19 января 2017, 09:00
Владимир ИВАНОВ
из Нанта
– Насколько удовлетворены тем, как складывается турнир для нашей команды?
– Не могу сказать, что мы всем довольны. Рассчитывали обыграть Норвегию. В любом случае, все еще впереди. Многое решит матч с Бразилией. Играем за третье место в группе. Тогда в 1/8 попадем на Словению.
– Можем и на испанцев, если те проиграют словенцам.
– Это маловероятно.
– Французы вас хоть чем-то удивили? Или были готовы, что они сыграют настолько здорово?
– Вот от них мы как раз ждали чего-то подобного. У них отличный подбор исполнителей и невероятная взаимозаменяемость. Плюс свои трибуны и график, который составлен таким образом, что они играют через день. А у нас, например, игры с Польшей и Францией шли подряд. Все это, конечно, не оправдывает нас и мы могли выступить достойнее, но и трагедию из этого поражения делать не нужно.
– Дмитрий Торгованов сказал, что французы с такой игрой станут чемпионами мира.
– Полностью согласен. Они производят очень сильное впечатление. Мне кажется, они сейчас на порядок лучше, чем на олимпийском турнире.
– А бразильцы?
– У них поменялся тренер и в этой связи немного изменился тактический рисунок. Мне кажется, они наоборот чуть сдали свои позиции. У них есть определенные сложности, и только наша игра покажет, у кого их больше: у России или Бразилии.
– Если все сложится хорошо, мы выйдет на Словению. Она объективно сильнее России. За счет чего тогда мы можем ее обыграть?
– За счет командных действий. Словенцы очень мощно выглядят индивидуально, и противопоставить им что-то мы можем своей слаженностью. Если с Францией рассчитывать на успех нам крайне сложно, даже при условии, что все получится, то вот словенцев, если никто у нас не выпадет, обыгрывать реально. Но для этого вратари должны спасать, защита действовать очень строго, а нападение – забивать своё. Хоть одно звено выпадет – пиши пропало.
НАШЕМУ ПОКОЛЕНИЮ ХОЧЕТСЯ ЗАЯВИТЬ О СЕБЕ
– В игре с ними вы били четыре пенальти и, несмотря на шум почти 11 тысяч зрителей, все реализовали. Рука совсем не дрожала?
– Признаюсь, не очень комфортно чувствуешь себя, когда трибуны так поддерживают соперника. Но все-таки у меня опыт какой-то имеется.
– Реализация семиметрового – это исключительно мастерство? Или еще и везение?
– Везения тут ровно столько же, как и в других бросках. Да, в единичных случаях может фартануть – например, когда мяч отскакивает от штанги во вратаря и залетает. Но 90 процентов – это соперничество игрока и голкипера, психология. Доля везения тут минимальна.
– Вратарей перед игрой разбираете?
– Конечно. Готовимся к каждой команде, изучаем защиту и нападения. А я для себя, разумеется, выискиваю слабые места и у вратарей. Но и голкиперы в свою очередь так же разбирают нас.
– Вы выходите бить пенальти в основном со скамейки. Это нормально?
– Спокойно к этому отношусь. На моей позиции выходит Даниил Шишкарев и он показывает очень хорошую игру. Смысла что-то менять я не вижу. При этом всегда готов подменить, если это требуется.
– Но бить те же семиметровые в решающие моменты, не будучи в игровом тонусе, наверное, тяжело.
– Определенные сложности имеются. Когда ты в игре – чувствуешь ее ритм, мяч. Но выбора у меня нет (улыбается).
– На данный момент вы лучший бомбардир сборной. Неожиданность?
– Полная. Даже не задумывался об этом и только сегодня узнал от кого-то об этом. Дело в том, что у нас уже немолодая команда и для многих этот турнир – один из последних шансов заявить о себе на высоком уровне. Для некоторых нынешний чемпионат мира – последний. Поэтому все эти промежуточные результаты нас мало волнуют. Вот в конечном итоге добиться чего-то серьезного – это совсем другое дело.
– У нас и в самом деле команда опытная. Вам и Горбоку – 34 года, Дибирову и Шельменко – 33, Чипурину – 36, а Черноиванову – 37. Общались с ребятами на тему продолжение карьеры в сборной?
– С учетом возраста все ставят вопрос ребром: сейчас или никогда. Никто не молодеет. От сборной никто не отказывается, но кто-то туда на следующий турнир может просто не попасть. Поэтому нашему поколению очень хочется проявить себя. Каждый турнир играем, понимая, что он может быть последним.
– А есть на подходе молодые таланты, которые могут прийти на смену?
– К сожалению, в мужском гандболе у нас не лучшая ситуация в плане смены поколений. Выбор состава очень ограниченный. И тренерам еще предстоит решить, как разобраться с этой проблемой.
СТАНЬ ШИШКРЕВ ПРЕЗИДЕНТОМ ЛЕТ 15 НАЗАД – О НЫНЕШНИХ ПРОБЛЕМАХ ДАЖЕ НЕ ЗАДУМЫВАЛИСЬ БЫ
– Почти все россияне сейчас играют в зарубежных клубах. Это хорошо?
– Конечно. Наш чемпионат сейчас слаб и неконкурентоспособен. Разумеется, лучше чтобы спортсмены играли в более сильных турнирах.
– Но при этом вы в "Чеховских медведях" с 2003 года. Нет желания попробовать свои силы за границей?
– Одного моего желания тут недостаточно (улыбается). Все идет к тому, что нынешний сезон – последний для меня в подмосковном клубе. А дальше загадывать пока не будем.
– Почему женские сборные успешны по девушкам, юниоркам и, как следствие, имеют крепкую основную команду? А вот у мужчин провал по всем фронтам.
– Думал над этим. Дело в том, что у нас сложно заманить ребенка на гандбол. Родители куда вероятнее отведут его в футбольную секцию. Наш спорт – не популярен в России. А если массовость небольшая – откуда брать игроков? На старом багаже мы какое-то время держались, а потом случился провал.
Вы можете представить, чтобы у нас на гандбол пришло 10 тысяч зрителей? А здесь столько ходит даже на игры других сборных. У людей такие турниры – праздник! И в тех же Германии и Франции ручной мяч – второй по популярности вид спорта. Все игроки национальной сборной на слуху, дети с удовольствием идут в секции. У нас же все как-то держалось на плаву лишь на победах женской сборной.
– Но сейчас, насколько я понимаю, очень серьезно в этом направлении старается работать федерация?
– С приходом Сергея Шишкарева ситуация кардинально меняется. Вот именно такого человека во главе не хватало нашему гандболу. Стань он президентом лет 10-15 назад – о нынешних проблемах мы бы даже не думали.