Допинг
10 декабря 2019, 13:45
Сергей Шишкарев приехал на арену чемпионата мира-2019 сразу из аэропорта, едва прилетев в Японию. После матча Россия — Черногория, где Россия досрочно оформила путевку в полуфинал турнира, он поделился с «СЭ» мнением об игре сборной и о ситуации с санкциями ВАДА.
— Сергей Николаевич, есть две темы для обсуждения — хорошая и плохая. Начнем с хорошей — сборная досрочно вышла в полуфинал. Как вам ее игра на турнире и конкретно этот матч, первый из увиденных вами вживую.
— Вживую все, конечно, совсем по-другому выглядит. Девчонки сейчас спрашивали, как мы долетели — а рассказать-то и нечего, после таких дел... Сутки в дороге, но вся усталость снимается таким полуторачасовым действием, которое не оставляет равнодушным.
С Черногорией получился тяжелейший матч. Соперницы были заряжены дать бой. Грубоватая команда, нацеленная на то, чтобы выбить лидеров, нейтрализовать тех, кто больше всего настроен на достижение результата. Небольшое замешательство, которое возникло у нас в середине и в конце первого тайма, с лихвой компенсировалось совершенно фееричной игрой Фроловой и Манагаровой. Фантастические вещи сегодня совершала Вяхирева. То, что сотворили эти небольшие девчонки — можно за пояс запихать мощь черногорок, которые, кажется, в два раза их выше. Но дело не только в физических данных, но и в мастерстве, в умении выбрать ту единственную возможность забить. Поздравляю всю команду. Не было тех, кто сделал больше или меньше, все переживали друг за друга. Досрочный выход в полуфинал дает нам если не шанс выбирать соперника, то сидеть на трибуне и думать, с кем же удобнее встретиться в полуфинале. Отмечу также не совсем адекватное судейство. Не говорю, что оно было в нашу пользу или в пользу черногорок, но это аспект, над которым нужно работать. Пары с такой квалификацией нельзя выпускать на турниры высокого уровня.
— После вылета действующих чемпионок мира француженок и досрочного выхода в полуфинал цель сборной России — только золото?
— То, что наша цель на турнире — золото, было объявлено с самого начала. А решение ВАДА придаст дополнительную мотивацию всей команде. Если кто-то размышляет, что какая-то российская команда или спортсмен выйдет без флага, так мы поднимем тысячу флагов в финале (дай бог, чтобы он состоялся). Не хочу загадывать, но буду желать девчатам выхода в финал и победы в нем. Если это случится, золото еще больше будет окрашено в российский триколор.
— Теперь о грустном. Насколько неожиданным стало для вас очень жесткое решение ВАДА?
— А на мой взгляд, решение еще не самое жесткое. Только что переговорил с главой Международной федерации гандбола. Он сказал, что уже сегодня в рамках исполнительных органов ИХФ обсуждался вопрос о допуске российской сборной на Олимпийские игры. Вне зависимости от того, будет ли разрешено играть под национальным флагом или нет, чистые спортсмены — а мы уверены, что будем все делать для того, чтобы обеспечить чистоту наших спортсменов — будут играть на Олимпиаде по спортивному .
Сложно оценивать, ведь я не судья, но мне кажется, что это ожидаемый вердикт ВАДА. Но я еще несколько лет назад говорил и мы неоднократно общались на эту тему с гораздо более амбициозным и нацеленным на защиту интересов своей страны президентом ОКР Станиславом Поздняковым... Мне импонирует позиция Павла Колобкова, но вы знаете, после драки кулаками не машут. Все аргументы и те вещи, которые могли бы сыграть в нашу защиту нужно было готовить заранее, а не после оглашения этого решения.
Безусловно, остается вариант подать апелляцию. Но повторю то, что говорил уже неоднократно — нам нужна сильная лоббистская, юридически грамотная, говорящая на всех языках группа, которая обеспечила бы защиту наших интересов. А то мы даже разобраться не можем, что это за гадание на кофейной гуще — были нарушения или нет, по праву нас наказали или нет. У сильного государства должна быть сильная правовая позиция! Слово «право» здесь ключевое! Настаиваю и хочу продолжить этот разговор на самом высоком уровне. Более того, предлагал свои услуги для того, чтобы правовыми методами, основанными на защите интересов спортсменов, защищать интересы Российской Федерации.
— Насколько велики ваши опасения, что кого-то из гандболисток могут не пустить на Игры?
— Если людей искусственно будут отлучать от спорта, придумывая всякие истории, то это будет вдвойне беспредел. Но не думаю, что так произойдет. Все чистые спортсмены, которые соблюдают антидопинговые требования, будут допущены к соревнованиям. Такого большого скандала и беспредела по недопуску никто не допустит. По крайней мере, надеюсь, что у нас хватит сил, мощи и аргументов этого не допустить. Но и к самим себе нужно относиться более строго.
Не просто раз за разом разговаривать, а менять систему применения препаратов, принимать реальные меры. Не чтобы сам спортсмен отвечал, если он что-то принял. Хотя, конечно, в итоге это его ответственность и вина. Но с другой стороны, есть современные медицинские методы, которые существуют на сегодня в мире по витаминному питанию и применению разрешенных препаратов и которые помогают спортсменам поддерживать оптимальную форму. Разве мы не в состоянии обеспечить применение всего этого?!
Истерики быть не должно. А должна быть, во-первых, планомерная работа, направленная на смягчение обстоятельств и возможное изменение тех решений, что были приняты. Во-вторых, должна быть скрупулезная работа во избежание провокаций и применения к нам каких-то незаконных методов. В-третьих, может, не в рамках Олимпийского комитета и Минспорта, а по линии МИД создать специальную группу, которая будет защищать интересы российских спортсменов.
— Вы уже изучили вопрос — вам самому разрешат находиться на Олимпиаде?
— Мне как главе организации можно будет присутствовать на Играх. Я не попадаю под категорию чиновников, не представляю олимпийский комитет или исполнительные органы соответствующих спортивных ведомств. Но если честно, я бы лучше сам не поехал на Олимпиаду, лишь бы туда поехал российский флаг... Для меня это куда более престижный аспект, чем собственное присутствие.