Мы хотели отметить 55-летие нашего любимого хоккеиста Сергея Федорова значительным интервью. Но Сергей — уже не возражающий против обращения «Сергей Викторович» — пропал с радаров. Дозвониться нереально.
К юбилею мы не успели — может, и к лучшему. Встретились время спустя — когда Федоров впервые после отставки съездил на хоккей, поучаствовал в поднятии собственного стяга. Произнес несколько сдержанных фраз в диктофоны.
Вскоре мы сидели в кафе на Новой Риге. Сергей Викторович негромко пояснял уже нам — да, добраться до него трудно. На телефонные звонки почти не отвечает. Душа просит лишь «покоя и тишины», как сам и формулирует.
Два телефона Федорова лежали на столе. Изредка тревожа беззвучной дрожью. Не ответил Сергей Викторович никому. Даже не взглянул в их сторону.
— Вы не похожи на человека, который устраивает пышные торжества. Недавние 55 справили тихо?
— Вы правы — торжества не люблю. Я так давно в хоккее...
— И что?
— Постоянно в разъездах, самолетах. Вы представляете, как интенсивно все у игрока, менеджера или тренера. Прежде не было ни времени, ни сил устраивать праздники с размахом. А после того как 30 апреля расстался с ЦСКА, вообще хочется только тишины и покоя. Отхожу от этой гонки.
— Понимаем вас. Значит, никаких сюрпризов?
— Вот сюрприз был. Супруга удивила! Организовала небольшое путешествие. Причем не говорила, в какую страну. Сказала лишь, что улетаем на шесть дней.
— Ехали, не зная куда?
— Да, все выяснял на ходу. Через Касабланку полетели в Венецию, оттуда на легендарном поезде Oriental Express в Париж на три дня...
— Знали мы людей, для которых Венеция стала главным разочарованием в туристической жизни. Просто не попав в погоду.
— Нам с погодой повезло. Если и моросило, совсем чуть-чуть. Никаких наводнений. Много гуляли, ходили пешком. Или на лодочке. Гостиница была на Гранд-канале.
— До острова Сан-Микеле, где похоронен Бродский, добрались?
— Разумеется. Побывали и у него на могиле, и у Дягилева, и у Стравинского.
— Футболист Смертин нам советовал: читайте Бродского под вечер.
— Учту. Мне только предстоит знакомство с его стихами. Сейчас как раз время есть.
— Прорабатывала маршрут жена?
— Карина сразу наняла хорошего гида, что-то вместе согласовали. Побывали даже в Murano Glass Company.
— Это что такое?
— Знаменитый завод венецианского стекла на острове Мурано. Чтобы я не выдержал, вытащил телефон и снял видео — это нужно сильно поразить! Невероятные вазы, люстры...
— Очень интересно.
— Осталось всего три мастера, которые владеют секретом. С малолетства осваивали это дело. Мы полтора часа смотрели не отрываясь. Что-то потрясающее. Как и сама Венеция.
— Впервые там оказались?
— Да. Все это путешествие — такое удовольствие... 30 апреля закончилась работа в ЦСКА, с плеч упал огромный груз. Наконец-то вздохнул спокойно! Я поверить не мог, что теперь не надо никуда бежать, постоянно глядеть на часы, можно выключить телефон хотя бы ночью.
— Прежде не выключали?
— Конечно. Жена сказала: «Летим!» — и я готов был отправиться куда угодно. Главное, без спешки. А настоящее осознание, насколько это было классно, пришло уже после возвращения.
— Так обычно и бывает.
— Послевкусие замечательное. А как раз послевкусие все в жизни и решает.
— Прекрасно сформулировано.
— Я же был психологически... Не то что «в яме» или на Эльбрусе. Но переварить все было тяжело. Двенадцать лет работы в клубе, из которых три года — главным тренером. Вот только в путешествии стал потихонечку... как бы сказать...
— Собирать себя?
— Точно! Я понимаю: нужен отдых! Вы представляете, сколько у меня его не было? В марте 2012-го закончил играть в «Металлурге» — и сразу назначили главным менеджером ЦСКА. Великого клуба. А это работа в режиме 24/7.
— Даже на пересадке в Касабланке не знали, что вас ждет Венеция?
— Нет. Жена у меня когда-то была в Марокко, ей очень понравилось. Думал, здесь и останемся. Обронила вскользь: «Марко Поло» — такой хороший отель...» Показала фотографии. Прилетаем — и вдруг надо бежать на другой рейс. Смотрю на табло: Венеция!
— Ярко.
— Это я про Париж как конечную точку еще не подозревал. Около отеля садимся в гондолу, приезжаем на вокзал. Который и на вокзал-то не похож. Заходим в здание, я понимаю, что пахнет поездами... Спрашиваю: «Мы куда?» — «Сейчас увидишь». Стоит оркестр, грохочет музыка.
— В вашу честь?
— В честь всех, отправляющихся на Oriental Express. Поезд роскошный, Агата Кристи про него писала.
— Да-да, «Убийство в «Восточном экспрессе». Какая чудесная фантазия у вашей жены.
— Это настоящий музей на колесах. Интерьер в вагонах такой, что кажется, ты попал в начало ХХ века. Очень недешевое удовольствие!
— Дыхание перехватывает от восторга.
— Поезд идет через Альпы. За окном изумительные пейзажи, которые мы рассматривали больше суток. А в Париже снова встречал оркестр! Там 55-летие и отметили.
— Где?
— В ресторане «Максим». Внесен в список исторических памятников Парижа, владельцем какое-то время был Пьер Карден. Он открыл филиалы по всему миру. Вот этот поход в ресторан стал изюминкой нашей поездки.
— Вы — звезда мирового уровня. Не слишком изменились внешне за последние годы. Хоть один человек в тех краях вас узнал?
— Нет. Что меня вполне устраивало. Видимо, венецианцы и парижане далеки от хоккея.
— Этот отпуск получился шикарным. А провальный в вашей жизни был?
— Ни одного не вспомню. Обычно уставал от хоккея настолько, что казалось: три раза поел, поспал — и уже пора готовиться к новому сезону.
— Дайвинг пробовали?
— Нет. Вот с дельфинами в Майами дважды плавал. Сначала вместе с супругой, потом привезли наших деток.
— Совсем недавно?
— Да, летом к маме в Мичиган летал — и на две недели удалось заскочить в Майами.
— Когда-то нам в интервью вы называли удивительные точки для отпуска — мы даже записали: «Исландская лагуна айсбергов, где снимали фильм про Бонда, шведский ледяной отель неподалеку от полярного круга»...
— Помню! Как-то у меня отложились эти маршруты. Может, однажды доеду. Тогда мечтал все попробовать. Но сегодня хочется побыть дома. Самолеты, пароходы, поезда уже въелись в ДНК.
— Все равно же ездите.
— Вот это самое странное — вроде и неохота куда-то срываться, а с женой время от времени с удовольствием выбираюсь на недельку в тренировочные... Не лагеря, но особенные места. Там и фитнес, и культурная программа.
— Например?
— Недавно летали в Баку. Каждый день гуляли с группой по горным уголкам Азербайджана. Вот такие маршруты у нас регулярно.
— В этих местах полно змей.
— Нас предупреждали. К счастью, не сталкивались. Шли по высохшему руслу реки, с гор еще снег не сошел. Виды феноменальные! Какие поселки, сколько животных! Но физически, если честно, было тяжеловато.
— Даже вам, с таким спортивным прошлым?
— А вы что думаете? Когда столько лет просиживаешь в офисе, от формы ничего не останется.
— Локомотив в ваших путешествиях — жена?
— После 30 апреля — да. В июне на две недели ездили всей семьей в Пушкинские горы, в ноябре — в Турцию...
— Пушкинские горы — прекрасный выбор. Совсем иначе дышится.
— Мы почти каждый год туда приезжаем. Летом там чудесно. Особенно на пушкинские праздники.
— «Евгения Онегина» хотелось снова открыть?
— Да. Но не получалось. Отдых все время активный, дети с нами, а у них море энергии. Саше, дочке, восемь лет, Вите — семь.
— Когда-то советовали нам книжку, которую сами изучили по рекомендации Германа Грефа, — «Прыгни выше головы! 20 вредных привычек, от которых нужно отказаться, чтобы покорить вершину успеха». Автор — Маршалл Голдсмит.
— Да, изучил. Но ничего в работе мне не пригодилось. Вообще-то прежде я много читал. А стал тренером — и забросил книги. Сейчас буду наверстывать.
— За три года ни к одной не притронулись?
— Читал исключительно отчеты о других командах, о своей. Горы статистики. Круглые сутки общение с хоккейными людьми — тренеры, агенты, юристы, менеджеры... В ЦСКА на контрактах было 103 игрока!
— Мы не думали, что так много.
— При мне создали ступеньку для наших ребят — чтобы приходили в КХЛ не из молодежки, а из ВХЛ. Уже поиграв с мужиками. Это добавило 35 контрактов. Мне приносили статистические выкладки, в которых 90 разных факторов! Ну какой тут «Евгений Онегин»...
— В самом деле. Из 90 факторов сколько реально важно для главного тренера?
— Три. Максимум — пять. Сколько времени мы провели в атаке, откуда бросали. Ко второму сезону ты настолько хорошо знаешь свою команду, что уже смотришь на самое главное. Хотя все равно случались ребусы. Вот ставить Сашу Попова на решающий матч плей-офф с тяжелой травмой?
— Это история легендарная.
— По всем медицинским критериям Саша не должен был играть. Не представляю, как вышел. Просто собрал в кулак всю волю и опыт. Ну и доктора поколдовали. Так он еще и забросил победную шайбу, и стал MVP! В 41 год! Это настоящий спортивный подвиг.
— Проблемы с коленом у Попова были весь плей-офф?
— Да. К седьмому матчу усугубились, Саша еле ходил! После игры даже не смог выйти на награждение — лежал обессиленный в раздевалке, в комнате у докторов. Да все ребята совершили невероятное. Практически одним составом пять лет подряд доходить до финала! Как такое выдержали?!
— Главное ваше открытие для самого себя, когда стали тренером?
— Я шел с одной мыслью — не навредить. Быстро понял, что каким бы игроком ты ни был, тренировать — совсем другая история.
— Вам понравилась эта профессия?
— Да.
— Счастливы слышать такой ответ. Боялись, что вы как Олег Романцев. Который вымотался настолько, что в 51 год бросил тренировать вовсе.
— Не сказал бы, что я свежак. Очень устал! Уже после двух сезонов это понимал. Но пошел на третий. Ребята выдерживают — неужели я не вытяну? Начали плей-офф с «Локомотивом» здорово, выиграли 4:0. Была видна и энергия, и азарт, и огонь в глазах. А потом посыпались...
— У вас есть объяснение — почему?
— Разумеется.
— Почему?
— Не скажу. Даже сейчас не могу. Я и так чуть приоткрыл завесу — у людей пять финалов подряд. Парни не железные! У них были самые длинные сезоны в КХЛ. Летние сборы дольше месяца. Это наложило отпечаток не только на хоккеистов, но и на семьи. Все устали!
— При вашем-то опыте уже перед стартом плей-офф понимали — высоко ЦСКА не заберется?
— Нет. Видел — есть проблемы. Но я не сомневался — энергии нам хватит. Что первая игра доказала. Но потом все решала психология. Мы были не такие собранные, концентрированные...
— Вот это чувствовалось.
— Играть-то мы могли. У нас была очень хорошая команда. Поэтому не особенно напрягались из-за неудач в регулярке. Настраивались на плей-офф.
— В том сезоне хоть раз мелькнула мысль — а не уйти ли самому?
— Нет. Но сейчас я вас удивлю. Хотите?
— Еще бы.
— В декабре 2023-го, когда закрылось трансферное окно, я предупредил руководство, что продлевать контракт не буду. Потому что уже не могу — и не хочу никого подводить.
— Хоккеисты о вашем решении знали?
— Нет. На них это сильно повлияло бы.
— Значит, никто вас не выгонял? Не вызывал в «Роснефть»? Не говорил: «Сергей Викторович, вы уволены»?
— Совершенно верно. Все почему-то считают, что меня уволили из ЦСКА. А я ушел сам, причем вовремя.
— Для вашей команды сезон завершился в первом раунде. Но вы продолжали ходить на работу?
— Да. До 30 апреля. Пока не закончился контракт.
— Что ж не рассказали всем, что увольнения не было?
— Уже никто не хотел ничего слышать. Пошла волна. Что говорить? Зачем опровергать? И вообще мыслями был еще в плей-офф, пытаясь понять, почему так рано вылетели.
Федоров не хочет быть тренером. Это огромная потеря для хоккейной России — но не повод для сожалений
— Если бы сами не объявили об уходе, работали бы в ЦСКА до сих пор?
— Нет, конечно.
— Почему?
— Результат-то неудовлетворительный.
— Вы о чем? Два предыдущих сезона — два трофея. Ну, случилась осечка. Так что, сразу расставаться?
— Вчерашние успехи — они вчерашние. Это ЦСКА! Очень сильный состав, серьезные финансовые вложения. В первом раунде вылетать нельзя. Однозначно — тренер виноват.
— Вячеслав Фетисов, ваш близкий товарищ, в апреле произнес: «Федоров сделал великое дело — выиграл два Кубка Гагарина подряд, а потом оказался крайним».
— Спасибо Вячеславу Александровичу, он безумно за меня переживал. Выступал в поддержку, даже когда у команды не клеилось. Вы же помните, что писалось в первый сезон. Но в случае с уходом я просто не успевал на все реагировать, пояснять. Думал, руководители клуба как-то прокомментируют: «Никто никого не увольнял!» Да и было несколько высказываний. Но уже пошла волна возмущения — их не услышали.
— Без вас ЦСКА затеял масштабную перестройку.
— Так.
— Вы понимали, что она необходима?
— Нет. Никто этого не понимал. Играли мы неплохо — но вот каких-то мелочей не хватило. Перед третьим сезоном я встречался с руководством. Обсуждали состав. Знаете, на чем сошлись?
— На чем же?
— На рынке нет таких игроков, чтобы сразу влились в коллектив, в нашу атмосферу. Ни менеджеры, ни агенты со стороны усиливать ЦСКА не хотели. Мы понимали — хорошего хоккеиста нам не отдадут. Решили драматически состав не менять.
— Когда сказали, что не будете продлевать контракт, товарищи по штабу вас не отговаривали?
— В штабе тоже никто не знал. Я сообщил только высшему руководству.
— Включая Есмантовича, президента клуба?
— Да, Игорь Вячеславович был в курсе.
— Вот объявили вы об уходе — и что почувствовали?
— Стало намного легче. Как гора с плеч. Захотелось совершить невозможное — выиграть три Кубка Гагарина подряд. Прилив энергии! Понял — я все сделал правильно. Думал о жене, о детях. Они не пропустили ни одного матча ЦСКА в плей-офф. Даже в Ярославль ездили. Вот это была моя главная мысль — вернуться в семью. Дети растут — а я их почти не знаю!
— Видели урывками?
— Вечером возвращаюсь — они уже спят. Рано утром просыпаюсь — еще спят. В макушку чмокну, прыгну за руль — и на работу. Живем-то за городом. Без пробок добраться до офиса можно, если выезжаешь в 7.00. Если позже — будешь тащиться по Новорижскому шоссе два с половиной часа.
— Вам сейчас понравилось дома. У детей самый интересный возраст. Когда вернетесь к тренерству?
— Ну... никогда.
— Мы ничего не понимаем.
— А куда мне возвращаться? Тренером в другой клуб? Нет!
— Давайте углубимся в эту тему...
— Не стоит. Смысл? Могу тысячу раз повторить «никогда» — но в жизни бывает все. Пока для меня очевидно, что буду с семьей.
— Когда-то из футбольного ЦСКА убрали Валерия Газзаева, попробовали другого тренера. Вскоре сказали: «Валерий Георгиевич, мы вас не увольняли, просто дали отдохнуть». Если с вами история повторится?
— Я рассмотрю это предложение. Но только из ЦСКА.
— В другом клубе себя не видите?
— Однозначно! Ни тренером, ни менеджером. ЦСКА у меня в сердце, в душе. Особенно много значат последние двенадцать лет, которые там провел. Но я очень задолжал своей семье. На Карину и ее маму выпала безумная нагрузка. Первые года три теща помогала растить детишек. Я же с утра до вечера в клубе.
— Она с вами живет в загородном доме?
— Жила какое-то время. Мы не брали бебиситтеров. Если у нас игра — я возвращался в час ночи. В другой день в лучшем случае мог успеть хотя бы уложить спать детей. Мчался домой, чтобы кормить, поить, одевать и укладывать.
— Жена не выставляла вам ультиматум — «или семья, или хоккей»?
— Нет-нет. Наоборот, поддерживала, давала мне спокойно работать. А сейчас говорит: «Мы уже соскучились по хоккею! Когда пойдешь тренировать?» Но это не всерьез.
— Трудовая книжка до сих пор лежит в отделе кадров ЦСКА?
— Я долго тянул, никак не мог доехать, но все-таки забрал. Месяцы спустя.
— Это был драматичный момент?
— Нет, абсолютно. Я понимаю, о чем вы, — но не угадали. Ничего тяжелого! Даже рад был повидать людей, с которыми столько лет отработал.
— Как же вам с наскока удалось взять два Кубка Гагарина? В чем секрет?
— Так сошлись звезды, очень много звезд. Не забывайте — мне досталась команда, которая была на ходу. В этом огромная заслуга Игоря Никитина. А дальше... Не хочу хвалиться. Хоккей — командный вид спорта. Наши успехи — результат работы всего тренерского штаба. Правда, решение в любом случае должен принимать кто-то один, и этим человеком был я.
— Каким-нибудь упражнением удивили команду?
— Если на первых порах, как уже говорил, руководствовался принципом «не навреди», то со временем в тренировочном процессе кое-что поменял. Сделал акцент на атаку, некоторые упражнения усложнил. Например, вместо одной шайбы добавил три.
— ???
— Я о повторениях при отработке входа в зону. Сначала шайбу туда завозили. Потом набрасывали на ближнюю штангу. А в третий раз — уже на дальнюю, чтобы кто-то из атакующих игроков подобрал отскок. Все это в рамках одного упражнения.

— С Иваном Федотовым после возвращения из армии тяжелый был разговор?
— Нет. Уложились в пару минут. Обсудили ситуацию, друг друга поняли, и он спокойно пошел на массаж. Я всегда Ваню поддерживал, а уж в тот период особенно.
— Сейчас созваниваетесь?
— Нет, но слежу за его игрой в «Филадельфии», передаю приветы через общих знакомых.
— Когда он станет прежним Федотовым?
— Да он уже в ЦСКА прежним стал! Не сразу, конечно, — к февралю. Другое дело, что мы как команда ему толком не помогли. Весь сезон наши действия в обороне оставляли желать лучшего.
— Сколько штрафов выписали в ЦСКА за три сезона?
— С дисциплиной не было проблем. Ну, раз в год кто-то из ребят мог опоздать, но это ерунда.
— Рекордные штрафы в вашей карьере?
— В НХЛ при дисквалификации на пять матчей зарплата не сохраняется. В «Детройте» с этим столкнулся дважды. В первом случае потерял 300 тысяч долларов, во втором — 430.
— Что натворили?
— 1994-й, матч с «Сан-Хосе». Всю игру меня ковырял Джейсон Мор. Провоцировал, в ребра клюшкой тыкал. Ни судьи, ни сокомандники не реагировали. Ладно, сказал себе, защищаться — так самому. Ну и дождался момента, хорошо встретил этого Мора. Когда он падал — добавил.
— Кулаком?
— Черенком клюшки. В шею. Лет через пять с другим защитником, Здено Харой из «Айлендерс», сцепились. Я рухнул на лед, и он клюшку мне в грудь воткнул.
— Как штык?
— Да. Еще и удерживал. Я изловчился, врезал ему клюшкой куда-то в область шеи. Наотмашь. Прямо срубил его! Представляете, как допекли?
— Куда ж ваши тафгаи смотрели?
— В «Детройте» были лучшие в лиге «полицейские» — Боб Проберт и Джо Кошур. В обиду никого не давали, но в тех эпизодах по каким-то причинам недоработали. Деталей уже не помню.
— В «Магнитке» вы за Федора, младшего брата, вступились, когда против него жестко сыграл Дерлюк из ХК МВД. А тот-то здоровяк...
— Даже повыше Феди, у которого рост 195 сантиметров.
— А у вас?
— 188. Такого беспредела, как в НХЛ, в той игре не было. Но судьи приложили руку к потасовке, своими решениями грамотно нас к ней подвели. Плюс эмоции захлестнули. В итоге мы с Дерлюком зарубились. По-честному скинули перчатки, шлемы...
— Чуть раньше в «Магнитке» был случай. На лавке в разгар матча Сикора начал орать на кого-то из своих хоккеистов. Гончар не выдержал, замахнулся клюшкой и крикнул: «Заткнись!»
— Вы о Петре Сикоре, нападающем?
— Нет, о Мареке, главном тренере.
— Серега на тренера замахнулся?! Ничего себе. Вообще-то Гончар очень спокойный, его невозможно разозлить. Так в чем вопрос?
— В вашей карьере были моменты, когда хотелось поколотить собственного тренера?
— Никогда. Если перечислю фамилии тех, с кем работал, вы поймете, что все было чинно-благородно.
— А когда в «Детройте» Скотти Боумэн узнал, что вас после перелома носа должны прооперировать, и рассердился: «Плохая идея! Ты можешь играть!» — поразились?
— Да меня врач перед фактом поставил: «Завтра в семь утра операция». Потом еще сотрясение мозга обнаружили. Тут уже и Скотти сообразил, что недели на три я вне игры. А его первая реакция объяснима — у команды тяжелый выезд, нужны очки... Но это я сейчас понимаю. А тогда, конечно, резануло, что со свернутым носом хотели на лед выпустить.
— Вы в ЦСКА хоть раз так делали?
— Что вы! Ситуации были разные, но здоровье игроков для меня всегда на первом месте. Тем более когда речь о регулярке. Плей-офф — другая история. Там себя уже никто не щадит, ребята сами рвутся в бой. Как Попов.
— Звонили Боумэну, став тренером? Советовались?
— Нет. Мы с Вячеславом Александровичем иногда звоним Скотти, но последний раз это было еще до моего назначения. Получается, больше трех лет прошло. Спасибо, что напомнили, в ближайшее время наберем. Знаю, что Боумэн в порядке, ведет активный образ жизни, хотя в сентябре исполнилось 91.

— Вдова Виктора Тихонова в книжке жестко по вам прошлась. Читали?
— Нет.
— Смысл такой: сыну Василию пообещали в ЦСКА место тренера, но пришел Федоров главным менеджером, уволил всех, вплоть до точильщиков. Затем привез Торчетти с помощниками — и места Тихонову-младшему уже не нашлось.
— Хм. Во-первых, всех я не увольнял. Да, с кем-то из сервисменов расстались, но многие до сих пор работают в клубе. Во-вторых, при мне не было разговоров, что Василий Тихонов должен в ЦСКА тренировать. Мы хорошо общались, до трагического ухода из жизни он нам помогал. За это время ни разу не слышал от Васи, что хочет войти в наш штаб.
— Вы нахваливали Торчетти. А вот Алексей Морозов отыграл у него сезон в ЦСКА и сказал: «Это самый странный тренер в моей карьере».
— Стоп. Когда я Торчетти нахваливал?
— Нам же в интервью: «Джон поработал кризисным менеджером в командах, которые впоследствии выигрывали Кубок Стэнли. Был ассистентом у самых сильных тренеров НХЛ — для меня нет показателя весомее. Что он профессионал и знает дело — ставлю свою репутацию!»
— Хвалить и знать — разные вещи. Вы должны это четко понимать. Я внимательно изучил резюме Торчетти, побеседовал с людьми, которые когда-то с ним пересекались. Полетел в Хьюстон, поговорил с самим Джоном. Выбрал его, потому что он кризис-менеджер. Умеет работать с состоявшимися игроками, за короткое время может создать боеспособную команду. Не советского плана тренер.
«В Нагано Борис Миронов сбросил баул с восьмого этажа. Трезвый!» Интервью с президентом КХЛ и звездой российского хоккея Алексеем Морозовым
— Теперь процитируем Морозова: «В той команде ни у кого яркого сезона не получилось. Ни у меня, ни у Радулова, ни у Сапрыкина. Подбор игроков был приличный. Но американец требовал от нас то, в чем мы не сильны. А что умели здорово, нам запрещали. Например, в большинстве я любил бросать в ближнюю или дальнюю «девятку». Сколько голов забил с одной позиции! Но Торчетти не разрешал посылать шайбу верхом. Твердил: «Только низом!»
— Это частности. У каждого тренера своя начинка. Джон скрупулезно относился к деталям. Но в ЦСКА должен был сделать и другое. В первую очередь — наладить командное взаимодействие.
— С Морозовым-то вы согласны?
— Он все правильно сказал. Но не поэтому команда выступила плохо и вылетела из плей-офф уже в первом раунде.
— А почему?
— Без комментариев. Не хочу выносить сор из избы.
— Этому сору 11 лет.
— Ну и что? Вы, кстати, помните, какой был негативный фон вокруг ЦСКА и Торчетти?
— Еще бы.
— Многие журналисты писали о том, чего на самом деле не было. Критиковали и Джона, и тренера по физподготовке... Но я нашу внутреннюю кухню даже с близкими хоккейными товарищами не обсуждал. Главное, причины неудачного выступления мне понятны. Я их не озвучивал, но делал выводы и как менеджер становился лучше.
— Возвращаясь к 55-летию — кто-нибудь из приятелей попрекнул, что юбилей «зажали»?
— Ха! Конечно, говорили!
— А вы?
— С каждым из друзей встречаюсь отдельно. Проставляюсь. Все как положено. С кем-то в хоккей вместе играем. Подкалывать они мастера. Я бы, может, и устроил огромное торжество — но кто организует? У меня просто сил на это не хватило бы. Как и у жены. В жизни было столько банкетов, фуршетов...
— Самый фантастический банкет в вашей жизни?
— Вручение «Оскара» в Лос-Анджелесе. Красная дорожка, все дела. Мы с братом туда приехали. Я играл в «Анахайме». Компания Mercedes предоставила нам бесплатно новый Maybach 62. Специально для церемонии.
— Ох.
— Вот там на селебрити насмотрелись. От Элтона Джона до Принса. У меня есть приятель, канадец, 30 лет дружим. Живет в Лос-Анджелесе, музыкальный продюсер. Он-то и дал пригласительные на вечеринку. На самой церемонии могут присутствовать лишь причастные к «Оскару».
— На вас звезды внимание обращали?
— Ни малейшего. У них свой мир. Кому-то представили: «Вот, известный хоккеист...» — «О!» И все. На какой-то вечеринке разговорился с Сэмми Хагаром, вокалистом группы Van Halen. Часа на полтора зацепились языками. Он в тот момент с алкоголем завязал, я тоже не пил, шел сезон. Очень тепло пообщались.

— Оказавшись в Лос-Анджелесе на Аллее звезд, один из нас был разочарован — сколько грязи вокруг, бомжей...
— Знаете, я ни разу там не прогулялся. Рядом вроде китайский квартал?
— Кажется. Самая удивительная точка, которую увидели в Штатах?
— Я много лет хотел взять дом на колесах и проехать через всю Америку. Там есть чудесные маршруты. Но так и не воплотил. По двенадцать часов сидеть за рулем мне тяжеловато.
— Рекорды в этом смысле были?
— Как-то из Детройта поехал отдыхать в Майами. Единственное мое автомобильное путешествие по Соединенным Штатам. Мне понравилось — хоть довольно утомительно. Десять часов в пути, короткая ночевка в отеле — и еще восемь за рулем.
— В Детройте гоняли на Maserati?
— Первые четыре года — на Chevrolet Corvette, который бесплатно предоставлял клуб. Потом пересел на Gelandewagen. Тоже прекрасный автомобиль. Словно танк. В снежную бурю — то что надо.
— А как вам Maserati?
— Супер!
— Максим Сушинский эту марку раскритиковал: «На фоне Mercedes — каменный век. Ощущение, что ты за рулем «Москвича».
— У меня другие впечатления. Впрочем, я же не ездил на Maserati по российским дорогам. Здесь у меня был Mercedes. Тот самый, что подарили хоккеистам сборной за выигрыш чемпионата мира-2008. Долго прослужил.
— Судьба машины?
— Люди, которые очень любят хоккей, долго и настойчиво уговаривали ее продать. В какой-то момент так и поступил.
— В ней что-то особенное?
— Металлическая планка на панели: «За победу на чемпионате мира 2008 года». Может, из-за этого?
— Сейчас у вас что?
— BMW. 740-я.
— «Стрелку клали»?
— Рискнул разок. В Германии. Еще играл, прилетел спину лечить. Тогда впервые попробовал иглоукалывание. Эффект ошеломляющий!
— Что было?
— Когда в поясницу иголки воткнули, там такой шар надулся... Открылись энергетические потоки, казалось, не на кушетке лежу, а летаю. Двадцать минут — и все, ни болей, ни спазмов. На радостях сел в Porsche, вышел на автобан и втопил. Увидев на спидометре 270, сразу успокоился, скинул скорость.
— Что такое в вашем понимании 55?
— Перевернутые 22.
— Прекрасно сказано.
— Мне не кажется, что это большие цифры. Вообще, все, что происходит после 30 апреля, меня радует и устраивает.
— Какие-то звоночки от этого возраста все-таки есть?
— Скорее наоборот. Вот были у меня серьезные проблемы со спиной. Из-за них с хоккеем закончил. А сейчас полный порядок.
— Такое бывает?
— Нашел упражнения, терапию. Все прошло. Диски в позвоночнике были севшие. Не белые, а серые.
— Стерлись?
— Не стерлись, просто были не такие свежие. Оказалось, можно восстановить спину без операции. За счет уколов.
— В Москве?
— В Германии. Прокалываешься — и вот такой эффект, сам не ожидал. Плюс помогла летняя ходьба с нагрузкой. У меня своя методика исцеления позвоночника. Вам интересно?
— Не то слово.
— Когда идешь по траве, а не по жесткой поверхности, ступня под углом. Продавливается. Начинают работать маленькие мышцы-стабилизаторы в позвоночнике. Вокруг здоровые мышцы — но эти стабилизаторы решают всё. Ну и гольф хорошее подспорье. Я иногда играю.
— Как раз Нахабино у вас под боком. Очень удобно.
— Да не в этом дело. Ты носишь на себе 14 клюшек. Вес — килограммов 15-16. В гольфе надо ходить. Если катаешься на машинке — уже не то.
— Что ж люди ездят?
— Лишь когда много народа. Чтобы все успели сыграть. Но по-настоящему — нужно ходить! Хотите, честно вам скажу?
— Конечно.
— Всего 18 лунок. Поначалу я до девятой не мог дойти! Будто плита на спине, согнуться невозможно! Садился в машинку, доигрывал раунд так. Но постепенно стал проходить 18. Уже без болевых ощущений. Благодаря гольфу укрепил те самые мышцы-стабилизаторы.
— Успехи в гольфе есть?
— Как-то проводился «Тур Десяти». Четыре дня! Пешком! Я выиграл. Но до этого были три года терапии. С каждым месяцем становилось лучше и лучше.
— Призовой фонд был?
— Ха-ха! Ну о чем вы говорите? Это турнир для тех, у кого гандикап ниже десяти. Друзья купили пиво, еще какую-то тарелочку дали — вот и весь «призовой фонд».
— Это ваш единственный трофей в гольфе?
— Не единственный. Но хватит о гольфе.
— В хоккей-то продолжаете играть?
— Два раза в неделю.
— С «легендами»?
— Какая разница с кем? Главное — играю. Вот на прошлой неделе слетал в Уфу, поучаствовал в матче памяти Сергея Гимаева.
— В давнем интервью нам вы говорили: «Я человек любознательный, экспериментов не боюсь».
— Готов повторить.
— Последний эксперимент в вашей жизни?
— Три года тренерства в ЦСКА. Для меня это был эксперимент. Как и гольф, чтобы вылечить спину.
— Когда-то вы употребляли ягоды асаи.
— Они до сих пор присутствуют в моей жизни. Просто теперь сложнее доставать. В свежем виде в России больше не продаются. Зато привозят концентрированный сок.
— Вы же вроде забросили асаи.
— Ненадолго. Если это работает — зачем бросать?
— Прежде этими ягодами врачевали больные локти.
— Да, вылечил их. Асаи очень насыщенная, жирная ягода. В ней куча минеральных соединений и антиоксидантов. Полезнейшие витамины! А самое лучшее — смазывает связки. Вот ради этого и пил по четыре пакетика в день.
«С Разиным 10 лет не здоровались — пока тот не извинился». Десятки мощнейших историй про российский хоккей от Геннадия Величкина
— Недавно мы встречались с Геннадием Величкиным, бывшим руководителем «Металлурга». Вспомнили вас.
— Добрыми словами?
— Интересными. Геннадий Иванович озвучил наблюдение: «Федоров вообще не прикасался к кофе. Говорил — «сушит». Так и есть?
— Кофе не только сушит. Если стоишь на месте, еще и разгоняет пульс. Это стимулятор. Но кровь нам и так разгоняли. Много тренировались утром, вечером. Я понимал, что даже мелочь может повлиять на физическое состояние. Вот кофе и не пил.
— А сейчас?
— Пью.
— Вы так за собой следили, что сделали минеральный анализ тела.
— Это было почти 30 лет назад!
— После того анализа многое для себя исключили. Сладкое, мучное...
— Белое мучное!
— Говорили, что спагетти позволяете себе раз в месяц, не чаще. Хотя для спортсменов это — главное топливо.
— Почему я резко изменил диету? Организм тратил на переваривание пищи больше энергии, чем от нее получал. Наешься макарон — ходишь вялый. Значит, нужны продукты, которые перевариваются долго, потихоньку.
— Например?
— Когда ты молодой человек, есть можно все. Но мне-то уже было 27. Чувствовал — в играх чего-то не хватает. Задумался. А тут товарищ по команде рассказал про минеральный анализ тела. Я тоже сделал — и начал разбираться. Понял, что такое еда с высоким гликемическим индексом, низким. Насколько важен инсулин и что на его уровне сказывается. До сих пор живу по этим правилам.
— Что ж вы ели перед матчем?
— Зеленый салат, бульон или другие супы. Можно было коричневые макароны, которые в тебе долго перевариваются. Мясо, рыбу, курицу.
— Рис?
— Только темный.
— К кока-коле не прикасались с 1990-го?
— Вообще не помню, чтобы ее пробовал. Эти сахарные ловушки и сам обхожу, и детям не разрешаю.
— Встречали мы больших спортсменов, которые упивались колой. Самюэль Это'О глушил бутылку за бутылкой.
— Я тоже встречал. Люди прекрасно себя чувствовали.
— Стив Айзерман не такой?
— Ну что вы! Стиви очень выверенный в смысле питания. Правильный человек. Поэтому и отыграл столько лет.
— Долго играл и Крис Челиос. Который после пьянок садился в парилке на велотренажер — приводил себя в порядок.
— Честно вам скажу — ни разу не видел, как он это делает. Но сам Крис мне говорил: «Да, 40 минут кручу тренажер в бане. Смотрю телевизор». Не знаю, какая температура. Градусов шестьдесят-то было! После этого чувствовал себя на льду великолепно.
— Поражал вас здоровьем?
— Здоровьем меня поражали ребята в советском ЦСКА. Вот это были богатыри! С колоссальной выносливостью.
— Кто в первую очередь?
— Касатонов. Тот же Фетисов. Да все тогда 11 месяцев в году тренировались с сумасшедшей интенсивностью.
— Дмитрий Губерниев рассказывает, что каждое утро начинает с двух стаканов теплой воды, куда выжимает лимон. Как вам рецепт?
— Я начинаю утро со стакана теплой воды. Лимон не выжимаю. Боюсь за желудок — все-таки кислота. Выпиваю — и отправляюсь готовить детям завтрак.
— Овсянку?
— Врать не буду, кашу еще не варил. Не умею. Вот омлет или яичницу с индейкой — легко.
— В радость вам постоять у плиты?
— Вы даже не представляете насколько! Особенно когда дети добавку просят. Значит, вкусно. Сам-то мало ем.
— Рука к холодильнику не тянется?
— Вообще не моя история!
— Холодильник ночные просмотры не набирает?
— Ноль целых ноль десятых. Всегда так было.
«Поражался, как Ягр влезает в джинсы с такой задницей». Великий российский тренер, который ушел слишком рано
— При вашем отношении к собственному здоровью и питанию был в «Магнитке» странный эпизод. Валерий Белоусов в 2010-м после поражения в плей-офф от «Ак Барса» сообщил: «Федоров отказался выходить на лед и дома, и в Казани. Вечером нормальный, а под утро — «не могу играть, отравился». А чем, кто его знает?»
— Я не помню эту историю. Если и была — тема для меня несущественная. Раза два в год случалось сильное отравление. Иногда в день матча. Я не заявлял бы категорично — «Федоров отказался играть». Врачи должны были проинформировать главного тренера, что человек не в состоянии получать нагрузку.
— Валерию Константиновичу показалось — история темная.
— Может быть. Но я не помню. Врезалось в память другое. Уезжал в Америку здоровым — и вдруг в самолете поплохело. То ли вирус, то ли что-то съел. Я еле выжил! Сидел совершенно белый. Стюардессы подходили: «Что с вами?» Пил только теплую воду и бегал в туалет.
— Вы были действующим игроком?
— Нет, уже закончил.
— Тогда еще одна история от Величкина. 1994-й, локаут в НХЛ. Вся великая тройка — Буре, Могильный и вы — могла перебраться в Магнитогорск. Играть-то было негде. Отправили на переговоры Могильного...
— Играть было негде. Но это единственная правдивая деталь в рассказе. В Магнитогорске мы оказаться не могли. Во всяком случае я.
— А если бы локаут затянулся?
— Все равно у нас оставались какие-то годы на контракте. Надо было покупать огромную страховку. Кто бы на это пошел? Нам по 25 лет. Ну, куда? Зачем рисковать? Мы просто сидели и ждали начала сезона.
— К тому же самая большая зарплата в том «Металлурге» — 25 тысяч долларов в месяц. Получал капитан Михаил Бородулин. Едва ли вас можно было соблазнить такими суммами.
— Повторяю: мы были под контрактами. Агенты и президент НХЛ тоже нас предупреждали: «Не спешите. Может, договоримся». Не только мы — все 700 хоккеистов это знали. Ну какой чемпионат России?
— Но поехали ведь вы без страховки в 1998-м на Олимпиаду в Нагано.
— Это было.
— Вы знали цену страховке и возможной травме. Трясло?
— Агент как профессиональный человек мне все объяснил. Но я был неплохо готов. Тогда Леша Ковалев на ровном месте получил травму, и тренеры сборной пригласили меня. Понимал — со мной может произойти то же самое. Чтобы хоть как-то почувствовать командный хоккей, отправился в пригород Детройта, тренировался с юниорами. Но все равно в Нагано прилетел без игровой практики.
— Риск!
— Как раз в этот период мы хотели заключить новый контракт. С «Детройтом» не договорились — в дело вступила «Каролина». Я подписал с ней предварительное соглашение. У «Детройта» была неделя, чтобы найти деньги и повторить условия.
— Мы слышали, у Майка Илича, владельца «Ред Уингз», было 48 часов. Чтобы где-то отыскать 16 миллионов долларов.
— Нет-нет, неделя.
Кто богаче — Могильный с Федоровым или Овечкин, Малкин и Панарин? Посчитали доходы российских игроков НХЛ
— Говорили, в Нагано вам контракт сунули на подпись сквозь дырку в заборе Олимпийской деревни.
— Что-то такое было, припоминаю. Агент, да?
— Вице-президент IMG Горячкин.
— Да-да, точно. Подписывал контракт на коленке. Был счастлив — наконец-то все разрешилось, разум у «Детройта» возобладал.
— Вы тогда на бонусах заработали 28 миллионов за четыре месяца.
— За два.
— Ого!
— Зарплата — два миллиона. Подписной бонус — 14 миллионов, 12 — за выход в финал. Где обыграли «Филадельфию». Я мог подзабыть детали. Но вы загляните в книгу рекордов Гиннесса, там все зафиксировано.
— Еще нам рассказали — после выигрыша Кубка Стэнли вы всех хоккеистов «Детройта» отблагодарили. Каждому что-то перевели на счет.
— Этого не было.
— Значит, кто-то нафантазировал.
— У нас был выезд в Аризону. В честь подписания контракта я устроил хороший ужин. Всей командой пошли в стейк-хаус.
— На ужине новичков ветераны частенько заказывали самые дорогие коньяки. Куражились.
— При мне такого безобразия не было. Счет и без коньяков вышел будь здоров. В районе 12 тысяч долларов. Это очень прилично для тех времен, поверьте.

— Из-за затянувшегося торга с «Детройтом» собственные фанаты на вас обозлились. Свистели, стоило вам дотронуться до шайбы.
— Я убедился — от любви до ненависти один шаг! А менеджмент все свалил на меня, не стал рассказывать, как было на самом деле. Действительно, я выхожу на лед — зрители «букают». Шайбу получаешь — свист! Очень неприятно.
— То, что сразу завоевали Кубок Стэнли, не помогло?
— Нет. Причем продолжилось и в других моих клубах. «Анахайм», «Коламбус», «Вашингтон»...
— Илич обиделся на вас, что так его «отжали»?
— Да никого я не отжимал! У меня были определенные личные обстоятельства, о которых не вправе говорить даже сегодня. Вдобавок мои агенты постоянно твердили, что могут повысить зарплату. Но ничего не менялось. В какой-то момент я вообще перестал понимать, что происходит в моей жизни. Игра в хоккей была для меня единственной отдушиной. А «Детройт» просто убрал со стола новое предложение по контракту.
— В клубе знали о ваших «личных обстоятельствах»?
— Конечно. Я сразу же честно рассказал о них Иличу и менеджерам клуба. Закончил так: «Мне надо подумать». Назвал срок — две или три недели. Но все вылилось в месяцы. Я был молодым человеком, не особо разбиравшимся в жизни. Еще и агентам доверился.
— Сейчас понимаете, как стоило поступить?
— Все подписать, что предлагал «Детройт», и спокойно работать дальше. Не обострять ситуацию.
«Я готов бастовать весь год». Как Федоров выбил из «Детройта» суперконтракт: 28 миллионов долларов за сезон
— В деньгах-то выиграли?
— Нет. Никто не выиграл — ни я, ни клуб. Было лишь много негативных эмоций, причем с двух сторон. А кончилось тем, что в 2003-м я ушел в «Анахайм», подписав пятилетний контракт на 40 миллионов. «Детройт» же изначально давал по десятке за сезон.
— Александр Кожевников нам как-то сказал, что в сегодняшнем хоккее зарабатывал бы не меньше трех миллионов долларов в год. А на какой контракт в НХЛ мог бы сейчас рассчитывать праймовый Федоров?
— Десятка минимум. Федоровых-то больше нет. Имею в виду все игровые аспекты. Три зоны, игра без шайбы, скорость, индивидуальные действия... Возьмем, к примеру, Макдэвида. Хороший форвард?
— Очень.
— Да, во всем — кроме игры в обороне.
— В остальном не слабее вас?
— Сложно сравнивать. Да и надо ли? Я о другом. Сегодня Макдэвид — один из сильнейших игроков лиги, скоро по новому контракту начнет зарабатывать миллионов 14-15 в год. Я поскромнее. Получал бы 10-11.
— Вы понимали, что были уникальным хоккеистом?
— О таких вещах никогда не задумывался. Просто игра доставляла большое удовольствие — в том числе от того, что на льду у меня серьезных затыков не возникало. Все игровые ситуации были решаемы. И в атаке, и в обороне.
— Часто вам говорят, что с возрастом становитесь очень похожи на отца?
— Нет. Но я и сам вижу. Нос, лицо, фигура...
— Это внешне. Внутреннее сходство есть?
— Мало. Что отличает людей, которые долго жили в Советском Союзе? Они если верят во что-то — верят до конца. Я более гибкий, постоянно анализирую, пытаюсь понять — прав или нет. А папу было трудно переубедить. Прямолинейный. Зато невероятно добрый и отзывчивый. Всегда там, где мне нужно. Я называл его Мистер Помощь. По любым вопросам!
— Последний разговор с отцом?
— Стартовал плей-офф, мы играли в Питере со СКА, он прилетел накануне матча. Вечером в гостинице поужинали, поболтали. Так, ни о чем. Как дела, как мама, как Федя...
— Ни знаков, ни дурных предчувствий?
— Абсолютно. В 70 лет отец прекрасно выглядел, на здоровье не жаловался. Перекусили, я пошел готовиться к игре, а он поднялся в номер. Там и умер в ту же ночь.
— Тромб?
— После вскрытия судмедэксперт в заключении написал — ишемическая болезнь сердца... А дальше я сделал все, о чем попросила мама. Низкий поклон и огромная благодарность Алексею Викторовичу Касатонову и моему псковскому другу Евгению. Они помогли организовать транспортировку, и я из Питера вместе с гробом полетел на похороны в Детройт.
«В конфликте из-за Тихонова я никого не предал. И у меня, и у Фетисова была своя правда». Вторая часть интервью Касатонова
— Мама так и живет в Мичигане?
— Да.
— В городке Энн-Арбор?
— Нет, там могила отца. А мама — в Бэй-Харборе.
— Сколько ей?
— 76. Бодренькая. Машину вообще водит, как Шумахер!
— Интересно, какую?
— Audi Q5. Федин дом неподалеку, в 20 минутах езды. У него семья, двое сыновей.
— Бизнес тот же — медицина и недвижимость?
— Нет. Там не все получилось, поэтому семь лет назад он забрал оттуда деньги, и мы купили в Мичигане хоккейную арену. Открыли академию братьев Федоровых, летом проводим тренировочные лагеря.
— Большая арена?
— Размер стандартный, трибунка на двести человек. Лед забит арендаторами под завязку. Детишки занимаются, любители шайбу гоняют, массовое катание...
— Сколько стоит арена?
— Около двух миллионов долларов. Поскольку обветшала, нам дали скидку в районе миллиона. Но пришлось вложиться в ремонт, закупить новое оборудование, компрессоры, поменять отопительную и охлаждающую системы. Расходы приличные!
— Хоть отбили?
— Да. У нас весь город катается!

— Американский паспорт сохранили?
— Да.
— А квартиру в Майами?
— Нет. Всю американскую недвижимость давно продал. Я же с 2009-го постоянно живу в России, в Штаты прилетаю редко.
— Почему Детройт называют худшим городом Америки?
— Это сейчас там можно спокойно гулять по центру. Никакой преступности. А в игровые времена лишний раз старался туда не заглядывать. Реально опасно.
— Где ж поселились?
— Как все хоккеисты «Ред Уингз» — в пригороде. Десять километров от центра — и совершенно другая жизнь. Тихо, комфортно. Ни шума, ни криминала.
— Скучаете по Америке?
— Последние лет восемь — вообще не тянет. К сожалению, от той Америки, которую я полюбил в 1990 году, когда туда приехал, сегодня ничего не осталось. Это уже другая страна!
— Что изменилось?
— Всё! Жизнь, люди, взаимоотношения, нравственные ценности.
— Люди стали злее?
— Не такими доброжелательными и открытыми, как прежде. Поголовно зациклены на деньгах.
— Дело еще и в политике?
— Разумеется. Но ее затрагивать не хочу. Я понимаю наших ребят, кайфующих от игры в НХЛ. Какие-то очевидные моменты они, конечно, замечают. Что раньше заправляли машину за 20 долларов, а сегодня — уже за 100. Но я-то говорю о глобальных вещах.
— Брат разделяет вашу точку зрения?
— Он тоже понимает, что Америка стала другой. Слава богу, и Федя с семьей, и мама живут там, где народ поддерживает Трампа. Это blue collars — «синие воротнички». Нормальные работяги с консервативными взглядами.
— Объясните, чем хорош Трамп?
— Тем, что хочет вернуть ту Америку, которая была еще лет 15-20 назад. Вот только возможно ли это? Не уверен...
— Вы сказали, что не представляете себя нигде, кроме ЦСКА. А если завтра звонок из НХЛ — что ответите?
— Отмахиваться от предложения не стану. Рассмотрю. Хотя сомневаюсь, что позвонят. Мне уже 55. Может, кто-то в «Детройте» и скучает по моей персоне, вспоминая хоккейные подвиги, но в шорт-листе фамилия Федоров вряд ли присутствует.
— Почему?
— Я же знаю, как там система устроена. Чтобы тренеру получить работу в НХЛ, нужно начинать с низов, пройти все ступеньки. Не где-то в Европе — именно в Америке.
— Ярчайший пример — Сергей Брылин?
— Да! Восемь сезонов в штабе фарм-клуба «Нью-Джерси», а в 2022-м повысили до должности ассистента главного тренера в первой команде. Я за Серегу очень рад.
— На матчи КХЛ после расставания с ЦСКА ходите?
— Некогда. Уже в семь утра на ногах, с детьми кручусь-верчусь. Завтрак, школа, тренировки. У Саши — акробатика, у Вити — хоккей. Пять занятий в неделю, а по субботам игра либо турнирчик. Так что впервые на ЦСКА выбрался в середине декабря, когда по случаю 55-летия на арене поднимали именной стяг.
— Вычитали, что у вас с женой инвестиционная компания «Федоров групп».
— Что за чепуха? От бизнеса мы далеки. Карина — домохозяйка. А у меня еще недавно было ИП, но продал квартиру — и закрыл.
— Что за квартира?
— В «Москва-Сити». Сначала там поселились. Удобно — в двух шагах от работы. Но через пару лет поняли, что надо в другое место перебираться. Когда у тебя маленькие дети или идешь выгуливать собак, заходишь в лифт на 29-м этаже, а потом туда набивается офисная толпа — мягко говоря, некомфортно.
— Сколько у вас собак?
— Три. Дворняжки. Еще был йоркширский терьер — подарил Карине, когда только-только начали встречаться. Но уже умер от старости.
— А дворняги откуда?
— Тимошу взяли из приюта. Соню в проливной дождь чуть не сбила машина возле офиса «Роснефти». Меня жена туда на совещание подвозила. Увидела собачку, та вся мокрая, перепуганная, — и сердце дрогнуло. Увезла домой. А третий щеночек из Улан-Удэ, Гема.
— Ну и кличка.
— Выходим с женой из буддийского храма. У дверей стоит монах, рядом щенки носятся. Спрашиваем: «Вы не против, если одного заберем?» — «Да пожалуйста». — «Может, и имя подскажете?» Он приподнимает щенка, видит, что девочка, и говорит: «Гема. В переводе на русский — «названная». Мы тут же в ветеринарную клинику. Делаем прививки, оформляем на собаку документы — и в аэропорт.
— Когда строили загородный дом, сами что-то проектировали?
— В Америке гараж обычно размещают так, чтобы оттуда можно было сразу попасть в подсобку и на кухню. Мы сделали по тому же принципу. Возвращаешься из супермаркета — не надо с пакетами тащиться через улицу.
— Вы рассказывали нам когда-то, что в Штатах полностью обнулились, потеряв более сорока миллионов долларов. Время спустя всплыли невероятные подробности. Присвоил ваши деньги Джозеф Зада. Убедил вложиться в нефть, устроив на своей вилле вечеринку, где принца Саудовской Аравии со свитой сыграли актеры.
— Фамилия мошенника мелькнула в американской прессе после приговора. Зада получил 18 лет. Что касается остального — бред. Не было ни вечеринок, ни виллы, ни принца, ни свиты. У Зады дома я был раза два. Встретились, поужинали, что-то обсудили...
— И все?
— А-а, однажды слетали в Лондон на переговоры с его боссом. Тот, скорее всего, был фейковым.
— Зада до сих пор в тюрьме?
— Вроде сидит.
— На суд вы ходили?
— Да, я же получил повестку из ФБР.
— Как там вел себя этот аферюга? Каялся?
— Нет. Мне кажется, у таких персонажей ни стыда, ни совести. Зада не только меня к финансовому краху подвел, но и простых людей. Врачей, пожарных, полицейских... Больше ста человек пострадали!
— Он же по решению суда обязан вам что-то выплатить.
— Не что-то — 60 миллионов долларов!
— Это с учетом процентов?
— Ну да. Бумаги у меня на руках. Но о чем тут говорить... У Зады ни цента за душой! Банкрот! С одной стороны, в это слабо верится. А с другой — даже агенты ФБР ничего не нашли. Чувак реально все потратил.
— Чудеса.
— У него же не бизнес был, а финансовая пирамида. Первый раз взял у меня взаймы на 90 дней 110 тысяч долларов. Под маленький процент. Вернул 130, в срок. И понял, что я на крючке. В дальнейшем уже ничего не возвращал, только просил все больше и больше, раздавая пустые обещания. А у меня игры, тренировки, переезды. Не было времени сесть и подумать — да что происходит?!
«Пропасть. Страх. Как жить дальше?» Мошенник украл все деньги Сергея Федорова — десятки миллионов долларов
— В какой момент заподозрили неладное?
— Это брат мой насторожился. В телефонном разговоре я обмолвился, что опять надо 200-300 тысяч перекинуть, причем срочно. Федя сказал: «Серега, подожди. Завтра буду у тебя в Вашингтоне, сядем спокойно и во всем разберемся». Ну и разобрались.
— Он тоже на этой пирамиде обжегся?
— Нет. Но почувствовал — что-то не то. Специально прилетел из Детройта. Когда в течение дня осознали, во что я вляпался, Федя обнял меня и произнес: «Серега, ничего не будет. Надо переступить через это, отрезать все свои потери и жить дальше».
— Хорошо, брат оказался рядом.
— Да уж. Единственный человек, который помог мне в той ситуации, поддержал. Супруги у меня еще не было, родителей волновать не хотелось...
— Им-то эту историю как преподнесли?
— Американских газет они не читали, но со временем поняли, что я потерял большие деньги. Приехал к родителям и сказал: «Не тревожьтесь, нам есть на что жить. Если продать всю мою недвижимость, у вас будет безбедная старость». О себе в тот момент я не думал. Лишь бы их успокоить.
— Из такой ситуации можно сделать массу ярких выводов.
— Я могу дать пару простых советов. Первый: если чувствуете, что проиграли эту партию, — сразу говорите. В тот же момент! Родным, агенту, друзьям. Начинайте общаться с близкими — станет легче. Пока дело не зашло совсем далеко. А главное — отрезайте свои потери. Иначе заблудитесь в собственной душе так, что убытки будут еще больше.
— Вы ведь никому ничего не говорили?
— Да, это и было ошибкой. До последнего держал в себе — пока не прилетел Федор.
— Какой же негодяй этот Зада. Ненавидим его.
— А я уже никого не виню, кроме себя. Молодой, неопытный. Круглые сутки занят. Не вдумывался глубоко: куда перевожу деньги? Не стоит ли насторожиться?
— Часто возвращаетесь мыслями к тому потрясению?
— Вообще не возвращаюсь. Отболело. Сначала, конечно, был в полной прострации. Но вскоре взял себя в руки, отключил эмоции и уехал в Россию.

— Если бы не финансовая катастрофа, вы подписали бы контракт с «Металлургом»?
— Наверное, нет. Играл бы дальше в НХЛ. Но в Россию рано или поздно вернулся бы. У меня же была цель — создать семью.
— Американок на эту роль не рассматривали?
— С ними как-то не складывалось. Впрочем, не особо и пытался. А потом встретил Карину...
— Где?
— В Вашингтоне. Приехала туда на каникулы. Из разговора выяснилось, что мы не просто земляки — оба из Пскова, но и появились на свет в одном роддоме.
— Только вы в 1969-м, а она в 1988-м. Серьезная разница в возрасте счастью не помеха?
— Абсолютно. Вместе мы уже 16 лет.
— Так как вы в Россию возвращались?
— На это повлияли два фактора. Денежная ситуация и то, что уже встречался с Кариной.
Великий матч Федорова: ровно 25 лет назад он забил пять голов «Вашингтону» и установил суперрекорд НХЛ
— В «Магнитке» зарабатывали больше, чем в «Вашингтоне»?
— Разумеется. Формально зарплата оставалась такой же, как в мой последний энхаэловский сезон, — четыре миллиона долларов в год. Но в США налоги 50 процентов, а в России — 13. Плюс бонус за подписание, хорошие премии. За счет этого быстро закрыл финансовые вопросы.
— В «Вашингтоне» остаться не предлагали?
— Клуб странно себя повел. Контракт закончился. В июне 2009-го в Лас-Вегасе награждали лауреатов сезона. Меня пригласили на церемонию — вручал Саше Овечкину «Харт Трофи». Там были и менеджеры «Вашингтона», включая генерального, Джорджа Макфи. Я звонил ему, просил о встрече, хотел прояснить собственное будущее. В ответ тишина. Даже говорить со мной не пожелали.
— Обиделись?
— Удивления было больше, чем обиды. Да, тогда в «Вашингтон» взяли сразу 11 игроков с односторонними контрактами. Но и я провел неплохой сезон. В Нью-Йорке в серии с «Рейнджерс» забросил победную шайбу в седьмом матче, вывел команду во второй раунд. А главное, мог еще многое дать молодым хоккеистам — тому же Овечкину, Семину, Бэкстрему...
— Уже работая менеджером, вы собирались сыграть за ЦСКА в КХЛ. В 44 года.
— Я был без игровой практики, но физически чувствовал себя нормально, за два месяца успел подготовиться. На 12-13 минут чистого времени меня бы точно хватило. Учитывая, сколько травм обрушилось на ЦСКА в том сезоне, думаю, помог бы команде.
— Кто конкретно вам помешал?
— Вышестоящие руководители.
— Правильно сделали?
— Приказы не обсуждаются. Тем более в ЦСКА. Мне сказали: «Не надо. Репутационные риски слишком высоки».
— Какой представляете свою жизнь лет через пять?
— Дома. В окружении супруги и детей.
— А работа?
— Пока нет желания. Если не дай бог возникнут финансовые трудности — конечно, задумаюсь. Но сейчас меня все устраивает. Многие поражаются. Говорят — да скоро заскучаешь, захочется какой-то движухи... Знаете, что отвечаю?
— Что же?
— С июня 1986-го, когда попал в ЦСКА, и до 30 апреля 2024-го вся моя жизнь крутилась вокруг хоккея. Без перерыва! Тренировки, матчи, разъезды... Попробуйте 38 лет пожить в таком режиме — вот тогда, наверное, меня поймете. А еще недавно с горечью осознал, что мало времени проводил с мамой, папой и братом. В какой-то момент я их потерял. Постоянно находился где-то рядом — но не с ними. Сколько у нас было разговоров по душам? В лучшем случае раз в год, когда собирались всей семьей на Рождество.
— После 30 апреля вы на восемь месяцев пропали с радаров. Даже дозвониться до вас не удавалось. С незнакомых номеров трубку не берете?
— Уже давно.
— Мошенников опасаетесь?
— Нет. Просто не хочу отвечать, когда не знаю, кто звонит.
— Кому надо — пусть сначала пишут СМС, а уж вы потом решите, перезванивать или нет?
— В точку!
— Кажется, и в соцсетях вас нет?
— И никогда не было.
— Почему?
— Мне это неинтересно.
— Вы же любите эксперименты.
— Люблю. Но соцсети — это не эксперимент. А глупость и пустая трата времени. Не понимаю, зачем что-то личное выкладывать на всеобщее обозрение?
— В «телегу» заглядываете?
— Куда?
— В телеграм.
— Нет. Ни на какие каналы не подписан.
— Вы что, новости из телевизора узнаете?
— Ну почему? Захожу на разные сайты. Спортивные и не только. Мне этого хватает.

— Вам неоднократно предлагали написать книжку. Почему отказывались?
— Я был действующим хоккеистом, потом менеджером, тренером. Жил в бешеном ритме. Тут не до мемуаров.
— Зато сейчас самое время взяться?
— Нет. Если кому-то нужна такая книга, пусть найдут ребят, которые со мной играли. Они и расскажут. Просто больше помнят. Я-то многое подзабыл. Все-таки семь сотрясений пережил!
— Не скромничайте, с памятью у вас порядок. Сегодня мы в этом убедились.
— Ну, когда разговоришься...
Федоров усмехнулся, взглянул на часы и присвистнул:
— Все, ребята, закругляемся. Почти три часа сидим. У меня уже котелок дымится.
Маруся О
Спасибо Сергею за ЧМ - 2008, за вернувшуюся мечту через 15 лет, за потрясающий победный пас Кови, Федоров был шикарный на том чемпионате в свои почти 40. За эти яркие годы в ЦСКА, никто из его поколения не сделал , наверное, такой эпичной карьеры после завершения игровой карьеры.
26.01.2025
Вася Сидоров
Иуда.
26.01.2025
Вася Сидоров
Говна вы кусок.
22.01.2025
Константин Басов
Вот это я понимаю Интервью с Большой буквы! Качественно и интересно!
20.01.2025
804alex
Спасибо автору за хорошее интервью с великими людьми.
20.01.2025
J1331
Тебе бы первую букву фамилии на П поменять). Самое то бы было...)
20.01.2025
Химик Торпедон
Ф?доров отслужил срочку и на момент побега не был действующим офицером.
20.01.2025
Романчо 1981
Классный игрок/русская пятёрка/мы в 90-е на него равнялись как на Пашу Буре-но только лучше…Детройт тех времён-это СССР(в квадрате Америки).Против брата его(Федора) довелось поиграть в чемпионате Москвы.У них хороший год был:1981.Бутурлин,Фёдоров,Сапрыкин….Из 4-рёх игр в сезоне-одну забирали всегда(Крылья Советов)….Даже как-то подрались команда/на команду)))))Я Феде по шлему влупил…..Фёдоров Сергей-классный хоккеист и для нас мальчишек того времени-один из лучших……:pray::handshake::thumbsup::thumbsup::thumbsup:
19.01.2025
Сергей Платонов
Как человек-так себе...дрянной(((((((((
19.01.2025
miker65
Дружище, у Грецки было всего 2 шанса завоевать золото на ОИ. В первый раз не удалось, а вот со второго раза получилось вполне. В 2002-м его команда победила на ОИ.
18.01.2025
Anatoly Poletaev
Спасибо Сергею Викторовичу за большое интервью! Очень здорово, что он занимается тем, что приносит удовольствие и проводит много времени с семьёй.
18.01.2025
Вася Сидоров
Вы просто дебил малолетний.
18.01.2025
uAl
классный хоккеист! хороший человек!
18.01.2025
uAl
хороший мужик! и офигенный хоккеист был!
18.01.2025
igogohruhru
без федорова в вашингтоне может и не было бы такого овечкина, да и бекстром у него поучился, и опять же овечкину в плюс пошло а дацюк помог капризову
17.01.2025
Деметрио
И чем он велик?! Пустой полкой командных наград?!
17.01.2025
Деметрио
А кубок Канады разве в СССР проходил?! Федоров боялся ехать на кубок Спартака, который был очень популярен в те годы, где выступала команда Звезды России, составленная из игроков НХЛ! Год 94, 95, не помню, и гуглить лень!
17.01.2025
Як Цидрак
Убью тебя паскуда, не попадайся мне больше
17.01.2025
Сарказмом по Маразму
Всё понятно. Можете не отвечать, маргиналы мне скучны)
17.01.2025
Як Цидрак
Че ты как еврей вопросом на вопрос пишешь?
17.01.2025
Сарказмом по Маразму
Что ничего в голову не идёт? Бывает)
17.01.2025
Пан Юзеф
Не модно уже. Надо идти в ногу со временем.
17.01.2025
сакс_КТ
Классику надо знать. Только "Баклажан"
17.01.2025
Пан Юзеф
Целый лист имеется. Сколько медалей вам вырезать?
17.01.2025
Ivan Ivanov
Пан Юзеф,у вас не осталось маленького кусочка алюминия,мне на медальку.
17.01.2025
Пан Юзеф
Почти все. Один - за храбрость, проявленную на фотографии. Еще один - за скромность на пожаре. Остальные за верность Отечеству. Сам вырезал из самого качственного алюминия.
17.01.2025
Ivan Ivanov
Пан Юзеф,у вас все 8 орденов за верность Отечеству?
17.01.2025
Пан Юзеф
Медалей нет у меня. Это рождает во мне чувство неполноценности. Но, надевая ордена, я это чувство притупляю.
17.01.2025
Ivan Ivanov
Я сказал:"Не надо орден-я согласен на медаль.".:face_with_hand_over_mouth:
17.01.2025
Пан Юзеф
Берите бежевую. А лучше вишневую. Белая... Не вариант.
17.01.2025
Dexterous
за белую ладу готов на все ради родины
17.01.2025
Дима Питерский
Хоккейная Легенда! Один из моих любимых игроков всех времён и народов!
17.01.2025
Пан Юзеф
Продать.
17.01.2025
Пан Юзеф
У меня 8 орденов. И я пока жив. Пока...
17.01.2025
Dexterous
посмертно. иначе нет смысла в ордене
17.01.2025
PeterMunch
Макдэвид - единственный великий на данный момент хоккеист, разве только ещё Кросби
17.01.2025
Dexterous
отдать жизнь за Родину на СВО?
17.01.2025
Пан Юзеф
Быть полезным своей Стране. Заслужить орден.
17.01.2025
Alexey Silakov
Приговорв никакого не было как и амнистии. Был бы приговор никто его бы в сборную на Кубок Канады 91 не взял бы
17.01.2025
Сказо4ник
РазДваЗдяй)))
17.01.2025
давно на СЭ не висела одна статья больше 12 часов.....
17.01.2025
Спринт
.. нищий мечтает разбогатеть, умный ищет возможность заработать. Дурак не может ни первого, ни второго. Твой маразм - это третий сарказм ..**
17.01.2025
Як Цидрак
Какой?
17.01.2025
Колючий Пушистик
Как российский игрок, до сих пор держит в НХЛ лучшие показатели по +-, и игре в меньшинстве. Разносторонний форвард, наверное только Дацюка можно с ним сравнить в какой то мере. Очень жаль конечно, что некому было молодых ребят в то время учить финансовой грамотности. И еще жаль, что он повелся на поводу собственных хотелок и агента, и ушел из Детройта. Реально стал бы легендой клуба с майкой под сводами арены. Интервью понравилось
17.01.2025
Сарказмом по Маразму
Богатый бедный человек... Да. Отличный игрок и замечательный тренер. Но все его мечты и желания связаны в той или иной степени с деньгами (их наличии в должном количестве). Поехатать куда-нибудь, купить что-либо и т.д. Поэтому и в финансовую пирамиду влетел по самые гланды. Это жадность. Он жертва так называемой "американской мечты", когда главное — заработать деньги, а потом их тратить. Если не получается — человек теряет опору и становится глубоко несчастлив. Он хвастает своей возможностью тратить деньги и этим работает на дальнейшем распространении этой бодяги. Цель жизни должна быть несколько иной...
17.01.2025
Maks
Он человек мира, но это и неудивительно, учитывая, сколько лет он играл и жил в США.
17.01.2025
Деметрио
Никто оказывается! В доме нашли))
17.01.2025
Деметрио
Побег из страны действующего офицера, приговор к расстрелу и возвращение по амнистии уже при Ельцине. Не слышали такого?!
17.01.2025
Гена Борисов
Гуд вил гейма!!! Удачи Федорову. И здоровья !!!
17.01.2025
Сказо4ник
Кто у Малкина перстни спер))
17.01.2025
Сказо4ник
Тоже так считаю. Умел все. Причем на элитном уровне. До него таких центров в НХЛ не было, да и сейчас хз есть ли.
17.01.2025
Сказо4ник
Ну ты Вася
17.01.2025
фанат
Замечательный человек, спортсмен, спасибо вам за всё-всё-всё. Настоящая легенда, каких единицы в нашем хоккее, да и в спорте в целом. Главное не замараться в поддержке всего и вся.
17.01.2025
Вам, как ярому поклоннику таланта этого превосходного спортсмена, руководителя и артиста, верю как себе. И даже постараюсь расширить роль вахтёра. Например, до водителя заливочной машины и одновременно личного точильщика коньков Романа Борисовича.
17.01.2025
Пан Юзеф
Вахтёра на «Фетисов-Арене» во Владивостоке, которУЮ сметает толпа восторженных болельщиков. Вячеславу Александровичу можно доверить даже роль ребенка. А уж женщину он сыграет гениально, не сомневайтесь.
17.01.2025
Ну, если благодарный зритель просит, то обязательно найдём роль и для Вячеслава Александровича. Пусть сыграет вахтёра на «Фетисов-Арене» во Владивостоке, которого сметает толпа восторженных болельщиков, пришедшая посмотреть на матч «Адмирал» — СКА и лично на Романа Борисовича.
17.01.2025
Kimi_
Потрясающий хоккеист был, оказался и великолепным тренером. Спасибо за Кубок Гагарана, Сергей Викторович.
17.01.2025
_моро
про своего парня сверху - это к чему ты о своей личной жизни здесь?) что у тебя такое вылезло, что ему грустно стало?)
17.01.2025
LemieuxMario
игрок хороший. много выше среднего. но конечно не великий как тут пишут некоторые. ну и до Лемье ему конечно как до луны)))
17.01.2025
Пан Юзеф
То есть, Вячеслав Фетисов не получит никакой роли? Совсем-совсем? Даже эпизода? Пусть сыграет защитника, которого регулярно припечатывает к борту "Великий в прошлом хоккеист, физически и морально опустошённый и потерявший жизненные ориентиры". Ну или хотя бы водителя заливочной машины, напрочь спившегося, но постепенно благодаря воспитательной работе, которую с ним провел Роман Борисович, ставшего полноправным членом общества. И даже заливочную машину водить лучше.
17.01.2025
_моро
завел свою платинку немощный боров))) ни на что не способен больше, кроме как, видимо кряхтеть на своей резиновой "жене")))
17.01.2025
Нет. Зачем искать добра от добра? Дмитрий прекрасно сыграл Байдена в телесериале «Гудбай» и уже прочно ассоциируется у нашего телезрителя с последним президентом США. Плюс Вячеслава Александровича не хочется лишний раз отрывать от важных общественных дел. Да и вообще не дело, когда главный герой плюёт в лицо депутату Государственной думы. Так что тут всё одно к одному.
17.01.2025
LemieuxMario
перекуривали часто)))
17.01.2025
Apei
мировое сообщество включило макарова в пятерку лучших за первый век хоккея
17.01.2025
Андрей Евтеев
Идеальный шторм... Насколько великие из 90, умница Ларионов, Паук Дацюк, мощные Яшин и Жамнов, прекрасный Малкин, но все таки идеальный центр 90-2000..для России это Сергей Федоров. Удачи Легенда.
17.01.2025
Андрей Евтеев
какие если не секрет?
17.01.2025
Пан Юзеф
Вы автор, вам и карты в руки. Но можно Байдена сыграет Вячеслав Фетисов?
17.01.2025
Dexterous
да, клоун, так тоже можно жить. но тебе с деревенским умишком не понять....
17.01.2025
ajax1965
С юбилеем, Сергей, удачи вовсем !!! Шикарный хоккеист !!!
17.01.2025
Грег Хаус
Бывшие граждане России по хоккею - все прекрасны и прилизаны
17.01.2025
Zohr Vad
4 на отлично... Отличный игрок! Отличное интервью! Отличные надежды на возвращение Федорова в хоккей! Отлично будет его видеть и в КХЛ и в НХЛ!!!
17.01.2025
rotkiv
Прочитал на одном дыхании, интересное интервью, ну и ждем на пост главного тренера, такие люди не могут не приносить пользу
17.01.2025
spartsmen
Прочитал с удовольствием. Спокойствие и умиротворённость. Всем бы так :slight_smile:
17.01.2025
_моро
ну и правильно, зачем духовному нищеброду это)
17.01.2025
Т80БВМ
Венецианское стекло, Бродский, Париж, мама в Майами ... - дальше я читать не стал.
17.01.2025
Ну хорошо, если хотите сделать фильм полностью реалистичным, то пусть так и будет. Причём плюёт Роман Борисович в наглую рожу Байдена на экране своего телефона, но Байден всё равно утирается. И уходит в отставку, не выполнив главную просьбу своих нью-йоркских избирателей.
17.01.2025
glyhoi94
Щас мельком взгляну и бежать...ага,до конца с риском опаздания на работу:thumbsup::handshake:
17.01.2025
Пан Юзеф
Ну нееет... Роман Борисович плюет в наглую морду Байдена и говорит: "НИКОГДА!!!". А после финальных титров Алина Загитова на сцене Театра на Таганке декламирует Гуцериева.
17.01.2025
В конце фильма Байден звонит Роману Борисовичу, здоровается с ним за руку воздушным путём и умоляет его стать главным тренером «Нью-Йорк Рейнджерс». Роман Борисович загадочно улыбается и обещает подумать. И уже после финальных титров идут кадры, как Алина Загитова покоряет Бродвей...
17.01.2025
Пан Юзеф
Зачем в фильме Байден вообще? Он же мерзкий.
17.01.2025
В роли нашего президента - Джуд Лоу, в роли Байдена - Дмитий Дюжев, музыкальный ряд - Шаман.
17.01.2025
Пан Юзеф
Боже ж мой, даже меня, старого циничного поляка, ваша история заставила рыдать... Я полностью за то, чтобы снять фильм на данную тему. В роли Романа Борисовича - Роман Борисович. В роли физически и морально опустошённого и потерявшего жизненные ориентиры хоккеиста - Сергей Безруков. В роли злобного завистника, всячески мешающего Роману Борисовичу и хоккеисту - Уилл Смит. В роли верной и любящей женщины хоккеиста - Алина Загитова, но надо учесть, что она в конце фильма все-таки уходит к Роману Борисовичу.
17.01.2025
Чужой
Да-да, «Убийство в «Восточном экспрессе». Какая чудесная фантазия у вашей жены. _______________________________________________________________ Ахах, прикольно! :rofl:
17.01.2025
Dexterous
Думаю от такого не отказываются
17.01.2025
Эх, обломали вы меня. А ведь какая классная история могла бы получится - хоть кино снимай. «Великий в прошлом хоккеист, физически и морально опустошённый и потерявший жизненные ориентиры, приходит в помощники к молодому, но уже знаменитому тренеру, который постепенно раскрывает ему все современные нюансы тренерской профессии, учит разным, известным только ему, психологическим тонкостям и вдыхает в его измождённую душу свою неуёмную энергию. В результате прославленный ветеран вновь обретает самого себя и новые цели в жизни, за что до конца дней своих будет благодарен доброму и отзывчивому гению тренерского цеха». Занавес, зрители рыдают и превозносят Романа Борисовича, а президент вручает ему очередную медаль. По-моему, неплохо получилось бы, Рокки Бальбоа нервно курит в сторонке и тихо завидует.:rolling_eyes:
17.01.2025
Грег Хаус
Хорошая пенсия
17.01.2025
bvp
Хорошая жена, хороший дом - что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?!
17.01.2025
Пан Юзеф
А какой резон Роману Борисовичу учить Федерова? Не понимаю. За деньги? Романа Борисовича не интересуют эти грязные бумажки, он альтруист до мозга и костей. За Идею? За Идею Роман Борисович учит молодеШь.
17.01.2025
Ну и нехай.
17.01.2025
А в хоккей поиграть тренерским штабом? Тут кворум должен быть. Ну и Роман Борисович мог бы показать Фёдорову несколько новых приёмчиков и научить лакроссу, например.
17.01.2025
Грег Хаус
Говорят, он гражданин США - не верю
17.01.2025
Грег Хаус
Мужики, расскажите чем закончилось - кто победил?
17.01.2025
_моро
идеальный хоккеист, прекрасный человек пусть у него все и всегда будет хорошо
17.01.2025
Mv Mv
Спринт. Тебе больше 100 лет? Ты и Ленина живым видел?
17.01.2025
Mv Mv
еще и денег нужно много
17.01.2025
Пан Юзеф
Зачем Роману Борисовичу помощник? Роман Борисович и сам отлично справляется.
17.01.2025
KlimA
Думаю нет.. политическая коньктура сейчас не та..)
17.01.2025
Пан Юзеф
Классный шарф.
17.01.2025
Тогда может так: Це СКА (Санкт-Петербург)?:thinking:
17.01.2025
KlimA
Тогда надо будет СКА переименовать в ЦСКА (Санкт-Петербург).. таков путь..
17.01.2025
geviol
Хорошее интервью,без грязи и копания в белье,Фёдоров топ
17.01.2025
андр
Великий игрок. Заголовок только странный, про деньги и зачем-то Макдэвида упомянули. Канадцу еще далеко до Сергея. Так интервью интересное, Федоров отвечает откровенно, в т.ч. и на щекотливые ныне темы, про американский паспорт, например (кто там скрывает наличие его?).
17.01.2025
Если с вами история повторится? — Я рассмотрю это предложение. Но только из ЦСКА. — В другом клубе себя не видите? — Однозначно! Ни тренером, ни менеджером. --------------------- А если сам Роман Борисович в помощники позовёт? От таких предложений не отказываются! И гештальт можно будет закрывать, поработав под руководством трёх величайших тренеров современности - Тихонова, Боумена и Ротенберга. "От Красной машины к Красной машине" - так назвал бы книгу об этом Игорь Яковлевич Рабинер.
17.01.2025
sdf_1
— Когда-то из футбольного ЦСКА убрали Валерия Газзаева, попробовали другого тренера. Вскоре сказали: «Валерий Георгиевич, мы вас не увольняли, просто дали отдохнуть». Если с вами история повторится? — Я рассмотрю это предложение. Но только из ЦСКА. --------------- А из "Детройта"?
17.01.2025
С детства за Спартак
Прекрасный человек, великий хоккеист. Четко и ясно все говорит. Удачи ему, может надумает опять в тренеры пойти.
17.01.2025
KlimA
Прекрасное интервью с отличным человеком. Сергей Хоккеист с большой буквы! Штучный экземпляр за всю историю хоккея! Таких не было и не будет! В 90-х на уши ставил всю НХЛ. Вырос в отличного тренера. Отличная у него семья и дети! Успехов Сергей Викторович! Отдыхайте, но мы ждём вашего возвращения в ЦСКА!
17.01.2025
1114
Фёдоров уникальный, в своём роде, хоккеист-универсал. Машина, умевшая делать на льду всё и даже немного больше...был абсолютно гармоничен в роли центра, крайнего нападающего и даже защитника.
17.01.2025
Fun_furick
Сергей молодец! Классный игрок был! Интервью в целом тоже понравилось… не юлил, прямо на все вопросы отвечал либо сразу отказывался отвечать…
17.01.2025
Спринт
Хельмут и Александр играли в хоккей лучше и Павла и Сергея. Это "смело" и давно признано хоккейным мировым сообществом.
17.01.2025
SPRAVEDLIVYI
Пропавшие чемпионские перстни Малкина обнаружены. В его собственном же доме. По данным окружной полиции, во время ограбления всё-таки не забрали перстни хоккеиста «Питтсбурга», награды были найдены в доме Малкина в ходе расследования. При этом следственные действия продолжатся. Также стало известно, что грабители, проникшие в дом Малкина, не связаны с группировкой, которая ранее грабила дома квотербека «Канзас-Сити Чифс» Патрика Махоумса, игрока НХЛ Тайлера Сегина и других спортсменов. Ранее стало известно, что дом российского нападающего «Питтсбурга» Евгения Малкина ограблен в США 11 января. Ограбление произошло, пока Малкин был на игре с «Оттавой». Во время ограбления в доме не работали сигнализация и камеры, а сами преступники проникли внутрь через заднюю дверь дома.,,,
17.01.2025
SPRAVEDLIVYI
Пропавшие чемпионские перстни Малкина обнаружены. В его собственном же доме. По данным окружной полиции, во время ограбления всё-таки не забрали перстни хоккеиста «Питтсбурга», награды были найдены в доме Малкина в ходе расследования. При этом следственные действия продолжатся. Также стало известно, что грабители, проникшие в дом Малкина, не связаны с группировкой, которая ранее грабила дома квотербека «Канзас-Сити Чифс» Патрика Махоумса, игрока НХЛ Тайлера Сегина и других спортсменов. Ранее стало известно, что дом российского нападающего «Питтсбурга» Евгения Малкина ограблен в США 11 января. Ограбление произошло, пока Малкин был на игре с «Оттавой». Во время ограбления в доме не работали сигнализация и камеры, а сами преступники проникли внутрь через заднюю дверь дома....
17.01.2025
Деметрио
Речь не о тебе, но самокритика это похвально! :handshake:
17.01.2025
и челюстью поёрзай ,потри недовольно, чтобы сломалась, .......мусор обосранный
17.01.2025
Dreamlike
А чё в заголовке никто ножом никого не пырнул? Ладно неумные спортсмены думают что 13% налогов в России платят, эти два бездельника тоже так думают, пусть в бухгалтерию сходят узнают.
17.01.2025
Dexterous
Какой же замечательный человек, хоккеист, тренер, муж, папа, да и просто мой любимый номер 91 по телеку и играх на приставках!!! Браво, Сергей! Великолепное интервью!!! Автору - респект за него!
17.01.2025
echo2011
Зато Ротенберг никогда не устанет.Ему есть с кого брать пример.
17.01.2025
shurikfromkaragay
Не читайте Бродского. Ерунда, а не стихи.
17.01.2025
Фирсыч
Странные у вас понятия о величайших.
17.01.2025
Apei
Дацюк и Макаров точно в первой на балдериса и якушева можно смело поменять
17.01.2025
Яна Калинина
Стенли упомянули,а чемпион СССР, 3 раза?фигня?
17.01.2025
Спринт
Те американцы сами взяли Олимпийское золото .. а это гораздо больше 90% от всех остальных матчей.
17.01.2025
Спринт
Игровое мастерство игрока и количество титулов у команды вещи абсолютно разного порядка. Тобе андрюша весьма далече до такого понимания спорта, и хокеея в том числе. Коноваленко (к примеру) ничего не выиграл со своей командой "Торпедо" Горький, но при этом многие годы был лучшим вратарем чемпионатов СССР по хоккею с шайбой.
17.01.2025
miker65
Ну это еще Михайлов много пиндосам отдал. Целых 10% ! Я бы 2-3 % максимум дал бы.
17.01.2025
Спринт
Михайлов говорил так: мы бы выигали у той команды США влёгкую 9 матчей из 10, но проиграли самый важный, и этот наш ляп уже никогда не стереть.
17.01.2025
Спринт
Не только многократно видел вживую, как играют Петров-Харламов-Михайлов с 1969, в ЦСКА и в сборной СССР, но и видел как тренируется тот ЦСКА на черноморском побережье, при Тарасове с рупоро-матюгальником в руках. Да мало-мальского понимания хоккея с шайбой тобе андрюшка .. ох как далече ..**
17.01.2025
андрей андреев
ты просто не видел как играет Петров
17.01.2025
Спринт
Федоров разнообразнее Петрова, и лучше Ларионова при завершении атак. Ох как далеко тобе андрюша - до понимания хоккея с шайбой .. **
17.01.2025
miker65
Да уж. Я не так давно пиндосовский худ.фильм посмотрел, посвященный той игре. Не шедевр, конечно. Но глянуть можно разок.
17.01.2025
Спринт
Дацюк, Маквров, Ларионов, Дроздецкий, Полупанов, Могильный, Старшинов, Ягр, Халл, Эспозито .. в следующем десятке лучших.
17.01.2025
igor1972
Классный хоккеист. Возможно, лучший из россиян в НХЛ, без слабых мест. И тренером оказался отличным. И интервью уважительное, себя не выпячивал и других грязью не поливал. Жаль, если уже не вернётся в хоккей.
17.01.2025
андрей андреев
ты кретин
17.01.2025
Андрей Коняхин
Красавчик!
17.01.2025
Алексей Deepdiver
:rofl::rofl::rofl: Иди сам в Вики.
17.01.2025
андрей андреев
Прямое. Петров - центрфорвард этой тройки. Если не веришь мне, посмотри в Вики
17.01.2025
Алексей Deepdiver
Разумеется видел. Но какое это имеет отношение к тому, что Петров не играл в центре?
17.01.2025
андрей андреев
ты хоть видел как играет тройка Михайлов- Петров-Харламов?))))
17.01.2025
Алексей Deepdiver
В тройке Михайлов-Петров-Харламов центром был Михайлов. Ларионов и близко не стоит рядом с Федоровым по игровым качествам.
17.01.2025
андрей андреев
мне не надо определяться, я все видел и четко понимаю. И то, и другое - и медальки, и мастерство. Грецки не олимпийский чемпион, следовательно, он не величайший. Очень просто. Яромир Ягр для меня более велик, чем Грецки, не говоря уже о советских мастерах.
17.01.2025
Apei
ты уж определись мастерство или медальки. сколько у грецки?
17.01.2025
Apei
дацюка забыл
17.01.2025
андрей андреев
если взять игру чисто по амплуа - центрфорвард-, то самого сильного центра которого я видел, это, несомненно Владимир Петров. Федорову до него ох как далеко.....потом, пожалуй, идет Игорь Ларионов. уже следующий - Федоров. Про поколение 50, 60 ничего сказать не могу - не видел.
17.01.2025
андрей андреев
При всем уважении и даже любви к цээсковцу Сереже Федорову, он никак не может считаться одним из величайших хоккеистов. Причина проста - он не олимпийский чемпион, увы. Величайший у нас Владислав Третьяк - 3-кратный олимпийский чемпион. Потом идут величайшие и великие - сонм двукратных и такие звезды как Якушев, Мальцев, Макаров, Харламов, Михайлов, Фетисов...до которых Сереже ну никак не дотянуться просто по хоккейному мастерству
17.01.2025
Vitaly D
— Американский паспорт сохранили? — Да. - дальше можно не читать ! Но Федоров хоть честно признался, как и Малкин,что он гражданин США. А всякие фетисовы, третьяки и овечкины юлят, предпочитая не отвечать на простой вопрос !
17.01.2025
aug081266
Всё что Федоров рассказал о своём уходе из ЦСКА,о том почему команда после чемпионских сезонов сдала я написал ещё сразу как только было объявлено о увольнение...Практически слово в слово...В отличие от тех ,,специалистов" которые тут же начали хаять руководство ЦСКА...И сейчас продолжают после каждого поражения...Может хоть сейчас до них дойдет?...
17.01.2025
Спринт
Победа американцев была для всех как невобразимое событие, но сборная СССР была в том матче не готова к игре с полной выкладкой, тем более перед ОИ в разминочном стиле "не заметили" тех американских "студентов".
17.01.2025
Master Sborka
Величайший игрок и человек! Помню, еще к нам в Тверь на товарищеские приезжала молодежка ЦСКА, было понятно Федоров - это будущая Легенда! С юбилеем Легенда:handshake:!
17.01.2025
miker65
Дружище, я прекрасно помню тот день , точнее то утро, когда свершилось чудо на льду в Лэйк-Плэстде... У нас в школе в нескольких классах только что повесили под потолок первые наши цветные ламповые телевизоры ( скорее всего наши Александровские шГоризонты) и на первой перемене мы конечно включили его. Прозвенел звонок на урок и в класс вошел наш физик и вырубил его. - Проиграли! - это все, что он нам сказал. Мы конечно не поверили. Поверить в это было невозможно...
17.01.2025
bm
У Федорова светлая голова и правильный язык. Никогда и ничего про других плохого не сказал, все акуратно, в отличии от Ларионова.
17.01.2025
Вася Сидоров
Как игрок был полный ноль. Сделал себе имя на скандале.
17.01.2025
Вася Сидоров
Это точно, таких клоунов поискать.
17.01.2025
Спринт
В 1980-м Олимпийское "чудо на льду" было куда больше. В Нагано были мастеровитые соперники, а американцы выиграли, сугубо - на интузиазме и фарте. Закон-аксиома спорта: случайно можно проиграть, победа же всегда не случайна.
17.01.2025
Lars Berger
Красавец. Мой любимый хоккеист в моей юности... После Михайлова, Петрова и Харламова. Которые были в детстве...)
17.01.2025
Кот
Правильная жизнь умных людей - Карина, Сергей, удачи Вам ! P.S. Отдельный восторг "бодренькой маме, которая живёт в Мичигане и гоняет на Audi Q5, как Шумахер", и большой-большой респект брату Фёдору и его семье !! Ребята, вы - классные !
17.01.2025
Kosta71
Хорошая штука американский паспорт. И у жены наверняка есть,раз по белу свету так рассекают без смс и регистрации.И детей,интересно, там же рожала? А так все патриоты,ясень пень. Сергей Викторович,сбежавши из комнатушки общаги нищего,голодного Союза с любовью вспоминает американскую жизнь 1990г. И даже трава была зеленее,не говоря о прочем - я подтверждаю. Но вряд ли Трамп вернет ту Америку - куриные ножки присылать на этот раз никто не будет. Будем посмотреть. рс. хоккеист был отличный,этого не отнять.
17.01.2025
Спринт
Враньё по пятницам неких якобы "интервьюрщиков" Гольша и Кружка давно не читаю. От заглавия - Макдзвид и шнурка от одного игрового конька Федорова и близко не стоит. Сергей - это сочетание данных от Создателя, родительских генн, природного трудолюбия и грамотных тренеров с первого детского, всех отличных хоккейных составляющих и игрового интеллекта на таком уровне, что Коннору никогда и не приснится. Федоров, наряду с великими советскими хоккеистами - Викулов, Мальцев, Александров Вениамин, Фирсов, Харламов, Якушев, Бобров, Балдерис, и канадцами Лемье и Гретцки, входит в десятку лучших игроков канадского хоккея за всю историю игры человечества нашей Планеты с шайбой.
17.01.2025
miker65
Ну про Нагано надо было спросить-то. Как умудрились проср..ть финал команде, состоящей из 2-х отличных игроков…
17.01.2025
Alex Branovitski
Как то запал на Курникову. Правда не очень долго. Да и кто бы на неё не запал в те времена ?
17.01.2025
Неприкрытый Писярев
Одним словом Великий
17.01.2025
imperiasporta
Всё ребята закругляемся ,уже три часа сидим сказал Фёдоров ! Странно, интервью вроде минут 30-40
17.01.2025
КИРИЛСОН
Таких центрфорвардов в наши дни не сыскать... да и не только в наши... интервью понравилось, прочитал полностью
17.01.2025
SuperDennis
Да не, ну кто спорит, чтобы путешествовать по миру, вот так вот спонтанно сорваться из России в Марокко, оттуда без предупреждения в Венецию, а дальше на Восточном экспрессе в Париж, конечно, необходим америкэн пасспорт! Без него такое неожиданное безвизовое путешествие никак не осуществить. Правильно я говорю, мистер Фэдо'рофф?? А так вообще-то удачи великому хоккеисту, начинающему тренеру, пусть у него после ЦСКА будет еще много хороших проектов!
17.01.2025
Док
Интервью не прочитал (потом), но по герою скажу, что великий, а может и величайший хоккеист. По крайней мере среди россиян самый-самый. По крайней мере ценнейший - точно. Потому что вообще без недостатков, а для чашек-титулов (любой тренер скажет) - самое то! Катание изумительное - мощное и в то же время плавное, техника на уровне, понимание игры - конфета, командность, умение сыграть в обороне - Марио с Уэйном отдыхают. Если бы остался в Детройте (тут еще и Скотти ушел) то точно стал бы величайшим. До кучи оказался очень недурственным тренером. Жаль, но так распорядилась судьба, не стал олимпийским чемпионом.
17.01.2025
Деметрио
Самые острые вопросы не освещены, видимо заранее договорились. А так пусть отдохнёт и возвращается к работе! Спасибо за два кубка!
17.01.2025
БУДЕТ резня фигуристки
17.01.2025
Павел Леонидович
мда... сломался на кринжовых вопросах...
17.01.2025
Павел Леонидович
проспись:clown:
17.01.2025