.
— А съемки Кокорина и Кержакова на Кипре?
— Дороже. Из-за того, что на Кипр прямых рейсов нет.
— Две интеграции способны отбить такие затраты?
— Давайте не будем вдаваться в подробности... Разные бывают интеграции! На некоторые выпуски уходит и 600 тысяч, и 700, и даже больше с учетом всех факторов. Основные затраты — логистика.
— Червиченко, покидая «Спартак», произнес: «Больше своих денег в футбол вкладывать не собираюсь, но наемным менеджером поработаю с удовольствием». У вас нет желания перестать тратить собственные деньги — и уйти под какого-то букмекера?
— Во-первых, свои медиапроекты в России я делаю совместно c компанией Winline, которой благодарен. Во-вторых, мне нравится, когда за все отвечаю сам. Я прошел несколько этапов в жизни — радио, потом был комментатором, телеведущим, инсайдером. А сейчас новый этап — работаю больше как продюсер.

— Скучаете по футбольным репортажам?
— Есть немного. Чувствую — чего-то не хватает. Я счастлив, что это в моей жизни было: ЧМ-2018, где комментировал два матча сборной России, работа на финале Лиги Европы, полуфинале Лиги чемпионов... Столько крутых матчей! Но я не зарекаюсь. Может, еще прокомментирую что-то.
— Уже звали?
— Да, в самые разные проекты. Но у меня пока пауза.
— Почему?
— Главная проблема моей жизни — нехватка времени. Не могу сказать, что мне «нечем себя занять». А профессия комментатора очень сложная. Я был в ней не самым сильным персонажем. Хотя средний уровень держал.
— Не первый раз говорите в интервью, что были не самым сильным комментатором. Объективно — почему?
— Потому что есть ребята, у которых намного богаче русский язык. Резкость реакции выше.
— Это кто же?
— Ну вот как я могу сравнивать себя с Васей Уткиным? Когда-то он формировал эту профессию! Время от времени переслушиваю лучший его репортаж...
— Какой?
— Все говорят, что лучший — это 2004 год, вместе с Юрой Розановым работали на матче «МЮ» — «Реал». Где случится хет-трик Роналдо. Но для меня номер один — матч «Ювентус» — «Реал» 2003-го.
— Надо пересмотреть. Высокий класс?
— Высочайший! Феноменальный уровень реакции и отличнейший русский язык. Вася великолепен.
— Гений?
— Абсолютный гений! Это вне моего представления — как можно так быстро соображать? Формулировать, придумывать? «Тот» Вася был вообще король... А кто-то берет эмоциями. Вот я всегда создавал эмоциональный фон для матча.
— Кто сегодня для вас — номер один в профессии?
— Мне нравится Костя Генич. Он настолько погружен в футбол!
— Это чувствуется.
— Все совпадает с глубиной понимания футбола. Как у бывшего игрока. При этом объясняет с холодной головой.
— Номер два в вашем рейтинге?
— Нравится, как работает в последнее время Стас Минин. Чувствуется — тоже погружен в процесс. Очень высокие стандарты. Здорово комментируют Денис Казанский, Рома Нагучев, Дима Шнякин, Рома Гутцайт, Игорь Кытманов, с которым мы вместе были на радио.
— Чей стремительный прогресс вас удивил?
— Как раз Минина. Его мало знала широкая аудитория, Стас комментировал не самые хитовые матчи чемпионата Испании. Что-то вроде «Хетафе» — «Лас-Пальмас». Вдруг бац-бац — и прорыв! Суперпонимание!

— Расскажите про Розанова трогательную историю, которую мало кто знает.
— Вот странно — мой уход из комментаторов совпал с уходом из жизни Юрия Альбертовича. Может, тоже знак свыше. Это ведь Розанов сделал так, что я оказался на «НТВ-Плюс»!
— Разве не Уткин?
— Вася мне звонил и приглашал. Но! Розанов знал меня по работе на радио. Увидел какую-то перспективу и рекомендовал Васе. Каждый час рядом с Розановым дарил феноменальные эмоции. А знания какие — что про комментаторство, что про жизнь!
— Его фраза, которая до сих пор в ушах?
— Как-то сказал мне в курилке: «Смотри! Жизнь обязательно дает каждому шанс. Будь к нему готов. Не надо в этот момент валяться пьяным под столом...» Я запомнил — нельзя упускать возможность! Вцепись — и реализовывай!
— Момент самого большого удивления от Розанова?
— После каждого матча я был в шоке — Розанов смотрел весь футбол! Все, что показывалось!
— Зачем?
— Вот я тоже думал: зачем? Как это вообще?! Я отработал матч «Верона» — «Сассуоло», который нормальный человек смотреть не станет. Кроме скаутов и глубоко погруженных болельщиков. Еще в перерыве включаю телефон и вижу обычный «пихач» от Юрия Альбертовича: «Ты неправильно сказал...»
— До последнего дня оставались на «вы»?
— Да. За 15 лет так и не смог себя перебороть. Я говорил «Юра» — без отчества. Немного смущало, когда мои ровесники ему «тыкали». Хотя сам он просил: «Давай на «ты». А я не мог! Это был для меня такой авторитет!
— У медленно угасающих людей часто возникает желание звонить с прощальными словами. У Розанова такое было?
— Нет. Мы с ребятами приезжали к нему и домой, и в больницу. Еще верили, что он победит. От лечения было то улучшение, то ухудшение...
— Когда едешь к тяжелобольному человеку — страшно его увидеть, столкнуться глазами.
— Мы ехали с другим настроением. Ожидание разговора с Розановым — уже счастье. Конечно, он менялся внешне. Но все остальное оставалось тем же — и реакция, и шутки. Он до последнего смотрел футбол, изучал составы. Меня поражало, насколько Юра любил свою супругу Жанну. У них была какая-то неземная любовь. Для меня это пример, как должны выглядеть отношения мужа и жены. Просто идеал. Такая поддержка, такая связь...
— Всякий, кто с Розановым общался, говорил — жуткий ворчун. Вечно недоволен.
— Ну... Да!
— Вы объектом его гнева становились?
— Да сколько раз! Как комментатора фигачил меня постоянно. Объяснял: «Тебе не хватает концентрации. Ты должен в день матча убрать все свои телефоны. Думай исключительно об игре. Отгони остальные мысли — и будет грандиозный успех!»
— Прав был?
— На сто процентов! Но я так не мог. Это была главная его претензия ко мне: «Распыляешься, теряешь концентрацию!» Еще ворчал: «Все ездишь и ездишь по своим футболам, никак не наездишься...»
— Тоже прав?
— Тут особая история — когда в Австрии и Швейцарии проходил чемпионат Европы, мне было 20 лет. Я работал на радио «Спорт». Организация крайне небогатая.
— Это ясно.
— На Евро никого не отправляли. А мне очень хотелось поехать! Такая сборная, Хиддинк, ощущение огромного праздника... Я просил командировку — мне ответили: «Забудь об этом».
— А на свои?
— Своих еще не было. Вот Розанов мне и припоминал: «В 2008-м не съездил — сейчас отыгрываешься». Хотя мне просто было интересно.

— Был какой-то матч или турнир, куда вы никак не могли попасть — но все же пробрались?
— Каждый финал Лиги чемпионов — вот такая история с вариациями. Помню 2010 год, Мадрид, «Интер» против «Баварии». Ни билетов на игру, ни отелей в Мадриде нет. Я придумал такой план...
— Многообещающе.
— Тогда еще была возможность проникнуть на финал Лиги благодаря яркому плану. Беру небольшой отпуск, лечу с подругой в Барселону. В пригороде можно было устроиться за 500 евро. Ага, думаю, я уже в Испании.
— Как до Мадрида добирались?
— На самолет из Барселоны цены бешеные. Поездов нет. На автобусной станции покупаю билет на рейс. Выезжаю в 23.30 накануне финала, прибываю в 6 утра.
— Испытание.
— Никакого отеля в Мадриде у меня, естественно, нет. Плохонький номер в этот день стоит от тысячи евро. Иду до «Сантьяго Бернабеу» — вижу, как подъезжают первые фанаты «Интера» на автомобилях. Паркуются рядом со стадионом, чтобы машина была неподалеку. Размышляю: как же билет-то достать?
— Какие мысли?
— Как наивный дурачок иду в аккредитационный центр, тыкаю своей корочкой радио «Спорт»: «Я корреспондент из России, может, что-то найдется...»
— Смешно.
— На меня смотрят искоса: ты что, сумасшедший? Куда пришел?! Ладно, бреду к арене, делаю печальное включение на радио «Спорт». В эфире был Игорь Рабинер.
«Леша еще может стать звездой серии А. Привожу ему в пример Мхитаряна». Нобель — о перспективах Миранчука и Кокорина в Италии
— Игорь Яковлевич — это всегда праздник.
— Он-то и произнес: «Нобель, удачного тебе футбола, хорошего вечера...» Я подхватил: «Да, здесь такой ажиотаж! Тысячи болельщиков, билет не достать!» Теперь уже Рабинер принял печальный тон: «Да, я понимаю. Как жаль, что один билет пропадает...» Я охренел, если честно.
— Как и мы сейчас.
— Тут же выхожу из эфира, дозваниваюсь в студию: «Чей билет пропадает?!» Через 20 минут мне набирает Герман Ткаченко, с которым тогда был едва знаком. Рассказывает — кто-то не прилетел. Билет в кармане у вице-президента федерации футбола Македонии. Готов передать кому скажут.
Я мчусь в пятизвездный отель, где вся элита мирового футбола! Захожу — мимо проходит Платини, за ним Бонек, вдалеке вижу Мутко. Здесь же Семин. Суркисы. Все светятся. Думаю: куда я попал?! Молодой, наивный!
— Македонец нашелся?
— Да, отыскал его, получил билет. Потом рассмотрел — он на «фанатку» «Интера»! Наискосок от ворот!
— И что?
— Я же болельщик «Ювентуса»!
— Как все переплелось-то.
— В 2006-м «Интер» с «Ювентусом» окончательно стали врагами. А тут я вижу своими глазами триумф «Интера» и Моуринью.
— Гадкие ощущения?
— Ну-у... Досадно было! После матча выхожу со стадиона и отправляюсь обратно в Барселону. В Мадриде ночевать негде.
— Девушка дождалась — как из армии?
— Мы с самого начала договорились: я уезжаю — она ждет, загорает. Два билета мы точно не достали бы. Даже при всем могуществе Ткаченко и Рабинера.

— Про Розанова мы поговорили. Давайте про другого вашего товарища — Уткина.
— Давайте.
— Василий — хороший человек?
— Вася — он такой... Ранимый! Я много с ним общался в самые непростые моменты — вроде ухода с «Матч ТВ». Знаю, насколько это больная для него тема. Вот еще штрих — Вася очень сильно ценит дружбу! На него всегда можно рассчитывать!
— Прекрасная черта.
— Он никогда тебя не подведет. Может ворчать, пихать как начальник, — но это другое. Не раз я слышал от него вещи, которые не хотел бы слышать в свой адрес. А Вася их произносил. Но прежде в футбольной команде комментаторов «НТВ-Плюс», а сейчас в «Эгриси» все знают — Вася с тобой. Поможет, поддержит, будет рядом. Ничего не произойдет за спиной! Он не предатель!
— Самый большой разнос, который вы получили от Уткина?
— В 2013-м отработал первый свой выездной матч еврокубков: «Виктория» Пльзень — ЦСКА. К тому моменту три года комментировал РПЛ и Италию. А здесь — Лига чемпионов!
— Большое доверие.
— После финального свистка включаю телефон. Ровно через 20 секунд звонок от Уткина. Ага, думаю, хочет поздравить. Сейчас скажет — ты, чувак, молодец, хорошее начало... Я ошибся!
— Услышали горькие слова?
— Вася такое устроил! Помню кое-что дословно: «Это моя большая ошибка, что тебя туда отправил. Что ты нес?!» Честно вам говорю — хотел провалиться сквозь землю. Пожалел, что вообще пришел в профессию.
Потом, чуть оправившись, стал обзванивать знакомых: «Может, я какую-то хрень сказал? Наговорил не то?» — «Да нет, все нормально. Видно было, что волновался, но это ерунда...»
— Люди с телевидения что говорили?
— Я набрал Геничу, Журавелю. Услышал: «Да успокойся, это же Вася — его тактика! Специально тебя провоцирует, чтобы не расслаблялся, был мотивирован...»
— Удивились реакции Уткина на звонок во время вашего интервью с Владимиром Федотовым?
— Не особо. Правда, думал, что Вася захочет встретиться. Быстро завершит разговор словами: «Сейчас я занят, скоро увидимся и потолкуем». Но... Ха-ха! Возможно, был не в настроении. Такое тоже случается.
— С Уткиным позже обсудили?
— Я сказал: «Вась, ты же понимаешь, все это я сделал не для того, чтобы тебя спровоцировать? Цель была одна — вас помирить!»
— Выяснилось — только отдалили.
— Именно так.
— Что ответил Уткин?
— «Я понимаю. Но моя позиция к Федотову не изменилась».
— Сам Владимир Валентинович был ошеломлен происходящим?
— Да. Это видно в кадре.
— Вы понимаете позицию Уткина — почему он настроен столь непримиримо?
— Не знаю. Российский футбольный мир полнится слухами. Порой совершенно ерундовыми. Хотя случаются и правдивые. Так вот Васе, как мне кажется, вложили в уши, что Федотов — злодей от футбола. А сам Вася не до конца в этой истории разобрался. Ну и фигачил Федотова.
— Включить заднюю самолюбие не позволяет?
— Не то что «заднюю»... Тебе пять человек говорят, что Федотов не тренер, причем все они авторитетные в твоих глазах! И как быть?

— Сейчас в «КШ» вы не только соведущий, но и основной владелец. 70 процентов акций.
— Не совсем так. Основной пакет акций — у нашего продакшена.
— Но букмекеры участвуют?
— Идея «КШ» родилась совместно, большое количество людей участвовало в запуске формата. Winline понравилось.
— Вложились в вас?
— Сложно правильно сформулировать то, как это все произошло. Я бы сказал — поверили. Если кратко, то «КШ» — проект комментаторов. Букмекеры были нашим инвестором — а сейчас скорее выступают в роли спонсора и любимого партнера. Эта компания и на «Матч ТВ» дает рекламу. Мы же не говорим, что «Матч ТВ» — букмекерский проект?
— Даже не думаем.
— Так и здесь. Это проект четырех комментаторов. Плюс ребята из продакшена, выполняющие львиную долю работы. Приходим — у нас все готово! За последние два года команда очень выросла. Да и студия тоже, внутри павильона куча локаций.
— Свои деньги в этот проект тоже вкладываете?
— Нет. Сейчас появляются новые спонсоры, рекламные интеграции. Есть букмекер. Проект полностью окупаемый. Но если вдруг что-то изменится — риски будут на мне и на продакшене.
— Генич — акционер?
— Да. Как и Денис Казанский с Ромой Гутцайтом.
— Задействовать по максимуму Леонида Слуцкого, дать ему не только роль эксперта — чья идея?
— Мы Слуцкому неоднократно говорили: «Леонид Викторович, как у вас не будет тренерской работы — всегда рады видеть у себя». Он же со своими шутками не затеряется ни в одной компании. Что касается шоу «Ну, так нельзя, ***» — изначально это идея самого Слуцкого.
Да-да, именно он произнес: «Хочу сделать вот такой проект». Наша задача была — поддержать и найти правильную форму. Организовать технически. А вот формат «Коммент.Тренер» предложили мы.
— Слуцкого все устраивало?
— Да. От интервью с Романцевым и Осинькиным просто в восторге. Говорит — эти беседы подпитывают его новыми футбольными мыслями. Молодые тренеры тоже много полезного могут почерпнуть. Задача «КШ», как видим ее мы, — дать возможность смотреть на одном канале абсолютно разные форматы, где каждый найдет для себя подходящий.
— Мы слышали, Леонид Викторович на этих проектах зарабатывал больше, чем в «Рубине».
— Не исключено.
— Каким образом?
— Я же не его бухгалтер! Откуда мне знать? Могу предположить — гонорары в «КШ», еще Слуцкий амбассадор разных букмекерских компаний и банков. Востребован в рекламных проектах. И на Первом канале вел программу с Казанским — наверное, не бесплатно.
— Что-то нам навевает название — «Ну, так нельзя, ***». Не можем вспомнить, что именно.
— Неужели не помните? 2016-й, видео из раздевалки сборной в перерыве матча Франция — Россия. Когда Слуцкий пихал Жиркову: «Жир, так нельзя, ***»!
— А-а, точно. Дзюбу на участие в проекте уговаривали вы? Или Слуцкий?
— Дзюба — идея Леонида Викторовича. Они близкие друзья. Моей роли здесь вообще никакой. Слуцкий и Дзюба — шикарные ведущие! После завершения карьеры Артем легко станет шоуменом.
— Ему тоже полагался гонорар?
— Конечно!
— Со стороны «Локомотива» после первых выпусков претензий не было?
— А какие претензии могут быть к нам?
— Не к вам. К Дзюбе.
— Для Артема это тоже эксперимент! Если вы внимательно смотрели — мы внутри программы постарались уменьшить количество мата. Плюс стали его глушить. Изначально-то идея была в чем? Показать, как общаются в футбольных раздевалках — куда не пускают людей со стороны! Понимаете?
— Мы-то понимаем.
— На час-полтора вы погружаетесь в атмосферу спортивной базы. Где разговаривают друг с другом именно так. В этом фишка — показать без купюр. Хотя в начале ставим и дисклеймер, и «18+». Признаться, некоторые шутки меня тоже шокируют.
— Например?
— Про Дорохова с его лицом. Или начинают говорить про возраст Дзагоева — потом переходят к его IQ. Впрочем, с Аланом и смешной момент связан. Слуцкий рассказывал, как преподаватель английского кладет на стол карточки. На одной ослик. Никто не может вспомнить, как будет по-английски. Смотрит Дзагоев: «Вы что? Это же ишак!»

— Мы выписали две цитаты про шоу Слуцкого и Дзюбы. Геннадий Орлов: «Позор! Низкопробная работа. Как гопники себя ведут».
— Так. Вторая?
— Дмитрий Губерниев: «Слуцкий превратился в бесталанного матерщинника. Смотреть невыносимо. Уши сворачиваются».
— У Губерниева и Слуцкого отношения своеобразные. Это давно заметно.
— А Геннадий Сергеевич?
— Старая школа! Наверное, он и не мог отреагировать по-другому.
— В противовес найдется, что сказать?
— У этой программы есть аудитория. Вы просто посмотрите, как взлетели...
— Рейтинги?
— Даже не в рейтингах дело. Доля аудитории из нефутбольных болельщиков. Те, кого Дима Федоров назвал «антисексуалы». Люди, которые включают футбол изредка, что-то слышали. Где-то у них на задворках сознания. Вот они стали смотреть шоу Слуцкого и Дзюбы. Погрузились! Да, зашли через мат, «прожарку». Треш-ток сейчас обожают! Возьмите любой нефутбольный проект в YouTube — все играют на этом.
— Многие говорили, что Слуцкий уже не хочет тренировать. Мир шоу-бизнеса засосал. Но вы-то думали иначе?
— Я не сомневался, что Леонид Викторович вернется к профессии. Вопрос был — когда и где это случится? Вот с Китаем все совпало. Сам по себе Шанхай — интересная точка на земле. Да и для Слуцкого подошло время начать новый цикл. В зимней паузе можно познакомиться с командой. Так что я понимал — Слуцкий карьеру не завершил, рассматривает разные варианты.
— Просто в России тренировать не будет.
— В ближайшие годы — вряд ли. Здесь у него уже образ «медиа».
— Вы одним из первых узнали о его отъезде в Китай?
— Я знал, что есть предложение от зарубежного клуба. Но переговоры любят тишину.
— Вам-то это никогда не мешало добывать информацию.
— Я не лез к Леониду Викторовичу с расспросами: «Скажите хоть, какая страна?» Вот когда было объявлено официально — сразу списались. Поздравил его. Сказал, что обязательно приеду на матч.
— Как полагаете, будет у программ Слуцкого продолжение?
— Пока точно нет. Мы классно провели время. Леонид Викторович проникся нашей командой, даже отвальную устроил для всей редакции. Это ведь так называется?
— Так.
— А что будет дальше — не знаю ни я, ни Слуцкий. От души желаю ему успеха в Китае.
— На прощальном банкете шепнули: «Леонид Викторович, всегда вас ждем назад»?
— А я не присутствовал на банкете.
— Как так?
— Был в Латинской Америке на сьемках. Но эта фраза у нас с Леонидом Викторовичем звучит вне зависимости от ситуации. Как появится пауза и настроение, с радостью посотрудничаем. Уже по умолчанию.

— Что нового за последнее время вы поняли о Дзюбе?
— Что он человек слова.
— То есть?
— Еще когда Артем играл в Турции, я говорил: «Давай мы к тебе приедем, запишем интервью?» Он отвечал через своего агента: «Нет. Более-менее освоюсь — приезжай». Потом внезапно вернулся в Россию. Я снова обратился к его представителю Леониду Гольдману. Тот сказал: «Мы сейчас команду ищем, пока не время». Я уже потерял надежду, что беседа состоится.
Но Артем подписался с «Локомотивом» — и вскоре звонок от Гольдмана: «Артем про тебя помнит, слово сдержит. Раз обещал, даст интервью, как только окажется в Дубае с «Локомотивом». Вот это было суперпорядочно. И суперпрофессионально.
— Вы с Дзюбой были хорошо знакомы?
— Едва-едва.
— Ну и как вам разговор?
— Лично я с Артемом по многим моментам не согласен. Но он говорит то, что думает. Это важно! А второе — Дзюбе уверен в своем мировоззрении и позиции. Ее отстаивает. Тоже круто.
— Помните, как Тимур Журавель прокомментировал ваше интервью с Дзюбой?
— Ой! Как? Я пропустил!
— «Смесь инфантильности, импульсивности и чванства. До этого образ, хоть и противоречивый, был гораздо симпатичнее».
— Насчет импульсивности — согласен. Чванство — нет. А первое что?
— «Инфантильность».
— Мне кажется, инфантильность была у Дзюбы в молодые годы. Сейчас уже нет.
— Кстати, вспомнилось. Верите в историю Быстров — Дзюба?
— Насчет украденных денег?
— Ага.
— Я уже столько версий слышал! Даже перестал запоминать. Еще же говорят, будто они в карты играли. Я понимаю: какая-то история была. При этом ни один человек не повторил версию другого. Все по-разному рассказывают! И я тему отпустил. Не хочу разбираться.
— В вашем интервью с Дзюбой нас поразило, как Эмери писал матерную эсэмэску Макгиди. Как не разговаривал с командой после поражений. Вас это удивило?
— Вы вспомните — Эмери пришел в очень плохое время для «Спартака». Это топ-тренер! Но какие были обстоятельства? Май 2012-го. «Спартак» барахтался — тогда и договорились с Унаи, подписали какие-то бумаги. Потому что Карпин сказал: «Все, я ухожу».
Вдруг команда выигрывает матчей пять, в том числе в Питере у «Зенита». В последнем туре обходит ЦСКА. Становится второй, получает право сыграть в Лиге чемпионов. Все снова влюблены в Валерия Георгиевича!
— А тут на пороге стоит Эмери с подписанными бумагами.
— Вот!
— Что надо было делать «Спартаку»?
— Одно из двух. Либо сказать Карпину: «Ты выровнял ситуацию. Молодец, остаешься». Перед Эмери извиниться. Думаю, неустойка его утешила бы. Либо уж брать Эмери — а с Карпиным попрощаться навсегда. Но не переводить его на должность генерального директора. Это какое-то безумие! Ну и чем дело завершилось?
— Все помнят.
— Команда не знает, на кого смотреть. У Эмери тоже подозрения: предыдущий тренер стал его начальником. Мало ли какие мысли у этого Карпина? Может, он хочет вернуться!
— Неуютно.
— Эмери запаниковал. Игрокам-то ближе Карпин — это очевидно. В клубе полный кавардак! Как можно требовать от футболистов, чтобы абстрагировались от ситуации? Да еще и внутренние истории «Спартака». Настоящая Византия! Кто на что претендует, кто что сказал... Стартовал-то Эмери неплохо — обыграл «Фенербахче», выдал невероятный первый тайм на «Ноу Камп» с «Барселоной». А закончилось все «тренеришкой».
— Как-то с образом его не монтируются бранные сообщения в WhatsApp.
— Может, совсем «поплыл» в тот момент. Эмери действительно было очень тяжело.

— Как из «КШ» уходил Тимур Гурцкая?
— Приехал 31 августа в студию и сказал: «Сегодня у меня последний эфир, я об этом объявлю в прямом эфире».
— Ваша реакция?
— Мы запретили ему объявлять.
— Для вас случившееся — шок?
— Начнем с того, что много лет Тимур был абсолютно непубличной фигурой. Два года я уламывал его дать первое в жизни интервью — моей программе «Инсайдеры». Твердил: «Мы давно дружим, ты феноменально обаятельный человек, тебя интересно слушать. Ты должен выйти в информационное пространство...»
— Что в ответ?
— «Нет! Не хочу!» Но я убедил. Когда запустили «КШ», позвали Тимура в наш проект. Все было хорошо. Вдруг летом 2022-го произнес: «Есть идея делать шоу, похожее на «КШ», но с другим букмекером. Возможно, уйду. Пойдем вместе?» Я начал отговаривать: «Тимур, ты важная фигура в «КШ», мы не хотим тебя терять. Это все неправильно. Тем более в таком виде».
Еще в двадцатых числах августа он как ни в чем не бывало обсуждал с нами сентябрьские выпуски, дальнейшие планы. А когда наступило 31-е, за час до прямого включения прозвучала фраза про последний эфир. Потом были не очень корректные разговоры... Вообще, неприятно это вспоминать. Знаете, что больше всего меня удивило и расстроило?
— Что же?
— Не сам факт ухода Тимура — он человек свободный и имеет право выбирать — а то, как все было обставлено.
— Сейчас общаетесь?
— Поздравляем друг друга с днем рождения и Новым годом.
— А ведь так дружили!
— Это правда. Тимур веселый, душевный, компанейский, от общения с ним всегда получал огромное удовольствие. Но приезжать сейчас к нему в компанию, есть мясо, пить вино и делать вид, будто ничего не произошло, я не могу. Это уж совсем себя не уважать. А сидеть и строить обиженные рожи, портить настроение себе, Тимуру, окружающим... Ну зачем? Думаю, нынешняя диспозиция всех устраивает.
— Вы понимаете, почему он покинул ваш проект? Дело исключительно в деньгах?
— Да. Сам-то потом сказал в интервью — мол, ухожу не за деньгами, а ради творческой свободы, которой не хватало в «КШ». Мы посмеялись. В эфире свобода была полнейшая. Каждый мог говорить что угодно. А деньги... Это нормальная мотивация, важная часть жизни, никто не против.

— Теперь о вашем уходе. С «Матч ТВ». Хоть раз пожалели об этом решении?
— Что вы! Конечно, нет! Я благодарен каналу за шесть лет, которые там провел. Комментировал РПЛ, серию А, Лигу чемпионов. Делал авторскую программу. Были и параллельно проекты, которые позволяли развиваться. Имею в виду соцсети с футбольными инсайдами, YouTube-канал «Нобель». Я был и дальше готов работать в таком режиме. Но два с половиной года назад, когда случилась история с Пашей Мамаевым, понял — телевизионную страницу пора перевернуть.
— Вот вернулись вы после этого липкого интервью в Москву. Как развивались события?
— Два дня беседовал с Тиной — и по телефону, и в офисе. Сначала попросил не давать материал в эфир: «Интервью, не имеющее абсолютно никакого отношения к спорту, не нужно ни каналу, ни мне. Оно противоречит моим принципам. Это удар по моей репутации». Потом предложил все переиграть.
— Это как?
— Сказал: «Да, я виноват, что еще в Москве не уточнил, каким будет формат разговора. Если вам так нужно это интервью, если вы обещали Мамаеву, что оно выйдет — о'кей, давайте переснимем. Пошлем в Ростов другого корреспондента и оператора, расходы полностью беру на себя. С Пашей договорюсь».
— Что Тина?
— Качала головой: «Нет! Даже не обсуждается! Ты взял интервью, и оно выйдет...» Я понял — меня не слышат. И решил, что продолжать сотрудничество с каналом нет смысла.
Уход Нобеля — большая потеря «Матч ТВ». Канделаки упрекает его в том, что он развивал свой бренд, а не канал
— Для Канделаки это стало сюрпризом?
— Не знаю. Я ни в коем случае не угрожал ей увольнением, не выдвигал ультиматум. Но когда в эфире увидел анонс интервью, позвонил Тине и сказал, что сегодня же напишу заявление по собственному.
— А она?
— «Имеешь полное право». Все. А-а, спустя два месяца было сообщение: «Нобель, ну как ты? Соскучился по каналу?» Я честно ответил: «Нет».
— Подписывали заявление в кабинете Тины?
— Нет-нет, в отделе кадров.
— Первый человек, который узнал о вашем решении покинуть канал?
— Тина. Следом набрал своему непосредственному начальнику Сергею Акулинину, который руководит комментаторами. Когда же информация об уходе появилась в соцсетях, посыпались звонки. Телефон разрывался!
— Кто звонил?
— Дюков, Хачатурянц, Галицкий, Акинфеев... Да всех не перечислишь. От Генича вообще сразу было несколько пропущенных. Я просто не успевал отвечать.
— Работу кто-то из звонивших предлагал?
— За первые три дня я мог трудоустроиться и в РФС, и в клубы РПЛ. Был искренне тронут. Люди спрашивали: «Как ты теперь будешь жить? Чем помочь?» Отвечал: «Спасибо, все в порядке. Я понимаю, что делаю».

— Прежде были близки к уходу с телевидения?
— Нет. Хотя... На «НТВ-Плюс» меня пригласили летом 2010-го. Год был вне штата, на договоре. Когда он закончился, мне сказали: «Мы тобой довольны, но у канала сложная финансовая ситуация. Будем расставаться». Я ответил: «Деньги — не проблема. Готов работать бесплатно».
— В самом деле?
— Ну конечно! Какие деньги, если я с детства грезил спортивной редакцией «НТВ-Плюс»?! Это была работа мечты. Разве можно променять ее на деньги в тот момент? Да я был счастлив, что могу каждый день приходить в телецентр, общаться с людьми, которые формировали мое мировоззрение.
— При этом оставаясь в штате радио «Спорт».
— Да, зарплату получал там. А на «Плюсе» несколько месяцев — ни копейки. К чести руководства — когда финансовая ситуация на канале улучшилась, мне все компенсировали. Но даже если бы этого не случилось, я бы ни секунды не жалел о том, что столько времени отработал бесплатно.
— Последний ваш оклад на «Матче» — 270 тысяч рублей?
— Да, с учетом 20-процентной прибавки. Но я почти сразу уволился, так что эту зарплату не успел получить. Изначально же у меня выходило чуть более 200 тысяч. Чистыми.
— По телевизионным меркам — негусто.
— В 2015-м я приходил на канал в последних рядах. Сначала шли топы, потом уже оформляли остальных. Один из начальников тогда сказал: «У нас деньги заканчиваются, поэтому будешь получать 260 тысяч минус налоги». В течение следующих пяти с лишним лет заходили разговоры о повышении. Но они ничем не заканчивались.
— Аргументы?
— Один-единственный: «У «Матч ТВ» нет денег». Только за программу «Инсайдеры» платили отдельно.
— Сколько?
— Сначала 30 тысяч рублей за каждый выпуск. Когда программа выстрелила, подняли до 50 тысяч.
— Самые большие деньги, от которых вы отказались?
— В 2013-м меня настойчиво зазывала «Команда». Было такое интернет-радио. Я чувствовал себя футболистом, которого убивают деньгами! Первый звонок: «Давай к нам. Зарплата — 150 тысяч рублей». Я подумал и ответил: «Нет, спасибо». Вскоре второй звонок: «200 тысяч». Потом третий: «300 тысяч». Тогда для меня это была феноменальная сумма. Космическая!
— На радио «Спорт» зарабатывали 100 тысяч?
— Чуть меньше. Но я не хотел уходить. Меня все устраивало. Хотя был от «Команды» и четвертый звонок...
— Что услышали? «400 тысяч»?
— Нет. «300 — и месячная командировка на ЧМ-2014 в Бразилию». Ребята знали, как я мечтаю туда поехать.
— Большое искушение.
— Еще бы! В то же время понимал — проект виртуальный, долго не протянет. Да, можно срубить бабла, но для кого я буду работать? На какую аудиторию? Кто слушает интернет-радио? Жизнь показала — я не ошибся. А на чемпионат мира в Бразилию съездил от радио «Спорт». Пусть не на месяц, а две недели — но тоже неплохо.

— Лет семь назад вас спросили: «Самая большая сумма, прилетавшая вам на карточку за один раз?» Вы ответили: «20 тысяч долларов — за участие в рекламном проекте. Надеюсь, скоро этот рекорд побью». Удалось?
— Да.
— Сколько сегодня предлагают ведущему мероприятий?
— В последнюю пару лет предложений стало меньше. Вот в 2018-м платили от 200 до 500 тысяч рублей за вечер. Впрочем, начинал я с гораздо более скромных гонораров — 10 тысяч, 15. В барах! Кстати, именно журналисты радио «Спорт» стояли у истоков такого жанра, как барный комментарий.
— Неужели?
— Реклама на ТВ пивным ресторанам и спортивным барам не по карману. А на радио она недорогая. Не знаю нынешних расценок, а десять лет назад рекламный джингл обходился в две-три тысячи рублей. Так началось сотрудничество с нашим маркетинговым отделом. Ну и родилась идея — приглашать ведущих радиостанции в бар на трансляции. Люди выпивают, закусывают, а ты сидишь с ними, смотришь матч и комментируешь.
— Самое странное мероприятие, на котором работали?
— В районе Рублевки был закрытый букмекерский клуб. Управляющий решил сэкономить и с радио за копеечный гонорар выписал ведущего на финал Лиги чемпионов «МЮ» — «Барселона».
— Это какой год?
— 2009-й. Мягко говоря, я был не самым популярным чуваком. На ТВ еще не работал, в лицо меня никто не знал. Захожу — сидят за столом человек восемь. Крутые. То ли бизнесмены, то ли бандюганы. Все видом показывают — ну давай, развлекай. Радио «Спорт» они вряд ли слушали. Возможно, и не подозревали о его существовании.
Рамос отказался от миллионов Саудовской Аравии, но его все равно ненавидят фанаты «Севильи». Серхио разбил им сердце
— А вы?
— Начал рассказывать об участниках финала, какие-то байки вспоминать. Под конец трансляции мужики оценили мои футбольные познания. А ровно через десять лет я работал уже на финале Лиги чемпионов в Мадриде. Был ведущим и одним из организаторов вечера с участием Серхио Рамоса.
— Вот это уровень!
— После истории с Месси у меня был налажен контакт с Альфа-Банком. А у него традиция — вывозить в Европу топ-менеджеров и клиентов на крупные мероприятия, в том числе на финал Лиги чемпионов. Поскольку матч проходил в Мадриде, я предложил: «Давайте пригласим человека, который там живет и уже выигрывал этот турнир, играя за «Реал». Например, Рамоса».
— Идея волшебная. Но как воплотить в жизнь?
— Есть у меня знакомые из его окружения. Через них вышли на Серхио, довольно быстро договорились. Устроили просмотр футбола в формате public talk.
— Сколько же стоит пригласить Рамоса на такое мероприятие?
— Я не могу раскрывать цифры. Это конфиденциальная информация.
— Переформулируем — сумма вас прибила?
— Нет. На мой взгляд, вполне адекватная.
— Месси обошелся дороже?
— Разумеется! Но это и масштаб другой. Во всех смыслах. Приход Рамоса — частная история. А Месси продал имиджевые права, был лицом рекламной кампании крупнейшего банка.

— Были в вашей жизни глупые траты?
— Хм. Вроде нет. Я человек рациональный, деньгами стараюсь не разбрасываться. К машинам в целом равнодушен. Одежду покупаю только ту, которую ношу.
— Когда-то вы удержались от покупки часов за семь тысяч долларов.
— Ну да, подумал — дороговато. Позже все-таки купил «Ролекс». Но подешевле, за пять тысяч.
— Квартира в Москве своя?
— Да, в 2017-м взял в ипотеку, но сейчас ее уже закрыл.
— Вы обмолвились, что к автомобилям равнодушны. Какие попробовали?
— Сначала ездил на подержанной Audi A4, потом на Audi Q7. Папе подарил Jeep. Он обожает водить. В отличие от меня. В Москве уже лет пять за руль не сажусь особо.
— Передвигаетесь на такси?
— Или на метро. Так быстрее и удобнее. Я же без айфона не могу. Раньше даже в машине не выпускал телефон из рук. Хотя понимал, что создаю неприятности и себе, и окружающим. Вот это одна из причин, по которой с вождением в Москве завязал. Плюс дикие пробки, вечные проблемы с парковкой...
— Самый лютый счет, который вы закрыли в ресторане?
— Прошлой зимой я месяц провел в Дубае. Там любой поход в ресторан — недешевое удовольствие. 100 тысяч рублей за ужин на четверых в порядке вещей. В основном из-за вина.
— Дорогущее?
— Не то слово! Если в Испании бутылка красного сухого стоит 40-60 евро, в Эмиратах оно обойдется минимум в 200. Две-три бутылочки за вечер — и уже приличная сумма набегает. Но счет мы всегда делили поровну.
— Вы рассказывали, что во время ЧМ-2018 пригласили в «Доктор Живаго» Хави и Мхитаряна. Вы и оплачивали обед. Влетел в копеечку?
— Нет. Вино-то они не пили.
— Зато налегали на блины с черной икрой.
— Ну и что. Счет был небольшой, меня не шокировал. Тысяч 15-20.
— С Мхитаряном давно дружите?
— С 2011-го. Познакомились в Донецке перед игрой «Шахтер» — «Ювентус», обменялись телефонами. С тех пор постоянно езжу на матчи с участием Генриха, поддерживаю. Он не только фантастический профессионал, но и интеллигентнейший человек.
— В разгар ЧМ-2022 вы проспорили Сергею Юрану ужин в ресторане. Накрыли поляну?
— Пока нет. Никак не можем состыковаться. То я в разъездах, то он. Но рано или поздно присядем. Обязательно! Я всегда стараюсь обещания выполнять.
— Вы же на немцах прокололись?
— Ага. В первом туре был под впечатлением от их игры с японцами — несмотря на поражение. А Юран в эфире «КШ» сказал, что Германия не выйдет из группы. Слово за слово — и заключили пари.
— А у Генича вы с Казанским выиграли 25-летний армянский коньяк. В 1/8 финала оба ставили на Марокко, Костя же уверял, что победит Испания. Проставился?
— Я даже не уверен, что Генич помнит об этом споре. У него их столько!
— Серьезно?
— Да на каждом эфире! Со Слуцким, Осинькиным, Пиняевым, Коваленко... А когда с Чаловым поспорил, я и предложил Косте в случае проигрыша прийти на домашний матч ЦСКА в майке «Спартака». Но добрый Федя разрешил ему этого не делать.
— Если Чалову Генич проспорил, то у Слуцкого выиграл айфон.
— Да, в январе 2023-го забились. Леонид Викторович говорил, что чемпионат Англии выиграет «Арсенал», который тогда считался фаворитом, а Костя верил в «Манчестер Сити». Не прогадал — и в мае получил последнюю модель айфона.
— А у вас еще были в яркие споры?
— Нет. Я не такой азартный, как Генич. Ставки делаю очень редко. Когда иду в казино, четко знаю, сколько могу потратить за вечер.
— Долларов сто?
— Двести-триста. Максимум! Если эту сумму проигрываю — встаю и ухожу. Большими деньгами не рискую, голову не теряю, никогда не пытаюсь отыграться.
— В России казино наперечет.
— Есть в Сочи, но сейчас мне там уже не нравится. Людно, публика специфическая...
— В смысле?
— Для меня блэкджек — чистый фан. Возможность провести вечер в приятной компании. Посидеть, посмеяться, друг друга подколоть. А в Сочи многие приходят с единственной целью — заработать. Настрой соответствующий. Слышал, во Владивостоке крутое казино. Завсегдатаи китайские туристы. Они же невероятно азартные. Или, как говорил Розанов, шпилевые. Может, как-нибудь и туда доберусь.

— На радио «Спорт» вы долго вели программу с Александром Бубновым. Когда видели его последний раз?
— Лет шесть назад. Конечно, пытался с ним или его супругой связаться. Мне дали понять, что Александра Викторовича сейчас лучше не тревожить. В чем конкретно причина — я не в курсе. Не хочу с расспросами лезть, нарушать приватность. Тема для узкого круга, для самых близких. Но если Бубнов прочитает это интервью, пусть знает: я всегда готов помочь.
— Бывало вам страшно рядом с Бубновым? Он же во время интервью так распалялся, что казалось: еще чуть-чуть — и бросится на собеседника с кулаками.
— Ну что вы! Я мог провоцировать Бубнова на эмоции, но все в рамках дозволенного. И он никогда не переходил грань, не убегал из моего эфира. Вот с Олегом Пирожковым и Сашей Мартановым такое случалось.
— Повод?
— С Пирожковым уже не помню, а с Мартановым легендарная история. Это ЧМ-2014, я как раз в Бразилию улетел. Поэтому с Бубновым общался Саша. Если хотите, можем прямо сейчас посмотреть. В YouTube все есть.
Нобель взял телефон, быстро отыскал нужную ссылку. Мы увидели в студии Бубнова и Мартанова, нашего старого товарища по «СЭ». Дальше приключился диалог с обилием восклицательных знаков:
— Александр Викторович, перед матчем Германия — Португалия вы заявили, что Португалия выйдет из группы, а Германия — это ерунда полная...
— Я сказал, что так Роналду говорил!
— Нет, вы свое мнение высказали.
— Не загибай! Я не говорил, что Португалия выйдет из группы. Как это возможно, если шансы 50 на 50?
— Я-то помню, что вы произнесли в прямом эфире.
— Ну и что дальше? После этого я не профессионал?! А вы профессионал? Да вы провокатор! Что вы хотите от меня? Вы меня пригласили, чтобы уличать, что я сказал, а что не сказал? Что вы привязываетесь к этому? Вас футбол интересует или какие-то прогнозы? Вы знаете, что Пеле ошибается на 80 процентов в своих прогнозах? И что — он не Пеле?!
«Бубнов впал в депрессию. Начал вдруг просить прощения у детей: «Я вас подставлял, а сейчас сам буду в инвалидной коляске!»
— Вы себя равняете с Пеле?
— Я сейчас встану и уйду.
— Ладно, продолжаем эфир.
— Устраивает вас это или нет?!
— Вы свободный человек в свободной стране. Можете делать что угодно.
— Все, до свидания! — Бубнов бросает наушники на стол и покидает студию.
— На вас Александр Викторович тоже срывался?
— Естественно. Порой могло показаться, что мы чуть ли не враги, вот-вот схлестнемся в неравном бою. Но это иллюзия. Мы просто делали шоу, где у каждого своя роль. А главное, всегда присутствовало взаимное уважение.
— Кто у Бубнова был чемпионом по критике?
— Мутко, Гинер, Федун... Их постоянно полоскал. Впрочем, другим руководителям нашего футбола тоже доставалось. Вы же знаете — для Бубнова не существовало авторитетов, в эфире любого мог приложить. За это народ его и полюбил.
— Помните, от какой вашей мысли Бубнов особенно зашелся в смехе?
— Ой, да это было в каждом эфире. Если интересно — вбейте в поисковике «Бубнов и Нобель». Найдете кучу забавных моментов. Я как-то вечером включил на планшете — и залип. Такая ностальгия охватила! Уже десять лет прошло, а люди до сих пор вспоминают нашу программу. Некоторые говорят: «Я специально заворачивал в пробку, чтобы дослушать ваш эфир до конца».
— С пожеланием повысить гонорар Александр Викторович обращался к вам регулярно?
— Да. Но это нормально. Бубнов монетизировал свое имя. На радио-то много денег не заработаешь. А он видел, что популярность растет, его уже и в качестве ведущего на разные мероприятия начали приглашать. Книгу написал.
— Сегодня Бубнов был бы востребован в медиа?
— Конечно! Стал бы суперзвездой! Если не на ТВ, то в YouTube точно.
— Все называют его БубнОв. А вы — БУбнов. Как правильно?
— Этот же вопрос я задал Александру Викторовичу. Он пожал плечами: «Мне без разницы. Привык, что говорят и так, и так...»

— Одно время вас воспринимали как инсайдера. Самая крутая новость, которую узнали раньше всех?
— О том, что разваливается керимовский «Анжи». По крайней мере, я написал об этом первым.
— Вам Герман Ткаченко шепнул?
— Нет. Кто именно — не скажу. Свои источники не раскрываю.
— Ясно.
— Меня периодически упрекают — мол, Нобель со всеми агентами вась-вась. Но я никогда не пользовался дружбой в корыстных целях. Ради инсайда. Даже если что-то слышал в приватном разговоре, обязательно уточнял — могу ли это опубликовать? Да и не стоит думать, будто агенты знают все-все-все. Любую информацию нужно перепроверять.
— Пример вброса, который вы раскусили — и не попались?
— Раньше агенты часто пытались набить цену своим игрокам, уверяя, что ими интересуются серьезные клубы из Европы. В таких случаях сразу понимал — надо проверять. Допустим, четыре года назад люди, представляющие интересы Кузяева, рассказывали, что ведут переговоры с «Севильей» и «Валенсией». Далер действительно мог уехать в Испанию. Но в средненький клуб.
«Тюкавина, Пиняева и Сперцяна — в Испанию, Карпукаса — в Италию». Захарян — о переходе в «Реал Сосьедад», Мхитаряне и Лиге чемпионов
— Кажется, в «Хетафе».
— Либо в «Осасуну». А вот информация об интересе к Кокорину со стороны «Ромы» в том же 2020-м — правда. Болельщики смеялись, говорили, что Нобель фантазирует. Но я-то знаю — «Рома» очень хотела заполучить Кокорина. Его Капелло в Италии так отрекламировал, что к Саше присматривались клубы серии А. К тому же он тогда был свободным агентом.
— Вы участвовали в переходе Захаряна в «Реал Сосьедад». Был момент, когда все висело на волоске?
— Сложностей хватало. Но это нормально. Всегда есть риск, что трансфер по каким-то причинам сорвется.
— Почему же не сорвался?
— Потому что руководители испанского клуба влюблены в Захаряна и мечтали его заполучить. Верят в Арсена и счастливы, что он теперь с ними. Да и сам игрок хотел попробовать себя в Европе.
— Вы продолжаете с Захаряном общаться?
— Разумеется.
— В чем он изменился за эти полгода?
— Меня Арсен очень радует. Думаю, не все в России внимательно следят за матчами «Сосьедада». Многие ориентируются на статистику. «А-а, Захарян не забил, голевую не отдал — считай, не играл...» Но это заблуждение!
— Вот как?
— Арсен выходит почти в каждом матче. Играет в полузащите на трех позициях. Слева, справа, в центре. Парень меняется на глазах. Даже внешне.
— Окреп?
— Да. Возмужал. На поле чувствует себя увереннее, наглее. Первые месяцы у Арсена были тяжелые. То ковид, то простуда, то мелкие травмы.
— Что конкретно?
— Надрывы. Это объяснимо. Матчей больше, чем в РПЛ. Тренировки интенсивнее. Адаптация организма! Ребята, Захаряну всего 20 лет!
— Скоро 21.
— В конце мая. В 20 лет он в обойме такого клуба, в заявку попадает всегда, играет в Лиге чемпионов. Это очень круто! А на статистике зацикливаться не стоит.
— Цифры пойдут наверх?
— Не сомневаюсь. Конечно, я вижу, что для самого Арсена статистика важна. Хочется попасть на табло. Пока у него одна голевая. Переживает! Но это проблема не ключевая.
— В клубе прессуют по поводу статистики?
— Да нет, что вы. Наоборот! В «Сосьедаде» в восторге от игровых качеств Арсена. Вы смотрите на игру в целом. Как было у Миранчука еще недавно, помните?
— Прекрасно помним.
— Осенью все ругали, ругали. Просто без умолку. А сегодня он основной игрок «Аталанты», забивает, отдает. Стиснул зубы — и вышел на новый уровень. Вот этот пример показательный. Или Головин.
— Что Головин?
— В «Монако» на первых порах тоже не блистал. Травмы преследовали. Всем нужно время на адаптацию! Зато сейчас Саша — лидер «Монако» и один из лучших во французской лиге. Надеюсь, так будет и с Арсеном.
— Тремя словами о Захаряне? Какой он?
— Воспитанный. Скромный. Талантливый.
— Мы вынуждены задать вам вопрос. На который вы отказывались отвечать прежде.
— Я догадываюсь, к чему вы клоните. Ответ тот же: «Без комментариев».
— Скажите хоть — за переход Захаряна получили больше 100 тысяч евро комиссионных?
— Не скажу.
— Хорошо. Чего не хватает в вашем характере, чтобы с головой окунуться в работу агента?
— В этой профессии две важнейших составляющих. Во-первых, надо уметь договариваться, искать компромиссы. Здесь у меня проблем нет.
— Что во-вторых?
— Нужна жесткость. Я не такой. Поэтому агентом в чистом виде себя не вижу.
— А если мы предположим, что года через три вы полностью сосредоточитесь на агентской деятельности?
— Что-то я слабо в это верю. Хотя если бы мне сказали лет семь назад, что у меня в жизни будет сегодня — тоже не поверил бы! Жизнь вычерчивает такие сюжеты! Сейчас-то, конечно, я никакой не агент. Все проекты связаны исключительно с медиа.

— Вы постоянно в разъездах. С криминалом сталкивались?
— Нет. Разве что на чемпионате мира в Бразилии пришлось понервничать. Приехал в Салвадор на матч Испания — Голландия. С деньгами у радио «Спорт» было туго, а гостиницы дорогие. Мне сняли комнату в домике на окраине фавелы.
— Неплохо.
— Заселился и сказал хозяину, что на футбол пойду пешком. Хотелось прогуляться, город посмотреть. В ответ услышал: «Не бери с собой часы, солнечные очки и бумажник. Возьми долларов 20-30, не больше. А-а, и рубашку сними».
— Ее-то зачем?
— Я тоже удивился. Хозяин объяснил: «В рубашке ты европеец. Могут грабануть. Лучше майку надень». Так и сделал. Со стадиона возвращался на такси. Темень, на улице ни единого фонаря. У меня еще, как назло, мобильник сел. Наконец машина притормозила возле дома. Вижу, что дверь закрыта, висит замок. Говорю водителю: «Подожди, не уезжай. Вдруг никто не откроет...»
— А он?
— «Ты что?! Здесь очень опасно». Я вышел, он сразу по газам. Ну а я начал в дверь колотить. Минут через десять открыли.
— Вы из Баку. Как думаете, туда еще вернетесь?
— К сожалению, пока нет предпосылок. Я же в черных списках. Сегодня меня с Баку мало что связывает, но когда-нибудь хотел бы оказаться в городе, в котором родился.
— Сколько вам было, когда оттуда уехали?
— Год. Родители много рассказывали о Баку, который считался одним из самых интернациональных городов в Советском Союзе. Армянские районы, никаких вопросов, все говорили по-русски.
— Ваши предки там похоронены?
— Из близких — только дедушка по материнской линии. Даже не знаю, цела ли могила. Когда в 2019-м Баку принимал финал Лиги Европы, я пытался связаться с Федерацией футбола Азербайджана.
— Просили посодействовать с аккредитацией?
— Хотел донести, что одна из главных проблем в отношениях Армении и Азербайджана — отсутствие позитивной повестки и доверия. Из года в год сплошной негатив. И вот наконец-то хороший повод. В финале встречаются «Челси» и «Арсенал», за который играет Мхитарян.
Если он прилетит с командой и мне хотя бы на сутки разрешат приехать, появится шанс показать, что футбол объединяет. Я понимаю и сам чувствую боль армянского народа. Понимаю, что есть и другая сторона. Но нужно искать способ, чтобы между ними воцарился мир.
— До Баку не добрались ни вы, ни Мхитарян.
— Да, Генрих все-таки пропустил матч из соображений безопасности, а мне через общих знакомых передали, что на финал точно не попаду. При этом на локальном уровне проблем с азербайджанцами нет. Вспоминаю Евро-2016 во Франции. В бургерной подсаживаются ребята: «Нобель, здравствуйте! Мы ваши земляки и коллеги из Баку».
— И что?
— Как же классно пообщались! Через минуту забыли, кто армянин, а кто азербайджанец — обсуждали футбол, чемпионат Европы. За жизнь болтали. На прощание один из парней сказал: «У нас тут телевизионная студия, с удовольствием пригласили бы вас в эфир. Но начальство не позволит...»
— Как ваша семья бежала из Баку?
— Родители подробности не афишировали. Знаю, что уехали вовремя — в конце 1988-го. Самые отчаянные — те, кто верил в советскую власть — оставались. Первые погромы вспыхнули в январе 1990-го. А мы лет пять прожили в Пятигорске, затем перебрались в Москву.
— Чем занимался тут ваш отец?
— Мелким бизнесом. Сейчас на пенсии.

— Допустим, вам надо прожить пять лет в одном городе — но не в России. Что выбираете?
— С трудом себя представляю вне Москвы. Но если пофантазировать... Тогда, наверное, Мадрид или Милан. Каждый из них по-своему дорог.
— Чем?
— С Мадридом связано много приятных воспоминаний. Это первый зарубежный город, в котором я побывал. Финал Лиги чемпионов впервые посетил именно там. Знаю испанский, в Мадриде живут друзья, да и вообще очень удобный город. Но и Милан люблю.
— В чем его прелесть?
— Город классный, суперфутбольный, мне там тоже комфортно. Бывал неоднократно, есть любимые места, приятелей много... Все, как в Мадриде.
— Так какой из этих городов вам милее?
— Оба! Не могу выбрать, честно.
— Илья Авербух рассказал о своих вредных привычках: «Матерюсь, непунктуален, ем на ночь, могу часами рубиться в PlayStation». Какие у вас?
— Я тоже непунктуален. Пытаюсь с этим бороться, но пока безуспешно. С едой получается лучше. Пусть иногда и позволяю себе что-нибудь на ночь, зато полностью отказался от сахара.
— Не подвиг, но что-то героическое тут есть.
— Согласен. Ну и мата стараюсь избегать. Работаю над собой, хотя порой сложно сдерживаться. Я очень эмоциональный, особенно с близкими людьми. Моментально закипаю — правда, быстро отхожу. Что еще? Не могу назвать себя аккуратистом. Я не из тех, кто в комнате все раскладывает по полочкам. Одежду, книги, тарелки...
— Представляем, какой в квартире бедлам.
— Не-е-ет! У меня замечательная девушка. Опрятная, аккуратная. Так что все в порядке.
— Лучшая книга, которую прочитали за последнее время?
— Давайте называть только футбольные.
— Нас устраивает.
— «Я Златан». От этой книжки просто в восторге! У Алекса Фергюсона тоже интересная. Понравилась мне и книга Андреа Пирло «Думаю — значит, играю». Правда, читал в неофициальном переводе. В интернете нашел.
— К художественной литературе охладели?
— На нее в университете налегал. Сейчас времени не хватает. Раньше в самолетах успевал читать, а теперь там врубаю видео. Заранее что-то скачиваю в ноутбук и смотрю. Либо кино, либо к новым выпускам готовлюсь. В полете это очень удобно делать. Интернета нет, «телега» и WhatsApp молчат, в чатах никто не отвлекает.
— Чьи футбольные мемуары вам бы особенно хотелось прочесть?
— Акинфеева. Или Дзагоева. Вот недавно делали выпуск с Аланом. Мне так интересно было вместе с ним окунуться в историю ЦСКА и сборной России последних пятнадцати лет! Я как будто прожил все это заново. Колоссальное впечатление от разговора.
— Понимаем.
— Думаю, у Дзагоева и книжка получилась бы яркой. Это лишь кажется, что о наших футболистах мы знаем все. На самом деле многое остается за кадром. Внутрикомандные процессы, личные переживания... Разве не любопытно прочитать мемуары Кокорина, например?
— Полагаете, будет бестселлер?
— Не факт. Хотя Кокорин — обсуждаемая фигура, столько событий в жизни. Если честно о них написать, люди прочтут. По крайней мере я бы это сделал с огромным удовольствием.

— С книжками разобрались. Теперь про кино. Здесь какие предпочтения?
— Обожаю Квентина Тарантино. «Бесславные ублюдки», «Криминальное чтиво», «Джанго освобожденный», «Омерзительную восьмерку» могу пересматривать снова и снова. Вообще не надоедает. То же самое с фильмами Гая Ричи — «Большой куш», «Карты, деньги, два ствола»... А на днях ходил в кино на «Мастера и Маргариту».
— Ну и как вам?
— Понравилось! Шел без особых ожиданий, но два с половиной часа пролетели на одном дыхании. Когда в зале зажегся свет, поймал себя на мысли, что хочется еще раз фильм посмотреть.
— Как насчет сериалов?
— Люблю детективы. Года два назад вышел офигенный датский сериал — «Каштановый человечек». Гениальный! Если не видели, рекомендую. Из других жанров отмечу «Нарко» — о Пабло Эскобаре. «Молодой папа» тоже понравился. Как и «Бекхэм» — но это документальный... Что ж я еще-то смотрел? Ну, понятно, «Слово пацана». С нетерпением жду сериал, который Ричи снял по мотивам «Джентльменов».
— Премьера, кажется, в марте?
— Да, на Netflix. А-а! В 2019-м вышел «Апачи: жизнь Карлоса Тевеса». Сериал не очень популярен, но меня сразу зацепил.
— Чем же?
— Тевес вырос в Буэнос-Айресе в одном из самых криминальных районов, который называется Фуэрте Апачи. Там и проходили съемки. Я включил и не мог оторваться. Понял, что не усну, пока не досмотрю до конца.
— Серий-то много?
— Восемь. Каждая — 45 минут. Так всю ночь и просидел у экрана. После этого родилась мечта — сделать выпуск, посвященный Тевесу.
— Удалось?
— Да, в декабре 2023-го я и моя команда отправились в Аргентину. Заглянули в родной район Тевеса, поснимали, потом я взял у него интервью. Выйдет выпуск через пару недель.
— Тевес легко пошел на контакт?
— Переговоры с его представителями растянулись почти на год. За организацию огромная благодарность Тимуру Лепсае. Но с самим Карлосом сложностей не возникло. Он добродушный, общительный. Записывали интервью во дворике одного из его домов. В разгар беседы внезапно начался ливень.
— Вымокли?
— Дело не в этом. Изначально была договоренность: в нашем распоряжении полтора часа. В такой ситуации каждая минута на вес золота. А тут надо перебираться под крышу, переставлять камеры... Но Тевес вошел в положение: «Ребята, никаких проблем, я подожду». Даже стулья помог нам передвинуть.
— Красавец.
— Не то слово! Хотя кто мы для Тевеса, звезды мирового футбола? Какие-то сумасшедшие из России, приехавшие что-то про него снимать...
— Какой представляете свою жизнь через десять лет?
— Мне стукнет 46. В этом возрасте у мужчины уже должны быть жена, дети. Надеюсь, так и произойдет. Я очень жалею, что пока не смог создать семью. Чувствую — пора!
Марио Супермарио
Так официант может рассказывать о встречах с великими и известными: кому водку поднёс, кто дал больше чаевых, кто потрепал по щеке... Много чего сможет рассказать, только рассказики-то холуйские.
03.03.2024
Mitlixx
Вообще-то игра МЮ Реал с хет-трик Роналдо была в 2003 А не в 2004
11.02.2024
Alderwierield
Нобель - красавчик! Не знал даже какой ранимый Саламыч, пусть готовится, когда режим рухнет, ему и прочим прихлебателям от неудобных вопросов будет не отделаться)
11.02.2024
Симон Вирсаладзе
Неприятный всё ж субчик
10.02.2024
Valeri Kikalishvili
Личность неинтересная. Старается никого , ну ни - ко - го ничем не обидеть в беседе. Все- хорошие. Типичный деловой чувачок первой половины 21 . века. Думаю, приспособится везде. Что уже не прибавляет позитивного отношения.
10.02.2024
Николай Шпаков
Я конечно не в восторге от статьи, много хвастовства и пр. Но и писать такую глупость ,как Вы, тоже не айс. Ему -то как раз будет что рассказать. О встречах с великими и известными . И про мир рассказать, про атмосферу на стадионах. А Вы про что расскажите, про завод? Смешно сравнивать и писать такую глупость. И ещё. Такие смелые диванные эксперты как правило боятся показать своё настоящее имя .
10.02.2024
на вкус и цвет, кстати - интересно, не значит "хорошо"
10.02.2024
АРАКАЙФ
Армян и Рабинер! Типичный дешёвый нацик в заячьей шкуре!
10.02.2024
ig-3000
Читается с трудом. И в этой рубрике не за горами деградация.
09.02.2024
blue-white!
:rofl::clap:
09.02.2024
blue-white!
В Грузии не был, но там была наша классуха. Как-то она нам рассказала случай, произршедший с ней в Грузии. Было это ещё до развала СССР. Гуляя с мужем по Тбилисси, спросила у местной детворы, где их родители, на что получила ответ: "русским свиньям пироги пекут"...
09.02.2024
Як Цидрак
Оч много информации, запомнилось только про атмосферу в отеле перед Интер-Бавария с элитой мирового футбола, все светятся. Ука, нахрен теперь россиянам светиться там у них, будем у себя внутри. В Мариуполь еще можно съездить.
09.02.2024
Sever
Главное вовремя вспомнил, что он армянин.
09.02.2024
Док
Признаюсь - осилил. Впечатлений практически никаких. У человека есть связи, он неплохо зарабатывает, умен, полиглот. Ну еще раз убедился, что в нормальном ресторане большая часть счета - это напитки. Всё... Здоровья ему. И удачи. Ну и пожелание побывать когда-нибудь в Баку.
09.02.2024
Anton Gariev
Шикарное вью, помню Нобеля еще ведущим Планеты ЦСКА. Тоже с детства болею за ЦСКА и Ювентус. Круто что на русскоязычном пространстве, есть такой человек, который может инетерсно снять практически любую звезду мирового футбола. Ждем интеревью с Тевесом!)
09.02.2024
Очень хочется жить! Именно это и сказал Нобель...:men_with_bunny_ears_partying:
09.02.2024
Vladimir Kuznetsov
гинер это то что не даст клубу подняться выше ---балласт и еще какой
09.02.2024
Vladimir Kuznetsov
мян --еврей
09.02.2024
Нобель красавчик. Умница. Очень тактичен. Слова плохого не сказал ни про кого.
09.02.2024
bask
Еле до середины дочитал,настолько интересно)и после этого ещё футболистов ругают, да такие Нобели и есть главные враги футбола.Хотя кому в России нужен сам футбол, только околофутбол.
09.02.2024
richardford
Вот это простынь. Пришлось читать бегло, даже хуже, то есть ещё быстрее.
09.02.2024
Нобель жив...:woman_facepalming:
09.02.2024
Москвич1985
мне лично жаль, что Арустумян уже не комментирует. Не топ конечно он был, но неплохим журналистом. Плюс подкупает его знание многих иностранных языков. Но молодец, сейчас работает в другой стезе. Вообще классная была команда у комментаторов НТВ: Уткин, Андронов, Розанов... И молодежь подтягивалась, пример Нобеля показывает. Жаль, что названные комментаторы по разным причинам уже не работает на ТВ...
09.02.2024
Москвич1985
ну не знаю... Рассказывать о своих путешествиях, встречах со знаменитыми людьми. По-моему, Арустумяна будет что раскказать внукам)
09.02.2024
Грег Хаус
Журналист шахтёр слова - всегда в грязи.
09.02.2024
Русский Я
Дочитал до середины, что то не зашло. Одни сплошные рассказы о том, сколкьо я потратил.. Вот жду что в концестатьи номер карты Нобеля будет для сбора средств)))
09.02.2024
Грег Хаус
Придумали ахренизм: Человек - звучит болезненно.
09.02.2024
greyk
Чем тинька конченый? Во многих банках у меня счета и тинькоф для меня лучший. И сбер с втб рядом не стоят.
09.02.2024
Багз Банни
Половину прочитал, а дальше не стал. Зачем так много писать?
09.02.2024
greyk
Спортивные герои кончились?
09.02.2024
PerovoGolfPro
Шнобель Галустян
09.02.2024
PerovoGolfPro
Надо было: шнобель. Тогда сразу догадался бы
09.02.2024
TokTram
Почувствуйте разницу. Гинеру ЦСКА подарили для души. А Федуний, ярый фанат Динамо (Киев), получил "Спартак", как нагрузку к будущему девелоперскому проекту "Тушино". Отсюда и разница в результатах. )
09.02.2024
blue-white!
Будем надеяться, а то веры в это всё меньше и меньше...
09.02.2024
Корнелий Ш
ну да Х с ним.
09.02.2024
Поэтому будем внимательнее!:face_with_monocle:
09.02.2024
Так Мише вроде нет хода же в Тбилиси, там на него дело шьют, вот он и гасится по чужим квартирам и чужим домам...:grin:
09.02.2024
KlimA
главное с оленями не перепутать..
09.02.2024
KlimA
своим побегом в солнечный Тбилиси, он теперь может взять интервью только у Миши Саакашвили..
09.02.2024
Надо бы тогда его на фоне оленей посмотреть, чтобы точно убедиться:deer::deer::deer:
09.02.2024
Sehrgut
Нам народу кто бы наш любимый нами Клуб Спартак подарил!!! Мы передали им править в Спортивной составляющей, нашим уважаемым Спартаковским ветеранам!
09.02.2024
Игорь Яковлевич сейчас представляет себя на месте Такера Карлсона...:sunglasses:
09.02.2024
KlimA
мож он продвинутый прост?
09.02.2024
ёzhic8
сорок минут читал, оказалось - одна треть тоже сдаюсь
09.02.2024
Грег Хаус
Журналист без бутылки - что лыжник без лыж.
09.02.2024
KlimA
чувствуется школа оскароносца из Грузии..
09.02.2024
Тогда бы он в чуме ждал рассвета, а не шастал по редакциям спортивных газет
09.02.2024
у форточки
09.02.2024
KlimA
а не чукча разве?
09.02.2024
Мы еще не знали, с кем он разговаривает. Знали бы — удивились, что вообще оторвался от такой беседы на какой-то там крик. — Галицкий позвонил, — улыбнулся поднявшись. — С ним всегда очень интересно. ----------------------- Мелко, Хоботов. Надо так было: — Илон Маск позвонил, — улыбнулся поднявшись. — С ним всегда очень интересно.
09.02.2024
KlimA
армянские тосты это не русские "нууу.. чтобы все.." ) там целые поэмы
09.02.2024
Грег Хаус
С открытой бутылки
09.02.2024
Грег Хаус
Кракость в журналистике - пойти по миру.
09.02.2024
Путь длинною в тысячу строк начинается с открытой форточки....
09.02.2024
Black list
Удачи талантливым журналистам и Нобелю!:wine_glass::soccer:?:wine_glass: Все молодцы и в хорошей форме
09.02.2024
KlimA
Западные журналисты объявили его агентом Путина ещё после анонса интервью но западный мир состоит не только из радужных... нормальных людей там гораздо больше и они должны нас слышать..и отреагируют они вполне хорошо)
09.02.2024
Грег Хаус
Краткость сестра Колобули.
09.02.2024
Краткость - сестра таланта, а не Голышака с Нобелем...:grin:
09.02.2024
Митек
Пишите кратко, умные поймут… (Конфуций)
09.02.2024
KlimA
нэт.. это приобретённое веками.. со времён Ноя..)
09.02.2024
Привет, подаренные!:grin:
09.02.2024
blue-white!
Ну почему же, мне было интересно, хотя я слушал только второй час. А ещё интереснее, как на это вью отреагирует весь мир и что теперь будет с этим журналистом? Не объявят ли его врагом США и разведчиком России, не придётся ли ему просить у нас убежища...
09.02.2024
KlimA
это национальное у них))
09.02.2024
Игорю Яковлевичу уже один раз плюнули, неделю разукрашенный ходил...:dizzy_face:
09.02.2024
andy1962
Статья превратилась в сплошной панегирик Галицкому. Такого лизоблюдства в прессе я не читал со времен СССР и ..лично Генерального секретаря ЦК КПСС, дорогого Леонида Ильича Брежнева. Говорить такое в 21 веке дикость, как бы ты не уважал Галицкого.
09.02.2024
Грег Хаус
Мы уверены КАС нас обломал не по политике - а по уму.
09.02.2024
KlimA
ну для нас то там ничего нового.. )
09.02.2024
Марко Петкович
абсолютно так. и это вью очередное доказательство!
09.02.2024
KlimA
Нобель настоящий ара.. здоровья талантливому журналисту, главное без травм)
09.02.2024
зозо
Каких-каких фурункулах? А в глаз плевали? Надо плюнуть.
09.02.2024
Марко Петкович
Все верно. Вот такие позорные "журналисты" и создают красивые истории про олигархов в народном сознании. Хотя все должно быть наоборот
09.02.2024
blue-white!
Ха-ха, политика везде, а в спорте в первую очередь, иначе российский спорт не был бы в бане уже 2 года...
09.02.2024
Марко Петкович
У него это всегда было и будет. Как говорится ,,, не мешки ворочать, терпеть не могу этого клоуна
09.02.2024
Марко Петкович
Удивляюсь и не могу. Кому интересен этот косноязычный либеральный армянин убежавший в Испанию с его рассуждениями? Жирный минус за подобных гостей.
09.02.2024
Грег Хаус
Спортивные блогеры вне политики - здесь.
09.02.2024
blue-white!
А подумать головой, что обычно люди в это время спят, умишка не хватает...
09.02.2024
blue-white!
Мой совет, кто не читал, лучше потратить время и послушать интервью ВВ американскому корреспонденту...
09.02.2024
blue-white!
Нее, на фиг...
09.02.2024
blue-white!
По началу было достаточно интересно, а потом пошли Слуцкий, Дзюба...
09.02.2024
dioxys
То есть неудобные вопросы задавать не нужно?
09.02.2024
Грег Хаус
Кстати, мы пересмотрели множество адвокатско-прокурорских сериалов. Нормальное кино.
09.02.2024
Самые нормальные судьи вообще с дредами.
09.02.2024
Грег Хаус
После суда решил пересмотреть Судья Дредд. Есть нормальные судьи.
09.02.2024
По старинной русской традиции звонящего в час ночи для того, чтобы что-то обсудить, посылают в далёкое пешее эротическое путешествие. Наверняка герой сегодняшней рубрики ко всему прочему ещё и знатный путешественник...:thinking:
09.02.2024
Грег Хаус
Главное, мы в пятницу собираемся здесь на завалинке.
09.02.2024
ёzhic8
"-Могу в час ночи кому-то позвонить, написать, обсудить что-то... Получаю от этого удовольствие! -Последний человек, которому звонили среди ночи? -Не помню" Читаемо. С предпоследним наверняка такая же история. Чтобы такого избежать - напился и спать. А не трубку хватать
09.02.2024
ёzhic8
может всё же наоборот - очень спорно, в некоторых - интересно?
09.02.2024
Бреет голову для маскировки:sunglasses:
09.02.2024
ёzhic8
я тоже форточку закрыл но надо попробовать ещё разок
09.02.2024
Грег Хаус
В России пятница - время допинга.
09.02.2024
Они рыжие, а этот - лысый...
09.02.2024
Про Габон, Нобель скромно умолчал...:woman_detective:
09.02.2024
Он же уйгур
09.02.2024
А вот жена Альфреда Нобеля так не думала и ушла к математику...:thinking:
09.02.2024
ёzhic8
Разговор по пятницам блогера с блогером 1. А нам то нафиг это надо? 2. Вы хотя бы до вечера пятницы подождали , или ТК РФ вам не указ? 3. И кто следующий - неужто Иван Карпов?
09.02.2024
фанат
А что есть кто не читал? Тогда таких искренне жаль
09.02.2024
Грег Хаус
Странная фамилия - наслуху она.
09.02.2024
Этот казах Нобель, просто душка...:lipstick:
09.02.2024
sdf_1
Силён! Я дальше заголовка и криков из форточки: "Нобель! Нобель!" прочитать не смог
09.02.2024
Генри
Альфред Нобель - Лучший!
09.02.2024
Комментарий удалён! "СЭ" в топку...:broken_heart:
09.02.2024
Грег Хаус
Журналист тоже человек, как и женщина - хитрые создания.
09.02.2024
Грег Хаус
Лучше бы в Вальгау съездили - и у Колобули взяли интевью.
09.02.2024
Можно было смело выкинуть из него 2/3 ------------------ Может у Кружкова с Голышаком построчное авторское вознаграграждение? Это вы им сейчас советуете 2/3 гонорара выкинуть значит...:grin:
09.02.2024
Грег Хаус
КАС - это разрешает.
09.02.2024
ssn2
Ну вот и началось - журналёги сами у себя интервью берут. Ужос :(
09.02.2024
Грег Хаус
Предлагаю рубрику: Ками по субботам.
09.02.2024
Грег Хаус
Был в Тбилиси во времена СССР - самые приятные впечатления, особенно киндзмараули.
09.02.2024
Держаццо!
09.02.2024
sdf_1
В программе «Инсайдеры» Гинер подтвердил одну историю, на которую мало кто обратил внимание. Футбольный клуб ему достался как подарок на день рождения! --------------- Напомнило анекдот советских времён. Грузин устраивается на работу. Предъявляет диплом. Начальник отдела кадров спрашивает - За сколько диплом купил? Грузин - Пачэму купил? Как грузин - так купил! Друзья на дэн рождэния подарили! P.S. Для молодёжи. Во времена СССР Грузинская ССР была одной из трёх (УССР, Прибалтийская ССР*, ГССР) богатейших республик. При этом практически ничего не производя. По какой причине советское руководство заваливало ГССР дармовыми деньгами науке до сих пор не известно. P.P.S. В интервью Нобеля слишком много текста. Можно было смело выкинуть из него 2/3 безо всякого ущерба. * Прибалтийская ССР это три в одном - Латвийская ССР, Литовская ССР, Эстонская ССР
09.02.2024
blue-white!
Еле осилил половину, всё, сдаюсь...
09.02.2024
Согласен, тема злободневная.
09.02.2024
Грег Хаус
Заинтересовали - особенно стероиды.
09.02.2024
В основном журналисты рассуждают о квантовых флуктуациях излучений в нелинейных резонансных оптических процессах, но немного затрагивают и тему влияния стероидных соединений на цитогенетические показатели корневой меристемы ячменя.
09.02.2024
Грег Хаус
Заманивате прочитать?
09.02.2024
фанат
Нобель спасибо. Живой, искренний, интересный. Кстати да, "Мастер и Маргарита" просто шедевр, те же ощущения, хочется пересматривать.
09.02.2024
Генри
Классно было почитать, много интересного! Но миллера лучше исключить из приоритетов общения - потом "могут предьявить" правильные пацаны)) Его нездоровые наклонности - давно не секрет!
09.02.2024
Хвастунишка
09.02.2024
blue-white!
— Самая чумовая деталь в момент распродажи? — Вы же помните, как оптом отправили пять человек в «Динамо»? Самба, Денисов, Кокорин, Жирков и Габулов. Мои источники донесли: «У Керимова и Ротенберга бизнес-интересы. Футболистов включили в часть какой-то другой сделки». Хотя с трудом верится до сих пор.---------- А мне верится. Через 2 года, после этой сделки клуб попал под финансовый фейр-плей, вРоттенберг свалил, а Динамо оказалось должно 70 евролямов нынешнему президенту Сочи. Великая афера всех времён и народов...
09.02.2024
И этот подарок на день рожденья стал лучшим, что произошло с ЦСКА в российской истории... Верните ЦСКА Гинеру, ироды! Он даже на свои копейки добьется большего чем вы на орешкинские миллионы.
09.02.2024
Pol Pol
Я выборочно прошёлся .... ну что тут скажешь ? Ну долго ! Слишком долго ! Это что, тенденция нинешних времен, быть долгим и скушным ? А как же краткость, а ? Она ж сестра ? Или нет ? Стареют эти двое из ларца, не дай Бог они ещё свои мемуары затеят, да не дай Бог их ещё и публиковать начнут, уууууу ..... Меня другое рассмешило, я против армян ничего не имею, народ героический, учитывая все наезды на них со стороны ... но почему Нобель ? Почему не Гамлет ? Правда этого добра у них тоже валом ... какая неумолимая тяга к возвеличиванию, а ?! Ни Хачик, ни Бучик, ни Айванес .... а Нобель ! Где Нобель и где Армения ? Вот это меня всегда удивляло, мягко выражаясь, грубо говоря ... я понимаю, что он ни при делах, тут папа всё обтяпал ... но от скромности они не помрут, это точно. Пикасо Нобелевич Саркисян, ну к примеру ! Звучит ? Ещё кааак !!! Даа, у каждого народа свои странности ....
09.02.2024
С детства за Уралмаш!
Чем больше читаю о Арустамяне, тем больше убеждаюсь в том, насколько это скользкий и неприятный тип. Прошу прощения, но это ведь чисто армянская черта (слава Богу, не присущая всем армянам!) - хвастовство, пускание пыли в глаза. По сути - вранье, помноженное на умение убеждать. Все его "инсайдерство" - полная залипуха, без помощи тех, к кому он без мыла навязался в друзья, он и дня бы не выжил в подобных условиях...
09.02.2024
Грег Хаус
Мужики, кратко расскажите о чём статья.
09.02.2024
Грег Хаус
Жизнь начинается - с простыни.
09.02.2024
Русич Олег
Эту простыню дочитать может только бабуля на пенсии. Корры, возьмите интервью у Уткина. Понятно, что после ваших нападак на него это будет непросто. Но Вася в отличии от Нобеля в своих домыслах опирается на факты, а не на слухи, и очень эрудированный.
09.02.2024
Грег Хаус
В КАС умные мужики - всех на колени поставили: защиту, нападение, полузащиту и бедную Ками.
09.02.2024
Грег Хаус
Решил порвать с бромантаном - сегодня возьму ТМЗ.
09.02.2024
Грег Хаус
Клубничка по пятницам
09.02.2024
SuperDennis
==Отворяем окно — и голосим: — Но-о-бель! Оборачивается не только он. Возможно, по Партийному переулку курсировало разом десяток Нобелей. == По переулку шли ученые. Подумали, что наконец-то получат премию.
09.02.2024
Марио Супермарио
Шёл бы на завод, что ли, поработал. О чём будет этот чувак рассказывать внукам через 30 лет? Как всю жизнь суетился под клиентами?
09.02.2024
bvp
Тут даже не простыня, а целый комплект постельного белья.
09.02.2024
echo2011
Для похода в казино вполне достаточно выбрать Минск,который значительно ближе,нежели Сочи и тем более Владивосток.До сих пор не понимаю,зачем их в России ликвидировали...
09.02.2024
Diamond Diamondov
Это "голышаковщина". Для этого нет ничего святого вообще.
09.02.2024
traveller09
Вот горшок пустой. Он предмет простой. Он никуда не денется...(с)
09.02.2024
Дмитрий
а в чем он приврал? или ты завидуешь что тебе Галицкий не звонит?)
09.02.2024
svi_57
О Месси - очень интересно!!
09.02.2024
ОстроV Zаячий
Про Станислава Саламовича всё наоборот. Как раз знает о том, что такое ю-туб и кто его смотрит. И знает как будет выглядеть в глазах заклятых партнёров его поддержка к поправкам в Конституцию СЕЙЧАС. А ему жить в Австрии. А что касается именно этого вопроса, то это как раз либеральная фишка армяна, такая же, как у Рабинера. Такой негласный пунктик, обязательно вставить про отношение персонажа на злободневную тему. Так, вскользь. Рабинер каждый раз пишет, что надо валить из России или не возвращаться туда. Под любым предлогом.
09.02.2024
ОстроV Zаячий
А чего, есть ещё Армения? Пашинян :«уравнять внешнее представление об Армении с внутренним». Перевод: никакой Армении до 1991-го года не было, история страны начинается с момента принятия Декларации о Независимости. Второе. Чтобы опять-таки не злить турок и азербайджанцев, из Конституции необходимо вычеркнуть любые упоминания об Арцахе (Нагорном Карабахе), поскольку вопрос юридически закрыт. И гору Арарат со страниц Основного Закона выкорчевать, поскольку она является «поводом для необоснованных территориальных претензий к Турецкой Республике». И третье ... никакого геноцида армян в 1915-ом году не было, любые упоминания о нём необходимо изъять из официальных документов вместе с Армянской апостольской Церковью. Сказано-сделано. Если раньше утро Армении начиналось с ТВ-заставки с изображением Арарата под национальный гимн – намедни её убрали. Каждый Новый Год католикос всех армян Гарегин II поздравлял паству после премьер-министра – его в 2024-ом из эфиров вырезали.
09.02.2024
Lars Berger
Начало - эпичное. Представляете этот диалог? - Ну, что, Нобель, будем решать? Без твоих советов "Краснодару" - никуда! - Слушай, Серёжа... Меня тут кто-то окликнул на улице... До связи. Удачи. Держись.
09.02.2024
очень интересно, но в некоторых местах спорно
09.02.2024
hottie
Слишком суетливый товарищ. Да и привирающий. То согласился бесплатно на НТВ+ работать, то Галицкий ему названивает, то в европейских топ-чемпах все в диком восторге от Захаряна, Миранчука и Головина. Но хотя бы себя как комментатора верно оценил.
09.02.2024
Вячеслав Тюрин
Нобель, успехов вам!!! Жду новых печатных материалов от вас! Уважаем!!!
09.02.2024
К2
Нобель: "...Я мчусь в пятизвездный отель, где вся элита мирового футбола! Захожу — мимо проходит Платини, за ним Бонек, вдалеке вижу Мутко..." ------------------------------------------ Читаю - как всё хорошо началось, аж дух захватывает - "Интер" - "Бавария"... Платини... Бонек... вся элита мирового футбола... и тут вдруг, вдалеке... Понимаю вас, Нобель, и соболезную ! Такой вечер испортить...
09.02.2024
IQ-87%
В нынешнем СЭ говорить о корректности -нонсенс
09.02.2024
imperiasporta
Лизанул конечно это карликообразный у Галицкого в этом интервью. Галицкий,Тиньков с анкологией.Знаете почему ? Потому,что первый травил всю страну со своим магнитом продуктами химическими,а второй травил людей своим конченным банком ! Реально народ пишу это без зларадство и сарказма.Пусть они живут как попугаи Какаду 300 лет.Но все наши алигархи это конченные люди.Сладше морковки ничего не ели,а когда до сахара добрались,то попёрло у них со всех шелей.Тоже мне арабские шейхи ! Хотя те тоже г...ы те !!!
09.02.2024
Робин из Локсли
Шикарное вью, гойда с Юрой Дудём или с Савиным вью сделать. Они тоже с канала Матч ушли.
09.02.2024
goreotuma
вопрос про онкологию у третьего лица это вообще некорректно
09.02.2024