Для меня 9 мая — что-то глубоко личное. Не столько праздник, сколько повод вспомнить. Если и торжество — то торжество великой грусти.
Я, родившийся через 30 лет после победы, застал крепких, седоватых людей в кепочках. Которые крайне редко надевали ордена — но рядок планок говорил обо всем. Ну и медаль ветерана сверху.
Я по-мальчишески был так увлечен, околдован военной темой, что легко различал по этим планкам весь путь человека. Зелененькая — это за Кенигсберг. Багровая с белым вкраплением — это орден Красной Звезды. Если две такие — значит, человек героический. Так просто «Красную звезду» не давали. Если белая полоска чуть яснее, наряднее — это орден Боевого Красного. Тут уж дело ясное — герой!
У моего деда был и такой орден, и Ленина. 9 мая мне позволялось их надевать — и гордости не было предела.
Как и крошечные квадратики красной эмали — память о довоенной службе деда. Все это крепилось вместо погон в петлицы. Просто квадратики — это лейтенантское богатство. Продолговатые — берите выше. До генеральского ромба дед не дослужился.
**
Заговорил про награды — и сразу вспоминаю, вспоминаю невероятное...
Война дарила фантастические сюжеты. Когда самого себя убеждаешь — все это правда.
В поисках этих рассказов Константин Симонов ездил в поздние свои годы по стране и отыскивал настоящих фронтовиков из окопов. Узнавших войну не со штабной стороны. Смотревшие на нее не из генеральской «эмки». Искал сержантов и рядовых. Записывал рассказы. Понимая, что скоро не будет ни его, ни этих людей — и никто не расскажет. Останутся только маршальские мемуары. В которых всей правды не найти.
Мемуары маршала Конева начинаются с 1943 года. Почему? Потому что до этого была в его жизни Ржевская операция. Мясорубка, которую даже он вспоминать был не в силах. Как не любил ее вспоминать и маршал Жуков, видевший все своими глазами. Охота ли вспоминать ад?
Константин Симонов искал тех людей, которые и мне говорили когда-то:
— Я точно знал, что погибну. Не сегодня — так завтра. Выжить там было невозможно. Можно даже не стараться. Когда понял это — стало чуть легче...
**

Война рождала истории, в которые сложно поверить. Я бы и не верил — если б точно не знал, что все это правда.
Как-то приехали на разговор к великому Игорю Кваше, одному из основателей театра «Современник». Страстному болельщику «Спартака». Даже сегодня к его оградке на Троекуровском привязан спартаковский шарфик.
Мы хотели перемежать футбольные разговоры театральными. Кваша раздражался — но в какой-то момент махнул рукой, смирился.
Через полгода-год после той беседы Кваши не станет — и мы поймем, почему он дорожил каждой минутой. Силы могли оставить в любую секунду. А ему хотелось поговорить о футболе, отдохнуть душой.
Только жена приходила — молча, с тяжелым вздохом меняя набитую пепельницу на свежую...
Вести передачу «Жди меня» Игорь Владимирович был уже не в состоянии. Но надеялся вернуться.
— Должен! Если опять чего-нибудь не случится, уж боюсь говорить. А то разметили съемку, выбрали день — и у меня вдруг температура 38...
— Вы же собирались бросить это дело?
— Как-то неловко бросать, чувствую себя обязанным — у нас все-таки особая передача...
— Кажется, вы помните четыре тысячи историй?
— Недавно с Сергеем, руководителем программы, начали вспоминать: «А помните, Игорь Владимирович, вот это?» — «Конечно, помню!» Случайно обнаружили, что помним десять тысяч сюжетов. Это ужасно. Были такие, что выдумать невозможно.
— Самый невероятный?
— Несколько. Такой, например. В Канаде существуют резервации индейцев — те живут по своим обычаям, свои костюмы. Платят налоги. Когда-то Махмуд Эсамбаев попросил отвезти его в такую резервацию. Было интересно, он знал танцы всего мира. И вдруг вождь племени по имени то ли Огненный Глаз, то ли что-то вроде заговорил с ним на чистейшем русском языке...
— С чего бы?
— Они выпили, пели русские песни. Оказалось, летчик, Герой Советского Союза и чуть ли не парторг эскадрильи Иван Иванович Даценко был сбит и попал в плен. Дальше — история непонятная. По одной версии, бежал из плена. СМЕРШ отправил его в лагерь — и дорогой сбежал. Вторая легенда попроще — освободили американцы и возвращаться он в Союз не захотел. В Канаде женился на дочке вождя. Время спустя тот умер — и передал ему власть...
— Невероятно.
— Я и говорю — невероятно. Мы стали проверять, отправили его нынешние фотографии и снимки из дела летчика Даценко тем ребятам, которые занимались идентификацией останков царской семьи. Профессионалы потрясающие. Подтвердили — да, это он.
**
Эти истории оседают в памяти. Я точно знаю, что однажды приеду в Старый Оскол к Федору Емельяненко. Или кому-то еще.
Не уеду из этого города, пока не загляну на старое городское кладбище. Не отыщу скромнейший жестяной памятник, под которым лежит удивительный человек.
Может, не найду. Значит, буду возвращаться снова и снова.
Думаю, в городе-то мало кто знает, с кем ходили по одним улицам, дышали одним воздухом.
Таблички на его доме нет и не было никогда. После войны он работал штукатуром-каменщиком на механическом заводе — возможно, даже там мало кто знал, какой была предыдущая жизнь штукатура. Если отдел кадров не проинформировал.
Памятник на кладбище старый-старый, обшарпанный — но, говорят, стали с некоторых пор подкрашивать...
Там, на старом кладбище Старого Оскола, лежит Семен Васильевич Грецов. Единственный в истории человек, награжденный шестью медалями «За отвагу».
Он не ходил в разведку, не летал в «поющей эскадрилье». Попал на войну 40-летним. В первые же дни получил контузию и обморожение ног. Был комиссован из артиллерии — и вполне мог оказаться в тылу. Но настоял, чтоб взяли хотя бы медбратом на передовую.
Вы можете себе представить, что должен был делать этот медбрат на линии фронта, чтоб вернуться с таким иконостасом? Фантазируйте!
**

Николай Чигирин, последних живой диктор и комментатор еще озеровской поры, занят сейчас удивительным делом — ищет могилы спортсменов-фронтовиков.
Попутно отыскивает удивительные сюжеты — вроде истории Дмитрия Кохановского, уехавшего в Израиль и похороненного там. Вы видели надгробные памятники в Израиле? Там обычно никаких фотографий, все аскетично — гранитная плита, буквы и горстка камней.
Но у Кохановского все иначе. Есть фотография, которая заставляет замереть. У человека на пиджаке пять орденов Славы! При том, что больше трех не давали!
Его фронтовая история — настоящий детектив. С невероятной концовкой — поколотив какого-то немца в уже взятом Берлине, получил Кохановский и срок, и лишение всех наград. До конца жизни пытался все вернуть — и считал себя орденоносцем-рекордсменом. Да им, пожалуй, и был.
**

Эти фронтовики были удивительными людьми. Сейчас таких нет. Или я не вижу, черт его знает.
Какое счастье, что я их застал!
Возле метро «Ботанический сад» жил невероятный старик малюсенького роста. Встретишь на улице — только на это и обратишь внимание.
Не предполагая, что он — гениальный ученый в области... В области... Слово непроизносимое — так я своими словами: в изучении бабочек. Фигура такого масштаба, что два вида названы его именем! Вы представляете?
Это он собрал такую коллекцию этих бабочек, что вся квартира заставлена застекленными коробочками.
Это он, Владимир Гансон, был одним из самых видных фехтовальщиков в Советском Союзе. Став последним заслуженным тренером в истории СССР.
Он рассказывал нам, как играл в Камерном театре у Таирова тысячу лет назад.
Он почти час наизусть читал какую-то поэму. Было ему лет девяносто. Мне в пятьдесят затруднительно произнести на память номер собственного автомобиля.
А потом, отвлекшись, Гансон сменил тему на военную. Мы с Сашей Кружковым слушали, широко раскрыв глаза:
— В Кенигсберге к судостроительному заводу вел мост. Кусок пробили, надо прыгать через пролет. Не всякий решался. А я — легко!
Сначала меня прикрепили к школе младших командиров, месяца два учили стрелять. Затем назначили командиром отделения воздушной разведки и направили штурмовать Ригу. Отбить ее было сложно.
— Почему?
— Главная задача — не разрушить старый город перед Двиной. Мы всю красоту сохранили. Мост через широченную реку солдаты Баграмяна соорудили в считаные дни. Из бревен. Спустя несколько лет после войны я приехал туда на фехтовальный турнир, показывал мост нашим ребятам. На него уходила улица Дзирнаву...
— Еще что помните?
— Как горела гигантская колокольня. Подожгли сами немцы. Помню силуэты фашистских самолетов, по которым палил из своей пушечки. Как-то сыграли тревогу. Открываем заградогонь, из облаков выплывает вроде бы немецкий «Хенкель» — 111. Лупим, один мотор у него задымил...
— И что?
— Выяснилось, это наш Ли-2! Они похожи внешне. Ребята позабыли сигнал «Я свой» — эти позывные ежедневно развозили секретной почтой.
— Погиб летчик?
— Нет. Сел, материл зенитчиков, которые стреляли. Потом ремнями дрались. Свалка была приличная.
— Вы сбивали самолеты?
— А кто ж знает? Все мы большие специалисты по бреху. Послушали б вы ветеранские беседы в госпитале.
— Что такого?
— Дважды в год ложусь — но выдерживаю эти разговоры дня три. Все герои, чуть ли не в одиночку выигрывали сражения. Меня безумно раздражает. Сам я молчу. Всю жизнь хотелось войну забыть. А герои из госпиталей в эти мысли возвращают!
— Снится вам война?
— Никогда. И хорошо, что не снится. Кого-то она не отпускает — потому что ничего ярче в жизни не было. А у меня самое интересное произошло после.
**
Не у всех фронтовиков была счастливая старость. С воспоминаниями в окружении внуков. С чаем из блюдечка и грушевым вареньем.
Вы знаете, как закончили жизнь Егоров и Кантария, поднявшие знамя победы над Рейхстагом?
Я вам расскажу. Кто не знает — будет удивлен.
Егоров до старости не дожил. Разбился в автокатастрофе через 30 лет после своего подвига, в 1975-м.
Мелитон Кантария, узнав об этом, за руль своей «Волги» больше не садился никогда. В 1993 году собрался в Москву как беженец, потеряв все. Но факт: легендарный Кантария умер в купе поезда под Новый год, 27 декабря. По пути в Москву.
Я не представляю — как это возможно?
**

...Я смотрю кадры хроники — и не могу оторваться.
Страшно жалею, что упустил легендарного фотографа Евгения Халдея. Вот кто мог бы рассказать! Чудесный был дядька — и взгляд на войну совершенно феноменальный. Мне кажется, он был гением. Несогласных прошу не спорить, нам с вами не по пути.
Халдей на Кунцевском кладбище — и с ним уже не поговоришь. Вот оно, мое репортерское поражение. Не стало Евгения Ананьевича в октябре 1997-го — а я служу в газетах с 1993-го. Вполне мог напроситься на разговор! Почему никто не подсказал из стариков-правдистов, с которыми работал в одной редакции? Они-то все понимали!
То ли в Америке, то ли в Париже старенького уже Халдея спрашивали с великим почтением:
— В какой академии учились?
Халдей, не сразу догадавшись стащить с головы измятую советскую шляпу, отвечал всем им:
— Закончил четыре класса.
Это архив Халдея утек куда-то за границу — но, на наше с вами счастье, дочка годы посвятила тому, чтоб все вернуть в Москву. И смогла!
Кто-то сразу вспомнит снимок Халдея, как крепят советский флаг над Рейхстагом. Сегодня бы я подумал, что снято с коптера. Но в 45-м ловкий Халдей забрался еще выше, чем Егоров и Кантария. Вот и щелкнул.
Но главный снимок Халдея для меня другой. В котором настоящая жизнь, ликование последних дней войны. Когда выловил своим объективом на берлинской улице юного военкора и поэта-песенника Евгения Долматовского. Тот держал под мышкой сброшенный откуда-то бронзовый бюст фюрера.
Я смотрю на эту фотографию — и чувствую запах дыма. Ну и весны, конечно. Мне кажется, я сам рядом с Долматовским, в 45-м году — столько жизни в этой карточке.
Я читаю, что говорил про этот снимок сам Халдей: «Иду я и вижу Женю Долматовского с бюстом Гитлера под мышкой. Было это в районе Бранденбургских ворот. Я спросил: «На кой черт тебе этот мусор?» Тот лишь засмеялся, и в этот момент я сделал снимок».
Как здорово!
**
Как-то, купив в букинистическом древнюю книжку, я открыл дома, пролистнул.
Вдруг выпорхнул какой-то листочек, закружил — и я поймал его на лету. Всмотрелся: боже, это лотерейный билет! Розыгрыш должен был состояться 22 июня 1941 года. Не знаю, состоялся ли. Что-то сомневаюсь. А листочек — остался, храню.
Моя война — это рассказы фронтовиков, которых успел выслушать. Главное, что услышал:
— Ничего хорошего там нет. Не надо романтизировать.
Моя война — это наивные расспросы фронтовиков:
— Что же было самое страшное?
Пожимали плечами они одинаково. В ответах не повторился ни один.
Генерал и знаменитый футболист Юрий Нырков, помню, рассказал:
— Самое страшное — когда возле Потсдама «катюши» начали бить по своим.
Кто-то из фронтовиков такого не испытал — зато помнил другое:
— Лето, жара. Танки возвращаются. Вонь невозможная. А мы вычищаем из гусениц гниющие куски мяса, кости. Они ж утюжили окопы. Ничего ужаснее не было.
**

Я до сих пор хожу по следам войны. Вижу то, что многие не увидят.
Я заезжаю к изумительному мемориалу под Ржевом. Невозможно не проникнуться. Невозможно просто проехать мимо.
Но есть чуть поодаль памятник, о котором мало кто знает. Стоит разрушенная с одной стороны церковь. Снесенная снарядами по диагонали. Вокруг рвы, березовая рощица. Место называется погост Никольский на Городище.
Знающие люди расскажут — как сейчас я вам: вот в той стороне были немецкие позиции. А вон там — наши. Церковь оказалась ровно посередине.
Буксуя на пригорках, я доезжаю до этого холма. Бросаю автомобиль в низинке. Захожу внутрь церкви, вижу следы осколков, мин. Представляю, что за мясорубка здесь была.
Вот такая, наверное, Брестская крепость, куда пока не доехал. Такой дом Павлова.
Какой была та война, я хорошо понял, забравшись в леса под Петрозаводском. Через шаг что-то напоминающее. Будто все закончилось вчера. Где осколок, где продырявленная пулями полевая кухня.
Звездочками помечены места, где поисковики нашли тело погибшего бойца. То там звездочка, то здесь. А сколько еще не нашли!
Все остальное — не тронуто. Не зарыты окопы. Не заросли, не проглочены еще стволами сосен осколки.
Тишина, хрустальный, почти звенящий воздух, капельки росы. Теплый еловый аромат. Каждый птичий звук здесь отчетлив. Карельская зелень матовая, нигде такую не встречал.
И ты — один на один с войной.
**
Я со своей тягой к экстремальным походам доберусь однажды до зловещего Мясного Бора, исхожу всю «долину смерти». Там, где была окружена и сгинула Вторая Ударная. А ее командующий, генерал Власов, сорвал с себя погоны и сдался.
Ад ожидания скорой гибели показывал людей с неожиданных сторон — проявивший удивительную отвагу в сражении под Москвой Власов сдрейфил вдруг здесь, в лесах новгородчины. О чем потом говорил, заикаясь, на суде в 46-м: «С-смалодушничал».
Что такое Мясной Бор — не опишешь словами. Я пересмотрел десятки документальных съемок. Там все осталось так, как было в 41-м. Земля, болота что-то поглотили — но далеко не все.
Мне страшно туда ехать. Я знаю, что вернусь потрясенным и опустошенным. Но обязательно доберусь. Почему-то мне это надо. Почему? Не знаю.
Как заеду, обязательно заеду в деревню Головково Наро-Фоминского района. Там до сих пор то ли стоит, то ли уже лежит та старая ива, на которой повесили 22-летнюю красавицу Веру Волошину 29 ноября 1941-го.
Война рядом, она осязаема. 80 лет после — совсем немного.
**

Я всегда с великим почтением относился к Виктору Тихонову — зная, что это человек из другой системы координат. Он прожил жизнь, какая мне и не снилась.
Я видел его около Большого театра в окружении фронтовиков — и чувствовал прилив любви. Мне хотелось обнять Виктора Васильевича. Но я стеснялся.
Однажды он приобнял меня, растроганный разговором обо всем этом. Оценил телосложение:
— Какой здоровый! Защитника, наверное, играл?
— Вообще не играл, Виктор Васильевич, — отвечал я.
Не вдаваясь в подробности — что именно здесь, в старом дворце ЦСКА, мне зарядили шайбой в колено. На чем мой хоккей и закончился.
— Эх, — искренне огорчался Тихонов. — Возьми-ка конфетку.
— Едва немца оттуда выбили, я с приятелями и рванул смотреть. Мне было лет тринадцать. Добирались четверо суток. Ехали на крышах вагонов, нас дважды снимала милиция. Из участка через окно убегали — жара стояла, все нараспашку.
— Как же не свалились с крыши вагона?
— Надо было держаться за трубу. Так и ехали — в обнимку, еще и спать умудрялись. На товарняке добрались до Курской дуги. Проехали это поле: батюшки, сколько ж там разбитых танков! Сплошь покореженный металл — ужас!
Дома потом влетело. Мама часто наказывала. Когда постарше стал, однажды замахнулась, но я крепко схватил ее за руку. И она заплакала. Поняла, что сын вырос. А вот отец меня пальцем не трогал.
— Что-нибудь выяснили о его судьбе?
— Говорят, погиб под Сталинградом в 42-м. Но точное место неизвестно. Отца могли и не забрать на фронт — работал на секретном заводе, была «броня». Но когда завод эвакуировали, решил остаться с семьей в Москве. Позже ушел в ополчение. День Победы для меня самый главный праздник. Каждый год 9 мая иду к Большому театру, где собираются ветераны. Очень тепло ко мне относятся...
Kmart
гнида ползучая, не лезь своим глупым умишком туда, где ничего не смыслишь!и грамоте русской выучись,чума неумытая!!
07.08.2025
Kmart
тварь ты ползучая,ты еще не все философское дерьмо выжрал, идиот с НН???все новые аккаунты плодишь, вошь облезлая???
07.08.2025
Kmart
слышь, Гришка с НН, ты,сволочь, Сталина не трожь,понял??? Иначе язык на жопу натяну!!!
07.08.2025
АТЫРАУ
Мемориал во Ржеве-дерьмо!!!
07.08.2025
АТЫРАУ
Ты в военные места(места боев) не суйся,они не для тебя,чучело!
07.08.2025
АТЫРАУ
Стажер в "Правде" без опыта-так, мальчик на побегушках.
07.08.2025
АТЫРАУ
Гольшак ты уж не так сильно ври что ли???
07.08.2025
АТЫРАУ
"Долина смерти" у деревни "Мясной Бор"-это вообще страшное место.
07.08.2025
gyn
а он и объединяет, но только нормальных людей, а дерьмо вроде тебя и полпота отбрасывает
10.05.2025
gyn
выбрать ты сможешь только сук, на котором тебя повесят, и то не факт )
10.05.2025
gyn
так открой, а повторяй тупые вымыслы
10.05.2025
gyn
ты изначально в жопе
10.05.2025
gyn
эти "несколько человек" - парламент страны, воображающей себя приличной
10.05.2025
gyn
уничтожают память о войне те же категории людей, которые ее развязывали, поощряя гитлера
10.05.2025
gyn
"нынешние люди в Европе" очень разные, и ты посмотри - какие люди делают это, а какие не делают, тогда не будешь задавать тупых вопросов
10.05.2025
gyn
что может оправдать отождествление Украинского фронта с украиной? да еще нынешней! только безмерное лицемерие, такое как твое
10.05.2025
gyn
очевидно то, что ты все используешь в своих целях
10.05.2025
gyn
не тебе определять практики Великой Победы, подстилка западная
10.05.2025
gyn
а чем Черчилль лучше Сталина? но памятник ему стоит около Биг Бена
10.05.2025
gyn
воображаешь, что кому-то интересно твое мнение? )) просто без дураков скучно, так что пеши исчо ))
10.05.2025
metalurgleha
А в чем стыд?В плен сдался?убежал с поля боя,бросил раненого товарища7
09.05.2025
Pol Pol
Знать бы ещё, кого в этом винить, ваще было бы прикрасно .... но я догадываюсь.
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
Точнее не сам праздник, а его коньюнктурное использование
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
Больше всего меня удручает, что этот праздник стал разделять, а не обьединять как ранее
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
От нынешней войны больще всех выиграл США и Китай, но они не уничтожают памятнки. Страноо
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
Ты различаешь степень вины? Между уничтожением памяти о фашизме и войной?
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
Ты мне голову не морочь! Сначала пишешь, что Сталин не делал то, что делал фашизм, а потом начинаешь говорить, что это не имеет значение
08.05.2025
Диникин
Да, не они всячески помогают тем кто фашизмом заболел...
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
Я про то, что и при Сталине люди умирали от голода
08.05.2025
Диникин
Ты пишешь, много комментариев, и я не все вижу и не на все могу отвечать. В разных целях используют. Кто-то правда верит, что мир изменился и не наводит насилие, кто-то наживается на войне...кстати кто больше всего выиграл от нынешней войны? , кто-то использует в своих целях,что бы закрепить власть. Все используют в разных целях. А кто уничтожает эту память и зачем? Ответь пожалуйста!
08.05.2025
Диникин
Объясняю, как вижу это я. Одни используют, потому есть чем гордиться, другие просто уничтожают...что для тебя приемлемей?
08.05.2025
Pol Pol
Придёт пора, выберу ... да уже выбрал и выбирать тут нечего. Мне уж 65 стуканёт, я своё пожил в охотку, цену всему как бы знаю, примерно, .... но, могут тока в обоз взять ... да какая разница, пойду .... но ваши чмыри, не пройдут, так и знай ! Ты это хотел услышать ? Вот такой у нас с тобой получился разговор, хотя лично против тебя, ничего не имею .... но это поправимо.
08.05.2025
Диникин
Ну как посмотри видео, почитай про лагеря фашистов...людей освобождали, но необратимые процессы уже не остановить...Было такое?)
08.05.2025
Диникин
Чем он отличается от тех кто это делал, если воевал за из цели? Цели фашизма известны!?
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
Может потому что они вдруг заболели фашизмом? И таким образом готовятся завоевать Россию?
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
Кстати а в каких целях нынешние люди в Европе по твоеиу мнению это делают и почему?
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
Это дедается в целях защиты от России. Если бы Россия не продвигала образ как правильной наследницы (чуть ли не единственной) победителей, то глядишь в Европе это бы не приняло такие формы. Есди бы Советский союз после освобождения от фашистской Германии не насаждал коммунизм еще 45 лет, то этого было бы езе меньше. Страх зачастую руководит людьми больше, нежели разум
08.05.2025
Юрий Колотовкин
Ну ладно, не будем столь категоричными. Но мой дед тоже не рассказывал никогда. Так, обрывками, больше отшучиваясь...
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
На счет голодом до смерти это вряд ли
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
Муссолини тоже этого не делал и что?
08.05.2025
Диникин
Очевидно, что нынешние люди в Европе в своих целях, сносят памятники, аплодируют стоя выжившим карателям....напомню...которые делали мыло....ставят им памятники и называют улицы...скажи пожалуйста это делается в целях?
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
Очевидно, что сегодняшний режим использует празнование Дня Победы в своих целях
08.05.2025
Диникин
Мыло не делал, обложки из кожи не делал, голодом до смерти и в газовых камерах не травил....? И!? Далее мои выводы понятны?
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
А что сталинизм делал со своим народом и с освобожденными народами? Сталинизм для меня это не только Сталин, это и советская политика (ряд аспектов) в стиле Сталина после его смерти и в совеременной России. Символы Победы над фашизмом должны, в первую очередь, подкрепляться практикой, а не ленточками
08.05.2025
SPT
Спасибо!!!!
08.05.2025
Диникин
Символы это то, за то что Деды положили жизни. Почитай как хотели люди водрузить знамя ( флаг СССР) над рейхстагом. Т.е показать что победили фашизм. А Сталин это главнокомандующий, который выиграл войну у всей европы, у объединённой экономики европы, и людского ресурса. У зверей, тех кто варил из людей мыло, из кожи делали обложки для книг, травили в газовых камерах, и морили голодом насмерть...женщин и детей... кстати исполняли эти зверства те, кому аплодируют стря в парламентах страны...
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
Причем тут символы?! Наши деды побежили фашизм в Германии, но сталинизм все еще жив на их Родине
08.05.2025
Диникин
Да задело, ну и тебя тоже я смотрю торкает, ой прям на гавно изошел))) Приятно слушать прямо))) Ну как бы выбор тоже есть. Загадотряд или мыло, обложки для книг, газовые камеры, ну или голодинасмерть...выбери пожалуйста))(
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
Да
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
Зачем нам судить о его деде, когда достаточно открыть глаза на день сегодняшний
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
А подмахивать такой власти это какое?
08.05.2025
shpura
На постановочном снимке Халдея вовсе не Герои Егоров и Кантария, а совсем другие воины.
08.05.2025
metalurgleha
По сути,Виктора Васильевича обозвал тихоном,заслуженных пожилых людей ряженными с блямбами.Про какие то пляски вообще непонятно,но неприятно.Короче,от чела идет негатив,не рад он ,что будут праздновать День Победы.
08.05.2025
Pol Pol
Ишь бляяяя, как тему то задал, как задело то, за живое то а ???!!! Да ему до дверца, каком чёрту Дед лужил, это был его дед и всё тут и кранты и дед прав и он прав и такие как он, тоже правы, вот тут у них вся понималка, где началась, там она и закончилась ! Продукт, самый натуральный, накаченый говном Ещё Брежневской пропы, по самую макушку ! Дед с фронта пришёл, остальную всю жизнь, горькую глушил, палец о палец не ударил ... да пох, всё равно гордится ! А таких дедов, пол Союза было ! Бабы за них ишачили, а они с печки орали, как им трудно на фронте пришлось ! В заградотряде. Мерзавцы. И какими бы козлами б они возможно и нибыли бы, всё одно их правда и хоть ты им кол на бошке теши, им всё пох ... да ну их всех в жопу !
08.05.2025
Dexterous
на Набиллину молиться надо вообще то. Она по моему единственный кто что то делает, чтобы страна не стала с уровнем жизни Замбии.
08.05.2025
Dexterous
Мои дедушка и бабушка почти ничего не рассказывали о войне. Оба прошли до Кенигсберга. Рука об руку. Вдвоем. Все обвешанные наградами - орденами и медалями. Но всегда с грустными глазами кричащими «Лишь бы снова не было войны»…
08.05.2025
Диникин
Еще раз. Я некогда не пойму и не приму, то что запрещают Символы победы, сносят памятники, аплодируют недобитым фашистам, называют в честь них улицы и ставят памятники, переписывают учебники обеляя фашизм. Я достаточно ясно объясняю? Далее спор считаю бесполезным и не нужным. Я ненавижу тех кто хоть как-то фашизм оправдывает.
08.05.2025
Симон Вирсаладзе
не согласным быть это одно , а хохлам подмахивать это совсем другое
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
А вообще все, кто не согласны с позицией партией и правительства, хохлы
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
Странные вы, земляне. Гугл, Алиса. Скоро только с ними и будете общаться
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
Что делала фашисткая Германия во внешнй политике?
08.05.2025
Диникин
Не вижу как наша нынешняя власть пытается у нас украсть, а вот по ним видно. По действиям видно. Действие при выше всего. И как мне не объясняй, что белое это черное, я вижу что оно белое. Тоже прямой и честный ответ. Спорить не собираюсь.
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
Скажу вам прямо: победу наших дедов, их дело пытаются у нас украсть, прежде всего, не те, а наши власти. Но ничего не выйдет. В этом реальная причина, а не повод.
08.05.2025
Симон Вирсаладзе
скалагримм это хохлячий помойный черт
08.05.2025
Диникин
Да, да и еще раз Да! Не причина , а повод. Те кто благодарны символы победы не запрещают. Улицы в честь фашистов не называют, памятники фашистам не ставят...
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
Нет, причина
08.05.2025
Диникин
Ты кто такой что бы моего Деда судить? А обвинения во лжи от тебя не интересны...и не обижают..., мне на твое мнение насрать)))
08.05.2025
Scallagrim
Один из шести братьев выжил и радовался? Или ты звездиль, друг, или гнилой персонаж был этот выживший. Видимо, потому и выжил.
08.05.2025
Диникин
Не зависимо от причин. Это Символы победы над фашизмом. Благодарные так не поступают, памятники не сносят, фашистов в этот день не вспоминают, ну если ненавидят фашизм...Если поддерживают то вспоминают и скорбят...
08.05.2025
Диникин
Если это правительство то да, там же демократия там правительство выбирают, или нет?
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
Причина?
08.05.2025
Диникин
А что там пояснять, власти Германии запретили на 9 мая флаги СССР и Георгиевские ленты....
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
Разве по тому, что кому то аплодируют несколько человек, можно судить о благодарности народа или народов?
08.05.2025
traveller09
Нет. И тут, признаюсь, даже гугл с Алисой Вам не поможет. Но...Дорогу осилит идущий. За сим прощаюсь.
08.05.2025
Диникин
Гунько вон жив, аплодируют ему стоя нынешние фашисты...
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
Можешь пояснить?
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
Ты можешь раскоыть свою мысль шире?
08.05.2025
Диникин
Да вижу как благодарны, избавь меня бог от такой благодарности...
08.05.2025
traveller09
Я ещё в студенческие годы читал одну книжицу...Про квантовые вещи и про...Иисуса. Забавная вещица. Я вот по этой причине, когда прочитал новость про табличку Гитлеру...впомнил ту книжицу... И написал пост.
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
Горит и кружится планета Над нашей родиною дым И, значит, нам нужна одна победа Одна на всех - мы за ценой не постоим Одна на всех - мы за ценой не постоим Нас ждёт огонь смертельный И всё ж бессилен он Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный Десятый наш десантный батальон Десятый наш десантный батальон Едва огонь угас Звучит другой приказ И почтальон сойдёт с ума Разыскивая нас…
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
Проигравшие мертвы!
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
В этот мир победил фашизм немецкий, и немцы нам за эту победу благодарны
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
А с орбиты не спущусь! Как уже говорил, вы слишком притянуты Землей, "а мне летать охота")
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
Видишь, удалил. Признаюсь, еще не освоился ао всех ваших земных перепетиях)
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
Ну тогда уважил.Благодарю. С наступающим праздником! Мира нам во всех мирах)
08.05.2025
traveller09
Да, для орбитальных.
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
Почему не напмсать в одном сообщении? Это специальный тест на внимательность что ли? Надо уважать собеседника
08.05.2025
traveller09
Гость, спустись уже с орбиты. В Приднестровье установили мемориальную доску Гитлеру(с) Забей это в поисковую строку.
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
А по сути что он не так написал?
08.05.2025
traveller09
Пипец. Сколько же тупого быдла здесь. У вам же гугл с Алисой есть!
08.05.2025
Диникин
О_о повесточка?!))) День памяти и скорби? А я буду радоваться, как мой Дед, который один из шести братьев выжил. И всегда радовался в этот день. И я буду радоваться. Потому что в этот день люди победили! Победили в самой страшной войне, победили самых страшных выродков которые пришли их убивать! Радуются победители, проигравшие молча скорбят...им не о чем радоваться, и хотят что бы молчали другие о том что натворили они!
08.05.2025
traveller09
Читай выше. П. С. Семён Гитлер-Гитлев. Ничего личного. Просто прочитал буквально вчера. Запомнилось.
08.05.2025
Инопланетный гостЬ неизбывный
Ты спятил?
08.05.2025
traveller09
А если по теме, то соглашусь про коммент, где говорят про стыд и грязь. Ибо чистый человек будет стыдиться таких поступков. И воспринимать он может это именно так. А про...жертвоприношение...я бы напомнил историю...даже...байку...о Бодхисаттве и тигрице. Однажды он сидел на горе...И увидел больную и измученную голодом тигрицу, у которой не было сил накормить своих детёнышей. И тогда Будда пожертвовал собой, сбросившись со скалы.
08.05.2025
traveller09
Ну а если православные сейчас возмутятся, то просто уточню, что я про...Семёна.
08.05.2025
traveller09
Слава Гитлеру! Героям слава!
08.05.2025
Як Цидрак
Мясной бор... под Бахмут сходите, Юрий, лет через 10-15, если он зоной не станет, как у Стругацких.
08.05.2025
Slim Tallers
За такое сочетание цветов,как у Кваши на свитере,нынче 15 суток в Минске обеспечено.
08.05.2025
Pol Pol
Ты про себя ... тогда подтвержаю.
08.05.2025
metalurgleha
Я же говорю,что урод.
08.05.2025
Dim711
Если бы не Эльвира, всей страной бересту бы жевали.
08.05.2025
Pol Pol
Всегда приятно быть первым .... Ну а мнение твое, да мне насрать, собственно, на него, я уже понял, что ты за бланш .... под глазом. Так что, бывай убогий, можешь утешить себя лишь одним, ты не один такой .... танцор, во время чумы.
08.05.2025
kolos249
Да-а, были времена, были люди...
08.05.2025
metalurgleha
Никому минусы не ставил,ты первый.
08.05.2025
metalurgleha
Ну ты и урод моральный
08.05.2025
Pol Pol
А причём тут Тихон ? Война закончилась, ему 15 еле исполнилось, даже 14 ..... Он чё, сын полка, что ли ? Что Голый, очки набираешь ? Полтора ветерана может осталось, все давно почили, теперь ряженые с блямбами сидят .... чё ты тут чешишь ! Я в детстве, Жывых ветеранов этого дела видел и не одного и не двух .... как ни пытались их разговорить, будучи пацпнами ... а они об этом вобще помалкивали ... накатят не чокаясь и смотрит куда то вдаль, молчит и нихрена не говорит. Устроили тут пляски, вокруг молчания, уроды !
08.05.2025
Pol Pol
Вобще не ньюхали !
08.05.2025
Олег Свистунов
Спасибо автору!!! И низкий поклон воинам ВОВ, труженикам тыла, стране.... а не как сейчас набиулины и другие...
07.05.2025
Dmitriy Nekrasov
Вечная Слава нашим Героям! Спасибо Вам за эту статью. В эти дни на глазах часто появляются слезы. Вечная Память павшим за свободу нашей Родины!
07.05.2025
Antonian Selebrinsky
Вот про то, что не любили говорить про войну прямо в точку, дед всегда говорил, что война это грязь и стыд, вспоминать не любил. Сдается мне, что те кто байки травил, да по классам с рассказами ходил особо пороха не нюхали.
07.05.2025